«Маленькая фотография» в МАММ
Выставка представляет работы классиков отечественной фотографии — Родченко, Прокудина-Горского, Каррика, Зельмы, Шайхета, Бальтерманца, признанных современных авторов, а также неизвестных фотографов
МАММ, 1–26 августа 2012
Москва, ул. Остоженка, 16
Выставка «Маленькая фотография» представляет уникальные фотоматериалы классиков отечественной фотографии — Александра Родченко, Сергея Прокудина-Горского, Вильяма Каррика, Георгия Зельмы, Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, признанных современных авторов — Юрия Рыбчинского, Владимира Филонова, Виктора Ахломова, Сергея Бурасовского, а также неизвестных фотографов. В экспозицию включены многочисленные контактные отпечатки, контрольные листы, фотографии «на память», сделанные в фотоателье, поздравительные фотооткрытки, бытовые зарисовки и «пробные» версии фотографий, которые зритель знает уже по финальным отпечаткам.
- ВИЛЬЯМ КАРРИК
Русские типы. Москва. 1860-е
Источник: mamm-mdf.ru - Неизвестный автор. Лето в Трескино Саратовской губернии, родовом имении Дурново — Министра внутренних дел России. 1914 (из архива Надежды Петровны Дурново)
Источник: mamm-mdf.ru
На заре развития фотографии в середине XIX века создание маленьких снимков обуславливали технические возможности: даггеротипы, ферротипы, амбротипы и отпечатки на бумаге (визитки, кабинетки, портреты из фотоателье) просто не могли быть напечатаны в большом формате. Уже в 80-е годы XIX века фотографы могли получать негативы 50 х 60 см., а в дальнейшем с развитием технологий увеличивался и формат фотографий.
- Неизвестный автор. Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа. Петроград. 1917
А. ШТЕЙНБЕРГ
Первые дни революции. Петроград. 1917
Неизвестный автор. Первые дни революции. Обстрел полиции. Петроград. 1917
Источник: mamm-mdf.ru - АРКАДИЙ ШАЙХЕТ
Собрание в колхозе. 1928
АРКАДИЙ ШАЙХЕТ
Ходоки и странники. 1924
Источник: mamm-mdf.ru
Во второй половине ХХ века благодаря Бернду и Хилле Бехер и их студентам в Дюссельдорфской Академии фотография преодолевает свою медийную природу, полноценно входит на территорию высокого, «элитарного» искусства, она становится огромной, меняя наши гравитационные настройки. Отныне фактом профессиональной реальности становятся несколько метров фотобумаги, панорамные изображения, и буквально физически ощущаются десятки килограммов светового оборудования, которые возили за собой Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Томас Штрут и другие.
- ЮРИЙ РЫБЧИНСКИЙ
Ларек. Белгородская область. 1970
ЮРИЙ РЫБЧИНСКИЙ
Из гостей. Переславль-Залесский. 1979
Источник: mamm-mdf.ru - МАРИ-ГИЛЬЕМИН БЕНУА
Портрет негритянки
Источник: mamm-mdf.ru
Практически два десятилетия современное искусство заигрывалось огромными фотоформатами, нащупывая границы реальности, отчасти конкурируя с ней, и в этом контексте визуальное исследование, посвященное «маленькой фотографии», отмечает не только вехи исторического пути, но и намечает траектории движения, которыми следовало более молодое поколение художников, возвращая фотографии человеческий, маленький масштаб.
- ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Москва. Прикури. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Концерт для выздоравливающих. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Сыновья пришли навестить отца. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Раненых с дороги угощают чашкой чая. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
Источник: mamm-mdf.ru - ВЯЧЕСЛАВ БУТУЗОВ
Помывка дочки в коммунальной квартире. Москва. 1952
Источник: mamm-mdf.ru
Удивительным образом выставка «Маленькая фотография» рифмуется с ретроспективой Дмитрия Бальтерманца, проходящей в эти дни в МАММ, — зрители могут сравнить одни и те же кадры в большом, привычном формате и в миниатюрном.
Источник: пресс-релиз МАММ
© artinvestment.ru, 2023
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Маленькая фотография»
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
13.08.2012 23:05
Рубрика:
Культура
«Маленькая фотография» в Мультимедиа Арт Музее
Жанна Васильева,Виктория Виатрис
Размер снимка в качестве принципа отбора? Идея, на первый взгляд, столь абсурдная, что выглядит приколом. В слегка затемненном зале МДФ, чтобы рассмотреть маленькие снимки, надо почти упереться в них носом. А уперевшись — обнаруживаешь, что оторваться трудно.
Перед тобой — россыпи чужих драгоценностей, исчезнувших жизней, неведомых судеб. Эти «контрольки» и контактные отпечатки, карточки на память и фотооткрытки с морскими видами никогда не претендовали на музейный показ. Они были подспорьем для профи, не выходившими за пределы лаборатории, массовой тиражной продукцией или непритязательными снимками «для своих». Словом, они никогда не думали представлять искусство фотографии. Они и не представляют. Выставка, сделанная куратором Сергеем Бурасовским, не про историю искусства, скорее — про историю медиа. Она про бытование фотографий. Про то, как она делалась, распространялась, для чего служила и чем была для людей.
Если честно, трудно сказать, чем она не была. Ее использовали для популяризации знаний о родной стране. Судя по тому, что набор открыток «Русские типы», который первым догадался выпустить, по-видимому, Вильям Каррик в 1860-х, в 1900-х подготовил еще и Алексей Мазурин, любознательность и патриотизм были в чести. Она годилась для репродукций. На выставке можно увидеть съемку собственных рисунков, которые делал Иван Смоляков, сосланный в 1916 году в Якутию, в Витим. В одной из нарисованных фигур с кандалами на ногах историки узнают Серго Орджоникидзе. На других — зарисовки комнаты, весьма, как сейчас сказали бы, минималистской по обстановке, и профиль изможденного человека на подушке. Для чего понадобилась съемка рисунков? Чтобы послать родным в письме? Почему не послать сами рисунки? Или фотографии оставались вместо рисунков для себя, вместо зарисовок в блокноте.
Фотография была отличным сырьем для коллажа, который делался как… подарок. Тепло дружбы, тщательность работы до сих пор впечатляют в маленькой самодельной открытке, датированной 23 февраля 1943 года. Надпись сообщает, что на ней изображен «Мой лучший друг Виктор Агафонов». Друг Агафонов, наверное, был художником, как и отправитель подарка: его круглое мальчишеское лицо в очках и шляпе помещено на «постамент» мольберта с кистями. Рядом нарисован свернутый лист. Никаких напоминаний о «текущем моменте». Напротив, по контрасту с войной коллаж напоминает о мирной жизни, радостях дружеских розыгрышей и чаепитий с вареньем.
Разумеется, фото годилось как историческое свидетельство. И, кстати, маленькая фотография тут даст фору большой. Именно потому, что она не предназначалась для публичного просмотра, в залежах домашних архивов можно было обнаружить снимки, которые из официальных хранилищ вычищали без следа. К примеру, карточку 1919 с выстулением председателя Реввоенсовета Льва Троцкого перед красноармейцами. Никакой трибуны, обычная поляна, посреди в круге солдат жестикулирует Троцкий. Другой снимок — еще более невероятен. Я, признаться, глазам не поверила, увидев дату — октябрь 1918. Разгар Гражданской войны. А на фото — милое интеллигентное семейство с малышом на руках позирует на фоне швейцарского Лугано. Собственно, ничего особенного, если не знать, что эти интеллигентные персонажи — Феликс Дзержинский с женой и сыном. Образ железного Феликса в гимнастерке и образ утонченного европейца, кажется, не могут иметь ничего общего точно так же, как пейзаж Лугано — с кровавым месивом Гражданской в России.
На этой выставке — все неожиданно. Тут можно наткнуться на фотооткрытку (1861) с портретом имама Дагестана и Чечни Шамиля, сделанную С. Левицким. И не знаешь, чему удивляться больше: тому, что имам с белейшей бородой и гордой осанкой горца чем-то похож на Льва Толстого, или тому, что его слава была такова, что портрет его тиражировался в открытках. А затем увидеть снимок Сергея Есенина в «Англетере», сделанный пять часов спустя после смерти. Белокурая бедовая голова поэта на подушке «в цветах» и выражение отчаяния, которое не забыть. Кто снимал его? Это явно не снимок судэксперта. Снимал человек, которому Есенин был дорог и который фотографировал в том же ракурсе, как делал бы рисунок. Художник, поклонник? Репортер? Кто мог получить разрешение на съемку в номере вскоре после трагедии?
Но кроме подробностей событий «маленькая фотография» — надежный хранитель массовых стереотипов и представлений, которые способны пережить любую идеологию. Происходят революции, рушатся империи и падают короны, меняются лозунги, власть, газеты и цены на рынках, перекраиваются платья и границы, но безвестные фотографы в ателье разных городов будут делать совершенно одинаковые снимки в 1900 и 1930. На них молодые мужчины будут позировать за рулем нарисованного авто, сосредоченно глядя на зрителя или устремляя взор вперед. И неважно, что на одном, сделанном в 1900, солдаты царской армии с усами точно такими же, какие будут у советского маршала Буденного, а на другом, 1930 года, — гражданские лица без усов в кепках, снявшиеся по случаю «зачистки соваппарата по Селивановскому р-ну». Типа, зачистили, как следует, и теперь надо по такому случаю сфотографироваться. Чтобы потом смотреть и вспоминать о приятном.
Любопытно, что даже с реальным автомобилем Николая II (причем, это автомобиль-сани, с полозьями и колесами одновременно), захваченным народом в 1917, люди фотографируются точно так же, как снимались бы в ателье. Зато уж если появляются изменения в композии, форме этих снимков, то они практически всегда маркеры тектонических социальных сдвигов. На другом фотоколлаже1930 «Привет из Ленинграда» молодой человек позирует в «продвинутом» ателье, где можно сняться уже за штурвалом самолета, оставляющего далеко внизу паровоз и пароход. Про постановочные «агитфото», которые напоминают гротесковые театральные скетчи, я уж не говорю. На одних появятся «граждане новой России», на другом — останутся «Забавы нэпмана». Последние вполне карикатурны: упитанный «нэпман» не находит способа развлечься лучше, чем закурить от подожженной купюры, другая свернутая купюра — в горлышке бутылки вместо пробки. Фотография, предназначенная для масс, становится средством агитации.
Маленькая фотография может также многое дать для «большой» истории фотографии. Даже листок из альбома пионеров может таить неожиданности. Казалось бы, подумаешь! Рядом с письмом, написанным старательным детским почерком, крохотные снимки летних радостей в пионерлагере 1933 года. Радиолюбители, игра в кегли, изучение азбуки Морзе и проч. Имя Бунимовича Давида Захаровича, которому пишут пионеры, мало что говорит. Начинаешь вчитываться и — ахаешь! Дети пишут изобретателю «фотоигрушки «Юный Фотокор», которой они научились снимать. Она пригодилась, когда сломался затвор большого аппарата с пленкой 9х12 см. Получается, что крохотные четкие снимки на альбомном листе — сделаны «фотоигрушкой» 1933 года! Перед нами сюжет не только о детском отдыхе, но и о популяризации фотографии, об истории фотоаппаратов… Не говорю уж о том, что такие «крохотки» вряд ли сохранились во множестве.
Формат снимков задает еще и дистанцию взгляда, камерного, почти лирического. Эти снимки до «эпохи соцсетей» и youtube. Отпечатки, чей формат и предназначение сегодня стали прошлым. Удивительно ли, что знакомство с маленькой фотографией «один на один» способно оказаться личной встречей с историей.
Российская газета — Федеральный выпуск: №185(5858)Российская газета — Столичный выпуск: №185(5858)
ФотографияМоскваСтолицаВыставки с Жанной ВасильевойГид-паркРГ-Фото
Главное сегодня
Банк России ужесточит с мая регулирование выдачи ипотеки
Захарова: Москва расценивает миссию ЕС в Армении как попытку выдавить РФ из региона
МО РФ: Авиация ВКС России сбила украинский Су-27 под Изюмом в Харьковской области
СВР: Российские военные уничтожили большую часть техники, предоставленной НАТО Украине
Министр обороны ФРГ Писториус: Бундесвер не располагает самолетами, о которых просит Киев
Песков рекомендовал молдавским властям быть осторожными в оценках по Приднестровью
Мини-принты 2×2 | Заказать Mini Square Prints онлайн
Предполагаемое время прибытия
—
Если вы сделаете заказ в ближайшее время
Посмотреть правила доставки и возврата
Мы гордимся тем, что печатаем в Великобритании. PostSnap предлагает быструю доставку, и мы отправляем наши квадратные отпечатки 2×2 в защитной упаковке.
Фотопринты — все принты, кроме мини-принтов:
*** ОБНОВЛЕНИЕ О ДОСТАВКЕ ДЕКАБРЯ 2022 ***
Производство: 1-2 рабочих дня
Стандартная доставка: 5-21 рабочий день
Экспресс-доставка: 2-4 рабочих дня
Общее время доставки (стандартное): 6-23 рабочих дня
Общее время доставки (экспресс): 3 -6 Рабочие дни
Фотографии-мини-отпечатки:
*** Декабрь 2022 г. Обновление доставки ***
Производство: 3-4 рабочие дни
Стандарт. рабочих дней
Доставка экспресс: 2-4 рабочих дня
Общее время доставки (стандарт): 8-25 рабочих дней
Общее время доставки (экспресс): 5-8 рабочих дней 9003 Обратите внимание, что если вы заказываете сочетание не мини-отпечатков и мини-отпечатков, заказ будет отправлен двумя отдельными партиями, при этом мини-отпечатки будут доставлены примерно через 2 рабочих дня после других фотоотпечатков.
Если вы заказываете экспресс-доставку для заказа на 2 отправления, отправление мини-отпечатков будет отправлено экспресс-службой, а другое отправление отпечатков будет отправлено стандартным отправлением.
Стоимость доставки :
Стандартный (не отслеживается) – 3,99 фунтов стерлингов.
Express (отслеживается) — 9,99 фунтов стерлингов.
Стандартная стоимость доставки включает: почтовые расходы Королевской почты, сборы за обработку и стоимость упаковки. Это не отслеживаемый сервис.
Экспресс-доставка — это отслеживаемая курьерская служба с использованием DPD. Обратите внимание, что экспресс-доставка недоступна для доставки в субботу, воскресенье или праздничный день.
Заказы, содержащие мини-фотопринты и не мини-фотопринты, будут отправлены двумя партиями. Ко второй отгрузке применяется надбавка в размере 3,00 фунтов стерлингов. Обратите внимание, что если ваш заказ состоит из двух отправлений и вы выбрали экспресс-доставку, мини-отпечатки будут отправлены экспресс-службой, а остальные отпечатки будут отправлены стандартной службой.
|Подробнее|
Фотоотпечатки PostSnap поставляются в защитной, устойчивой упаковке из нашей лаборатории фотопечати в Великобритании.
Мы вышлем вам письмо с подтверждением заказа и отправкой. Пожалуйста, проверьте папку со спамом, если вы не получаете наши письма.
Пожалуйста, внимательно проверьте отпечатки перед размещением заказа, так как фотоотпечатки могут быть возвращены только в случае брака. Рассмотрите возможность добавления номера мобильного телефона в свою учетную запись, чтобы мы могли связаться с вами в случае возникновения проблем с вашим заказом.
Если у вас возникли проблемы с отпечатками, мы должны быть уведомлены в течение 14 дней с даты отправки. Некачественные отпечатки фотографий могут быть возвращены нам для возмещения стоимости. Обратите внимание, что мы не можем вернуть вам деньги за ошибки клиента, такие как плохо обрезанные, темные или пиксельные фотографии.
Мы предлагаем быструю доставку.
Среднее время производства :
От 3 до 7 рабочих дней.
Среднее время доставки :
USPS Отслеживается – от 4 до 7 рабочих дней.
Стоимость доставки :
Отслеживание USPS – $15,00
Наша стандартная стоимость доставки включает: отслеживаемую почту, сборы за обработку и стоимость упаковки .
* Заказ до 15:00 (PT) в рабочие дни.
|Подробнее|
Фотоотпечатки PostSnap поставляются в защитной, устойчивой упаковке из нашей лаборатории фотопечати в США.
Мы вышлем вам письмо с подтверждением заказа и отправкой. Пожалуйста, проверьте папку со спамом, если вы не получаете наши письма.
Пожалуйста, внимательно проверьте отпечатки перед размещением заказа, так как фотоотпечатки могут быть возвращены только в случае брака. Рассмотрите возможность добавления номера мобильного телефона в свою учетную запись, чтобы мы могли связаться с вами в случае возникновения проблем с вашим заказом.
Если у вас возникли проблемы с отпечатками, мы должны быть уведомлены в течение 14 дней с даты отправки. Некачественные отпечатки фотографий могут быть возвращены нам для возмещения стоимости. Обратите внимание, что мы не можем вернуть вам деньги за ошибки клиента, такие как плохо обрезанные, темные или пиксельные фотографии.
Имейте в виду, что доставка занимает немного больше времени, чем обычно, из-за текущего режима самоизоляции, поскольку мы и наши партнеры приняли дополнительные меры для обеспечения безопасности и здоровья наших коллег. Спасибо за Ваше понимание.
Small Photo Print — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.