Разное

История и искусство: История искусства в 10 шедеврах

Факультет гуманитарных наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В начале января в корпусе Вышки на Покровском бульваре для школьников был организован зимний интенсив Летней историко-филологической школы (ЛИФШ) факультета гуманитарных наук ВШЭ. Он прошел при поддержке Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам и Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Участие в интенсиве приняли 100 школьников из 27 регионов России.

Магистерская программа “Литературное мастерство” запустила новую платформу, посвященную изучению литературного мастерства и творческого письма с научной точки зрения — Creative Writing Studies.

10 декабря в Центре античной и восточной археологии ИКВИА во второй раз прошла отчетная археологическая студенческая сессия по итогам полевого сезона 2022. Таким образом, такие сессии стали традиционными. Особенно ценно, что эти сессии – результат студенческой самоорганизации: идея их проведения принадлежит студентам и проводятся и организуются они тоже студентами. В сессии участвуют не только нынешние студенты, но и выпускники программы «Античная и восточная археология», сохраняющие связь с нашим Центром. Доклады о полевом сезоне 2022 г. представили восемь студентов и выпускников программы.

Регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига», дипломанты которой получают льготы при поступлении на магистерские программы НИУ ВШЭ, завершится 20 января в 13:00 по московскому времени. Участвовать в ней могут студенты и выпускники любого вуза, гражданство не имеет значения. В последние годы среди участников выросла доля студентов младших курсов, которые воспринимают олимпиаду не как канал поступления в магистратуру, а как увлекательное и полезное состязание.

На очередной встрече книжного клуба ИКВИА, которая состоялась 22 декабря 2022 г.

, доцент, учёный секретарь ИКВИА НИУ ВШЭ Максим Альбертович Алонцев рассказал о романе Ираджа Пезешк-Зода «Дядюшка Наполеон»

13 января состоялось юбилейное заседание научно-исследовательского семинара «Формальная философия», в рамках которого с докладом «Paradox and Substructurality» («Парадокс и субструктурность») выступил главный научный сотрудник МЛ ЛогЛинФФ Элиа Дзардини.

Проекты от подразделений принимаются до 28 февраля

Статья Павла Аптекаря по материалам презентации книги Олега Хлевнюка «Корпорация самозванцев: теневая экономика и коррупция в сталинском СССР» 

Тема текущего номера: «Философия науки и философии ученых: общество, познание, личность». Читателям предлагают окунуться в мир науки как объекта философского исследования во всем его разнообразии.

В декабре 2022 года были объявлены победители Конкурса на создание научно-учебных групп, которые будут работать над исследовательскими проектами в 2023 году. Всего Конкурсная комиссия отобрала 24 заявки, 7 из которых проекты сотрудников факультета гуманитарных наук.

Научная конференция «История искусства и память»

В среду, 29 декабря, сектор изобразительных искусств и архитектуры провел научную конференцию «История искусства и память».

История искусства — это и научная дисциплина, и искусствоведение, и само историческое движение, и видоизменение искусства. Категория памяти активно обсуждается в современных науках, а также в культуре и идеологиях. Пограничной с историей искусства является проблема «политики памяти», связанная с вопросами скульптуры, архитектуры и памятников. Между тем память во всей многообразности связанных с ней вопросов, кажется, еще не была предметом разговора в кругу специалистов по изобразительному искусству — искусствоведы еще не анализировали собственную профессиональную память и мало или недостаточно говорили о памяти (или беспамятстве) самого искусства. Миф называет муз (искусства) дочерями памяти (Мнемозины), и актер до сих пор не может перевоплощаться в героя, не помня роли, а художник творить, не храня в памяти навыки и приемы.

Так же как память, искусство продолжает запечатлевать события и лица и, напоминая о них, дарует им толику бессмертия. Всякое удачное произведение искусства остается памятником, а история искусства — самым важным, самым интересным, самым полным архивом памяти.

Конференция прошла онлайн.

ПРОГРАММА

И. Д. Чечот, заведующий сектором изобразительных искусств и архитектуры РИИИ и программы «История искусства» магистратуры «Арткритика» Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. — Вступительное слово

И. Вдовенко (РИИИ). — «Рабы Менона»: «Знание как припоминание» в театральной системе Клима и Анатолия Васильева

Образ раба Менона (персонажа платоновского диалога «Менон») становится заглавным для лекции, прочитанной Анатолием Васильевым во Вроцлаве в Театре-лаборатории Ежи Гротовского в конце апреля 1993 года и посвященной разнице между игровым и психологическим театром. В пьесе Клима «Отелло», написанной годом позже, тем же именем называется вообще актер. Насколько случайно этот образ актуализируется именно в это время, какая именно проблематика стоит за этой актуализацией, насколько понимание происходящего с «рабом Менона» разнится у Васильева и Клима и вообще соотносимо с тем, что мы видим у Платона? — вопросы, на которые мы пробуем поискать ответы.

А. Королев (РИИИ). — Искусство и память. После Хайдеггера

«Что значит мыслить» — один из наиболее обсуждаемых текстов Хайдеггера. Чтобы объяснить природу мышления, он опирается на миф о Мнемозине, матери Муз, тем самым включая тему «искусство и память» в один из ключевых дискурсов современности (хайдеггерианский). Цель доклада — рассмотреть возможности переноса темы «искусство и память» из философского дискурса в историю искусства.

А. Бобриков (РИИИ). — Постмодернизм и возможность памяти

Разные варианты постмодернизма, по мнению авторов журнала «October», имеют разные взаимоотношения с памятью: один из этих вариантов отрицает прошлое, историю, память в принципе, живя в вечно длящемся настоящем; другой — зациклен на памяти (в первую очередь индивидуальная память, но также и склад, архив, музей) как единственной реальности.

А. Смолянская (РИИИ). — Забытая галерея Дворца Республики в Берлине. Полиптих Вернера Тюбке «Человек — мера всех вещей»

Полиптих Вернера Тюбке, о котором пойдет речь в докладе, представляет собой сложный мир, полный художественных цитат и исторических аллюзий. Они замысловатым образом переплетаются друг с другом, так что за иносказательной формой мы забываем об идеологической ангажированности художника и главной теме работы — «мечтах коммунистов». Интерпретация триптиха проблематична также и потому, что живопись, созданная по заказу СЕПГ, потеряла свой первоначальный контекст: Дворец Республики был окончательно снесен в 2008 году. Представленные в нем некогда картины не сыграли заметной роли в дискурсе об искусстве второй половины XX века и были перенесены не в художественный, а в исторический музей в Берлине. В докладе будет предпринята попытка посмотреть на живопись Тюбке как на искусство памяти в контексте дискуссий об историческом наследии и опыта взаимодействия с ним в художественной культуре ГДР.

А. Косых (ЗДС). — Мнемозина в Пти-Бурбон: воплощение памяти в «Балете короля» Людовика XIII (1621, А. Боэссе, Р. Бордье, Д. Рабель)

Классический мир греческих и римских божеств, чудовищ и героев предстал в ежегодном королевском балете в зале Пти-Бурбон близ Лувра в карнавальную ночь 19 февраля 1621 года — облагороженный, политизированный, музыкальный, чувственный, танцевальный. Темой балета, который танцевали Людовик XIII и придворное общество, был миф о Аполлоне, — и Мнемозина, персонифицирующая в греческой мифологии мышление, ум и память, обрела здесь роскошный речитатив.

В докладе будет подробнее рассмотрена художественная работа создателей балета — композитора Антуана Боэссе, поэта Рене Бордье и живописца Даниэля Рабеля — в ситуации предшествующих музыкальных и поэтических экспериментов парижской Академии Баифа 1570–1584, создания музыки, размеренной в античной манере, культивирования придворного балета и собственного французского определения времени и памяти, принципиальной историчной осознанности античного наследия — отделяемого, не смешиваемого, приближаемого.

И. Чечот (РИИИ). — Память и забвение в работе искусствоведа

Речь пойдет о работе с произведением изобразительного искусства. Его искусствоведческий разбор, как правило, основан на активизации памяти исследователя, подбирающего так называемые аналогии: по теме, жанру, стилю и т. д. Чем больше помнишь сходного и контрастного, тем богаче должен получиться анализ. В то же время возрастающее количество обнаруженных сходств постепенно отнимает у произведения его оригинальность. В пределе произведение оказывается сходным со всеми другими произведениями как произведение искусства вообще или как артефакт, памятник культуры и цивилизации вообще. Противоядием для этого может выступить осознанное и неосознанное забвение аналогий. О его роли при активизации восприятия произведения как оригинального, даже единственного, пойдет речь в докладе на двух примерах из искусства XIX и XX века.

  • ¦б¦-¦¬¦-¦-¦¦ TН¦¦TА¦-¦-¦- 2021-12-29 ¦- 13. 04.57

  • ¦б¦-¦¬¦-¦-¦¦ TН¦¦TА¦-¦-¦- 2021-12-29 ¦- 15.20.43

  • ¦б¦-¦¬¦-¦-¦¦ TН¦¦TА¦-¦-¦- 2021-12-29 ¦- 15.38.46

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

Добро пожаловать на сайт кафедры истории искусства

Добро пожаловать на страницу истории искусства

Здесь вы найдете информацию о сотрудниках кафедры – преподавателях и аспирантах – с описанием областей наших исследований. Также представлены списки многих мероприятий, организованных студентами и преподавателями. Мы интеллектуальное сообщество, приверженное изучению искусства, созданного всеми людьми во все времена. Центральным во всем, что мы делаем, является приверженность разнообразию людей, идей и произведений искусства и архитектуры.

Узнать больше

  • Выпускной семинар в Йельском центре британского искусства

  • Школа Киото Кано, Япония, Сцены из сказки о Гэндзи, 1625-1650 гг. Художественная галерея Йельского университета

  • Студенты в разделе курса лекций осматривают греческие вазы в Художественной галерее Йельского университета

  • Хайда, Северо-Западное побережье, Канада. Баскетбольная шапочка. Музей Пибоди, Йельский университет

  • Фредерик Эдвин Чёрч, гора Ктаадн, 1853 г. Художественная галерея Йельского университета

  • Роберт Смитсон, Spiral Jetty, 1970, Грейт-Солт-Лейк, Юта

  • Семинар бакалавриата с профессором Николой Сутор в кабинете гравюр и рисунков Художественной галереи Йельского университета

  • Тино ди Камайно, Три принцессы, ок. 1325-35, Художественная галерея Йельского университета

  • Семинар «Музей и нация», который проводит профессор Кишвар Ривзи в Музее исламского искусства I.M.Pei, Доха, Катар

Мероприятия

Беседа с кураторами и студентами Thinking Small: Dutch Art to Scale

23 февраля 2023 г. — с 16:00 до 17:00

Искусство в контексте | Возвращение тела: фотоколлажи Генри Мура

14 февраля 2023 г. — с 12:30 до 13:00

Новости

History of Art Alum использует виртуальные туры для улучшения самочувствия

5009 21 декабря Выставка, куратором которой является Айви Вуонг, специалист по истории искусств, представлена ​​в New Haven Independent

7 ноября 2022 г.

Молодой Волк будет хранить материалы коренных американцев в Художественной галерее Пибоди и Йельского университета

2 ноября 2022 г.

Другие новости

Наше стремление к разнообразию

Кафедра истории искусств стремится к созданию разнообразного и гостеприимного сообщества, в котором все члены ценятся и поддерживаются в равной степени. Мы стремимся развивать взаимопонимание в нашем сообществе, а также поддерживать преподавателей и студентов, которые оживляют Департамент, бросая вызов предположениям нашей области и учебного заведения. Мы принимаем разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI) и антирасизм как основные ценности нашей практики, и мы активно выступаем против всех форм дискриминации.

Заявление Продолжение…

Исследования по истории искусства

Исследования по истории искусства Документы симпозиума (ранее Серия симпозиумов) представляют собой тома, основанные на материалах симпозиумов Центра перспективных исследований в области изобразительного искусства, проводимых с 1980 года. Исследования по истории искусства доступны на JSTOR с пятилетней движущейся стеной.

Исследования симпозиума по истории искусства Документы публикуются Национальной галереей искусств и распространяются издательством Йельского университета. Тома перечислены ниже со ссылками на покупку копий, если это применимо. Вышедшие из печати тома ссылаются на библиографическую информацию из издательства Йельского университета или библиотеки Национальной галереи искусств.

84
Проблема границ в американском авангардном искусстве, 1920–2020 гг.
Под редакцией Линн Кук, 2022

83
Красота, рожденная борьбой: искусство черного Вашингтона
Под редакцией Джеффри Стюарта, ожидается в январе 2023 г.

82
Глобальное восприятие « принципов истории искусств» Генриха Вельфлина Под редакцией Эвонн Леви и Тристана Веддигена, 2020 г.

81
Гражданская война в искусстве и памяти
Под редакцией Кирка Сэвиджа, 2016 г.

80
Художник в Эдо
Под редакцией Юкио Липпита, 2018 г.

79
Новое открытие древнего мира в Неаполитанском заливе
Под редакцией Кэрол С. Маттуш, 2013 г.

78
Модернизм и ландшафтная архитектура, 1890–1940 гг.
Под редакцией Терезы О’Мэлли и Иоахима Вольшке-Бульмана, 2015 г.

77
Искусство и ранний фотоальбом
Под редакцией Стивена Банна, 2011 г.

76
Орсанмикеле и история и сохранение гражданского памятника
Под редакцией Карла Брэндона Стрелке, 2012 г.

75
Гравюра на дереве в Европе пятнадцатого века
Под редакцией Питера Паршалла, 2009 г.

74
Диалоги в истории искусства, от Месопотамии до современности: чтения для нового века
Под редакцией Элизабет Кроппер, 2009 г.

73
Модернистский музей в перспективе: Восточное здание, Национальная художественная галерея
Под редакцией Энтони Алофсина, 2009 г.

72
Французская жанровая живопись восемнадцатого века
Под редакцией Филипа Конисби, 2007 г.

71
Ромар Берден, американский модернист
Под редакцией Рут Файн и Жаклин Фрэнсис, 2011 г.

70
Коллекционирование скульптуры в Европе раннего Нового времени
Под редакцией Николаса Пенни и Эйке Д. Шмидт, 2008 г.

69
Искусство естественной истории: иллюстрированные трактаты и ботанические картины, 1400–1850
Под редакцией Терезы О’Мэлли и Эми Р. В. Мейерс, 2008 г.

68
Национализм и французская визуальная культура, 1870–1914 гг.
Под редакцией Джун Харгроув и Нила МакВильяма, 2005 г.

66
Около 1700 г.: архитектура в Европе и Америке
Под редакцией Генри А. Миллона, 2005 г.

65
Тильман Рименшнайдер, ок. 1465–1531
Под редакцией Жюльена Шапюи, 2004 г.

64
Большие изделия из бронзы эпохи Возрождения
Под редакцией Петы Моттюр, 2003 г.

63
Моче Искусство и археология в Древнем Перу
Под редакцией Джоанн Пиллсбери, 2001 г., мягкая обложка, 2005 г.

62
Маленькие изделия из бронзы эпохи Возрождения
Под редакцией Дебры Пинкус, 2001 г.

61
Итальянское панно с изображениями Дуеченто и Треченто
Под редакцией Виктора М. Шмидта, 2002 г.

60
Ганс Гольбейн: картины, гравюры и прием
Под редакцией Марка Роскилла и Джона Оливера Хэнда, 2001 г.

59
Трактат о перспективе: опубликовано и неопубликовано 90 116 Под редакцией Лайла Мэсси, 2003 г.

58
Искусство и археология ольмеков в Мезоамерике
Под редакцией Джона Э. Кларка и Мэри Э. Пай, 2000 г., мягкая обложка, 2006 г.

56
Древнее зрелище
Под редакцией Беттины Бергманн и Кристин Кондолеон, 1999 г.

55
Исследования Вермеера
Под редакцией Ивана Гаскелла и Мишеля Йонкера, 1998 г.

54
Гравированные самоцветы: выживание и возрождение
Под редакцией Клиффорда Малкольма Брауна, 1997 г.

53
Воображая современную немецкую культуру: 1889–1819 гг.10
Под редакцией Франсуазы Форстер-Хан, 1996 г.

52
Керамика Saint-Porchaire
Под редакцией Дафны Барбур и Шелли Стурман, 1996 г.

50
Федеральные здания в контексте: роль анализа проекта
Под редакцией Дж. Картера Брауна, 1995 г.

49
Интерпретация архитектурной скульптуры в Греции и Риме
Под редакцией Дайаны Буитрон-Оливер, 1997 г.

48
Пьеро делла Франческа и его наследие
Под редакцией Мэрилин Аронберг Лавин, 1995 г.

47
Формирование национальных коллекций искусства и археологии
Под редакцией Гвендолин Райт, 1996 г.

46
Ван Дайк 350
Под редакцией Сьюзан Дж. Барнс и Артура К. Уилока-младшего, 19 лет.94

45
Тициан 500
Под редакцией Джозефа Манки, 1994 г.

44
Интеллектуальная жизнь при дворе Фридриха II Гогенштауфена
Под редакцией Уильяма Тронзо, 1994 г.

43
Eius Virtutis Studiosi : Классические и постклассические исследования памяти Фрэнка Эдварда Брауна
Под редакцией Рассела Т. Скотта и Энн Рейнольдс Скотт, 19 лет.93

38
Мастерская художника
Под редакцией Питера М. Люкхарта, 1993 г.

37
Американское искусство около 1900 года
Под редакцией Дорин Болджер и Николая Чиковского-младшего, 1990 г.

36
Пасторальный пейзаж
Под редакцией Джона Диксона Ханта, 1992 г.

35
Историк архитектуры в Америке
Под редакцией Элизабет Блэр МакДугалл, 1990

33
Рисунки Микеланджело
Под редакцией Крейга Хью Смита, 1992 г.

32
Новые перспективы в раннем греческом искусстве
Под редакцией Дайаны Буитрон-Оливер, 1991 г.

31
Городская форма и значение в Южной Азии: формирование городов от доисторических до доколониальных времен
Под редакцией Ховарда Сподека и Дорис Мет Шринивасан, 1993 г.

30
Торговый центр в Вашингтоне, 1791–1991
Под редакцией Ричарда Лонгстрета, 1991, 2002 (с новым введением Терезы О’Мэлли

29
Национализм в изобразительном искусстве
Под редакцией Ричарда А. Этлина, 1991 г.

27
Культурная дифференциация и культурная идентичность в изобразительном искусстве
Под редакцией Сьюзан Дж. Барнс и Уолтера С. Мелиона, 1989 г.

26
Уинслоу Гомер
Под редакцией Николая Чиковского-младшего, 1990

25
Оформление и функционирование британского загородного дома
Под редакцией Джерваса Джексона-Стопса и др., 1989 г.

22
Итальянские таблички
Под редакцией Элисон Лучс, 19 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *