Советы и лайфхаки

Светофильтр uv – 3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Содержание

3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив.  Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части  фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр  
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

 

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница.  Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze.  Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны  к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

 

 

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле,  его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  •   Защитить объектив от пыли и песка
  •   Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  •   Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  •   Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.
 

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

 

 

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

 

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом  вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец.  Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

 

 

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию.   Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой.  Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

 

 

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем?  Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

 

 

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  •  использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  •  добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  •  получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

  Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей :)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

 

 

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше.  Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения  по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа.  Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Ну а если словa стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра возможно вам пригодиться следующая табличка.  

 

 

Какие фильтры хорошие?

Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?
Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя. Особенно это касается поляризационного фильтра.
В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

  • Hoya
  • Marumi
  • Kenko
  • B+W
  • Tiffen

Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 800р.  В итоге все три фильтра очень быстро легли на полку, потому что вреда от них было больше чем пользы.

 

Ну и в заключении, если вы хотите получить более акадамические знания по фильтрам, почитайте статью Хулиганствующего Элемента

lightroom.ru

что это такое и зачем нужен

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Многие фотолюбители рано или поздно задумываются о расширении собственной коллекции аксессуаров и дополнений для фотоаппарата. Одним из пунктов в списке важных приобретений являются фильтры для оптики.

Безусловно, в век цифровых технологий обработка фотографий творит чудеса, и использование большинства фильтров стало нецелесообразно.

Тем не менее, существует несколько видов, которые придутся кстати в любом жанре фотосъемки.

Сегодняшнюю статью предлагаю посвятить одному из них — UV фильтру, который должен быть в арсенале каждого уважающего себя фотографа.

В одной из предыдущих статей, я уже рассказывал про возможности поляризационного фильтра.

Назначение

Ультрафиолетовый фильтр для объектива предназначается в основном для защиты передней линзы от пыли, влаги и случайных повреждений, которые зачастую случаются в результате падения или столкновение с каким-нибудь твердым предметом.

Главным заявленным отличием данного аксессуара от других является предотвращение попадания прямых солнечных лучей на матрицу зеркального фотоаппарата, которая более чувствительна к восприятию ультрафиолета, нежели человеческий глаз.

UV-фильтр используется во время пейзажной съемки на дальних и ближних дистанциях, что позволяет избежать образования дымки, которая очень заметна при фотосессии в горной местности или на открытых участках, где в солнечную погоду переизбыток ультрафиолетовых лучей.

Качественный фильтр никак не влияет на контрастность, поэтому снимать с объектива его вовсе не обязательно.

Какой марки uv фильтр приобрести?

Установив фильтр на оптику, помните, с этого самого момента он становиться частью вашего фотоустройства. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем ограничения возможностей техники, не гонитесь за дешевизной, выбирайте тех производителей, которые зарекомендовали себя на рынке фототоваров.

Вот несколько из них: Hoya, Marumi, Kenko, Tiffen, B+W.

 

При выборе следует учитывать материал всех его составляющих.

Рекомендую остановиться с оправой из алюминия или латуни. Металл довольно износостойкий и при падении скорее пострадает фильтр, нежели объектив.

Что касается самой линзы, она должна быть выполнена из высококачественного стекла и покрыта защитным слоем.

Дешевые аналоги делаются из пластика и по истечении некоторого времени начинают разрушаться, а защитный слой расслаиваться и слезать, что в конечном итоге никак не украшает фото.

Для того чтобы выбрать правильный фильтр для вашей оптики достаточно знать диаметр резьбы, который указан на объективе или внутренней стороне защитной крышечки.

Кстати, от диаметра зависит стоимость фильтра, чем он больше, тем выше цена.

Как при помощи Adobe Photoshop заменить ультрафиолетовый фильтр?

Как вы понимаете, от механических повреждений и царапин Photoshop не избавит, но с итоговым влиянием ультрафиолета на фото справиться.

Итак, убрать нежелательные явления можно следующим образом:

  • Повысив при помощи ползунков общий контраст фото (Изображение > Коррекция > Яркость/Контраст).
  • Ослабив насыщенность голубого оттенка смещением ползунка (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/насыщенность > Голубой).

В заключении хочу открыть простую истину, фильтр, как и бленда – неотъемлемая часть процесса фотосъемки, однако успех фотографа зависит не от наличия данных аксессуаров, а от умения пользоваться ими.

У вас есть зеркальный фотоаппарат? Если да, то на сколько хорошо вы в нем разбираетесь? Возникают ли у вас недопонимание в использовании? Если это так, предлагаю ознакомиться с видео курсом «Цифровая зеркалка для новичка 2.0». Благодаря этому курсу вы научитесь лучше разбираться со своим зеркальным фотоаппаратом. У вас отпадут многие вопросы и у вас просто начнутся получаться красивые фотографии.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь прямой ссылкой на статью с друзьями и близкими. Удачных съемок!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Светофильтры для объективов | Soohar

Несмотря на огромное разнообразие фильтров, присутствующих на современном рынке фотооборудования, в цифровой фотографии прижились лишь некоторые из них: ультрафиолетовые, поляризационные и нейтральные фильтры. Существуют также различные вариации этих фильтров, например, градиентный нейтральный фильтр, но, тем не менее, эти три вида являются основными и наиболее востребованными. В этом уроке мы поговорим о светофильтрах для объективов, а также как и какой светофильтр использовать для каждого отдельного случая фотосъемки. Итак, виды светофильтров:
 

Ультрафиолетовый фильтр (UV Фильтр)

Ультрафиолетовый свет невидимый для человеческого глаза. Но тогда возникает вопрос, зачем нужен УФ фильтр? Дело в том, что камеры улавливают то, что не в силах уловить наши глаза, в том числе и ультрафиолетовый свет. Тот самый ультрафиолет часто проявляется в виде дымки, которую так хочется устранить.

На самом же деле, проблема с дымкой касается только тех, кто снимает на пленочный фотоаппарат, цифровики с этим, как правило, не сталкиваются, так как сенсоры цифровых камер менее чувствительны к ультрафиолету.

Зачем же тогда цифровым фотоаппаратам нужен UV фильтр? Если вы пользуетесь дорогим, профессиональным объективом, то его наружную линзу всегда хочется защитить от мелких царапин, пыли и влаги. Вот именно с целью защиты объектива, как правило, и используют этот тип фильтра. Лично я, никогда не снимаю защитный ультрафиолетовый фильтр со своего объектива. Иногда я бываю достаточно неуклюж, особенно когда сильно увлечен съемкой, и в такие моменты защитный фильтр является гарантией того, что во время случайного удара или падения пострадает именно он, а не мой достаточно дорогой объектив.

Качественные светофильтры не создают никаких шумов и не влияют на качество изображения. Конечно, многие считают, что с этим утверждением можно поспорить, но лично я думаю, что основная причина их недовольства  UV фильтрами заключается в том, что, скорее всего, они имели дело с дешевыми некачественными фильтрами.  Сколько я снимаю, ни разу не замечал, чтобы мой UV фильтр как-то негативно повлиял на качество снимка.

Например, если вы недавно приобрели дорогущий портретный объектив и хотите, чтобы он послужил вам подольше, мой вам совет — защитите его ультрафиолетовым фильтром.
 

Hoya 58mm DMC PRO1 Digital Multi-Coated UV

 

Поляризационный фильтр

Поляризационные фильтры действительно очень эффективны, они уменьшают блики и повышают цветовую насыщенность. Эффект, который создает поляризационный фильтр, невозможно повторить ни в одном фото редакторе, поэтому, лично я считаю, что каждый уважающий себя фотограф, да и все, кто пользуется цифровым зеркальным фотоаппаратом (DSLR), должны обязательно приобрести поляризационный фильтр.

Все поляризационные фильтры делятся на 2 типа: линейные и циркулярные. Линейные традиционно используют в пленочных фотоаппаратах, а циркулярные — в  цифровых. Установив циркулярный поляризационный фильтр на объектив, вы увидите, что вращая его, можно легко добиться исчезновения бликов и отражений от таких поверхностей, как вода или стекло.

При съемке под прямым солнечным светом, изображение на фотографии получается бесцветным и передержанным. Это как смотреть на солнце без солнцезащитных очков. Поляризаторы же помогают направить поток света, который поступает на матрицу, под определенным углом, что и убирает блики на снимке.
 

Hoya 58mm (G SERIES) Circular Polarizer PL CIR Filter

 

Нейтральный светофильтр (ND)

Нейтральные светофильтры в основном используются для уменьшения скорости затвора. Они уменьшают количество света, которое попадает в объектив, поэтому если вы хотите получить правильную экспозицию, выдержка нужна будет длиннее.

Зачем это нужно? Хотите передать движение на снимке, но слишком много света и большая скорость затвора, даже с узкой диафрагмой? Вот в такой ситуации вам и понадобится нейтральный фильтр. Нейтральный светофильтр уменьшит количество света, попадающего на сенсор камеры, что, в свою очередь, увеличит время выдержки и не нарушит экспозицию.

А, может, вам вообще не нужно движение в кадре? Если вы будете снимать пейзаж или другие сцены на очень длинных выдержках, то сможете избежать нежелательного присутствия на переднем плане вашего снимка мимо проходящих людей.

Я настоятельно рекомендую всем, кто увлекается пейзажной съемкой, приобрести хотя бы один такой фильтр. Существуют фильтры с разными значениями, которые показывают насколько сильно тот или иной фильтр способен подавлять освещенность.
 

Hoya 77mm HMC ND8

 

Градиентные нейтральные фильтры

Принцип работы этих фильтров схож с предыдущим, разница заключается в том, что в данном случае затемняется не весь кадр, а только какая-то его часть и в итоге изображение на снимке будет более равномерным и четким.

Например, если вы фотографируете пейзаж с солнцем на заднем плане, то вы непременно столкнетесь с проблемой: небо получается передержанным, а передний план – недоэкспонированным. Вместо того чтобы применять технологию HDR, можно использовать градиентный фильтр, он мягко затемнит небо и при этом оставит передний план без изменений, что приведет к более равномерной экспозиции.
 

Tiffen 72mm Color Graduated Neutral Density 0.6

 

Фильтры для установки баланса белого (для теплого/холодного оттенка)

Эти фильтры, меняя баланс белого, позволяют сделать тона на снимке более теплыми или холодными. В основном, они считаются устаревшими, ведь сейчас на цифровых камерах баланс белого устанавливается автоматически или меняется в ручном режиме легко и просто. Но когда была популярна пленка, их использовали довольно таки часто, поскольку на пленочных фотоаппаратах был установлен только один баланс белого, который невозможно было изменить другим способом.
 

Как выбрать светофильтр для объектива?

Вам нужно качество?  Тогда приготовьтесь за него платить. Я считаю, что инвестировать следует в правильную область своего снаряжения, а объективы и фильтры, это, безусловно, то, куда необходимо вкладывать в первую очередь.

Для начала, выберите хорошую марку фильтров и именно тех производителей, которые специализируются на разработке и выпуске светофильтров или объективов, например  Hoya, а потом, покупайте лучшее, что можете себе позволить. Ведь совсем не логично будет, если вы нацепите на дорогущий объектив дешевенький фильтр.

Перед покупкой нового фильтра проверьте диаметр объектива,  дабы убедиться, что заказываете нужный размер. Китовые объективы, как правило, имеют диаметр 52-58 мм, мой объектив — 72-77 мм, но, помните, что цена фильтра напрямую зависит от диаметра объектива: чем он больше, тем дороже фильтр.
 

Подведем итог

UV фильтр нужен всем, кто дорожит своим объективом. Поляризационный фильтр для тех, кто снимает на открытом воздухе, где много солнца. Ну, а если вы увлекаетесь съемкой пейзажа, тогда ND фильтр вам точно пригодится.

Автор Josh Dunlop. Перевод текста Валентина Педченко.

soohar.ru

Светофильтры. Какие бывают и для чего используются. Часть 1;6


Универсальные светофильтры

             Ультрафиолетовый светофильтр UV (0) — один из самых распостраненных и часто применяемых. Основная функция ультрафиолетового фильтра — не пропускать к плёнке невидимое глазом ультрафиолетовое излучение (с длиной волны короче 370-390 нм). Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке — фильтры с маркировкой «L35», «L37», «L39» или «L41» не пропускают к плёнке ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно. Безусловно, далеко не всё излучение ультрафиолетовой части солнечного света доходит до поверхности Земли. Самое коротковолновое ультрафиолетовое излучение (длина волны 290-300нм и короче), называемое «жестким ультрафиолетом», практически полностью задерживается окружающим Землю слоем озона, а мягкое ультрафиолетовое излучение, имеющие длину волны 300-400нм, задерживается в разной степени атмосферной дымкой, плотность которой (а следовательно — и способность поглощать ультрафиолет) сильно зависит и от места съемки, и от погоды, и от времени суток. Например, при съёмке в средней полосе утром и вечером можно не беспокоиться о каком-то отрицательном влиянии на изображение — ультрафиолетовые лучи полностью задерживаются атмосферной дымкой, и практически не достигают поверхности Земли. Днём, когда Солнце в зените, количество доходящих до объекта съёмки ультрафиолетовых лучей уже достигает уровня, при котором их влияние становится очевидным, а при съёмке высоко в горах или на морском берегу уровень ультрафиолетового излучения уже настолько велик, так что, если не применять мер защиты от ультрафиолетового излучения, изображение может быть значительно ухудшено. Ультрафиолетовая часть спектра света в фотографии используется в ряде случаев специальной технической фотосъёмки. Для этого нужны специальные объективы, оптические элементы которых изготовлены из прозрачного для УФ-лучей стекла. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не только не используются, но и являются вредными — большинство фотографических объективов не рассчитано для точной фокусировки изображения, создаваемого ультрафиолетовыми лучами. Соответственно — это изображение, как правило, будет нерезким и будет приводить к потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов. Кроме этого, реакция синечувствительного слоя фотоплёнки на ультрафиолетовое излучение редко соответствует зрительному восприятию — образующаяся лиловая дымка и окраска теней в сине-фиолетовые тона редко у кого вызывает положительные эмоции. Значит, поскольку ультрафиолетовую часть спектра света использовать с пользой не получается, проще от неё избавиться при помощи ультрафиолетового фильтра. Обычно ультрафиолетовый светофильтр практически бесцветен, кратность его равна 1 (то есть он, отфильтровывая ультрафиолетовое излучение, не задерживает лучи света, участвующие в образовании полезного изображения на плёнке).

             Фильтр под названием «скайлайт» (маркировка на оправе — skylight 1B, skylight 1A, или KR 1.5) имеет слабую розовую окраску (1B плотнее, 1А — светлее) и используется для коррекции света неба. Свет, приходящий от чистого неба, имеет достаточно высокую цветовую температуру и, следовательно, участки изображения, освещенные этим светом, будут иметь неприятный голубоватый оттенок. Фильтр skylight слегка «утепляет» цветопередачу, корректируя излишнюю синеватую окраску теней объекта съёмки. Оптическая плотность фильтра skylight весьма мала, поэтому и фактор увеличения экспозиции при съёмке с ним как правило указывается от 1 до 1.1, что практически не требует коррекции экспозиции.

             Для защиты объектива от повреждений и загрязнений служит защитный Фильтр (маркировка на оправе «protect» или «neutral/clear»). Такой Фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный Фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра — защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды — например пыли, капель влаги, а также — от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда — даже и стекла) передней линзы объектива.

             В качестве защитного фильтра можно, не снимая с объектива, применять ультрафиолетовый Фильтр и даже скайлайт. Сторонников и противников применения этих светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос в литературе нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае — светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер — переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее. В специальной литературе десяти-пятнадцатилетней давности (в частности — в ставшей уже классической среди советских/российских фотографов и фотолюбителей книге Р.Хеймена «Светофильтры», переведенной на русский язык издательством «Мир») однозначно утверждалось, что любой светофильтр, какой бы он ни был хороший, надо применять только при необходимости. Однако время по-своему расставляет акценты. Для современных зум-объективов, имеющих большой перепад фокусных расстояний и компактную оправу, защитный светофильтр становится весьма нужным и важным аксессуаром. Ведь не секрет, что с ростом светосилы и кратности зум-объективов (особенно имеющих на «широком» конце Фокусное расстояние 28мм и меньше) стремительно увеличивается в размерах передняя линза этих объективов. И вот эта огромная передняя линза, практически не защищаемая ни оправой объектива, ни даже надетой на него блендой, становится отличной мишенью не только для грязных жирных пальцев, но и для менее заметных, но не менее вредных воздействий — пыли, брызг воды и слюны. Также нередки повреждения передней линзы и от неаккуратного обращения с объективом — например надевая впопыхах крышку или бленду на объектив, можно промахнуться и зацепить краем крышки нежное просветляющее покрытие передней линзы объектива. Следовательно — в понятие «экстремальных условий», для защиты передней линзы от которых и предназначен защитный Фильтр, для таких объективов попадает основная часть съёмок. А защитный Фильтр уже можно спокойно переименовывать в «Фильтр постоянного ношения» — в соответствии с его преимущественным применением.

             К оптическому качеству фильтра, постоянно одетому на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, ведь Фильтр невысокого качества способен вызвать значительное ухудшение качества изображения, в первую очередь — уменьшение резкости и падение контраста. Поэтому в качестве фильтра постоянного ношения можно применять только самые высококачественные светофильтры (справедливости ради стоит отметить, что в результате применения высококачественного светофильтра для защиты объектива падение резкости практически незаметно даже при съёмке со штатива, не говоря уже про съёмку с рук).

             Ведущие производители светофильтров неустанно ведут борьбу в этом направлении. Совершенствуются процессы обработки заготовок будущих фильтров, значительно ужесточается контроль геометрических параметров светофильтров — плоскостности и параллельности их поверхностей.

             Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе «стекло — воздух» составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или Skylight, имеющего две поверхности «стекло — воздух», коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на плёнку, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света.

             Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное Просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр — от 97% (HOYA HMC UV) до 99.7% (HOYA HMC Super UV и HOYA PRO 1 UV).

             Новейшие технологии компьютерного расчета и вакуумного напыления высококачественных многослойных просветляющих покрытий позволяют не только уменьшить коэффициент светорассеяния, но и управлять спектральными характеристиками светофильтров. Подобная технология позволила создать ультрафиолетовый светофильтр HOYA Pro 1 UV (0) L41, имеющий гораздо более крутую характеристику среза, чем у фильтра HOYA UV (0) L39, созданного по обычной технологии.

             Многослойными просветляющими покрытиями в настоящее время покрывается большинство высококачественных светофильтров. Маркировка, свидетельствующая о многослойном просветлении, значительно отличается у разных изготовителей, а в ряде случаев даже может отсутствовать. Непросветленными, как правило, выпускаются фильтры большой оптической плотности (например — нейтральный NDx400), эффектные фильтры и насадки «мягкого фокуса». Также редко просветляют пластмассовые фильтры.

             Дополнительного снижения отрицательного влияния на оптические параметры объектива можно добиться, делая светофильтр как можно более тонким. Работы по улучшению свойств оптических стекол позволили уменьшить толщину светофильтров до совершенно фантастической цифры — 1 мм, при сохранении надлежащих прочностных свойств стеклянной пластинки. C использованием этой технологии выпущены светофильтры HOYA PRO 1 UV (L41) и HOYA PRO 1 Skylight.

             Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе «ND» и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов уменьшить количество света, попадающего на плёнку — закрыть побольше диафрагму, или поставить выдержку покороче, тем более что выдержки 1/2000с — 1/4000с уже давно стали нормой даже на любительской аппаратуре, не говоря уже о профессиональных аппаратах, где выдержкой в 1/8000с — 1/12000с уже мало кого можно удивить? Есть даже поговорка, гласящая что «света много не бывает!». Тем не менее в практике фотографа-профессионала нередко возникают ситуации, когда света таки много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект — «замороженная» короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду, используя плёнку средней чувствительности, ещё можно добиться закрыванием диафрагмы «до упора» (до f/22 — f/32), однако при этом уже не только падает Разрешающая способность объектива, но и исчезает возможность использовать глубину резкости для расстановки «акцентов» в изображении. Ну а выдержек порядка 1 — 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак — даже в лесу утром света уже много для таких снимков. Другой пример применения нейтральных фильтров — съёмка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше «оторвать» его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 — f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Также, для специальных целей, выпускаются нейтрально-серые светофильтры и большей кратности (от 400 до 1000000), пропускающие лишь незначительную часть светового потока, падающего на них. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например — поверхности Солнца), а также — для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта «безлюдности», когда на снимке остаются только неподвижные объекты. В последнем случае при съёмке в расчете экспозиции необходимо учитывать снижение чувствительности плёнки в результате «эффекта Шварцшильда».

(с) Сергей Дубильер (Sergey Dubiljer), 2001
[email protected]
http://www.photoweb.ru/

Смотрите также:

Светофильтры. Какие бывают и для чего используются
Конструкция и качество светофильтров
Производство и производители светофильтров
Кратность светофильтров
Маркировка фильтра
Универсальные светофильтры
Поляризационные фильтры

alika2010.livejournal.com

Почему вам не нужен ультрафиолетовый фильтр.

Сейчас уже сложно установить, когда именно родилось такое изобретение как УФ-фильтр, но немедленно после его появления статьи в специальной литературе и людская молва тут же наградили это устройство массой полезных качеств. Вот только в процессе описания его многочисленных достоинств знатоки как-то упустили один немаловажный факт, заключавшийся в том, что собственно оптического результата, который даёт этот фильтр, никто никогда и в глаза не видел.
Но для чего-то же он существует? Озадачимся целью выяснить, и погуглим, что о нём пишут. Оказывается, что пишут много и очень затейливо.

Вот например сайт fotorox.ru расписывая невероятные достоинства этой приблуды, доходит до откровенного маразма:

«УФ фильтр защищает матрицу фотоаппарата от ультрафиолетовых волн, помогает бороться с бликами солнца на фотографиях, повышает контраст и резкость изображения. Ультрафиолетовый фильтр улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день»

Не совсем понял, зачем нужно «защищать матрицу от ультрафиолетовых волн». Вы хоть раз слышали, чтобы матрица пострадала от этих злобных волн? Я тоже нет.
Потом что это за «блики солнца»? В смысле отражения солнца от блестящих поверхностей? То есть этот фильтр их убирает? Ещё смешнее.

А ещё он «повышает контраст и резкость». Тут я вообще валяюсь, ни одно дополнительное стекло, надетое на объектив, не в состоянии улучшить контраст и резкость изображения. Ни одно! Вот ухудшить, по причине своего низкого качества — вполне, а улучшить — никогда! Это аксиома.

Следующий пассаж «улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день» размытостью своего смысла может поспорить только с идиотичностью термина «открытая съёмка». Пёс его знает, что они имели в виду?

Причём, в расчёте на совсем уж недалёкого читателя данный текст  проиллюстрирован картинкой, на которой серый автомобиль после применения фильтра почему-то внезапно становится синим, а на небе происходит такое выделение облаков, какое не всегда можно получить и от поляризационного!

Собственно, с этим сайтом всё понятно, перейдём на сайт foto39.ru, здесь реклама настоятельно убеждает нас в полезности такой покупки:

«Свои защитные ультрафиолетовые свойства фильтр охотно демонстрирует в горах и на морском берегу, где без защиты от вредоносного воздействия солнца, картинка не будет резкой. А при съёмке на плёнку запросто может появиться легкая лиловая дымка и нежелательные синие цвета».

Опять нам обещают повышение резкости и плюсом отсутствие при съёмке на плёнку «нежелательных синих цветов». Остаётся непонятным, что в таком случае происходит с «желательными» синими цветами? Ещё доставляет «вредоносное воздействие солнца».

Попробуем официальный сайт производителя, может хотя бы изготовители выскажутся о достоинствах своей продукции более определённо? Зайдём на marumi-filter.ru, узнаем чем по мнению тамошних специалистов, может повредить ультрафиолет:

«Если что-то красноватое становится черноватым – это тоже признак действия ультрафиолета».

Это я даже комментировать не буду.

Попробуем более именитого производителя, и заглянем на hoyafilter.com. По мнению специалистов Hoya ультрафиолетовый фильтр:

«Блокирует ультрафиолетовые лучи, из-за которых при уличной съемке на изображении присутствует эффект дымки. Изображения становятся более четкими, с детализацией в темных и светлых участках.

Оказывается, этот фильтр ещё и повышает детализацию в тёмных и светлых участках! Вот оно, счастье! К чёрту этот поганый Фотошоп с его Shadows/Highlights! Стоит прикрутить УФ-фильтр, как проработка светов и теней станет идеальной!

«Защищает переднюю линзу объектива от влаги, отпечатков пальцев, пыли, царапин и от выгорания. Имеет 16 слоев просветления»

Защита передней линзы от выгорания? Проверьте, не выгорели ли у ваших объективов передние линзы? Не испепелило ли их зловредное солнце?

Ну и немного ниже на той же страничке, как контрольный в голову:

«Мощное мультипросветление фильтра Hoya HD UV устраняет нежелательные отражения, например, от воды и стекла, предотвращает появление бликов.»

Так значит, ультрафиолетовый фильтр теперь ещё и выполняет функции поляризационного? Очень мило. А пацаны-то и не знают!
И разумеется, действие этого чудотворного фильтра продемонстрировано фотографией, увидев которую, так и хочется сорваться с места, и побежать в магазин.

На этом я думаю пора закачивать, и можно кратко резюмировать прочитанное.

Каждый кто пишет об ультрафиолетовых фильтрах, отпускает свою фантазию с свободный полёт, и не стесняется наделять описываемый продукт теми свойствами, которыми он никогда не обладал, совершенно спокойно иллюстрируя свои слова явно фиктивными фотографиями.

*************Выводы.***********

Так зачем же нужен этот столь активно продвигаемый продавцами и производителями фильтр? Да в общем-то оказывается, что ни для чего. Ну разве что для того, чтобы заработать на фотографах ещё немного денег.

Множество раз снимая в условиях, в которых применение этого фильтра настоятельно рекомендовано, я ни разу не замечал никакого вреда, причиняемого ультрафиолетом. Более того, имея такой фильтр, купленный по случаю вместе с объективом, я не раз пытался сделать пару тестовых кадров с фильтром и без, чтобы увидеть, что же он даёт. Во всех случаях эффект был один: совершенно нулевой. Никакой разницы между фотографиями, сделанными с фильтром, и без него, обнаружить не удалось.
Разве что при детальном сравнении на больших увеличениях обнаруживалось незначительное, но вполне отчётливое падение резкости. (И где же обещанное увеличение чёткости картинки?)

Так что же, получается что ультрафиолетовый фильтр совсем бесполезен, и не нужен никому и никогда? Не буду столь категоричен, дело в том, что давным-давно в одной из книг «чёрной серии» издательства «Мир», я помнится прочёл об ультрафиолетовом фильтре следующее (цитирую по памяти):

«Иногда, при съёмке в условиях высокогорья, когда используется очень длиннофокусный и весьма светосильный объектив, по причине того, что лучи УФ-спектра имеют длину волны, не совпадающую с длиной волны видимого света, и фокусируются в несколько другой плоскости, чем видимый свет, в некоторых случаях на удалённых объектах возможно (!) появление ложных контуров».

Так что когда вы в следующее восхождение на Эверест соберётесь взять свой Canon EF 400mm f/2.8, то не забудьте пожалуйста прихватить ультрафиолетовый фильтр, может пригодиться. Во всех остальных случаях, применение этой стекляшки в лучшем случае будет бесполезно.

P.S. Можно конечно же использовать УФ в качестве защитного, но разговор о фильтрах «Protect» будет чуть позже.

strravaganza.livejournal.com

Фототехника — Выбираем светофильтр | Клуб экспертов DNS

Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты. Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики. На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат. Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.

Влияние светофильтра на качество фотографии



Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии. Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив. Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.

Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой. Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.

Виды и возможности светофильтров

Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.
Широко распространены в цифровой фотографии:


Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.
Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.

Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.

Линейные фильтры — бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.

Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.

Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.

Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла. Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно. На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.


Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.

От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.

Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.


Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.

Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.


Встречаются модели с понижением освещенности от 1 до 9 шагов. Нейтральные фильтры позволяют добиться эффекта размытости на воде, передачи движения в кадре, уменьшения глубины резкости при яркой освещенности. Данные фильтры следует применять только в определенных случаях для достижения художественного эффекта, но не для съемки на постоянной основе.

Менее популярны, но все так же полезны и другие виды фильтров, которые вносят ощутимый эффект в снимок. Из многообразия всевозможных вариаций художественных фильтров следует выделить несколько наиболее полезных:


Градиентные фильтры. Могут быть цветными или с незначительным затемнением. Зачастую применяются в пейзажной съемке для коррекции освещенности различных областей (яркого неба в ясный день, усиления эффекта заката).
Софт-фильтры. Применяются в портретной, свадебной и детской фотографии для достижения романтической/нежной атмосферы. Софт-фильтр позволит скрыть недостатки кожи без помощи постобработки.

Подведем итоги



При выборе фильтра определитесь, какого эффекта необходимо достичь, как часто и в каких целях будет использоваться светофильтр.

Фотографам любителям с китовым объективом можно в качестве пробы взять фильтр «бытового» уровня, который будет соответствовать всем требованиям неискушенного покупателя. Бюджетные модели не испортят снимки для семейного архива.

Профессиональный фотограф, который занимается коммерцией, просто обязан выбирать фильтр тщательно, не скупиться на дорогую модель, так как именно у дорогостоящих моделей лучшее качество по всем параметрам.
Подбирайте фотофильтр не только по свойствам стекла, но и по диаметру резьбы. Диаметр указан на объективе или с обратной стороны защитной крышки.

В первую очередь проверьте фильтр на искажение картинки, это можно сделать и в магазине. Поднесите фильтр к карандашу и присмотритесь, не увеличились или уменьшились грани, нет ли искаженных линий. Качественный фильтр изготовлен исключительно из стекла, как правило, с различными многослойными покрытиями. Оправу лучше подбирать из металла, с минимальным контуром по краю. Так же производители выпускают модели фотофильтров, с возможностью вынуть стекло из оправы, для более тщательной чистки или замены.

30 сентября 2017 г. 19:24

6515

10

club.dns-shop.ru

Фототехника — Гид по выбору фотофильтров

Фотофильтры (светофильтры) – интересная и разнообразная группа фото аксессуаров, которая довольно давно применяется в фотографии. Фильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, B+W, Tiffen, Polaroid, чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив.

Работа всех светофильтров основана на подавлении, выделении или преобразовании части светового потока для достижения необходимого эффекта, но бывают фильтры, изготовленные из прозрачного осветленного стекла (нейтральные). Одной из важнейших задач фильтров является защита передней линзы объектива от отпечатков пальцев, ударов, царапин и других механических повреждений, а также от пыли, загрязнений и влаги. Для этого можно использовать обычный защитный фильтр, предназначенный для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Обычно эти фильтры обозначаются (N) — простое прозрачное осветлённое стекло. От падения объектива фильтр никак не защитит, равно как и от сильного удара тоже не поможет. Но от небольших воздействий — помогает. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр. Защитные фильтры могут быть с водозащитным покрытием (WPC — англ. water proof coat — водонепроницаемое покрытие).

Существует несколько различных видов фильтров: спектральные, поляризационные, нейтральные, смягчающие, градиентные и т.д. Наибольшее распространение в современной фотографии получили первые три вида.

Ультрафиолетовые фильтры (UV – Ultra Violet).

УФ-фильтр относится к группе спектральных фильтров и предназначен для снижения воздействия ультрафиолетового излучения в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки.
Плёнка и цифровая матрица более восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, чем человеческий глаз. Ультрафиолетовое излучение может стать причиной общей голубоватой засветки кадра в яркий солнечный день, особенно в горах и на море. Для устранения этих эффектов и рекомендуется пользоваться UV-фильтрами. Самые современные защитные фильтры, созданные специально для цифровых камер, отсекают не только ультрафиолет, но и лучи теплового диапазона, из-за которых повышается уровень шума цифровой картинки, а просветляющие слои на некоторых делаются антистатическими и влагоотталкивающими. Использовать качественный защитный фильтр важно еще и потому, что специализированное просветление, нанесенное на прочное и очень тонкое оптическое стекло, позволяет избавляться от паразитных бликов, являющихся бичом серьезных цифровых камер.

Следует заметить, однако, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный УФ-фильтр, и, в отличие от пленочного фотоаппарата, эффект от применения такого фильтра не столь очевиден. Поэтому основной задачей UV фильтров сегодня является физическая защита высококачественного объектива от пыли, царапин, влаги, отпечатков и т.д.

Поляризационные фильтры.

Поляризационный светофильтр в фотографии (чаще всего применяется CPL — англ. circular polarization — круговой поляризатор) — фильтр, предназначенный для устранения нежелательных эффектов: бликов, отражений, уменьшения яркости (с одновременным повышением насыщенности) неба или для достижения художественных целей. Работу поляризационного фильтра практически невозможно воспроизвести в программах компьютерной обработки изображений. При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съемкой, поворачивая на угол от 0° до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30° — 45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.
Существуют два типа поляризационных фильтров: круговой и линейный. Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter — CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного фильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL — Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.
Поскольку поляризационный фильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку — когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость. Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно. Однако, вы можете приобрести поляризационный фильтр с подвижной оправой — в этом случае, после настройки фильтра во время фокусировки вам нужно будет лишь придержать оправу фильтра.

Нейтральные фильтры.

Нейтральный светофильтр уменьшает количество света поступающего в объектив, не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики. Нейтральные светофильтры обозначаются буквами ND (Neutral Density). Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый — ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2 × ND4 = ND8. Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше.
Существуют также нейтральные фильтры с плавной регулировкой плотности (variable range nd filter) от ND2 до ND400 и даже ND1000. Фактически, это два поляризационных фильтра, вращающиеся один относительно другого.

Такие фильтры используются фотографами в основном для съемки на длинных выдержках и/или с открытой диафрагмой при ярком освещении. Например, для уменьшения глубины резкости снимка в солнечный день или для эффектных снимков:

Спектральные (цветные)
Инфракрасный фильтр — пропускает инфракрасное излучение, задерживая все остальные части спектра.

Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии; «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр» в разной степени демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.

Конверсионный фильтр — общее название группы фильтров, служащих для преобразования (конверсии) спектра
o Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков. Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении.
o Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.
o Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.

Мозаичные светофильтры для субтрактивной фотопечати — светофильтры, состоящие из большого числа элементов разных цветов, расположенных в определённом порядке. Применяются при получении пробного цветного отпечатка, по которому определяется комбинация корректирующих субтрактивных светофильтров.
В цифровой фотографии цветные светофильтры используются реже, так как последующая обработка изображения на компьютере позволяет получить практически идентичные их применению результаты. Такие фильтры более актуальны для черно-белой фотографии.

Эффектные
Имеется множество фильтров, которые в процессе фотографирования производят различные световые эффекты на изображении. Например, светящиеся короны вокруг источников света или сверкающие в различных местах звёзды. Имеются различные цветные фильтры, которые изменяют цветовые переходы и соотношение цветов.
• Туманные — создают эффект дымки, тумана. Понижают контраст и насыщенность цвета
• Диффузные (софт-фильтр) — снижают резкость. Изготавливаются:
o Рефракционные. Простейший вариант — вазелин на стекле
o Дифракционные. Большое количество тонких штрихов, нанесённых на стекло
• Звёздные — превращают изображения точечных источников света и ярких бликов в «звёзды». Обычно используют явление дифракции. Обозначаются по числу лучей. Изготавливаются нанесением на стекло нескольких групп параллельных прямолинейных штрихов, создающих дифракционную картину. Число образуемых лучей всегда вдвое больше числа групп штрихов. Некоторые фильтры носят отдельные названия:
o Солнечные — восьмилучевые
o Астроиды — четырёхлучевые
• Радужные — образуют гало или радужное пятно дифракционного происхождения вокруг изображений точечных источников света.
• Цветные и многоцветные — изменяют цветовое решение снимаемой сцены или её части
• Множительные призмы — создают дублированное изображение
• Синтезированные голографические фильтры — голографическое изображение оптической системы является оптической системой. Однако помимо съёмки существующих оптических систем, можно рассчитать технически не реализуемую в веществе оптическую систему, после чего синтезировать голограмму такой системы и напечатать такую голограмму (например, отштамповать её на прозрачном пластике). Таким образом изготавливаются «коронные», «спиральные» фильтры, результатом применения которых является создание определённой формы (не реализуемой никакими другими фильтрами)вокруг изображений источников света. В строго математическом смысле, звёздные фильтры являются частным случаем синтезированных голографических.

Выбор фильтр
По типу крепления светофильтры делятся на прямоугольные и круглые.
Прямоугольные устанавливаются с помощью специальной системы крепления, в которую можно устанавливать до 3 светофильтров одновременно. По такому принципу сделаны фильтры системы Cokin.
Круглые распространены гораздо больше. Они крепятся в металлической оправе с резьбой для установки на объектив. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм.
Фотолюбителю при покупке первой зеркалки стоит обзавестись защитным или ультрафиолетовым фильтром. В том случае, если объективов приобретено несколько (например, комплект Double Kit), фильтр нужно приобрести на каждый объектив. Если есть деньги и желание снимать пейзажи, можно купить поляризационный светофильтр на тот объектив, которым эти пейзажи будут сниматься. Остальные фильтры стоит покупать только по необходимости.
При выборе фильтра следует учесть особенности его оправы: высота кольца оправы обычного фильтра от 4 до 9 мм, а у некоторых составных фильтров (поляризационных и эффектных) и того больше. Такая оправа может создать затемнение (виньетирование) по углам поля изображения. Если объектив вашей камеры имеет очень широкий угол (более 65 градусов), то понадобится тонкий фильтр для широкоугольных объективов. Его высота — от 2.8 до 4.5 мм, и он никак не влияет на качество изображения.
Не рекомендуется одевать больше двух светофильтров одновременно на один объектив – это может заметно повлиять на качество изображения. Не стоит забывать, что любое стекло, добавленное к оптической схеме объектива, не улучшает ее характеристик.

Использованы материалы сайтов:
1. http://freefotohelp.ru
2. http://fujifilmru.livejournal.com
3. https://www.schneideroptics.com
4. http://ru.wikipedia.org
5. http://www.mobimag.ru

22 мая 2013 г. 17:05

89211

52

club.dns-shop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *