Первые цветные фотографии России: фотохудожник Прокудин-Горский и его история
Этим летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая Ливадийский дворец совсем с другой целью). Больше всего меня привлек очень выразительный портрет Льва Толстого в цвете: на фото Лев Николаевич сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.
Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливыдийского дворца, объяснили мне, что это — цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:
Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия – вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий — где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой – в художественном плане их постановка безупречна.
Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь, с современностью сегодня.
Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) — на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем – полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 7; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую не вернуть.
Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:
Крестьянские девушки. Вологодская губерния:
Кириллово-Белозерский монастырь:
На жнитве. Череповецкий уезд Новгородская губерния:
Монастырский покос:
Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:
Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и вот, что говорят о нем открытые источники.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских – один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.
Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.
Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.
Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года). Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.
Переяславль-Залесский. Вид на [Плещеево] озеро и город от села Веськово:
Крестьяне. Уфа:
Этюд «Сети» село Сорока:
Река Исеть, деревня Камышевка:
Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:
Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе, сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Как это работает? Немного из истории фотографии
Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.
Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста Делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).
Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.
В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Основные термины:
Пленка или матрица: матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка – это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка gредставляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.
Экспозиция: количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.
Диафрагма: контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.
_________________________
Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.
В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году и свет увидели лишь около 90 его работ.
В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.
На родине же его по-настоящему прославили фотопортреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: « …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».
Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.
Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” – сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.
Итак, в 1909 году Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.
Вот как он сам описывал свою работу: « …Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий…Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”
В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.
После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.
Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Вскоре, после Октябрьской революции 1917 года, Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.
Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того, как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.
В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.
Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам, под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.
Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу, на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-ых годах Американской Библиотеке Конгресса.
Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.
В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.
В 2000 году компания JJT, по контракту с Библиотекой Конгресса СШ, выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.
Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.
Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России, да, и всего мира.
На этих снимках — Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит — и мы сами.
Плотина на реке Ковже:
Вытегра. Часовня:
Самарканд. Торговец дынями:
Две грузинки в праздничных одеждах:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Портрет:
Ознакомиться с наследием фотохудожника можно здесь.
Также очень рекомендую к просмотру фильм, посвященный Прокудину-Горскому и судьбе его коллекции, который недавно демонстрировал канал Культура: ссылка здесь.
Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы
Россия, Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) / Музей «Московский Дом фотографии»,
Адрес: ул. Остоженка, 16,
Проезд: Метро «Кропоткинская»,
http://mamm-mdf.ru/, email: [email protected]
Яков Халип. Юнги. 1951 (?) Авторский цветной отпечаток
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
В РАМКАХ XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Кураторы: Ольга Свиблова, Елена Мисаланди
Корпоративный попечитель музея: Норникель
Новый выставочный сезон в канун своего 25-летия МАММ открывает выставкой «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы». Более двадцати лет музей приобретает в специальную коллекцию нашего собрания фотографии, которые можно отнести к раннему цвету. Этого материала вообще сохранилось немного. Технологии постоянно совершенствовались, позволяли сделать производство менее дорогостоящим и менее трудоемким, тем не менее, ранний цвет часто хрупок и недолговечен. Впервые мы показали работы из этой коллекции на «Фотобиеннале-2008» в Москве, затем в 2013 году — в Фотомузее Амстердама, в 2014 году — в лондонской The Photographer’s Gallery.
Дмитрий Бальтерманц. КуКрыНикСы (Художники-карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Конец 1940-х. Цветная печать
В новую выставку вошло 248 работ и слайд-шоу Бориса Михайлова. Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах фотографий, о событиях, отраженных на снимках, а также об истории фотографических техник, которые использовались на разных этапах развития цвета в фотографии.
Выставка «Первоцвет» показывает, как появляются и эволюционируют технологии, позволяющие наполнить снимки цветом. Выставка также является кратким конспектом истории русской фотографии на протяжении столетия (от Сергея Левицкого, Алексея Мазурина, Елены Мрозовской, Карла Бергамаско, Петра Веденисова до Василия Улитина, Петра Клепикова, Александра Гринберга, Александра Родченко, Якова Халипа, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца, Бориса Михайлова, Александра Слюсарева и др. ). В то же время экспозиция позволяет проследить, как менялась жизнь в стране, переживавшей исторические и социально-политические катастрофы, и то, какую разную роль в течение этого периода играла фотография.
Эксперименты по созданию цветной фотографии проводились практически с момента появления самой фотографии. Однако широкое применение цвета в фотографии начинается с 1860-х годов. В XIX веке доминирует раскрашивание черно-белых фотографий акварелью, гуашью и другими красками.
Дмитрий Бальтерманц. Из серии «Арбатская площадь». 1960. Цветная печать
В 1903 году изобретатели кинематографа братья Люмьер запатентовали новый процесс создания цветной фотографии — автохром. На стеклянную пластину наносились гранулы картофельного крахмала, окрашенные в красный, желтый и синий цвета. Гранулы работали как цветофильтры. Наложение второго слоя гранул давало оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. Затем наносилась цветочувствительная эмульсия. Автохромы позволяли достичь достаточно богатой цветопередачи, но не предполагали создания отпечатка.
Их можно было просматривать на просвет либо проецировать с помощью специальных аппаратов, которые также изготавливались компанией братьев Люмьер. С 1907 года Люмьеры начали производить автохромы промышленным способом (до 6 000 в день). Они расходились по миру, в том числе, была налажена их регулярная поставка в Россию. Так, замечательный фотограф Петр Веденисов с 1910 по 1914 год еженедельно выписывал к себе в Ялту автохромы из Франции. Его очень частная и личная съемка членов семьи и близких друзей оказалась одним из лучших выражений типологического уклада жизни российских просвещенных дворян начала ХХ века.В России пионером цветной фотографии стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В 1905 году он разработал и запатентовал собственный сенсибилизатор (вещество, повышающее чувствительность фотопленок, фотографических пластинок к цветным лучам). Среди многочисленных достижений Прокудина-Горского в области цветной фотографии — уменьшение выдержки, а также разработка технологии тиражирования снимка.
Дмитрий Бальтерманц. Витрина. Лондон, 1960-е. Цветная печать
В 1920-е годы интерес к цвету в фотографии проявляют фотографы двух крупнейших и конкурировавших друг с другом направлений в отечественной фотографии: пикториалисты и модернисты. С середины 1920-х до середины 1930-х они возрождают забытую технику ручной раскраски фотографии. Прежде всего, это Василий Улитин — пикториалист, участник крупнейших международных фотовыставок, награжденный медалями и дипломами в Париже, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Торонто, Токио, Риме, а также Александр Родченко — модернист, основоположник советского фотоавангарда. МАММ — единственный музей, в коллекции которого есть раскрашенные фотографии Александра Родченко.
В 1936 году практически одновременно появились цветные фотопленки немецкой компании Agfa и американской компании Kodak. Их широкое распространение и выход на любительский рынок были отложены из-за начала Второй мировой войны.
Производство собственной цветной пленки в Советском Союзе было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. До этого цветные фотографии в СССР в единичных экземплярах снимались на немецкую или американскую пленку. До середины 1970-х годов негативная пленка в СССР, позволяющая печатать цветные фотографии, была роскошью, доступной лишь немногим официальным фотографам, работавшим для крупных советских изданий. Ее использовали такие классики советской фотографии, как Владислав Микоша, Георгий Петрусов, Дмитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич и другие. Все они, так или иначе, были вынуждены следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем. Даже натюрморты с фруктами Ивана Шагина в это время несли идеологическую нагрузку и снимались для кулинарных книг, в которых советский человек мог увидеть то, чего не было в голодной послевоенной стране, где еще не отменили карточную систему распределения продуктов.
С конца 1950-х годов после развенчания культа личности Сталина во время хрущевской оттепели каноны социалистического реализма стали более мягкими, допуская определенную свободу в эстетике, позволяющую приблизить фотографию к реальности (серия Дмитрия Бальтерманца «Арбатская площадь», 1960).
Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фотомеханическая печать
В 1960–1970-е годы в СССР на рынке появилась цветная диапозитивная пленка. В отличие от цветной негативной пленки, которая требовала сложного и дорогостоящего процесса проявления для последующей печати, цветная диапозитивная пленка могла быть проявлена и в домашних условиях. Ею широко пользовались фотолюбители. Фотография в это время становится одним их самых распространенных хобби советских людей. Почти в каждом доме был диапроектор. Домашние проекции с непременным обсуждением снимков были популярной формой досуга.
В это же время в СССР возникло неофициальное искусство, важной частью которого была и неофициальная фотография. В 1970-х годах на цветную диапозитивную пленку Борис Михайлов, один из самых известных в мире советских фотографов, снимает серию «Сюзи и другие». Слайд-проекции Бориса Михайлова, создававшиеся для узкого круга друзей и единомышленников, были определенным аналогом квартирных выставок. Цвет в работах Бориса Михайлова используется концептуально, проявляя унылую унифицированность и убогость окружающей жизни.
В послевоенные годы жизнь в СССР постепенно налаживалась. Людям снова захотелось заказывать раскрашенные фотопортреты на память. Как правило, их делали «нелегальные» фотографы, так как частные фотоателье, выполнявшие такие заказы со второй половины XIX века, к 1930-м годам были запрещены. Государство получило полную монополию на фотографию. В 1980-х годах Борис Михайлов в серии «Лурики» обращается к эстетике китчевых цветных фотографий «на память». Раскрашивая наивные фотографии, он проявлял и деконструировал природу советских мифов.
Алексей Мазурин. На прогулке. 1898. Соленая бумага, раскраска медовой акварелью, лак
Мы включили в экспозицию две серии фотографов-концептуалистов Бориса Михайлова и Александра Слюсарева, относящиеся к 1980-м годам, когда авторы снова, как Александр Родченко в 1920–1930-е годы, пятьдесят лет спустя вносят в фотографию цвет посредством ручной раскраски снимков. Художественные миры Бориса Михайлова и Александра Слюсарева были совершенно разными, но возникают они в одно время в неофициальном советском искусстве, когда эстетика московского концептуализма продолжает развиваться в эпоху постмодернизма.
Подготовка текстов: Лариса Зайцева, Мария Лаврова, Елена Мисаланди, Людмила Рогова, Ирина Родионова
Рабочая группа: Елена Багдасарова, Андрей Баранов, Сергей Бунин, Егор Васильев, Михаил Гуревич, Алексей Гуреев, Артур Дягилев, Александр Зайцев, Анна Зайцева, Татьяна Ильичева, Дарья Ильяшенко, Кирилл Косенко, Арам Косян, Максим Крекотнев, Мария Кузнецова, Алексей Кулаков, Петр Кулаков, Максим Макаров, Борис Мисаланди, Юрий Налбандян, Александр Немерад, Вячеслав Новик, Александр Павловский, Вадим Пеганов, Владимир Ростов, Анна Хайтул, Александр Ченцов
Василий Улитин. Красноармеец. 1932. Трехцветный бромойль
Владислав Микоша. Портрет Юрия Рыпалова. 1938–1939. Трехцветный бромойль
Неизвестный автор. Портрет Алексея Николаевича Тютчева с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной Алексеевной и Марией Алексеевной. Ок. 1864. Соленая бумага, раскраска
Неизвестный автор. Будка близ станции Инкерман. 1880-1890-е. Соленая бумага, раскраска
Сергей Шиманский. Автопортрет в восточном халате. Конец 1930-х. Трехцветный бромойль
Всеволод Тарасевич. Семья начальника инструментального цеха ЗИЛа Константина Ефимовича Малкова. 1954. Первая страница обложки журнала «Советский Союз», август 1954. Цветная печать
Борис Михайлов. Из серии «Лурики». Конец 1970 – начало 1980-х гг. Серебряно-желатиновый отпечаток, анилин
Иван Шагин. Студентка. Начало 1950-х. Цветная печать
Петр Веденисов. Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, 1910 – 1911 Автохром
Юрий Левянт. Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец»). Начало 1960-х. Цветная печать
Ностальгия: Российская империя царя Николая II в цветных фотографиях — Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Когда в 1909 году пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский отправился в путь, чтобы запечатлеть всю Россию в цветных изображениях от имени царя, размах и важность его начинания были очевидны. С 1905 он планировал систематически документировать империю с помощью разработанной им техники цветной фотографии, чтобы дать всем россиянам, особенно школьникам, более глубокую связь со своей страной. Он ходатайствовал перед Николаем II достаточно долго, чтобы царь, наконец, предоставил ему специально оборудованную фотолабораторию в вагоне и необходимые проездные документы.
До того, как он отправился в шестилетнюю экспедицию, Прокудин-Горский, как и большинство его современников, понятия не имел, как выглядят и как живут его соотечественники из дальних уголков России. Его цветные изображения были предназначены не только для документирования различных граждан, этнических групп, поселений, фольклора и ландшафтов огромной империи, но и для создания общей идентичности для ее населения.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский бежал из России в 1918 году после Октябрьской революции. После путешествия по Норвегии и Англии он поселился в Париже, где и умер в 1944 году. Библиотека Конгресса США приобрела его работу в 1948 году, но только недавно она была с большим трудом отреставрирована. Выставка « Ностальгия » представляет отреставрированные шедевры ранней цветной фотографии, ставшие важной вехой в культурной истории России.
О технике окрашивания
Прокудин-Горский использовал камеру, которая экспонировала одну продолговатую стеклянную пластину три раза в быстрой последовательности через три разных цветных фильтра: синий, зеленый и красный. Для официальных презентаций негативную пластину помещали в фонарь с тремя линзами, чтобы можно было наложить три экспозиции для формирования полноцветного изображения на экране. Из-за короткого промежутка времени между фиксацией трех кадров на пластине перспектива на финальном изображении слегка искажается в разной степени и приводит к случайным мерцаниям цвета.
Бухарский эмир на цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского 1911 года. Справа — негатив черно-белой стеклянной пластины с тройной цветной фильтрацией, показанный здесь как позитив. Предоставлено Библиотекой Конгресса и Википедией.
Оцифровка коллекции
Стеклянные негативы из коллекции Прокудина-Горского отсканированы с разрешением 10000 пикселей по длинной стороне с пропорциональным масштабированием короткой стороны. Черно-белые негативы были захвачены как файлы в оттенках серого с разрешением 16 бит на пиксель и размером в несжатом виде примерно 70 мегабайт на файл. Размер оригинальных негативов 24х9.см. Негативы сканировались эмульсионной стороной вверх: стеклянная сторона негатива помещалась на сканирующую поверхность валика, предотвращая контакт с эмульсионной стороной и защищая ее от царапин и повреждений. Затем изображения были перевернуты в цифровом виде для правильного чтения. Примерно 5% негативов требовали специальной обработки, потому что они были сломаны или треснуты. Сломанные негативы были собраны на пластине для сканирования, чтобы представить пластину целиком.
Настоятельно рекомендуется.
—LensCulture
Nostalgia
The Russian Empire of Czar Nicholas II Captured in Color Photographs
by Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii
320 pages, full color, linen hardcover
Size: 30 x 27 см
Старинные цветные фотографии Российской империи
Старинные цветные фотографии Российской империиПерейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Аккаунт
Путешествовать
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Город Тобольск служил военным, административным и политическим центром русского владычества в Сибири. Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsРусский химик и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский одним из первых начал использовать цветную фотографию в начале 20 века в России.
В 1907 году фотограф решил систематически документировать Российскую империю, и царь Николай II предоставил ему специально оборудованную вагонную фотолабораторию для этого проекта.
Для создания своих изображений он использовал продолговатую стеклянную пластину через три различных цветных фильтра красного, зеленого и синего цветов, проецируя их в виде слайдов друг на друга, чтобы создать полноцветное изображение.
Сегодня более 2000 его изображений хранятся в Библиотеке Конгресса. Мы собрали коллекцию самых ярких его образов.
Прокудин-Горский сделал эту фотографию эмира Саид Мир Мохаммед Алим-хана, последнего представителя эмира, правившего Бухарским эмиратом в Средней Азии, в 1911 году.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Здесь мы видим Тбилиси начала ХХ века, столицу Грузии, которая ранее называлась Тифлис на русском языке.
Расположенный на равнине, образованной рекой Курой, город был присоединен к Российской империи в 1801 году, а в 1991 году стал столицей независимой Грузии. Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса, Мировая цифровая библиотека
К началу Первой мировой войны Россия находилась на стадии быстрой индустриализации. Прокудин-Горский интересовался документированием экономической жизни империи, делая фотографии, подобные этой, сделанной в 1910 году, семейной шахты на Урале.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
А это фотография, сделанная в 1912 году, на которой рабочие и надсмотрщики готовятся заливать бетонный фундамент шлюзовой плотины через реку Оку, недалеко от города Дениво.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Железнодорожные ферменные мосты, построенные на колоннах через реку Каму недалеко от Перми, помогли поддержать Транссибирскую магистраль, протянувшуюся более чем на 6000 миль от центральной европейской части России до Тихого океана.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Здесь Прокудин-Горский едет по Мурманской железной дороге в дрезине. Железная дорога была построена правительством России во время Первой мировой войны, чтобы соединить Петроград (Санкт-Петербург) с Мурманском, последним городом, основанным в Российской империи.
Сергей Прокудин-Горский [общественное достояние], через Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса, The Moscow Times
Монастырь св.
Нила, расположенный на Столобном острове озера Селигер в России, был впервые построен около 1528 г. начало 1600-х годов, по данным Библиотеки Конгресса. Он был закрыт советским режимом в 1927 году и окончательно возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году. Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Ростов, старинный русский город к северо-востоку от Москвы, был столицей киевских князей, переселившихся в Россию. На фотографии показаны тонкости керамической фарфоровой печи, сделанной в Княжеском дворце в 1911 году.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса, Lonely Planet
Чайная ферма и завод по переработке чая Чаква, расположенные недалеко от побережья Черного моря недалеко от Батуми в Грузии, были одним из основных поставщиков чая в Российскую империю.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Город Боржоми, расположенный в Кавказских горах на территории современной Республики Грузия, перешел под контроль России в 1820-х годах и превратился в курорт благодаря обилию минеральных вод.
Он стал местом назначения российской элиты, которая надевала элегантные наряды, чтобы посетить модные павильоны, такие как этот у Екатерининского источника (также известного как Екатерининский источник). Сергей Михайлович Прокудин-Горский, цифровая визуализация для Библиотеки Конгресса, автор Уолтер Франкхаузер/WalterStudio [общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Мечеть Шах-и-Зинде, расположенная в Самарканде, представляла собой сложный центр могил и заупокойных часовен, созданных специально для женщин из династий, происходящих от военачальника Тимура (также известного как Тамерлан), который правил Средней Азией между 1370 и 1405 годами.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
На заводе Kasil Iron Works, основанном в 1747 году и известном высоким качеством чугунной продукции, в то время, когда была сделана эта фотография, работало более 3000 человек (в 1910).
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Самарканд, второй по величине город в Узбекистане, существует более 2700 лет и был столицей нескольких империй.
Его рынки были одними из самых известных на Шелковом пути, где торговцы продавали разноцветные шелка, хлопок, шерстяные ткани и традиционные ковры. Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса, Euronews
Продавцы также продавали свежие фрукты на самаркандском рынке.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Древний город Суздаль, расположенный на реке Каменке к северу от Москвы, когда-то был решающим княжеством, но его власть пришла в упадок, когда Москва заняла видное место в центральной европейской части России.
Эта фотография города была сделана в 1912 году. Сергей Михайлович Прокудин-Горский, цифровая визуализация для Библиотеки Конгресса, автор Уолтер Франкхаузер / WalterStudio [общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Поселок Колчедан, расположенный в Уральских горах недалеко от Екатеринбурга, в то время был центром добычи и обработки песчаника.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
Тобольск, город в Тюменской области, Россия, был исторической столицей Сибири и служил военным, административным и политическим центром русского правления в Сибири.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
И, наконец, сам фотограф делает автопортрет у предполагаемой реки Королистскали, недалеко от морского порта Батуми в Грузии.
Сергей Прокудин-Горский [Общественное достояние], Wikimedia CommonsИсточник: Библиотека Конгресса
.