Разное

Натюрморт в квадрате – Как правильно составить натюрморт

Как правильно составить натюрморт

Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.

Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.

Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.

В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.

Натюрморт (фр. «мертвая природа» или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life «застывшая жизнь») — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

Прежде всего, запомните,

Хороший натюрморт рождается задолго до того,

как вы возьмете в руки краски и кисть.

Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.

Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.

Примеры тематики натюрморта:

— предметы искусства
— охотничий натюрморт
— цветы и фрукты
— о смысле жизни
— завтрак
— национальный
— дачный
— учебный

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
— «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»)
— «вещи для человека» (например «цветы и фрукты», «битая дичь»)

Посмотрите на пример ниже.

Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.

Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни. 

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
— Предметы подходят по смыслу
— Предметы имеют разные формы и пропорции
— Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
— Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
— Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

Помните о самом важном правиле:

предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик, 

натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.

Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2.  Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.

Горизонтальный формат — наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.

В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.

Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.

Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют  более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.

Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом — создать равновесие композиции.

Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой.  Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.

Свободное расположение предметов — бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

Плотное расположение предметов — стабильность, благородство, наполненность — близкое расположение предметов друг к другу.

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.


Композиционный центр — место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью — ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

Например, посмотрите на натюрморт слева.

Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.

Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.

Именно такой повтор делает картину цельной.

Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта — 

движение глаза по картине.

  • одинаковых по форме объектов
  • несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
  • выстраивания предметов на одной линии
  • отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
  • совмещения осей у симметричных предметов
  • соприкосновения силуэтов
  • «лесенки»
  • неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
  • дробности
  • слияния силуэтов

Верхний ряд:

1) все линии силуэтов прямые — выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные — не хватает вертикалей

Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади 

Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.

ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Неглубокое пространство, например,  позволяет больше сосредоточиться на предметах:

Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками. 

Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:

Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных. 

Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.

Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны — повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.

В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.  

Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.

Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).

Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой. 

Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:

Придумайте тему натюрморта. 

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме. 

Желательно, чтобы она была разнообразна — найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта. 

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

Успехов вам в составлении натюрмортов!

Буду рада вашим комментариям и репостам!

НАБОР В 15-й ПОТОК ШКОЛЫ

СОСТОИТСЯ осенью 2018 ГОДА

Предварительный список

Чтобы гарантированно попасть в группу студентов Школы, внесите себя в лист ожидания. Вы  узнаете о наборе первым.

Данная подписка является информационной и не обязывает Вас покупать абонемент.

Вы внесены в лист ожидания

izo-life.ru

Натюрморт с геометрическими фигурами


Натюрморт с геометрическими фигурами- как рисовать геометрические фигуры в отдельности мы знаем из
этой страницы, также научились применять
глазомер и навыки перспективы для построения объемов фигур.
Хорошо. А теперь мы возьмем с вами две- три фигуры, расположим ее на предметной плоскости и сделаем рисунок.
Скорее всего, когда вы делали макеты геометрических фигур, у вас они получились разных размеров,
разные. Для натюрморта с геометрическими предметами нам нужны будут фигуры желательно
разные по размеру, так, чтобы в композиции они не имели одинаковых объемов, массы. Так интереснее и гармоничнее.

Я беру шар, конус и куб. Конус- немного одинаков по размеру с шаром, но он устремлен вверх, и если шар- статичная фигура, то конус-
динамичная, именно он у меня задает формат- натюрморт в листе будет размещаться вертикально. Ну и третьим я возьму куб. Он будет
меньше двух остальных фигур, что даст разнообразие в «ассортименте».

Посмотрите на фото выше. Вот мой натюрморт. Предметная плоскость и фигуры у меня белые, а к этому, сознательно будем считать,
что и стена будет тоже белой. Это сделаем для того, что- бы нам не мешали дополнительные тона в рисунке. Сейчас мы будем не срисовывать,
а в первую очередь анализировать и передавать в листе то, что уже знаем. А знать к этому моменту мы уже должны-
основные законы рисунка. И зная основные правила и законы в рисунке можно уже после стадии построения не
прибегать часто к помощи натуры, так как она может давать вам очень много поводов для того, что- бы отвлечь ваше внимание от основного- мы закрепляем знания.

Обратите внимание на освещение натюрморта. Освещение дает нам возможность правильно анализировать форму предметов,
тени здесь не конкурируют с светом и довольно гармонично «пойманы»- аккуратны и лаконичны.

Также советую ставить фигуры так, что- бы они не были выстроены вряд, как солдаты. Пусть одна фигура несколько перекрывает другую,
в общем, нужно подумать над красотой самого натюрморта, над красотой композиции в рисунке.
В этом вам поможет и внутреннее чутье- вам самим должно нравиться то, что сейчас вам- же и предстоит рисовать.

Можете заменить любую фигуру в натюрморте, возьмите цилиндр или призму. Если трудно пока понять как составить удобный к рисованию натюрморт,
просто сделайте так как у меня.

Показываю фото моего натюрморта в
начальной стадии рисования. Здесь виден весь планшет, вы можете наблюдать, как у меня закомпонованы предметы в листе.

Для такой композиции лучше будет повернуть планшет вертикально, иначе конус, а вернее- его вершина будет плохо сочетаться в горизонтальном расположении листа.

Дальше: как найдено место фигур в листе. Общий объем. А общий объем фигур расположен в листе по центру и
несколько вверх, что позволяет ему казаться довольно «устойчивым» в пространстве листа. Ну и дальше- сознательно делаю отступы
от краев листа, так, что- бы не казались фигуры слишком большими, «не вылазили» из листа, и не были слишком маленькими- «не терялись».

Не забываем и о падающих тенях, которые определяются и определяют направление освещения. Для них также нужно оставлять место в листе.
И о предметной плоскости, которая любезно предоставляет место нашим предметам- все предметы расположены на предметной плоскости- постоянно
об этом нужно помнить.

Сейчас предметы кажутся довольно гармоничны в пространстве листа, возможно, можно было сделать фигуры немного
больше, самую малость, но не обязательно. А так все хорошо. Анализируйте теперь свою работу.

Дальше: приступаем к каждой фигуре в отдельности. Для начала находим пропорциональные соотношения уже не общего
объема, а каждого предмета в листе. Находим пропорции при помощи «трех точек», которые дают нам условные углы для построения, определения
пропорций (см. как развивать глазомер). И строим фигуры, находим их
конструктивое начало. Рисуем, прорисовываем линии построения, с учетом перспективы, выстраиваем конструкцию фигур. Не забываем о тенях.

Теперь, когда вы решите, что все уже выстроили, оставте свою работу минут на 20, отвлекитесь. Через время посмотрите снова и все
проанализируйте, проверьте пропорциональные соотношения при помощи сподручных средств- карандаша или линейки, возможно нужно кое-
что подправить, подстраховать свой глазомер, проверить свою наблюдательную перспективу.

Итак, выстраивать вы закончили, ничего не намазали, все линии легки и аккуратны, отлично. У некоторых с первого раза так не получится- дело практики.
Главное найдите правильно пропорциональные соотношения и выстройте фигуры.

Справа добавлю еще одну картинку- повторим, как находить пропорциональные соотношения предметов в натюрморте, да и вообще- высоты и ширины
самого натюрморта в листе. Что значит- находить пропорции по трем точкам. Этих точек построения и воображаемых углов может быть сколько угодно,
хоть миллион, главное правильно и грамотно с помощью них выстроить свой натюрморт. Все эти элементы построения условны и при желании могут
только слегка намечаться. Это только инструмент, способ, с помощью которого нашему
глазомеру удобнее работать и находить различные соотношения в композиции.

Хорошо. Вы все выстроили. Теперь самое время приступать к разделению света и тени в пространстве листа. Сначала
проанализируйте где расположены свет и тень просто глядя на натуру. Дальше берем в руки карандаш. Легоньким
штрихом, несильно нажимая на бумагу, все, что относится к слову- «тень» или «в тени»,
отправляем прямой наводкой в тень, то- есть, заштриховываем. Так мы уже на начальном этапе разграничили и обозначили светотень в натюрморте
и дальше уже трудно будет запутаться. Начинающему рекомендую пока так и делать, пока вы не научитесь сразу ориентироваться в светотени,
ничего не напутав. Определяя сразу, вручную свето- тень, будет трудно потом пойти на поводу у натуры и начать срисовывать темные и светлые
«места», «пятна», совсем не понимая их значение в натюрморте. К тому- же,
такой способ начала работы позволяет вести и видеть всю работу цельно, не вдаваясь в детали.

Можно ложить штрих строго в одном направлении,
как мы обычно это делали, а можно и попробовать сразу моделируя форму, то- есть, по форме.

Смотрите на рисунок. Допустим, если задний план- стена у нас в принципе ровная поверхность, то ее можно несколько интереснее обыграть, поддержав
то, как свет лампы ложится на нее и поддержав округлую форму фигур- конуса и шара. Как вы видите, моделируя форму шара, например, я ложу
штрих по его форме, по направлению движения тени. И штриховка заднего плана так- же гармонично поддерживает это.

Смотрим дальше: как ложится штрих по форме куба.
На нем нет вертикальных штрихов, так как в этом случае они перебивали бы общее направление штриховки. В данном нашем случае штрих на кубе
плавно продолжается на шаре и поддерживается штрихом на стене. Штрих на предметной плоскости поддерживает направление штриха на кубе. На
конусе тоже нет вертикально направленных штрихов. Все гармонично.

Опять- же, если вам сейчас трудно так работать, то пока можете моделировать форму с помощью того штриха, который у вас получается.
Главное- правильно передайте наше условное пространство в листе- тональные взаимоотношения плоскостей в натюрморте, объемы предметов.
Но помните, что в любом случае нужно стремиться к аккуратности в работе, к хорошей культуре штриха.
Штрих так- же как и передача пространства в листе должен быть грамотным и помогать восприятию рисунка, а не вносить дисгармонию в композицию.

И еще, напомню- не обязательно использовать такой вид штриха, если вам он не нравится. Возможно просто делать небольшие стежки, пусть
они накладываются один на один в различном направлении, но штрих обязательно должен моделировать форму и быть аккуратным. Если выбранный
вами штрих не позволяет в достаточной мере удачно «вылепливать» форму, то, возможно, от него следует отказаться.

Дальше: давайте проанализируем, как здесь свет распределяется по объемам и как изменяется с удалением от нас.
Вблизи это хорошо видно. На кубе будет самый активный свет. За ним идет шар- он тоже имеет освещенную область, но ее я несколько делаю слабее,
так как шар находится за кубом и при этом удален от нас дальше.
Видите штрихи на самой светлой части шара? Дальше за шаром идет конус. Он также имеет освещенную область, но свет там еще менее активен,
чем на шаре, так как находится позади него. И к тому- же, верхушка конуса еще более удаляется, и мы плавно «вштриховываем» ее в
пространство. Эти величины возможно трудно по- началу замечать, когда смотрите на натуру, но всегда нужно самому анализировать все,
перед тем, как передавать «жизнь» света у себя в плоскости листа, дабы получить в нем условное пространство. Уже который раз повторяю
эти слова, но для того, дабы вы уяснили, что не всему, что видит наш глаз, нужно доверять. Не надо срисовывать, нужно думать. Глаз видит свет
на всех фигурах, но каковы тональные отношения между фигурами- должны понимать и анализировать вы сами. Помните правило- не вижу, а знаю,
и делаю так, как знаю. Это правило со страницы по цветоведению применимо и здесь.

Стена, допустим, в реальности не белая, а имеет серый цвет. Значит тени там, как вы можете видеть на фото- активнее теней на переднем плане,
но только лишь потому, что они на плоскости, которая в реальности имеет цвет, или тон темнее, чем на предметной плоскости или на фигурах.
И еще потому, что вы смотрите на фотографию. Так вы видите. А мы сейчас сознательно понимаем ее белой, так как нам нужно не срисовать предметы,
не показать цвет и тон каждой плоскости, мы самостоятельно осознанно создаем условное пространство в листе.
Это сущность рисунка. А если вы хотите заняться тональным рисунком- где передаются не только форма предмета, но и его тон (как тон и цвет в живописи),
то такой тоже существует, но принципы там немного другие. О тональном натюрморте говорится здесь.

Также на этом фрагменте рисунка можно увидеть, как будут вести себя тени. Самая активная- падающая тень от куба. Все тени, которые будут
удаляться в пространство, будут терять свою активность, НО! все равно будут оставаться тенями.
Не забывайте об этом. Теперь давайте посмотрим на всю работу:

Вот такой натюрморт у вас может получиться.

Давайте еще немного проанализируем. Видите, с какой стороны расположено освещение? Не сложно определить по кубу.
Его боковая грань освещена наиболее всего. Значит и источник света расположен больше сбоку, чем сверху. Вот потому и предметная плоскость
уже изначально будет иметь тональность темнее, чем стена на заднем плане. Единственный участок самый светлый на предметной плоскости-
ближе всего к нам, перед кубом. Там даже есть рефлекс от белой освещенной плоскости куба. Но все равно тональность будет сильнее, чем на
этой грани куба. И общий тон предметной плоскости будет темнее тона стены. Вот примерно так можно «играть» штрихом и тоном, создавая пространство в листе.

Кстати, рефлексы имеются и на теневой стороне куба, и на шаре- они рефлексируют от предметной плоскости. Видите? Но это только добавляет
живости и реалестичности в рисунке, и по прежнему тень остается тенью- рефлекс не должен иметь тональность, равную тональности освещенной
поверхности. Когда вы долго смотрите на этот участок на натуре, то вам зачастую может так и показаться, но на самом деле просто нужно дать
вашим глазам отдохнуть, а после посмотреть на всю картину целиком, рассеив взгляд и проанализировав все в общем.

Теперь самый близкий к нам участок- излом предметной плоскости, света она получает достаточно для того, что- бы ее не делать самой темной,
но возможно, нам нужно было- бы выделить участок под ней (под столом) как самый темный. Но этого делать мы не будем, так как главное действие
у нас происходит не под столом. Я считаю, что достаточно того, как активно показан излом предметной плоскости и насколько много отведено в
листе места тени, располагающейся под ней. Важное значение этому участку мы передали и здесь этого достаточно. А также заметьте, как ложится
штрих в этом месте: также, подчиняясь общему строю, штрих пожжерживает уже созданное настроение композиции горизонтальным направлением линий.
И хоть планшет у нас повернут вертикально, фигуры располагаются тоже поддерживая вертикаль, но такой характер штриха нашу вертикальность
никак не портит, наоборот, балансирует и придает порядка и статичности. Все сбалансировано, гармонично и прекрасно уживается между собой.

Вот примерно так мы и выстраиваем пространство в листе. Работайте, у вас все получится. Хороший красивый натюрморт с геометрическими фигурами
стоит того, что- бы над его созданием немножко потрудиться.

paintmaster.ru

Натюрморт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натюрмо́рт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и

ru.wikipedia.org

О постановке композиции в фотонатюрморте

 

Фото 1. Автор: Ира Быкова

Фото 2. Автор: Владимир Драницин.

 

 

 

Ранее, в статье как я снимаю натюрморт и о постановке света в натюрморте затрагивались многие аспекты фотографирования художественных натюрмортов, но не был рассмотрен важнейший вопрос — Композиции в натюрморте. Давайте же немного заполним эту огромную брешь в циклах статей о натюрморте.

Сразу же стоит отметить, что композиция – вещь хрупкая и воздушная, нет и быть не может точной инструкции расстановки предметов. А в одном из видов натюрморта – предметке, рекламном фото – зачастую композиции нет места, там просто нужно качественно снять рекламируемый товар (ну очень качественно 🙂 ).

Художественный натюрморт можно разделить на живописный и фотографический. Первый изображали на картинах еще в 15-м веке (пышные, богатые цветками и фруктами композиции), второй – удел современных «Рембрандтов от фотографии» (минимальное количество предметов, тусклый свет, настроение). Примеры натюрмортов мы можем видеть выше на фото 1 и фото 2. Объединяет эти два стиля вся та же тема данной статьи – композиция, а точнее, ее правила. Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта. Кстати говоря, многие эти правила распространяются и на пейзажную съемку и на портретную… В целом можно сказать, что композиция – это правильное сочетание и взаимодействие объектов на снимке.

 

Геометрия в композиции:

Считается, что объекты, или группы объектов, вызывают ассоциации и даже подсознательные чувства о чем-то ином, не изображенном на снимке. Так, прямые горизонтальные и вертикальные  линии символизируют остановку, успокоение, стабильность. А диагонали и волнистые линии – символизируют движение, устремленность. Это же можно сказать о квадрате – символе уравновешенности, замкнутости и о перевернутом треугольнике – хрупком равновесие, напряжение. Круг – символ динамики.

Здесь непосвященные начинают запутываться… Какие круги и квадраты, если есть только яблоки и груши ? В идеале все выглядит так – сначала появляется идея, потом подбирается геометрическая фигура, отвечающая этой идее, и предметы на столе образовывают выбранную фигуру. Но если бы все делали так и никак иначе – фотографии были бы похожи друг на друга как две капли воды.

Как мы знаем из самых простейших правил композиции, фотография должна задерживать взгляд наблюдателя на себе и если символов движения на снимке будет больше, то и глазу наблюдателя этот снимок покажется более интересным. Выходя из этого, при съемке натюрмортов правильнее всего избегать горизонтальных и вертикальных линий, т.е. вилка не должна лежать идеально вертикально или горизонтально. Если у вас две вилки на столе – не нужно «копировать диагонали» одной и другой, лучше, когда положение вилок различается. Яблоки не должны быть выставлены идеально в рядочек и быть одного размера, некоторый хаос не повредит. Опасайтесь явных повторений форм и положения предметов.

Для иллюстрации сказанных выше слов, давайте рассмотрим несколько натюрмортов Юлии Дорофеевой.

Обратите внимание не только на построение геометрических фигур из предметов, но и на «уютный хаос» похожих друг на друга предметов, которые не повторяют форму и положения на снимке.

 

Центр композиции:

В художественном натюрморте должно быть как минимум 2 предмета взаимодействующих между собой, но только один из них будет главным, а другой – второстепенным. Чтобы ясно дать понять зрителю, какой предмет главный на снимке, а какой (или какие) второстепенный, необходимо знать, что такое центр композиции.

Центр композиции – это самое главное место на снимке. Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя и которая является признаком целостности композиции. Композиционный центр не должен находится в центре фотографии, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов на снимке. В этом центре может присутствовать один предмет или несколько, и ним могут стать даже части разных объектов.

Как же выделить центр композиции ? Давайте мыслить формалистично. Возьмём, к примеру, 3 вида шариков: большие, средние и маленькие. Поставим на фоне большого шарика, маленький и он тут же притянет к себе внимание – это и будет центр композиции (рис.1). Если же мы поставим много маленьких и много средних шариков как-нибудь, но при этом на снимке будет присутствовать один большой шар – он станет центром композиции (рис.2).

 

Центр можно выделить светом, контрастом или цветом, в этом случае наш центр композиции будет отличатся яркостью или цветом от основной части снимка. Можно использовать ритм (про него ниже) второстепенных предметов чтобы «довести» взгляд наблюдателя до композиционного центра. Конечно, еще можно использовать истинно фотографический эффект узкого ГРИП на нужных объектах, но вряд ли это будет доказательством грамотной композиции. Лучше всего, грамотно расставить предметы и дополнительно использовать подСВЕТку центра и ГРИП.

Грамотно поставить натюрморт с одним композиционным центром – довольно сложно, если объектов много и они разные, но практикуясь и просматривая работы других фотографов, вы наверняка поймете, как организовывать предметы в натюрморт, а не просто в набор этих самых предметов. Просматривая натюрморты художников и фотографов, старайтесь анализировать 1) где композиционный центр; 2) как автор достиг его «выделения» из общей массы объектов.

Мастера живописи, иногда, создавали два композиционных центра на холсте, но чтобы они красиво сочетались друг с другом нужны не дюжие умения. Обычно на фото есть один центр. Второй центр может попросту развалить надвое композицию.

 

Ритм:

Удары в барабан – одинаково повторяющийся звук. Повторение одинаковых предметов на снимке или картине – изобразительный ритм. Повторение предметов – очень хороший прием «указать» зрителю на какой-нибудь объект в композиции. Ритм один из самых действенных символов движения, он сам увлекает за собой взгляд наблюдателя и приводит его в нужную точку.

Но не стоит забывать о том, что однообразия следует избегать. Например, множество яблок нужно располагать так, чтобы вместе они организовали единый ритм, но в то же время, по-отдельности, не повторяли друг друга. Благотворно сказывается «разбавление» ритма каким-то выделяющимся объектом (например, одним крупным яблоком), это позволяет убрать монотонность ритма предметов. Пример ритма в натюрморте можно посмотреть на фото 7.

Фото 7. Автор: Павел Древницкий

 

Внутренние связи:

Естественно, предметы на изображаемом натюрморте должны быть чем-то связаны – смыслом, формой, цветом. Нельзя снимать АйФон вместе со старой скрипкой, или же зубную щетку с цветком. Объединение по смыслу – самое логичное, но нужно учитывать цвет и форму предметов. Объединение по форме – интересный и оригинальный ход. Вы можете экспериментировать с цветами и фруктами, с коробочками и тарелками, вы даже можете нарочно «вбрасывать» в композицию какой-то неординарный предмет, но делайте это осторожно и со вкусом. Всегда старайтесь добиться диалога предметов на столе, представьте, что они разговаривают о чем-то и чем больше у предметов общего – тем интереснее получится у них диалог.

 

Настроение:

Настроение — это философия, а не правила и не композиция. Настроение создается набором предметов, освещением (его интенсивностью), буйством красок, или монохромностью и т.д. и т.п. Передать настроение – это значит рассказать зрителю, о чем все же этот натюрморт, передать задумку автора наблюдателю.

Букет в вазе, чашка чаю – удовлетворение от хорошего дня. Книга и очки в полутьме – одинокий вечер. Бутылки обтянутые паутиной – забытые хозяином вещи.

Настроение является неотъемлемой и огромной главой рассказа о «тихой жизни» вещей.

 

Я далек от мысли, что описал все правила композиции полностью, но ведь я еще сам всего не знаю, да и мало только «вызубрить», нужно еще и «сочинять» своё, потому как это искусство, а не математика. Но разговор о композиции не закончен.

(с). Павел Древницкий

intpicture.com

Особенности композиции в натюрморте

Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без композиции. Более того, натюрморт — именно тот жанр, где композиция играет первостепенную роль и требует самого пристального внимания со стороны фотографа. Ведь репортажному кадру можно многое простить, если автор поймал действительно удачный момент. А домашние снимки — вы замечали, как умиляются мамочки, увидев на фотографии, пусть и бездарной, свое чадо? Вряд ли мы дождемся такого же снисхождения от зрителей, сфотографировав апельсинку с бутылочкой. Чтобы был положительный эффект, придется постараться. И начинать, конечно же, следует с композиции задуманного кадра.

Условно говоря, композиция в натюрморте — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре. Посредством композиции можно последовательно показать зрителю все, что вы хотели, создать настроение, передать идею и даже рассказать историю.

Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов: геометрическая, пространственная и цветовая.

Геометрическая композиция

Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму. Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть, потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание). А круг создает чувство уюта и успокаивает. Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий). Что же касается диагоналей, то восходящие линии — ведущие из левого нижнего угла в правый верхний — выглядят напряженнее нисходящих: читаем мы все-таки слева направо, и нашему взгляду приходится «вскарабкиваться» по картинке, чтобы добраться до самого верха. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, не так ли?! Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.


Все эти маленькие хитрости можно и нужно использовать в своих целях — в целях передачи концепта, идеи снимка.

Выделение пространством

Если есть необходимость выделить некий предмет в натюрморте, отведя ему роль главного героя, здесь можно сыграть и на пространственной композиции. Например, поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных. Или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее. А можно сделать хитрее — зажечь палочку благовоний или выпустить сигаретный дым, нарисовав таким образом в кадре воздушную перспективу: основное внимание будет акцентировано на передних объектах, поскольку дальние утонут в романтической дымке.

Также сыграть можно и на технических аспектах работы фотокамеры: если хочется детально показать каждый предмет, включая задник или драпировки, то съемка должна проводиться при закрытой диафрагме. Но если важно выделить какой-то один предмет, то диафрагму нужно раскрыть максимально. Не стоит игнорировать и возможности оптики: на кадрах, сделанных с помощью широкоугольных объективов, предметы сильно искажены, и чем ближе к камере объект, тем более крупным он будет казаться по отношению к отдаленным. И наоборот, большие фокусные расстояния «собирают» перспективу, пространство делается гораздо более плоским.

Цветовая композиция

Если фотосъемка ведется в ч/б, нам не пригодятся знания о свойствах цветового воздействия. Но в случае, если фоторабота запланирована в цвете — не стоит игнорировать эту сферу исследований. Обратив свой взгляд к психологии цвета, мы увидим, что каждый из цветов имеет, помимо своей оригинальной окраски, собственную смысловую нагрузку. Теплые цвета (оранжевый, желтый, красный, терракотовый) напоминают нам о лете, солнце, тепле. Это первая ассоциация, возникающая при взгляде на фотографию, решенную в этих тонах. Кроме этого, из курса живописи можно узнать, что такие предметы кажутся визуально ближе. Чего не скажешь о холодных цветах: синем, зеленом, розовом, фиолетовом — эти цвета немного отдаляют объект от зрителя, а ассоциируются как правило с зимой, холодом, водой.

Важно помнить и о контрасте, иногда на нем можно сыграть, но часто непродуманные цветовые сочетания отталкивают или искажают смысл всей постановки. Если вы решите фотографировать огурец на оранжевом фоне, подумайте, не будет ли фон перетягивать внимание на себя? И действительно ли этого вы хотели добиться? Также нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков предметов, находящихся рядом, и даже два одинаковых по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному именно из-за различия их фактур.

Влияние на зрителя оказывает и насыщенность цвета: композиции в мягких пастельных тонах будут создавать ощущение покоя и ностальгии, а яркие, кричащие краски, наоборот, годятся для привлечения внимания, передачи экспрессии, напористости. Именно поэтому яркие цвета так любимы рекламными фотографами, в то время как арт-фотография нередко тяготеет к приглушенному, спокойному тону.

Конечно же, любая композиция целиком должна подчиняться общему колориту, закону внутри картины — иначе она будет разваливаться. Именно поэтому следует быть осторожным с цветовыми контрастами, они могут оказать серьезное влияние — как сделать работу интереснее, так и разрушить ее, расставив ненужные акценты.

Черное и белое

Несмотря на отсутствие цвета, в черно-белом натюрморте царствуют свои законы, и контраст тут также играет немаловажную роль. Сам же цвет в этом случае сменяется тоном— другая игра, но в ней тоже есть правила!

Наверняка вы замечали, что полные женщины очень редко ходят в белом. Дело в том, что белый цвет кажется объемнее черного. На черно-белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом перебирается к темным. На этом эффекте построено множество визуальных картинок-обманок: если посмотреть на лист в ровную черно-белую полоску, непременно будет казаться, что белые полосы шире. Нужно всегда принимать во внимание это правило при постановке композиции, а также учитывать, что ярко-белый предмет, будет он на переднем или заднем плане, обязательно покажется в этой композиции главным, и взгляд будет падать в первую очередь на него.

Контрасты

Как уже говорилось, контрасты играют особую роль. Существуя в рамках одной композиции в изображении, они могут как выделять предметы, так и, наоборот, скрывать их. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и тени без акцентирующих внимание зрителя пятен, кажется однообразным, монотонным, невыразительным. Резкие же контрасты создают напряжение, динамику.

Правило третей

Конечно же, в разговоре о композиции нельзя не упомянуть и правило третей. Проведя в уме через кадр четыре линии — две, делящие его на три равные части по горизонтали, и две, проведенные по вертикали, — можно вычислить наиболее эффективные зоны кадра: они находятся в точках пересечения четырех линий друг с другом. В этих зонах лучше всего размещать главный объект композиции.

В действительности правило третей — это упрощенное правило золотого сечения, получить которое будет несколько сложнее. Для этого кадр нужно разбить на восемь частей по горизонтали и вертикали. А затем провести справа и слева, а также снизу и сверху, линии на расстоянии 3/8. На пересечении этих линий и будут находиться точки золотого сечения. Но разбиение на три части гораздо удобнее, чем на восемь частей, поэтому оно используется в композиции чаще: разница зрителю не столь заметна, а гармония в кадре при соблюдении любого из этих правил — очевидна.

Ритм

Ритм, то есть повторение одинаковых или похожих линий — очень мощный композиционный инструмент, позволяющий манипулировать взглядом зрителя. По «дорожке» из чередующихся объектов можно увести очень далеко. Но не стоит переигрывать — ритм может и убить всю композицию, лишив ее динамики и сделав монотонной.

Внутренние связи

При создании постановки для фотосъемки необходимо следить, чтобы между предметами в кадре обязательно была связь. Предметы могут быть связаны по форме (яйцо и луковица), по цвету (помидор и красный перец), по смыслу (яблоко и палочки корицы). Предметы должны обязательно сообщаться, увлекать зрителя, переводящего взгляд с одного предмета в натюрморте на другой. Такой подход придает целостность композиции, делает ее интересной, понятной и одновременно загадочной — вовсе не обязательно раскрывать все внутренние связи сразу, самое интересное можно спрятать внутри композиции или ненадолго скрыть от зрителя, например, светом.

О композиции можно говорить бесконечно долго, но главное, на чем строится натюрморт (как, впрочем, и фотография в любом другом жанре) — это идея, сюжет и душа снимка. А композиция — такой же инструмент в руках фотографа, как и сам фотоаппарат. Помните о том, что вы хотите донести до зрителя! И используйте все имеющиеся композиционные приемы в своих целях.

prophotos.ru

Натюрморт и теория света. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 3

Начиная с этого урока, мы будем изучать жанры фотографии и их особенности. Первым будет натюрморт — интереснейший жанр, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы, наверное, не раз это делали, снимая цветы, книги или шашлыки на природе. Просто теперь мы разберёмся, как сделать такие снимки художественными.

Но сначала будет небольшое вступление про тему, которая важна для любого жанра — свет и его влияние на выразительность фотографии. Изучать его можно на примере любого жанра, просто в сочетании с натюрмортом это получится наиболее понятно и эффективно.

Свет. Светотеневой рисунок.

Фраза про то, что фотография — это светопись, уже порядком набила оскомину. Однако свет действительно имеет важнейшее значение! Только он интересует фотографов не как физическое явление, а как создатель светотеневого рисунка — сочетание освещённых и затенённых областей на объектах, если просто. Он важен для фотографии тем, что создает эффект трёхмерности, при том, что сама фотография является, по сути, двумерной. Убедиться в этом можно, если вспомнить, как учат детей рисованию. Сначала они рисуют простую фигуру, например квадрат:

Плоский объект

Эта фигура, как видите, получается плоской. Чтобы она смотрелась объёмнее, дорисовываются грани.

Объемный объект

Объёмнее смотрится? Безусловно. Но всё равно остаётся ощущение неестественности. А теперь добавляем тени, как будто на фигуру под углом падает свет.

Объемный объект с освещением

Теперь объект смотрится действительно объёмно и максимально полно. Вот и в фотографии то же самое, просто светотеневой рисунок не наносится на холст или бумагу, а формируется с помощью расположения объекта съёмки относительно источника света.

Ещё один момент, который нужно понимать, это составляющие светотеневого рисунка. Их хорошо видно на этой иллюстрации:

светотеневой рисунок

Не обязательно, чтобы все они присутствовали на фотографии: например, теней может и не быть, но тогда обязательно должны присутствовать полутени. Так же могут отсутствовать рефлекс и падающая тень. Но большая часть составляющих светотени должны присутствовать, иначе снимок будет смотреться неестественно, не объёмно.

Как вы можете видеть сами, тут есть блики на вазе, светлые тона на цветах, полутени на всех объектах и тени на фоне.

Автор: Елена, студент fotoshkola.net

Наличие тех или иных составляющих светотеневого рисунка, его характер зависит от того, под каким углом падает свет. Самый простой и очевидный вариант — расположить объекты так, чтобы получилось 45 градусов к оси съёмки. Это первый вариант, который стоит пробовать, подойдёт в большинстве случаев.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

Впрочем, единого рецепта тут нет, всё зависит от сюжета, объекта съёмки, его формы, особенностей рельефа. Если менять угол падения света, то и объект будет восприниматься по-другому, поэтому с расположением источника света можно и нужно экспериментировать. Например, стоит попробовать расположить источник света, чтобы тот падал под углом 90 градусов к оси съёмки.

Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.net

Или вообще за объектом: в этом случае теряется объёмность, но это оправдывается получением силуэта.

Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net

Свет, идущий сверху, это тоже один из вариантов.

Автор: Оксана Саранова, студент fotoshkola.net

Наверняка у вас появился вопрос, а как же выбрать угол падения света? Единого алгоритма тут нет, принимать решение предстоит каждый раз и оценить удачность или неудачность придётся визуально, то есть просто смотреть — хорошо получилось или плохо, сравнивать разные варианты, выбирать сначала на уровне «нравится или не нравится». А со временем вы уже начнёте при взгляде на объект понимать, как его лучше осветить, чтобы добиться того или иного сюжета.

Свет как настроение

В предыдущем уроке вы узнали, что цвет может влиять на настроение фотографии. Однако это может делать и свет. Для начала немного теории о видах светотеневого рисунка. По количеству полутонов (то есть области перехода из света в тень) он бывает мягкий и жёсткий.

При жёстком свете полутеней практически нет, граница между светом и тенью резкая

Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net

При мягком — свет плавно переходит в тень, полутени занимают достаточно большую площадь.

Автор: Laima Gri, студент fotoshkola.net

Жёсткость света зависит от нескольких факторов:

  1. Чем больше источник света относительно объекта съёмки, тем мягче получится свет.
  2. Чем дальше объект находится от источника, тем свет жёстче.

Кроме того, свет можно разделить по разнице экспозиции между светом и тенью: чем она больше, тем свет считается контрастнее.

Контрастный свет

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Неконтрастный свет

Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.net

Контрастным свет будет, если он напрямую воздействует на объект. При отражении, рассеивании (облачным небом или даже листом бумаги перед источником света) контрастность будет падать.

А теперь попытаемся понять, можно ли типом света влиять на настроение на фотографии. Безусловно! Например, если вы хотите создать лёгкий, романтичный снимок, то вам понадобится мягкий неконтрастный свет.

Если в кадре преобладают светлые тона, то получается так называемый «высокий ключ»

Автор: Анна Краукле, студент fotoshkola.net

Если же вам нужен драматизм, даже депрессивность, то тут пригодится жёсткий контрастный свет в сочетании с преобладанием тёмных тонов.

Такая техника съёмки называется «низкий ключ»

Автор: Екатерина Молчанова, студентка fotoshkola.net

Контрастные тени можно использовать и для создания достаточно позитивных кадров, но тогда уже есть требования к цветам, которые должны быть яркими.

Автор: Кирилл Сибирихин, студент fotoshkola.net

Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Поэтому эти знания пригодятся вам и дальше, причём не раз. Ну а теперь, когда мы разобрались с этой важной темой, переходим к особенностям съёмки натюрморта.

Выбор сюжета и подбор объектов

Как вы уже знаете из предыдущего урока, фотография рождается из образа, который возник в голове. То есть сначала вы должны придумать, что хотите снять, что показать, какую историю рассказать зрителю. Отправной точкой может стать какой-то сюжетный образ, например, «завтрак», религиозная тематика, фруктовый натюрморт. И уже под эту тему подбираются объекты.

Автор: Владимир Тобольский, студент fotoshkola.net

Кроме того, можно отталкиваться от какого-то конкретного объекта, который захотелось сфотографировать. И под него подбираются другие элементы, фон, свет и так далее.

Автор: Елена, студент fotoshkola.net

Сюжетом может стать и абстракция, сочетание форм и цветов.

При этом объекты всё равно должны быть гармоничны.

Автор: Тарас Квакуш, студент fotoshkola.net

Ещё одним способом сделать натюрморт интересным является одушевление неодушевлённых предметов. Причём выбор их может быть весьма неожиданным.

Автор: Елена Артюшина, студент fotoshkola.net

Это крайне сложно придумать и воплотить, но зато результат будет впечатляющим!

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Главный объект в натюрморте играет важную роль, создавая стержень, вокруг которого располагаются остальные элементы. Принципы выделения главного объекта и построения снимка в целом в этом жанре ничем не отличаются от описанных во втором уроке. Тут стоит только упомянуть, что основной элемент не обязательно должен быть вычурным, броским. Простые и лаконичные вещи смотрятся, чаще всего, намного лучше.

Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.net

Главный объект может быть как единственным на фотографии…

Автор: Елена Гришина, студент fotoshkola.net

…так и окружённым второстепенными элементами. Важно тут не перегрузить снимок деталями, пусть их будет не очень много.

Автор: Ирина Туманова, студент fotoshkola.net

И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр совершенно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.

Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net

Выбор фона

Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.

Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net

Выбор фона, опять-таки, зависит от того, что именно вы снимаете, какой сюжет. Например, дерево даёт тёплые, домашние нотки.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

Мешковина позволит зрителю предположить, что сюжет связан с деревенской жизнью. Или ею можно подчеркнуть винтажный сюжет со старинными объектами.

Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.net

А изысканная ткань добавит аристократизма.

Автор: Любовь Воронова, студент fotoshkola.net

Интересно смотрится использование стеклянных поверхностей, которые позволят получить на фотографии симметрию.

Автор: Малия Голубицкая, студент fotoshkola.net

Часто используют в качестве фона экраны ноутбуков и компьютеров с какой-то заставкой — это подойдёт для современных и технологичных объектов съёмки.

Автор: Андрей Петровский, студент fotoshkola.net

Как видите, совершенно необязательно покупать студийные бумажные фоны. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Тут ведь важно, чтобы снимок получился живым, естественным. Выхолощенность, «стерильность» фона тоже должна быть уместной.

Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.net

Ну и в завершении этой части урока хочется сказать, что фоном может стать и интерьер.

Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.net

Более того, не обязательно снимать натюрморт только дома, можно выйти на улицу, чтобы найти место съёмки там — тут всё зависит только от вашей фантазии.

Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net

Источники света

Можно подумать, что продвинутые фотографы снимают исключительно со вспышками, но это на самом деле не так. Да, импульсный свет удобен, так как фотограф не зависит от условий, может создать нужные эффекты в любое время, но при этом покупка вспышек и различных аксессуаров достаточно затратна.

Вспышка находилась справа и использовалась не только, чтобы осветить объекты, но и заморозить всплеск молока.

Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.net

В качестве источника света можно использовать окно, располагая место для съёмки рядом с ним. Регулировать интенсивность и контрастность света можно с помощью штор или просто перекрывая свет из него рукодельной ширмой (элементарно — лист фанеры).

Автор: Валерий Кондратенко, студент fotoshkola.net

Кроме того, для съёмки натюрморта подойдут фонарики, лампы, торшеры и прочие светильники. Причём они могут как просто освещать сцену, так и быть включены в сюжет.

Автор: Людмила Желонина, студент fotoshkola.net

Отдельно можно упомянуть свечи, которые часто используют в натюрморте. Только тут важно учитывать, что они дают достаточно контрастный свет, поэтому стоит следить, чтобы неосвещённые стороны объектов не сливались с фоном — это не всегда уместно и из-за этого теряется объём. Лучше сбоку ещё чем-то подсветить, чтобы этого избежать.

Автор: Неля, студент fotoshkola.net

Тут стоит помнить, что разные источники света могут иметь разную температуру, то есть давать разный оттенок, и это может быть не просто заметно, но и разрушит атмосферу снимка.

Отдельно хочется упомянуть тут технику «световая кисть», которая часто используется в натюрморте. Суть её в съёмке на длинной выдержке и освещении объектов каким-то источником, например, фонариком, с разных сторон. Изюминка техники в непредсказуемости и стабильно разном результате, который получается в итоге. Подробнее об этой технике вы можете прочитать в статье преподавательницы Фотошколы Ольги Браги.

Технические особенности натюрморта

Настройки и штатив

Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). К тому же, если не использовать вспышки, источники света достаточно слабые. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.

Минимальная дистанция фокусировки

Каждый объектив обладает этой характеристикой, которая означает, что минимальное расстояние от камеры до объекта съёмки, на котором фотоаппарат сможет навести резкость. У обычных объективов она составляет от 20 см и становится больше при увеличении фокусного расстояния. Точное значение нужно смотреть в спецификациях. Отличаются только макрообъективы, которые могут фокусироваться в считанных сантиметрах. Если у вас нет такого объектива и вы снимаете на обычные «стёкла», то этот момент нужно учитывать.

photostocks.info

Натюрморт из геометрических фигур | Artisthall

Постановки из гипсовых геометрических предметов являются основными заданиями первой части программы занятий по рисунку. Композиции составляются из нескольких предметов, от 3 и более фигур, разных форм и размеров, сочетания динамичных по структуре фигур, таких как конусы, многогранные призмы, пирамиды, и статичных: как шар, куб, параллелепипед и цилиндр.

Для гармоничности натюрморта можно использовать разные по масштабу фигуры, так постановка получается более интересной. Первые варианты геометрических натюрмортов могут быть выполнены на ровной белой плоскости и со светлым фоном, чтобы дополнительный тон и фактура не отвлекали внимание от фигур. Последующие постановки можно усложнять, добавляя драпировки с простыми структурными складками, вазы и гипсовые рельефы, розетки в сочетании с простыми формами.

Также для наглядного строения и анализа объемов может быть установлен светильник с направленным светом. Контрастный свет усилит разницу между светом и тенью, что позволит точнее нанести тон.

Цель рисования натюрморта из геометрических тел.

Работа над натюрмортами из геометрических тел закладывает навыки построения композиции, пропорционального размещения предметов на листе, техники моделирования штрихом различных форм, построения теней, передачи пространства и удаления фигур, которые впоследствии пригодятся в следующих заданиях программы, живописных натюрмортах и других видах творческих занятий.

В отличии от рисования единичных гипсовых предметов как куб или ваза, в многопредметных постановках большее значение придается взаимодействию предметов, тональных отношениях между фигурами, расположению падающих теней на гранях, кривых поверхностях и телах вращения, световых рефлексов, разработке передних и задних планов.

Также ученик получает возможность познакомиться с правилами построения и рисования объемов разнообразных геометрических тел, рисовать которые по отдельности заняло бы слишком много времени.

Целью рисования натюрморта из геометрических фигур является натуралистичное изображение предметов, сочетающиеся с анализом формы и структуры предмета.

Интуитивное построение конструкции с последующей моделировкой штрихом пригодятся в следующем задании – Пересечение геометрических тел.

Натюрморт выполняется карандашом или мягким графическим материалом, на листе формата А2.

Все работы представленные в статье выполнены учениками на занятиях по рисунку в нашей мастерской по теме: Многопредметные постановки из геометрических объемных тел.

Смотрите также:

artisthall.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о