Разное

Композиция план – Композиция, планы | Всё о кинопроизводстве

14.1. Композиция плана.

Геометрическая форма плана. В гео­метрической форме плана градостроите­ли с древних времен пытались найти идеальное построение города. Круг и квад­рат в наибольшей степени соответствова­ли таким представлениям. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планиро­вочные построения.

Композиционная структура плана включает наиболее важные в композици­онном отношении элементы плана — ком­позиционные центры и оси.

Композиционные центры (узлы) важные в композиционном отношении компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Ком­позиционные оси — основные направле­ния обзора градостроительной компози­ции, ориентированные на композицион­ные узлы. Композиционные оси могут быть урбанизированными (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зеле­ненный коридор»). Иерархически орга­низованная система композиционных центров и осей образует

композицион­ный каркас поселения.

14.2. Пространственная композиция градостроительных объектов.

Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного чело­века — среда упорядоченная, простран­ственно структурированная. Она не одно­родна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользова­телей, разную культурную, информацион­ную, экологическую ценность, что оказы­вает существенное влияние на построе­ние городского пространства. Задача архитектора при проектирова­нии градостроительных объектов заклю­чается в обосновании и выделении гра­ниц разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные парамет­ры, плотность и этажность застройки и др.), а также психологических критериев (сложившихся традиций и обычаев, раз­деления светских и сакральных про­странств, общественных, соседских, инди­видуальных пространств и др.). Границы должны быть четко зафиксированы, что­бы не было «ничейных» участков, созда­ющих конфликтные ситуации. По физическим качествам в поселени­ях выделяются два основных типа про­странств: застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые).

По психологическим качествам типоло­гия пространств значительно разнообраз­нее. Существенно различаются простран­ства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские. Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени качество различных типов пространств соответствует потребностям и идеалам человека.

Для разных типов пространств приме­няются разные приемы композиционно­го построения.

Формирование направленных видо­вых перспектив способствует упорядо­чению композиции. При этом использу­ются приемы линейного раскрытия про­странственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора.

Композиционные доминанты. Осо­бую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis — господствующий) — господствующие в пространстве архитек­турные сооружения, контрастно отлича­ющиеся от окружения размерами, фор­мой, цветом.

Размещение архитектурных доми­нант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространен­ным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа — на вер­шинах холмов, на бровках крутых откосов. Набольший композиционный эффект достигается при размещении ар­хитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств — на высоких бе­регах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.

studfiles.net

Композиционный план

Сущность композиционного плана

Определение 1

Композиционным планом в архитектуре называется плоское изображение здания, полученное путем мысленного разреза его плоскостью, проходящей на уровне оконных и дверных проемов.

Изображения зданий и сооружений являются важнейшими чертежами, потому что именно они отражают основные функциональные особенности строящегося объекта, а также расположение всех помещений, их связь между собой, габаритные размеры и форму.

Изображение композиционного плана здания дает представление об общем характере строящегося объекта в горизонтальной плоскости. Такой чертеж несет информацию о симметричности и асимметричности здания, соподчиненности его помещений, об объемно-пространственной структуре.

Рисунок 1. Композиционный план здания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На композиционных планах здания отражается также и конструктивные аспекты возводимого объекта. Из композиционного плана можно получить информацию о таких конструктивных элементах, как:

  • система фундаментов и опор;
  • толщина и состав стеновых конструкций;
  • сечения колонн и столбов;
  • расположение и габаритные размеры оконных и дверных проемов.

Горизонтальная плоскость, в которой выполняется композиционный план берется на таком уровне, чтобы она проходила несколько выше уровня основания оконных проемов. Примечательно, что если в верхних этажах состав помещений и их расположение остается неизменным, то дается план лишь одного типового этажа. Помимо поэтажных композиционных планов в строительстве выполняются планы кровли, подвальных помещений, перекрытий, генеральные планы.

Замечание 1

В технических и рабочих проектах планы обычно выполняются в линейной графике с обводкой более толстыми линиями и нанесением основных размеров, регламентированных специальной нормативной литературой.

Состав композиционного плана

Композиционный план здания вычерчивается в следующей последовательности:

  • проводятся продольные и поперечные координационные оси;
  • вычерчиваются наружные и внутренние несущие конструкции (стены), перегородки и колонны, если таковые имеются;
  • производится разбивка дверных и оконных проемов в наружных и внутренних стенах, условно показывается открывание дверей, вычерчивается санитарно-техническое оборудование, после чего наносятся необходимые выносные и размерные линии;
  • на чертежах проставляются оставшиеся размеры, делаются необходимые надписи и проверяют чертеж, выполненный в тонких линиях;
  • после многочисленных исправлений и доработок производится окончательная обводка.

Демонстрационный композиционный план может содержать исчерпывающую информацию о композиционном решении объекта, структуре его пространства, а также связи помещений. В этой связи не рекомендуется подобные чертежи перегружать размерами и прочими обозначениями.

Рисунок 2. План здания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На композиционных планах иллюстративных чертежей подробно изображается вся необходимая информация, относящаяся к планировочному решению, например, наружные и внутренние двери с направлением их открывания, печи и камины (при наличии), а также схематично показывается расстановка мебели в основных помещениях.

На композиционных планах первых этажей иногда изображаются элементы генерального плана, примыкающие к основному сооружению (дорожки, приемы озеленения, малые архитектурные формы). В данном случае нормативной литературой рекомендуется как можно дальше относить основные размерные линии с тем, чтобы они не мешали зрительному восприятию основного планировочного решения.

Генеральный композиционный план

Замечание 2

Генеральный план дает представление о сооружении или комплексе зданий, его (их) расположении на местности. Иными словами, это вид будущей застройки сверху, изображенный на участке, где планируется её возведение.

Любая разработка проектной документации всегда начинается с вычерчивания генерального композиционного плана объекта, объекта, района, квартала или их отдельных участков (предварительная схема генплана). Впоследствии на чертежах данной марки выполняется увязка всех планируемых к возведению зданий и сооружений друг с другом, а также с существующими объектами на местности (если таковые имеются) с учетом её рельефа.

Надо сказать, что генеральные композиционные планы всегда выполняются на топографической подоснове, которая подготавливается на стадии предпроектных геодезических изысканий. При разработке генплана особое внимание уделяется существующим и проектируемым инженерным сетям, а также их взаимоувязке и пересечению. Как правило, при возникающей необходимости некоторые кабели, сооружения или трубопроводы, попавшие в зону нового возведения, подлежат демонтажу или переносу.

Композиционный генеральный план, как правило, оснащается таблицей с технико-экономическими показателями объекта или комплекса объектов. Здесь указывается соотношение общей площади и застроенных сооружений, доля благоустройства и зеленых насаждений, жилых, рекреационных и производственных зон. В вопросах размещения проектируемых объектов технические решения принимаются из условий наиболее экономного распределения территорий и минимизации трудозатрат по земляным работам. При этом учитываются требования всех технологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм. Обычно это выражается в расстояниях между зданиями, расстояниях между трубопроводами и т.д.

Что же касается генеральных композиционных планов промышленных объектов, то он разрабатывается исходя из схемы производства. Основное внимание уделяется распределению технологических линий, снабжению сырьем, внутренней логистике, складированию и отгрузке готовой продукции.

При размещении промышленных объектов на строительной площадке необходимо учитывать движение производственного транспорта. Оно должно осуществляться беспрепятственно, а линии движения не должны пересекаться (либо содержать минимальное количество пересечений).

spravochnick.ru

Программа. Либретто. Композиционный план.

Приступая к разработке будущего танцевального номера балетмейстер в первую очередь определяет жанр, в котором будет решен танец. Замысел также определяет и форму («форма танца» - правильно найденные выразительные средства, способствующие решению темы и идеи танца) будущего номера. Выяснив эти моменты можно приступать к сочинению танца, к разработке его драматургии, определению его характера, образов, взаимоотношения действующих лиц.

Либретто – сценарий балета, оперы или хореографического номера. Это изложение содержания, сюжетный план или схема.

Композиционный план – развернутый сценарный план балета или концертного номера, включающий режиссерскую разработку сюжета. Это режисерско-балетмейстерское решение будущего номера, с конкретными заданиями всей творческое группе (художнику, композитору, концертмейстеру и др.) В композиционном плане рассказывается как на сцене будет решаться тема, идея, как будут раскрываться образы будущих действующих лиц. При чтении композиционного плана должно возникать хореографическое произведение в мельчайших деталях.

Балетмейстер должен разбить действие на фрагменты (режиссерские куски), определить основную задачу в каждом из них, наметить мизансцены, поставить задачу перед исполнителями.

Сочинение композиционного плана – трудоемкая работа. Ей предшествует изучение архивных материалов, исторических документов, произведений живописи и скульптуры, литературных первоисточников, изучение жизни и бута народа, его национальных черт и обрядов, обычаев. Только после создания композиционного плана можно приступать к сочинению хореографического текста и рисунка.

Структура композиционного плана:

  1. Название номера (национальность, форма и название)

  2. Тема и идея

  3. Время действия (эпоха (век), время года, время суток)

  4. Место действия (страна, регион, территория)

  5. Вид, жанр, форма, национальность

  6. Характеристика действующих лиц

  7. Описание костюма (отдельно для всех действующих лиц), реквизита

  8. Драматургия номера

  9. Изложение сюжета

  10. Анализ музыкального произведения

  11. Техническое оформление сцены

Тема – о чем номер, его главная мысль.

Идея – ради чего был создан номер, его глубокое предназначение, мораль.

Этапы создания танцевального номера.

Первый этап – возникновение идеи или музыкального материала, после чего начинается работа над созданием композиционного плана. Далее следует работа с композитором (по необходимости) или концертмейстером. И только после этого начинается создание образной лексики и, отдельных частей номера, и его в целом.

Второй этап – постановочный. Начинается со знакомства исполнителей с музыкой и содержанием номера. Потом постановщик знакомит с эпохой, темой и идеей номера, национальностью и образами. Затем начинается разучивание отдельных движений, комбинаций. Далее следует постановка отдельных частей номера и всего номера в целом.

Последний этап – репетиционная работа. Проверка отдельных партий, частей и всего танца, соответственно временным требованиям и драматургическому развитию. После этого начинается отработка номера: комбинаций, рисунков. Заканчивать репетиционную работу необходимо полным прогоном, для проверки выносливости и дыхания исполнителей. После этого проводится работа над образами и характерами.

studfiles.net

Композиция плана.

Количество просмотров публикации Композиция плана. - 139

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ.

Лекция 14

Дополнительная

1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр.
Размещено на реф.рф
В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.

2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: ʼʼАрхитектруа-Сʼʼ, 2006. – 112 с.

3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.

4. Саркисов С.К. Архитектурная эвристика. Архитектурное проектирование с элементами эвристики: Учебник. – М.: ГУЗ, 2002. – 123 с.

5. Этенко В.П. Управление архитектурным проектом: Учебное пособие / В.П. Этенко. – М.: ГУЗ, 2003. – 171 с.

6. Журнал ʼʼЗемлеустройство, кадастр и мониторинг земельʼʼ.

7. Журнал ʼʼВестник Росреестраʼʼ.

Понятие ʼʼкомпозицияʼʼ (от лат. сотроsitio — сочинœение, составление, соединœе­ние) обычно используется применительно к произведениям искусства. Под градостроительной композицией принято понимать упорядоченное в соответ­ствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных чело­веком (антропогенных) и природных ком­понентов формируемой архитектором пространственной среды.

Градостроительная композиция рас­сматривается в двух аспектах — как ком­позиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых про­странств.

Геометрическая форма плана.В гео­метрической форме плана градостроите­ли с древних времен пытались найти идеальное построение города. Круг и квад­рат в наибольшей степени соответствова­ли таким представлениям. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планиро­вочные построения.

Композиционная структура планавключает наиболее важные в композици­онном отношении элементы плана — ком­позиционные центры и оси.

Композиционные центры (узлы) важные в композиционном отношении компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Ком­позиционные оси — основные направле­ния обзора градостроительной компози­ции, ориентированные на композицион­ные узлы. Композиционные оси бывают урбанизированными (транспортная магистраль, ʼʼразрывʼʼ в застройке) или природными (река, берег озера, ʼʼзелœе­ненный коридорʼʼ). Иерархически орга­низованная система композиционных центров и осœей образует композицион­ный каркас посœелœения.

referatwork.ru

31. План и композиция ораторской речи

Билет № 31

План и композиция ораторской речи

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Части речи — это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи — обращение . Это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь.

Непосредственная задача обращения — расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Иногда можно опустить обращение, если аудитория уже распо­ложена слушать.

Вторая часть речи — называние , или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или, наоборот, уже согласна с оратором.

Название темы — необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь.

Следующая часть речи — повествование. Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для вос­приятия аудитории. Но принципиальная невозможность дать полный состав событий делает повествование легкоуязвимым для критики. Кто-либо из присутствующих в аудитории может вспомнить опущенные в повествова­нии события и тем опровергнуть ход и смысловое содержание этой час­ти речи, а то и речи в целом. Поэтому при повествовании выбор собы­тий необходимо хорошо обосновать, а не просто опустить невыгод­ные для говорящего эпизоды (как это нередко делают судебные ора­торы).

Четвертая часть речи — описание , в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи — доказательство. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

В древности говорили: "Аргументы не перечисляются, а взвешиваются". Действительно, важно не количество доказательств, а их весомость, уместность. Сразу же нужно отводить в сторону доводы, не относящиеся к сути дела.

Доказательство — центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи — опровержение — следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство.

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор.

В условиях публичной лекции спор может вестись либо с абстрак­тным оппонентом, когда лектор и аудитория выступают как бы со­вместно против него, либо с кемлибо из слушателей, а то и со всей аудиторией.

Седьмая часть речи — воззвание . Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи — заключение , в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Непоследовательность — типичный порок нелогичного мышления, когда оратор, докладчик, автор или участник спора высказывает ка­кое-либо положение, а затем тут же отрицает его. Непоследовательность всегда является нарушением требований формальнологического закона противоречия. Непоследовательность — это и такое положение, ког­да из посылок не делают того вывода, который из них неизбежно сле­дует.

Обязательно включайте в свои рассуждения доводы сомневающих­ся (оппонентов) в выгодном для своего рассуждения ракурсе. Для этого определите заранее слабые стороны аргументации соперников. Возмож­но, вам удастся посеять предубеждение к выступлению противника, если вы уверены, что полемики не избежать.

Если вы предполагаете явное противодействие со стороны незаинтересованных лиц, дайте фундаментальное обоснование своих взглядов, ошеломите слушателей оригинальным теоретическим доказательством, удивите логичностью обоснования.

Избегайте давать собственные оценки, использовать превосходные степени сравнения, частые ссылки на авторитеты. Это обижает собеседников.

Ведите мысль по трем ступенькам: вначале дайте определение понятию (дефиниция), далее сравните предмет с чемлибо известным (идентификация), а после приведите аргументы. Этим вы обеспечите доступность вашей аргументации и логичность изложения.

Общие места — результаты познавательной деятельности человечества. Они развиваются вместе с развитием знания и речи. Поэтому общие места бывают основные, не зависящие от вида словесности, и дополнительные, принятые только в ее определенном виде. Основные общие места возникают прежде всего в фольклоре. Фольклор является всеобщим знанием, он содержит исходную систему знания, от которой отправляются все другие знания в последующем развитии обществен­ной мысли. Эти общие места сформулированы в самом кратком фольк­лорном жанре — пословицах и поговорках.

Топика , т.е. совокупность общих мест (словом топ или топос называют общее место; топ и общее место — синонимы), у Аристотеля связана с логической формой противопоставлений, свойственных пословицам, которая характеризуется сочетанием утверждений и частных отрицаний уже утвержденного, по типу: Много — хорошо, а больше лучше того; Мал золотник, да дорог. Этот тип суждений вошел в "Риторику" Аристотеля при описании им топики.

Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова: "Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несход­ные вещи, 16) уравнения".

studfiles.net

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки (выбор плана)

23 Сентября 2015

"Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров" – Анри Картье-Брессон.

Правильный выбор точки съемки - одно из важнейших умений фотографа, которое позволяет показать объект с наиболее выигрышной стороны.

Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.

Точка сьемки - это точка расположения фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Для изменения композиции иногда достаточно сдвинуть камеру всего на несколько сантиметров - и один и тот же объект будет выглядеть совершенно иначе. Поэтому, если у вас есть такая возможность, не спешите нажимать на спуск, пройдитесь вокруг и выберите наилучшее место для расположения фотоаппарата.

Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:

  • расстояние до фотографируемого объекта;
  • направление - перемещение фотоаппарата по горизонтали;
  • высоту съемки - перемещение фотоаппарата по вертикали.

РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ

Казалось бы, подход к снимаемому объекту или удаление от него - самое простое действие фотографа. Но при этом решаются важнейшие смысловые и изобразительные задачи. Менять дистанцию можно также используя зум в варио-объективе или меняя объективы с различным фокусным расстоянием, или просто сделав «зум ногами» - подойдя ближе или отойдя дальше от объекта съемки.

Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.

Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: "При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности."

Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.

ОБЩИЙ ПЛАН

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, площадей, цехов предприятий. Это могут быть снимки событий, занимающих большие пространства - митингов, фестивалей, парадов, ярмарок и т.п.

Фото - Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.

СРЕДНИЙ ПЛАН

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко» - Роберт Капа.

Средний план показывает объект с более близкого расстояния - в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия. На снимке хорошо рисуется не только лицо человека, но и его фигура, улавливаются поза, жест. Человек может быть показан в действии, в движении, в общении с другими людьми, в связи с окружением, со средой.

Фото - Джо Макнелли (Joe McNally)

Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото - Роберт Капа (Robert Capa) 

Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время, дает достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек. Средний план часто используется для репортажных фотографий, в которых огромное значение имеет и точка съемки и ракурс. Фотограф должен находиться в самой гуще событий - только так он сможет словить и запечатлеть "тот самый" момент .

КРУПНЫЙ ПЛАН

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.

Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

 Фото - Стив Маккарри (Steve McCurry)

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.

Фото - Вольф Хоффманн (Wolf Hoffmann)

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, и если "переборщить", то начинает складываться рисунок, резко меняющий представление о том, что мы в действительности видим.  Реальные предметы на снимке могут стать неузнаваемыми, трансформируясь настолько, что непонятно - что вообще изображено на фотографии. Порой, такой прием можно использовать в творческих целях, но лишь - творческих)

Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.

Общий и средний планы в серии работ "Workers" Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)

Фото - Чарльз Эббетс (Charles Clyde Ebbets)

Фото - Себастьян Сальгадо (Sebastião Salgado)

Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.

Выбор плана - один из моментов общего композиционного построения снимка и значение этого момента в реализации изобразительного замысла, как видим, чрезвычайно велико.

Пробуйте, экспериментируйте, больше фотографируйте  - удачи Вам!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие

photodzen.com

Разработки планов уроков по композиции

ПЛАН УРОКА №3-4

Группа Р-11(б) Преподаватель Солнцева Екатерина Валентиновна

Тема: «Роль композиции в создании художественных произведений».

Тема урока: «Задачи предмета «Основы композиции» в оформлении изделий прикладного искусства».

Цели урока: Ознакомление обучающихся с задачами и основными понятиями предмета «основы композиции». Развитие самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание.

Материально-техническое обеспечение: иллюстративный (иллюстрации 1-38) и видеоматериал по теме.

Организационная часть – 5 минут

Изложение нового материала – 80 минут.

Подведение итогов урока и выдача домашнего задания – 5 минут

Организационная часть: контроль присутствия и готовности к уроку.

Изложение нового материала:

Композиция в декоративно-прикладном искусстве имеет свои особенности. Без их понимания работать будет достаточно проблематично.
  Первое, что мы должны уяснить: декоративная композиция в нашем случае, как правило, не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение —эмоциональное воздействие.
  Перед вами три фигуры: круг, квадрат, треугольник (рис. 1). Какая из них, по-вашему, наиболее устойчивая, тяжелая, добрая, спокойная, агрессивная? Согласитесь, трудно представить агрессию в виде гармоничного круга, а тонкость — посредством квадрата. Подобный эксперимент проведите с линиями трех видов — горизонтальной, вертикальной и диагональю (рис. 2). Ответьте на вопрос: какая из линий динамичная, статичная и т.п.? И здесь вряд ли вы назовете динамичной горизонтальную линию, а вертикальную — самой устойчивой.
  Следующее, что мы должны с вами уяснить, — значение понятия равновесия композиции.
  Различные формы, которые вы хотите разместить на плоскости листа, должны быть уравновешены (рис. 3), т.е. расположены так, чтобы не возникало чувство неудооства, желание что-то сдвинуть, изменить размер некоторых мотивов, т.е. каждая форма должна находиться в состоянии устойчивого равновесия по отношению к другим формам, а весь набор форм — по отношению к листу бумаги. И здесь вы должны учитывать особенности восприятия композиции:
1. Белый квадрат на черном фоне всегда будет казаться больше, чем такой же черный квадрат на белом фоне (рис. 4).
2. Фигура, расположенная точно посередине листа, кажется смещенной вниз (рис. 5). Поэтому основной мотив композиции стараются размещать немного выше централиста.
  2. Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньше размер самой фигуры. Попробуйте разместить в листе круг серого цвета и круг черного цвета, достигая ощущения равновесия (рис. 6). Вы заметите, что серый круг гораздо большей площади, тогда как черный будет приближаться к точке.
  Подбирая размер фигуры, следите, чтобы не создавалось ощущение, что она слишком велика для этого листа бумаги или выглядит как кораблик в бескрайнем море.
  Если основная фигура по замыслу должна быть сильно смещена относительно централиста, ее необходимо уравновесить несколькими мелкими формами.
  Интересно отметить, что по канонам европейской школы композиционный центр располагают немного выше центра листа. А мастера Китая и Японии располагают его чаще всего по такой схеме. Каждая сторона листа делится на три части, через которые проводят линии. На листе получается четыре места пересечения линий (рис. 7). Композиционный центр должен находиться в одной из точек пересечения, т.е. асимметрично относительно оси симметрии.
  Композиция может быть статичной (европейская схема) и динамичной (восточная). В динамичной композиции основное движение должно быть зрительно остановлено с помощью другого движения или элементов.
  В станковой вещи, в монокомпозиции, все элементы должны быть организованы так, чтобы не создавалось впечатления, что это просто фрагмент какой-нибудь ткани.
  Стилизуя натюрморт, используйте следующие способы его трансформаций (рис. 8, 9):
— изменение размеров предметов, если это необходимо для большей выразительности;
— изменение количества предметов, т.е. выбор наиболее интересных и значимых и исключение второстепенных для данного произведения; 
— создание новой формы из нескольких, уже существующих.
  Это положение требует разъяснения. В качестве примера разберем зарисовку натюрморта на коричневом фоне (см. вкладку, фото 1). Здесь заметно объединение форм кувшина и фрукта не только между собой, но и с отражением их в плоскости стола. Справа угадывается рисунок бутылки сложной формы, нарисованной незамкнутыми лини- ями различной толщины. Фрукт рядом с ней тоже изменяет ее форму, но совершенно иначе, чем в первом случае. Линии, изображающие драпировку, имеют направление к центру, что объединяет композицию и концентрирует внимание на центральной части листа. Сиреневые блики на обоих предметах позволяют угадать их материал — стекло бутыли и керамику кувшина — и оживляют лаконичную композицию. Сиреневая рамка вокруг работы выполняет две функции — ограничивает движение линий-драпировки и является цветовой поддержкой бликам на предметах.
  Подобным образом выполняются зарисовки растительных форм. Они могут быть цветными и черно- белыми. Здесь надо стремиться выделить и изобразить самое характерное, что позволит узнать мотив с первого взгляда (рис. 10,11,12). Минимальное число мотивов в композиции должно равняться трем. 
   Создавая композиции (рис. 13, 14), необходимо помнить не только о ритмическом или пластическом ее решении, но и о тональном. С появлением третьего тона ваша задача усложняется, так как на плоскости листа возникает не один узор, а три, которые необходимо организовать в единое целое. Например, в композиции с участием черного, белого и серого тонов возникают следующие узоры: б + ч по серому; б + с по черному и с + ч по белому. Сделайте несколько упражнений. Сначала нарисуйте ахроматическую (черно-бе- лую) шкалу тонов. Первый тон — белый, последний, девятый, — черный. Между ними последовательно закрасьте серые цвета, где каждый следующий тон будет настолько темнее предыдущего, насколько сам он светлее последующего (рис. 15).
 Вы подошли к решению выбора светлотного диапазона в соответствии с творческой задачей. Сделайте одну из зарисовок натюрморта в четырех светлотных диапазонах и убедитесь, как будет меняться их восприятие. Вот предлагаемые диапазоны. Из девятиступенчатого ахроматического ряда, уже выполненного ранее: светлоты 1 — 5; 5 — 9; 3 — 7; 1,5,9. Такая работа позволяет почувствовать, какая степень светлотно- сти больше подходит при решении задач композиции. Умение правильно организовать в композиции светлоты поможет легче перейти к цветным композициям (рис. 16).
  Цвет также несет эмоциональную нагрузку. Деление цветов происходит на теплые и холодные. При этом большая часть цветов не является только холодными или теплыми. Например, зелено-голубой будет холодным по отношению к зеленому, тем более к красному, но более теплым, чем голубой.
  Основными цветами считаются желтый, синий, красный и зеленый. Эти цвета попарно противоположны.
  В гармонии цвета есть своя закономерность. Посмотрите на цветовой круг, разделенный перпендикулярными осями. На конце каждой оси расположен один из основных цветов (см. вкладку, рис. 17). Цвета, расположенные в одной четверти круга, всегда гармоничны. В работе можно использовать все промежуточные цвета плюс один из главных. Например, в четверти от красного до желтого используйте только один главный цвет (желтый или красный) наряду с промежуточными. Такая гамма относительно спокойна, если в ней нет большой градации светлого. Один из цветов этой группы обязательно должен быть эмоционально ведущим (за счет светлоты или количества и т.д.) (рис. 18) 
  Цвета, расположенные в одной из четырех частей круга, называют родственно-контрастными: красный — желтый — зеленый; желтый — зеленый — синий; зеленый — синий — красный; синий — красный — желтый (рис. 19). Это самый обширный вид цветовых гармоний. Особенно гармоничны в этой группе цвета, расположенные на концах хорд, так как они наиболее близки к одному из основных цветов. Цвета же, расположенные на концах диаметра, являются контрастными (рис. 20). Вот какие варианты гармоний приводит в своей книге «Основы художественного оформления текстильных изделий» ВН. Козлов.
  Гармонично сочетание цветов, находящихся на вершинах вписанного в цветовой кругравностороннего треугольника (см. вкладку, рис. 21). Поворачивая этот треугольник внутри круга, мы получаем все новые и новые гармоничные сочетания цветов.
  Гармонично сочетание цветов на вершинах треугольника (см. вкладку, рис, 22) с одной стороной, параллельной диаметру.
  Так же гармоничны цвета, расположенные на вершинах (см. вкладку, рис. 23) вписанного прямоугольного треугольника.
  Все перечисленные гармонии используют три цвета, но существует гармония четырех цветов. Для этого в цветовой круг вписывают различные квадраты, прямоугольники, у которых все четыре угла равны 90°. Гармоничные цвета расположены на вершинах этих углов (см. вкладку, рис. 24).
  При работе с цветом следует учитывать также, что при большой разности светлот цвет скрадывается; с другой стороны, если желательно подчеркнуть контрастность цвета, это лучше удастся при сближенных светлотах.
  В качестве первого упражнения или для тех, кто считает, что не умеет рисовать, обратим внимание на возможность создания оригинальной композиции путем переосмысления и переработки уже готовой декоративной композиции, например композиции из засушенных растений (рис. 25,26), или зарисовкой натюрморта, используя журнал «Стекло- ревю», выпускаемый в Чехии. Этот журнал хорош, в частности,тем, что в нем публикуются фотографии изделий, которые, переработав, хорошо
использовать в качестве основы при росписи платка (рис. 27, 28). При выборе элементов или идей композиций других видов декоративно- прикладного искусства следует учитывать специфику текстиля и использовать только необходимые элементы (рис. 29). Создавая пейзаж и используя для этого зарисовки с картин других художников, дополняйте их декоративными деталями, упрощениями, синтезом форм. Не забывайте при изображении пейзажа о делении плоскости в соотношении 1:2, делая линию горизонта низко, и тогда пейзаж будет более легким, воздушным, или высоко, что дает возможность проработать более тщательно передний план (рис. 30, 31,32).
  Создавая станковую композицию по эмоциональному напряжению равной живописи, вы соблюдаете основные законы декоративной композиции, перечисленные выше. В построении композиции утилитарного изделия есть свои особенности. Например, основной идеей композиции платка является сочетание двух, на первый взгляд, взаимоисключающих моментов. Первый — композиция платка должна хорошо смотреться в развернутом виде, а второй — при перегибании платка по диагонали любой из четырех углов должен выглядеть интересно, так как именно в таком виде платок будет использоваться и восприниматься. Поэтому при создании композиции платка необходимо учитывать, как будут выглядеть все четыре угла (рис. 33, 34, 35). Композиция платка может быть традиционной, симметричной относительно двух взаимно перпендикулярных осей, как в павловопо- садских шалях, где художник рисует только 1/4рисунка будущей шали. Композиция платка может быть свободно размещенной на ткани согласно авторскому замыслу. Присутствие в такой композиции каймы узорной, гладкой, даже просто линии, делает композицию более статичной, уравновешенной. При росписи кайму надо заливать красителем с угла сразу вдоль обеих сторон во избежание затеков и пятен. По окончании платки можно обшить бахромой, что тоже придаст композиции более традиционный и спокойный вид.
  Композиция шарфа во многом зависит от его назначения. Если шарф не играет самостоятельной роли, а призван только подчеркнуть фасон или колорит одежды, он может не иметь собственной композиции. Он может выглядеть как кусок раппортной ткани или тканью с использованием дополнительных эффектов росписи, например солевой техники. Иногда шарф, особенно палантин, играет в костюме ведущую роль. В этом случае его композиция имеет большее значение. Здесь также возможны два варианта решения. В первом, когда расписывается шарф небольшого размера, целесообразно сделать композицию асимметричной, сконцентрировав основное внимание на концах шарфа, что сделает его композицию более острой, эффектной (рис. 36, а, б). При росписи палантина особое внимание следует уделить средней его части, так как эта часть изделия будет привлекать к себе наибольшее внимание. На концах шарфа не должно ощущаться перегруженности мотивами. Достаточно легкого отклика на основную тему изделия.
  Создавая рисунок купона ткани для одежды или интерьера, необходимо следить за тем, чтобы рисунок соответствовал назначению ткани. Вряд ли вы покроете изысканными лилиями спортивную футболку или стремительно бегущими фигурами спортсменов вечернее платье. Создавая ткань для одежды, необходимо продумать, где, на каком месте вашей фигуры будет сделан акцент, как будут расположены мотивы узора—- подчеркнут ли они талию, плечи или равномерно распределятся по всей фигуре (рис. 37). Если вы задумали скомпоновать узор в виде купона, т.е. основная орнаментальная нагрузка будет расположена вдоль одного края ткани, плавно перетекая в фон, то такую ткань возможно скомпоновать на фигуре минимум тремя способами: основная часть орнамента расположена по низу изделия, основная часть орнамента расположена по верху изделия и в третьем случае — по боку (рис. 38).
  Расписывая ткань для интерьера, следует учитывать общие закономерности — при низких потолках стараться придать росписи направление, близкое к вертикальному, при высоких—к горизонтальному. В соответствии с задуманным стилем оформления интерьера нарисуйте небольшой эскиз помещения, которое вы хотите оформить, и приблизительно наметьте количество и цвет будущей росписи. Использовать декоративную тйань в интерьере желательно в одном из двух основных направлений. Первое — когда декоративная ткань, роспись, играет главную роль в создании художественного образа интерьера. Здесь могут взаимно поддерживать друг друга ткани разного назначения — станковое панно, накидки на мебель, шторы. При этом совершенно необязательно, чтобы все ткани были расписаны. Лучше сочетать их с гладкими тканями той же цветовой гаммы или с небольшими включениями деталей основного орнамента.
Во втором случае декоративная ткань не несет основной смысловой нагрузки, она более нейтральна и только подчеркивает основной художественный элемент интерьера — будь то мозаика, керамическое панно или изделие из металла. Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исходя из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического, и учитывая функциональное назначение текстильного изделия. 

Домашняя работа: Выполнение силуэтных зарисовок растительных мотивов.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о