Советы и лайфхаки

Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской информации – Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Информационное обеспечение экономического анализа. ОПК-1

Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации

Определение 1

Бухгалтерская информация – итоговая финансовая информация, получаемая из отдела бухгалтерии, согласно требованиям предоставления.

Бухгалтерские документы

Вся финансовая информация заложена в бухгалтерских документах, которые обладают неотъемлемыми критериями актуальности и объективности. К основным составляющим бухгалтерских документов относят:

  • Первичные учетные документы
  • Учетные регистры, книги, журналы
  • Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, налоговые декларации, прочие
  • Материалы инвентаризации

Информация, представленная в бухгалтерской отчетности, — самый полный и достоверный источник данных об организации и ее жизнедеятельности. Обладая ею, профессионалы имеют возможность оценить любые ресурсы компании, успешность ее политики, а также расходы на всевозможные нужды.

Пользователем бухгалтерской информации является конкретное лицо, как физическое, так и юридическое, которое заинтересовано в получении информации о деятельности организации, и, конечно подразумевается, что данное лицо имеет право получать информацию и ее изучать. Выделяют 2 вида пользователей внутренние и внешние. Следует отметить, что интересы внешних и внутренних пользователей могут не совпадать, а иногда и противоречат друг другу.

Внутренние пользователи бухгалтерской информации

Определение 2

Под понятием «внутренние пользователи» бухгалтерской информации понимают работников данного предприятия, которые, получая данную информацию, принимают управленческие, административные и прочие решения или используют ее в личных целях.

Обычно у внутренних пользователей бухгалтерской информацией есть доступ к ней. Это означает, что пользователями в данном случае являются:

  • Все прочие, помимо отдела бухгалтерского учета, отделы организации — узнают о факте поступления денег от покупателей за проданные товары, оказанные услуги; о факте оплаты поставщику по полученным оригиналам документов; о выставленном счете покупателю и т.п.
  • Руководители организации изучают результаты деятельности всего предприятия; утверждают бухгалтерскую отчетность; принимают стратегические управленческие решения на ее основе
  • Работники финансовых, планово-экономических, сметных отделов – в большинстве своем они используют данные бухгалтерского учета как основу своей работы, анализов, планирования
  • Работники внутреннего контроля, аудита – их основная обязанность проверять ведение бухгалтерского учета на предприятии и следование утвержденным внутренним политикам, нормативам и предписаниям
  • Любой сотрудник предприятия может запросить и получить данные о своей задолженности перед работодателем по авансам полученным, проведенным авансовым отчетам по командировке или представительских расходах; о начисленной \ удержанной заработной плате, прочих компенсациях и выплатах; о перечисленных компанией средствах в пенсионные и налоговые органы только за самого себя

Внешние пользователи бухгалтерской информации

Определение 3

Внешние пользователи бухгалтерской информации — лица, не работающие на предприятии, но заинтересованные в получении данных бухгалтерского учета. Часть этих пользователей не имеют интереса к бухгалтерским отчетам предприятия, но они обладают правом доступа к ней с целью выполнения своих трудовых обязанностей.

К внешним пользователям бухгалтерской информации относятся:

  • Покупатели и поставщики, банки – сверка расчетов с контрагентами
  • Аудиторы (внешние) – для проведения аудиторских проверок
  • Налоговые, статистические органы, фонды страхования – получение и обработка данных бухгалтерского учета, согласно нормам законодательства. Налоговые органы непосредственно видят первичные бухгалтерские документы во время камеральных и выездных проверок
  • Потенциальные инвесторы – для принятия решения о целесообразности вложений

Таким образом, видно, сколько заинтересованных сторон появляется и оказывается в получении данных бухгалтерского учета.

spravochnick.ru

Основные пользователи бухгалтерской информации

Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.

Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:

  1. Внутренние пользователи: руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия.

  2. Внешние пользователи:инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.

В составе внешних пользователей выделяют:

  • пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, акционеры;

  • пользователей, не имеющих прямого финансового интереса: налоговые органы, органы по управлению экономикой, профсоюзы, органы статистики, аудиторские фирмы, общественность.

Состав пользователей бухгалтерской информации приведен на рисунке 3.

В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности. Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации. Работников предприятия интересует стабильность и способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

  1. инвесторы и их представители заинтересованных в информации: о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; на основе которой возможно распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды;

  2. работники и их представители (профсоюзы) работники заинтересованы в информации: о стабильности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

  3. заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

  4. поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

  5. покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

  6. органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;

  7. общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положениеорганизации определяется существующими в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется в бухгалтерском балансе.

Информация о финансовых результатахдеятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Информация о финансовых результатах деятельности организации формируется в отчете о прибылях и убыткам.

Информация об изменениях в финансовом положенииорганизации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде. Информация об изменениях в финансовом положении организации формируется в отчете о движении денежных средств.

Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.

studfiles.net

Вопрос 2. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации

Слайд 10

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

  1. администрация организации;

  2. сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом;

  3. сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом

    . 1 группа. Администрация организации— это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрацииявляютсяодними из основных пользователей бухгалтерской информации.Ее состав для каждого представителя определяетсяв зависимостиот выполняемых им функций и уровня должности, занимаемой представителем.

Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всегоинтересуют прибыльность и ликвидность организации(соотношение платежных средств и обязательств).

Для менеджеровнаиболее важной являетсяинформация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделийи т.п.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

  1. соответствие состава информации функциям работника;

  2. стоимость информации;

  3. необходимость соблюдения коммерческой тайны.

2 группа. Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересомявляютсясегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы.

Они пользуютсяв основноминформацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности.По данным отчетности они делают выводыофинансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

3 группа. Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересомявляются:

  • налоговые органы, казначейство,

  • Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации,

  • аудиторские фирмы,

  • Госкомстат,

  • Пенсионный фонд,

  • Фонд социального страхования,

  • органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом,

  • органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации,имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией,необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.

Вся учетная информацияпредоставляетсяревизорам КРУ Министерства финансов России и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договоруаудиторскую проверку.

Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхованияпредоставляется учетная информация,необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации,обязаныхранить коммерческую тайну организации.Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну,определяется руководителем организации. Целесообразно указанныйперечень оформлять приказом руководителя.

Остальные сторонние пользователиинформациииспользуют в основном данные бухгалтерской отчетности(как правило, для оценки финансового состояния).В органы Госкомстатапредставляется статистическая отчетность,при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

studfiles.net

Тема 5. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике. Учетная политика бухгалтерского учета

План:

1.1. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

1.2. Учетная политика бухгалтерского учета

1.1. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют “языком бизнеса”, всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем учетной информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других – обложение налогом этого дохода, третьих – полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т.д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность (табл. 1).

Таблица 1

Пользователи бухгалтерской информации

Бухгалтерская информация

Внутренние пользователи

Внешние пользователи

Имеющие

прямой

финансовый интерес

Не имеющие прямого финансового интереса

Без

финансового

интереса

(прочие

группы)

Налоговые

органы

Профессиональ­ные

участники фондового

рынка

Органы по управлению экономикой, обществен-ность

1.Аппарат управления фирмой:

2. Собствен-

ники

3. Руководи-

тели структур

ных подразделе

ний

1. Настоящие или потенциа-

льные

инвесторы

2. Настоящие или потенциа-

льные кре­диторы

3. Поставщики

4. Будущие

акционеры

5. Покупатели

1. Государствен-

ная налоговая служба РФ

2. Федеральная служба России по валютному и экспортному

контролю, другие органы

1. Федераль

ная комиссия по рынку ценных бумаг

2. Дилеры

3. Брокеры

4. Депозита-

рии

5. Управляющий

6. Фондовые биржи

7. Клиринго-

вые организа-

ции и другие

1. Минэконом-

развития России

2.Минфин России, другие

правительственные органы

3. Профсоюзы

1Аудиторские фирмы

2.Органы статистики

3. Общественные профессиональ

ные организации

бух­галтеров и аудиторов

4. Арбитраж и прочие организации

Первую группу составляют внутренние пользователи учетной информации – собственники, учредители, администрация, менеджеры, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей и т.п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего, в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

Информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, в силу свой предназначенности является наиболее подробной и достоверной. Она может быть представлена с той степенью детализации, которая заведомо не нужна большинству внешних пользователей, но необходима для принятия решений в текущей деятельности фирмы; может содержать такие данные, как, например, “ноу-хау”, которые не должны стать известны конкурентам. В ней могут быть отражены негативные аспекты, которые фирма постарается ни при каких условиях не сделать достоянием гласности. Поэтому информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, является наилучшим исходным материалом для достоверной и точной оценки состояния и перспектив фирмы.

Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:

– имеющих прямой финансовый интерес;

– не имеющих прямого финансового интереса;

– без финансового интереса.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию, – это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т.п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, – это, в первую очередь, налоговые органы. Их основная задача – сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

Профессиональных участников фондового рынка –инвесторов интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента и особенно – степень риска, связанная с приобретением акций. На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах. Правительственные структуры – это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат России и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

Как внешние пользователи без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т.п. Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации. Государственные учреждения на региональном уровне и население больше интересуются данной отчетностью, с точки зрения финансового состояния предприятий и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр. Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны, исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

Управленческий учет подготавливает информацию для внутренних пользователей – менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Экономичность и рациональность – непременное требование при осуществлении функции управления. Содержание данного требования означает, что стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В то же время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться, во-первых, в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных доку-ментов. Во-вторых, должно выдерживаться разумное соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию, представляемую пользователям финансовой отчетности. Выгоды – это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности. Затраты состоят из расходов на составление и представление финансовой отчетности, контроль за представлением и достоверностью представляемой бухгалтерской информации, а также расходов пользователей на обработку и использование этой информации. Противоречие возникает также между уместностью и надежностью информации в результате фактора времени (сроков) ее представления. Отчетность, представленная с опозданием, может оказаться недостаточно уместной. Ее информация устареет и не позволит принять правильные, а, главное, своевременные решения. Надежная информация требует времени для выявления и осмысления всех аспектов проведенных операций, а потому запаздывает и может потерять свою уместность. Выходит, что полная надежность информации противоречит ее уместности, и нужно искать “золотую середину”, помимо всего прочего, также в соотношении своевременности и надежности представляемой бухгалтерской отчетности.

В итоговых оценках следует исходить из того, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление и обработку. Определить выгоды от использования информации практически невозможно, да и затраты на информацию выявить и подсчитать весьма не просто. Сделать это можно только путем субъективных оценок многочисленных факторов. Не случайно оценку выгод и затрат принято трактовать как вопрос суждения пользователей и составителей. Но понимать это ограничение и не забывать о нем должны как все причастные к составлению стандартов и конкретных отчетов исполнители, так и пользователи информации.

studfiles.net

Пользователи бухгалтерской информации

Пользователи бухгалтерской информации

Пользователей бухгалтерской информации можно условно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.

Администрация организации — это совет директоров, управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше интересуют прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

— стоимость информации;

— соответствие состава информации функциям работника;

— необходимость соблюдения коммерческой тайны.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, банки, поставщики, кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно — ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи.

Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды. Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на доходы, налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.

mirznanii.com

Внутренние и внешние пользователи данных бухгалтерского учета и их информационные потребности.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, представляет интерес для широкого круга заинтересованных пользователей. Заинтересованными пользователями считаются юридические или физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать данные, а также имеющие желание изучать их. Требования к бухгалтерской информации у пользователей различны, что обусловлено, в первую очередь, характером их интересов:

1) собственники организации заинтересованы в информации, необходимой для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов;

2) совет директоров и административно-управленческий персонал организации заинтересованы в информации, позволяющей оценить финансовое положение организации, объемы реализуемой продукции (выполняемых работ или оказываемых услуг) и рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг), а также оценить возможность расширения сферы бизнеса и клиентской базы;

3) работники организации заинтересованы в информации, необходимой для определения стабильности и прибыльности организации, способности работодателей гарантировать оплату труда, наличия социальных гарантий и сохранения рабочих мест;

4) инвесторы и их представители заинтересованы в информации, необходимой для оценки финансовых результатов деятельности организации, рискованности и доходности предполагаемых (или осуществленных) инвестиций, перспективности развития организации, ее способности выплачивать дивиденды;

5) кредитные и финансовые организации заинтересованы в информации, позволяющей определить финансовое положение хозяйствующего субъекта, его платежеспособность, возможность своевременного погашения задолженности по полученным кредитам или займам и суммы причитающихся процентов;

6) органы власти (федеральные, региональные органы и органы местной власти) заинтересованы в информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, определению направлений развития регионов, а также для решения социальных вопросов;

7) налоговые органы заинтересованы в информации, позволяющей определить правильность исчисления налогов и формирования налоговой базы, а также своевременность погашения задолженности перед бюджетом;

8) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить платежеспособность хозяйствующего субъекта и его финансовую устойчивость;

9) покупатели и заказчики заинтересованы в информации, позволяющей определить перспективы развития бизнеса хозяйствующего субъекта;

10) аудиторские компании заинтересованы в информации, позволяющей определить, с одной стороны, правомерность и законность совершаемых хозяйствующим субъектом операций, бухгалтерская отчетность которого подлежит аудит, а с другой — платежеспособность аудируемого лица в части погашения обязательств за оказанные услуги при условии, что аудит оплачивает само аудируемое лицо;

11) общественность заинтересована в информации, позволяющей определить достижения конкретного хозяйствующего субъекта, его вклад в развитие экономики и повышение благосостояния общества, направления социальной политики.

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на группы -внутренние и внешние (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Пользователи бухгалтерской информации

Внутренние пользователи — административные органы хозяйствующего субъекта и его персонал, которые имеют возможность свободного доступа ко всем необходимым данным финансового и управленческого учета. К данной группе относят также собственников организации.

Внешние пользователи функционируют вне хозяйствующего субъекта, их принято подразделять на следующие группы:

пользователи с прямым финансовым интересом — настоящие и потенциальные инвесторы, а также финансовые организации и коммерческие банки, осуществляющие кредитование хозяйствующего субъекта; данную группу прежде всего, интересуют финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы и ликвидность баланса;

пользователи с косвенным финансовым интересом — налоговые и финансовые органы, обслуживающие банки, правительственные организации, страховые компании, интересы которых заключаются в получении информации о перспективах развития данной организации и намерениях продолжать свою деятельность в будущем;

пользователи без финансового интереса — арбитраж и органы статистики; данную группу интересует информация с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций, а также с целью получения статистической информации.

Внешние пользователи для оценки деятельности организации используют данные бухгалтерской (финансовой) отчетности. Эту информацию они могут получить в органах государственной статистики или непосредственно в самой организации. Вместе с этим налоговые органы и аудиторские компании имеют право получать любую другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности исчисления налогов или ведения учета.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить их информационные потребности в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.

Требования, предъявляемые к учетной информации.

Исходя из главной цели бухгалтерского учета — обеспечения всех пользователей необходимой информацией для принятия обоснованных управленческих решений, становления и развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и в соответствии с упомянутым законом основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о хозяйственной и финансовой деятельности организации, ее имущественном положении и результатах деятельности, т.е. информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений;

обеспечение информацией, необходимой для контроля:

1) за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

2) за наличием и движением имущества и обязательств;

3) за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Сформированная в рамках бухгалтерского учета информация используется, как отмечалось, для выработки тактики и стратегии развития деятельности организации.

Решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской информации, зависят от качества этой информации. Поэтому информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной для пользователей. Чтобы информация считалась полезной для них, она должна отвечать требованиям: уместности, надежности и сравнимости. Такие требования называют еще качественными характеристиками информации.

Уместность информации определяется ее возможностью оказывать влияние на решения, принимаемые заинтересованными пользователями, помогая им оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтверждая или изменяя сделанные ранее оценки деятельности организации. На уместность (релевантность) информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надежной считается информация, не содержащая существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности. Последние должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования, т.е. должен соблюдаться приоритет содержания над формой. Надежность информации обеспечивают:

правдивость — объективное представление действительного положения дел;

нейтральность — информация должна быть свободной от односторонности и не должна оказывать влияния на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

осмотрительность (осторожность) — имущество и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы — занижены. При этом не допускается создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений осмотрительности является отражение прибыли в бухгалтерском учете только после совершения хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), а убытка — с момента возникновения предположения о возможности его (убытка) появления;

полнота — информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна отражать все факты хозяйственной деятельности.

Сравнимость означает, что заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Пользователи информации должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие- либо препятствия для совершенствования правил ведения бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация вовсе не должна вести учет какого-либо факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию требований уместности и надежности.

На практике часто необходим выбор между разными требованиями. Задача состоит в достижении оптимального соотношения между требованиями. Так, при формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность информации.

Одним из факторов, способных ограничить уместность информации, является ее своевременность. Чрезмерная просрочка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым предоставить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, надежности информации. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации. но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям, т.е. информация потеряет свою уместность.

Следует отметить, что польза, извлекаемая из учетной информации, должна превышать затраты на подготовку (получение) информации. Это означает, что учет не должен быть громоздким и затраты на его ведение должны быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования сформированной информации.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской информации

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

Ø администрация организации;

Ø сторонние пользователи ин­формации с прямым финансовым интересом;

Ø сторонние пользовате­ли информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Администрацию организации представляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и спе­циалисты подразделений.

Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность ор­ганизации (соотношение платежных средств и обязательств). Для ме­неджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рента­бельности отдельных изделий и т. п.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

Ø ее соответствие функциям работника;

Ø стоимость информации;

Ø необходимость соблюдения коммерческой тайны.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информаци­ей, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвид­ности и платежеспособности организации.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с кос­венным финансовым интересом являются налоговые органы, казна­чейство, Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина Рос­сийской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и, органы, уполномоченные управлять го­сударственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники про­фессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только от­четной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для про­верки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммер­ческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, опреде­ляется руководителем организации. Целесообразно указанный пере­чень оформлять приказом руководителя.

Остальные сторонние пользователи информации используют в ос­новном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется ста­тистическая отчетность, при составлении которой, как правило, ис­пользуются данные бухгалтерского учета.

Зачастую информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, и тогда к ней нет свободного доступа на законном основании. В этом случае обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Правоотношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, регулируются ст. 139 ГК РФ, другими федеральными законами.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 определен перечень сведений конфиденциального характера.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *