|
shporikapa.ucoz.ru
Разработка программы с помощью языка программирования Delphi
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Разработка программы с помощью языка программирования Delphi «
Реферат
Цель работы: разработать программу проверки знаний для тестирования студентов по программированию с кодом на языке Delphi, для ввода и вывода данных использовать компоненты Delphi.
В первом разделе курсовой работы выполнен анализ технического задания, выделены функции, которыми должно обладать разрабатываемое приложение, а также сформулированы требования к нему, произведена постановка задачи на проектирование. Во втором разделе выполняется анализ задачи проектирования, анализируется вид исходных данных, в зависимости от чего проектируется визуальный интерфейс и приводится словесный алгоритм работы программы. В третьем разделе рассматриваются алгоритмы разработанных процедур и функций, а также приводятся их описания. К реализованной программе разработана инструкция пользователя, которая приведена в четвертом разделе.
программа алгоритм delphi знание студент тестирование
Введение
Данный курсовой проект был разработан в среде Delphi. Среди множества языков Pascal является наиболее универсальным и легко изучаемым языком. При этом его удобно использовать для создания сложных приложений, базами данных, приложения масштаба предприятия. Delphi так же прост в обучении, как и Visual Basic, но при этом средства языка программирования Pascal позволяет использовать все современные возможности объектно-ориентированного программирования.
Delphi – это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi – строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal.
Delphi прост и логичен. Основные конструкции языка четко выделяются в программе, что способствует хорошему восприятию написанного кода. Графический интерфейс Delphi отлично продуман, среда разработки предоставляет доступ только к тем участкам кода, с которыми необходимо работать, скрывая основную часть программы, которая создается автоматически самой разработкой.
Для выполнения данной курсовой работы необходимо разработать алгоритм решения поставленного задания, правильно указав последовательное выполнение соответствующих команд для получения необходимых результатов.
Цель работы заключается в том, чтобы правильно составить алгоритм поставленной задачи по разработке программы тестирования студентов по программированию, разработать и отладить программу, реализующую разработанный алгоритм.
1. Анализ технического задания и постановка задачи проектированияСогласно заданию необходимо разработать программу проверки знаний для тестирования студентов по программированию, по окончании тестирования выводить оценку.
Для удобства анализа результатов и ответов будет полезно отслеживать каждый из ответов тестируемого и сохранять лог ответов в текстовый файл на жестком диске.
Дадим определение понятиям, которые используются в данной работе. Определим следующие понятия: строка, файл, массив, запись .
Тип STRING (строка ) в «Borland Delphi» широко используется для обработки текстов. Он во многом похож на одномерный массив символов ARRAY [0..N] OF CHAR, однако, в отличие от последнего, количество символов в строке–переменной может меняться от 0 до N, где N – максимальное количество символов в строке.
Под файлом понимается либо именованная область внешней памяти ПК (жесткого диска, гибкой дискеты, электронного «виртуального» диска), либо логическое устройство – потенциальный источник или приемник информации.
Запись представляет собой совокупность компонент различных типов.
«Borland Delphi» может использовать объекты, содержащее множество однотипных элементов, которые называются массивами. Массив– это формальное обледенение нескольких однотипных объектов (чисел, символов, строк и т.п.), рассматриваемое как единое целое. Для хранения содержимого типизированного файла и обработки удобно использовать массивы с элементами типа запись. Удобство массивов заключается в том, что можно обращаться к отдельному элементу массива по номеру. Дополнительное удобство привносят динамические массивы, отличительной особенностью которых является возможность динамического изменения размерности массива, то есть динамическое выделение или освобождение памяти под требуемое в данный момент количество элементов массива.
Поскольку данная программа является приложением Windows, то для ее реализации будем использовать стандартный подход при написании программ под Windows с использованием графического интерфейса. Так отдельно создадим форму с визуальными компонентами, для различных визуальных компонент сопоставляем процедуры – обработчики. Далее, как только происходит событие на каком-то из визуальных компонент, (щелчок мыши, нажатие на кнопку или пункт меню), операционная система посылает приложению соответствующее сообщение, и запускается соответствующий обработчик именно для этого события. Тогда решение задачи можно разбить на 3 этапа:
1) Разработка визуального интерфейса пользователя, на основе экранных форм среды Delphi и визуальных компонент, предназначенных для ввода исходных данных, запуска действий по обработке исходных данных, вывода результата обработки, вывода результатов на экранную форму. Еще можно предусмотреть вывод информации разработчике и задании курсового проекта.
2) Разработка обработчиков событий от элементов экранных форм, разработка алгоритмов и программных кодов действий обработки текстового файла согласно заданию.
3) Подготовка тестовых исходных данных и отладка программы.
На первом этапе целесообразно выполнить разработку интерфейса таким образом, чтобы в начале тестирования учащийся вводил своё имя и фамилию, а также задавал шифр группы. Затем учащийся приступает к тестированию. По окончании тестирования выводится итоговая оценка, которая равна максимальной, если все ответы были правильными. Если имеются ошибки, то должен выводится балл, пропорциональный количеству правильных ответов. Также должен вестись протокол ответов, вводимых тестируемым и потом записываться на жесткий диск.
Для корректности тестирования целесообразно предусмотреть механизм перемешивания вопросов, чтобы при различных запусках программы порядок следования вопросов изменялся.
При выполнении второго этапа следует использовать модульный принцип построения программы, то есть разбить программу на отдельные части, каждая из которых выполняет какую-то законченную задачу, либо ее малую часть. Роль таких частей будут выполнять процедуры и функции. Программы, состоящие из процедур и функций, называются модульными.
Процедуры и функции в свою очередь могут вызывать процедуры и функции более низкого уровня и так далее. Таким образом, каждая модульная программа имеет иерархическую структуру. Следует заметить, что обработчики событий от объектов экранных форм тоже реализуются как процедуры.
На третьем этапе при отладке приложения обязательно должна анализироваться правильность работы на исходных тестовых образцах. На этом этапе нужно проверить соответствие разработанной программы исходному заданию, а также проверить ее на отсутствие ошибок.
Подытожив все вышесказанное, можно сформулировать требования к разрабатываемому программному обеспечению и выполнить постановку задания на проектирование.
Программа должна быть реализована с графическим интерфейсом пользователя в среде Borland Delphi и должна выполнять следующие функции:
– запрашивать фамилию, имя и группу учащегося;
– выводить поочередно вопросы из базы;
– принимать ответы учащегося;
– анализировать правильность ответов и рассчитывать итоговый балл пропорционально количеству правильных ответов;
– вести протоколирование ответов и записывать их в файле на жестком диске;
– по окончании тестирования выводить правильную оценку;
– предусмотреть перемешивание вопросов, чтобы при повторных запусках порядок следования вопросов был различным.
Последующие разделы будут посвящены решению поставленных задач и разработке приложения с вышеперечисленными функциями.
2. Разработка экранных форм и алгоритма программы
В предыдущем разделе было сказано, что процесс решения поставленной задачи разбивается на 3 этапа, первый из которых заключается в построении интерфейса с пользователем на основе экранных форм и визуальных объектов проектирования.
По сформулированной в предыдущем задании постановке должна иметься возможность авторизации тестируемого учащегося – ввода его фамилии и группы. Для этого предусмотрим отдельную форму авторизации FormAvto. Для возможности ввода данных об учащемся поместим на форме поля ввода типа TEdit и соответствующие метки описания к ним. Список объектов экранной формы приведен в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Объекты экранной формы FormAvto
Для начала теста предусмотрена кнопка типа TBitBtn, который в отличие от обычных кнопок типа TButton позволяет задавать не только текст, но и изображение. В обработчике нажатия на эту кнопку должна выводиться форма с вопросами. Внешний вид спроектированной формы приведен на рисунке 2.1
mirznanii.com
Языка программирования delphi Разработка практических заданий
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
1.1 Структура среды программирования
1.1.1 Главные составные части среды программирования
1.1.2 Дополнительные элементы
1.1.3 Стандартные компоненты
1.2 Структура проекта Delphi
2. СИНТАКСИС И СЕМАНТИКА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
2.1 Алфавит языка
2.2 Элементарные конструкции
2.3 Переменные, константы и операторы
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
3.1 Анализ языка программирования Delphi
3.1.1 Достоинства языка программирования
3.1.2 Недостатки языка программирования
3.2 Анализ языка программирования Visual Basic
3.2.1 Достоинства языка программирования
3.2.2 Недостатки языка программирования
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
4.1 Задача 1. Примитивный калькулятор
4.2 Задача 2. Решение квадратного уравнения
4.3 Задача 3. Преобразование десятичных чисел в двоичные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Целью курсовой работы является изучение языка объектно-ориентированного программирования Borland Delphi и разработка практических заданий. При выполнении курсовой работы предстоит:
изучить теорию и технологию работы со средой программирования Delphi;
изучить и проанализировать соответствующую литературу;
провести сравнительный анализ языков программирования этого класса, выявить достоинства и недостатки;
привести элементы методической работы в виде разработки вариантов заданий (из прикладных областей) для учащихся старших классов школ изучающих Delphi на уроках информатики.
Объектно-ориентированные языки программирования пользуются в последнее время большой популярностью среди программистов, так как они позволяют использовать преимущества объектно-ориентированного подхода не только на этапах проектирования и конструирования программных систем, но и на этапах их реализации, тестирования и сопровождения.
Первый объектно-ориентированный язык программирования Simula 67 был разработан в конце 60-х годов в Норвегии. Авторы этого языка очень точно угадали перспективы развития программирования: их язык намного опередил свое время. Однако современники (программисты 60-х годов) оказались не готовы воспринять ценности языка Simula 67, и он не выдержал конкуренции с другими языками программирования (прежде всего, с языком Fortran). Прохладному отношению к языку Simula 67 способствовало и то обстоятельство, что он был реализован как интерпретируемый (а не компилируемый) язык, что было совершенно неприемлемым в 60-е годы, так как интерпретация связана со снижением эффективности (скорости выполнения) программ.
Но достоинства языка Simula 67 были замечены некоторыми программистами, и в 70-е годы было разработано большое число экспериментальных объектно-ориентированных языков программирования: например, языки CLU, Alphard, Concurrent Pascal и др. Эти языки так и остались экспериментальными, но в результате их исследования были разработаны современные объектно-ориентированные языки программирования: C++, Smalltalk, Delphi и др.
Появление Delphi не могло пройти незамеченным среди многочисленных пользователей компьютера. Оценки экспертов, изучающих возможности этого нового продукта фирмы Borland, обычно окрашены в восторженные тона. Основное достоинство Delphi состоит в том, что здесь реализованы идеи визуального программирования. Среда визуального программирования превращает процесс создания программы в приятное и легко понимаемое конструирование приложения из большого набора графических и структурных примитивов.
Delphi – чрезвычайно быстро развивающаяся система. Первая версия – Delphi 1. 0 была выпущена в феврале 1995 г. А затем новые версии выпускались ежегодно.
Каждая последующая версия Delphi дополняла предыдущую.
Большинство версий Delphi выпускается в нескольких вариантах: Standart – стандартном, Professional – профессиональном, Client/Server – клиент/сервер, Enterprise – разработка баз данных предметных областей. Различаются варианты в основном разным уровнем доступа к системам управления базами данных. Последние варианты — Client/Server и Enterprise, в этом отношении наиболее мощные.
1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
Delphi — результат развития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языка Паскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль, начиная с версии 5. 5, добавил в Паскаль объектно-ориентированные свойства, а Delphi — объектно-ориентированный язык программирования с возможностью доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде, также называемом интроспекцией [5, С. 22].
Язык Pascal предназначен для описания вычислительного процесса решения задачи, в состав которой могут входить величины.
Схема 1 – Используемые величины
Константы — данные, значения которых не изменяются в программе.
Переменные — данные, могущие изменяться при выполнении программы.
Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания » _ «. Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания » _ «и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами.
Выражения — константы, переменные и обращения к функциям, соединенные знаками операций. Операторы — специальные символы и слова, выполняющие действия.
Функции, процедуры и модули — отдельные программные блоки, имеющие имена и подключаемые к основной программе [2, С. 8].
Классы и объекты Delphi. Для реализации интерфейса Delphi использует библиотеку классов, которая содержит большое количество разнообразных классов, поддерживающих форму и различные компоненты формы (командные кнопки, поля редактирования и т. д. ).
Во время проектирования формы приложения Delphi автоматически добавляет в текст программы необходимые объекты. Если сразу после запуска Delphi просмотреть содержимое окна редактора кода, то там можно обнаружить следующие строки:
type
TForm1 = class(TForm)
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: Tform1
Это описание класса исходной, пустой формы приложения и объявление объекта — формы приложения.
Когда программист, добавляя необходимые компоненты, создает форму, Delphi формирует описание класса формы. Когда программист создает функцию обработки события формы или ее компонента, Delphi добавляет объявление метода в описание класса формы приложения.
Помимо классов визуальных компонентов в библиотеку классов входят и классы так называемых невизуальных (невидимых) компонентов, которые обеспечивают создание соответствующих объектов и доступ к их методам и свойствам. Типичным примером невизуального компонента является таймер (тип TTimer) и компоненты доступа и управления базами данных.
1.1 Структура среды программирования
Внешний вид среды программирования Delphi отличается от многих других из тех, что можно увидеть в Windows. К примеру, Borland Pascal for Windows 7. 0, Borland C++ 4. 0, Word for Windows, Program Manager — это все MDI приложения и выглядят по-другому, чем Delphi. MDI (Multiple Document Interface) — определяет особый способ управления нескольких дочерних окон внутри одного большого окна.
Среда Delphi же следует другой спецификации, называемой Single Document Interface (SDI), и состоит из нескольких отдельно расположенных окон. Это было сделано из-за того, что SDI близок к той модели приложений, что используется в Windows 95.
Если Вы используете SDI приложение типа Delphi, то уже знаете, что перед началом работы лучше минимизировать другие приложения, чтобы их окна не загромождали рабочее пространство. Если нужно переключиться на другое приложение, то просто щелкните мышкой на системную кнопку минимизации Delphi. Вместе с главным окном свернутся все остальные окна среды программирования, освободив место для работы других программ.
coolreferat.com