Советы и лайфхаки

Трезвучия с обращениями – 1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Содержание

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Как называются обращения трезвучий?

Первое обращение называется секстаккордом. Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Разные трезвучия дают разные обращения

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

************************************************************************

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

************************************************************************

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

************************************************************************

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

************************************************************************

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

************************************************************************

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Всё! Благодарю за внимание! Успехов!

Автор – (админ).

music-education.ru

Обращение трезвучий.

Обращение трезвучий.
Обращение трезвучий.
Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.
Принцип обращения одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх. 

В результате обращения образуется новый родственный аккорд. Он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда. 

Давайте взглянем на пример: 
До — мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль) состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:
1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до).
2. Вертанём наш аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми).
Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Нижнюю соль мы перенесём на октаву вверх, а в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли. 

Как называются обращения трезвучий?
Первое обращение называется секстаккордом. Напоминаем, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64. 
Разные трезвучия дают разные обращения.  
Как уже известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.
Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

 Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).  


Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа). 

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия. 

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа). 
Обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:  


Можно ли строить обращения от звука? 
Как уже известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.  Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения: Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

colombina-online.ru

Обр трезвуч

Обращения трезвучий

 

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

 

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

 

 

 

 

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.

 

 

 

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

 

 

 

 

И так:

— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

 

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​​Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

 

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

 

Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в

небе, как воздушный шар.

 

Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,

к небу.

 

Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.

 

Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.

Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.

 

Это нужно знать твердо

 

Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:

 

— Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;

— Тонический секстаккорд T6 – на третьей;

— Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;

 

— Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;

— Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;

— Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;

 

— Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;

— Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;

— Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.

 

​​Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

 

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.

 

​​Схема строения трезвучий с обращениями.

 

 

Для старшеклассников и родителей

 

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

 

​​Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

 

Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:

— В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде

— В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

solfo.ru

Трезвучия, виды трезвучий.

Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Обращения трезвучий.

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.

Главные трезвучия лада с разрешением.

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.

Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.

Таким образом получается следующая схема:

S53 – T6 D53 – T64

S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

Билет 3

5. Септаккорды, их обращения. Доминантовый септаккорд, его обращения и разрешения

studfiles.net

Главные трезвучия лада | Музыкальный класс

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

music-education.ru

Доминантовое трезвучие с обращением и разрешением — Гармония

Доминантовое трезвучие с обращением и разрешением

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь .

Обращения доминантсептаккорда образуются так же, как и обращения трезвучий – путем переноса нижнего звука на октаву вверх.

Обращение доминантсептаккорда это аккорд из звуков с теми же названиями, что и у доминантсептаккорда, но с другим тоном в басу.

– Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу – основной тон, V ступень

– Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень

– Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень

– Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень

Принцип построения обращений D7 (Соль мажор)

Для того, чтобы получить доминантовый квинтсекстаккорд , нужно взять три верхних звука доминантсептаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.

Для того, чтобы получить доминантовый терцквартаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового квинтсекстаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.

Для того, чтобы получить доминантовый секундаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового терцквартаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

Правило разрешения обращений D 7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D 7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

​ ​ Правило разрешения D 7 и его обращений

​ Разрешение доминантсептаккорда Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терцией, что следует учесть, если Вам придется сдавать вступительные экзамены.

​ Разрешение доминантового квинтсекстаккорда Доминантовый квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

​ Разрешение доминантового терцквартаккорда Доминантовый терцквартаккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

​ Разрешение доминантового секундаккорда Доминантовый секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном.

​ ​ Обращения доминантсептаккорда с разрешениями в Соль мажоре

И самое сложное в этой теме – построение обращений доминантсептаккорда от звука. При этом тональность заранее неизвестна, и её необходимо определить в процессе выполнения задания. Для того, чтобы справиться с этим, необходимо знать, во-первых, интервальную структуру доминантсептаккорда и его обращений:

– Доминантсептаккорд – б3 + м3 + м3

– Доминантовый квинтсекстаккорд – м3 + м3 + б2

– Доминантовый терцквартаккорд – м3 + б2 + б3

– Доминантовый секундаккорд – б2 + б3 + м3

Чтобы построить от заданной ноты доминантсептаккорд или одно из его обращений, необходимо сначала верным образом просчитать все три интервала, из которого аккорд состоит. Для разрешения необходимо определить тональность. Тоника будет ровно на квинту ниже пятой ступени и на пол тона выше седьмой. Определив, где находится тоника, вы сможете узнать тональность и её ключевые знаки. Доминантсептаккорд или его обращение разрешаются в мажор и одноименный минор. При разрешении в минор необходимо помнить о знаке седьмой гармонической ступени. Знак перед этой нотой будет в любом случае. В зависимости от тональности это будет бекар, диез или дубль-диез.

Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в мажоре от звука Ре.

Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в миноре от звука Ре.

www.solfo.ru

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

music-education.ru

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе — VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.
  • 82. Ладовое разрешение интервалов

    Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
    Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
    Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
    Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

    Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

  • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
  • Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

  • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
  • Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

  • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
  • При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

  • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
  • 83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

    Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
    Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
  • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.
  • Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
  • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.
  • 84. Вводные септаккорды

    Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

  • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
    • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
    • Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

      Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

      Интервальный состав малого вводного септаккорда:

    • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.
    • Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

      Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

    • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.
    • Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

      Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
      СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

      Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
      СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

      85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

      Тональностью называется определенная высота лада.

      Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

    • ДО мажор — ЛЯ минор;
    • СОЛЬ мажор — МИ минор;
    • РЕ мажор — СИ минор;
    • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
    • МИ мажор — ДО-диез минор;
    • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
    • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
    • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.
    • Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

    • ФА мажор — РЕ минор;
    • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
    • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
    • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
    • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
    • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
    • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.

    86. Тетрахорды

    Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

    Тетрахорды в гамме ДО мажор:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА — нижний, или первый тетрахорд;
  • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — верхний, или второй тетрахорд.
  • 87. Энгармонически равные тональности

    Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

    Энгармонически равные мажорные тональности:

  • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
  • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
  • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
  • Энгармонически равные минорные тональности:

  • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
  • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
  • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
  • 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

    Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

    Таблица слоговых и буквенных названий

    www.lafamire.ru

    Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.)

    Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).

    Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.

    Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.

    Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.

    Уменьшённый вводный септаккорд

    Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.

    Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.

    Малый вводный септаккорд

    Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.

    Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).

    На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:

    Взгляните на этот нотный пример:

    Обращение вводных септаккордов

    Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.

    В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

    Разрешение вводных септаккордов

    Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.

    Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.

    Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.

    Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

    Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.


    Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.

    Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

    Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.

    Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

    Вариант разрешение через доминантсептаккорд.

    Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

    Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.

  1. Строение MVII7, УмVII7.
    Ответ:

м3+м3+б3,м3+м3+мз
Сколько обращений у VII7?
Ответ:

Три.
Сколько разрешений у VII7?
Ответ:

2: через D7 и сразу в тонику.
В каком виде будут звучать УмVII7?
Ответ:

В гармоническом мажоре и миноре.
Найдите ошибку в каждом примере?

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

viaandrock.ru

Трезвучия главных ступеней лада с обращением;

Октава

Септима

Секста

Квинта

Кварта

Терция

Секунда

Прима

Простые интервалы

Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Простыми называются интервалы, которые строятся в пределах одной октавы.

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.

Интервал имеет две величины: количественную и качественную. Количественная величина обозначает количество ступеней, входящих в данный интервал, а качественная – количество тонов, входящих в данный интервал.

Существует два способа исполнения интервалов: гармонический и мелодический. Гармонический – звуки исполняются одновременно, мелодический – последовательно, один за другим.

Бывают диссонирующие и консонирующие интервалы. Диссонирующие интервалы звучат резко, фальшиво. Например: м2, б2, м7, б7, увеличенные и уменьшенные интервалы. Консонирующие интервалы звучат мягко, благозвучно.

Всего 8 названий интервалов:

D7 с обращением

Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Каждый звук септаккорда имеет свое название (снизу вверх): прима, терция, квинта, септима. Основной принцип разрешения септаккорда: прима и терция движутся вверх, квинта и септима движутся вниз.

Доминантсептаккорд (D7) – это септаккорд, который строится на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов б3+м3+м3. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной примой.

Доминантсептаккорд имеет 3 обращения:

Доминантовый квинтсекстаккорд (D 6 5) – это первое обращение D7.

Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов м3+м3+б2. Разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным примовым тоном.

Доминантовый терцквартаккорд (D 4 3) – это второе обращение D7.

Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов м3+б2+б3. Разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоением примового тона в октаву.

Доминантовый секундаккорд (D2) – это третье обращение D7.

Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов б2+б3+м3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоением примового тона.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, которые расположены по терциям. Каждый звук трезвучия имеет свое название (снизу вверх): прима, терция, квинта.

Каждое трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и кватрсекстаккорд.

В любой тональности I, IV и V ступени являются главными.

I ступень – тоника.

IV ступень – субдоминанта.

V ступень – доминанта.

На главных ступенях лада строятся главные трезвучия лада.

Тоническое трезвучие строится на I ступени лада. Обозначается Т 5 3 (в миноре t 5 3).

Тонический секстаккорд — это первое обращение тонического трезвучия.Строится на III ступени лада. Обозначается Т6 (t6).

Тонический квартсекстаккорд – это второе обращение тонического трезвучия. Строится на V ступени лада. Обозначается Т 6 4 (t 6 4).

Субдоминантовое трезвучие — строится на IV ступени лада. Обозначается S 5 3 (в миноре s 5 3).

Субдоминантовый секстаккорд — это первое обращение субдоминантового трезвучия. Строится на VI ступени лада. Обозначается S6 (s6).

Субдоминантовый квартсекстаккорд — это второе обращение субдоминантового трезвучия. Строится на I ступени лада. Обозначается S 6 4 (s64).

Доминантовое трезвучие – строится на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обозначается D 5 3

Доминантовый секстаккорд — это первое обращение доминантового трезвучия. Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора. Обозначается D6.

Доминантовый квартсекстаккорд — это второе обращение доминантового трезвучия. Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора. Обозначается D 6 4.

Вводные септаккорды

Вводными септаккордами называются септаккорды, построенные на VII и на II ступенях лада. К ним относятся Малый вводный септаккорд и Уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд второй ступени.

Малый вводный септаккорд строится только в натуральном мажоре на VII ступени. Состоит из интервалов м3+м3+б3. Между крайними звуками образуется малая септима. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Обозначается МVII7

Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов м3+м3+м3. Между крайними звуками образуется уменьшенная септима. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Обозначается УмVII7

Септаккорд II ступени строится на II ступени лада. Разрешается в Т6 с удвоенной квинтой. Обозначается SII7.

Вводные септаккорды могут разрешаться внутрифункционально – через обращения D7 в тонику. Например: МVII7 (УмVII7) – D 6 5 – T 5 3,

studopedia.su

42garmoniya.ru

Сольфеджио — обращения трезвучий | Творческая мастерская

Сольфеджио — обращения трезвучий

22nd Март 2011 T.S.V

Обращения трезвучий — это такие аккорды, у которых нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Обращения получаются в результате переноса нижнего звука на октаву вверх:


Звуки при обращении как бы меняются местами. Новых звуков в обращениях быть не может.
В трезвучии три звука. На основном строится само трезвучие, а на терции и квинте — его обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе обращение— квартсекстаккордом. Эти названия происходят от названий интервалов, входящих в состав аккорда:


Сокращенное обозначение аккордов — цифры, обозначающие эти интервалы (секстаккорд — 6-акк., квартсекстаккорд — ). Кроме цифр перед ними еще пишутся буквы, указывающие вид аккорда или его ладовое положение: маж. 6-акк Т6
Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, а между крайними звуками — малая секста (маж. 6-акк. = м. 3 +ч. 4).
Минорный секстаккорд состоит из большой терции и чистой кварты, а между крайними звуками — большая секста (мин. 6-акк. = б. 3 + ч. 4).
Мажорный квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и большой терции, а между крайними звуками — большая секста (маж = ч. 4 + б. 3).
Минорный квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и малой терции, а между крайними звуками — малая секста (мин. = ч. 4 + м. 3).

Правообладателям

При копировании или скачивания материала, ссылайтесь на

сайт.

tv-22.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *