Разное

Обращения доминантсептаккорда: Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Содержание

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Автор: Гамаюн   

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени.

Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.



ГАРМОНИЯ (греч.  — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ —  возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ — анекдоты и истории про музыкантов.

ПОЛИФОНИЯ — полифонические разборы фуг И.С. Баха.

ПРОГРАММЫ- по сольфеджио для муз. школы (5-ти и 7-милетнее обучение)

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ — биографии композиторов современности.

Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk. com/lafamire

Фортепиано, сольфеджио и хор от Яны Ли

Доминантсептаккорд

Поговорим об аккорде, о котором все хотя бы раз слышали. Доминантсептаккорд. Он же – малый мажорный септаккорд.

Почему же у доминантсептаккорда два названия?

Дело в том, что название Малый Мажорный указывает на строение аккорда, а Доминант – это то, какую функцию в тональности аккорд выполняет. Если взять аккорд отдельно, он будет Малым Мажорным, если в контексте тональности – доминантсептаккордом на пятой ступени.

Чтобы определить какой именно аккорд мы слышим, нужно отметить его звуковую краску, хорошенько запомнить аккорд «в лицо» и потом при встрече всегда узнавать.

Но не всегда это так просто – аккордов довольно много и сразу их все в голове не удержать. Другой путь – скорей всего более удобный на первых порах – знать интервальный состав каждого аккорда.

Например, мажорное трезвучие состоит из большой терции и малой терции. Если добавить сверху к мажорному трезвучию ещё одну малую терцию, получиться как раз тот септакорд, о котором мы сегодня говорим.

В статье «Аккорды в музыке»  мы уже разбирали все септаккорды. Но Доминантсепт –  это особенный аккорд, заслуживающий отдельного разговора.

Итак, мы выяснили состав аккорда – большая терция+малая терция+малая терция. Или если удобней – мажорное трезвучие + малая терция.

Как сыграть доминантсептаккорд на инструменте?

Сыграем доминантсептаккорд на инструменте. Звучит он решительно и твёрдо. И эта напряжённость требует какого-то разрешения. Такое звучание создаётся за счёт наличия в составе тритона.

Этот тот интервал, который возникает между вторым и четвёртым звуком доминантсептаккорда. Сыграем этот интервал отдельно, опуская остальные звуки аккорда. Именно эта характерная краска помогает нам всегда узнавать малый мажорный среди прочих септаккордов.

Кроме того, доминантсепт имеет в своём составе очень неустойчивый звук, вводный тон седьмой ступени. «Вводным» он называется потому что как бы «вводит» в тонику. Вместе с тритоном вводный тон создаёт ощущение острой необходимости разрешения.

Обращения доминантсептаккорда

Доминантсептаккорд имеет три обращения, три варианта существования. Квинтсекст, терцкварт и секунд аккорд.

Каждое обращение это одни те же четыре звука малого мажорного септаккорда, только расположенные каждый раз в разном порядке. Если пойдём от основного аккорда (большая терция+малая терция+малая терция) каждый раз будем просто переносить нижний звук наверх аккорда. И получая снова и снова новый состав, новый вид аккорда.

Основной вид называется D7 — септаккорд, второе обращение D65 — квинтсептаккорд, третье D43 терцквартаккорд, четвертое D2 секундаккорд. Цифры указывают на состав аккорда. В буквенном названии аккордов тоже зашифрован их состав.

Все эти аккорды необходимо корректно разрешать. Для мы используем систему тяготения нейсточивых ступеней в устойчивые. Классическая гармония требует строгого соблюдения довольно тонких правил разрешения. Но на начальном этапе достаточно понимать, что разрешение – это плавное движение в ближайшие звуки нужного аккорда.

К обычному виду доминантсептаккорда мы можем добавить разные дополнительные тона, украсить его парой-тройкой альтераций. Альтерации – это хроматические изменения ступеней.

Эти украшения образуют невероятное множество доминантовых аккордов. Каждый из них это самостоятельный, оригинально звучащий аккорд, при этом остающийся доминантовым по функции (если взят в тональности).

Попробуем сделать самую простую альтерацию. Возьмите доминантсептаккорд в До мажоре. Он будет строится на V ступени.

Соль-Си-Ре-Фа.

Добавим к этому аккорду ноту ля бемоль. Та-дам! Добавилась интересная краска. Звучит как что-то, что мы где-то уже слышали. В каком-то, быть может, кино. Или добавим звуки ре-диез и ля-диез – тоже неплохо звучит. Можно пробовать подстраивать другие звуки – какие-то будут подходить и украшать, а какие-то нет. Услышите сами, с доминантсептаккордом интересно экспериментировать.

Кстати, D7 (такое обозначение чаще всего встречатеся) не сразу стал широко использоваться, а только к 16-17 веку. До этого в музыке эпохи Возрождения идея фунциональности (Тоника, Субдоминанта, Доминанта) не была в ходу. Одно из самых первых использований аккорда – в опере Монтеверди «Плач Ариадны».

Особое место D7 занимает в джазе. Там широко используются альтерированые доминанты – во многом джазовое звучание узнаётся как раз за счёт этих «украшений».

Кроме того, D7 даёт широкие возможности для импровизации, так как подходит ко многим ладам

В джазовых нотых чаще всего можно встретить обозначение 7. Например, C7 – это доминантсептаккорд от ноты До. C7#4 значит доминантсептаккорд с увеличенной четвёртой ступенью. Или ещё иногда C7Alt. – альтерированный доминантсепт.