FAQ по выбору фотографического штатива…
Интересный FAQ от Глеба Тарро по выбору штатива. Найден здесь
Первое или основное правило для штативов:
Штативы бывают устойчивыми, дешевыми и легкими, но выбрать можно только две характеристики из трех.
Из этого следует, что
1. Легкий и устойчивый штатив стоит дорого.
2. Легкий и дешевый штатив неустойчив.
3. Устойчивый и дешевый штатив всегда много весит.
1. Алюминий против карбона (углеродного волокна)
Алюминиевый штатив дешевле и тяжелее, чем штатив из углеродного волокна. Однако, если вы много путешествуете, особенно пешком, то легкий карбоновый штатив – лучший вариант. С точки зрения устойчивости, тяжелый алюминиевый штатив меньше подвержен ветру. А вот вибрацию лучше поглощают углеродные волокна, поэтому карбоновые штативы больше подходят для громоздких телеобъективов.
2. Диаметр ног штатива – один из критических параметров
С точки зрения устойчивости, диаметр самой широкой части штатива является критическим фактором качества. Чем больше диаметр, тем более устойчивым будет штатив. Странно, что этим параметром часто пренебрегают при сравнении штативов. Выбирая штатив, обязательно проверьте этот пункт в спецификации.
3. Центральная колонна. “За” и “против”
Центральная колонна добавляет штативу две вещи: высоту и неустойчивость. Для работы в студии, где используются вспышки и короткие выдержки, центральная колонна – дело хоршее. Однако, для пейзажа, архитектуры и при любых съемках на улице, где необходима устойчивость, центральная колонна не только не нужна, а просто будет мешать.
Кроме того, если вы планируете снимать на уровне земли (см. пункт 9), центральная колонна будет вам мешать опустится на нужный уровень . Конечно, некоторые штативы имеют переворачивающуюся колонну, но это не так удобно, как в бесколонном штативе.
4. Количество секций
Существуют штативы с 2, 3, 4 и 5 секциями. Наиболее распространены трех- и четырехсекционные штативы. Чем больше секций, тем более компактен штатв в сложенном состоянии, и тем менее устойчивым он является. Я считаю, что устойчивость страдает от большого количества соединений между секциями вне зависимости от типа и качества этих соединений.
5. Фирма-производитель
Штативы выпускают сейчас все, кому не лень.
Однако, настоящих производителей для серьезных фотографов всего три: Gitzo, RRS и Manfrotto. Причем, последний больше ориентирован на любительский и полупрофессиональный рынок. Казалось бы, штатив – несложная конструкция, которую продают за серьезные деньги. Но, увы, выбора нет. Все остальные, что бы они ни рекламировали, делают заведомо хуже. Да, есть китайские производители, которые выпускают неплохие штативы. Например, Benro или Induro, но их топовые модели стоят не намного дешевле того же Gitzo. А все остальные – просто поделки, которые не годятся для сколько-нибудь серьезной работы. Думаете, профессионалы не хотят сэкономить деньги на покупке штатива? Конечно хотят, но у них просто нет выбора.
7. Максимальная высота
Высота важна, если вы высокого роста. Кроме того, высота необходима, если вы снимаете студийные портреты или фотомоделей, где важно установить штатив на уровне глаз. Если же при съемке вы используете Live View (предпросмотр в реальном времени или визирование по экрану), то высота штатива уже не так важна, потому что на ЖК можно смотреть, даже если он ниже или выше уровня глаз. Вообще, я рекомендую всегда пользоваться режимом Live View при сьемке со штатива. В первую очередь потому, что сьемка в этом режиме позволяет очень точно навестись на резкость, автоматически получая преподьем зеркала. При длинных выдержках это очень актуально для той же резкости.
8. Диаметр основания под штативную голову.
Вот еще один параметр, которым часто пренебрегают, читая спецификации штатва. Основание – это площадка с винтом, к которой прикручивается штативная голова. Маленький диаметр этого основания (особенно, если он меньше основания штативной головы) менее стабилен, что может привести к нежелательным подвижками или даже скручиванию штативной головки.
Очень большой диаметр основания тоже не всегда хорош. Если ваша штативная голова меньше основания, то вы не сможете повернуть камеру на 90 градусов. Проверьте диаметр основания штативной головы перед покупкой штатива. В идеале размер этой площадки должен совпадать с основанием головы вашего штатива.
9. Минимальная высота съемки
Этот параметр критичен для съемки пейзажа и макросъемки, а вот для портрета, моды и жанра – нет. Минимальная высота съемки – это то, насколько низко вы можете установить камеру. Зачастую эта высота обусловлена максимальным раскрытием ног штатива, вплоть до 180 градусов на некоторых моделях. Центральная колонна штатива, как правило, ограничивает минимально возможную высоту. Хотя, есть штативы, позволяющие переворачивать центральную колонну (так называемая Reversible Column у большинства моделей Gitzo с колонной), чтобы ставить камеру между штативных ног. Другой вариант – наклонять колоннус помоющью специального типа крепления практически на любой угол, достигая нужного эффекта (например, Gitzo Explorer).
10. Длинна штатива в сложенном состоянии
В первую очередь, это важно для перевозки, особенно, если вы пользуетесь большими штативами. В отличие от большинства компактных моделей, которые легко помещаются в самолетную ручную кладь, крупные модели не всегда помещаются в чемодан даже по диагонали.
11. Тип наконечников ножек штатива
Наконечники ножек штатива – еще один важный параметр. Наконечники опор бывают резиновые, стальные в виде шипов и комбинированные, сочетающие в себе оба этих типа. Наличие шипов важно для пезажной фотографии, так как они позволяют надежно установить штатив на мягкой поверхости. Резиновые наконечниники хороши для твердых поверхностей и для сьемки в помещении.
12. Крюк для сумки
Некоторые модели штативов имеют специальный крюк для сумки или дополнительного груза. Это чаще всего используется для повышения устойчивости штатива, поскольку дополнительный груз поглощает колебания и улучшает качество съемки. Особенно это актуально для легких пластиковых штативов.
13. Наличие уровневой площадки (Leveling Base)
Это очень важный параметр для пейзажной и панорамной сьемки. Наличие этой опции позволяет одним движением выставлять голову и, соответственно, камеру паралельно линии горизонта. Конструктивно это хорошо реализуется в штативах серии Gitzo Leveling и с помощью дополнительной опции в Gitzo Systematic. Компания Acratech выпускает легкую и удобную уровневую площадку, которую можно установаить практически на любой существующий штатив со стандартным креплением под шаровую голову.
14. Замки на ногах штатива
Наиболее распространены три типа замков, фиксирующих ноги штатива:
1. Защелка – самый быстро-раскладывающийся тип соединения. Но он же и самый ненадежных, потому что зачастую защелки не обеспечиавают надежного зажима ног штатива. Легче вего загрязняются и часто боятся мороза, от которого могут ломаться..
2. Кольцевой замок – самый медленный, но и самый надежный тип замка, а отсутствие выступающих частей делает кольцевой замок очень удобным в транспортировке.
3. Барашковый замок – надежный замок, но, в то же время, и самый неудобный в упаковке и перевозке. Из плюсов – наименьшая зависимость от погодных условий. С таким штативом хорошо работать в перчатках. Кстари, если вы носите перчатки, лучше сразу проверить, сможете ли вы в них открывать и закрывать замки.
15. Штативы специального применения или тяжелые штативы. Спасибо jurassicparkcam за эту секцию faq.
Это штативы, у которых ряд свойств сознательно принесён в жертву ради улучшения прочих качеств. Например, компактность в сложенном состоянии и минимазация числа секций – в пользу жесткости и стабильности всей конструкции. Чаще всего, такие штативы имеют сугубо специальное значение, как-то съёмка средним форматом с большой оптикой, съёмка большим и ультра-большим форматами, астрономическая фотосъёмка, геодезия и профессиональная видеосъёмка. То есть там, где во главу угла прежде всего ставится стабильность, стабильность и только стабильность. Увы, но высокая устойчивость штативов этой группы выливается в завышенные весо-габаритные характеристкики, существенно ограничивающие их массовое применение. Впрочем, даже высокий вес здесь – только во благо, опять же из-за стабильности и меньшей подверженности опрокидыванию из-за тяжести устройств, установленных сверху.
Из “металлической” подгруппы тяжелых штативов специального применения можно выделить армейские треноги – неказистые, дешевые, зачастую окрашенные в порядком облупившуюся краску защитного цвета, и крайне неудобные в переноске. Отдельной группой стоят тяжелые деревянные штативы. В первую очередь, американский Ries (A100 или A100-2) и немецкий Berlebach (4032). Помимо материала изготовления, этим штативам всегда присущи только односегментный дизайн, только винты-барашки, большая площадка для установки камеры и, опять же,существенные весо-габаритные характеристики. Кстати, многие обладатели таких штативов уверяют, что именно деревянные штативы обладают наилучшей способностью гасить вибрации, совершенно не сравнимо с их металлическими и даже карбоно-углеродными собратьями. Немаловажным фактором деревянных штативов, кстати, является ещё и их эстетическая красота, особенно вкупе с деревянной большеформатной камерой…
Безусловно, область использования тяжёлых штативов специфична, но это никак не сказывается на их стоимости (цена того же нового Ries A100 вплотную подходит к порогу 1 000 долларов) и в своём классе они остаются незаменимыми.
Небольшое заключение
Прошу считать это просто моим частным мнением.
Наиболее универсальными по функционалу являются штативы Gitzo Systematic и совместимые с ним RRS Versa; они же самые дорогие и тяжелые в своем классе. Это самый лучший выбор для пейзажа и съемки животных. Если же для вас важнее вес и компактность, ваш выбор – Gitzo Traveler или RRS TQC-14.
Я знаю, что качество продукции Benro, Induro и других китайских производителей сейчас значительно выросло. Их штативам можно пользоваться, но они делают просто клоны с продукции GITZO, а их топовые модели по цене не сильно отличаются от оригинала. Как всегда выбор за вами.