Разное

Abc паскаль как пользоваться – Начинающим

Pascal abc обучение с нуля

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по  всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования.  Скачать версию 3.0 можно здесь.  В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net. Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Зайдите в меню  Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку

Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

infouch.ru

Ввод-вывод данных в Pascal

Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.

Следовательно, любой язык программирования должен иметь инструменты как для ввода данных, так и их вывода. В Паскале ввод осуществляется с помощью процедур read() и readln(), а вывод - благодаря write() и writeln(). Процедуры, которые имеют окончание ln, после своего выполнения переводят указатель на новую строку.

Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.

Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.

Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит "работающие по-умолчанию"; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.

Вывод данных на экран. Форматированный вывод

Вывод данных на экран и в файл в языке программирования Pascal осуществляется с помощью процедур write() и writeln(). Здесь будет рассмотрен вывод только на экран.

Допустим, нам требуется отобразить на экране пару фраз. Если мы хотим, чтобы каждая из них начиналась с новой строки, то надо использовать writeln(), если нет – то write().

 

Write() чаще используется, когда надо вывести для пользователя сообщение на экран, после чего получить данные, не переводя курсора на новую строку. Например, выводим на экран "Введи число: " и не переводим курсор на новую строку, а ждем ввода.

Еще один пример. В памяти компьютера хранятся данные. Из программы мы обращаемся к ним с помощью переменных num, fl и st. Вывести их значения на экран можно по-разному.

 

Во втором случае мы видим, что процедуры вывода (как write() так writeln()) позволяют конструировать выводимую информацию из различных компонент (строк-констант и переменных).

В третьем случае был осуществлен так называемый форматированный вывод. При этом для выводимого значения указывается ширина поля вывода (количество знакомест). Если мы выводим вещественное (дробное) число, то вторым числом через двоеточие указывается количество знаков после запятой. Если для вещественных чисел не осуществлять форматирование, то они отобразятся так, как определено для данного компьютера. Если указать только число знакомест без фиксирования дробной части, то вывод будет в экспоненциальной форме.

Ввод данных с клавиатуры

Ввод данных в языке программирования Паскаль обеспечивается процедурами read() и readln(). Ввод данных осуществляется либо с клавиатуры, либо из файла. Здесь рассматривается только ввод с клавиатуры.

Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (или readln()), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.

 

В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.

При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.

Существуют особенности ввода данных с помощью операторов read() и readln(). Если используются подряд несколько операторов read(), то вводимые данные можно разделять всеми допустимыми способами. При использовании нескольких вызовов readln() каждый последующий срабатывает только после нажатия Enter. Программа ниже иллюстрирует это. Комментарии поясняют последовательность возможных действий при вводе данных.

var
        a,b,c,d: integer;
begin
        read(a); // a -> <space> or <tab> or <enter> -> b
        read(b);
        writeln(a,' ',b);
 
        readln(c); // c ->  only <enter> -> d
        readln(d);
        writeln(c,' ',d);
 
        read(a,b); // a -> <space> or <tab> or <enter> -> b
        writeln(a,' ',b);
 
        readln(c,d); // c -> <space> or <tab> or <enter> -> d
        writeln(c,' ',d);
end.

pas1.ru

1. Система программирования pascal abc

Процесс выполнения задачи на компьютере включает ряд обязательных этапов: набор текста программы и запись его в именованный файл на дис­ке; компиляция программы с обнаружением и исправлением синтаксических ошибок; тестирование; устранение семантических и алгоритмических оши­бок; непосредственное выполнение программы с заданием реальных значе­ний и получением результатов. Максимальные удобства для подготовки и отладки программ при программировании на Паскале предоставляет специ­альная интегрированная среда (совокупность взаимосвязанных сервисных программных средств, обеспечивающих всестороннюю поддержку процесса разработки программ) [1–3]. Умелое использование возможностей среды позволяет значительно упростить этапы проектирования, тестирования и отладки программ.

Система программирования Pascal ABC представляет собой единство компилятора языка программирования Паскаль и инструментальной программной оболочки, называемой средой. Среда предоставляет необходимые сервисные услуги и способствует повышению эффективности процес­сов разработки, отладки и испытаний программ, что облегчает труд программиста.

1.1. Структура меню среды

Управление средой осуществляется с помощью системы последователь­но разворачивающихся меню. Меню фиксирует некоторое текущее состояние диалоговой среды и предлагает несколько альтернативных путей перехода из этого состояния. Каждое конкретное меню реализуется в виде окна с текстом. Содержащиеся в меню альтернативы команд называют опциями.

Вызов системы производится запуском на исполнение файла PascalABC.EXE. После входа в среду в верхней строке экрана появляется главное меню (рис. 1): Файл Правка Вид Программа Сервис Помощь.

Рис. 1

Главное меню включает оглавление разделов меню (подменю). В них сгруппированы близкие по своему роду команды, условное название раздела для кото­рых находится в главном меню:

Файл  работа с файлами и выход из системы;

Правка  операции редактора текстов и поиска;

Вид  работа с окнами в системе;

Программа  выполнение и отладка программы;

Сервис  вызов вспомогательных функций;

Помощь  обращение к справочнику системы.

Выбор раздела главного меню может быть осуществлен указателем мыши либо перемещением к соседней кнопке с помощью горизонтальных стрелок на клавиатуре ПК. В каждом из случа­ев происходит вывод окна меню, содержащего опции раздела. Выбор опции меню производится аналогично выбору раздела главного меню (клавишами с вертикальными стрелками) и может привести к вызову подменю следующего уровня или окна диалога. В случае ошибочного выбора опции для возвращения на высший уровень меню необходимо нажать клавишу Esc или кнопку Отмена.

Выбор опции из раздела главного меню может быть ускорен одновременным нажатием сочетания клавиш Ctrl и условной буквы меню в произвольный момент подготовки программы. Например, при выборе команды поиска достаточно ввести с клавиатуры

Ctrl-F.

Для ускорения процесса выбора часто используемых опций меню можно пользоваться специальными кнопками инструментальной панели.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *