Разное

Диагональная композиция в фотографии: Урок композиции кадра в фотографии, примеры

Содержание

Использование диагональных линий в фотографии

Автор Стелла Швец На чтение 12 мин Просмотров 48 Обновлено

Содержание

  1. Симметрия
  2. Фрейминг
  3. Диагонали
  4. Паттерны
  5. Негативное пространство
  6. Заполнение кадра
  7. Золотое сечение и правило третей
  8. Спираль Фибоначчи
  9. Золотые треугольники
  10. Правило треугольника
  11. Горизонтальные линии в фотографии
  12. Диагональные линии в фотографии
  13. Линия горизонта как одна из самых важных линий в фотографии
  14. Свойства и формы линий
  15. Диагональные линии
  16. Изгибы, «линии красоты»

Симметрия

Симметрия – это мощный прием композиции, при помощи которого создаются и гармонизируются произведения искусства: архитектуры, дизайна, живописи, графики, фотографии.

Проще всего симметрию в фотографии описать так: если вы сложите идеально симметричную фотографию пополам вдоль линии симметрии, у вас получится две идентичные фотографии.

Но симметричная композиция не предусматривает идеального совпадения элементов обеих половинок изображения. Взгляд зрителя может быстро устать от однообразия, поэтому несовершенность симметрии дает взгляду зацепиться и отдохнуть.

Существует всего три типа симметрии:

  1. Вертикальная – вертикаль в виде здания, сооружения или дороги может разделять фотографию на правую и левую симметричные половинки.
  2. Горизонтальная – отражения в воде создают симметричные изображения по отношению к линии горизонта.
  3. Радиальная – линии, расходящиеся из центра изображения, создают радиальную симметрию.

Фрейминг

Фрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане.

Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев, волна, луч света и другие объекты.

Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.

  • Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.
  • Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины, объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
  • В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания. Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь кадра.

Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры, пейзажей, портретов и стрит-фото.

Диагонали

Метод диагоналей – одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Однако в зависимости от пропорций кадра этот угол может меняться.

Фотография с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такое же фото без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр.

Диагонали в кадре может быть две:

  • «быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;
  • «медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.

С диагоналями связано зрительное восприятие мозга: мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, спускаясь по диагонали. Соответственно, объекты, расположенные по диагонали, легче и быстрее воспринимаются зрительным центром.

Психологи считают, что «медленная», восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как «быстрая», нисходящая – беспокойство и тревогу. Помните об этом при построении композиции.

Паттерны

Паттерн – это повторения однородных текстур, форм, объектов, цветов. Повторяющийся мотив, узор или орнамент гармоничен и привлекателен для взгляда зрителя. Акцент на соотношении цветов, форм, линий способствует развитию видения фотографа.

И вот вам несколько советов по съемке паттернов:

  • Ищите паттерны в больших и малых масштабах: в макросъемке и аэрофотосъемке.
  • Замечайте паттерны в живой и неживой природе: в прожилках листьев и фасадах зданий.
  • Экспериментируйте с углом и точкой съемки: снимайте сбоку, снизу и сверху.
  • Заполняйте паттерном весь кадр целиком, чтобы максимизировать эффект.
  • Нарушайте структуру узора акцентным элементом: это усиливает воздействие на зрителя.

Негативное пространство

Негативным (или отрицательным ) пространством в искусстве называют область, окружающую предмет изображения. При этом негативное пространство вовсе не обязано быть пустым: это может быть небо с облаками, стена с кирпичной кладкой, дощатый пол. Да что угодно! Это пространство может быть вовсе незаметным, как белый сугроб или туман, однако оно играет важнейшую роль в композиции.

Как использовать негативное пространство?

  • Для изолирования субъекта кадра и привлечения к нему внимания зрителя. Негативное пространство оставляет место для воображения: О чем думает этот человек? Куда плывет эта лодка? Как здесь вырос этот цветок?
  • Для создания определенных эмоций или настроения. Обычно негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины. Однако, используя яркие цвета фона, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности. Теплые оттенки, как правило, вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
  • Для упрощения композиции и работы в стиле минимализм. Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию.
    Этот прием очень часто используется в рекламной и продуктовой фотографии для акцентирования внимания на продукте.
  • Для продажи фотографий через фотобанки. Покупатели фотографий на фотостоках используют ваши шедевры как сырье для своих рекламных баннеров, обложек и сайтов. Поэтому одним из главных критериев выбора при покупке является наличие на фото пустого пространства для текста.

Только запомните, что негативного пространства тоже должно быть в меру: не слишком мало, но и не слишком много. Примерно вдвое больше, чем позитивного. Или около того:)

Заполнение кадра

Заполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не остается другого выхода, кроме как рассматривать этот объект. Отвести взгляд просто некуда.

При этом заполнение кадра предоставляет новые возможности:

  • Рассмотреть все детали;
  • Привлечь внимание к текстуре;
  • Сделать акцент на эмоции.

Применяется этот прием в бьюти и макросъемке, в съемке портретов и дикой природы. Иногда заполнение кадра используется и при съемке архитектуры, чтобы сделать акцент на узоре или архитектурном рисунке здания.

Золотое сечение и правило третей

Правило третей – это деление кадра по горизонтали и по вертикали на три части в соотношении 1/2. Как правило, линию горизонта лучше располагать по линии, которая делит кадр на трети. Большая часть кадра  отводится небу или земле в зависимости от задумки. Сам же объект, зрительный центр кадра располагается на пересечении линий, которые делят кадр на трети.

Золотое сечение – деление кадра на части так, что большая часть относится к меньшей, как весь кадр к большей. По этому правилу точки пересечения линий располагаются ближе к центру кадра, чем по правилу третей.

Несмотря на то, что сетка с точками у этих двух правил немного отличается, суть композиционного приема одна и та же:

  • Линию горизонта лучше размещать не по центру кадра и не по диагонали, а по горизонтали, смещая ее вверх или вниз в соотношении 1/2 в зависимости от того, что в кадре важнее: небо или земля.
  • Главные объекты кадра лучше размещать на пересечении линий сетки, так как именно они являются пунктами притяжения взгляда зрителя.

Кажется, будто эти правила композиции противоречит другим правилам, например, закону симметрии, однако это не совсем так. Даже в идеально симметричном изображении (по вертикали) часто встречается правило третей (по горизонтали). Но когда знаешь уже так много правил композиции, во время компоновки кадра приходится выбирать, какому из них следовать. Для некоторых сцен лучше подходит симметрия, а где-то – золотое сечение. И только фотограф решает, по каким законам он будет создавать свой шедевр.

Спираль Фибоначчи

Спираль Фибоначчи – еще один интересный закон композиции, основанный на золотом сечении.

В природе этот закон композиции можно встретить в строении человеческого уха, раковинах ракообразных, стеблях растений, морских волнах.

Располагая объекты в кадре по спирали, вы создаете поток и движение и тем самым помогаете направлять взгляд зрителя через изображение. Вы можете перевернуть или повернуть спираль, однако фокус должен оставаться в сердце спирали. Другие важные элементы должны быть расположены вдоль кривой.

Этот прием композиции часто используется в фуд-фотографии, макросъемке и других жанрах.

Золотые треугольники

Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим кадр диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их перпендикулярно к диагональной линии. Это делит кадр на ряд треугольников. Этот способ съемки помогает ввести элемент «динамического напряжения». Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.

Фотография Барри О’Кэррола с Эйфелевой башней использует «правило треугольников» деликатным способом. Головы статуй создают «подразумеваемый треугольник». Эта линия ведет нас к Эйфелевой башне на заднем плане. Короткая линия справа проходит в точности между двумя статуями. Короткая линия слева соединяется с диагональю как раз на полпути к Эйфелевой башне.

Правило треугольников может показаться более сложным с точки зрения композиции, но результат его использования может быть действительно потрясающим.

Правило треугольника

А еще в композиции есть правило обычного треугольника – простого, а не золотого! Им часто пользуются стилисты и декораторы, а также те, кто снимают предметную и фуд-фотографию.

Берем и мысленно рисуем треугольник. Располагаем основные предметы съемки в углах треугольника. Равнобедренный треугольник придает кадру статичность, так что для более живых картинок используйте перевернутый неравнобедренный треугольник. Кстати, необязательно три визуальных центра должны быть одинаково яркими и акцентными. Можете сфокусироваться на одном из углов, а два остальных можно даже в резкость не брать.

Горизонтальные линии в фотографии

Этот тип линий встречается наиболее часто при съемках равнинных пейзажей. Вдали проходит линия горизонта – разделяющая небо и землю. Эта линия делит снимок пополам на две части и в определенной мере определяет всю композицию кадра.

Посмотрим на подобные картины художников-живописцев. Наверняка, вы уже заметили одну очень интересную особенность? Если нет, то я подскажу. Художники стараются избежать деления картины линией горизонта на две равных части. Согласитесь, что композиция воспринимается гораздо лучше, если в ней линия горизонта расположена либо выше, либо ниже середины кадра. В фотографии это правило тоже следует соблюдать.

Верное использование горизонтальной линии в фотографии

Аналогично это правило действует при съемках портретов в фас. Фотографу также следует избегать такого положения фотографируемого человека, когда линия его глаз делит снимок пополам. Лучшим вариантом будет, когда линия глаз пройдет выше середины кадра.

Диагональные линии в фотографии

Диагональ – линия, которая соединяет вершины противоположных углов прямоугольника. Диагональ и близкие к ней линии вызывают у зрителя представление о движении. Об этой особенности поговорим чуть позднее. А сейчас отмечу, что диагональные линии в кадре нельзя связывать только с задачей передачи движения на снимке.

К примеру, диагональную линию можно применять для придания равновесия кадру. Посмотрите на фотографию ниже.

Использование диагональных линий в фотографии

Здесь фотограф создал диагональную композицию кадра. Проволока с разноцветными тряпками делит кадр на два треугольника различных по тоновой окраске. Тень от проволоки и столбиков уравновешивает затененную часть верхней половины снимка.

Если вдоль диагонали кадра расположить какой-то объект или группу объектов, то снимок от этого существенно выиграет.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Линия горизонта как одна из самых важных линий в фотографии

На море горизонт выглядит как прямая линия. С ним нужно быть аккуратным. Нельзя допускать завал. Если переход от неба не будет горизонтальным, это создаст ощущение напряженности. Такой подход хорош только в тех ситуациях, когда такое решение является частью задумки автора. В остальных случаях горизонт не должен быть заваленным.

Часто объекты на фотографии, будь то различные здания, особенности местности, к примеру, скалистые горы вдали мешают понять истинную линию горизонта. В таких случаях можно использовать штатив с пузырьком или устанавливать специальный уровень с пузырьком на камеру.

На некоторых снимках нельзя избежать появления в кадре лишних объектов. Линии электропередач или след от самолета в небе могут испортить кадр или наоборот украсить его. Всё зависит от построения композиции и правильного использования линий.

Свойства и формы линий

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. Силы, действующие на эти линии, равновелики во всех направлениях или отсутствуют вовсе.

При виде изогнутой линии создается впечатление, что на неё действуют какие-то силы. Линии с маленьким изгибом воспринимаются как устойчивые.

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии — это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Извилистая линия в форме буквы S может считаться как устойчивыми, так и неустойчивыми. Всё зависит от степени изгиба. Вертикальная линия с небольшим изгибом может быть устойчивой. Она воспринимается как пружина и передает некоторое напряжение. Существуют и горизонтальные извилистые линии. К примеру, линия гор на горизонте, изгибы рек или тела человека.

Диагональные линии

Диагональ — это линия, которая идет от одного края изображения к другому. Диагональ можно сделать даже из горизонта. Просто нужно повернуть камеру под определенным углом.

Европейцы привыкли изучать всё слева направо. Поэтому движение взгляда по диагонали слева направо будет восприниматься немного не так, как справа налево. Диагональ часто привносит в кадр динамику, но есть снимки, где диагонали выглядят мирно.

Изгибы, «линии красоты»

Легкие изгибы воспринимаются как линии красоты. Подсознание ассоциирует их с изгибами тела.

S образная линия имеет преимущество над прямыми горизонтальными, вертикальными, параллельными и диагональными линиями. Изгибы присущи всем живым существам, поэтому такие линии привносят в фотографию жизнь и красоту.

Источники: https://www.blenda.by/blog/10-pravil-kompozicii-v-fotografii/, https://fotoadvice.ru/teoriya-fotografii/kompozicii/leenii-v-fotografii-i-ikh-pravilnoe-primenenie/, https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/932_linii_v_fotografii

5 день. Тренинг «Азы построения композиции в фотографии».

Сегодня последний день нашего тренинга. Как быстро пролетело время!
Мы уже коснулись таких аспектов композиции, как ритм, форма, динамика, глубина и взаимодействие. Конечно, это далеко не все моменты, которые формируют хорошую композицию, но Вы уже сможете проанализировать простую композицию на этой фотогафии.

Здесь есть ритм, перспектива, форма. И, конечно, идея. Эта фотография была сделанна в соборе Святого Вита в Праге. Я делала серию фотографий об архитектурном воплощении Веры в готике. Эта фотография мне показалась самой удачной. Я выбрала симметричную композицию не случайно. Я хотела показать спокойствие и устойчивость, надежность. Ритм окон придает легкости.  И в то же время, акцентирует тяжесть потолка. (Взаимодействие света и тени, контраст)  Как такой мощный потолок держится на таких тонких колоннах? Он как будто витает в воздухе. Все эти тонкие ощущения должны были уверить прихожан, многие из которых были неграмотны, в величие божественного и в реальности(твердости) жизни на небесах. Я не сильна в теологии, это просто мой взгляд на архитектурное воплощение чувства, которое я попыталась передать в фотографии по средсвом такой композиции.

Сегодня я расскажу о нескольких видах композиций, основываясь на том, о чем мы говорили в предыдущих днях.
Продолжим про симметрию. Симметрия обычно выражает спокойствие, уверенность, надежность. В негативном смысле обездвиженность, аппатию. На этой фотографии я хотела показать баланс черного и белого, Инь и Янь. Идея пришла из истории этого молодого поэта и художника из Нигерии, который столкнулся с расизмом.

Здесь геометрия расположнена симметрично

Для примера возьмем ту же геометрию, но другую композицию — золотое сечение. Ощущение совсем другое! Больше как затишье перед бурей.:)

Диагональная композиция. Тоже довольно простая, но очень эфективная. Диагональ на фотографии символизирует движение, добавьте диагональный элемент в любую композицию и она «оживет».
На этой фотографии лист тянется к солнцу (наверх), капли катяться вниз к земле. Капли расположенны по золотому сечению.

Еще одна диагональная композиция. Цветы тянуться к солнцу.

Диагональ может быть и не такой позитивной. На этой фотографии движение идет вниз, так как центр внимания находится внизу и выходит за рамки фотографии.

Вы уже видите, что это параллельные линии.:)

И, конечно, я расскажу немного о золотом сечении. Золотое сечение иногда подвергается критике, но именно эта композиция чаще всего встречается на моих фотографиях. Снимала я их подсознательно, не думая о золотом сечении, обнаружила это только сейчас, когда стала готовить материалы для курса. И, честно говоря, очень удивилась.:))
Подробнее здесь
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
В английском варианте больше иллюстраций, просто посмотрите их.
http://en.wikipedia.org/wiki/Golden_ratio
Вот тоже интересный ресурс
http://topsecretz.net/blog/world/68.html

Или очень вдохновляющее видео:

Вот эта фотогафия на первый взгляд посторена по правилу третей.

Но если наложить сетку золотого сечения, то открываются другие взаимосвязи. Центр внимания- крона дерева уравновешивается придорожными кустами.

Вот еще треугольник расположенный в золотом сечении.

Задание на сегодня будет:

  • Сфотографировать простую композицию, можно, основываясь на наших уроках. Если Вы захотите что то переснять из предыдущего, будет даже лучше!!
  • Проанализировать ее в нескольких словах. В контексте предыдущих уроков. Постарайтесь прочитать все коментарии, там много интересной информации.
  • Попробовать понять идею снимка. Именно после, когда снимок уже сделан. Не думайте много об этом, когда снимаете. Ведь не зря ваше подсознание работает, доверьтесь ему. (особенно если Вы хотите работать с золотым сечением) Все что вы снимаете — не случайно. А после, подумайте, почему Вы сделали именно такой снимок. Многое из того, что я сегодня написала о своих фотографиях, я поняла только после того, как их сфотографировала.

Я буду проверять задания до понедельника, так что у Вас есть время подумать.:)

Удачи!

Tags: тренинг, фото

PhotoTraces.com — Блог о путешествиях

Получите мои бесплатные пресеты для Lightroom

Коллекция путешествий

Получите пресеты прямо сейчас!

Начните здесь

Впервые в PhotoTraces?
Отлично, позвольте мне показать вам все

Узнать больше

О

Узнать больше о Викторе, фотографе, создавшем PhotoTraces

Узнать больше

Что в моей дорожной сумке для фотоаппарата

Мое снаряжение для путешествий

9 0006 Узнать больше

Последние статьи и руководства

Лучшие места для фотографий

Популярные статьи и руководства

Таблица выдержек затвора – Памятка по управлению движением на фотографиях

Выдержка является частью треугольника экспозиции наряду с диафрагмой и ISO. Скорость затвора влияет не только на экспозицию…

Диафрагма F-Stop Infographic — Диафрагма в фотографии CheatSheet

Если вы хотите понять диафрагму в фотографии, то вы попали в нужное место.

Инфографика F-Stop Chart графически иллюстрирует…

Оттенки серого, черно-белое и монохромное: объяснение различий

Если вы начинаете делать черно-белые изображения или просто рассматриваете это как следующий шаг…

Лучшие бренды объективов для камер на сегодняшний день: 10 ведущих производителей объективов

Хотите узнать все о лучших брендах объективов для камер на современном рынке? Вы пришли направо…

Лучший объектив для путешествий — как правильно выбрать объектив для путешествий для любой марки

Если вы ищете лучший объектив для путешествий, который можно взять с собой в следующий отпуск или в поход, который бывает раз в жизни, вы…

24 лучших объектива Fuji на сегодняшний день — объективы Fujifilm X Mount

Вы изо всех сил пытаетесь выбрать лучшие объективы Fuji для своей камеры Fujifilm? Тогда вы пришли в нужное место….

Лучший объектив для фотосъемки птиц: бюджетные варианты для начинающих и энтузиастов

Если вы ищете лучший объектив для фотосъемки птиц, вы обратились по адресу. В этой статье вы…

Подробное описание гиперфокального расстояния: бесплатный калькулятор и диаграммы

Если вы изо всех сил пытаетесь понять гиперфокальное расстояние в фотографии, то вы попали по адресу. В этой статье я…

Шпаргалка по фотографии [Top Infographics]

Шпаргалка по фотографии — это графическое представление одной из концепций фотографии. Сам как визуал,…

Как установить пресеты Lightroom — пошаговое руководство

В течение многих лет процесс установки пресетов в Lightroom был простым и понятным. Все, что вам нужно было сделать, это разместить…

ISO в фотографии — выход из треугольника экспозиции

Эта статья по основам фотографии призвана ответить на следующие вопросы: Что означает ISO в фотографии и как ISO…

Битва карт памяти: Sandisk Extreme Pro vs Extreme Plus vs Extreme vs Ultra

Итак, вы приобрели камеру, о которой всегда мечтали, но как насчет карты памяти? Иметь отличную камеру…

Лучшие внешние жесткие диски для фотографов

Если вы ищете лучший внешний жесткий диск для фотографов, вы обратились по адресу. Потому что после…

Бесплатные вещи

Пресеты Lightroom — скачать бесплатно (zip + dng) Бесплатные пресеты Lightroom (дорожная коллекция) Бесплатные фотографии в формате RAW для редактирования

PhotoTraces.com — Блог о путешествиях

Получите мои бесплатные пресеты для Lightroom

Коллекция путешествий

Получите пресеты прямо сейчас!

Начните здесь

Впервые в PhotoTraces?
Отлично, позвольте мне показать вам

Узнать больше

О

Узнать больше о Викторе, фотографе, создавшем PhotoTraces

Узнать больше

Что в моей дорожной сумке для фотоаппарата

Мое снаряжение для путешествий

9 0006 Узнать больше

Последние статьи и руководства

Лучшие места для фотографий

Популярные статьи и руководства

Таблица выдержек затвора – Памятка по управлению движением на фотографиях

Выдержка является частью треугольника экспозиции наряду с диафрагмой и ISO. Скорость затвора влияет не только на экспозицию…

Диафрагма F-Stop Infographic — Диафрагма в фотографии CheatSheet

Если вы хотите понять диафрагму в фотографии, то вы попали в нужное место. Инфографика F-Stop Chart графически иллюстрирует…

Оттенки серого, черно-белое и монохромное: объяснение различий

Если вы начинаете делать черно-белые изображения или просто рассматриваете это как следующий шаг…

Лучшие бренды объективов для камер на сегодняшний день: 10 ведущих производителей объективов

Хотите узнать все о лучших брендах объективов для камер на современном рынке? Вы пришли направо…

Лучший объектив для путешествий — как правильно выбрать объектив для путешествий для любой марки

Если вы ищете лучший объектив для путешествий, который можно взять с собой в следующий отпуск или в поход, который бывает раз в жизни, вы…

24 лучших объектива Fuji на сегодняшний день — объективы Fujifilm X Mount

Вы изо всех сил пытаетесь выбрать лучшие объективы Fuji для своей камеры Fujifilm? Тогда вы пришли в нужное место….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *