Разное

Обучение c builder 6 – Урок 1 — Обучалка C++Builder

Уроки и примеры программирование на C++ в Builder 6

Подключаемся к базе данных Access | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1300
Текст из Edit в Label | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1825
Запуск приложения по середине | Программирование С++
Автор: Administrator
Просмотров: 1202
Создание и удаление папки на С++ | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1563
Запрет на изменение размера колонок в таблице DBGrid | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1848
Подключение сетевого диска при нажатии на кнопку Button | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1307
Вывод на печать простого отчета на С++ из FastReport 5.0 | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 3637
Из первой формы Form 1 открыть вторую форму Form2 | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 3788
Пять вариантов вычисления числа Пи на С++ | Программирование С++ Автор: Administrator Просмотров: 1967
При нажатии на кнопку Button, суммируем значения цифр из Edit | Программирование С++ Автор: Administrator
Просмотров: 1435

cpptutor.ru

Урок 1. Первая программа на С++Builder — C++Builder 6 — Каталог статей

Начнем изучение С++Builder с самого простого. Для начала запустите С++Builder.

После запуска, перед вами появиться окно вашего будущего приложения. Код, который уже сгенерирован, можно просмотреть в окне кода, для перехода к нему нажмите F12. Пока не чего не изменяйте, подробнее его мы рассмотрим в следующих главах. Теперь преступил к созданию первой программы. Первым делом поменяем размер формы, для этого кликнете в любое место формы. Потом отредактируйте свойства ClientHeight и ClientWidth, поставьте значения 150 и 180 соответственно, первое свойство изменяет высоту окна, а второе его ширину. Также можно подписать окно, для этого отредактируем свойство Caption, поставив значение «Программа».

Далее выберите на палитре

Standard элемент Button. И поместите его на форме, после этого отредактируйте свойство Caption, поставив значение «ОК», это свойство определяет надпись кнопки. Далее выберите на палитре Standard элемент Label. И поместите его на форме, после этого отредактируйте свойство Caption, поставив значение «Здесь будет надпись», это свойство определяет надпись объекта.

После этого выделите кнопку, и перейдите на вкладку Events окна Object Inspector, двойным щелчком левой кнопки мыши, зайдите в событие OnClick, данное событие происходит, когда кто-то нажмет кнопку. После этого произойдет автоматический переход к окну кода и сгенерируется код события приведенный ниже.

 

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) //Название процедуры

{ //начало

//место для кода

} //конец

 

Теперь допишем нужный код для работы нашей программы.

А именно код Label1->Caption=»Моя первая программа»;

Где:

Label1 – Название объекта, в нашем случае это надпись.

Caption – Свойство объекта.

= — оператор присваивания, то есть с помощью этого оператора мы присваиваем новое значение свойству объекта.

“ – кавычки обозначают, начало и конец строкового значения.

; — оператор закрытия, служит для закрытия операций.

 

После внесения данного строки код должен выглядеть так.

 

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)

{

Label1->Caption=»Моя первая программа»;

}

 

Теперь запустите программу и проверьте её работу путем нажатия кнопки «ОК».

Все на это первый урок закончен.

bdrc.ru

Введение — Borland C++ Builder 6 — Програмирование — Инструкции

Данная книга не претендует на полное и детальное описание программного продукта Borland C++ Builder 6, но благодаря своей компактности она позволяет, не боясь большого объема материала для изучения, осваивать этот пакет и очень быстро начать писать свои программы.


Работать в среде Borland C++ Builder 6 может любой пользователь компьютера, имеющий хотя бы минимальные знания о программировании, например, из программы школьного курса. Постепенно этот человек может увлечься и стать настоящим программистом.


В своем изложении я хочу, не отягощая избыточностью материала, зажечь и увлечь в этот удивительный и прекрасный мир программирования новых, еще не познавших свой путь, людей. Хочу дать первый импульс к творчеству и ключ к простому пониманию замысловатых специальных понятий и терминов.
Программы разрабатываются в среде Borland C++ Builder 6 настолько просто и легко, что после первых упражнений с этим продуктом, с ним уже не хочется расставаться никогда.

 

Мы вместе с вами не только изучим основные инструменты пакета Borland C++Builder 6, но и напишем свои первые программы с поразительной быстротой и легкостью. И я думаю, после этого вы сами начнете читать и изучать больше и больше об этом удивительном продукте, открывая путь к своей вершине совершенства.
И самое главное — все, что вы прочтете здесь, необходимо закреплять собственной практикой при работе за компьютером. Только так, с помощью практики, можно добиться хороших и прочных знаний в любом полезном деле. Не пытайтесь усвоить весь материал за один присест. Не ленитесь перечитать то, что не поняли или недопоняли, или забыли. Помните, «повторение — мать учения».
Новые понятия обычно усваиваются только после третьего прочтения. Придерживайтесь этих правил — и обязательно добьетесь успеха. Поверьте в себя!

 

Далее в тексте я буду использовать некоторые специальные термины, поясняя по ходу изложения материала, что они означают. Эти термины являются общеупотребительными для программистов, и к ним необходимо привыкнуть. В дальнейшем это очень поможет в изучении и освоении новых программных продуктов и специальной технической литературы.
Одним из первых таких терминов является объектно-ориентированное программирование (ООП). Данный термин означает, что при разработке программ используются объекты в виде окон программы, программных кнопок, групп флажков и т. п., знакомых пользователям компьютеров по программам, работающим в Windows. Данный метод разработки упрощает создание программы и не требует от программиста детально продумывать весь алгоритм работы программы от начала и до конца, как это делалось в структурном программировании. Разработку программы, используя этот метод, можно разбить на отдельные этапы, а затем соединить их вместе для получения конечной программы. Именно такой метод разработки имеет Borland C++ Builder 6 и ему подобные пакеты для создания программ под Windows.

 

ООП дает возможность писать программу постепенно, шаг за шагом, создавая отдельные небольшие программы (функции-методы) для обработки действий (событий), вызываемых объектами (кнопками и окнами программы, кнопками клавиатуры и т. п.)- Скоро вы привыкнете к этим терминам и легко будете манипулировать ими, поверьте мне на слово.

radio-hobby.org

Глава 1. Установка — Borland C++ Builder 6 — Програмирование — Инструкции

 

 

В этой главе говорится о том, как установить среду разработки Borland C++ Builder 6 на компьютер. В ней шаг за шагом описана вся последовательность установки и возникающие при этом сообщения и запросы. Если вы уже установили Borland C++ Builder 6 на свой компьютер или не нуждаетесь в такой помощи, можете пропустить эту главу и приступить к чтению следующей.
Несмотря на то, что установка какого-либо программного продукта на компьютер является довольно простой процедурой, многие начинающие пользователи не могут самостоятельно с ней справиться и прекращают изучение программы. Проблема установки состоит скорее не в сложности операций, сколько в непонимании вопросов, задаваемых программой инсталляции пользователю. Для того чтобы помочь начинающим пользователям в установке программного пакета Borland C++ Builder 6, процесс инсталляции излагается здесь в подробном варианте. В связи с этим рассматриваются всевозможные ситуации, которые могут и не возникнуть у большинства пользователей. Поэтому некоторые окна, рассматриваемые здесь, могут не появиться на экране компьютера при установке пакета Borland C++ Builder 6. Тем не менее лучше знать об их существовании и действиях, которые необходимо выполнить при появлении таких окон, чтобы не испытывать дополнительных трудностей.

 

Для установки Borland C++ Builder 6 на персональный компьютер не требуется особых знаний. Здесь подробно описывается весь процесс установки, шаг за шагом, с объяснением возникающих при этом сообщений. Желательно, чтобы компьютер, на который будет производиться установка пакета, имел процессор типа Pentium или Celeron с тактовой частотой не ниже 166 МГц, объем памяти компьютера был не менее 128 Мбайт, и на диске было свободное пространство объемом не менее 750 Мбайт. Естественно на компьютере уже должна быть установлена операционная система Windows 95/98/ME/NT/2000 или ХР, и он должен иметь накопитель CD-ROM. После включения компьютера и завершения его загрузки установите в привод CD-ROM компакт-диск, содержащий инсталляционный (установочный) пакет Borland C++ Builder 6. Если на компьютере разрешена автозагрузка CD-ROM, то через несколько секунд после установки в CD-ROM диска будет произведен автозапуск программы инсталляции или программной оболочки компакт-диска, в которой можно выбрать установку пакета. Если автозапуска не произошло, необходимо с помощью Проводника открыть содержимое компакт-диска и запустить в нем программу установки с именем setup, установив курсор мыши на имени этого файла и дважды щелкнув после этого левой кнопкой мыши.
Иногда установочный пакет хранится на компакт-диске в упакованном виде, для того чтобы разместиться на ограниченном объеме диска вместе с другими программами. При запуске программы установки с таких дисков вначале производится автоматическая распаковка установочного пакета на жесткий диск компьютера для последующего запуска установки среды разработки. Распаковка начинается с отображения на экране компьютера окна, подобного тому, что приведено на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Окно сообщения о подготовке к распаковке файлов установочного пакета

 

При выполнении такой процедуры необходимо указать путь для распаковки установочного пакета на тот раздел диска, где имеется свободное дисковое пространство с объемом не менее 731 Мбайт. При этом не забудьте, что для последующей установки пакета Borland C++ Builder 6 понадобится еще 750 Мбайт свободного пространства. Таким образом, при распаковке установочного пакета на диск С: нужно будет иметь на нем не менее 1481 Мбайт свободного дискового пространства. Либо укажите для распаковки инсталляционного пакета другой раздел диска, например D или Е, если такие разделы существуют на вашем компьютере и имеют необходимый объем свободного дискового пространства.
Процесс распаковки файлов из архива отображается в окне, подобном представленному на рис. 1.2.

 

Рис. 1.2. Окно процесса распаковки файлов установочного пакета

 

После завершения установки пакета Borland C++ Builder 6 все распакованные из архива файлы можно будет удалить для освобождения пространства на диске.
Иногда компакт-диск содержит файлы помощи с названием типа readme.txt. В этих файлах содержится полезная справочная информация, помогающая установить необходимый программный пакет на компьютер, избегая при этом ошибок и напрасной потери времени. Прочтите содержимое этих файлов перед началом установки. Это избавит вас от ошибок и ускорит установку пакета.
Итак, после распаковки архива происходит автоматический запуск установки пакета Borland C++ Builder 6 на компьютер. Если этого не происходит, отыщите среди распакованных файлов файл с именем Borland C++ Builder 6.msi и дважды щелкните по нему левой кнопкой мыши.
При этом начнется установка пакета, сопровождающаяся отображением на экране окон с информацией, описывающей ход установки и предлагающей пользователю ввести некоторые данные или сделать определенный выбор.
Вначале появляется окно мастера установки InstallShield Wizard, показанное на рис. 1.3. При этом программа установки производит проверку типа установленной на компьютер операционной системы Windows.

 

Далее появится окно Windows Installer (рис. 1.4) с сообщением о подготовке к установке.

 

Рис. 1.3. Окно мастера установки InstallShield Wizard

 

 

Рис. 1.4. Окно Windows Installer

 

 

Рис. 1.5. Окно сообщения о подготовке мастера установки

 

После чего на экране отобразится окно, приведенное на рис. 1.5, в котором сообщается о том, что производится подготовка мастера установки, который проведет пользователя через всю установку пакета.
Это окно быстро сменяется на окно (рис. 1.6) с сообщением о том, что мастер установки готов к установке пакета Borland C++ Builder 6 на компьютер и для продолжения необходимо нажать кнопку Next. Здесь же можно прекратить установку, нажав кнопку Cancel. Если по какой-либо причине потребуется прекратить установку, это можно будет сделать и позже, на следующих этапах установки.

 

 

Рис. 1.6. Окно сообщения о готовности мастера установки

 

После нажатия кнопки Next будет отображено окно (рис. 1.7), в котором предлагается ввести серийный номер и код авторизации пакета. Эти номера находятся на установочном компакт-диске, и их следует безошибочно ввести в соответствующие поля отображенного окна. После чего нужно вновь нажать кнопку Next.
Далее будет выведено окно с лицензионным соглашением (рис. 1.8), в котором говорится о правах и обязанностях пользователя пакета. Ознакомившись с текстом соглашения, установите флажок в поле I accept the terms in the license agreement, принимая тем самым условия лицензионного соглашения.
Следующее окно (рис. 1.9) содержит дополнительную информацию по установке пакета. Эта информация предназначена в первую очередь для подготовленных специалистов и профессиональных программистов. Для начала работы с пакетом ее изучение не обязательно.

 

Рис. 1.7. Окно ввода серийного номера и кода активизации

 

Рис. 1.8. Окно с лицензионным соглашением

 

Рис. 1.9. Окно с дополнительной информацией по установке пакета

 

Рис. 1.10. Окно выбора типа установки

 

Нажав кнопку Next, можно продолжить установку и увидеть новое окно (рис. 1.10), в котором предлагается выбрать тип установки среды разработки.
Здесь предлагается сделать выбор между типовой (Typical), компактной (Compact) и выборочной (Custom) установкой пакета. Оставьте флажок установленным напротив типовой установки и нажмите кнопку Next. В дальнейшем вы сможете попробовать и другие варианты установки пакета, если это потребуется.
Некоторые окна, описываемые далее по тексту, могут не появляться при установке программного пакета. Их отображение на экране происходит только в том случае, если до установки Borland C++ Builder 6 были установлены другие среды разработки, офисные программы или базы данных. Кроме того, содержимое отображаемых окон также может незначительно отличаться от содержимого, приводимого в этой книге. Бояться этого не стоит, так как смысл сообщений не будет сильно отличаться, и при любом ответе установка пакета будет завершена нормально.
Если до установки пакета Borland C++ Builder 6 на компьютере была установлена другая среда разработки, например Microsoft Visual Studio, то на экране отобразится окно (рис. 1.11), в котором сообщается о том, что программа установки обнаружила на данном компьютере зарегистрированный отладчик, который будет обновлен при нажатии кнопки Да. Здесь пользователь вправе сам сделать выбор того отладчика программ, с которым будет работать в дальнейшем. Если ничего изменять не требуется, нужно просто нажать кнопку Нет. При любом выборе продолжение установки будет нормальным.

 

Рис. 1.11. Окно с сообщением об обнаружении отладчика

 

Далее установщик выведет окно (рис. 1.12) с запросом на установку компонента CORBA. Можно отключить этот флажок для облегчения установки пакета. В дальнейшем вы всегда сможете установить некоторые компоненты пакета по мере накопления знаний и необходимости в этих дополнительных компонентах.

 

Рис. 1.12. Окно запроса на установку компонента CORBA

 

 

 

Рис. 1.13. Окно выбора офисного продукта

 

 

Очередное окно выбора офисного продукта Office 2000 или Office 97 (рис. 1.13) предлагает пользователю указать, какая из этих версий будет использоваться по умолчанию. Здесь необходимо установить флажок напротив того продукта, который установлен на вашем компьютере.
Если программа инсталляции обнаружит, что на компьютере имеется ассоциация файлов языка программирования C++ с расширением срр какой-либо другой программе, она предложит изменить ее на ассоциацию для Borland С*-1- Builder 6. При этом будет отображено окно, показанное на рис. 1.14.

 

Рис. 1.14. Окно запроса на изменение ассоциации файлов

 

 

Ассоциацией называется свойство операционной системы при двойном щелчке по имени файла с некоторым расширением вызывать определенную заранее программу для обработки данного файла.
На следующем этапе инсталляции будет выведено окно (рис. 1.15) с запросом об установке дополнительных компонентов.
В этом окне сообщается о том, что пользователь может установить программу базы данных InterBase Client в настоящее время или выполнить ее позже с компакт-диска.
Здесь флажок установки базы данных можно оставить установленным и нажать кнопку Next.

 

Рис. 1.15. Окно запроса об установке дополнительных компонентов

 

Рис. 1.16. Окно с дополнительными лицензионными соглашениями

 

Далее отобразится окно (рис. 1.16), в котором предлагается ознакомиться с дополнительными лицензионными соглашениями и согласиться с ними, установив флажок в поле I agree with the terms of this license. После этого следует продолжить установку, нажав кнопку Next.
Следующее отображаемое окно (рис. 1.17) предлагает нажать кнопку Next для установки пакета в указанные каталоги или кнопку Change — для изменения соответствующего каталога. Здесь можно согласиться с установкой в указанные каталоги и нажать кнопку Next.

 

Рис. 1.17. Окно назначения каталогов для установки пакета

 

Если на диске будет недостаточно места для установки пакета, на экране появится окно, в котором сообщается о недостатке места, о размерах занятого и свободного пространства и предлагается установить сокращенную версию пакета или сменить диск, на который будет произведена установка. В этом окне следует нажать кнопку ОК и при необходимости освободить место на диске или сменить диск для установки.
Следующее окно (рис. 1.18) предлагает сохранить базу данных на жесткий диск

 

Рис. 1.18. Окно информации о дисковом пространстве

 

 

 

 

 

Рис. 1.21. Окно сообщения о готовности к завершающей стадии установки

 

Наконец программа инсталляции выведет окно (рис. 1.21), сообщающее о готовности к завершающей стадии установки, связанной с записью файлов на диск.
После нажатия в этом окне кнопки Install программа установки отобразит окно (рис. 1.22) с сообщением о том, что начался процесс инсталляции. В нижней части этого окна будет отображаться состояние процесса (status) и шкала выполнения процесса установки.

 

Рис. 1.22. Окно с сообщением о начале процесса инсталляции

 

Это окно в процессе установки будет сменяться поочередно окнами, показанными на рис. 1.23—1.27, в которых сообщается об устанавливаемых компонентах и этапах установки.
Наконец через несколько минут появится окно (рис. 1.28), в котором будет предложено вставить второй компакт-диск, на котором размешается программа InterBase.
Нажмите в нем кнопку отмены. После чего появится окно (рис. 1.29) с сообщением о том, что программу InterBase можно будет установить позже.
На этом работа программы установки среды разработки завершается, и на экран будет выведено окно (рис. 1.30) с предложением нажать кнопку Finish для выхода из мастера установки.

 

Рис. 1.23. Первое окно с сообщением об устанавливаемых компонентах

 

 

Рис. 1.24. Второе окно с сообщением об устанавливаемых компонентах

 

 

Рис. 1.25. Третье окно с сообщением об устанавливаемых компонентах

 

 

Рис. 1.26. Четвертое окно с сообщением об устанавливаемых компонентах

 

 

Рис. 1.27. Пятое окно с сообщением об устанавливаемых компонентах

 

 

Рис. 1.28. Окно с предложением установки второго компакт-диска

 

 

Рис. 1.29. Окно сообщения о возможности установки программы InterBase

 

 

Рис. 1.30. Окно завершения установки

 

 

Рис. 1.31. Окно с предложением выполнить перезагрузку компьютера

 

 

После нажатия кнопки Finish будет выведено окно (рис. 1.31), в котором предлагается выполнить перезагрузку компьютера для того, чтобы установленная программа могла полноценно функционировать.
Нажмите в этом окне кнопку Yes и дождитесь перезагрузки компьютера.

radio-hobby.org

Глава 4. Первая программа — Borland C++ Builder 6 — Програмирование — Инструкции

В этой главе читатели смогут самостоятельно очень быстро создать и запустить свою первую программу, работающую в операционной системе Windows.


Думаю, многим читателям уже не терпится написать первую программу под Windows. Пожалуй, нет ничего проще. Фактически она уже написана. И сделал это за вас RAD-интерфейс. После того как среда разработки запушена, выполните команду Run из главного меню команд, щелкните левой кнопкой мыши по зеленой кнопке-стрелке на панели быстрых кнопок или нажмите клавишу <F9> на клавиатуре. После этого произойдет компиляция проекта (преобразование программы в машинный код, понятный компьютеру) с отображением на экране окна, подобного представленному на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Окно компиляции проекта

 

После того как это окно автоматически закроется, программа запустится, и на экране появится изображение окна вашей первой программы (рис. 4.2).
В верхней части этой программы будет виден фирменный значок пакета Borland C++ Builder и название окна программы Form1. Итак, мы создали новую программу, не написав при этом ни одной строчки кода! Впечатляет, не правда ли?! Какая же польза от такой программы? Что она умеет делать? Пока не очень много, но кое-что все же умеет.

 

Рис. 4.2. Окно первой программы

 

Во-первых, мы получили полноценное оконное приложение, которое работает в операционной системе Windows.
Во-вторых, это приложение имеет стильный интерфейс Windows и привычные стандартные органы управления, расположенные справа вверху. Вы можете сворачивать данное приложение и разворачивать его на весь экран, изменять размеры окна программы и перемещать его с помощью мыши.
Раньше для создания программы с подобными функциями программист затрачивал целые дни и недели. А мы с вами создали такую программу в считанные секунды. Конечно же, это заслуга RAD-интерфейса. Именно благодаря такому интерфейсу, нам удалось создать приложение так быстро и легко. Это одно из замечательных свойств данного интерфейса, потому он и получил очень большое распространение и признание во всем мире.
Обратите внимание, что при сворачивании приложение будет иметь имя Project 1. Теперь перед нами встают вопросы о том, как сделать наше приложение полезным, как изменить его название, значок и т. д. Очень хорошо, что эти вопросы появились. Они пробуждают в нас интерес и жажду к знаниям — основным движущим силам прогресса и творчества.
Остановим работу нашей программы, щелкнув левой кнопкой мыши по крестику в верхней правой части ее окна, и продолжим обучение.
В следующих главах мы более подробно рассмотрим каждое из описанных ранее окон интерфейса и других органов управления пакета Borland C++ Builder 6. Это позволит понять, как изменять программу, для того чтобы она выполняла нужные действия.

radio-hobby.org

Глава 2. Начало — Borland C++ Builder 6 — Програмирование — Инструкции

В данной главе говорится о первом запуске программы Borland C++ Builder 6 и необходимой при этом регистрации программы. Кроме того, даются советы по быстрому запуску среды разработки.


После установки Borland C++ Builder 6 и перезагрузки компьютера, в меню программ компьютера появится новый раздел под названием «Borland C++ Builder 6», в который входит множество программ и справочных файлов на английском языке (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Меню программ

 

Со временем эти программы станут понятными и привычными инструментами для вас. Поэтому не пугайтесь их изобилия и замысловатости названий.
Для начала работы в среде Borland C++ Builder 6 необходимо выполнить команду Пуск | Программы | Borland C++ Builder 6 | C++ Builder. При этом начнет работать главная программа, которая хранится в файле с названием bcb.exe, располагающемся в каталоге C:\Program Files\Borland\CBuilder6\Bin. После запуска этой программы вы сможете вызывать остальные программы среды разработки по мере необходимости.
При первом запуске среды разработки на экране отобразится окно, в котором предлагается выбрать способ регистрации программы (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Окно выбора опоооба регистрации

 

В верхнем поле окна предлагается регистрация через Интернет, в среднем поле — с помощью телефона или через браузер, а в нижнем поле — выполнить регистрацию позже. Установите флажок в среднем поле этого окна и нажмите кнопку Next.
В следующем окне (рис. 2.3) будут отображены введенные ранее серийный номер и ключ авторизации. Кроме того, будет показан код регистрации. Эти данные необходимо будет передать по телефону, приведенному в верхней части окна, или ввести в регистрационную форму, которая находится в Интернете, по ссылке, приведенной ниже номера телефона. Второй способ более удобен, поскольку быстрее, дешевле и не требует общения с представителями компании на английском языке. Кроме того, во втором случае проще выполнить регистрацию без ошибок. Целью этой регистрации является получение ключа активации программы. Этот ключ будет выслан на электронный адрес пользователя, зарегистрировавшего программу. Введите полученный код в поле Activation Key и нажмите кнопку Next.

 

Рис 2.3. Окно регистрации

 

 

После этого отобразится окно поздравления (рис. 2.4), в котором сообщается, что программный продукт был успешно зарегистрирован и пользователю предлагается сохранить регистрационную информацию для будущих потреби остей.
Нажмите в этом окне кнопку Exit для завершения регистрации.
Последующие запуски программы среды разработки не потребуют повторной регистрации и будут приводить к немедленному ее запуску.
Советую поместить ярлык (значок) главной программы Borland C++ Builder 6 на рабочий стол (экран) компьютера для последующего быстрого и простого поиска и запуска среды разработки. Для этого необходимо свернуть все окна запущенных на компьютере программ или закрыть их. После чего необходимо найти через путь Пуск | Программы | Borland C++ Builder имя программы C++ Builder 6, нажать на ней левую кнопку мыши и, удерживая нажатыми ее и клавишу <Ctrl> (для копирования), перенести ярлык программы на свободное место рабочего стола. После этого можно запускать среду разработки двойным щелчком левой кнопки мыши по значку C++ Builder 6, помешенному на рабочем столе.

 

Рис. 2.4. Окно поздравления

 

Рис. 2.5. Окно процесса загрузки

 

После запуска программы на экране монитора появится окно, изображенное на рис. 2.5, которое демонстрирует процесс загрузки программы Borland C++ Builder 6.
Это окно может отображаться несколько секунд, пока загружается программа.

radio-hobby.org

Borland C++ Builder 6 для начинающих (статья первая)

Статья  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

В данной статье рассказывается о том, как легко и просто освоить один из новых продуктов Borland C++ Builder 6.0 для разработки программ и быстро начать создавать собственные программы, работающие в операционной системе Windows.

Я решил написать данную статью потому, что сам прошел непростой путь обучении Borland C++ Builder и хотел бы эначи телыю облегчить процесс освоении этого продукта новичками. Сегоднн я могу с уверенностью сказать, что процесс создания Программ на Borland C++ Builder является не только простым и понятным, но самое главное — творческим, полезным и захватывающим занятием. Написав свою первую программу в ЭТОМ пакете, вы наверняка не сможете остановиться и начнете творить. Я не претендую на звание программиста, т. к. в основном занимаюсь схемотехникой. По поскольку н настоящее время электронная техника органично включает в себя микроконтроллеры и процессоры, которые необходимо программировать, а компьютеры становятся привычными инструментами, также требующими программирования, становится очевидным, что программированием необходимо овладевать. Эти знания позволят самостоятельно создавать тестовые программы, утилиты и несложные программно-инструментальные средства для отладки и тестирования схемотехнических устройств, а также позволят создавать различные электронные устройства с программной поддержкой.

Данная статья не претендует на полное и детальное описание программного продукта Borland C++ Builder 6.0, но благодаря своей компактности она позволяет не боясь большого объема материала для изучения начать осваивать этот пакет и быстро научиться писать свои программы. Работать в среде Borland C++ Builder 6.0 может любой пользователь компьютера» имеющий хотя бы минимальные знания о программировании» например из программы школьного курса. Постепенно этот человек может увлечься и стать настоящим программистом. В своем изложении я хочу, не отягощая избыточностью материала, увлечь в этот удивительный и прекрасный мир программирования. Хочу дать первый импульс к творчеству и ключ к простому пониманию непростых специальных понятий и терминов. Программы разрабатываются в данном пакете настолько просто и легко, что после первых упражнений с этим продуктом с ним уже не хочется расставаться никогда. Мы вместе с вами не только изучим основные инструменты пакета Borland C++ Builder, но и напишем свои первые программы с поразительной быстротой и легкостью. И я думаю, что после этого вы сами захотите читать больше и больше об этом удивительном продукте. Самое главное — все, что вы прочтете здесь, необходимо закреплять практикой при работе на компьютере. Только так, с помощью практики можно добиться хороших и прочных знаний в любом полезном деле. Не пытайтесь усвоить весь материал за один присест. Не ленитесь перечитать то, что не поняли или недопоняли или забыли.

Новые понятия обычно усваиваются только после третьего прочтения. Придерживайтесь этих правил, и вы обязательно добьетесь успеха.

Далее в тексте я буду использовать некоторые специальные термины, поясняя по ходу изложения, что они означают. Эти термины являются общеупотребительными для программистов, и к ним необходимо привыкнуть. В дальнейшем это очень поможет в изучении и освоении новых программных продуктов и специальной технической литературы. Одним из первых таких терминов является объектно-ориентированное программирование — ООП. Данный термин означает, что при разработке программ не требуется продумывать весь алгоритм работы программы от начала и до конца, как это делалось в структурном программировании. Именно таким продуктом является Borland C++ Builder 6.0 и ему подобные пакеты для создания программ под Windows. OOII дает возможность писать программу постепенно, шаг за шагом, создавая отдельные небольшие программы (функции-методы) для обработки действий (событий), вызываемых объектами (кнопками и окнами программы, кнопками клавиатуры и т.п.).

УСТАНОВКА
В настоящее время инсталляционный (установочный) пакет Borland C++ Builder 6.0 можно приобрести на компакт-диске (CD) во многих магазинах по доступной цене. Установка данного пакета не вызывает сложностей и подробно расписана на упаковке самого компакт-диска, в тексте инсталлятора или в справочном файле (типа readme.txt), входящем в инсталляционный пакет. Поскольку программа может быть установлена в нескольких редакциях (вариантах), от самого простого до профессионального уровня, выберите для начала самый простой или типовой вариант установки. Вместо предлагаемого для установки каталога с длинным названием C:\Program Files\ Borland C++ Builder 6\ рекомендую создать каталог с коротким названием С:\СВ6\ и установить пакет именно в него. 11ри запросе на установку специального пакета СОКВА для базы данных можно отключить галочку установки. В дальнейшем вы всегда сможете установить необходимые компоненты пакета по мере необходимости в них.

НАЧАЛО
После установки пакета в меню программ компьютера появится новый раздел на английском языке пол названием Borland C++ Builder 6, в который входит множество программ и справочных файлов. Со временем эти программы станут привычными и понятными инструментами для вас. Поэтому не пугайтесь их изобилия и замысловатости названий. Для начала работы в среде Borland C++ Builder 6.0 нам понадобится только один файл C:CB6\Bin\bcb.exe. Из него мы сможем вызывать остальные программы пакета по мере необходимости. Я советую поместить значок (ярлык) этой программы на рабочий стол (экран) компьютера для последующего быстрого и простого поиска и запуска этой программы. Для этого необходимо свернуть все окна запущенных на компьютере программ или закрыть их. Далее необходимо найти через 11уск—^Программы—» Borland C++ Builder программу C++ Builder 6, нажать левую кнопку мышки и, удерживая нажатой кнопку мыши и клавишу Ctrl (для копирования) перенести ярлык программы на свободное место рабочего стола. Теперь можно запустить программу C++ Builder 6, щелкнув на ее значке» помещенном на рабочем столе, два раза левой клавишей мышки.
После запуска программы на экране монитора появится окно, изображенное на рис. 1, которое демонстрирует процесс загрузки программы Borland C++ Builder 6.0.
 
  Рис.1
 

Это окно может отображаться несколько секунд, пока программа загружается.

ИНТЕРФЕЙС
После загрузки программы это окно сменяется новыми окнами. Все эти окна представляют собой интерфейс программы Borland C++ Builder 6.0, который изображен на рис. 2.
 


 


 

Рис.2
 


 

В терминах программистов этот интерфейс называется средой быстрой разработки приложений RAD, сокращение от английских слов Rapid Application Development. Такое название этот интерфейс получил за то, что создание программы в нем сводится в основном к простому конструированию окна будущей программы из готовых кубиков, а большую часть стандартных и рутинных операций за человека выполняет компьютер. Например, компьютер создает автоматически заготовку текста программы для функций обработки событий.
В верхнем окне интерфейса программы расположена строка заголовка C++ Builder 6-Projectl. Она отражает название всего программного пакета и имя нового проекта. Проектом называется вся группа файлов, которые необходимы для создания конечной исполняемой программы. Так, например, в состав проекта могут включаться файлы с текстами программ, файл ресурсов с рисунками курсоров и иконок (значков), звуковые файлы и т. п. Первоначально проект хранится в памяти компьютера, и для того, чтобы сохранить его на диске, необходимо будет выполнить стандартные операции сохранения, создав при этом отдельную пайку. Кроме того, интерфейс сам предложит вам сохранить проект, если вы решите выйти из программы или попытаетесь создать новый проект.
Так же на строке заголовка находятся кнопки свертывания, восстановления и закрытия окна. Под заголовком находится строка главного меню, которая предоставляет доступ ко всем функция и командам программы. Под главным меню находятся быстрые кнопки, объединенные в группы по назначению. Они позволяют получить быстрый доступ к наиболее часто используемым командам. Справа от быстрых кнопок расположена палитра визуальных компонентов VCL. Это те самые объекты или программные компоненты, предназначенные для быстрого создания программы для Windows. В их число входят кнопки, рисунки, надписи, таймеры, календари и т. д. Палитра состоит из нескольких закладок, на которых располагаются визуальные компоненты, распределенные по группам. Именно с этими компонентами мы будем создавать новые программы. При малых разрешениях экрана все эти закладки не умещаются в пределах рабочей области экрана. Для получения доступа к ним необходимо воспользоваться кнопками прокрутки (стрелками), которые расположены в правой верхней части палитры компонентов. Подведите курсор к одной из кнопок и нажмите левую кнопку мыши. При этом закладки сдвинутся и появится та группа, которая первоначально не отображалась (была недоступна). В левой нижней части экрана располагается инспектор объектов Object Inspector. В этом окне производится настройка основных свойств визуальных компонентов. Расположение окна инспектора объектов в программе не фиксировано и при желании его можно переместить в ту часть рабочей области программы, которая для вас наиболее удобна. Для этого необходимо нажать левую кнопку мыши на строке заголовка окна и, удерживая ее, переместить окно. Над окном инспектора объектов расположено окно просмотра объектов Object Tree View. Оно отображает в виде дерева всю структуру проекта, состоящего из форм, кодов (текстов) программ и других ресурсов (файлов). Справа от инспектора объектов располагается окно дизайнера форм (окон будущей программы). Это окно содержит строку заголовка, в котором отображается название формы Forml (созданное по умолчанию) и кнопки управления окном. Над ним располагается окно редактора кода Unitl.cpp, (также созданное по умолчанию) в котором производится набор и редактирование кода программы.
Советую вам некоторое время самостоятельно познакомиться с этим интерфейсом для того, чтобы вы привыкли к нему и появились вопросы, на которые хочется получить ответы. Ведь только интерес порождает процесс изучения. Данный интерфейс будет нашим самым главным инструментом при создании программ.

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА
Думаю, многим читателям уже не терпится написать первую программу под Windows. Пожалуйста, нет ничего проще. Фактически она уже написана, и сделал это за вас RAD интерфейс. Выполните команду Run из главного меню Run или щелкните левой кнопкой мышки по зеленой кнопкестрелке на панели быстрых кнопок или просто нажмите клавишу F9 на клавиатуре. После этого произойдет компиляция проекта (преобразование программы в машинный код, понятный компьютеру) с отображением на экране окна, подобного изображенному на рис. 3, и программа запустится.

  рис.3

На экране появится изображение пустого окна вашей первой программы (рис. 4).
 
  рис.4
 
В верхней части этой программы будет виден фирменный значок пакета Borland C++ Builder и название окна программы Forml. Итак, мы создали новую программу, не написав при этом ни строчки кода! Какая же польза от такой программы? Что она умеет делать? Пока не очень много, но кое-что все же умеет. Во-первых, мы получили полноценное оконное приложение, которое работает в операционной системе Windows. Во-вторых, это приложение имеет интерфейс Windows и привычные стандартные органы управления, расположенные справа вверху. Вы можете сворачивать данное приложение и разворачивать его на весь экран, изменять размеры окна программы и перемещать его с помощью мышки. А мы с вами создали такую программу в считанные секунды. Конечно же, это заслуга RAD интерфейса. Именно благодаря такому интерфейсу нам удалось создать приложение так быстро и легко. Это одно из его замечательных свойств, поэтому он и получил очень большое распространение и признание во всем мире. Обратите внимание, что при сворачивании приложение будет иметь имя Project 1. Теперь перед нами встают вопросы, как сделать наше приложение полезным, изменить его название и значок и т. д. Очень хорошо, что эти вопросы появились. Они пробуждают в нас интерес и жажду к знаниям — основной источник прогресса. Остановим работу нашей программы, щелкнув левой клавишей мышки по крестику в верхней правой части ее окна и продолжим обучение.
Теперь рассмотрим более подробно каждое из описанных выше окон интерфейса и других органов управления пакета Borland C++ Builder 6.0.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Главное меню предоставляет доступ к основным командам программы Borland C++ Builder 6.0, объединенным в группы.
Первая группа меню под названием File (Файл) изображена на рис. 5.

  Рис.5
 
Команды этого меню осуществляют работу с файлами и предоставляют доступ к операциям создания (New) новых форм (окон) и приложений, открытия (Open), сохранения (Save) и закрытия (Close) файлов и проектов, печати текстов программ (Print) и добавления заголовков модулей (Include), т. е. файлов с расширением h. Обратите внимание на то, что перед некоторыми командами этого и последующих меню находятся значки-иконки. Эти же значки изображены на кнопках быстрого запуска, что позволяет без труда понять их назначение. Кроме того, справа от некоторых команд меню написано соответствие команд горячим клавишам, т. е. клавишам, с помощью которых вызывается данная команда. Еще правее этих надписей кое-где имеются треугольные стрелки, которые говорят о том, что данная команда имеет расширенные возможности, которые становятся доступными после наведения на эту стрелку курсора мышки.

Вторая по порядку группа команд меню называется Edit (Редакторова-ние), она изображена на рис. 6.

  Рис.6
  В этом меню собраны команды редактирования, такие как отмена (Undelete) и повторение (Redo) операций, вырезание (Cut), копирование (Сору) вставка (Paste) и удаление (Delete), команды выделения всего текста (Select All), выравнивания компонентов (Align) и настройки редактора кода (текста программы).

Следующая группа команд Search (Поиск) изображена на рис. 7.

  Рис.7
  Команды данного меню позволяют осуществить поиск текста в файле, продолжить поиск после запуска программы, произвести автоматическую замену, быстро перейти к строке кода, задав ее номер.

Группа команд View (Вид) изображена на рис. 8.

  Рис.8

  Из этого пункта меню вызываются основные диалоговые окна управления проектом и компонентами, такие как менеджер проектов Project Manager, список компонентов Component List и список окон Windows List Также из этого пункта меню открываются все окна отладки программ Debug Windows, работу с которыми мы рассмотрим позже.

Группа команд Project (Проект) приведена на рис. 9.

   Рис.9
  В этом меню собраны команды управления проектом. С их помощью можно добавлять и удалять модули (файлы с текстами программ), добавить библиотеку компонентов VCL, откомпилировать проект и так далее.

Группа команд Run (Выполнить) изображена на рис. 10.

  Рис.10

  С помощью команд этого меню выполняется запуск и останов программ, запуск программ в непрерывном и пошаговом режимах, добавление переменных для просмотра, установка точек останова и другие действия по отладке программы.
 
Группа команд Component (Компонент) представлена на рис. 11.

Рис.11
  Из этого меню вызываются команды добавления в систему новых компонентов и конфигурации их палитры.

Рис.12
  Группа Database (База данных) представлена на рис. 12, она содержит команды для работы с базами данных. Изучение компонентов этой группы не входит в содержание данной статьи ввиду большого объема.
Группа Tools (Инструменты) изображена на рис. 13.

Рис.13
  В этом меню собраны команды как по настройке параметров программы, так и команды вызова различных дополнительных утилит.

Рис.14
  Группа Windows приведена на рис. 14.
С помощью команд данного меню производится управление окнами интерфейса.
Замыкает главное меню группа команд Help, представленная на рис. 15.

Рис.15
  В нее включены команды, с помощью которых можно получить справку как о языке C++, так и о работе с пакетом Borland C++ Builder 6 и всеми его компонентами. Выбрав в данном меню команду About, вы увидите сведения о данном пакете и некоторые сведения о вашем компьютере. Это окно изображено на рис. 16.

Рис.16
 


БЫСТРЫЕ КНОПКИ
Быстрые кнопки расположены под главным меню (рис. 2). С их помощью осуществляется быстрый доступ к основным и часто используемым командам главного меню. Все эти кнопки имеют вплывающие меню, появляющиеся при наведении на них курсора мыши, и горячие клавиши, показываемые в скобках. Все быстрые кнопки также, как и главное меню, разделены на группы.
Кнопки Standard (Стандартные) позволяют создавать новые объекты программы. Для этого необходимо нажать кнопку New. При этом появится диалоговое окно New Items, в котором можно выбрать необходимый для создания программы объект. Также кнопки этой группы позволяют сохранять (Save) и открывать (Open) как отдельные файлы, так и целые проекты. Замыкают группу две кнопки управления проектами, с помощью которых можно добавлять файлы к проекту (Add File To Project) и удалять их из него (Remove File From Project).
Кнопки View (Вид). В эту группу собраны кнопки, управляющие просмотром форм и модулей, а также кнопка создания новой формы. Для создания новой формы необходимо нажать кнопку New Form. При этом появится новое окно дизайнера форм в заголовке, в котором будет отображаться название новой формы Form2. Для переключения между формой и редактором кода служит кнопка Toggle Form Unit (F12). Если в вашей программе используется несколько форм, то с помощью кнопки View Form (Shift+F12) вы можете выбрать форму для просмотра.
Кнопки Debug (Отладка). В этой группе собраны кнопки для отладки программы. Кнопка Run (F9) запускает проект на выполнение. Кнопка Pause позволяет приостановить выполнение проекта. С помощью кнопок Trace Into (F7) и Step over (F8) задается запуск программ в пошаговом режиме для детальной отладки программы. Положение кнопок быстрого доступа в среде разработки не фиксировано и их можно разместить на главной панели по своему усмотрению. Для этого необходимо подвести курсор к левому краю группы кнопок и, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместить группу на новое место. Если группа вынесена за пределы главной панели, ей отводится отдельное окно. Кроме того, нажав правую кнопку мыши на панели быстрых кнопок, можно открыть окно для настройки отображения любой группы кнопок на главной панели системы.

Продолжение следует…

Статья  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

Скачать Borland C++ Builder 6 торрентом


housea.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *