Сравнение постоянного и импульсного света — Высшая школа фотографии
Как известно, фотография и свет неразделимы. Слово “свет” присутствует в самом термине фотография. Фотография в переводе с древнегреческого означает светопись. Но перенесемся в век XXI, в котором значительная часть фотографий создается в фотостудиях или в условиях, к ним приближенным. Что такое фотостудия? Это не реквизит, не интерьер, это в первую очередь осветительное оборудование, с помощью которого фотограф воссоздает различные схемы света, встречающиеся в жизни, или создает новые, порой абстрактные.
Есть две принципиально разные системы, которыми может воспользоваться фотограф.
Импульсный свет. Как следует из названия, импульсные приборы дают свет лишь в короткий период времени, лишь в тот момент, когда фотограф делает кадр. Этот момент мы называем вспышкой. Постоянные же источники светят всегда, постоянно. И из этих фактов и вырастают все различия.
- При освещении постоянным светом фотограф имеет максимально полное представление о будущем результате.
- Для обеспечения возможности фотосъемки при низких значениях ISO и на закрытых диафрагмах требуется большое количество света, которое затруднительно обеспечить при помощи постоянного света -для этого потребовались бы многокиловаттные приборы – огромные, нетранспортабельные, дорогие, требующие отдельной линии электропитания. Импульсный прибор выделяет мощность только по требованию, успевая её накопить. Питается он при этом от обычных бытовых электролиний, компактный, лёгкий, относительно недорогой при сопоставимой мощности.
- Источники постоянного света не только потребляют много энергии, но и много её выделяют. В виде света и тепла. Под лучом такого источника температура может подниматься не на один десяток градусов, что усложняет многие виды съемок – кожа потеет, продукты греются и теряют товарный вид, некоторые материалы не выдерживают и плавятся. Съемка с импульсным светом проходит в более комфортных условиях.
- Постоянный свет также часто называют киносветом, так как только он подходит для съемки видео. Так что в каком-то смысле это более универсальный свет, который позволяет снимать и фото и видео. Более того, для использования постоянных приборов не нужны синхронизаторы, так что им одновременно может пользоваться много фотографов.
Подведем итоги: постоянный свет нагляднее в использовании, не требует дополнительных технических средств, позволяет снимать нескольким фотографам сразу, его можно использовать как для фото, так и для видео, но он либо даёт меньше света, либо невообразимо большой, дорогой и требует много электроэнергии. Импульсный свет компактный, будет работать от любой розетки или даже аккумулятора, недорогой, комфортен для объекта съемки, но требует синхронизации и дополнительных навыков от фотографа для достижения нужного результата. Пожалуй, самое интересное начинается при использовании в съемке смешанного света – импульсного и постоянного, что хоть и непросто с технической точки зрения, но открывает фотографам массу возможностей для творчества!
Уверенно работать в студиях и вне их с любым студийным оборудованием наша школа учит на курсе Студийной съемки.
Пётр Покровский
Страница не найдена — Снимай как профессионал
Что-то пошло не так… Попробуйте начать свой поиск с главной страницы
Как сжать фотографию без потери качестваВсе современные цифровые средства фотографирования — смартфоны и цифровые фотоаппараты — позволяют делать высококачественные снимки. И чем качественней фотоснимок, тем…
27.07.2020
Сергей
Постоянный или импульсный свет в фотографииЧто выбрать, постоянный или импульсный свет в фотографии? Каждый из них обладает своими преимуществами, поэтому разберем, как использовать оба типа.
20.07.2020
Сергей
Правильное размещение человека в кадреКак правильно размещать людей в кадре? Рассмотрим основные методы, как выигрышно расположить людей в кадре, и правила построения композиции портретов.
20. 07.2020
Сергей
Идеи для осенней фотосессииИдеи для осенней фотосессии в солнечную и пасмурную погоду, дождь и туман помогут пополнить альбом сказочными кадрами. Разберем подробнее каждый вариант.
20.07.2020
Сергей
Мягкий свет в фотографии20.07.2020
Сергей
Как направить взгляд зрителя на снимкахКак направить взгляд зрителя на снимках, чтобы кадр стал шедевром и не затерялся среди миллионов других снимков. Рассмотрим основные правила и частые ошибки
20.07.2020
Сергей
Цветовой контраст в фотографииЦветовой контраст в фотографии очень важен для получения хорошего кадра. В статье рассматриваются основные вопросы цветовой композиции и разбираются ошибки.
20.07.2020
Сергей
Ошибки при съемке тортовНовички совершают одни и те же ошибки, снимая торты. Расмотрим самые распространенные, изучив которые, удастся выйти на хороший уровень при съемке десертов.
20.07.2020
Сергей
Как правильно снимать с внешней вспышкойВажным помощником фотографа является фотовспышка. Рассмотрим, как выбрать вспышку и аксессуары к ней, как снимать с внешней вспышкой и как избежать ошибок.
20.07.2020
Сергей
Как снимать в контровом светеПрименение контрового света позволяет получить уникальные фотоработы. В статье описывается, как снимать в контровом свете и избежать основных ошибок.
20.07.2020
Сергей
Как использовать кольцевой светКольцевой источник света стал широко использоваться в фотографии. Рассмотрим, как использовать кольцевой свет, достоинства и недостатки таких источников.
20.07.2020
Сергей
Как самостоятельно сделать кольцевой светХотите поснимать с кольцевым источником, но не готовы сильно тратиться? В статье даны практические рекомендации, как самостоятельно сделать кольцевой свет.
20.07.2020
Сергей
Рейтинг портретных объективовЧтобы повысить качество портретных фотографий, лучше обзавестись специальным объективом. Выбрать его поможет наш рейтинг портретных объективов.
20.07.2020
Сергей
Секреты качественной фуд-фотографииХотите научиться красиво снимать еду? Рассмотрим секреты качественной фуд-фотографии и технические приёмы: как выставить свет и организовать композицию.
20.07.2020
Сергей
Что нужно для фотосессии детейСамое главное для детской фотосессии — это естественность и настоящие эмоции.
Как настроить камеру и что нужно для фотосессии можно узнать из данной статьи.20.07.2020
Сергей
Размытие фона на фотографииПри помощи размытого фона можно выделить объект съёмки и исключить ненужные детали. Рассмотрим, как добиться такого эффекта при съёмке или используя фотошоп
20.07.2020
Сергей
Как подобрать фотофон для предметной съемкиКак подобрать фотофон для предметной съемки? Рассмотрим, на что обратить внимание, как сэкономить на покупке, какие нюансы учитывать, фотографируя предметы.
20.07.2020
Сергей
Съемка черно-белого портретаХотите снять эффектный черно-белый портрет? Рассмотрим основные нюансы, правила композиции, как пользоваться светом и другими инструментами фотографа.
20.07.2020
Сергей
Основы предметной съемкиНовичкам, решившим освоить предметную съемку, стоит изучить ее основы. Рассмотрим, с чего начать, как правильно подобрать фон и свет, как настроить камеру.
20.07.2020
Сергей
Какие аксессуары необходимы для предметной съемкиХотите стать предметным фотографом? Узнав, какие аксессуары необходимы для предметной съемки и обзаведясь ими, будет проще делать качественные фотографии.
20.07.2020
Сергей
Как сделать фотобокс для предметной съемки своими рукамиФотобокс для предметной съемки несет в себе много пользы. Рассмотрим, как и из чего можно сделать лайтбокс своими руками без ущерба качеству получаемых фото
20.07.2020
Сергей
Постоянный или импульсный свет в фотографии
Постоянные источники
Постоянный источник определяется как источник, свет которого излучается в течение длительного периода времени, от включения до выключения. К таким источникам могут относиться дневной свет, лампа накаливания, прожектор, фонарик и так далее. Как видно из списка такие источники можно разделить на естественные и искусственные, между которыми есть некоторые отличия.
Каждый, наверное, делал свой первый снимок с постоянным источником – на улице или в помещении. Постоянный свет более доступен, чем импульсный свет. Хотя постоянный свет знаком, для фотографии все же есть свои особенности.
Особенности постоянного источника света
Среди функций, сопровождающих работу, выделяют:
- Работа с регулировкой выдержки или ISO. Вы не можете контролировать мощность светового потока (не считая студийных условий). Камера захватывает столько света, сколько излучает источник. В случае недостатка света приходится довольствоваться увеличением времени затвора камеры или повышением светочувствительности, предполагая постоянную диафрагму, не имея возможности изменить ее по соображениям фотографической идеи;
- Фотосъемка с постоянным светом позволяет в любой момент нажать кнопку спуска затвора, не опасаясь, что свет в это время не сработает. Вот что происходит, когда вы используете вспышку. У этого типа освещения нет этого недостатка;
- Возможность увидеть кадр до спуска затвора. Превью — это большой плюс постоянного освещения. Фотограф может планировать светотеневую картину и корректировать параметры съемки, не делая пробных снимков, так как результат все время виден на экране;
- Естественный постоянный свет, а также искусственный уличный свет не требуют от фотографа наличия источников питания. Солнце или уличные фонари светят независимо от того, есть ли у вас батарейки в кармане;
- Смешивание или резкие изменения постоянного освещения могут повлиять на настройки баланса белого, с ними нужно быть осторожным.
Вышеуказанные особенности являются как преимуществами, так и недостатками. Тем не менее, одна и та же функция может быть как плюсом, так и минусом, в зависимости от задач, с которыми сталкивается фотограф.
Область применения постоянного источника света
Несмотря на ограничения и недостатки, постоянный свет — это то, с чем мы живем. Вот почему сфера применения такого рода освещения — все жанры фотографии, а тем более видео. Есть случаи, когда предпочтительнее использовать импульсный свет, но даже в этом случае можно использовать постоянный свет, который поможет достичь желаемых результатов.
Постоянный свет чаще всего используется, когда вы можете управлять скоростью затвора, не влияя на идею фотографии. Тогда все виды результатов достижимы. Это, конечно же, пейзажи, сюжеты, интерьеры и натюрморты. Ночной пейзаж также привлекателен постоянным светом и выдержкой.
Импульсные источники
Второй тип света фотографа — импульсный свет. Как следует из названия, отличительной чертой такого освещения является использование импульса. Импульс кратковременный, но мощный. Учитывая, что большинство выдержек также относительно недолговечны, импульса вспышки достаточно, чтобы осветить кадр. Его высокая мощность позволяет использовать сверхкороткие выдержки (до 1/500) и получать желаемые результаты.
Источник вспышки основан на конденсаторе, который накапливает энергию батареи и затем выдает ее в виде мощной вспышки лампы. Отсюда некоторые особенности использования импульсных источников света.
Особенности импульсного источника света
Особенности импульсного света объясняются его искусственным происхождением. С нюансами работы при использовании этого вида приходится считаться. Несомненно, отличия такого освещения от постоянного влечет за собой свои плюсы и минусы:
- Требуется время для зарядки конденсатора. Это может занять всего секунду, но это может стоить многого. Пропустить кадр в нужный момент из-за перезарядки вспышки — не редкость;
- Невозможность использования серийной съемки. Импульсный источник просто не успеет перезарядиться;
- Минимальная скорость затвора ограничена. Так называемая синхронная выдержка — это выдержка, при которой шторки затвора не будут застревать в кадре. Часто это значение равно 1/200 секунды, что зависит от модели камеры. Есть варианты с синхронизирующей выдержкой 1/250. Также есть высокоскоростная синхронизация. Одним словом, этот параметр требует учета при использовании и является отличительной чертой импульсного устройства;
- При использовании импульсного света существуют концепции синхронизации по первой шторке и синхронизации по второй шторке. Использование того или другого приводит к разным результатам;
- Импульсное световое оборудование нуждается в источнике питания. Это могут быть батарейки или питание от сети. Но естественного источника импульсов не существует (если не считать молнии, что на практике неосуществимо).
Область применения импульсного источника света
Чаще всего импульсные световые приборы используются для портретной фотосъемки в студии. Также использование накамерных вспышек полезно при репортажной съемке в помещении. Именно в этих двух жанрах фотосъемки чаще всего встречается импульсное осветительное оборудование. Но это не исключает его использования в любых других сферах. Области применения всегда зависят от выгоды, поэтому студия, где важно управление световым потоком, и репортаж, где нужно, чтобы света было достаточно для четкости и качества, являются основными сферами использования импульсных осветительных приборов.
Становится понятно, что от знакомства с камерой начинающему фотографу важно быстро перейти к изучению освещения. Свет — главный в фотобизнесе, и есть только два типа. Это не так много, чтобы узнать о них. Теперь вы знаете, постоянный или импульсный свет лучше использовать в фотографии, в зависимости от направления вашего развития в фотографии. Важно понимать, что эти источники при необходимости могут быть взаимозаменяемы, ведь наличие света любого происхождения лучше, чем его отсутствие.
Постоянный свет или импульсный — плюсы и минусы — Сайт профессионального фотографа в Киеве
Если вы фотограф, то у вас есть два варианта работы с искусственным светом — постоянный свет и импульсный свет. У видеооператоров вариант только один — постоянный свет. Давайте посмотрим, чем они отличаются.
- Постоянные источники света обеспечивают непрерывный световой поток. То есть объект остается подсвеченным в течение всей съемки. Постоянный свет еще называют естественным светом, т.к. любой свет, который мы видим своими глазами, постоянен — свет солнца, фонари на улице, лампочки в подъезде во время выкупа невесты и так далее. Но мы поговорим об управляемом постоянном свете, который вы можете настроить под свои нужды. Это искусственный постоянный свет.
- Импульсный источник света срабатывает на короткое время по команде фотографа. К импульсным источникам относятся всевозможные вспышки – встроенные, накамерные, студийные. Такой свет носит более искусственный характер. В природе молнии можно отнести к импульсным источникам, но использовать их для освещения модели вряд ли получится.
У каждого типа освещения есть объективные плюсы и минусы. Также у каждого вида света уже есть свои приверженцы и поклонники. В этой статье я в основном расскажу об использовании света в фотографии.
Начнем с чего-нибудь попроще постоянный свет .
Постоянный светТрадиционно постоянный свет всегда был прерогативой видео/кинопроизводства. Но сейчас из-за опошления фотографии ( мое субъективное мнение и выражение ) все больше и больше людей с фотоаппаратами используют постоянный свет вместо традиционного импульсного света. И все больше фотостудий ориентируются на естественное постоянное освещение из огромных окон.
ПЛЮСЫ
1. Сразу видно
Что им нравится в постоянном освещении, так это возможность сразу увидеть, какой будет результат. Какую экспозицию вы поставите на камеру, будет видно на экране. Учитывая, что сейчас все переходят на беззеркалки с постоянным видом готового результата как на экране, так и в видоискателе, такой тип освещения значительно упрощает весь процесс съемки.
2. Можно снимать на телефон
При постоянном освещении снимать на телефон. Сейчас многие фотографируют не на фотоаппараты, а на телефоны. Даже в коммерческих целях.
Например, интернет-магазин может арендовать фотостудию с постоянным светом и самостоятельно снять каталог на белом фоне на телефон без приглашения профессионального фотографа.
Мобильная фотография значительно расширила сферу применения. В некоторых телефонах есть синхронизация со вспышкой, но их использование скорее исключение, чем правило.
3. Гибкая настройка выдержки и экспозиции
При постоянном освещении можно в полной мере использовать все параметры треугольника экспозиции: выдержку, диафрагму и значение ISO.
Что касается скорости затвора, то с постоянной вы можете получить намеренный эффект размытия, установив скорость затвора более длинной. С импульсным светом так не получится — он замораживает любое движение.
А установив выдержку еще длиннее, можно снимать статичный объект при очень закрытой диафрагме. Это не правильно из-за повышения уровня шума, возможного шевеления, светового загрязнения и прочих нюансов. Но так или иначе, у вас есть возможность экспонировать кадр практически любым удобным для вас способом.
Если у вас нет достаточно сильного импульсного источника, это можно вылечить только покупкой другого, более мощного.
4. «Преимущество» малой мощности
Удобно работать с постоянным светом на открытых диафрагмах, т. к. такие источники можно поставить на очень малую мощность. Я взял слово «преимущество» в кавычки, т.к. а с импульсным можно добиться этого эффекта, но это будет сложнее – нужно покупать более дорогой источник с мощностями вроде 1/256 или ставить на объектив ND-фильтры. Но это также возможно с импульсным светом. Но, наоборот, работать с большими мощностями и закрытыми диафрагмами при постоянном свете гораздо сложнее по ряду причин ( далее в разделе про импульсный свет ).
Поэтому здесь на первом месте простота съемки на открытых диафрагмах, но это не уникальная возможность.
5. Легкое сочетание искусственного и естественного освещения
Этот пункт продолжает самое первое преимущество — постоянное освещение сразу видно. Но его также можно легко комбинировать с другими источниками внутреннего освещения. Например, вы можете использовать свет от существующих источников света в комнате в качестве заливки, а свой моноблок с софтбоксом использовать в качестве рисования на модели. Это сразу видно и они, как правило, сопоставимы по мощности.
6. Подходит как для фото, так и для видео
Если вы покупаете свет для себя и делаете гибридную съемку, то инвестиции в постоянный свет будут более универсальными и прагматичными. С ним можно работать в различных направлениях. Другое дело, если вы узкоспециализированный профессиональный фотограф, то для такой работы лучше подойдет импульсный свет.
НЕДОСТАТКИ ПОСТОЯННОГО СВЕТА
1. Неуправляемость
Если говорить о естественном постоянном свете, то он по своей сути неуправляем. Появляется ли на небе облако или нет, движение солнца, погода — эти факторы могут резко изменить интенсивность света, его жесткость и цветовую температуру.
Свет из окна просто губителен для профессиональных съемок, где нужно полностью контролировать свет и цель — получить гарантированный результат. Поэтому есть фотостудии с полной светоизоляцией, где нет окон. В таких студиях постоянный свет становится полностью управляемым, т.к. выходит только из искусственных источников.
2. Низкая мощность
Даже простая накамерная вспышка легко прерывает естественный свет в комнате. Что важно опять же для управления светом. Если в вашем распоряжении моноблок с постоянным светом, вам будет очень сложно перебить свет из окна.
При постоянном свете для съёмки на закрытых диафрагмах придётся увеличивать значение ISO или ставить очень мощные источники, что будет проблематично для некоторых съёмок. Например, если вы хотите снимать людей на закрытых диафрагмах, то вы либо поднимете ISO (что плохо для качества изображения), либо вам придется навалить столько света, что под ним будет очень неудобно стоять и смотреть в камеру.
Для предметной съемки постоянный свет условно подходит по той же причине. Вариант снимать со штатива на длинных выдержках — плохая идея.
3. Относительно высокая стоимость
За ту же цену вы купите гораздо более мощный источник импульсного света, чем постоянного.
Варианты — а давайте в строительном магазине лампы купим, приклеим их скотчем и будет у нас постоянный свет — работайте сначала с неопытным энтузиазмом. Потом выясняется, что у этого света низкий CRI и TLCI, что он неуправляемый и куча других нюансов. Хороший свет стоит адекватно, и систему невозможно обмануть.
4. Световое загрязнение
Из-за относительно небольшой мощности искусственный постоянный свет часто смешивается с другими источниками в помещении — светом окон, ламп накаливания и т.д. Конечно, так снимать можно, но это явно непрофессиональный подход с соответствующим результатом. Смешивание разных источников приводит к паразитным оттенкам, неравномерному освещению и другим проблемам, которые очень сложно исправить на посте. То же самое фотографируется со вспышкой гораздо проще и надежнее.
Например, для репортажной съемки очень помогает в этом плане накамерная вспышка. Вы снимаете в любом месте при любом освещении, но благодаря подсветке вспышки на переднем плане вам не нужно беспокоиться о неравномерности цвета с хаотичной цветовой температурой на лицах людей, как вам придется, если вы захотите снять то же самое на открытой диафрагме с постоянным светом .
импульсный свет
Импульсный свет сегодня становится/уже стал нишевым и узкопрофессиональным. Это дает фотографу гораздо больше преимуществ, но в то же время работать с импульсным светом сложнее.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИМПУЛЬСНОГО СВЕТА
1. Высокая мощность
Импульсный свет работает по принципу запасенной энергии, которая высвобождается в нужное время. За счет этого можно получить гораздо большую мощность. Такой свет по своей природе совпадает с принципом работы фотоаппарата, который не снимает все непрерывно, как видеокамера, а фиксирует конкретный момент.
Высокая мощность света решает кучу проблем:
- Вам не нужно светоизолировать комнату, где вы хотите снимать. Импульс может даже убить солнце (с источником 400-600 Дж). Вы не зависите от местоположения — это очень важно.
- Можно снимать при любой диафрагме без увеличения ISO.
- Вам не нужна дорогая светосильная оптика. В общем, даже самую старую и простую камеру можно использовать для работы с импульсным светом; это мало повлияет на результат.
2. Возможность заморозить движение
Для того, чтобы заморозить движение, нужно установить достаточно короткую выдержку. Если снимаете предметку, то диафрагму тоже нужно закрывать. Снимать такое при постоянном свете очень проблематично, т.к. потребует колоссальной силы света от источника. Импульсные моноблоки способны снимать быстрыми сериями мощных вспышек.
Впрочем, даже при наличии вспышки камеры замораживание трафика не является проблемой.
3. Продукты питания
Импульсный свет потребляет меньше электроэнергии. Даже с учетом того, что современный постоянный LED-свет стал намного более энергоэффективным, он далеко не импульсный.
Когда вы подключены к сети, вы едва почувствуете разницу. Но если приходится снимать в дороге, то импульсные моноблоки могут выдавать очень приличную мощность при работе от встроенных аккумуляторов. Даже накамерная вспышка по мощности опережает многие студийные постоянные источники, но при этом она компактна и относительно долго работает от простых батареек типа АА.
Если вы хотите снимать что-то серьезное при постоянном свете на дороге, то вам нужно будет организовать работу электрогенератора, чтобы обеспечить необходимое питание на несколько часов. Таскать с собой на съемку генератор (бензиновый или дизельный) — совсем другая история.
4. Точность цветопередачи
Импульсные источники — даже самые недорогие — имеют высокие значения CRI, приближающиеся к 100. Современные постоянные источники имеют стандартный CRI в районе 96, но у недорогих светильников с этим проблемы.
С импульсным светом гораздо дешевле получить правильную цветопередачу.
5. Автоматика
Этот пункт фактически условный. Лично я предпочитаю всегда снимать в ручном режиме со вспышками. Но должен отметить, что импульсный свет может синхронизироваться между собой и работать в TTL-режиме. То есть ваша вспышка сама рассчитывает расстояние до объекта, учитывает фокусное расстояние и настройки камеры и в соответствии с этим выдает импульс необходимой мощности. Постоянный свет так не работает.
6. Стоимость
Импульсные источники света значительно дешевле постоянных. Так, например, за 100 долларов можно купить вполне приличную вспышку GODOX. Среди постоянного света за 100 долларов не разгуляешься. Это будет маломощная накамерная панель или недорогой световой меч.
Среди студийных моноблоков будет примерно такая же тенденция — за те же деньги можно купить более крутой импульсный свет, чем постоянный.
НЕДОСТАТКИ ИМПУЛЬСНОГО СВЕТА
1. Нужен только фотографам. Он не универсален. Все больше людей снимают комбинированное фото+видео. Импульс покроет только одну потребность. При постоянном освещении тоже можно фотографировать (правда, с некоторыми ограничениями).
2. Трудно освоить. Когда всех массово фотографировали на зеркалки, это было не так заметно. В оптический видоискатель результат съемки по-прежнему не виден. Сейчас, в эпоху телефонов и беззеркальных камер, люди сразу хотят посмотреть, что же получится в итоге. Импульсного света нет. Да, есть вспомогательный пилотный свет, но это не то же самое, что работать с постоянным.
Выводы
Фотография перестает быть узкопрофессиональной и можно сказать, что уже стало , достоянием масс. Новая волна людей с фотоаппаратами/телефонами не хочет напрягаться и вникать. Импульс — это тяжело, постоянно — это легко. Толпа выбирает то, что просто.
Многие съемки сегодня делаются хаотично, без четкого понимания конечного результата и того, как все работает. В таких условиях опять же повторяется тезис из предыдущего пункта — не хочешь париться — снимай с постоянным светом.
Однако есть и опытные фотографы, предпочитающие постоянный свет пульсирующему свету. Дело в том, что даже при использовании одних и тех же студийных насадок импульсные и постоянные источники отличаются световыми рисунками. Это связано с тем, что свет падает под разными углами и по-разному заполняет. легкая приставка. Постоянный свет имеет тенденцию выглядеть немного мягче.
Выбор источника света — дело тонкое. Я, как фотограф, восхищаюсь импульсным светом. Дает контроль и радует, когда хочешь добиться конкретного результата ( в предметной фотографии, например ). С другой стороны, я как блогер часто использую постоянный свет. Работа с постоянным светом развила во мне любовь к вечеру и неприязнь к свету из окон. Ведь именно вечером нет рассеянного освещения из окна, которое меняет цветовую температуру и добавляет рассеянный свет там, где его быть не должно.
Также читайте про как выбрать софтбокс
Напомните, что я могу записаться на консультацию, где подробно расскажу и подскажу какой свет купить и как им пользоваться.