Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
- Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
- Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
- Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
- Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Лад в музыке — определение, виды, подробное описание, какие лады бывают
Что такое лад в музыке — рассмотрим на примере
Ступени лада
Названия ступеней лада
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
Мажорный лад и гамма
Тональности мажорного лада
Минорный лад и гамма (натуральные)
Названия ступеней минорного лада
Тональности натурального минорного лада
Виды минорного и мажорного ладов
Лады народной музыки
Дорийский лад
Фригийский лад
Лидийский лад
Миксолидийский лад
Пятиступенный лад (Пентатоника)
Что такое лад в музыке
Одним из важных средств музыкальной выразительности является лад. Чтобы лучше понять, что такое лад, споем широко известные песни: «Широка страна моя родная» («Песня о родине») И. Дунаевского:
и «Ой не ходи, Грицю».
Музыка первой из них радостная, бодрая, передает величие и героику. Музыка второй — лирическая, с оттенком грусти.
- первая — в мажорном,
- вторая —в минорном.
Итак, лад — это постоянная взаимосвязь звуков музыкального произведения, придающая ему определенное напряжение и окраску.
В самом деле, ни один из музыкальных звуков не является случайным в музыке. Все они определенной степенью связаны между собой по высоте и тяготением к той или иной ладовой системе, группируясь вокруг главного опорного звука, который называется тоникой.
В музыке есть много ладов. В каждую из ладовых систем входит небольшое количество различных звуков. Они называются ступенями лада.
Ступени лада
Основой европейской классической музыки, творчества таких композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Н. Лысенко, В. Косенко и многих других, а также основой народной музыки большинства европейских народов является семиступенный диатонический лад (семь основных и пять производных звуков в октаве).
Пятиступенный лад называется пентатоникой и характерен для музыки народов Востока (Китай, Монгольская Народная Республика, ряду народностей РФ — Татарская, Башкирская и др. ), для некоторых европейских народов (напр, шотландцев).
Семнадцатиступеневый лад характерен для арабской музыки, двадцатидвухступенный — для народов Индии и т. д.
Семиступенный европейский лад имеет много видов, но наиболее распространенными являются мажорный и минорный лады. В этих ладах написано подавляющее большинство музыкальных произведений.
Выбор лада зависит от содержания произведения, однако не всегда, например, минорный лад используется в произведениях с оттенком грусти. В этом ладе написано много лирических произведений, воспевающих красоту природы («Подмосковные вечера»), чувства человека, некоторые бытовые песни, песни о любви, большинство колыбельных («Рябина»,»Одинокая гармонь», и др.).
Иногда минорный лад в сочетании с другими средствами музыкальной выразительности используется в песнях героического характера (например, «Варшавянка — Вихри враждебные веют над нами»).
Часто содержание произведения требует сочетания обоих ладов. Например, в песне «Священная война» О. Александрова, где оба строя тесно связаны между собой и переход одного в другой является органическим, не случайным.
Названия ступеней лада
Поступеневая последовательность в восходящем или нисходящем порядке звуков строя образует его гамму, где звуки — ступени обозначаются, начиная
от основы гаммы, порядковыми римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
Среди звуков — ступеней есть такие, что воспринимаются на слух как опорные звуки всей системы лада. Они называются устойчивыми ступенями лада — это I, III, V ступени. Но устойчивость этих звуков неодинакова.
Главным устойчивым, опорным звуком, основой лада является тоника — I ступень лада. К ней тяготеют все остальные звуки (см.рис. ниже).
Устойчивость III и V степеней относительна. Если эти три звука объединяются в созвучие — аккорд, построенный на I ступени, они подчеркивают стойкость тоники и сами являются устойчивыми. Если же эти ступени являются составной частью мелодии, их устойчивость уменьшается, и в определенном окружении возникает необходимость в дальнейшем их движении к тонике.
Устойчивость III и V ступеней уменьшается еще и тогда, когда на их основе строятся аккорды (трезвучия III и V ступеней). Имея в своем составе
один или два неустойчивых звука, такие аккорды стремятся к дальнейшему движению в стойкое тоническое трезвучие.
В приведенном примере звуки до, ми, соль воспринимаются на слух как стойкие. Особенно это подчеркивается во втором и шестом тактах, где движение
мелодии задерживается на звуке фа. При сопоставлении с предыдущими звуками (соль и ми) фа — в движении мелодии воспринимается как несовершенство и побуждает к дальнейшему движению мелодии в ми. Этот звук в свою очередь также не завершает мелодической линии и тяготеет через неустойчивый звук ре в до. Он воспринимается уже как наиболее завершенный, устойчивый. Повторяясь сначала, мелодия заканчивается дважды повторенным звуком до. Это повторение будто подчеркивает конец музыкальной мысли и наибольшую устойчивость звука до.
Итак, кроме порядкового, цифрового обозначения, ступени лада имеют еще специальные так называемые функциональные названия, которые происходят от места и значения их в лада:
- I степень — основа строя — называется тоникой (Т),
- V степень — доминантой (D) (она занимает второе место по значению в классической гармонии).
- IV степень лада — субдоминанта
Гармонический язык раннего классицизма базировался в основном на этих трех ладах ( I, IV и V), а потому они в учебниках гармонии называются главными ступенями ладами. Позже, особенно начиная с эпохи романтизма и до наших дней, аккордика гармоничного языка постепенно расширяется и все ступени становятся равнозначными.
Кнопки на левом боку баяна (аккордеона) расположены так, что к каждому основному басу (второй ряд с левой стороны) соседним звуком сверху будет доминанта, а соседним снизу — субдоминанта. Аккорды третьего, четвертого и пятого рядов дают возможность сопровождать мелодию простейшим аккомпанементом
Две ступени, соседние с Тоникой сверху и снизу, называются вводными тонами:
- II ступень — нисходящий вводный тон;
- VII — восходящий вводный тон.
Оба они неустойчивы, но наименее устойчивым является восходящий вводный тон (VII ступень), ибо он ближе всего к тонике (полутону).
III и VI ступени называются медиантами , то есть средними (лежащими между субдоминантой и тоникой или тоникой и доминантой). III ступень -относительно устойчивый звук лада, VI-неустойчивый
Мажорный лад и гамма
Мажорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III—V) образуют мажорное тоническое трезвучие.
Гаммой называется мелодическая последовательность звуков — ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу).
Слово «гамма» происходит от названия буквы греческого алфавита, которой обозначался самый низкий звук музыкального звукоряда средневековья.
Чтобы определить соотношение звуков -ступеней в мажорной гамме и вывести формулу ее построения, пропоем украинскую народную песню «Ой дідуню, дідуню».
Если звуки этой песни расположить, не повторяя их, от самого низкого до его октавного повторения, будем иметь гамму с соотношением ступеней:
тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Одновременное звучание трех устойчивых звуков лада (I— III —V) с соотношением в два и полтора тони образуют характерный для мажорного
лада мажорное тоническое трезвучие.
В приведенном примере гамма начинается со звука до, поэтому она называется гаммой до мажор. При буквенной записи звуков мажорный лад обозначается знаком dur (дур — твердый), следовательно, гамма До мажор C-dur. Название тоники мажорной гаммы пишется с большой буквы.
Гамма, обозначенная приведенной выше формулой, в отличие от ее разновидностей называется еще натуральной мажорной гаммой.
Тональности мажорного лада
Построим мажорную гамму не от звука до, а от любого другого звука октавы, сохраняя соотношение звуков, характерное для мажорного лада. Лад останется неизменным — мажорным, изменится лишь высотное положение каждого звука лада. Такое изменение дает нам большое количество мажорных тональностей.
Итак, тональность — это высотное положение лада. Название тональности состоит из названия звука, которым оно начинается (названия тоники гаммы), и названия лада. Например: До мажор, Ре мажор, Соль мажор и т. д.
Соотношение звуков в каждой новой тональности точно соответствует формуле мажорной гаммы: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Построим, например, гамму в тональности Соль мажор. Запишем на нотном стане все звуки от соль и выше в восходящем порядке и завершим гамму октавным звуком соль, то есть верхней тоникой.
В этой гамме соотношение звуков будет немного иным, чем уже известное нам, а именно: тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон. Чтобы она целиком соответствовала формуле гаммы мажорного строя, следует повысить звук фа (VII степень) на полтона (поставить диез перед нотой фа). Тогда расстояние между ми и фа-диез составит тон, а между фа-диез и соль — полтона.
Итак, тональность и гамма Соль мажор (G-dur) имеет один диез (фа-диез). Так же строятся и другие тональности мажорного лада:
- Ре мажор (D-dur) имеет два измененных звука: фа-диез и до-диез;
- Ля мажор (A-dur) —три: фа-диез, до-диез, соль-диез и т. д.
Диезы или бемоли, характерные для данной тональности, выставляются около ключа в начале нотного состояния в порядке их появления в тональности. Эти ключевые знаки всегда однородны: это только диезы или только бемоли.
Мажорных тональностей пятнадцать: первая -До мажор — не имеет ни одного Диеза или бемоля, остальные — семь диезных и семь бемольных. Тональностей с количеством ключевых знаков свыше семи музыкальная практика не использует.
В соответствии с количеством ключевых знаков тональности располагаются так:
Итак, если в ключе стоят три диеза, то это соответствует гамме в тональности Ля мажор (A-dur), если два бемоля — гамме в тональности си-бемоль
мажор (B-dur)
Минорный лад и гамма (натуральные)
Минорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III-V) образуют минорное тоническое трезвучие , а мелодическая последовательность ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу), — минорную гамму.
Минорный лад отличается от мажорного другим соотношением звуков — ступеней, а потому и формула построения его гаммы — иная.
Проиграем следующую народную песню:
Выпишем все звуки, разместим их в восходящем порядке друг за другом,отбросим повторение звуков и завершим звукоряд октавным звуком.
Образуется гамма с другим соотношением соседних звуков-ступеней: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон. Гамма с таким
соотношением степеней называется минорной натуральной.
Устойчивые (опорные) звуки (I—III —V) минорной гаммы при одновременном звучании образуют минорное тоническое трезвучие с соотношением звуков: полтора и два тона
Приведенная в примере гамма начинается от звука ля и называется Гамой ля минор. При буквенном обозначении минорный строй записывается
moll (моль — меньший, малый), а название тоники лада — малой буквой. Итак: ля минор — a-moll.
Названия ступеней минорного лада
Отличаясь от мажорного лада другим соотношением ступеней и формулой построения гаммы, названия ступеней минорного лада и размещения
опорных звуков его такие же, как и в мажорном, а именно: I ступень — основа строя — называется тоникой ( T ) , V ступень — доминантой (D),
IV ступень — субдоминантой (S), III и VI ступени также называются медиантами (III — верхней, IV — нижней), а V II и II ступени —вводными тонами (VII — восходящим, II — нисходящим).
В отличие от мажорного лада в минорном соотношение VII степени и верхней тоники определяется целым тоном.
Тональности натурального минорного лада
Изменение высотного положения минорного лада с сохранением основной формулы лада (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон) дает целый ряд минорных тональностей. Соотношение ступеней остается неизменным, изменяется только тоника гаммы, а в соответствии с этим-и название
гаммы. Например: ре минор (d-moll), фа минор (f-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. д.
Построим, например, минорную натуральную гамму в тональности ми минор. Для этого напишем все звуки от ми и выше в восходящем порядке и
завершим гамму октавным звуком Ми следующей октавы
Чтобы соотношение звуков в этом примере соответствовало формуле минорной гаммы (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон), следует повысить звук фа (II ступень) на полтона. Итак, тональность и гамма ми минор (e-moll) имеет один диез (фа-диез).
Так же строятся и другие тональности минорного натурального лада. В гамме си минор (h-moll) — уже два диеза (фа-диез и до-диез), в фа-диез минор (fis-moll) — три (фа-диез, до-диез и соль-диез) и т. д.
Минорных тональностей, как и мажорных, пятнадцать: одна — ля минор — не имеет ни одного знака, остальные — семь диезных и семь бемольных. Диезы и бемоли, характерные для данной тональности, также выносят к ключу. В соответствии с количеством ключевых знаков натуральные минорные тональности располагаются так:
Виды минорного и мажорного ладов
Музыкальная практика использует не только натуральный минорный или мажорный лады. Распространенными являются так называемые гармонический и мелодический минор и гармонический и мелодический мажор.
Появление нового знака в минорной тональности указывает на разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным лада в гаммах этой новой разновидности минора VII ступень повышается на полтона. Такой строй называется гармоническим минором Дополнительный знак, повышающий VII степень гаммы, к ключу не выносят и пишут всегда при повышаемой ноте (обратите внимание на гармонические гаммы, например ля минор, на картинке выше).
Второй разновидность минорного лада — мелодический (см. картинку выше). В его гаммах при мелодическом движении вверх VI и VII ступени повышаются на полутон, а когда мелодия идет вниз-устанавливается натуральный минор.
Разновидностью мажорного лада является гармонический мажор , что в отличие от натурального характеризуется понижением VI ступени на полтона,
благодаря чему в гамме также образуется характерный ход на полтора тона, присущий гармоническому минору. Знак, появляющийся из-за снижения VI
степени, также является дополнительным и к ключу не выносится.
В музыкальной практике, в основном в народных песнях, встречается еще одна разновидность минорного лада, который имеет две дополнительные альтерации звуков: повышение на полтона IV и V II ступеней. Такой вид минора называется дважды гармоническим.
Лады народной музыки
Кроме рассмотренных выше мажорного и минорного ладов и их разновидностей, существует много других семиступенчатых диатонических ладов с различной формулой построения- ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гипофригийский.
Имея древнее происхождение, эти лады сохранились в музыкальном фольклоре многих народов мира, а с середины XIX века широко используются в музыкальном творчестве композиторов-профессионалов. Название ладов заимствованj из теории музыки Древней Греции и происходит от названий исторических областей: Дориды — в Греции, Фригии и Лидии — в Малой Азии и т.
Во времена возникновения диатонические греческие kады строились несколько иначе, чем теперь, то есть — сверху вниз, и основой их построения были четырехзвучные отрезки — тетрахорды(от гр. тетра — четыре, хорда — струна). Общий объем каждого из тетрахордов составлял два с половиной тона.
Позаимствовав древние греческие названия ладов, средневековая теория музыки сменила направление построения лада, строя его снизу вверх, но сохранила последовательность соотношений диатонических тонов и полутонов. Итак, структура каждого из ладов, дошедших до наших времен, отличается от древних греческих.
Из семи диатонических ладов два- ионийский и эолийский — по своему характеру и формуле построения полностью совпадают с натуральным мажором и минором, распространенными в Европейской народной и профессиональной музыке. Седьмой лад — гипофригийский, имеющий в своей основе — тонике уменьшенное трезвучие, — является неустойчивым и в музыкальной практике не используется.
Глубокое изучение музыкального творчества всех народов Российской Федерации и стран СНГ выявило, что наиболее распространенными являются последние четыре лада -дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.
Сохраняя греческие названия, каждый из них прочно связан с народным музыкальным творчеством, и потому современная теория музыки справедливо относит их к ладам народной музыки .
В былые времена диатонические лады назывались еще средневековыми, или церковными. Зависело это от того, какая музыкальная культура исследовалась в то время.
Дорийский лад
Дорийский лад строится по формуле: тон — полутон — тон— тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет повышенную VI ступень, а между I — VI ступенями-четыре с половиной тона, так называемую дорийскую сексту.
Фригийский лад
Фригийский лад строится по формуле: полутон — тон — тон —тон — полутон — тон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет пониженную II ступени и между I—II степенями — полтона, так называемую фригийскую секунду.
Примеры:
Лидийский лад
Лидийский лад строится по формуле: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет повышенную IV ступень и между I —IV степенями — три тона, так называемую лидийскую кварту.
Пример:
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад строится по формуле: тон-тон-полутон — тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет пониженную VII ступень и между I —VII степенями пять тонов, так называемую миксолидийскую септиму.
Примеры:
Первые два лада (дорийский лад и фригийский лад) по характеру ближе к минору, последние два (лидийский и миксолидийский) — к мажору. Каждый из ладов может быть построен по определенной формуле от любого из звуков октавы. Нужные знаки альтерации выносятся к ключу, и название лада произносится, например, так: лидийский с тоникой фа, дорийский с тоникой cи-бемолъ, фригийский с тоникой до-диез и т.д.
Обозначения ступеней и их функциональные значения — такие же, как и в мажоре или миноре.
Пятиступенный лад (Пентатоника)
Народная музыка использует также и пятиступенный лад. Для этого лада характерно то, что в нем отсутствуют полутоновые
соотношение звуков. Чаще всего встречается пятиступенчатый лад:
- с мажорным характером и формулой построения: тон — тон — полтора тона — тон — полтора тона.
- с минорным характером и формулой построения: полтора тона-тон-тон-полтора тона — тон.
Для написания статьи использовались материалы из учебника Е.Ф. Андреева. Основы музыкальной грамоты.
Музыка для всех — Гамма. Ступени лада
Гамма. Ступени ладаЗвуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.
Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).
Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.
Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (болшой секундой).
В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.
Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда.
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).
Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.
Ступени лада всегда обозначаются римскими цифрами, а ладовые функции — латинскими буквами, выставляемыми под нотами, к которым они относятся, причем все эти обозначения сохраняются за каждой ступенью лада в данной тональности при любом порядке их расположения и чередования.
Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.
Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;
II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;
III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;
IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;
V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;
VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;
VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.
Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.
Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам. Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (то есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).
С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками).
При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения.
Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает.
Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).
В натуральном мажоре есть два полутоновых тяготения: одно — восходящее (от VII ступени к I ступени), другое — нисходящее (от IV ступени к III ступени). Таким образом, тоническая терция, образованная I и III ступенями лада, окружена встречными полутоновыми тяготениями VII и IV ступеней, образующих между собой остродиссонирующий интервал — тритон (в данном случае — уменьшенную квинту).
Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.
Теория музыки в основных разделах:
Общие положения
Понятие звука
Темп
Ритм
Группировка длительностей
Интервал
Размер и такт
Общие сведения о ладе
Тональность
Диатоника
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
Ступень (музыка) — Википедия. Что такое Ступень (музыка)
Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.
Термин
Термин «ступень» относится к наиболее распространённым и употребляется в разных смыслах. В музыкальной акустике под «ступенью» подразумевают точку деления какого-либо интервала на более мелкие интервалы, своего рода «техническую метку» (например, в выражениях «12-ступенное деление фортепианной октавы», «17-ступенный звукоряд тара»). Ключевым в таком понимании ступени является звуковысотная уникальность метки. Даже если близлежащая к данной иная метка находится на расстоянии микроинтервала и маркируется той же буквой буквенной нотации, что и её высотный вариант, обе сравниваемые звуковысотные позиции в акустических исследованиях и справочниках называются «ступенями»[1].
Музыковеды находят «ступени» в любых доладовых звуковысотных структурах, так называемых звуковых системах (например, «меса — центральная ступень Полной системы», «ступень дасийного звукоряда», «в каждом из согласий обиходного звукоряда три ступени» и т. д.). Термин «ступень» относят к любым интервальным родам (например, «замена диатонической ступени хроматической», «миксодиатоническая ступень b/h»). Наконец, в ступенях исчисляют ладовые звукоряды, независимо от типа лада (модального, тонального), его исторической и региональной специфики.
В мажорно-минорной тональности ступенью также называется (особенно в разговорной речи, по принципу «часть вместо целого») аккорд, основной тон которого является ступенью мажорного или минорного звукоряда. Так, словесная инструкция «после пятой ступени бери шестую низкую» может означать рекомендацию сыграть последовательность не звуков, а любых аккордов, принадлежащих этим ступеням, например, V7 — нVI.
Гармоники натурального звукоряда (против словарного определения ступени) «ступенями» не называют.
При усвоении того или иного значения термина «ступень» следует учитывать контекст словоупотребления. Например, упоминание о «17-ступенном делении октавы» в учении Сафиаддина Урмави о макаме (XIII в. ) не означает, что ладовый звукоряд любого макама обязательно содержит все 17 ступеней, точно так же как 12-ступенная «хроматическая» октава современного фортепиано не означает, что любое музыкальное сочинение, исполненное на этом фортепиано, должно быть непременно додекафонным.
Ступень звукоряда (абсолютная ступень)
Под ступенью звукоряда обычно понимается звук, входящий в общую музыкальную систему (и, соответственно, попадающий в её звукоряд). Выделяют основные и производные ступени звукоряда. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.
В диатоническом звукоряде в каждой октаве выделяют 7 основных и 5 производных ступеней[2]. Поскольку каждая восьмая основная ступень имеет октавное сходство с первой, то они получают одинаковое название (обозначение). Основные ступени диатонического звукоряда могут обозначаться либо номером по порядку внутри октавы, от 1 до 7, либо по одной из принятых систем наименований звуков — слоговой либо буквенной.
Слоговая система наименования
Сложилась в средние века и основана на начальных слогах стихов первой строфы католического гимна «Ut queant laxis», мелодия которого была сочинена в XI веке Гвидо Аретинским. В наше время основные ступени в этой системе обозначаются слогами Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si (русский вариант: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Производные ступени обозначаются с помощью применения знаков альтерации (см. Современная музыкальная нотация) к основным ступеням, например: Фа ♯, Си ♭, До-диез, Ми-бемоль и т. д.
Буквенная система наименования
Также сложилась в средние века, основана на буквах латинского алфавита. Основные ступени обозначаются по порядку следующим образом: c, d, e, f, g, a, h. Несоответствие алфавитному порядку объясняется тем, что первоначально первой основной ступенью считался звук ля (a), а за ним шёл звук си-бемоль, обозначавшийся буквой b. Впоследствии вместо звука си-бемоль основное значение приобрел звук си, обозначенный следующей по порядку неиспользованной буквой h.
Производные ступени обозначаются с помощью прибавления к обозначению основной ступени одного из окончаний: is для повышения на полутон, isis для повышения на целый тон, es для понижения на полутон и eses для понижения на тон, например Fis, Cis, Des, Es (E-es), As (A-es) и т. д.
Приведенное выше описание относится к так называемой «немецкой» вариации этой системы наименований, возникшей в Германии и затем распространившейся по части стран западной и восточной Европы, включая Россию[3]. Кроме немецкого существует и применяется также английский вариант, в котором буквой b обозначается звук си, а буква h не используется.
Наименования
Латинская номенклатура | Алфавитная номенклатура | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
испанский | итальянский | французский | румынский | русский | немецкий * | английский | голландский ** | японский |
do | do | do (Ut) | do | до (do) | C | C | C | ハ (ha). |
do sostenido | do diesis | do dièse | do diez | до-диез | Cis | C sharp | Cis | 嬰ハ (ei-ha). |
do bemol | do bemolle | do bémol | do bemol | до-бемоль | Ces | C flat | Ces | 変ハ (hen-ha). |
re | re | ré | re | ре | D | D | D | ニ (ni). |
re sostenido | re diesis | ré dièse | re diez | ре-диез | Dis | D sharp | Dis | 嬰ニ (ei-ni). |
re bemol | re bemolle | ré bémol | re bemol | ре-бемоль | Des | D flat | Des | 変ニ (hen-ni). |
mi | mi | mi | mi | ми | E | E | E | ホ (ho). |
mi sostenido | mi diesis | mi dièse | mi diez | ми-диез | Eis | E sharp | Eis | 嬰ホ (ei-ho). |
mi bemol | mi bemolle | mi bémol | mi bemol | ми-бемоль | Es | E flat | Es | 変ホ (hen-ho). |
fa | fa | fa | fa | фа | F | F | F | ヘ (he). |
fa sostenido | fa diesis | fa dièse | fa diez | фа-диез | Fis | F sharp | Fis | 嬰ヘ (ei-he). |
fa bemol | fa bemolle | fa bémol | fa bemol | фа-бемоль | Fes | F flat | Fes | 変ヘ (hen-he). |
sol | sol | sol | sol | соль | G | G | G | ト (to). |
sol sostenido | sol diesis | sol dièse | sol diez | соль-диез | Gis | G sharp | Gis | 嬰ト (ei-to). |
sol bemol | sol bemolle | sol bémol | sol bemol | соль-бемоль | Ges | G flat | Ges | 変ト (hen-to). |
la | la | la | la | ля | A | A | A | イ (i). |
la sostenido | la diesis | la dièse | la diez | ля-диез | Ais | A sharp | Ais | 嬰イ (ei-i). |
la bemol | la bemolle | la bémol | la bemol | ля-бемоль | As | A flat | As | 変イ (hen-i). |
si | si | si | si | си | H | B | B | ロ (ro). |
si sostenido | si diesis | si dièse | si diez | си-диез | His | B sharp | Bis | 嬰ロ (ei-ro). |
si bemol | si bemolle | si bémol | si bemol | си-бемоль | B | B flat | Bes | 変ロ (hen-ro). |
1) Немецкая система также используется в Центральной Европе (Польша, Чехия и др.), а также в бывшем СССР в литературе по музыкальной теории.
2) В нидерландоязычной части Бельгии (Фландрия) применяется французская система, диез обозначается kruis, бемоль — mol. В то же время, голландская система с 1990-х гг. в Скандинавии начинает вытеснять немецкую.
3) Традиционные для Европы названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) с некоторыми изменениями используются и в англоязычном мире, но для обозначения относительной ступени (ступени лада, см. ниже), а не абсолютной высоты звука.
4) В России используются наименования: 1-я, 2-я, 3-я ступень и т. д.
Ступень лада (относительная ступень)
В наиболее распространённых ладах (например, в мажорно-минорных или натуральных ладах) выделяют семь ступеней. Ступени лада нумеруются от первой до седьмой вверх и обозначаются римскими цифрами. Помимо этого, каждая из ступеней может иметь определённое название в зависимости от её положения в ладу и взаимоотношения с другими ступенями.
В англосаксонской нотации названия ступеней лада совпадают, с некоторыми отличиями, с принятыми в России и ряде других стран ступенями звукоряда: мажорные — Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Ti; минорные — Do, Re, Me, Fa, Sol, Le, Te)[4].
Также существует специальная система кратких обозначений каждой ноты звукоряда [источник не указан 2374 дня]:
Ля бемоль | Ля бекар | Ля диез / Си бемоль | Си бекар / До бемоль | Си диез / До бекар | До диез / Ре бемоль | Ре бекар | Ре диез / Ми бемоль | Ми бекар / Фа бемоль | Ми диез / Фа бекар | Фа диез / Соль бемоль | Соль бекар | Соль диез | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диезы | Li | Ti | Du | Ri | Mu | Fi | Su | ||||||
Бекары | La | Si | Do | Re | Mi | Fa | So | ||||||
Бемоли | Le | Se | De | Ra | Me | Fe | Sa |
Названия дубль диезов и дубль бемолей образуются добавлением «z»(ц) к уже «повышенным» или «пониженным» нотам, например: «Riz» = «Ре дубль диез»; «Saz» = «Соль дубль бемоль»
- Ступени в мажорно-минорных ладах
- в порядке следования:
- в порядке симметрии тяготения:
- доминанта;
- нижняя медианта;
- нижний вводный тон;
- тоника;
- верхний вводный тон;
- верхняя медианта;
- субдоминанта.
Иногда условно используется понятие VIII ступени (тоники следующей октавы), называемой верхней тоникой.
Тот или иной звук в зависимости от своего положения в тональности может быть любой из ступеней. Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п.
I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными.
Наименования
|
Взаимоотношения ступеней в ладу
Взаимоотношения ступеней в мажорно-минорных ладах характеризуются их тяготением. Так, тоника является наиболее устойчивой ступенью и не тяготеет никуда. Доминанта имеет наиболее яркое тяготение к тонике в своём гармоническом (аккордовом) проявлении. Недаром, появление «чужого» доминантного трезвучия и, особенно, доминантсептаккорда влечёт, как правило, переход в другую тональность или хотя бы кратковременного появления «чужой» тоники. Субдоминанта как гармоническая функция тяготеет больше к доминанте, чем к тонике. Вводные тоны (II и VII ступени) ярко тяготеют к тонике в виде ступеней, в гармоническом виде эта тяга проявляется слабее. И, наконец, самое незначительное тяготение имеют обе медианты (III и VI ступени) как в виде просто ступеней, так и в виде гармонических функций (трезвучий).
В так называемых натуральных ладах (лидийский, миксолидийский, фригийский и др. ), в «искусственных» ладах (двенадцатитоновая гамма, гамма Черномора[источник не указан 2806 дней]), а также в различных видах пентатоники (лады с пятью ступенями) внутриладовые отношения совершенно иные. В некоторых из них даже тоника перестаёт быть самой устойчивой ступенью.
См. также
Примечания
- ↑ Например, говорят «14-ступенная система» Л. Фольяно, а не 12-ступенная октавная система с двумя высотными вариантами для B и D; «31-ступенная система» М.Мерсенна и т. д. См.: W. Auhagen. Stimmung und Temperatur // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. — Sachteil. — Bd. 8. — Kassel usw. : 1998, — Sp. 1843.
- ↑ В качестве основных используются те ступени, что образуют диатонику. Основные и производные ступени, взятые вместе, образуют хроматику.
- ↑ Страны, использующие немецкий вариант буквенной нотации, включают Германию, Чехию, Польшу, Венгрию, Россию и др. (См. History of note names).
- ↑ Paul Schmeling. Berklee Music Theory. — Book 1. — P. 205. — Page 6.
Литература
- Способин, Игорь Владимирович. Элементарная теория музыки. — М.: Кифара, 2003. — С. 182. — ISBN 5-901980-01-8.
- Холопов Ю. Н. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. — Вып. 1. Ростов н/Д. : РГК, 2002. — С. 106—121.
Раздел 5. РАБОТА И КАРЬЕРА: ПЕРЕСМОТР И КОНСОЛИДАЦИЯ
оплата
рекламировать
босс, руководитель
усидчивый, добросовестный
привлекательный
ярмарка
выполнить, достичь
задача
утомительный, утомительный
способность
ответственность
продавец, покупатель
квалифицированный, умный
варьироваться
чтобы нести ответственность за
полный, целый
квалифицированный, умный
компетентность, квалификация
офицер карьеры
властная
быть не у дел
работа
поощрять, подстрекать
уволить
решить, принять решение, прийти / прийти к решению
прибыльных, ценных
жесткий, трудный, жесткий, непосильный
наемный работник, поставщик
работник
опытный, быть хорошим в / с чем-то
пособие по безработице, социальное обеспечение (AmE)
способность, эффективность
передать ваше уведомление, дать ваше уведомление
справляться
бизнес
скучно
опыт
работа, карьера, должность
должность
работать / быть занятым
быть не у дел
1) выполнить, завершить, закончить -. ..
2) действие, занятие, упражнения — …
3) делать известным, популяризировать — …
4) доставлять удовольствие, интересно, очаровывать, очаровывать — …
5) утомлять, утомлять — …
6) неинтересный, скучный, утомительный, однообразный, плоский — …
7) властный, барский, властный — …
8) 1) род занятий, профессия, занятость; (2) коммерция, торговля; (3) долг, задача — …
9) способный, компетентный, квалифицированный, умелый — …
10) профессия или род занятий, работа -…
11) консультант по вопросам карьеры BrE, консультант по вопросам карьеры AmE — …
12) способности, навыки, способности — …
13) трейдер — …
14) принять решение — ..
15) огонь, мешок — …
16) пособие по безработице — …
17) способный, способный хорошо работать, способный, компетентный — …
18) эффективность, компетентность — ..
19) рабочий, рабочий — . ..
20) побуждать, стимулировать, продвигать — …
21) знания или навыки, полученные в результате наблюдения и выполнения вещей -…
22) просто — …
23) руководитель, начальник, хозяин — …
24) оплата труда, оклад, гонорар — …
25) трудолюбивый, старательный -. ..
26) быть безработным — …
27) работать, работать, трудиться, трудиться — …
28) быть на работе; рабочий — …
29) безработный — …
30) (1) прямой, беглый (2) ручка (3) ладить (4) успешно — …
31) работа, должность — …
32) выгодный, доходный -…
33) уйти, уйти, уйти, сдаться — …
34) долг, обязанность, приверженность — …
35) способности — …
36) опытные, обученные, компетентные — …
37) полный, весь — …
38) сложный — …
39) быть другим, менять — …
40) кормилец — …
41) командный, контролировать — …
10. Мышцы /:
10. Мышцы
Мышцы — активная часть двигательного аппарата; их сокращение вызывает различные движения.
С физиологической точки зрения мышцы можно разделить на два класса: произвольные мышцы, которые находятся под контролем воли, и непроизвольные мышцы, которые не контролируются.
Все мышечные ткани контролируются нервной системой. Непроизвольные мышцы контролируются специализированной частью нервной системы.
Когда мышечная ткань исследуется под микроскопом, видно, что она состоит из небольших удлиненных нитевидных клеток, которые называются мышечными волокнами и которые связаны соединительной тканью в пучки.
Есть три разновидности мышечных волокон:
1) поперечно-полосатые мышечные волокна, которые встречаются в произвольных мышцах;
2) гладкие мышцы, вызывающие движения во внутренних органах;
3) сердечные или сердечные волокна, которые имеют поперечно-полосатую форму, как (1), но в остальном отличаются. И гладкие, и сердечные мышцы непроизвольны. Все живые клетки могут в той или иной степени двигаться, но в мышцах эта способность сильно развита. Мышечная ткань составляет около 40% веса человека.Мышца состоит из нитей или мышечных волокон, поддерживаемых соединительной тканью, которые действуют путем сокращения волокон: волокна могут укорачиваться до двух третей их длины в состоянии покоя. Есть два типа мышц: гладкие и поперечно-полосатые. Гладкие или непроизвольные мышцы находятся в стенках всех полых органов и трубок тела, таких как кровеносные сосуды и кишечник. Они медленно реагируют на раздражители автономной нервной системы. Поперечно-полосатые или произвольные мышцы тела в основном прикрепляются к костям и перемещают скелет.Их волокна под микроскопом выглядят поперечно полосатыми. Поперечно-полосатая мышца способна к быстрым сокращениям. Стенка сердца состоит из особого типа поперечно-полосатых мышечных волокон, называемых сердечной мышцей. Мышцы сильно различаются по структуре и функциям у разных органов и животных: у некоторых беспозвоночных есть только гладкие мышцы, а у всех членистоногих — только поперечнополосатые. Тело состоит примерно из 600 скелетных мышц. У взрослого человека около 35-40% веса тела формируется мышцами.По основной части скелета все мышцы делятся на мышцы туловища, головы и конечностей.
По форме все мышцы традиционно делятся на три основные группы: длинные, короткие и широкие мышцы. Свободные части конечностей составляют длинные мышцы. Широкие мышцы образуют стенки полостей тела. Некоторые короткие мышцы, из которых стремечко — самая маленькая мышца в теле человека, образуют мускулатуру лица.
Некоторые мышцы называются в соответствии со структурой их волокон, например, излучаемые мышцы; другие — в зависимости от их использования, например, разгибатели, или в соответствии с их направлениями, например, косой.Мышцы образованы массой мышечных клеток. Мышечные волокна связаны между собой соединительной тканью. В мышцах много кровеносных сосудов и нервов.
Многие ученые провели большую исследовательскую работу по определению функций мышц. Использовались три основных метода исследования: экспериментальная работа на животных, исследование мускулов на теле живого человека и на трупах. Их работа помогла установить, что мышцы были активными агентами движения и сокращения.
Новые слова
мышцы
активные
часть
двигательный аппарат
различные
движения
удлиненные
нитевидные
для связывания
некоторые
градусов
способность
способность
способный
ученый
базовый
экспериментальный
рабочий
.
Утром.Вечером прийти домой.
Днем. Ночью выйти из дома на работу (учебу).
Ложиться спать. идти в школу в половине шестого.
Идти на работу, домой в четверть пятого.
, г.
1. Мой друг должен вставать рано утром, потому что он ходит в школу.
2. Поэтому обычно рано вечером ложится спать.
3 Погода вчера утром была очень плохая.
4 Небо было серым и шел дождь.
5. Но в середине дня погода стала меняться.
6 дождь прекратился и из-за туч показалось солнце.
7. Днем было очень тепло.
8. Я не захотела оставаться дома и вышла во двор.
9. Во дворе были мальчики и девочки.
10. Играли во дворе до позднего вечера.
11. Когда я пришел домой, я выпил чаю, съел бутерброд и сразу лег спать.
12. Я очень хорошо спал по ночам.
13. Мой брат учится.Он пошел в школу. Он ходит в школу утром. У него пять или шесть уроков каждый день. Днем он уходит домой. Дома он делает уроки.
14. Вечером читает книги. Обычно он ложится спать в половине одиннадцатого. Ночью он спит.
15. Отец утром ходит на работу, а вечером приходит домой.
16. Я встаю в половине восьмого утра и ложусь спать в четверть одиннадцатого вечера.
17. Когда ваша мама уходит из дома на работу?
18.Она уходит из дома на работу в четверть девятого.
19. Когда вы уходите из дома в школу?
20. Я ухожу из дома в школу в половине девятого.
Ответьте на вопросы.
1. Что такое мышцы?
2. Какое сокращение вызывает различные движения?
3. От чего можно отделить мышцы?
4. Что контролирует нервная система?
5. Из чего состоит мышечная ткань?
6. Сколько существует разновидностей мышечных волокон?
7.Сколько процентов составляет мышечная ткань?
8. На сколько групп традиционно делятся все мышцы?
9. Как иногда называют мышцы?
10. Что соединяет соединительная ткань?
Составьте собственные предложения, используя новые слова (10 предложений).
Найдите в тексте определенные и неопределенные артикли.
Найдите одно слово, значение которого немного отличается от других (,):
1) а) работа; б) работа; в) отдых;
2) а) класс; б) студент; в) море;
3) а) дом; б) дом; в) гараж;
4) а) лифт; б) вниз; в) подъем;
5) а) белый; б) розовый; в) алый.
Часто бывает, что слово заимствовано из нескольких языков, а не только из одного. Такие слова обычно передают понятия, имеющие значение в области коммуникации. Многие из них имеют латинское и греческое происхождение. Большинство названий наук являются международными, например философия, математика, физика, химия, биология, медицина, лингвистика, лексикология. В этой группе также много художественных терминов: музыка, театр, драма, трагедия, комедия, художник, примадонна. Вполне естественно, что политические термины часто встречаются в международной группе заимствований: политика, политика, революция, прогресс, демократия, коммунизм, антимилитаризм. 20 в. научно-технический прогресс принес с собой множество новых международных слов: атомный, антибиотик, радио, телевидение, спутник. Последнее заимствовано из России и стало международным словом (означающим искусственный спутник) в 1961 году, сразу после первого космического полета Юрия Гагарина. Английский язык также внес значительное количество международных слов в мировые языки. Среди них особое место занимают спортивные термины: футбол, волейбол, бейсбол, хоккей, крикет, регби, теннис, гольф, и т. Д. Фрукты и продукты питания, импортируемые из экзотических стран, также часто носят свои названия и, одновременно импортируясь во многие страны, становятся международными: кофе, какао, шоколад, кока-кола, банан, манго, авокадо, грейпфрут. Важно отметить, что международные слова в основном заимствованы. Внешнее сходство таких слов как Э. сын, Герм. Sohn и R. не должны приводить к совершенно ложному заключению, что это международные слова. Они представляют индо-евронскую группу исконных элементов на каждом соответствующем языке и являются родственными, i. е. слов одного этимологического корня, а не заимствований. ВОПРОСЫ 1 Какие наборы английских слов можно выделить в зависимости от их происхождения? 2 Какое слово называется родным? 3. Что означает термин заимствованное слово / заимствование? 4. Каково диахроническое деление родных слов? 5. На какие семантические группы делятся слова, принадлежащие к индоевропейскому народу? 7 Каковы способы заимствования? 8 Что подразумевается под термином «источник заимствования»? 9 Что подразумевается под термином «происхождение заимствования»? 10 Какие исторические факты и события обусловили большое влияние заимствований из разных языков? 11 Из каких языков английский язык заимствовал слова? 12 Какие заимствования называются переводными заимствованиями? 13 Что означает семантическое заимствование? 14 Какие слова называются международными? 15 Что означает термин «освоение заимствований»? 16 Какие степени ассимиляции можно выделить? 17 В каких случаях заимствованные слова можно считать полностью ассимилированными? В чем особенности полностью усвоенных заимствованных слов? 18 Какие заимствования считаются частично освоенными? 19 Каков принцип классификации частично усвоенных заимствованных слов? 20 Какие слова называются неусвояемыми словами или варварством? 21 Что подразумевает термин «этимологические дублеты»? 22 На какие уровни языковой системы повлияли заимствования? 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | |