Разное

Импульсная вспышка: Постоянный VS импульсный свет | Фотовспышки | Блог

Содержание

Постоянный VS импульсный свет | Фотовспышки | Блог

Споры о том, какой тип света лучше, возникают регулярно. Но вместо того, чтобы спорить, мы рассмотрим плюсы и минусы всех вариантов, а также расскажем, на что следует обратить внимание при выборе.

Какой свет вообще существует 

Глобально весь фотосвет делится на постоянный и импульсный. Постоянный свет представлен тремя технологиями:

Люминесцентный (флуоресцентный) — невысокая мощность, цветовая температура 5 500 К, доступная цена.

Галогенный — высокая мощность, цветовая температура 3 000 К.

Светодиодный — цветовая температура 5 500 К.

Импульсные источники света можно разделить на три форм-фактора:

  • Накамерная вспышка.
  • Студийный осветитель-моноблок.
  • И их гибрид — внешние аккумуляторные вспышки с мощностью как у студийных, но с поддержкой TTL-режима и режима высокоскоростной синхронизации (HSS), как это реализовано в накамерных вспышках.

Слева направо: 1) накамерная вспышка; 2) внешняя аккумуляторная вспышка; 3) студийный осветитель.

Одним из важнейших показателей источника света является его мощность. Мощность постоянного света указывается в потребляемых Ваттах, а студийного импульсного в Джоулях (Вт/с), для накамерных вспышек указывается ведущее число. Если вспомнить, что в лампах накаливания большая часть потребляемой энергии переходит не в свет, а в тепло, то задача сравнения усложняется.

Для очень примерного сравнения постоянного света можно взять следующие цифры: вместо 1 Вт светодиодного света вам потребуется 1,5 Вт люминесцентного, 4,5 Вт галогенного и 7,5 Вт лампами накаливания. С импульсными источниками и того сложнее, поэтому покажем на примерах.

Кукла Йоды расположена на подоконнике, расстояние до источника света 3 метра.

На правом снимке галогенный осветитель — цветовая температура в 3 000 К плохо согласуется с дневным освещением, и даже 100 % мощности галогенной лампы не хватило на то, что бы сравниться со вспышкой (левый снимок) и правильно проэкспонировать магистра-джедая и город за ним.

Если судить по экспозиции заднего плана, накамерная вспышка с ведущим числом 60 при максимальной мощности выиграла примерно 2 стопа против галогенного осветителя, вот только мощность вспышки в данном случае была установлена всего на 1/16 от максимальной.

Слева направо: 1) без вспышки; 2) 1/16; 3) 1/8; 4) 1/4; 5) 1/2; 6) 1/1.

Пример выше наглядно демонстрирует, что одна накамерная вспышка вполне способна компенсировать «неправильное» дневное освещение, чем и пользуются многие свадебные и репортажные фотографы, снимая «днем с огнем».

Для съемки в яркий день вспышка должна иметь режим высокоскоростной синхронизации (HSS) или камера должна оснащаться центральным затвором, в противном случае придется использовать ND-фильтры.

А вот пример, по которому сказать, с каким источником света снято, можно, только взглянув на exif. Оба снимка, что называется, «из камеры», баланс белого установлен по единственному источнику света «Дневной свет» для вспышки и «Лампы накаливания» для галогенного осветителя.

Плюсы и минусы постоянного света

Люминисцентный и LED-свет хорошо подойдут для предметной фотографии и съемки натюрмортов. Такой свет может дополнять солнечный в студиях с естественным освещением и при видеосъемке.

Галогенный даст фотографу чуть больше мощности и согреет холодными зимними вечерами, но он не сочетается с естественным и другими видами освещения, потребует жаропрочных светорассеивающих насадок, как правило более дорогих, и может разорить счетами за электричество.

Но все эти варианты имеют один большой плюс — постоянный свет позволяет сразу оценить правильность расстановки источников света и их мощность, и все это при невысокой цене.

Плюсы и минусы импульсного света

Мощность, при которой самая простая накамерная вспышка, работающая от 4-х батареек или аккумуляторов, легко «перебивает» киловаттный осветитель — несомненный плюс импульсного освещения. Но с обратной стороны медали довольно высокая стоимость студийных решений.

Компромиссным вариантом могут стать накамерные вспышки, которые:

  1. Работают при ярком освещении (HSS/FP-синхронизация).
  2. Поддерживают автоматику камеры (TTL-режим).
  3. Содержат встроенные синхронизаторы и могут работать в группах.

Но есть и ложка дегтя — накамерные вспышки не имеют моделирующего или пилотного света, что в некоторых случаях очень сильно усложняет задачу.

На фото выше как раз такой пример — при съемке с постоянным светом или студийными моноблоками никакой сложности правильно расставить тени нет, а вот с накамерными вспышками придется сделать не один десяток дублей.

Говоря об импульсных источниках света, нельзя не вспомнить о длине импульса. Для обычных студийных осветителей длина импульса находится в интервале от 1/800 до 1/2000 секунды, что зависит от мощности: чем она выше, тем длиннее импульс. Для съемки даже движущихся моделей этого более чем достаточно, но вот для быстро происходящих событий такая длина импульса слишком велика. Например, брызги воды будут смазаны.

Есть некоторые студийные вспышки с режимом «заморозки», где можно сократить длительность импульса до 1/19 000 секунды, но и стоят они довольно дорого. А обычная накамерная вспышка на минимальной мощности имеет длину импульса на таком же уровне — около 1/20 000 секунды и позволяет так же легко «замораживать» движение.

Импульсные источники света (вспышки) - длина и форма импульса

У графика есть зум — выделите зону мышкой справа налево и она сама зуммируется. Чтобы сбросить зум справа вверху будет кнопка «reset zoom»
мс — миллисекунды
мкс — микросекунды (мс/1000)

для справки длительность движений

800 микросекунд — время удара рака богомола
1-1,4 мс — Начальная скорость винтовочной пули (700-1000 м/с). За 1 мс пуля пролетит 1 м
2-3 мс — Начальная скорость пистолетной пули (300-500 м/с). За 2 мс пуля пролетит 1 м
3 мс — продолжительность взмаха крыла комнатной мухи.
5 мс — продолжительность взмаха крыла пчелы.
7,3 мс — мировой рекорд скорости волана для бадминтона равен 493 км/ч
11 мс — официальный рекорд скорости мяча для гольфа составляет 326 км/ч
13,6 мс — Наиболее убойным ударом в мужском теннисе владеет австралиец Сэм Грог с рекордом 263,4 км/ч
19 мс — рекорд скорости полёта шайбы 51 м/сек (183,7 км/ч), 19 мс — время за которое она пролетает 1м
21 мс — мячи в бейсболе летают со скоростью примерно 170 км/ч
50 мс — время удара кулаком Брюса Ли с расстояния 1м
66 мс — время удара чемпиона мира по боксу с расстояния 1м при скорости удара 15 м/сек (данные из интернета)
5-80 мс — продолжительность взмаха крыла колибри.
200 мс — время, которое требуется человеческому мозгу для распознавания эмоций в мимике.
300 мс — время удара ногой Брюса Ли
300—400 мс — время мигания человеческого глаза.

Предположим нам нужно заснять пистолетную пулю.

Фото: Гарольд Эджертон, также известный как «papa flash». Не мог не упомянуть родоначальника скоростной фотографии, когда мы говорим о «заморозке» импульсом вспышки.

Пуля будет резкой в кадре, если сместится на 1 мм за время импульса. Значит делим 2мс за которые она пролетает 1 м на 1000 мм в метре и получаем 0,002 мс или 2 мкс. Такой должна быть длина импульса вспышки, чтобы пистолетная пуля отобразилась резко с расстояния пары метров, где её смещение в кадре на 1 мм

будет незаметным. Студийный генератор Broncolor Grafit A2 даёт самый короткий импульс в 0,112 мс, что составляет 112 мкс и соответственно он никак не может «заморозить» полёт пули.

Предположим, вы решили заснять («заморозить») удар рукой Брюса Ли, что было невозможно или очень сложно во времена когда он снимался в кино. Казалось бы, даже на 1600 Дж генератор даёт импульс в 4 мс, а длительность удара рукой Брюса составляет 50 мс. Но если вы будете ориентироваться по всему времени, которое затрачивает Брюс на удар, то у вас будет размазанное движение. Вам нужно чтобы его рука почти не успела сдвинуться. Тогда возьмем путь его руки в 1 мм, а не в 1м, как в списке. Тогда вам нужно поделить 50 мс на 1000, чтобы получить время за которое его рука пройдёт 1 мм (чтобы в кадре она выглядела как статичная). Вы получите 50 мкс, а генератор даёт минимальный импульс в 112 мкс. Вывод такой, что даже на минимальном импульсе его рука успеет пройти ~ 2 мм. В целом на снимке это будет не сильно заметно, почти статично. Но всё-таки не полностью «заморожено»! 🙂

к содержанию ↑

Фотография существует потому, что есть свет. Света бывает мало, а бывает много. Но если уменьшить его количество легко, то увеличить количество света бывает весьма тяжело и этом сложном деле нам помогают импульсные источники освещения, как наиболее эффективные приборы для увеличения количества света, чтобы мы могли спокойно заниматься фотосъемкой, реализовывать свои самые интересные идеи, будучи не ограничены количеством и качеством света.

к содержанию ↑

Что такое длительность импульса и зачем нужна

Если вы ранее не снимали студийными вспышками, то возможно считаете, что единственный способ «заморозить» (остановить в кадре) движение — это поставить короткую выдержку на фотокамере.

Но когда вы попадаете в условия фотостудии, то частенько сталкиваетесь с тем, что практически неважно, какая выдержка стоит у вас на фотокамере. Т.е. вам сразу объяснят, что есть такое понятие, как «максимальная выдержка синхронизации со вспышкой». Для разных камер она своя.

Чаще всего в студии используют выдержку синхронизации 1/125 сек. Это не догма и вы можете использовать любую, вплоть до максимальной для вашей камеры (может быть 1/200 или 1/250 для зеркальной камеры). Традиция на 1/125 сек пошла со среднеформатных камер, хотя на сегодняшний день многие из них имеют выдержку синхронизации 1/800 и 1/1600 сек, благодаря центральному затвору в объективе.

к содержанию ↑

Почему не важно какая у вас стоит выдержка при фотосъемке со вспышкой в студии

Дело в том, что при съемке со вспышкой в студии мы весь светотеневой рисунок создаём вспышкой (обычно) и наоборот избегаем постоянного света. В частности, для того чтобы избежать смещения цветовой температуры света от вспышки и от постоянного света (лампы на потолке).
При установленной диафрагме F11 на камере и выдержке 1/125 сек мы не регистрируем постоянный свет на сенсоре. Его как бы нет, он превращается в чёрный.
А вот мощный свет вспышки спокойно проходит через узенькую дырочку диафрагмы и экспонирует снимок. Таким образом мы получаем картинку только за счёт вспышки, даже если у нас включены лампы на потолке и в фотостудии светло.

к содержанию ↑

Если мы вдруг начнём снимать на открытой диафрагме, то столкнемся с двумя проблемами

1) Вспышка засвечивает кадр. Не все моноблоки позволяют ставить такую малую мощность, чтобы работать на открытой диафрагме. Это можно обойти, если использовать сплошные нейтрально-серые фильтры на объектив (аналогия с пейзажной съемкой).

2) Постоянный свет ламп на потолке мешает съемке. Свет ламп с потолка и свет солнца из окна начнут оказывать влияние на снимок. Но учитывая то, что цветовая температура света от ламп накаливания другая, в кадре он будет отображаться оранжевым шлейфом за моделью, если у вас баланс белого настроен на вспышку.

к содержанию ↑

Заморозка импульсом

Итак, мы не можем поставить очень короткую выдержку на фотокамере, потому как мы ограничены выдержкой синхронизации со вспышкой. Причем нам нет смысла вообще связываться с выдержкой т.к. она имеет отношение к постоянному свету, а в фотостудии мы работаем только диафрагмой, чтобы оказывать влияние на импульсный свет вспышки.

к содержанию ↑

Как же «замораживают» движение в фотостудии?

Для того, чтобы «заморозить» движение в фотостудии используют вспышки с коротким импульсом разряда.

к содержанию ↑

Как выглядит этот самый пресловутый импульс?


Иллюстрация из каталога компании Broncolor, Швейцария.

к содержанию ↑

У импульса два важных параметра: t0.5 и t.01.

t0.1 — Полная длина импульса. Это время, в течение которого сила света вспышки превышает 10 % пикового значения. Если в технических характеристиках вспышки не указывается общая длительность вспышки, можно допустить — основываясь на математической форме кривой — что общая длительность вспышки t0. 1 приблизительно в три раза больше, чем фактическая длительность вспышки.

t0.5 — это время, в течение которого сила излучения вспышки составляет более 50 % от пикового значения.

t0.5 было использовано производителями вспышек изначально т.к. считалось, что тянущийся «хвост» импульса малой амплитуды мало влияет на экспозицию и им можно пренебречь.

На экспозицию тянущийся «хвост» после t0.5 влияет слабо, а вот на цветовую температуру и главное на «заморозку» движения он влияет существенно.

к содержанию ↑

Контроль цветовой температуры

Импульс не просто так нарисован цветным. Цвета на кривой обозначают изменение цветовой температуры света в зависимости от амплитуды импульса.
Простыми словами: в начале вспышки выходит фиолетовый свет, на максимуме он синий, а дальше постепенно краснеет и в конце совсем красный.
Это важно, т.к. Баланс Белого на снимке определяется цветом света, которым мы экспонировали снимок.
Если будет преобладать синяя составляющая импульса, то и снимок будет синить. Если красная — уйдёт в теплые тона. Так и случается на плохих вспышках (а тем более на источниках постоянного света с диммером), когда мы регулируем мощность.

Это всё подводит нас к тому, что при попытках манипулировать с импульсом мы меняем цветовую температуру света и нужны дополнительные усилия, чтобы в получить идеальные для фотостудии 5500К (что соответствует белому дневному свету).

к содержанию ↑

к содержанию ↑

Встроенные вспышки

Вспышка встроенная в камеру. Обычно находится на верхней части камеры. Отличается маленькой мощностью (можно только уменьшить, внеся поправку в камере), отсутствием гибкости в работе (она не отсоединяется и свет всегда «в лоб», зависит от аккумулятора камеры, не имеет насадок.

к содержанию ↑

Накамерные вспышки

Устанавливаются в «горячий башмак» фотокамеры. Могут иметь разную мощность, но самые мощные, как правило, не превышают 80 Дж. Очень гибкие в работе, работают автономно от камеры.

Обзоры накамерных вспышек

к содержанию ↑

Моноблоки

Моноблок — это вспышка со встроенным адаптером питания. Как правило, работает от сети, хотя сейчас появились моноблоки с аккумулятором и моноблоки с работой и от сети и от аккумулятора.

Моноблоки значительно крупнее, чем накамерные вспышки, но позволяют использовать все студийные модификаторы света, что очень важно. Ведь «голой» вспышкой много не сделаешь. Также моноблоки бывают гораздо бОльшей мощности, чем накамерные вспышки (вплоть до 1500 Дж).
Работа моноблока от дизельного генератора не рекомендуется — можно сжечь моноблок.

Обзоры моноблоков

к содержанию ↑

Импульсные генераторы

Импульсный генератор представляет из себя по сути миникомпьютер (т.к. есть процессор, память, экран и проч.), блок питания, конденсаторы и сложные платы контроля импульса разряда. Проще говоря — это «венец творения» импульсных источников света.

Генераторы бывают студийные т.е. питающиеся от розетки и аккумуляторные, питающиеся от аккумулятора.

На фото — аккумуляторный генератор Profoto B2

На фото — студийный генератор Profoto Profoto Pro-8a Air

Студийные генераторы обычно мощнее т. к. там нет задачи экономить заряд. Некоторые студийные генераторы могут питаться от дизельного генератора и таким образом становится мобильными.
Мощность студийного генератора может достигать 6400 Дж, но чаще всего используются студийные генераторы 1600 дж, 2400 Дж и 3200 Дж (а аккумуляторные как правило от 250 Дж до 1200 Дж).

к содержанию ↑

На что стоит обратить внимание при покупке моноблока или генератора

к содержанию ↑

Мощность

Чем мощнее прибор, тем легче абстрагироваться от постоянного света и работать только с тем, который вы сами создаете с помощью источника импульсного света. Т.е. если источник импульсного света в помещении, при большой его мощности вы можете даже не зашторивать окна. По сравнению с его мощностью камера просто не увидит свет из окна, как будто там ночь.
Тоже самое касается использования источника импульсного света на улице. Слабый источник может позволить вам работать в технике «смешанного» света, когда видно и то что освещено вспышкой и то что освещено солнцем, а мощный источник импульсного света может делать из дня ночь и контролировать освещение объекта съемки как угодно.

На фото — студийный генератор Broncolor Scoro A4s

к содержанию ↑

Регулировка мощности

Казалось бы взяли мощный прибор, о чём еще мечтать? А мечтать еще хочется об универсальности применения. Ведь не всё же вы время снимаете на максимуме мощности. Иногда света нужно весьма мало, если снимаете что-то маленькое с близкого расстояния. Или снимаете на открытой диафрагме (да, с импульсным светом, вопреки заблуждениям, тоже снимают на открытых диафрагмах).
Вот и получается, что казалось бы маловажные цифры 1/16, 1/32, 1/64 принимают уже вполне понятные очертания.

Например, у генератора Profoto Pro-8a Air предусмотрена регулировка от 5 до 2400Дж, что очень хорошо. Он может дать очень слабый импульс, а может дать очень мощный.
Broncolor Scoro A4s диапазон 3 — 3200 Дж (10 ступеней).

к содержанию ↑

Постоянство цветовой температуры

график разряда вспышки

Как видите, в зависимости от фазы импульса цветовая температура разная. Начинается с фиолетового, потом синий и в конце красный.
Конечная цветовая температура света определяется амплитудой разряда в каждой фазе и длиной этой фазы.

Если, например, растянуть красный хвост импульса при том, что у него будет оставаться более-менее значимая амплитуда, то цветовая температура уйдёт в тёплые тона. Если его отрезать и оставить только фиолетово-синюю составляющую, то цветовая температура уйдет в холодные тона.

В дешевых импульсных источниках с этим никак не борются и потому цветовая температура «гуляет» как ей хочется. Особенно это касается моноблоков, где параметры импульса зависят от источника питания моноблока, от его конденсатора и лампы. Меняя мощность моноблока относительно других моноблоков вы рискуете получить другую цветовую температуру и тогда свет где-то будет белый, а где-то нет. Поправить такое в фотошопе невозможно (ну или крайне сложно, если уж принципиально пытаться поправить).
Сразу скажу, что есть приличные моноблоки с более-менее постоянной цветовой температурой, а есть те, где цветовая температура сильно меняется, в зависимости от мощности прибора.

Зато в импульсных генераторах используются разные методы контроля цветовой температуры (например, у Broncolor это CTC и более новая ECTC) и она меняется очень мало на всём диапазоне мощности современного генератора. Даже самый лучший поляризационный фильтр меняет цветовую температуру примерно на 150 К, так что уж говорить про 40К, которые бывают заявлены как диапазон колебания цветовой температуры у импульсного генератора.). Правда в случае контроля цветовой температуры импульс вспышки становится существенно длиннее, так что «замораживать» при контроле цветовой температуры сложнее.

к содержанию ↑

Скорость перезарядки

Если вы не видели как «строчат» из импульсного генератора на мастерклассах, когда его доверяют новичкам, то вы не знаете, что такое быстрая перезарядка импульсного источника света 🙂

Ни один моноблок не может так быстро перезаряжаться (хотя сейчас появились очень быстрые на перезарядку моноблоки, например, Profoto D2), а если вы снимаете фешн или просто быстротекущие процессы (всплески, струи, порошки), то скорость перезарядки прибора для вас очень критична.

к содержанию ↑

На примере студийного генератора Profoto Pro-8a Air

Генератор по мере готовности издает звуковой сигнал (можно отключить), а на Profoto Pro-8a Air еще загорается белая кнопка «test» (на снимке ниже горит она оранжевым).

Здесь вы видите подключенную одну световую головку (один круглый разъем занят). Мощность этой световой головки выставлена на 1.0, что соответствует минимальной мощности в 5 Дж.
Выставляется можность крутящимися ручками, которые переключаются по 0.1 стопа и издают характерный щелкающий звук, так что можно контролировать на сколько переключил даже не глядя на ЖК-экранчик под разъемом (удобно при съемке в полутёмной студии).
С правой стороны на панели мы видим переключатель «speed». Не сразу догадаешься, что это контролируется скорость перезарядки генератора. Колёсико, которое контролирует положение переключателя находится сбоку на генераторе.

Контроль скорости перезарядки генератора нужна для использования его при питании от слабых электрических сетей и от дизельных генераторов. Так сказать «на выезде» мы используем медленную перезарядку, а на надежных сетях максимально быструю.

Импульсный генератор Profoto Pro-8a Air способен перезаряжаться за 0.05 сек на минимальной мощности и за 0.9 сек на максимальной, до 2400 Дж!
Т.е. каждые 0.9 сек генератор способен выдавать 2400 Дж мощности!

к содержанию ↑

Охлаждение и защита от перегрева

Важный момент — это система охлаждения импульсного источника света. При выходе такого потока света за столь короткий промежуток времени лампа и сам источник нагреваются. Если перегреется импульсный источник — он выйдет из строя. Если перегреется лампа — она взорвётся. В наше время лампы уже не взрываются в нормальных приборах и везде стоит контроль температуры лампы. Даже в накамерных вспышках от Canon такой контроль и стоит и при перегреве вспышка перестает срабатывать.

А теперь представьте, что было бы, если бы не было охлаждения прибора? Студийные вспышки используются не так, как накамерные, у них скорость заряда выше и потому срабатывают они чаще (так уж их используют). Если нет активной системы охлаждения (встроенных вентиляторов), то вспышка просто выключается и простаивает, пока не остынет сама собой. Именно так происходит на дешевых студийных вспышках.
При покупке рекомендую обратить внимание на этот параметр т.к. может получиться, что вы будете больше ждать, чем снимать.

В генератора импульсного света, как правило, встроено несколько вентиляторов и проблем с перегревом у него нет.

Есть и защита от перегрева лампы. Раз уж генератор так быстро перезаряжается, то можно обеспечить очень большой поток энергии за короткое время и вы рискуете сами разрушить лампу, если будете хлопать вспышкой как пулеметчик в течении долгого времени (тем более и по звуку похоже 🙂 ). Вот потому генератор тоже вам через некоторое время работы «очередями» на большой мощности приостановит работу для охлаждения лампы (я сам до этого пределах не доходил т.к. дойти до него очень сложно да и не надо). Это актуально для тех, кто снимает, например, церкви и нужно дострелить вспышкой до купола церкви. Одним импульсом это невозможно, потому набирают мощность многократными импульсами на полной мощности генератора и на длинной выдержке. Другого такого примера из реальной жизни я не знаю, где можно было бы перегреть лампу в нормальной ситуации.

к содержанию ↑

Размер и вес

Я думаю понятно, что все бонусы генераторов достигаются более сложной конструкцией. Потому размер генератора относительно большой (а к нему нужны еще световые головки).

Cветовая головка ProHead

Но это меньше даже, чем системный блок обычного компьютера.
Стационарные генераторы предполагается возить на машине, так что в багажнике машины их поместится много и пределом скорее будет служить ваш бюджет, нежели размер генератора.

Весит генератор, например, Profoto Pro-8a Air — 12кг, т.к. внутри у него кроме электронных схем еще массивные медные катушки и алюминиевые радиаторы охлаждения.

Моноблоки, как правило, весят меньше. Особенно это касается небольших аккумуляторных моноблоков типа Profoto B10.

к содержанию ↑

T.MIN - форма импульса Broncolor Grafit A2

3.9 EV (23 Дж, t.min)

4 EV (25 Дж, t.min)

5 EV (50 Дж, t.min)

6 EV (100 Дж, t.min)

7 EV (200 Дж, t.min)

8 EV (400 Дж, t.min)

9 EV (800 Дж, t.min)

10 EV (1600 Дж, t.min)

Импульсные источники света (вспышки) — длина и форма импульса

Здравствуйте, друзья!

Сегодня речь пойдет о «заморозке» движений.

Большинство фотографов у которых нет вспышки или они мало её используют думают что «замораживает» движение всегда только выдержка установленная на камере. Т.е. время на которое открывается затвор. Но при использовании вспышки всё совсем не так и «замораживает» / останавливает движение короткий импульс вспышки, если он преобладает в кадре.

Когда вы начинаете пользоваться вспышкой и замечаете, что часть кадров где объекты быстро двигались размыта, вы начинаете задаваться вопросом почему так произошло.

попытка «заморозить» всплеск вспышкой с длинным импульсом

«заморозка» брызг вспышкой с коротким импульсом

Возвращаясь к вашему прошлому опыту вам кажется, что нужно уменьшить время синхронизации фотокамеры со вспышкой, но, как правило, оно ограничено 1/125-1/250 сек для фокального затвора. Камерам у которых объектив с центральным затвором повезло больше, там время синхронизации может доходить до 1/1600 сек, но у таких камер есть свои особенности почему они мало распространены, так что остановимся на первом варианте.

Пеняя на большое время синхронизации вы можете соблазниться режимом высокоскоростной синхронизации где выдержка может быть любой, вплоть до 1/8000 сек. Но этот режим не просто так вынесен в специальные режимы — он достигается с помощью серии вспышек, единого импульса нет, таким образом длина «замораживающего» импульса складывается из нескольких и соответственно она не может быть меньше, чем длина единичного самого короткого импульса. Значит в этом режиме вспышка «морозит» движение хуже, чем в обычном.

Логически вытекает из этого опыта что нужно искать вспышку с коротким импульсом, который будет преобладать в кадре и «замораживать» основное движение. И вот тут вы сталкиваетесь с тем, что к большинству вспышек этот параметр или не указан или указан для параметра t0.5, который собственно мало что говорит об общей длине импульса. Нам нужен параметр полной длины импульса t0.1. У некоторых приборов этот параметр указывается, но не вызывают доверия данные самого производителя... Так что всегда полезно измерить эти данные самостоятельно.

Я решил по-возможности измерять длину импульса разных импульсных осветительных приборов и свести эти значения на один график для вашей пользы.

Обратите внимание, что на разной мощности длина импульса разная! Чем больше мощность прибора — тем длиннее импульс (хуже «замораживает»). Кроме того, у некоторых хороших приборов есть контроль цветовой температуры. Это нужно для того чтобы снимки не стали вдруг приобретать разные оттенки, в зависимости от установленной мощности. Но при включенном контроле цветовой температуры длина импульса тоже намного больше (т.е. «замораживает» хуже).

Сам график длин импульса для разных световых приборов

Сначала вы выбираете сюжет с быстрыми движениями, который вы собираетесь фотографировать. Смотрите по списку какие движения имеют какую примерно длительность. Например, если я собираюсь снимать боксёров, то посмотрю какая длительность удара боксёра (~70ms). Это время, которое боксёр затрачивает на то чтобы ударить с расстояния 1 м. Значит мне нужно посчитать время за которое его рука пройдет совсем малое расстояние, незаметное в масштабе снимка. Беру, к примеру, 1 мм. И считая, что 1 мм это путь пересчитываю во время для такого пути (по ссылке приведён пример для Брюса Ли. Если ваш боксёр быстрее Брюса, то предложите ему записать рекорд в книгу Гиннеса 🙂 ). Для Ли это время 50 мкс.

Далее вы включаете кривую на графике соответствующую определённому прибору и смотрите есть ли у него такая длина импульса на какой-либо мощности и если есть — запоминаете её и не превышаете в ходе съемки. Можете немного упростить задачу для прибора — посчитать для 2 мм и отойти подальше. Тогда задача для вспышки будет проще. Т.е. чтобы визуально лучше «морозило» нужно использовать широкоугольный объектив или отходить подальше, тогда объект на снимке пройдёт меньший путь, чем на бОльшем фокусном или в большем масштабе. Абсолютный путь его руки при этом не меняется! Только масштаб, который он занимает на снимке.

Когда мне нужно было найти предел возможности «быстрого» моноблока Profoto D2 я использовал муку, которую сдувал с руки и снимал этот процесс в большом масштабе.

Соответственно вам нужно идти в противоположную сторону, если цель не найти предел возможностей прибора, а «заморозить» движение и упросить ситуацию для прибора.

На этом заканчиваю своё вступительное сложно и предлагаю ознакомиться с графиком длины импульса осветительных приборов, данные для которого я собирал в этом году, а скрипт графика изучал встраивал вчера 🙂

Приборов на графике пока немного, но все очень популярные. Сколько мне встретится импульсных осветительных приборов в следующем году — все измерю и внесу на график!

Удачных снимков!

Обратите внимание на графике, что самый короткий импульс не у студийного дорогущего импульсного генератора, а у накамерной вспышки. Но! На минимальной мощности этой накамерной вспышки. А как только вы захотите снять что-то размером чуть больше чашки, то при повышении мощности накамерной вспышки её импульс становится очень длинным и не идёт ни в какое сравнение с относительно коротким импульсом студийного генератора. Т.е. для совсем маленьких вещей достаточно накамерной вспышки, а для прыгающих людей и съемки с большого расстояния лучше генератор.

Фотовспышка — Википедия. Что такое Фотовспышка

Фотовспы́шка, импульсный фотоосветитель, ИФО — источник искусственного освещения, предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности[1]. Применяется в фотографии при условиях недостаточной освещённости и съёмке быстродвижущихся объектов, а также в качестве рабочего освещения в фотостудиях.

В современной фотографии в подавляющем большинстве используются электронные фотовспышки. Достоинством фотовспышек по сравнению с источниками постоянного света является более высокая энергетическая эффективность, благодаря возможности кратковременной работы только при открытом затворе. Кроме того, фотовспышка позволяет получать резкие фотографии быстродвижущихся объектов за счёт очень короткого времени свечения.

Магниевая вспышка

В первой половине XIX века исследователи обнаружили, что при сгорании магния происходит интенсивное излучение света, близкого по спектральному составу к дневному. Последнее оказалось важным для фотографии, поскольку для несенсибилизированных фотоэмульсий тех лет жёлто-оранжевый свет большинства источников искусственного освещения был почти неактиничным.

Основу практическому применению вспышки магния заложил в 1859 году Уильям Крукс, разработавший его смесь с другими компонентами, выполнявшими роль окислителя, увеличивающего интенсивность сгорания[2]. В 1865 году Трейл Тэйлор усовершенствовал препарат, смешав порошок магния с хлоратом калия, серой и сульфидом сурьмы[3]. В 1887 году Адольф Митте анонсировал более простую смесь магния с бертолетовой солью, получившую в английском языке название flash-powder, а в немецком — blitzlicht[4]. Кроме бертолетовой соли в качестве окислителя использовались также азотнокислые барий, торий, аммоний и марганцевокислый калий[5]. Однако, приготовление порошков и их дозирование занимало много времени и было сопряжено с риском возгорания. Кроме того, использование отсыревшей смеси грозило взрывом. Порошок насыпался на полку специального держателя и поджигался пистонным или кремневым механизмом. Более сложной разновидностью магниевой вспышки была трубка, направленная на пламя свечи или спиртовки: в нужный момент при помощи резиновой груши из неё выдувался порошок, воспламеняющийся от горелки[2].

Технологию съёмки с магниевой вспышкой упростил Генри Роско, разработавший шнур из магниевой смеси, нужная длина которого отрезалась от рулона, давая качественный свет при сгорании. Эдвард Зонштадт, получивший в 1862 году патент на технологию изготовления шнура, через 4 года начал его массовый выпуск на учреждённой им Манчестерской Магниевой компании. В дальнейшем инженер компании Вильям Матер заменил круглый шнур на плоскую ленту из этого же состава, дававшую более интенсивную вспышку. Кроме того, плоская лента оказалась дешевле и технологичнее. Матер также стал изобретателем специального держателя магниевой ленты, в котором и производилась вспышка. Корпус держателя снижал риск ожогов от взрыва магниевой смеси, сохранявшийся при её поджигании на открытой полке. Наиболее совершенной стала система поджига с электрическим запалом, изобретённая в 1899 году Джошуа Коэном. Вскоре выпуск магниевой ленты был налажен и другими предприятиями, например компанией Pistol Flashmeter, которая первой стала снабжать упаковку инструкцией, в которой указывалась зависимость получаемой экспозиции от использованной длины ленты.

Технология съёмки с магниевой вспышкой предполагала ручную синхронизацию, требуя установки фотоаппарата на штатив. После кадрирования и фокусировки затвор открывался на ручной выдержке и поджигался магний, дававший интенсивную вспышку продолжительностью примерно в 1/10 секунды. Сразу же после вспышки затвор закрывался, и съёмка завершалась. На снимке получалось резкое изображение, экспонированное яркой вспышкой, тогда как постоянный свет не успевал подействовать на низкочувствительную эмульсию даже за несколько секунд. Однако, сгорание магниевых смесей сопровождалось интенсивным выделением дыма с неприятным запахом и звуком, похожим на выстрел. Кроме того, облако дыма от вспышки, рассеявшись под потолком помещения, вскоре выпадало в виде белого порошка, оседая на одежде. Проблема оказалась так велика, что фотографы, снимавшие со вспышкой на светских приёмах, сразу после снимка спешили скрыться, пока не обнаружился скандал[6]. По этой причине, а также из-за пожарной опасности, во многих местах фотосъёмка со вспышкой вскоре была запрещена[3]. Несмотря на все недостатки, магниевая вспышка оставалась самым дешёвым и доступным осветительным прибором и использовалась вплоть до конца 1950-х годов, особенно провинциальными фотографами. Из употребления она полностью вышла только после широкого распространения электронных вспышек.

Одноразовые лампы-вспышки

Первые одноразовые баллоны «Osram Vacublitz». Фотоколба General Electric серии «B» для цветной фотографии. Самая мощная одноразовая вспышка Mazda и миниатюрная AG-1 в сравнении.

От большинства недостатков магниевой вспышки избавлены одноразовые баллоны (фотоколбы). Их действие основано на сгорании тонкой магниевой проволоки в атмосфере чистого кислорода. В центре стеклянной колбы, заполненной кислородом под низким давлением, расположена нить накала, которая соединяется с двумя проводами, покрытыми поджигающей пастой. Пропущенный через нить накала ток раскаляет её, поджигая пасту, горящие брызги которой разлетаются внутри стеклянного баллона и воспламеняют магниевую проволоку, дающую яркую вспышку[7]. Лампы этого типа вставляются в держатель («флэшган»), снабжённый низковольтной батареей для поджига[6]. Конструкция, первоначально основанная не на проволоке, а на горючей фольге, была предложена в 1925 году инженером компании Osram Паулем Феркоттером[4]. Первые одноразовые баллоны «Osram Vacublitz» были выпущены в Германии в 1929 году, и запатентованы 23 сентября 1930 года Иоганном Остенмайером[8][9].

Фотоколбы были рассчитаны на одноразовое использование и выбрасывались после съёмки, однако были более безопасны, чем магниевая вспышка. Они не дымили и не распространяли неприятного запаха. Дополнительной мерой безопасности стало покрытие стеклянного баллона пластиковой плёнкой, предотвращавшей разлёт осколков в редких случаях взрыва колбы. Лампы для цветной фотографии, обозначенные индексом «B» (англ. Blue) покрывались голубым пластиком для компенсации жёлтого цвета вспышки, чтобы привести её спектральный состав в соответствие с цветовым балансом фотоматериалов для дневного света[7]. Выпускались и фотобаллоны, покрытые инфракрасным светофильтром для съёмки на инфрахроматические фотоматериалы в полной темноте. Постепенно магний стали заменять цирконием, дававшим более яркий свет.

Появление в фотоаппаратуре встроенного синхроконтакта было вызвано популярностью фотобаллонов, совпавшей по времени с распространением высокочувствительных плёнок, требующих моментальной выдержки. При этом, поджиг фотоколбы занимал некоторое время и требовалось упреждение синхронизации, чтобы момент максимальной яркости вспышки совпал с открытием затвора[10]. Поэтому большинство первых синхроконтактов снабжались шкалой упреждения (регулятором опережения), которое было различным для ламп разных категорий. Все фотобаллоны делились на несколько групп по времени свечения: для типа «F» (англ. Fast) оно составляло в среднем 0,01 секунды, для типа «M» (англ. Medium) — 0,015, а для типа «S» (англ. Slow) — 0,02[11]. Кроме длительности свечения у всех категорий различалось и время, затрачиваемое на поджиг, требуя регулировки синхронизации.

Самую длительную вспышку в течение 0,03 — 0,06 (1/30 — 1/15) секунды давали баллоны типа «FP» (англ. Focal Plane), специально выпускавшиеся для шторных затворов, и пригодные для съёмки на фотоаппараты со шторными затворами на любых выдержках[12] по той причине, что затвор фотоаппарата успевал полностью раскрыться за это время. В некоторых фотоаппаратах для одноразовых вспышек устанавливался отдельный синхроконтакт с обозначением «M» или «FP» и фиксированным временем задержки.

Первые одноразовые вспышки выпускались в колбе такого же размера и формы, как у обычной 100-ваттной лампы накаливания, но вскоре появились более компактные модели с байонетным цоколем, выбрасывающимся специальной кнопкой после срабатывания. Наиболее распространённым типом в профессиональной фотографии 1950-х годов стал «Press 25» с диаметром баллона 25 мм (1 дюйм). Такие лампы, заряжаемые во «флэшган» с большим круглым отражателем, были стандартным дополнением складных пресс-камер и двухобъективных зеркальных фотоаппаратов, распространённых в те годы в фотожурналистике. Интенсивность света этой лампы достигала миллиона люмен. Другим распространённым типом были лампы с миниатюрным металлическим байонетом цоколя. Профессиональные «флэшганы» снабжались универсальным гнездом, рассчитанным на два-три различных стандарта цоколя. В отличие от США и Западной Европы, в СССР одноразовые вспышки не получили широкого распространения в силу ряда причин[13]. В то же время, Московским электроламповым заводом некоторое время выпускались фотовспышки «ФО-1в», рассчитанные на одноразовые фотоколбы «Ф-1» со световой энергией 25 000 люмен-секунд[14][15][16]. Самой мощной из всех когда-либо выпущенных считается «GE Mazda No. 75», разработанная для ночной аэрофотосъёмки во время подготовки к высадке союзников в Нормандии[17][18].

В 1958 году на американском рынке появились фотоколбы AG-1 без металлического цоколя, постепенно ставшие наиболее массовыми. Прототипом лампы стала немецкая разработка «Philips PF-1» 1955 года. Упрощённая технология изготовления позволила значительно снизить цену, довольно высокую у предыдущих типов. Кроме того, время поджига этих ламп значительно сократилось, позволив отказаться от опережения и пользоваться синхроконтактом «X», предназначенным для электронных вспышек. Несмотря на достоинства и безопасность, фотоколбы оставались одноразовым устройством, удорожающим каждый снимок. Кроме того, после срабатывания вспышки требовалась замена лампы, снижающая оперативность репортажной съёмки. Дело осложнялось тем, что колба разогревалась так сильно, что при неосторожном выбрасывании могла воспламенить предметы[4].

Фотокубики

Фотоаппарат Instamatic с фотокубом.

В начале 1960-х годов компания Eastman Kodak разработала стандарт фотоплёнки Instamatic с упрощённой зарядкой, который был дополнен усовершенствованной технологией одноразовых вспышек фирмы Havells Sylvania под названием Flashcube. Специальный поворотный держатель фотоаппаратов этого стандарта был рассчитан на использование четырёх одноразовых вспышек, объединённых в общем пластмассовом корпусе в виде куба размером 25×25×29 мм[19]. Каждая из четырёх рабочих граней такого куба содержала одноразовую лампу с отражателем. После каждого снимка держатель, соединённый с механизмом взвода затвора, поворачивал куб на 90° очередной гранью, в которой располагалась неиспользованная вспышка. В результате, такой куб позволял сделать без перерыва не один, а четыре снимка со вспышкой[7]. Использованный блок выбрасывался, и легко заменялся новым.

Оригинальный Flashcube срабатывал от батарейки в фотоаппарате. Позднее был налажен выпуск автономной разновидности Magicube (X-Cube), которая поджигалась пружинным пьезоэлектрическим механизмом внутри корпуса куба, запускаемым при нажатии на спусковую кнопку фотоаппарата[7][19]. Оба типа кубиков выглядели одинаково, но были несовместимы. В СССР выпускалась фотовспышка «Зеленоград», рассчитанная на использование отечественных или импортных фотокубов с электроподжигом от батареи «Крона». Стоимость одноразового «кубика», выпускавшегося на Московском электроламповом заводе, составляла 50 копеек[* 1]. По аналогичному принципу был построен Flashbar для одноступенных фотоаппаратов Polaroid, где одноразовые вспышки располагались в ряд с одной стороны. Устройство позволяло сделать до 10 снимков без замены. Вспышка типа FlipFlash была также основана на блоках одноразовых баллонов, располагавшихся вертикально. Последняя конструкция выгодно отличалась от фотокуба уменьшением эффекта «красных глаз» за счёт сравнительно большого расстояния между вспышкой и объективом.

Электронные фотовспышки

Базовая принципиальная схема электронной фотовспышки с накопительным конденсатором (все современные фотовспышки имеют схемы построенные на основе этой).
Накопительный конденсатор C1 большой ёмкости, включенный параллельно электродам ксеноновой лампы EL1, заряжается от сети переменного тока через выпрямитель (диоды VD1 и VD2 с ограничивающим ток резистором R1) или от высоковольтной батареи. Одновременно, через резисторы R4 и R5, заряжается конденсатор C2. Неоновая лампа HL1, включенная через делитель напряжения (R2, R3), своим свечением сигнализирует о готовности фотовспышки. При срабатывании синхроконтакта фотоаппарата (или кнопки SA1) конденсатор C2 замыкается на первичную обмотку повышающего трансформатора T1, на вторичной обмотке которого формируется высоковольтный (десятки тысяч вольт) импульс, ионизирующий газ в лампе через её контакт зажигания. Разряд конденсатора C1 через лампу сопровождается яркой световой вспышкой. По окончании вспышки цикл повторяется. Принципиальная схема электронной фотовспышки без накопительного конденсатора, на тиратронах, работающая от электрической сети 220 в.

Изобретение электронных фотовспышек связывают с именем Гарольда Эджертона, использовавшего её для хронофотографии и высокоскоростной съёмки[20][21]. Фотовспышки на основе ксеноновой газоразрядной лампы, изобретённой им в 1923 году, лишены большинства недостатков предыдущих типов: количество циклов их работы ограничено лишь [6]. Её свечение возникает в результате мощного газового разряда[22]. В качестве газа чаще всего используется ксенон, поскольку спектр его излучения наиболее близок к солнечному[23].

Основным элементом электронной фотовспышки является импульсная ксеноновая лампа, которая представляет собой запаянную стеклянную или кварцевую трубку, наполненную ксеноном под низким давлением. В противоположные концы трубки впаяны электроды, а на её поверхности находится электрод зажигания, представляющий собой полоску токопроводящей мастики, фольги или отрезок проволоки. К электродам подключен электролитический конденсатор , который разряжается через газовую среду при подаче высоковольтного импульса на электрод зажигания при замыкании синхроконтакта[24]. Разряд прекращается при падении напряжения конденсатора ниже 100 вольт, вследствие потери проводимости газа[25]. Следующая вспышка возможна только после полной зарядки конденсатора, которая отражается загоранием неоновой лампы в его цепи.

Недостатком такого устройства является необходимость подачи высокого напряжения на электроды, требующая громоздких высоковольтных батарей или подключения к электросети. В первом случае вес устройства достигал 6—8 килограммов, а во втором терялась автономность. Решение проблемы автономности появилось в 1958 году, когда Пауль Метц использовал во вспышке «METZ Mecablitz 45» транзисторный преобразователь, повышающий напряжение низковольтных батарей до необходимого для полноценного разряда[4][21]. Современные электронные фотовспышки автономного типа строятся только по такому принципу. Время перезарядки конденсатора (минимальный интервал между вспышками) ограничено и максимальным током, который могут дать элементы питания. Поэтому, для «разгона» вспышки при съёмке в серийном режиме к ней могут присоединяться дополнительные внешние источники питания, подключаемые параллельно основным.

В СССР первая электронная фотовспышка «Молния ЭВ-1» выпущена в 1955 году Московским электроламповым заводом[26]. Её питание было универсальным: от высоковольтной батареи типа 330-ЭВМЦГ-1000 «Молния» или от сети переменного тока. Энергия импульса первых электронных вспышек (измеряется в джоулях) была фиксированной, и экспозиция, получаемая от их освещения, регулировалась диафрагмой объектива в соответствии с расстоянием до ключевого объекта съёмки. Зависимость, основанная на законе обратных квадратов, легко вычислялась при помощи «ведущего числа».

В более поздних вспышках появилась возможность ступенчатого изменения энергии импульса для съёмки вблизи или на удалении[27]. С совершенствованием полупроводниковой элементной базы получили распространение фотовспышки, позволяющие регулировать экспозицию изменением длительности разряда, прерываемого в нужный момент мощным тиратроном или триодом у схем основывающихся на электровакуумной электронике, и тиристором или транзистором у схем на твердотельной электронике. . Такая конструкция оказалась энергетически более экономичной, чем в ранних моделях, где лишний заряд конденсатора перенаправлялся на холостую гасящую газоразрядную трубку, заключённую в непрозрачном кожухе[28] или рассеивался мощным резистором. В современных вспышках неиспользованный заряд остаётся в конденсаторе, укорачивая время его перезарядки, и экономя энергию питающих батарей или аккумуляторов[29]. Кроме того, длительность импульса таких вспышек в режиме минимальной мощности может быть очень короткой, достигая 1/50 000 секунды. Возможность регулировки мощности позволила реализовать автоматическое управление экспозицией, получаемой от импульсного освещения. Первые системы предусматривали сенсор, встроенный в корпус фотовспышки, поскольку её измерение возможно только в момент экспозиции, когда TTL-экспонометры неработоспособны. Однако, позднее компания Olympus разработала систему измерения света вспышки, отражённого от эмульсии фотоматериала[30].

Студийная электронная фотовспышка.

Распространение цифровой фотографии заставило пересмотреть эту конструкцию, поскольку фотоматрицы отражают слишком мало света, и его недостаточно для системы TTL OTF. Всеобщее распространение получило измерение предварительного импульса малой интенсивности, излучаемого вспышкой непосредственно перед подъёмом зеркала. Дальнейшее совершенствование автоматики было связано с учётом расстояния, на которое сфокусирован объектив и оценочным измерением по отдельным частям кадра[31]. В конце концов, системы настолько усложнились, что электронные фотовспышки, получившие название «системные», утратили совместимость с фотоаппаратурой «чужих» брендов.

Миниатюризация электронных фотовспышек позволяет обеспечивать их высокую мощность и функциональность даже при очень компактных размерах. Большинство компактных фотоаппаратов оснащается встроенными электронными вспышками, практически не уступающими по основным параметрам и удобству внешним присоединяемым. Впервые встроенная электронная вспышка появилась в 1964 году в фотоаппарате «Voigtländer Vitrona»[3]. Отдельную категорию составляют студийные фотовспышки, предназначенные для профессиональной фотосъёмки рекламы. В конце XX века этот тип освещения практически полностью вытеснил в студийной фотографии источники постоянного света, благодаря большему удобству при съёмке движущихся объектов при высокой энергетической эффективности. Такие вспышки делятся на две категории: моноблочные и генераторные[32][33]. В последних несколько вспышек подключены к общему блоку питания[34]. Кроме вспышки и цепей её регулировки, оба типа устройств оснащаются моделирующей лампой постоянного света, предназначенной для оценки светового рисунка, который будет получен при срабатывании вспышки. Точность оценки повышается благодаря синхронизации регулировки мощности импульса и яркости пилотного света. Студийные вспышки допускают замену рефлектора и использование светорассеивающих насадок.

Еще одним специализированным типом электронных фотовспышек являются кольцевые приборы для макрофотографии и медицины. От других типов они отличаются кольцевой формой ксеноновой лампы, располагающейся вокруг объектива фотоаппарата[35]. Такая конструкция обеспечивает бестеневое освещение и исключает перекрытие света вспышки деталями камеры. В большинстве случаев такие вспышки присоединяются к определённым типам объективов при помощи байонета, но иногда выполняются, как конструктивная часть оправы, например в некоторых объективах «Medical-Nikkor». Блок питания и конденсаторы кольцевых вспышек размещаются в отдельном блоке, соединённом с излучателем высоковольтным проводом.

Синхронизация электронных вспышек

В отличие от одноразовых вспышек, длительность свечения которых измеряется десятыми долями секунды, электронные вспышки дают более короткий импульс в 1/1000—1/50000 секунды. По этой причине при съёмке со шторно-щелевыми фокальными затворами нормально экспонированный снимок может быть получен только на выдержках, при которых щель между шторками превосходит по размеру соответствующую сторону кадра или равна ей. До появления современных ламельных затворов большинство шторных обеспечивали синхронизацию на выдержках не короче 1/60 секунды, затрудняя использование вспышки для заполняющего освещения при дневном свете[36]. В то же время, с центральными затворами синхронизация доступна во всём диапазоне, причём энергия импульса, в отличие от одноразовых вспышек, используется полностью даже на самых коротких выдержках. При этом, электронные вспышки не требуют упреждения синхронизации, срабатывая сразу же после замыкания синхроконтакта. В фотоаппаратуре с регулировкой упреждения синхронизации электронным вспышкам соответствует положение «X». Все эти особенности в конце 1950-х годов привели к резкому росту популярности центральных затворов, которые начали устанавливать даже в однообъективных зеркальных фотоаппаратах, как дань всеобщей моде на электронные вспышки[37][26]. До наших дней эта тенденция дошла только в среднеформатной аппаратуре, такой как Hasselblad, Bronica и т. д.[38].

Радиосинхронизатор электронной фотовспышки.

Первые электронные вспышки соединялись с синхроконтактом затвора при помощи двух простейших штырьковых разъёмов с проводами. В 1953 году западногерманская фирма Zeiss Ikon приняла стандарт соединения при помощи одного кабеля с коаксиальным разъёмом типа «PC», получившим своё название от первых букв двух семейств фотозатворов: «Prontor» и «Compur»[3]. В течение нескольких лет стандарт был принят во всём мире. Однако, возрастание количества соединений заставило конструкторов искать пути избавления от лишних проводов, и в 1977 году в качестве международного стандарта ISO:518 был утверждён «горячий башмак» с дополнительным контактом синхронизации[39]. С этого момента для синхронизации электронной вспышки после её установки в обойму камеры никакие дополнительные соединения не требуются. Некоторое время вспышки продолжали комплектоваться съёмным проводом для соединения с устаревшими фотоаппаратами, но в дальнейшем от этого отказались. Тем не менее, современная цифровая аппаратура профессионального и полупрофессионального классов продолжает оснащаться разъёмом PC, необходимым, как минимум для соединения со студийными вспышками. Быстрое совершенствование электронных фотовспышек привело к тому, что они стали конкурировать с другими источниками света, успешно заменяя их. Необходимость подсветки дополнительными вспышками поставила вопрос об освобождении от проводного соединения для синхронизации, и появился целый класс устройств, получивших название «световых ловушек» или внешних синхронизаторов.

Датчик импульсного света, запускающий ведомую вспышку от срабатывания ведущей мог соединяться со стандартными устройствами или устанавливаться штатно в наиболее совершенные модели. В СССР «световой ловушкой» оснащались приборы «ФИЛ-101» и некоторые другие[40]. Со временем световая синхронизация стала стандартной опцией большинства серийных электронных вспышек. В современных студийных вспышках такой способ остаётся основным, избавляя от обилия проводов в студии. Дальнейшее развитие автономных моделей пошло по пути передачи другим вспышкам данных системы автоматического управления экспозицией по инфракрасному каналу совместно с командами синхронизации[41]. Такая система не реагирует на посторонние вспышки в случае одновременной съёмки события несколькими фотографами. Современные системные вспышки обладают возможностью совместной работы нескольких автоматических приборов с синхронизацией по нескольким каналам с различной кодировкой. Это позволяет размещать дополнительные вспышки с разных сторон объекта съёмки для создания световых эффектов, не мешая фотографам, работающим так же на другом канале. Однако, нестабильность световой синхронизации и её невысокая дальность, особенно вне помещений, в последнее время вынуждает фотографов использовать радиосинхронизаторы, менее чувствительные к особенностям среды. Последние модели системных фотовспышек, например «Canon Speedlite 600 EX-RT», кроме инфракрасной системы оснащены встроенным радиосинхронизатором.

Светодиодные осветители

В XXI веке получили распространение светодиодные источники света, используемые вместо вспышек, и часто называемые «светодиодной вспышкой». В этом типе осветителя устанавливаются один или несколько светодиодов, но устройство не является вспышкой: время его свечения может быть произвольным, а по световой эффективности светодиоды сильно уступают ксеноновым лампам. К преимуществам светодиодов относятся малые размеры и масса, низкое напряжение питания, а также возможность работы в непрерывном режиме, что может быть использовано для видеосъёмки и подсветки автофокуса. Встроенные светодиодные осветители применяются в камерафонах, планшетных компьютерах, сверхминиатюрных фотоаппаратах. Существуют и выносные приборы в виде кольца или матрицы из большого количества светодиодов (например, для макросъёмки).

Применение

Изобретение и совершенствование фотовспышек наиболее тесно связаны со съёмкой быстропротекающих процессов в научных и промышленных целях. В отличие от высокоскоростных фотозатворов, быстродействие которых ограничено инерцией, фотовспышки позволяют отсекать чрезвычайно короткие выдержки. При этом, световая эффективность вспышек может быть на несколько порядков выше затвора, поскольку вся энергия импульса концентрируется в периоде экспозиции, каким бы коротким он ни был. Кроме того, в отличие от фокальных затворов, фотовспышка экспонирует весь кадр одновременно, полностью исключая искажения формы быстродвижущихся объектов. Теснее всего с высокоскоростной фотографией при помощи вспышек связано имя Гарольда Эджертона, разработавшего множество технологий съёмки, и внёсшего огромный вклад в совершенствование одноразовых и электронных вспышек[18]. Кроме съёмки одиночных фотографий со сверхкороткими выдержками, Эджертон прославился экспериментами в области хронофотографии, фиксируя несколько фаз движения на одном снимке при помощи стробоскопа, созданного им из электронной вспышки[20]. Наиболее коротких вспышек удалось достичь при помощи искрового разряда: для этого источника света выдержка измеряется единицами микросекунд.

В фотографии фотовспышки изначально использовались, главным образом, для сокращения выдержки в условиях недостаточного освещения. Первые годы после изобретения магниевая вспышка применялась в портретной съёмке, позволяя избежать смазывания лиц, неизбежного при светочувствительности фотоэмульсий тех лет. Постепенно вспышка стала неотъемлемым атрибутом при репортажной съёмке, фиксируя на фотоэмульсии резкое изображение движущихся людей. Рост светочувствительности фотоматериалов и распространение скоростных затворов в начале XX века не привели к отказу от вспышек, оставшихся необходимыми при съёмке в помещении или в тёмное время суток. Кроме того, в журналистике вспышка давала гарантированную подсветку лиц даже в случае съёмки против света или при резком боковом освещении, сохраняя узнаваемость репортажных портретов. Наличие фотовспышки позволяет сделать снимок даже в полной темноте. В 1990-х годах электронные вспышки практически полностью вытеснили осветительные приборы непрерывного света из фотостудий. Причиной стали несколько факторов: стабильная цветовая температура, точно соответствующая дневному свету, возможность без ограничений снимать как статичные, так и движущиеся объекты, а также гибкость и энергетическая эффективность.

Совершенствование цифровых фотоаппаратов и резкий рост рабочих значений светочувствительности в конце 2000-х годов позволили в фотожурналистике обходиться без вспышек практически в любых световых условиях. Однако, фотовспышки не вышли из употребления, поскольку дают возможность выравнивать световые контрасты, неприемлемые в цифровой фотографии. В корпоративной и свадебной фотографии фотовспышка позволяет достигать высокой точности цветопередачи. Возможность использования дополнительных вспышек, синхронизированных с ведущей на фотоаппарате, позволяет создавать вне студии любые схемы освещения при полной автономности источников питания. В любительских фотоаппаратах, камерафонах и других подобных устройствах фотовспышка до сегодняшнего дня считается обязательным атрибутом, позволяющим получать качественный снимок в любых условиях. Наиболее распространённые сферы использования фотовспышки в практической фотографии:

  1. Недостаточная освещённость — наиболее частое применение фотовспышки в любительской фотографии.
  2. Подсветка теней. Использование вспышки при ярком солнце позволяет смягчить контраст, согласовав его с доступной фотографической широтой.
  3. При съёмке с контровым освещением вспышка позволяет высветлить передний план, находящийся в тени.
  4. Спортивная и репортажная съёмка в помещении. Вспышка даёт очень короткую выдержку, «замораживая» объект съёмки даже при недостатке обычного освещения.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ролик фотоплёнки стоил тогда же 35 копеек

Источники

  1. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 104.
  2. 1 2 Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 171.
  3. 1 2 3 4 General History of Flash Photography (англ.). Flash Photography ~ History & ILFORD Flashguns. Photomemorabilia. Проверено 5 декабря 2015.
  4. 1 2 3 4 Владимир Зверев. История советской фотовспышки (рус.). Статьи. Клуб «Фотору». Проверено 5 декабря 2015.
  5. ↑ Краткий фотографический справочник, 1952, с. 213.
  6. 1 2 3 Владимир Зверев. Эволюция фотовспышек. Полтора века пути (рус.). Авторские статьи. Digital Camera (31 июля 2012). Проверено 11 декабря 2015.
  7. 1 2 3 4 Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 172.
  8. ↑ 23 сентября (рус.). День в истории. «Маленькие истории». Проверено 18 ноября 2015.
  9. ↑ Photoflash: 62 years ago, 1955, с. 49.
  10. ↑ Малоформатная фотография, 1959, с. 82.
  11. Leo Foo. Flash Bulbs (англ.). Additional info on Nikon Speedlights. Photography in Malaysia. Проверено 8 декабря 2015.
  12. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 66.
  13. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 64.
  14. ↑ Советское фото, 1957, с. 43.
  15. ↑ Справочник фотолюбителя, 1964, с. 168.
  16. Владимир Зверев. Советские электронные фотовспышки (рус.). LiveJournal (20 октября 2014). Проверено 5 декабря 2015.
  17. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 113.
  18. 1 2 JOYCE BEDI. Seeing in the Dark: Aerial Reconnaissance in WWII (англ.). Invention Stories. Lemelson Center (20 May 2010). Проверено 6 декабря 2015.
  19. 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 97.
  20. 1 2 Фотомагазин, 2001, с. 112.
  21. 1 2 Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Проверено 17 декабря 2016.
  22. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 173.
  23. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 136.
  24. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 121.
  25. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 174.
  26. 1 2 Владимир Зверев. Советской электронной фотовспышке 60 лет (рус.). Дополнительные материалы. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения (март 2015). Проверено 5 декабря 2015.
  27. Г. Абрамов. Фотовспышка «Электроника Л5-01», при работе от шести элементов 316 можно было устанавливать энергию вспышки 20 или 40 джоулей. (рус.). Фотовспышки. Этапы отечественного фотоаппаратостроения. Проверено 26 января 2016.
  28. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 180.
  29. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 99.
  30. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 2.
  31. ↑ Фотомагазин №7—8, 2002, с. 14.
  32. ↑ Фотомагазин №6, 2002, с. 51.
  33. ↑ Основы работы со студийным светом (рус.). Popcorn. Проверено 10 декабря 2015.
  34. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 194.
  35. ↑ Фотомагазин №7—8, 2002, с. 18.
  36. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 63.
  37. ↑ Советское фото, 1961, с. 29.
  38. ↑ Среднеформатные зеркальные камеры с центральным затвором (рус. ). Взгляд на цифровую фотографию (18 января 1999). Проверено 25 апреля 2015.
  39. ↑ ISO 518:1977 (англ.). Photography — Camera accessory shoes, with and without electrical contacts, for photoflash lamps and electronic photoflash units. ISO (12 May 2006). Проверено 7 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  40. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 143.
  41. ↑ Фотомагазин №7—8, 2002, с. 15.

Литература

  • А. Н. Веденов. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л.: Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с. — 200 000 экз.
  • П. Деревянкин. Каким должен быть затвор фотокамеры (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1961. — № 4. — С. 27—29. — ISSN 0371-4284.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 105, 358. — 447 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. II. Источники света // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — 367 с. — 100 000 экз.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М.: Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Павел Смирнов. Искусственные источники света (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 6. — С. 50—53. — ISSN 1029-609-3.
  • Максим Томилин. Фотограф, объединивший науку и искусство (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 3. — С. 112, 113. — ISSN 1029-609-3.
  • Андрей Шеклеин. Мир современных вспышек (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 7—8. — С. 10—22. — ISSN 1029-609-3.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Eugene P. Wightman. Photoflash: 62 years ago (англ. ) // IMAGE. Journal of Photography of Jeorge Eastman House : журнал. — 1955. — Октябрь. — P. 49—51.

Ссылки

импульсных звуков Скачать импульсные звуковые эффекты Royalty Free FX

бесплатные видеоматериалы и анимированная графика Звуковые эффекты
  • Все видео
  • Видео
  • Графики движения
  • Музыка
  • Звуковые эффекты