Home > Интервью > Интервью с Василием Гуреевым – съемка гонок

Интервью с Василием Гуреевым – съемка гонок

Часто снимая в каком-либо жанре, будь то портрет, пейзаж, свадьба или спортивный репортаж, фотограф постепенно входит в профессию и осваивает ряд приемов, позволяющих ему наиболее точно, наиболее эмоционально запечатлевать увиденные объекты, события. Гонки — один из таких специфичных жанров: важно не просто зафиксировать движущийся объект, но передать динамику, напряженность происходящего. О приемах и тонкостях съемки автомобильных и мотогонок беседует с фотографом Василием Гуреевым наш фотожурналист Антон Мараховский.

— Василий, какова специфика съемки гонок, какие приемы позволяют передать на снимке динамику?

— Существует довольно много способов передать движение на статичном кадре: во-первых, нестабильная композиция, когда объекты наклонены и создается такое ощущение, что они вот-вот упадут. Диагональная композиция хорошо работает. Во-вторых, съемка с проводкой. Но этот прием требует навыков. Самые красивые проводки выходят на выдержках 1/60–1/125 секунды. На 1/60 от фона вообще ничего не остается, он весь смазывается. Но на такой длинной выдержке снимать трудно. Оптика нужна со стабилизатором.

При съемке с проводкой очень важно попасть в такт движению объекта. Поймал объект в видоискателе, ведешь его, ведешь… камере надо дать возможность сфокусироваться. Причем я использую не следящую фокусировку, а покадровую, поскольку если гонщик движется быстро, камера может не успеть навестись, а если медленно — не понять, что он движется. Тем более когда машина едет на приличном расстоянии от фотографа и не на него, а мимо, дистанция до нее почти не меняется и следящая фокусировка не нужна.

Если же машина движется на меня, я использую такой прием: оцениваю траекторию, предварительно фокусируюсь на определенной точке, где, по моим ощущениям, может произойти что-то интересное, и жду, когда она придет в эту область, а дальше веду ее и делаю серию из восьми кадров. Один из них, скорее всего, окажется удачным.

Частицы, которые вылетают из-под мчащейся машины или мотоцикла, — пыль, песок, грязь, камни, кусочки грунта — тоже могут сделать снимок динамичнее. Но если снимать на слишком длинной выдержке, они смажутся, и их будет не видно. Такие вещи лучше „замораживать“. При этом и колеса, и машина тоже получаются „замороженными“, но ведь понятно, что из-под стоящего на месте автомобиля не может вылететь столько брызг.

Вот сколько у нас возможностей: смазать фон, задать динамичность за счет композиции, наклона, летящих частиц, а под конец „приправить“ кадр легким смазыванием самого объекта. Кому не хочется сделать такой снимок!

Не нужно забывать и о крупных планах. Старайтесь вписывать в кадровое пространство элементы трассы, перепады высот, маркирующие трассу ленты, следите за колористикой. К примеру, если придется выбирать из гонщиков в черной или цветной форме, я предпочту второго. Особенно если цвет его одежды хорошо сочетается с фоном, „читается“ на нем.

— Какие еще есть тонкости?

— Еще я обычно снимаю с запасом под кадрирование, потому что сразу снять как надо практически невозможно — некоторые идеи вообще приходят задним числом при постобработке. Может быть, потом захочется чуть-чуть наклонить снимок или кадрировать иначе. В общем, лучше оставлять больше места, тем более что разрешение современных фотокамер позволяет не опасаться за детализацию.

Да, еще такой момент. Динамику объекта можно передать также за счет его нестабильного положения относительно линии горизонта. Типичный пример: машина едет в горку или с горки. К тому же если оставить перед ней свободное место, чтобы ей было куда ехать, зрительный эффект окажется еще сильнее: будто машина летит. Очень важно грамотно подобрать выдержку. Например, так, чтобы автомобиль был относительно резким, а его колеса смазанными, или так, чтобы сам объект смазался, а фон и поднятые им клубы пыли остались резкими.

— Как ты осваивал съемку гонок? На каких книжках учился?

— На собственном опыте осваивал, наследие советской фотографической школы изучал. У нас сильные репортажники. Недавно приобрел в букинистическом магазине отличную книжку: „Библиотека фотолюбителя. Динамичность фотокадра“ (Издательство „Искусство“, 1962). Все приемы, которые в ней описываются, актуальны и по сей день. Лирических отступлений и „воды“ нет. Такие книги — огромная ценность. Все приемы, о которых я рассказывал, постигаются с опытом. Одно дело — прочитать книжку; однако без практики хорошие кадры вряд ли сразу получатся. Нужно много снимать, нужно анализировать свою съемку, смотреть EXIF: какую выдержку ставил, какой эффект она дала, вспоминать момент и пр. Тогда появляется позитивная динамика, и ты развиваешься: кадры становятся все более интересными, начинает формироваться собственный стиль.

— Какой вклад вносят в фотографию мастерство, техника и везение?

— Мне кажется, все три момента играют роль. Когда часто ходишь на гонки и наблюдаешь, то начинаешь обращать внимание на свет, форму и окружение трассы, подмечать места, где можно сделать хорошие кадры. Исходя из опыта, знаешь, что гонщики едут с такой-то скоростью — значит, при такой-то диафрагме и выдержке они смажутся, и т.д. Момент везения: когда выбираешь точку съемки, никогда заранее неизвестно, что в ней произойдет. Примерно предполагаешь, что здесь кто-то может упасть, а здесь трасса широкая — могут быть хорошие обгоны, на остром повороте наклоны у гонщиков будут максимальные — это тоже интересно, но произойдет все это или нет — зависит от везения.

И тогда мы переходим к третьему моменту — технике: хватит ли фокусного расстояния, чтобы дотянуться до объекта, хватит ли скорострельности у фотоаппарата? Ведь когда происходит что-то реально интересное, строчить нужно, как из пулемета. И если скорострельность ограничена тремя кадрами в секунду, можно просто потерять красивый кадр.

Можно иметь огромный опыт, но без хорошей техники качественно не снимешь. Или человеку везет на события, но у него медленная камера. Или он увешан современнейшей аппаратурой, но не умеет своим арсеналом пользоваться. Перед нами стоит сложнейшая задача. Мы не видео снимаем. Наша задача — в статике передать динамику. И передать так, чтобы человек посмотрел и подумал: „Ну ничего себе он мчится!“ Поэтому нужно использовать все возможности. В общем, важны все три фактора: и мастерство, и техника, и везение.

— Полтора года назад, когда мы делали интервью о фотосъемке в путешествиях, ты работал на PC, а сейчас, я смотрю, перешел на Apple. Почему?

— Без своих „Маков“ (стационарного и портативного) я как без рук. У меня выработалась определенная технология обработки снимков. И даже не представляю, как ее можно обратно на PC перенести. В общем, с тех пор, когда работал на PC, процесс серьезно поменялся. Скажем так, оптимизировался. КПД увеличился.

На самом деле это может быть темой для отдельной беседы, поскольку, так уж сложилось, я одинаково хорошо знаю обе платформы. Сейчас работаю на Macintosh, потому что эта платформа дает возможность более стабильной профессиональной работы.

— Фотокамеры совершенствуются, растут скорости, разрешение. Это реальная необходимость или просто маркетинг?

— Что касается скоростей, приведу такой пример: у меня две камеры — Canon EOS 1D Mark II N и Canon EOS 5D. „Пятерка“ снимает три кадра в секунду — для гонок этого крайне мало. Mark снимает восемь кадров в секунду (8.5 кадра/с согласно спецификации) — мне этого хватает.

Буфер вмещает не менее 20 RAW-файлов за серию. Пара флешек по 4 GB, 120 скоростей. Пожалуй, достаточно. На 1D Mark III не снимал, но если у камеры выше разрешение, выше скорострельность, то и объемы данных, которые она обрабатывает за серию, будут больше, чем у Mark II N, а значит, флешка потребуется более объемная и более скоростная. Все логично.

Ведь снимать действительно приходится очень много. Если из тысячи кадров, сделанных за съемку, получилось пять по-настоящему хороших — я считаю, что это удачная съемка. Молотить здесь надо, не жалея затвора.

Материал подготовлен для журнала Digital Photo в 2007 году

Фото: Василий Гуреев

Текст: Антон Мараховский

  1. No comments yet.
  1. No trackbacks yet.

2022 © Все права защищены. Карта сайта
.