Фотографируем капли воды / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
Вода — это не только важнейшее вещество для всего живого на нашей планете, но и источник вдохновения для многих фотографов. Почти каждый видел завораживающие фотографии, на которых изображены капли воды, принимающие самые причудливые формы.
Может показаться, что такие снимки получится сделать только в условиях лаборатории, или, на худой конец, в профессиональной фотостудии. Однако это реально даже в домашних условиях. В статье мы разберёмся, как получить художественное изображение капель воды, имея лишь базовое фотографическое оборудование плюс немного терпения и фантазии. Мы не будем использовать химикаты и как-то окрашивать воду: добьёмся всего не с помощью лабораторных, а с помощью фотографических инструментов!
NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F20, 1/250 с, 105.0 мм экв.
Какое оборудование потребуется?
Мы условились, что не будем использовать дорогостоящее специальное и лабораторное оборудование, а будем довольствоваться лишь тем, что имеется в арсенале каждого продвинутого фотографа.
Nikon D750
Фотокамера. Если ваша камера имеет ручной режим и сменную оптику (или хотя бы режим Макро), она подойдёт. Также важно, чтобы камера имела «горячий башмак» для работы в внешней фотовспышкой (которая тоже понадобится, но об этом чуть ниже). Я использовал фотокамеру Nikon D810. Понятно, что зеркальная камера профессионального уровня может обеспечить отличное качество изображения. Но у фотоаппаратов Nikon есть ещё один плюс — наличие системы Nikon CLS (Creative Lighting System — система креативного освещения), которая позволяет без дополнительного оборудования дистанционно управлять внешними вспышками, что нам очень поможет в работе. Управлять внешними вспышками на расстоянии умеют все зеркальные аппараты Nikon начиная с серии Nikon D7000: Nikon D7200, Nikon D610, Nikon D750. Если ваш фотоаппарат не обладает системой Nikon CLS, внешними вспышками придётся управлять как-то иначе. Например, с помощью радиосинхронизаторов или другой внешней вспышки, установленной на камеру.
Почему не получится оставить вспышку на фотоаппарате или просто воспользоваться встроенной вспышкой? Во-первых, фронтальное освещение наименее выгодное с художественной точки зрения. Во-вторых, очень часто при макросъёмке такой вариант вовсе не возможен: если вспышка находится на своём обычном месте, то свет от неё не попадёт на объект съёмки — снимаемый объект находится буквально в нескольких сантиметрах от объектива, и он будет всегда оставаться в тени, отбрасываемой объективом.
Макрообъектив. Он обеспечит возможность съёмки крупным планом, на небольшой дистанции. Я использовал объектив Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Подойдут и другие модели макрообъективов. Например, с «кропнутыми» камерами можно использовать более доступный Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G. Если макрообъектива нет, то просто возьмём объектив с небольшой дистанцией фокусировки.
Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor
Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G
Штатив. Съёмка капель потребует очень точного и неизменного положения фотоаппарата в пространстве, иначе мы никогда не попадём в фокус. Поэтому камеру нужно будет поставить на штатив. Штатив подойдёт любой, самое главное, чтобы он надёжно держал камеру и она не шаталась на нём.
Внешняя вспышка. Капля воды летит с огромной скоростью, и наша основная задача в процессе съёмки — запечатлеть её достаточно резкой, со всеми деталями. Как известно, за «заморозку» быстрого движения отвечает выдержка. Однако для съёмки столь быстротечных процессов может потребоваться очень короткая выдержка — примерно от 1/2000 секунды и короче. В условиях обычного помещения вы вряд ли сможете снимать на таких значениях — просто не хватит освещения. Тут мы применим хитрость: движение будем замораживать не с помощью выдержки фотоаппарата, а с помощью импульса от внешней вспышки.
Я для съёмки буду использовать две вспышки — Nikon SB-700 и Nikon SB-910.
Nikon Speedlight SB-910
Nikon Speedlight SB-700
Пульт дистанционного управления для фотоаппарата. Вещь необязательная, но желательная. Она позволит не шатать камеру (и не сбивать фокусировку) в момент нажатия на кнопку спуска. Кроме того, с пультом вы сможете производить съёмку с большим удобством.
Кроме фотооборудования, потребуются и кое-какие принадлежности, которые вы вполне сможете найти в быту.
Ёмкость для воды. Наши капли будут падать на гладь воды. Контейнер для воды нужно наполнить водой до краёв. Для этих целей можно использовать почти любую ёмкость. Я взял обычный пищевой пластиковый контейнер подходящего размера.
«Капельница».
Кроме этих принадлежностей, я использовал дополнительный фон из бумажного веера и цветные стёкла-светофильтры для вспышек. Цветной фон, на мой взгляд, более интересен, нежели просто чёрный, на нём лучше видны прозрачные капли. Цветные фильтры помогли окрасить контейнер в розовый цвет, а фон — в голубой.
Упомяну, что вспышки Nikon поставляются с двумя фильтрами в комплекте — зеленоватым и жёлтым. Они нужны для коррекции цветовой температуры вспышки при съёмке в различных условиях, но пригодятся и для творческой работы. Также можно приобрести специальный набор цветных гелевых фильтров для вспышек — они будут лучше, чем те кустарные стёкла, которые использовал я.Приступаем к работе!
Сперва организуем нашу «съёмочную площадку». Расположим контейнер для воды и «капельницу» над ним. Высоту оптимального расположения «капельницы» лучше определить экспериментально, но отталкиваться можно от значений в 30–50 см. Теперь установим и настроим вспышки. Если у вас одна вспышка, ничего страшного, снимать можно. Но чем больше вспышек в вашем распоряжении, тем больше у вас возможностей настройки освещения.
Как расположить вспышки? Тут можно долго экспериментировать. Но отталкиваться я советую от бокового расположения вспышек.
Кадр, сделанный без использования цветных фильтров.
NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F36, 1/250 с, 105.0 мм экв.
Одну вспышку я установил на уровне контейнера и снабдил её красным фильтром: так нижняя часть фото окрасится в розовый оттенок. Другую вспышку я поднял чуть выше, она подсветит каплю и фон, её я снабдил синим фильтром.
Самое время настроить дистанционную работу вспышек. Я буду работать с системой Nikon CLS. Обе внешние вспышки перевожу в режим Remote.
Дистанционное управление вспышками осуществляется прямо из меню фотоаппарата.
Вспышки будут управляться дистанционно, ими будет «командовать» встроенная вспышка фотоаппарата. В соответствующем меню камеры я настраиваю импульс вспышек равный 1/128 секунды.
Общий вид «съёмочной площадки»
Чтобы наши капли не были покрыты лишними бликами и засветками, сведём к минимуму весь посторонний свет: выключим комнатное освещение, задёрнем шторы на окне, если за ним светит солнце.
Итак, свет настроен. Теперь, пожалуй, самый ответственный момент — настройка фокусировки. Фокусироваться нам придётся только вручную, никакой автофокус не успеет поймать каплю в полёте. Поэтому наша задача — сфокусировать объектив на определённой дистанции, в том месте, в котором будут падать капли. Поскольку дистанция съёмки очень мала, то и глубина резкости будет мизерной, следовательно, фокус нужно настроить максимально точно. Сделать это можно следующим образом: пустить воду из нашей «капельницы» и подставить под падающие капли любой небольшой предмет, сфокусировать камеру на этом предмете. Второй способ — от отверстия «капельницы» протянуть вниз нитку с иголкой и по иголке сфокусировать объектив. Помните, что в процессе съёмки автофокус должен быть отключён, иначе в момент нажатия на кнопку спуска вы просто собьёте фокус, не сделав кадра.
Теперь настроим параметры экспозиции. Мы уже упоминали, что снимать необходимо в режиме М. Выдержка должна быть равна выдержке синхронизации (x-sync) вашей камеры, в моём случае это 1/250 секунды (напомню, что реальную сверхкороткую выдержку будет отрабатывать импульс вспышки), диафрагму прикроем до F16 для получения достаточной глубины резкости (чтобы в неё влезла капля), а ISO подбираем в зависимости от ситуации. Не стесняйтесь повышать ISO (в разумных пределах!), если кадры получаются тёмными. Если повышения ISO недостаточно, настройте вспышки на более мощный импульс: 1/64 или 1/32.
Время приступать к съёмке. Суть съёмочного процесса проста: из «капельницы» падают капли, а мы жмём кнопку спуска в момент соприкосновения их с водой, налитой в основную ёмкость. Сделать удачный кадр получится далеко не с первого раза! Будьте упорны, следите за получаемыми результатами. Следите, чтобы фокусировка не сбилась. Рано или поздно вы поймаете красивый кадр с каплями причудливой формы!
NIKON D810 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F18, 1/250 с, 105.0 мм экв.
Разумеется, в этой статье рассказано далеко не всё о съёмке капель воды — лишь базовая информация, достаточная для того, чтобы начать заниматься подобными съёмками. В дальнейшем вы можете использовать другие жидкости (например, молоко, сливки, глицерин) или окрашивать капли в различные цвета, добиваться более сложных форм — всё только в ваших руках! Творите и экспериментируйте, получайте красивые кадры!
советы Сергея Толмачева — Российское фото
Учимся снимать капли:
советы Сергея Толмачева
20 декабря 2016
Фото:Сергей Толмачев
Текст:Сергей Толмачев
Каждый фотограф рано или поздно пробует снимать капли. Чаще всего это именно классическая форма (короткие капли) или короны. Забегая вперед, скажу: я снимаю с оборудованием, которое контролирует время падения капель и синхронизирует затвор камеры. Но это не значит, что триггер создает уже готовые формы, как многие ошибочно полагают. Рассказывает Сергей Толмачев.
В съемке капель очень много нюансов, и любой начинающий их попросту не знает и даже не догадывается, с чем ему предстоит столкнуться. Я постараюсь вас максимально близко познакомить с этим удивительным видом съемки.
Начинаю я всегда с приготовления воды. Нам нужна определенная вязкость, которой можно добиться, используя специальные пищевые добавки (загустители). Информацию о них можно найти на моем сайте www.prophotosite.com. Советую всегда отфильтровывать жидкость от крупинок, иначе все они будут видны на капле. Для придания цвета используются пищевые красители, акриловые краски, флуоресцентные, люминесцентные краски. О пропорциях писать не буду, так вам будет интереснее экспериментировать.
После приготовления жидкости настраиваем свет. Нам понадобятся четыре вспышки с гелиевыми фильтрами (для раскраски фона) и плексиглас молочного цвета. Плексиглас ставим под небольшим углом таким образом, чтобы свет падал на воду. За плексигласом для лучшего рассеивания и равномерного градиента устанавливаем 4 вспышки YN560-III с мощностью 1/32 = 1/12626 c. Как мы видим, этого достаточно для заморозки без смазывания картинки. В высокоскоростной фотографии заморозка быстропротекающих процессов осуществляется коротким импульсом света. Чем он короче, тем менее смазанным получится изображение.
В таблице ниже приводятся значения, которые нам подходят. Эту таблицу подготовил фотограф Энди Гок: http://gock.net/2012/01/flash-durations-small-strobes/.
Еще одну вспышку с гелиевым фильтром размещаем под поддоном для подсвечивания самой капли. Вспышки для удобства разбиваем по группам. Управляем ими через беспроводной контроллер.
Настройки камеры следующие: диафрагма F16, ISO 250, выдержка 1/125, все вспышки 1/32 от полной мощности.
Настройки для триггера:
- падение первой капли: объем капли — 65 мс, время открытия клапана — 100 мс,
- падение второй капли: объем капли — 85 мс, время открытия клапана — 24 мс, задержка затвора — 385 мс.
Помните, что все настройки триггеров индивидуальны ввиду факторов, описанных ниже, и они также влияют на результат.
Основные нюансы, на которые нужно обратить внимание:
- Высота падения капли в данном случае была 65 см (значение может меняться в зависимости от задач).
- На форму капель будет влиять следующее: вязкость жидкости, температура используемой воды и окружающей среды и даже глубина поддона.
- Поверхностное натяжение воды. Снять поверхностное натяжение можно с помощью одной капли моющего средства.
Желаю удачи! Верю, что у вас все получится.
Сайт Сергея Толмачева: http://prophotosite.com/
капель картинки | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Drops Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos в рамке 7.2k
- Степка фотосколков 176
- Группа людей 24
Droplet
Фоны
Текстура
Паттерн
Обои
Аннотация
.
Hd черный картинкиКосмос фото
Hd вода обоиВеликобританияБорнмут
Капли Waterrainy Weatherrainy Window
Фоны листовых фонов. –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Hd серые обоиHd windows обоикапли дождя на окне
Texture backgroundswater dropsrain drop
Hd pattern wallpapersHd abstract wallpapersHd wallpapers
boliviacochabambawater drop
Hd red wallpapersoutdoorsrug
rain dropslondonfungus
rainplantNature images
dropletliquiddrop
lvivukraineglass
Related collections
Drops
128 photos · Curated by marta martaDrops
57 фото · Куратор Астра ЛюDrops
46 photos · Curated by Tiffany Kosterukblank spaceflare
leavesHd yellow wallpapersground
Hd water wallpapersunited kingdombournemouth
drops of waterrainy weatherrainy window
Hd red wallpapersoutdoorsrug
andersonLight backgroundsreflection
dropletliquiddrop
ukblank spaceflare
Hd серые обоиHd окна обоиКапли дождя на окне
Hd узор обоиHD абстрактные обоиHd обои
Лист фонstearТрава фоны
Соединенные Штатыплоская скалаглубокий разрыв петля дорога
капли дождяlondonfungus
Hq фоновые изображенияHd chicago wallpapersparticle
–––– –––– –––– ––––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Текстура фоныКапли водыКапли дождя
Hd черные обоиКосмос картинки и картинки
БоливиаКочабамбакапли воды
Hd синие обоиHd обоиЦвет
Похожие коллекции
Drops
128 Фотографии · Куратор Marta MartaDrops
57 Фотографии · Куратор Astra LiuDrops
46 Фото Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Хансом Исааксоном
Unsplash+
Разблокировать
ЛистьяHd yellow wallpapersground
Raul Angel
Hd серые обои Hd windows обои капли дождя на окне
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – – – ––– –– –––– – –.
Praveen Kumar Mathivanan
Texture Founalswater Dropsrain Drop
Ник Ницкий
HD Black Wallpaperspace СПОСКОЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
DAVID CLODE
HD WALLPAPERSH ABTRAM WALLPAPERSHD WALLPAPER
. 0011 Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Roxana Zerni
Unsplash+
Unlock
drops of waterrainy weatherrainy window
Sergio Silva
boliviacochabambawater drop
Lee Soo hyun
Leaf backgroundstearGrass backgrounds
Nick Nice
Hd красные обоина улицековер
Holly Obermiller
Соединенные Штатыплоская скалаглубокая щель петля дорога
Max Kleinen
Hd blue wallpapersHd wallpaperscolour
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Charlie Harris
Unsplash+
Unlock
rain dropslondonfungus
Adam Kring
andersonLight backgroundsreflection
Marc Zimmer
rainplantNature images
Max Bender
Hq фон фотоHd чикаго обоичастица
César Couto
капелькаliquiddrop
Olia 💙💛 Gozha
lvivukraineglass
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Charlie Harris
Unsplash+
Unlock
ukblank spaceflare
Levi XU
Website backgroundsmeditationYoga images & pictures
Unsplash logoMake something awesome
Drops Free Stock Photos, Изображения и фотографии Drops
Откройте для себя неограниченное количество изображений Drops в высоком разрешении и стандартных изображений для коммерческого использования.