Наброски портрета
Наброски портрета
В контексте освоения рисунка портрета, наряду с длительными рисунками по 6-18 и более часов, чрезвычайно полезно делать также короткие рисунки голов в разных поворотах, продолжительностью 2-3 часа, а также короткие (на 1-10 минут) и более длительные (20-30 и более минут) наброски.
Эффективность всех коротких заданий состоит в возможности нарисовать за непродолжительный срок много видов с разных точек, что существенно расширяет представления ученика о пропорциях, характере формы и строении головы.
Проще говоря, если начинающий художник рисует параллельно с длительными заданиями много набросков портрета разных людей в самых различных ракурсах, то понимание портрета намного быстрее становится живым и разнообразным. И наоборот, если начинающий художник выполняет только длительные рисунки, к тому же в стандартных ракурсах и не делает набросков, его представление о портрете может долго оставаться весьма приблизительным.
И если короткие (1-10 минут) наброски дают нам возможность уверенно научиться брать общие соотношения, то короткие рисунки (на 2-3 часа) позволяют более-менее разобраться с конструкцией и задать общее тональное решение.
В этом смысле длительные (по 20-30 минут) наброски являются своего рода универсальным заданием, т.к. с одной стороны, занимая относительно небольшое время, позволяют за 2-3 часовой сеанс сделать довольно много набросков разных людей с разных точек (например, когда все позируют по очереди), с другой, за это время ученик может все попытаться немного разобраться с конструкцией и пластикой головы, что нереально успеть в коротких набросках.
Время здесь указывается и результат здесь берется в расчете на ученика уже немного рисующего портрет, совсем начинающие могу умножать эту цифру на 2 и более.
Итак, рассмотрим стадии набросков портрета длительностью 20-30 минут.
Начинаем набросок, как и любой рисунок, с общей композиции в листе.
То есть нужно охватить взглядом общую форму головы (какова она в данном конкретном случае) и представить ее размещенной в листе. Продолжая поглядывать на натуру и представлять ее в листе, накидываем первые линии.
Желательно начинать рисунок легкими линиями, не давить на карандаш. Следует учитывать, что на некоторых из представленных здесь примеров контрастность повышена, для того, чтобы хоть что-нибудь было видно. В реальности они на этой стадии были легче по тону.
Пробуем основные линии, которыми образован общий силуэт и сразу намечаем крупные детали.
Этими же первыми линиями стараемся сразу задать пропорции головы в целом и ее частей.
При этом важно избегать распространенной ошибки — слишком маленькой верхней части головы и слишком большой маски (лицевой части). Как правило это происходит потому, что начинающий рисовальщик начинает свой рисунок головы с маски и почти все время уделяет деталям лица, почти не занимаясь всей остальной частью головы, а мы знаем, что если долго смотреть на какую-то деталь и рисовать в основном ее, то она всегда начинает казаться больше и норовит занять на рисунке как можно больше места.
Согласно классическим пропорциям, «слезник» (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. То есть, грубо говоря, сколько от края подбородка до середины глаза, столько от середины глаза до макушки. Но это по классике, а люди конечно все разные, да и прическа может быть более или менее объемной. Также это соотношение зависит от разворота — если голова запрокинута назад, мы видим снизу больше, сверху меньше. Если голова наклонена вперед, к нам, наоборот, увеличивается верхняя часть. Важно брать это соотношение верно. Именно для этого, мы сразу, в самом начале наброска задаем общие пропорции.
После того, как пропорции заданы на глаз, можно быстро проверить измерением 1-2 главных пропорции.
Намечая и силуэт и детали, мы стараемся схватывать, куда направлены линии — вначале крупные, основные, а мелочи оставляем на конец рисунка.
При этом, мы обращаем внимание на «архитектонику» (строение) формы головы. То есть там, где форма поворачивает, мы пробуем это тоже намечать.
Понемногу, на основе верно заданных в начале пропорций и основных линий, рисунок можно конкретизировать.
Но, конкретизируя, мы продолжаем поглядывать на общие пропорции и направления основных линий.
Как и всегда при рисовании набросков, желательно проводить линии с разным нажимом, не проводить их с одинаковым. Вначале можно обращать на это внимание, а в дальнейшем это просто должно стать привычкой.
При этом, как видите, у нас появляется легкая светотень.
Но появляется она ради объема и формы. То есть, мы даем ее там, где форма форма меняет направление, поворачивается. И стараемся не просто закрашивать, а ощупывать штрихом форму. Штрихи стараемся наносить не быстрыми сериями, когда каждый штрих безлик, а с умеренной быстротой, так, чтобы каждый штрих играл свою роль.
Поскольку мы начинали рисунок легкими линиями, ластик не требуется. Более уверенные линии наносятся чуть жирнее, а начальные служат как бы подложкой и особенно не мешают.
Набросок подходит к завершению. Уточняем мелкие детали и, если позволяет время, еще добавляем тональность.
Подобные наброски желательно выполнять регулярно, в разных ракурсах, с разных людей.
При этом более линейные наброски можно чередовать с более тональными, как это видно на приведенных примерах. Таким образом, будет развиваться работа и линией и тоном.
Приведенный здесь алгоритм работы и ключевые моменты, являются удобными и оптимальными, по мнению автора этой статьи на основании определенного опыта. Но эти рекомендации не являются единственно возможными. Важно другое: регулярная работа с натуры является основным условием успешного овладения рисунком портрета. Как говорили великие: «Натура — Твой лучший учитель!»
Олег Торопыгин
Как создать реалистичный портрет за 3 минуты
Юлия Скрипник
Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.
Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».
Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.
Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.
И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.
Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.
Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.
Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.
Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.
Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.
Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.
Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.
Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно.
Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.
Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.
Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.
Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.
Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.
Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.
Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.
Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.
Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.
Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.
Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.
Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.
Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши.
Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени.
Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой очень много советов:
- особенности рисования в стиле ню;
- как правильно освещать модели и объекты для рисования;
- как рисовать группы людей и пейзажи;
- техника рисования карандашом, углем, тушью;
- как вести путевой дневник художника и многое другое.
Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»
Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.
Набросок портрета / Fotoshkola.net
Набросок портрета
Автопортрет
Автопортрет в истории изобразительного искусства.
Каждый художник хоть раз рисовал себя, сидя перед зеркалом, изучая своё лицо и его выражение. Многие автопортреты стали одними из лучших произведений своих создателей, жемчужинами в творческой биографии, например, портрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом». Именно с него началась её художественная жизнь и признание в среде профессионалов. Винсент Ван Гог, работая над автопортретами, оттачивал своё мастерство живописца, проводил эксперименты с формой и цветом. Все знают портреты Рембрандта, выполненные им с самого себя. Он рисовал их на протяжении всей своей жизни и оставил нам своеобразную живописную летопись. По его лицу, по тому, как оно изменялось, можно прочитать и изменения его внутреннего мира, настроений и мировоззрения. Пришла и наша очередь. Но давайте поговорим о пропорциях лица прежде, чем окунуться в работу.
Пропорции
Познакомимся со средними пропорциями.
Когда мы говорим, что у человека длинный нос или близко посаженные глаза, это значит, что мы сравниваем его лицо со средними пропорциями, которые и будем изучать в этом уроке. Зная их, вы сможете более точно передать основные отношения, после чего будет проще уточнить нюансы.
1) Посередине лица (между подбородком и макушкой) проходит уровень глаз.
2) Три расстояния: от корней волос до линии бровей, от линии бровей до основания носа и от основания носа до подбородка — равны.
3) Если расстояние от кончика носа до подбородка поделить двумя отрезками на три равные части, то верхний будет находиться на уровне разреза рта.
4) Если провести вертикали от крыльев носа, то они попадут на слезники.
5) Длина ушей равна расстоянию от кончика носа до бровей.
6) Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза.
Чтобы добиться большей точности в рисунке, используйте опорные точки. Они позволяют сориентироваться, выявить взаимное расположение элементов лица, определить, как соотносятся их размеры. Например, такими точками могут быть уголки губ, края крыльев носа, слезники, низ подбородка, начала бровей, какие-то характерные места в причёске.
Что такое набросок?
В наброске важно лаконично и выразительно передать характер. «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки», — написал Микеланджело. Набросок — это бегло выполненный рисунок, в котором художник, опуская детали, передаёт основные черты, суть изображаемого объекта. Обычно они используются для передачи быстротечных событий, например, движения человека или животного, состояния пейзажа.
Итак, вы видите себя в зеркале, перед вами – лист бумаги, а в руках – карандаш. Начнём с основных пропорций. Без нажима лёгкими штрихами поставьте метки макушки и подбородка. Между ними проведите вертикальную линию посередине листа. Разделите её пополам — это уровень глаз.
Чуть выше уровня глаз проведите линию бровей. Расстояние от подбородка до бровей разделите пополам, поставьте метку — это кончик носа. Расстояние от последнего до подбородка разделите на три части, чтобы найти разрез рта.
Легко наметьте овал лица, контуры его частей и очертания волос. Уделите особое внимание уголкам губ. Стоит слегка изменить их, и настроение становится другим.
Уточните части лица, для этого найдите опорные точки. Проведите воображаемые линии, которые соединяют их пары. Проверьте, под верным ли углом расположены эти наклонные на вашем рисунке.*
Наметьте контур шеи и плеч.
Добавьте немного штриховки для обозначения тона глаз, губ и волос. Не переборщите! Пусть будет только намёк на то, что они темнее цвета кожи.
Сотрите линии, которыми обозначали пропорции. Вот и всё, ваш первый набросок автопортрета готов!
Если вы вдруг остались недовольны созданным наброском, можете поздравить себя, так как начинаете аналитически подходить к своим работам. Это качество важно для художника-портретиста. Если вы видите несоответствия между рисунком и оригиналом, значит, способны устранить их. Ещё раз сравните свои черты с теми, что переданы в портрете, обратите внимание на пропорции каждой части лица, на опорные точки. Это поможет определить, где присутствуют неточности. Также можно отложить рисунок на несколько часов, а потом посмотреть на него свежим взглядом.
Учимся выполнять набросок по фотографии
- Для начала наметьте основные пропорции лица. Примерно обозначьте макушку (за платком не видно её точного расположения) и низ подбородка. Проведите вертикальную линию посередине листа. Разделите её пополам, поставьте метку — это уровень глаз. Лёгкими линиями наметьте овал лица, причёску, шею и плечи.
- Лёгкими линиями наметьте овал лица, причёску, шею и плечи. Чуть выше уровня глаз проведите линию бровей. Расстояние от неё до подбородка разделите пополам, поставьте метку — это кончик носа. Расстояние от кончика носа до подбородка разделите двумя точками на три равные части. Верхняя точка соответствует уровню разреза рта.
- Наметьте части лица. Проверьте их пропорции, уточните.
- Проведите вертикали от краёв крыльев носа вверх, убедитесь в том, что они примерно попадают на слезники. Проверьте расстояние между глазами.
- Нарисуйте вздёрнутые брови, они подчёркивают общее настроение портрета.
- Немного уточните головной убор — платок. Лёгкими штрихами наметьте направление складок.
Понравилось делать наброски? Станьте студентом курса «Графика. Портрет карандашом» и научитесь делать настоящие графические портреты в нашей школе творчества Артмарт.
- Официальные партнёры
Как нарисовать портрет карандашом
Автор: Художники и иллюстраторы | Чт, 23 сентября 2021 г.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Ланселот Ричардсон показывает, как нарисовать портрет карандашом, используя аккуратные мягкие слои для достижения максимальной детализации и эффекта
В этом руководстве я хочу показать вам процесс создание длинного портретного рисунка простым карандашом. Более длинные рисунки требуют дополнительного темпа и планирования; цель состоит в том, чтобы не торопиться и придерживаться процесса. Очень заманчиво сосредоточиться на интересном уголке портрета и пренебречь остальной частью рисунка.
Как вы увидите, когда я работаю над чертами лица, я по-прежнему обычно думаю о голове как о едином объекте, поэтому все аспекты портрета развиваются вместе.
Чтобы сохранить натуралистичность, я избегал четких контуров и стер или закрыл все вспомогательные линии. Работая легким прикосновением и добавляя множество слоев, мне стало легче стирать графит.
Далее следует довольно плотный рисунок, но я попытался сбалансировать его, добавив немного характера в метки и края. Креативное нанесение карандашных пометок помогает придать стиль и избежать «фотографического» вида, сохраняя при этом сходство.
Материалы Lancelot
- Карандаши Mars Lumograph, размеры HB, 2B, 4B, 6B, 7B и 8B
- Плотная бумага для картриджей Seawhites 220 г/м2, A4
- Ластик для замешивания Staedtler
- Электрический ластик
- Смешивание культи
- Нож или лезвие (для заточки)
Подробнее: лучшие карандаши для рисования
Пошаговое руководство по рисованию портрета карандашом
1.
План с эскизамиПланирование — это первый шаг в любой длительной работе, будь то рисование или рисование. Потратив 10 минут на то, чтобы набросать несколько грубых идей, вы избавите себя от многих хлопот в дальнейшем. С этими миниатюрами я пытался выбрать между двумя разными позами и тем, как я хотел разместить голову на странице.
При портретной съемке важно учитывать пространство вокруг головы. Для вида в три четверти, как этот, он выглядит лучше, когда перед функциями больше места. Точно так же расположение головы выше по странице выглядит лучше, чем мертвая точка.
2. Распланируйте голову
Я начал работать с более твердым карандашом HB, делая отметки очень легкими; их нужно легко регулировать, чтобы зафиксировать пропорции. Я сослался на ноготь большого пальца, чтобы решить, куда поместить голову. Затем я проверил общую форму головы, провел линии по центральной линии лица и отметил пропорции. Ниже линии роста волос я разделил лицо на три части для бровей, носа и подбородка, с другим маркером для рта.
3. Сделайте первоначальный рисунок
Используя арматуру из предыдущего шага в качестве ориентира, я нарисовал черты лица и попытался немного уточнить форму головы.
На этом этапе важно убедиться, что все размещено точно, так как мы все еще используем твердый карандаш и очень легко нажимаем. Для этого я сравнил, как объекты выравниваются по горизонтали и вертикали, и проверил углы между различными элементами. Не беспокойтесь о том, что контуры будут абсолютно идеальными, так как мы сможем настроить их позже. Не поддавайтесь искушению описывать какие-либо дополнительные детали и на этом этапе.
4. Введение тона
На этом этапе к рисунку был добавлен первый слой тона. Я начал с рисования широких тональных форм для теней на коже и за головой. Волосы были темнее кожи, создавая собственную тональную форму. Затем я добавил один слой тона, используя боковую сторону карандаша, слегка нажимая, чтобы сохранить бумажную зернистость. Я использовал здесь 2B, по-прежнему избегая сильного нажатия, так как это может повредить зернистость бумаги — как только эта зернистость теряется, графит становится блестящим, и становится трудно делать отметки более темными карандашами.
5. Растушуйте тени
Графит выгодно создает тон слоями. Здесь я немного углубил самые темные части теней, используя более мягкий карандаш 4B и растушевывая его стороной, чтобы создать более широкий след.
Более мягкие карандаши дают более темный след, и их лучше накладывать поверх более светлых оттенков графита, так как он постепенно закрывает белые частички, просвечивающие из-за зернистости бумаги. Старайтесь воздерживаться от использования самых мягких карандашей 7B или 8B до финальных стадий, так как они действительно помогут получить самые темные тени.
6. Сосредоточьтесь на глазах
Теперь мы наконец добрались до особенностей. С наложенной тенью я добавил слой меток направления, больше работая кончиком карандаша. Я использовал карандаши 2B и 4B, чтобы создать формы вокруг глаз для век и глазницы. Острые карандаши помогут добиться этих тонких линий.
Самые темные области, такие как зрачок, были созданы путем наложения карандаша 6B поверх всего этого. Я старался, чтобы самый дальний глаз был простым; он находится в тени, поэтому мы видим меньше информации.
Читать далее: как рисовать глаза
7. Прорисовка носа
Нос имеет закругленные формы и не имеет жестких краев, поэтому старайтесь не пропускать контуры. Здесь у переносицы была небольшая тень из-за ее закругленной поверхности, где сторона указывает на источник света.
Я выделил блики на ноздрях, добавив мягкое затенение вокруг них. На теневой стороне носа я свел контраст к минимуму, поэтому ноздря и край носа почти не видны. Меньше света означает меньше информации, а значит, все выглядит немного «размыто».
8. Откройте рот
Рот также состоит из очень мягких и округлых форм. Мои следы следовали за направлением изгиба губ, при этом верхняя губа наклонялась вниз, а нижняя губа выгибалась назад. Следование за поверхностью вашими отметками помогает лепить объемы.
Вокруг губ края мягкие, а граница губ почти исчезает на теневой стороне. Я также смоделировал структуры вокруг рта, используя такие же метки направления, которые следуют по поверхности, как и на губах.
9. Нарисуйте ухо
При рисовании уха важно сбалансировать простоту с убедительной прорисовкой – небрежное ухо так же отвлекает, как и чрезмерно детализированное. Здесь я сосредоточился на точных формах теней и избегал делать тени слишком темными, чтобы контрасты не были слишком бросающимися в глаза. Серьги — дополнительная проблема. Чтобы нарисовать их, я сосредоточился сначала на захвате формы, а затем на вставке маленьких черных теней. Чтобы выделить блики, как и в случае с носом, я заштриховала их, чтобы белая бумага просвечивала.
10. Слой волос
Ключ к рисованию волос — терпение. Волосы моей модели были немного темнее ее кожи, поэтому мне пришлось наложить слой графита, чтобы добиться такого контраста. Я начал с нанесения слоя тона карандашом 4B. Цель здесь состоит в том, чтобы позволить меткам следовать общему направлению волос и образовывать тональные «комочки», а не пытаться рисовать отдельные волоски.
Для самых темных областей я очень аккуратно размазал графит с помощью растушевки, чтобы передать тон в бумажную текстуру, а затем добавил еще один слой тона с помощью карандаша 6B.
11. Добавьте немного объема
Если есть сильный контраст в тоне между волосами и кожей вашего объекта, очень важно сохранить его. Часто наложение графита может привести к тому, что все области станут темнее, и вы потеряете тональный диапазон.
На этом рисунке я в основном избегал карандашей темнее 4B для кожи, так как она была намного светлее волос. Я добавил слой меток направления к тени вокруг лица с помощью карандаша 2B, пытаясь убедиться, что метки повторяют контуры кожи, как я делал с чертами лица. Затем я использовал карандаш HB, чтобы заштриховать освещенные области. Будьте очень легкими с ними; они должны оставаться светлее, чем области теней, поэтому я добавил достаточно тона, чтобы показать блики.
12. Введите контекст
Плечи поддерживают остальную часть портрета. Я сделал их простыми, добавив достаточно информации, чтобы указать их положение и расположение бретелей платья. Вместо того, чтобы рисовать тело на краю бумаги, я позволил ему исчезнуть.
В этот момент я снова вернулся к своей первоначальной идее композиции, особенно когда я поместил тень за головой. Чтобы создать равномерный тон, я аккуратно растушевал первый слой графита с помощью растушевки, чтобы покрыть белую бумагу, а затем добавил слой штриховки для текстуры. Вертикальный узор делал тень плоской и ненавязчивой.
13. Детализация деталей
Я использовал более мягкие карандаши, чтобы прорисовать окончательные детали черт. В ближайшем глазу я использовал культю, чтобы аккуратно смешать нижние слои с зернистостью бумаги, и карандаш 7B, чтобы сделать его темнее, с еще одним слоем 8B на зрачке. Я затемнила брови, ресницы и ноздри карандашом 7B.
Я также добавил немного теней к теням лица и осветлил детали вокруг уха, используя карандаши 4B и 6B.
14. Последние штрихи
На этом последнем этапе я проверил портрет на наличие всего, что нужно исправить. Я добавил немного дополнительного тона к волосам, чтобы объединить некоторые формы теней вместе и сделать их темнее, а также скорректировал края волос, сделав их более размытыми, чтобы передать естественную мягкость.
Обычно мне нравится иметь четкую и очевидную штриховку и метки в некоторых областях, например вокруг лица и шеи, чтобы контрастировать с более гладкими областями, такими как черты лица. Наличие этих более свободных областей помогает создать более энергичное ощущение.
Подробнее:
- Все направляющие для рисования
- Как рисовать графитом
- Как нарисовать портрет тушью
- Как нарисовать автопортрет графитом
Если вы хотите получать советы, вдохновение и художественные проекты каждые четыре недели, узнайте, как подписаться на журнал Artists & Illustrators.
22 потрясающе реалистичных карандашных рисунка
Каждое из этих изображений нарисовано карандашом. Да, ты читаешь это правильно. Каждый из художественных рисунков, найденных в этом списке, представляет собой чрезвычайно подробный карандашный набросок, и многие из них выполнены в потрясающем черно-белом цвете. И хотя камеры смартфонов становятся все лучше и лучше, эти рисунки обладают атмосферным качеством, которого можно достичь только вручную. Да, иногда карандаш сильнее Apple Pencil.
Чтобы создать эти карандашные рисунки, талантливые художники заточили свои карандаши, чтобы создать невероятные произведения искусства. Наш обзор содержит портреты знаменитостей, животных, природные сцены, предметы быта и известные достопримечательности. Широта тем означает, что в каждой статье есть что вдохновить вас. Если вы хотите заняться рисованием, взгляните на наш обзор лучших карандашей.
01. J.D. Hilberry
Хотя J.D. Hilberry признается, что изначально хотел быть музыкантом, а не художником, он стал мастером реалистичного карандашного рисунка. Веб-сайт Хилберри (открывается в новой вкладке) содержит множество потрясающих примеров его работ, а также учебные пособия и советы, которые помогут вам создавать собственные художественные рисунки.
В приведенном выше видео Хилберри рассказывает о процессе своего карандашного наброска автопортрета, который основан на идее художника, снова собирающего себя вместе после того, как критики разорвали его на части. Это настолько реалистично, что нам приходится постоянно смотреть на него, чтобы убедиться, что произведение искусства на самом деле не было разорвано и склеено обратно.
02. Вери Априятно – Свидетели
То, как люди видят мир, отражается в их глазах (Изображение предоставлено Вери Априятно)Индонезийский художник Вери Априятно исследует человеческие формы и эмоции с помощью своих гиперреалистичных карандашных рисунков. Эта серия под названием «Свидетели» показывает, как люди воспринимают мир через отражение в своих глазах, нарисованное карандашом, акрилом и углем.
Блестящий зрачок и изображение расходятся с матовым покрытием самого глазного яблока, что приводит к смешению текстур, которые буквально соскальзывают со страницы. В теле самого глаза есть потрясающие детали, скрытые в отраженном изображении.
03. Кельвин Окафор — Науэлл II
Интерлюдия Навелла II — один из карандашных рисунков в серии «Интерлюдия» Окафора (Изображение предоставлено Кельвином Окафором)Kelvin Okafor is художник из Великобритании, намерение которого состоит в том, чтобы вызвать настоящий эмоциональный отклик. Каждое произведение представляет собой карандашный набросок, и с помощью инструмента, который он называет скромным инструментом, он создал серию Interlude, рисуя портреты моделей, когда они наиболее безмятежны, в комфортных условиях. Науэлл II (вверху) — один из таких карандашных рисунков.
Окафор объясняет на своем веб-сайте: «Я люблю рисовать лица. Каждое лицо рассказывает мне интригующую историю, независимо от возраста, пола, расы или происхождения… Я визуально анализирую черты лица. Я изучаю их, а затем снова соединяю. снова, как кусочки пазла».
04. CJ Hendry
CJ Hendry в основном работала в черно-белых тонах, создавая карандашные рисунки, связанные с популярной культурой (например, этот флакон Chanel ) до своего сотрудничества с Кристианом Лубутеном в 2017 году. «Дополнительные цвета» были созданы полностью с помощью цветных карандашей, хотя вам будет прощено подумать, что вместо того, чтобы создавать карандашный набросок, она просто брызнула на стену массивной каплей краски. Используя 12 разных цветов карандашей для создания одного оттенка и наслаивая их для создания необходимой текстуры и вязкости, она создала эти пятна «масляной краски» всех цветов для Art Basel в Гонконге (откроется в новой вкладке).
05. Аринзе Стэнли – Black Noise
Аринзе Стэнли оттачивал свое мастерство с шести лет его потрясающее искусство карандаша; он занимается созданием художественных рисунков с шести лет. Выросший вокруг бумажного бизнеса своей семьи вдохновил его на любовь к рисованию, и он выражает себя с помощью того, что он называет своими тремя «П»: терпением, практикой и настойчивостью. «В большинстве случаев я почти теряю контроль над своими карандашами, и, подобно передаче энергии, искусство течет через меня от карандаша к бумаге», — говорит он.06. Jono Dry – Prey
Jono Dry обычно работает графитом на больших поверхностях бумаги или картонаЮжноафриканский художник-самоучка Jono Dry быстро заработал имя для себя с его уникальным стилем рисования, который сочетает в себе фотореализм и сюрреализм в массовом масштабе. Его работы выглядят как винтажная фотография, но обычно с тревожным или неуместным поворотом; если вам нравится его внешний вид, у него есть принты, которые можно купить в его магазине Etsy (откроется в новой вкладке).
07. Франко Клун – Энн Хэтэуэй
Удивительно, но Франко Клун не имел формального художественного образования. ), художник-самоучка из Италии, который научился всему, что знает о рисовании, благодаря чтению руководств и большому количеству практики.08. Пол Кэдден – Душ
Иллюстрации Пола Кэддена пугающе реалистичныКогда мы впервые увидели работы шотландского художника Пола Кэддена , нам потребовалось некоторое время, чтобы понять, что это на самом деле рисунки карандашом — художник-гиперреалист использовал только графит и мел, чтобы создать эти потрясающие изображения.
«Хотя рисунки и картины, которые я делаю, основаны на серии фотографий и видеокадров, я использую более мягкие и сложные фокусы на объекте, чтобы в результате произведение искусства представляло его как живое, осязаемое существо», — объясняет он.
«Эти объекты и сцены на моих рисунках тщательно детализированы, чтобы создать иллюзию новой реальности, которой нет на исходной фотографии.»
09. Кэт Райли – Плоть
В этой серии Кэт Райли представлены гиперреалистичные карандашные рисунки плоти. этап в ее продолжающемся эволюционном процессе исследования и развития.Сейчас она движется в более экспериментальных и абстрактных направлениях в своей работе, включая очень крупномасштабные проекты рисования, основанные на человеческой фигуре.
Ее невероятные карандашные рисунки включены в коллекции по всему миру, и она работала с такими клиентами, как Nike, GQ, M&C Saatchi, The Economist и The New York Times.
10. Армин Мерсманн – Деревья
Работы Армина Мерсманна были представлены на выставках по всему миру новые высоты. Хотя он также работает с маслом, Мерсманн наиболее известен своими интенсивными натуралистическими графитовыми рисунками. Его работы были представлены на более чем 150 выставках и принесли ему более 30 наград.«Сам процесс рисования каждой ветки, каждой ветки, бликов и теней, рендеринг текстур от суровой зимней кожи до шелковистости свежевыпавшего снега превращает сцену в интимное путешествие. Это занятие значительно отличается от простого фото или просто быть там», — объясняет он на своем сайте.
«Процесс рисования увлек меня на сотни часов, интерпретируя и переводя то, что я видел и чувствовал из сотен эталонных фотографий, собранных ветвей, веток и повторных посещений сайта.»
11. Диего Фацио – Sensazioni
Почти невозможно поверить, что это невероятное изображение – рисунок карандашом. Диего Фацио (откроется в новой вкладке). В течение примерно 200 часов Фацио рисовал этот замысловатый рисунок, в который мы до сих пор — сколько бы мы ни смотрели — не можем поверить, что это рисунок. Просто удивительно.12. Стефан Марку — Горилла
Стефан Марку стремится создать свою лучшую работу из возможных«С пяти лет я начал рисовать, и со временем у меня появилось больше навыков, таких как рисование, живопись, скульптура, все виды графического дизайна, карикатура и цифровой фотографии», — объясняет Стефан Марку , автор этого потрясающе реалистичного портрета гориллы.
«Я сосредоточен на изучении искусства и личном развитии во всех его сферах, и я одержим совершенством в создании любого продукта.»
Марку создал этот этюд гориллы для участия в Национальном открытом художественном конкурсе Великобритании. «Я доволен этим произведением, поскольку оно лично представляет собой большой скачок в масштабе, деталях и терпении», — говорит он. «Это примерно вдвое больше, чем моя предыдущая работа, и я многому научился, работая над этим зверем».
13. Джакомо Бураттини – Апноэ
Джакомо Бураттини считает, что его работы подчеркивают красоту несовершенства«Гиперреализм в моих работах идеально отображает красоту несовершенств, открывая дверь в предмет, который обычно не изображается в реальной жизни», — говорит итальянский художник Джакомо Бураттини , нарисовавший этот необычный портрет.
«Я считаю, что реальность прекрасна сама по себе, поэтому мне не нужно искать способы скрыть несовершенства человеческой природы, поэтому моя работа показывает совершенство несовершенства жизни.»
Бураттини нашел аудиторию, поделившись своими карандашными рисунками на Tumblr, Facebook и Instagram (откроется в новой вкладке), где он регулярно делится своими незавершенными работами. Этот художественный рисунок был создан с использованием цветных карандашей черного цвета, графитных карандашей и угля.
14. Пол Лунг – Муи Чу
Пол Лунг специализируется на сверхреалистичном мехеЭто невероятно реалистичное изображение кота было создано традиционным художником Полом Лунгом . Портфолио гонконгского креативщика на Deviant Art поражает воображение, в нем представлены реалистичные портреты как людей, так и животных.
Время, затрачиваемое каждым человеком, зависит от его предмета. На этот конкретный карандашный рисунок формата А2 Лунг потратил примерно 60 часов.
Лучшие карандаши на сегодняшний день
(открывается в новой вкладке)
Conte 630 Белый карандаш для рисования
(открывается в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
1,50 фунта стерлингов
(открывается в новой вкладке) 90 Deal
Посмотреть все цены
Uni Mechanical Pencil Kurutoga Roulette
£10.90 3 открывается в новой вкладке)
Просмотреть предложение (откроется в новой вкладке)
Посмотреть все цены
(откроется в новой вкладке)
Набор карандашей Palomino Blackwing из 12 шт.
(откроется в новой вкладке)
(откроется в новой вкладке)
(откроется в новой вкладке)
Посмотреть предложение (откроется в новой вкладке)
Посмотреть все цены
(откроется в новой вкладке)
Подарочная коробка линии Caran d’Ache Graphite
(откроется в новой вкладке)
(открывается в новой вкладке)
131 фунт стерлингов
(откроется в новой вкладке)
Просмотреть предложение (откроется в новой вкладке)
Посмотреть все цены
Следующая страница: больше невероятно реалистичных карандашных рисунков
Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ
Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь
*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки
Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ
Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро
У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь
- 1
Текущая страница: Страница 1
Следующая страница Страница 2
Команда Creative Bloq состоит из группы поклонников дизайна и изменилась и развилась с момента основания Creative Bloq в 2012 году. Текущая команда веб-сайта состоит из шести штатных сотрудников: редактора Керри Хьюз, заместителя редактора Рози Хилдер. , редактор отдела сделок Берен Нил, старший редактор новостей Дэниел Пайпер, редактор отдела цифрового искусства и дизайна Ян Дин и штатный писатель Амелия Бэмси, а также ряд фрилансеров со всего мира. Команды журналов 3D World и ImagineFX также вносят свой вклад, следя за тем, чтобы контент из 3D World и ImagineFX был представлен на Creative Bloq.
Как рисовать портрет — Академия рисования
Пошаговое руководство по рисованию портрета
Владимир Лондон
В этой книге вы найдете пошаговый процесс рисования головы в виде в три четверти.
Написано и проиллюстрировано Владимиром Лондоном, всемирно известным автором и основателем Академии рисования.
Предисловие
На курсе Академии рисования студенты часто спрашивают меня, как нарисовать портрет, чтобы он выглядел реалистично. Я также регулярно получаю портретные рисунки для критики, в которых есть распространенные ошибки, такие как неуместные черты лица, неправильные пропорции, неправильная перспектива и так далее. Такие ошибки случаются из-за:
- Незнание или несоблюдение конструктивных принципов черчения
- Игнорирование пропорций головы человека
- Пробелы в знаниях анатомии человека.
Самая большая проблема в рисовании портретов связана с неверным представлением о том, как создается искусство: ученики рисуют не то, что знают, а копируют то, что видят. Это приводит к неизбежным ошибкам.
Чтобы объяснить, почему важен принцип « Рисуй то, что знаешь, а не то, что видишь », приведу пример. Рисуя с натуры, студенты-художники стараются изобразить глаза, нос и рот такими, какими они видят их на модели, забывая, однако, об общей конструкции головы. Это как украшать стены перед постройкой дома.
Чтобы « построить » голову в портретном рисовании требуется гораздо больше, чем простое копирование того, что вы видите. А необходимое ноу-хау приходит только с ключевыми знаниями. Вы просто не увидите правильности пропорций, если не знаете, что это за пропорции.
Итак, в этой серии статей я поделюсь с вами подробным пошаговым ноу-хау портретного рисунка, как его преподают в одном из лучших художественных учебных заведений мира – Академии им. Репина в Санкт-Петербурге, Россия. Этот процесс также описан в моей книге «Как нарисовать портрет в трех четвертях», доступной на Amazon.
Вот как выглядит эскиз отделки. К концу этого упражнения вы сможете нарисовать похожие портреты, если будете точно следовать моим инструкциям.
Этот быстрый рисунок выполнен красным пастельным карандашом; тем не менее, не стесняйтесь использовать любой носитель для рисования по вашему выбору. Дело не в цвете, а в конструктивных принципах рисования, правилах перспективы, пропорциях головы и анатомии, которые не изменятся, рисуете ли вы графитным карандашом, углем или пальцем по песку.
Как нарисовать портрет в виде в три четверти
Перед началом рисования
Я бы посоветовал получить модель или нарисовать автопортрет, глядя в зеркало.
Сначала проанализируйте голову, выберите угол обзора и определитесь с размером и компоновкой изображения. Прикрепите бумагу к чертежной доске и наточите карандаш.
1. Первый шаг
Начните с измерения основных пропорций головы модели – отношения ширины к высоте карандашом или на глаз. Многие студенты, изучающие искусство, спрашивают меня, как измерить карандашом; чтобы ответить, я создал эту статью — //drawingacademy.com/how-to-measure-with-a-pencil
Эта пропорция зависит от угла обзора. Удостоверьтесь, чтобы получить это как можно точнее.
Измерив это соотношение, определитесь с композицией будущего портрета – какого размера будет голова и где на бумаге она будет располагаться.
Наметьте четыре штриха – верхний, нижний, а также левый и правый края головы. Убедитесь, что перед головой достаточно места — «место для носа», и голова не слишком близко к верхнему краю бумаги. Также хорошо иметь больше места под головой, чем над головой.
Тренируйте свое зрение, отмечая эти края от руки и, при необходимости, перепроверяйте основную пропорцию карандашом.
2. Разделение лица на три части
Следующий шаг требует ноу-хау универсальной пропорции лица. Все взрослые лица, независимо от внешности, имеют одинаковые пропорции — расстояние между линией корней волос и нижним краем подбородка можно разделить на три равные части:
- От линии корней волос до линии бровей
- От линии бровей до основания носа
- От основания носа до нижней части подбородка.
Обратите внимание на модель, где линия корня волоса предусмотрена природой, и отметьте эту линию на чертеже. Разделите расстояние от этой линии до основания головы на три равные части на глаз или используя карандаш в качестве мерной линейки. Делайте это как можно точнее; точное расположение этих трех частей поможет вам правильно расположить черты лица.
Если голова модели находится на том же уровне, что и ваша, вы увидите эти три горизонтальные линии. Когда модель расположена выше зрителя, линии будут изогнуты вверх. Верно и обратное — линии будут изогнуты вниз, когда голова модели расположена ниже. Кривизна зависит от угла обзора.
Для упрощения этого упражнения мы нарисуем портрет на уровне наших глаз.
3. Размещение линии глаз
Следующий шаг исходит из ноу-хау – эта пропорция не измеряется на голове модели, она универсальна для всех портретов – линия глаз делит высоту головы пополам.
Итак, мы можем с уверенностью провести линию глаз, обозначив ее либо от руки, либо с помощью карандаша, чтобы измерить, где находится середина головы.
Эта горизонтальная линия, естественно, будет располагаться ниже линии бровей, которую мы отметили на предыдущем шаге.
Я должен сделать оговорку, что линия глаз может быть наклонена или искривлена в зависимости от угла обзора. В таком случае вам нужно иметь в виду, что расстояния этой пропорции могут быть укорочены в перспективе, и верхний край головы на вашем рисунке может не соответствовать фактической верхней точке головы модели. Таким образом, если мы видим голову сверху, линия глаз будет изогнута вниз и казаться ниже фактической средней точки между верхней и нижней отметками головы.
Если приведенный выше абзац звучит немного запутанно, представьте себе цилиндр, видимый сверху в перспективе, и представьте, как его средняя линия изгибается вниз и где она расположена по отношению к верхнему и нижнему краям цилиндра. Чтобы помочь вам разобраться в сложной теме рисования в перспективе, я создал этот бесплатный видеоурок — //drawingacademy.com/drawing-in-perspective
4. Основание черепа и край скулы
Расположение плоскости основания черепа поможет нам правильно соединить голову, шею и плечи. Эта плоскость находится на одном уровне с основанием носа, что также соответствует нижнему краю скулы. Этот уровень отмечен красной линией.
5. Нижняя часть черепа
На этом этапе мы отмечаем расположение нижней части черепа. Хотя это может быть скрыто длинными волосами или высоким воротником, мы делаем это, используя один из конструктивных принципов рисования – рисуем объекты так, как будто они прозрачны.
6. Расположение брови
Край брови является важным признаком головы. Эта виртуальная линия отмечает плоскости головы, отделяющие лицо от боковой части головы. Этот край также служит границей между тональными значениями света и тени.
Расположение края брови зависит от угла зрения. Его необходимо измерить на модели, сравнив расстояния «А» и «В».
Позже это ребро также поможет нам определить положение уха.
7. Определение контуров лица
Контуры лица – очень важные виртуальные линии, помогающие определить портретное сходство.
Контур не следует путать с контуром. На рисунке ниже контуры скул и подбородка отмечены как контуры. Эти линии индивидуальны; углы которых должны быть измерены на модели. Контуры здесь описывают форму лица модели.
8. Указание на верхний край уха
В отличие от предыдущего шага, где контуры лица индивидуальны, расположение верхнего края уха универсально для всех портретов. Этот край находится на том же уровне, что и линия бровей. Чтобы обозначить верхнюю часть уха, мы продлеваем линию бровей горизонтально по направлению к затылку.
9. Как правильно поставить ухо
Как репетитор Академии Рисунка, я часто получаю на критику портретные рисунки, в которых есть одна распространенная ошибка – неправильно расположенное ухо. Чтобы избежать такой юниорской ошибки, нужно знать следующие правила:
- Верхушка уха находится на уровне линии бровей.
- Нижний край уха находится на одном уровне с основанием носа.
- Расстояния от края бровей до уха и до середины лица равны (обозначены буквой «С» зеленого цвета). В перспективе эти расстояния будут сокращаться. Это такое же расстояние, как между корнями волос и линией бровей, бровями и основанием носа, а также основанием носа и подбородком (обозначено красной буквой «С»).
- Линия, где ухо соединяется с головой, не вертикальна, а наклонена назад (синяя линия).
10. Размещение ямки под шею
Еще одна распространенная ошибка, которую совершают студенты-художники, — это забыть о шее и нарисовать ее задним числом, когда голова полностью нарисована. Почти невозможно нарисовать правдоподобно выглядящие портреты с натуры или воображения без знания анатомии головы и плеч.
Укажем важный ориентир портрета – ямку шеи. Он расположен между двумя ключицами чуть выше грудины.
Расстояние от подбородка до ямки шеи равно одной трети лица (обозначено красной буквой «С»).
11. Почему грудино-ключично-сосцевидная мышца важна для портретного рисунка
Мышца с очень длинным названием, грудино-ключично-сосцевидная, является важным ориентиром, когда дело доходит до рисования шеи. Он соединяет верхнюю часть грудины (грудной кости) и ключицы (ключицу) с основанием черепа, называемым сосцевидным отростком — отростком черепа, расположенным сразу за ухом.
Рисуем эту мышцу по диагонали. На рисунке эта мышца не только определяет форму шеи, но и отделяет ее переднюю часть от боковой плоскости.
12. Трапеция
Трапеция — еще одна важная мышца, определяющая форму задней части шеи.
Есть одна точка, которую необходимо определить при рисовании шеи в виде в три четверти – место, где шея переходит в угол трапеции. Эта точка находится на одном уровне с нижним краем подбородка; см. пунктирную линию на рисунке ниже.
13. Контуры шеи и ключиц
Следуя конструктивным принципам рисования, мы рисуем не то, что видим, а то, что знаем. Это в полной мере относится и к ключицам, которые можно прикрыть платьем модели.
В перспективе оси ключиц кажутся укороченными и наклоненными. Пара ключиц изогнута в виде лука купидона или растянутой двойной буквы «S». Он соединяет грудину с лопатками.
Очертания шеи индивидуальны и вы должны соблюдать ее форму на модели.
Опытный подход — рисовать плечи одной непрерывной линией от одного плеча к другому, убедившись, что они находятся на одном уровне и выглядят естественно.
14. Чертеж основания шеи
Когда основные очертания и контуры шеи на месте, мы можем отметить основание шеи. Он имеет круглую форму и в перспективе выглядит как наклоненный овал. Этот овал проходит через верхнюю пару ребер и определяет ширину шеи у ее основания. Этот овал также отмечает размер верхней части грудной клетки.
Основание шеи является важным контуром, поскольку оно отделяет вертикальные плоскости шеи от более горизонтальных поверхностей плеч. Таким образом, он служит границей между светлыми и затененными участками этих поверхностей.
15. Отрисовка основных оттенков портрета
Пока мы не прорисовываем ни черты лица, ни мелкие детали. Вместо этого мы строим прочную конструкцию головы на чертеже. Это поможет нам избежать ошибок и неточностей при рисовании черт лица. Рисование глаз, рта, носа и т. д. на этом этапе похоже на украшение стен перед постройкой дома.
Хотя это очень общий набросок головы, пора набросать основные оттенки портрета.
Используйте очень легкое давление карандаша, чтобы нарисовать затененные области головы и шеи.
16. Прорисовка контуров бровей
Проверьте контур лба и бровей модели – он будет индивидуален для каждого человека.
Обратите внимание, как этот контур выступает перед лбом — это расстояние указано синими линиями на рисунке ниже.
Контур брови имеет свой характерный угол (обозначен красными линиями).
17. Контуры скулы
Двигаемся вниз по контуру лица, на этот раз уделяя внимание индивидуальному контуру скулы.
Еще раз проверьте этот контур на модели; обратите внимание, как далеко он изгибается и сравните с контуром брови. Обычно бровь выдается вперед немного больше, чем контур скулы.
Контур глазницы, изображенный на предыдущем шаге, продолжается вниз с контуром скулы.
Вам также может понадобиться проверить направление линии, идущей к челюстной кости (обозначено зеленым цветом на рисунке ниже).
18. Параллельные контуры подбородка
Обычно женский подбородок менее выражен, чем мужской; тем не менее, как мужские, так и женские челюсти имеют характерное направление контуров, которое можно отметить двумя параллельными линиями, которые также параллельны линии затылка (отмечены красным).
19. Прорисовка кривой брови
В голове человека границу между черепной частью черепа, защищающей головной мозг, и лицевой частью черепа можно обозначить изогнутой виртуальной линией, проходящей через брови и затем наклоненной в сторону ушного канала.
Эта виртуальная изогнутая линия помогает правильно построить переносицу, которая не прямая, а изогнута вниз.
20. Указательная плоскость под бровями
Определив кривую линию бровей, мы можем заблокировать заштрихованную область под ней. В большинстве случаев источник света находится над головой модели, поэтому это будет тень под бровями. Итак, мы выделяем этот оттенок светлым тоном, применяя очень легкий нажим карандаша.
Как видите, мы по-прежнему определяем большие массы без какого-либо внимания к чертам лица, таким как глаза, нос и рот. Рисовать такие черты лица до того, как основная форма головы будет искусно построена, это все равно, что украшать стены дома, который еще предстоит построить. Эта последовательность поможет вам обеспечить правильные пропорции портрета и приведет к большему сходству, когда мы будем делать остальную часть портрета.
21. Определение кривой скул
Изгиб скул определяет еще один важный контур лица. Он изгибается вниз от одной скулы к другой, с самой нижней точкой у основания носа.
Эта виртуальная линия является границей между лобной частью скул и отделом верхней челюсти.
Художник-портретист может просто держать эту линию в уме, а не рисовать ее. Тем не менее, как часть построения головы, эта линия помогает «выстроить» портрет геометрически правильно и пропорционально.
22. Растушевка теней под изгибом скул
Как упоминалось ранее, кривая скул разделяет две поверхности лица. Поверхность скул над этой линией обращена к источнику света и поэтому будет казаться светлее, чем поверхность под ней.
Чтобы указать на эту разницу в тональных значениях, мы заштриховали очень светлыми штрихами карандаша более темную область прямо под кривой скул.
Сейчас не нужно беспокоиться о точной тональности этого плана. Все, что мы хотим от этого шага, это показать, что две плоскости по обе стороны кривой скул имеют разные тональные значения. Позже в этом уроке мы точно настроим тональные значения.
23. Проведение центральной линии лица
Виртуальная линия, проходящая ровно посередине лица от самого верха лба до низа подбородка, является одним из важнейших ориентиров каждого человеческого лица. Она служит осью симметрии и используется для уравновешивания всех черт лица на одинаковом расстоянии от этой линии.
Так как нос расположен перед этой линией, мы можем разорвать линию или отметить ее очень тонко в области носа, чтобы потом она не мешала линиям носа.
Многие книги по рисованию и учебные пособия предлагают рисовать центральную линию лица намного раньше в портретном рисовании. Причина, по которой мы делаем это сейчас, заключается в том, что гораздо проще, особенно для начинающих, точно отметить эту линию, когда общая структура головы на месте.
Я хочу еще раз отметить, что последовательность шагов является личным предпочтением, и некоторые художники вообще не рисуют все виртуальные линии, вместо этого помня их.
24. Обозначение контуров уголков бровей
Когда центральная линия лица на месте, мы можем продолжить рисовать более мелкие детали, убедившись, что черты лица симметричны по отношению к этой линии.
Форма бровей индивидуальна и ее характер нужно сначала пронаблюдать на модели.
Переносица граничит с уголками бровей, поэтому нам нужно изобразить ее ширину и угол.
25. Обозначение контуров верхних век
Теперь, когда внутренние уголки бровей на месте, мы можем отметить кривизну переносицы. Эта линия является полезным ориентиром, который обычно совпадает с уровнем контуров верхних век. Поскольку каждое лицо индивидуально, вам необходимо проверить этот уровень на модели и при необходимости скорректировать рисунок.
Симметричные элементы, такие как веки, должны рисоваться парами, убедившись, что они расположены на одной и той же виртуальной горизонтальной линии и имеют одинаковую кривизну. Это помогает избежать ошибки рисования одного глаза выше или ниже другого.
26. Растушевка области над верхними веками
Область под бровями имеет более темные тона, чем верхние веки. Итак, мы можем создать тональные значения, чтобы заблокировать область над глазами.
Go light с прорисовкой верхних век. Позже мы вернемся к затемнению этих тональных значений до необходимой глубины. Это хорошая техника постепенного построения тонов. Умелый способ нанесения штрихов карандашом — вдоль контуров объекта. Кроме того, если вы рисуете графитным карандашом, растушевывать карандашные пометки — это большое «нет-нет». Я объясню почему позже.
27. Разметка уголков глаз
Точное изображение глаз — важный шаг в рисовании портрета. Это непростая задача для начинающих. Я часто получаю на критику портретные рисунки с глазами, расположенными слишком близко друг к другу или несимметричными.
Чтобы определить точное расположение глаз на портретном рисунке, вы можете использовать следующие правила:
- Расстояние между правильно расположенными глазами равно длине одного глаза.
- Оба глаза должны быть на одном уровне, который является горизонтальной линией, делящей высоту головы пополам.
Эти правила легко использовать, когда вы рисуете портрет в полный рост. В нашем случае немного сложнее, потому что голова повернута на три четверти и, следовательно, укорочена в перспективе. Линия глаз также слегка изогнута на этом изображении.
Начнем с разметки уголков левого глаза модели. Проверьте расстояние от центральной линии лица до внутреннего уголка глаза. Убедитесь, что этот угол не находится слишком близко к носу на вашем рисунке.
Когда этот внутренний уголок глаза будет обозначен с необходимой точностью, можно также отметить крыло носа, которое находится чуть ближе к центральной линии лица. Я отметил расстояние между уголком глаза и краем носа красными линиями.
Проверьте длину проушины на модели и отметьте ее на чертеже.
Повторите этот шаг для правого глаза модели. В виде в три четверти нос может перекрывать внутренний угол другого глаза. Нарисуйте этот глаз полностью, как будто нос прозрачен.
28. Изображение век
Имея все четыре уголка глаза на месте, мы можем точно «построить» веки. Я использую слово «строить», а не «рисовать», потому что мы используем конструктивные принципы рисования, рисуя то, что знаем, а не копируя то, что видим. Особенно это критично при изображении глаз.
Глаз представляет собой шар около одного дюйма в диаметре, и веки обвивают этот шар. Несмотря на то, что веко – очень тонкая мышца, оно имеет определенную толщину, которую необходимо изобразить.
Чтобы умело рисовать веки, нужно знать одно правило – верхнее и нижнее веко несимметричны. Верхнее веко имеет верхнюю точку на расстоянии одной трети от внутреннего угла, а нижнее веко имеет самую нижнюю точку изгиба на расстоянии одной трети от внешнего угла глаза. Избегайте младших ошибок рисования симметричных век в форме тунца.
Этому правилу легче следовать при съемке портретов с прямым видом. В нашем случае верхнее веко укорочено в перспективе. Тем не менее, правило все еще в силе.
29. Как рисовать глаза
Точно изображая веки, мы можем разместить радужную оболочку глаза. Вот еще одна любительская ошибка, которую вы должны избегать — размещение радужной оболочки в виде полного круга симметрично между верхним и нижним веками. Обычно верхняя часть радужной оболочки частично прикрывается верхним веком, тогда как между нижним краем радужной оболочки и нижним веком может быть небольшой зазор.
Вы также должны помнить, что глазное яблоко не чисто белое и часто имеет более темные тональные значения, чем, например, блики на лбу. Также есть отбрасываемая тень под верхним веком.
Многие студенты-художники спрашивают меня «как рисовать ресницы?» Профессиональный способ — не изображать отдельные ресницы, если только это не рекламный рисунок туши. Одна темная изогнутая линия сделает эту работу. Это особенно важно для мужских портретов.
Чтобы узнать больше о том, как рисовать глаза в этом видео уроке »
30. Как нарисовать нос
Форму носа можно упростить как призму. Основание носа уже отмечено на том же уровне, что и нижний край уха, а переносица изгибается между глазами. Ширину носа можно перепроверить, сравнив ее с расстоянием между глазами.
На модели необходимо соблюдать индивидуальную форму носа. Формы могут варьироваться от человека к человеку, и захват сходства зависит от того, насколько точно вы «выстраиваете» контуры и очертания носа модели.
Во-первых, можно упростить контуры носа прямыми линиями, изобразив их углы и пропорции. Затем вы можете сгладить линии с более мягкими углами.
Нижняя плоскость носа находится в тени и ее тональное значение пока можно заблокировать светлыми тонами. Позже мы поработаем над тональными значениями с необходимой глубиной.
31. Как правильно расположить рот
При рисовании рта есть некоторые пропорции, которые вы можете правильно разместить.
Начнем с нанесения линии между губами. Эта линия расположена на одной трети от основания носа до нижней части подбородка. Это идеальная пропорция, в реальной жизни она может отличаться, поэтому вы можете измерить это расстояние и при необходимости скорректировать.
Если вы рисуете открытый рот, имейте в виду, что нижний край верхней губы обычно находится на середине верхних передних зубов.
Конечно, при рисовании портрета в виде в три четверти линия между губами будет отображаться в перспективе и может быть не прямой на вашем рисунке.
32. Установка нижней губы
Нижнюю губу определить достаточно просто – ее нижний край находится ровно посередине расстояния от основания носа до нижнего края подбородка. Эта пропорция также идеализирована и должна быть изменена, если ваша модель немного отличается.
Избегайте юношеской ошибки, когда рот располагается точно посередине между носом и подбородком. На самом деле он находится в верхней половине этого расстояния.
33. Разметка верхней губы
Чтобы найти верхнюю губу, просто разделите верхнюю половину расстояния от носа до подбородка пополам. Опять же, эта линия отмечена в соответствии с классическими пропорциями.
34. Блокирующие шторы для рта
Пока у нас есть три параллельные линии, соответствующие верхнему и нижнему краям рта и линии между губами.
Чтобы обозначить форму, мы можем слегка заштриховать области рта, а именно верхнюю губу и место под нижней губой.
На этом этапе мы различаем только плоскости рта, не вдаваясь в детали.
35. Как нарисовать рот в три четверти
Когда дело доходит до рисования рта в перспективе, вам нужно помнить о нескольких вещах. В первую очередь важно рисовать то, что вы знаете – строение рта, а не копировать то, что видите – очертания губ. Копирование приводит к неизбежным младшим ошибкам.
Вот что вам нужно знать. Конструкция рта имеет трехмерный характер. Верхняя и нижняя губы не только изгибались дугой купидона, напоминая широко распространенные буквы «М» и «W», но и выгибались спереди назад от центра рта к краям. Это представляет определенную проблему при рисовании в три четверти.
Половина рта, которая находится дальше от зрителя, будет значительно укорочена в ракурсе, а другая половина будет видна в ракурсе без ракурса.
Есть один простой способ справиться с проблемой рисования рта. Нарисуйте три шара одинакового размера — два внизу и один над ними, все касаясь друг друга. Эти шары должны быть построены в перспективе, чтобы тот, что находится ближе к зрителю, мог частично закрывать другие шары. Верхний шарик находится посередине верхней губы, а два нижних шарика соответствуют нижней губе.
Чтобы узнать больше, посмотрите этот видео-урок о том, как нарисовать рот »
36. Рисование контуров рта
В предыдущем шаге мы поместили три круга в качестве основания губ – два шарика для нижней губы и один над ними. Теперь эти шарики могут помочь нам определить очертания рта.
Верхний шарик совпадает с центральной частью верхней губы. Борозда верхней губы делит этот шарик примерно пополам.
Нижний контур нижней губы огибает два шарика, а линия между губами огибает все три шарика, напоминая лук купидона.
37. Определение контуров рта
С основными контурами мотылька мы можем дополнительно определить контуры рта. На его шагу виртуальные шарики рта избыточны и их можно вообще стереть. Настало время наблюдать за формой рта модели и изображать ее индивидуальную форму, стараясь добиться необходимого сходства.
Убедитесь, что линейная перспектива на месте, и половина рта, которая находится дальше от зрителя, имеет больший ракурс, чем другая половина.
38. Виртуальные углы рта
При определении контура и очертаний рта можно перепроверить углы, которые обычно следуют этому правилу – верхние точки верхней губы, соединенные с нижними точками нижней губы, образуют две линии, идущие по диагонали к выступающим точкам подбородка. У каждой модели своя индивидуальная форма рта и подбородка, но в целом верхняя губа выдается вперед сильнее, чем нижняя, а нижняя губа выдается больше, чем подбородок. Этот выступ обычно образует плоскость трапеции, которая опирается на шесть точек подбородка и губы (отмечены красными точками).
Вы можете либо нарисовать эти линии и точки, либо запомнить их.
39. Как нарисовать ухо
Контур уха был отмечен несколькими шагами ранее; он напоминает символ «C». Самое время перепроверить его основную пропорцию: высота уха равна высоте носа или расстоянию между линией бровей и основанием носа.
Высота уха, разделенная пополам, даст нам размер ширины уха.
Далее мы можем разделить высоту уха на три равные части. Каждая часть выглядит следующим образом:
- Вверху есть противозавиток, который представляет собой внешний край уха.
- Средняя треть совпадает с раковиной – чашей уха.
- А нижнюю часть занимает долька.
Изгибу антиспирали вторит другой ободок, который находится внутри и называется спиралью. В верхней части чаши уха спираль разделяется на два рукава, как буква «Y».
Больше информации о том, как нарисовать ухо, вы найдете в этом видео уроке »
40. Определение боковой плоскости головки
Кривая, где плоскость лба переходит в боковую плоскость головы, является важным «ориентиром». Обычно на этой границе тональные значения меняются от светлых к более темным тонам. Эта граница может быть отмечена ранее на рисунке, и теперь мы можем перепроверить ее расположение и применить светлые тона, чтобы различать плоскости головы.
41. Затенение храма
Чтобы отделить плоскость височной кости, мы можем заштриховать ее тональное значение, используя широкие штрихи с легким нажимом карандаша.
Направление штрихов может идти по контуру этой плоскости, чтобы подчеркнуть ее пространственное положение. Нет необходимости заканчивать эту часть за один раз, мы вернемся к ней позже, чтобы углубить тональные значения по мере необходимости.
42. Как нарисовать прическу
До этого шага я намеренно оставил прическу нетронутой, чтобы продемонстрировать плоскости и конструкцию головы модели. Рисовать голову жирным шрифтом не требуется, и вы можете указать объем волос намного раньше на рисунке.
Студенты часто спрашивают меня, как рисовать волосы. Следует помнить о нескольких моментах:
- Рисуйте прическу не отдельными волосками, а одной большой массой.
- Построить плоскости прически.
- Избегайте рендеринга отдельных завитков в начале. Подробности будут позже.
- Нанесите штрихи карандашом по контуру прически. Не рисуйте хаотично.
- Поэтапная визуализация прически; не завершайте его раньше других частей портрета.
Больше информации о том, как рисовать волосы, вы найдете здесь »
43. Как передать тональные значения
Существует множество подходов к отображению значений тонов. Здесь я опишу классический способ:
- Лучше начинать с рендеринга больших областей с самыми темными тональными значениями.
- Процесс может развиваться постепенно в несколько слоев.
- Цель состоит в том, чтобы рисунок становился темнее одновременно во всех местах, не заканчивая одну область раньше других.
- При затенении нужно следить за относительными значениями, сравнивая разные области друг с другом.
- При рисовании графитным карандашом кончик карандаша всегда должен быть острым.
- Избегайте использования всех возможностей инструмента рисования с самого начала.
- Наносите штрихи карандашом по контурам объектов.
- Раскройте объем объекта штрихами.
- Избегайте перекрестной штриховки под углом 90 градусов, если вы не рисуете драпировку.
- Сохраняйте гамму карандашных штрихов богатыми и широкими — используйте различные направления штрихов, давление карандаша, кривизну и длину линий.
Есть еще много советов и профессиональных демонстраций о том, как передать тональные значения, представленные в видеоуроках Академии рисования »
44. Прорисовка мелких деталей
Работа над рисунком идет от больших площадей к мелким деталям.
При работе над более мелкими деталями возникает соблазн закончить некоторые места до остальной части рисунка. Профессиональный художник держит весь рисунок завершенным, но не заканчивает все время, пока не решит, что творческая задача достигнута.
Мелкие детали на портрете затеняются по тем же правилам передачи тоновых значений, что и при затенении больших площадей; однако для такой задачи требуются более короткие штрихи карандашом.
Над портретом лучше работать, когда рисунок идет от больших площадей к мелким деталям, а затем снова к большим областям. Такой цикл может повторяться несколько раз. Это гарантирует, что портрет будет выглядеть единым, но детализированным.
45. Когда закончить рисунок головы
Прелесть работы над портретом с постепенной визуализацией заключается в том, что он всегда будет выглядеть завершенным. Итак, это ваше решение как художника, когда его закончить. Однако, если вы оставите рисунок немного незаконченным, он покажется зрителю более интересным. Перерабатывать рисунок менее желательно, чем останавливаться непосредственно перед тем, как вы думаете, что он готов.
Заключение
Надеюсь, эта информация о том, как нарисовать портрет, была вам полезна. Это лишь один из способов рисования портрета из множества, описанных в курсе Академии рисования. Если вы хотите узнать больше, запишитесь на курс Академии рисования »
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете задать их преподавателям Академии рисования онлайн: //drawingacademy. com/drawing/ask-tutors-questions
Желаю вам творческих успехов, которых вы заслуживаете.
Владимир Лондон
Преподаватель и основатель Академии рисования
Об авторе
Владимир Лондон — автор нескольких книг по искусству, опубликованных на международном уровне, а также основатель и преподаватель Академии рисования — онлайн-видеокурса, где вы можете научиться рисовать все, что видите, думаете или воображаете, используя традиционные техники рисования.
Он также является создателем мастер-класса по анатомии — //AnatomyMasterClass.com — видеокурса для художников, которые хотят быстро узнать все, что вам нужно знать о том, как рисовать человеческие фигуры и портреты, обладая необходимыми знаниями о человеческом теле, анатомия и пропорции головы и лица.
Владимир вместе с Натали Ричи, прекрасным художником и педагогом, также является соучредителем Web Art Academy — //WebArtAcademy.com — онлайн-видеокурса, обучающего традиционным техникам масляной живописи.