«Случайные» числа в Python – random, randint и randrange. Урок 17 курса «Python. Введение в программирование»
В компьютерных программах нередко требуется эмуляция случайности. Например, при разработке игр. Если в программе имеется некий генератор, то есть производитель, случайного числа, то, используя полученное таким образом число, можно выбирать ту или иную ветку выполнения программы, или произвольный объект из коллекции. Другими словами, главное – сгенерировать число. Эмуляция случайности иного рода основывается на нем.
Мы наверняка не знаем, есть ли в природе случайность, или она нам только кажется из-за ограниченности наших знаний. Мы только знаем, что в программировании настоящей случайности нет. Неоткуда взяться произвольному числу, нельзя запрограммировать его появление из ниоткуда. Можно лишь создать программу, которая в результате применения сложной формулы к «зерну» будет выдавать число, и нам будет казаться, что это число случайно.
«Зерно» – это исходные данные для формулы. Им может быть, например, системное время в миллисекундах, которое постоянно меняется. Следовательно, «зерно» будет постоянно разным. Или программист может задавать его самостоятельно.
Подобную программу (в реальности модуль или функцию) называют генератором псевдослучайных чисел. В состав стандартной библиотеки языка Python входит модуль random
. Он содержит множество функций, связанных с эмуляцией случайности (например, «перемешивание» элементов последовательности), а не только функции генерации псевдослучайных чисел.
В этом уроке будут рассмотрены функции random()
, randrange()
и randint()
из модуля random
. Обратите внимание, что модуль random
содержит одноименную функцию random()
. Так бывает.
Чтобы обращаться к функциям, надо импортировать модуль random
:
>>> import random
Или импортировать отдельные функции из него:
>>> from random import random, randrange, randint
Функции для получения целых «случайных» чисел – randint() и randrange()
Функции randint()
и randrange()
генерируют псевдослучайные целые числа. Первая из них наиболее простая и всегда принимает только два аргумента – пределы целочисленного диапазона, из которого выбирается любое число:
>>> random.randint(0, 10) 6
или (если импортировались отдельные функции):
>>> randint(100, 200) 110
В случае randint()
обе границы включаются в диапазон, т. е. на языке математики отрезок описывается как [a; b].
Числа могут быть отрицательными:
>>> random.randint(-100, 10) -83 >>> random.randint(-100, -10) -38
Но первое число всегда должно быть меньше или, по-крайней мере, равно второму. То есть a <= b.
Функция
сложнее. Она может принимать один аргумент, два или даже три. Если указан только один, то она возвращает случайное число от 0 до указанного аргумента. Причем сам аргумент в диапазон не входит. На языке математики – это [0; a).
>>> random.randrange(10) 4
Или:
>>> randrange(5) 0
Если в randrange()
передается два аргумента, то она работает аналогично randint()
за одним исключением. Верхняя граница не входит в диапазон, т. е. [a; b).
>>> random.randrange(5, 10) 9 >>> random.randrange(1, 2) 1
Здесь результатом второго вызова всегда будет число 1.
Если в randrange()
передается три аргумента, то первые два – это границы диапазона, как в случае с двумя аргументами, а третий – так называемый шаг. Если, например, функция вызывается как randrange(10, 20, 3)
, то «случайное» число будет выбираться из чисел 10, 13, 16, 19:
>>> random.randrange(10, 20, 3) 13 >>> random.randrange(10, 20, 3) 19 >>> random.randrange(10, 20, 3) 10
Функция random() – «случайные» вещественные числа
Чтобы получить случайное вещественное число, или, как говорят, число с плавающей точкой, следует использовать функцию random()
из одноименного модуля random
языка Python. Она не принимает никаких аргументов и возвращает число от 0 до 1, не включая 1:
>>> random. random() 0.17855729241927576 >>> random.random() 0.3310978930421846
или
>>> random() 0.025328854415995194
Результат содержит много знаков после запятой. Чтобы его округлить, можно воспользоваться встроенной в Python функцией round()
>>> a = random.random() >>> a 0.8366142721623201 >>> round(a, 2) 0.84 >>> round(random.random(), 3) 0.629
Чтобы получать случайные вещественные числа в иных пределах, отличных от [0; 1), прибегают к математическим приемам. Так если умножить полученное из random()
число на любое целое, то получится вещественное в диапазоне от 0 до этого целого, не включая его:
>>> random.random() * 10 2.510618091637596 >>> random.random() * 10 6.977540211221759
Если нижняя граница должна быть отличной от нуля, то число из random()
надо умножать на разницу между верхней и нижней границами, после чего прибавить нижнюю:
>>> random. random() * (10 - 4) + 4 9.517280589233597 >>> random.random() * (10 - 4) + 4 6.4429124181215975 >>> random.random() * (10 - 4) + 4 4.9231983600782385
В данном примере число умножается на 6. В результате получается число от 0 до 6. Прибавив 4, получаем число от 4 до 10.
Пример получения случайных чисел от -1 до 1:
>>> random.random() * (1 + 1) - 1 -0.673382618351051 >>> random.random() * (1 + 1) - 1 0.34121487148075924 >>> random.random() * (1 + 1) - 1 -0.988751324713907 >>> random.random() * (1 + 1) - 1 0.44137358363477674
Нижняя граница равна -1. При вычитании получается +. Когда добавляется нижняя граница, то плюс заменяется на минус ( +(-1) = — 1).
Для получения псевдослучайных чисел можно пользоваться исключительно функцией random()
. Если требуется получить целое, то всегда можно округлить до него с помощью round()
или отбросить дробную часть с помощью int()
:
>>> int(random.random() * 100) 61 >>> round(random.random() * 100 - 50) -33
Практическая работа
Используя функцию
randrange()
получите псевдослучайное четное число в пределах от 6 до 12. Также получите число кратное пяти в пределах от 5 до 100.Напишите программу, которая запрашивает у пользователя границы диапазона и какое (целое или вещественное) число он хочет получить. Выводит на экран подходящее случайное число.
Примеры решения и дополнительные уроки в pdf-версии и android-приложении курса
Как я могу генерировать случайные целые числа в определенном диапазоне с помощью Java? – O’Reilly
Брайан Л. Горман
8 сентября 2016 г.
Программистам часто приходится генерировать случайные числа, будь то для броска костей, выбора случайного идентификатора или выборки выборочного значения для целей тестирования. В этом руководстве Брайан Горман описывает три распространенных подхода к генерации случайных чисел и объясняет, когда каждый из них окажется наиболее полезным.
После просмотра этого видео новички в Java смогут добавить java.util.Random, Math.random и ThreadLocalRandom в свой репертуар и ограничить их вывод определенным диапазоном. Брайан шаг за шагом проведет вас по каждому методу, демонстрируя ожидаемый результат каждого процесса.Брайан Л. Горман — опытный разработчик .NET, сертифицированный MCSD по C# .NET. Имея степень магистра наук в области компьютерных информационных систем, он имеет многолетний опыт преподавания баз данных SQL на уровне колледжа, курсов C#, VB.NET, Java и Microsoft Office. Брайан также является автором ряда полных технических видеокурсов по этим темам.
Учитесь быстрее. Копать глубже. Смотрите дальше.
Узнать больше
Темы сообщений: Software Engineering
Теги сообщений: Вопросы
Делиться:
- Твит
Поделиться
Получите информационный бюллетень O’Reilly Radar Trends to Watch
Отслеживание важных тенденций на стыке бизнеса и технологий.