Советы и лайфхаки

Спутниксязи фото из чего состоит фото – Что здесь происходит? 25 до жути странных фото из прошлого, которым просто нет объяснения

Фотография: 20 базовых терминов

Для понимания принципов фотосъемки, в основном технических, а также правильной формулировки задачи важно знать базовые термины. Соответственно, и базовые принципы в работе с фотокамерой. Все это собрано в небольшой словарь в этом материале.

Матрица –  это устройство фотокамеры, где создается изображение. Собственно, это аналог фотоплёнки, или плёночного кадра. Как и в нём, лучи света, собранные объективом, “рисуют” картинку. Разница в том, что на плёнке эта картинка хранится, а на датчиках матрицы под действием света возникают электрические сигналы, которые обрабатываются процессором камеры, после чего изображение сохраняется в виде файла на карту памяти. Сама матрица фотоаппарата представляет собой специальную микросхему с фотодатчиками-пикселями. Именно они при попадании света генерируют сигнал, тем больший, чем больше света попадает на этот датчик-пиксель.

На данный момент есть три типа матриц: CMOS, CCD и ХЗ. Различия между CMOS и CCD сенсорами сейчас больше технические, нежели качественные. Очень важным параметром матрицы является ее размер. Чем матрица больше, тем больше отдельно взятый пиксель и его светочувствительность, а также меньше шум, при этом повышается четкость изображения. Помимо этого, с маленькой матрицей даже на полностью открытой диафрагме вы получите чудовищную глубину резкости, что подрежет ваши творческие крылья.

 Глубина резкости – расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

Диафрагма – это круглое окошко из нескольких лепестков, которое регулирует поток света, проникающий в камеру. Окошко раскрыто — света пойдет больше. Окошко сжато — меньше. Не стоит путать диафрагму с затвором, который тоже регулирует попадающий на матрицу световой поток. Затвор — это заслонка рядом с матрицей, отвечающая за выдержку, а диафрагма находится в объективе, и от того, насколько широко она раскрыта, также зависит экспозиция кадра.

Чем больше число f , тем меньше отверстие объектива. Поэтому f/8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.


Максимальная чувствительность пленки (ISO) (от 100 до 10000 ) – максимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. В зависимости от модели фотоаппарата? установка чувствительности пленки может быть механической или автоматической. Механическая предполагает наличие переключателя, который владелец фотоаппарата вручную устанавливает в нужное положение. При автоматической установке фотоаппарат сам распознает чувствительность пленки по нанесенным на кассету пленки кодам.

Минимальная чувствительность пленки (ISO) (от 20 до 200 ) – минимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. Каждый фотоаппарат рассчитан на использование пленок определенной чувствительности, которая указывается в его технических характеристиках.

Фокусное расстояние – при прохождении линзы лучи преломляются и на некотором удалении от нее они «собираются» в точку. Эта точка называется фокусом, а расстояние от фокуса до линзы – фокусным расстоянием. Фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно меньше, тем больше угол обзора. Чтобы можно было сравнивать углы обзора у камер с разными по размеру светочувствительными элементами, обычно указывается эквивалентное фокусное расстояние для 35-мм пленки.

Светочувствительность – значение светочувствительности материала, выраженное числом. С 1974 г., после объединения американского стандарта ASA (шкала чисел) и немецкого DIN (шкала градусов), международная организация по стандартизации утвердила стандарт ISO. Светочувствительность к свету по стандарту ISO обозначается числом, как , например, ISO 200. Чем выше это число, тем больше светочувствительность пленки.

RAW-TIFF-JPEG

Три основных формата записи изображения в камере (не во всех камерах присутствуют все три).

RAW – цифровой аналог негатива (записывается сигнал с матрицы без обработки). Позволяет добиться наивысшего качества изображения. По размеру меньше чем TIFF. Требует обработки на компьютере после съемки.

TIFF – фотография сохраняется без потери качества и сразу готова к печати, но файл получается очень большим.

JPEG – формат сжатия изображения с потерей качества, схожий с mpЗ в музыке. Позволяет снимать очень много фотографий хорошего качества (при небольшом сжатии).

RAW позволяет записать картинку в таком виде, в котором ее видит матрица камеры. Качество записи в этом формате намного выше, чем в JPEG, поскольку в RAW используется “сжатие без потерь”, либо вообще производится сохранение без сжатия.

Шум – зернистая структура изображения, состоящая из мелких элементов, имеющих различия в яркости или цветовом оттенке. Цифровой шум изначально возникает при считывании данных с сенсора фотокамеры ввиду неравномерного заряда светочувствительных элементов. На появление цифрового шума непосредственно влияют такие факторы как характеристики сенсора, температура сенсора, время экспонирования и косвенно – алгоритм обработки изображения, получаемого с cенсора. Шум может быть как яркостным (Luminance noise), так и хроматическим (Cromatic noise). Обычно фотографии с избыточным шумом выглядят неестественно, являются низкокачественными.

Экспозиция – суммарное количество света, попадающего на фотопленку или другой светочувствительный материал за время открытия затвора фотокамеры. Количество попавшего света зависит от диафрагмы, выдержки и степени освещенности объекта съемки. Это величина, равная произведению освещенности (определяется величиной диафрагмы) фотографического материала на время экспонирования (определяется временем, на которое открывается затвор). Эта величина относится в равной степени к фотопленке и фотобумаге.

Выдержка, скорость затвора – время, в течение которого свет воздействует на фотоматериал или матрицу. Стандартный ряд выдержек 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2 секунды и так далее. Короткие выдержки позволяют “заморозить” движущиеся объекты, а длинные – “смазать”.

Бленда – это съемная конусовидная пластмассовая кругляшка, которая надевается на объектив фотоаппарата. Она нужна для того, чтобы в объектив попадало как можно меньше света, предотвращает блики на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Но если вы не правильно ее выберете, то на снимке будет эффект виньетирования.

Левая половина фотографии – без бленды, правая – с блендой

Видоискатель – это оптическое устройство в фотокамере для определения границ тех объектов, которые вы собираетесь фотографировать.

Перспектива – это передача на плоскости фотоснимка объемности изображения, создающая ощущение глубины пространства. Перспективные искажения возникают в случаях съемки с малого расстояния с нижней или верхней точек съемки, а также в результате использования короткофокусных объективов.

Переэкспонирование – это слишком большое количество света на снимке, что приводит к повышению плотности негатива, при этом фотография становится слишком светлой.

Приоритет выдержки – это фотосъемка, при которой выдержку вы фиксируете сами, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера).

Приоритет диафрагмы – это режим съемки, когда вы сами выставляете диафрагму, а выдержка устанавливается автоматически.

Светосила объектива – это максимальное отверстие объектива, равное минимальному значению числа диафрагмы). Объектив с большой светосилой позволяет использовать короткие выдержки в условиях пониженной освещенности.

Баланс белого – это настройка фотоаппарата, которая отвечает за то, чтобы цвета на фотографии совпадали с реальными.

Превью: Depositphotos

Вам будет интересно:

Как сделать качественные фотографии во время путешествия

Как снимать силуэтные фотографии

10 секретов, которые позволят идеально выглядеть на фотографиях

say-hi.me

Жанры фотографии. Фотография как искусство.

ФОТОГРАФИЯ

Фотогра́фия (фр. photographie светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале при помощи фотоаппарата.

Фотография — это искусство получения фотоснимков, где творческий процесс состоит из поиска и выбора композиции, освещения и моментов фотоснимка. Выбор определяется навыком , умением, а так же вкусом фотографа, что присуще для любого вида искусства.

Основные жанры в фотографии как искусства

Ночная фотосъёмка

Ночная фотография подразумевает фотосъёмку ночью, учитывая то что ночью нет достаточно света для фотосъёмки фотограф должен использовать светосильные объективы , длинные выдержки, и высокие значения чувствительности ISO.

Портрет

Портретная фотография – это один из сложнейших видов фотосъемки, требующий немалых умений и знаний. Основной задачей является передача всех граней личности, изображенной на фото, начиная от красоты внешности и заканчивая богатым внутренним миром.

Натюрморт

Натюрморт — это один из жанров фотографии, в котором объектом съемки являются различные неодушевленные объекты, изделия либо товары: художественные изделия, посуда, цветы, фрукты и пр. Сегодня данный жанр фотоискусства часто используется в рекламной фотографии.

Пейзаж

Пейзаж — (франц. paysage, — страна, местность). Безусловно, как и любая другая фотография, пейзажная подчиняется законам  света и композиции.

Мобилография 

Мобилография – появилась в 21 веке. Производится мобильными телефонами, карманными персональными компьютерами, итд. Из-за низкой разрешающей способности фотографии сделанные такими фотоаппаратами имеют очень низкое качество, но они могут быть интересны тем что сделаны из необычного ракурса или сделаны спонтанно. В этом жанре фотографии важно то, что изображено на снимке, а не то какого качества фотография.

Обнажённая натура (ню)

Фотографии обнажённого человеческого тела, раскрывающие красивые формы, пластику и чувственность.

Флора и фауна

Флора и фауна фото часто становится достоянием различных научных энциклопедий, познавательных журналов или развлекательных книг для детей.

Макрофотография

Макро (от греч. μακρός — «большой», «крупный») — вид фотосъёмки, при котором изображаемые объекты снимаются в масштабе 1:1 или большем. Макросъёмка — это принцип создания увеличенного изображения. снимаются в масштабе 1:1 или большем.

Микрофотография

Микрофотография — это техника фотографии малых объектов, с высоким увеличением, обычно с помощью микроскопа. Делится на оптическую, электронную и цифровую микрофотографию.

Репортаж

Новостная фотография – прерогатива фотожурналистов, которые снимают события от местных до мировых масштабов. Требует от фотографа быстроты построения композиции и мгновенной реакции на изменения ситуации.

Документальная фотография

Это любой вид фотосъёмки, если он документально передает события или объект. Документальная фотография на сегодняшний день уступила место фотожурналистике. Зачастую снимки сделанные авторами – документалистами имеют не только документальную, но и художественную ценность. Работы таких фотографов можно увидеть в галереях, книгах, художественных фотоальбомах.

Аэрофотосъёмка

Это фотосъёмка территории аэрофотоаппаратом, с самолёта, вертолёта или другого типа летательного аппарата. Для повышения качества аэроснимков используют специальные аэрофотообьективы с высокой разрешающей способностью. Обработку полученных фотографий производят специальными компьютерными комплексами – цифровыми фотограмметрическими станциями.

Архитектурная фотография

Документальная фотография внешнего вида или деталей того или иного архитектурного объекта. Часто используется в художественной фотографии. Одной из разновидности архитектурной фотографии является интерьерная фотосъёмка. Объективы в основном применяются широкоугольные, дающие возможность более широкого охвата изображения.

Астрофотография

Применяется для наблюдения и исследования космических объектов с помощью астрографов. Основан на использовании длительных выдержек, позволяет получать изображения объектов очень низкой яркости. Применя.тся длиннофокусные объективы и специализированные оптические системы.

Гламурная, глянцевая фотография

Это всегда насыщенные и яркие фото, даже если они выполнены в чёрно-белых тонах, в них присутствует свойственный гламуру шик и очарование. Чаще всего на таких фотографиях изображаются красивые девушки в различных образах, каждая из них всегда эффектна. Красивые гламурные фото всегда выглядят безупречно, без изъянов, что в некотором роде идеализирует, то что на ней изображается.

 Жанровая фотография

Что бы определить жанровую фотографию от нежанровой, стоит знать следующее правило: пейзаж, натюрморт, портрет – это не жанровая фотография, жанровый снимок подразумевает под собой состояние и действие людей. Истоки данного понятия восходят к живописи.

Ломография

Вид плёночной фотографии, не берёт во внимание такие понятия качества как резкость, цветопередача, плотность. Запечатление момента в любом виде, на снимке может быть изображено что угодно и как угодно. Цель ломографии это изображение моментов на Земле,  художественную ценность имеет всё. Девиз ломографов всех стран – LoMo — ‘love and motion’ — любовь и движение.

Люминография

Люминография (светопись, светографика, фризлайт,) – рисование светом в затемнённом пространстве при длительной выдержке. Суть фотосъёмки заключается в рисовании лучом света от любого источника (фонарика, лампы, лазера…)

Панорамная фотография

 К ней относится фотосъёмка различных панорам. Панорамы делятся на планарные и виртуальные.

Пин-Ап

Стиль пин-ап появился давно, но и сегодня фотосессии в стиле пин-ап пользуются популярностью , и не только в студиях.

Паппарацци

Слово появилось из итальянского языка, означает «назойливый, пищащий комар». Фотографы специализируются на фотосъёмке сцен из личной жизни знаменитостей, без их ведома и согласия. Чаще всего это кадры интимного или скандального характера.

Пикториальная фотография

Жанр развился в конце 19 в начале 20 века. Фотографы старались подчеркнуть в снимках те черты которые сближали фотографию с живописью. Для этого применялись особые техники фотосъёмки, мягкорисующие объективы, фильтры.

Пинхольная фотография

Пинхольная фотография (стеноп) – фотосъёмка с помощью фотоаппарата без объектива, роль объектива выполняет маленькое отверстие. Стеноп легко может быть сделан из обычной зеркальной фотокамеры, плёночной или цифровой. В крышке для защиты внутренних деталей при снятом объективе сверлится отверстие диаметром до 1 см. Внутренняя сторона крышки обклеивается фольгой в которой булавкой или иглой делается микроотверстие.

Пленерная фотография

Пленэр – техника фотосъемки в естественных условиях при естественном освещении. Термин «пленэр» стали использовать и фотографы работающие на выездных фотосъёмках.

Подводная фотосъёмка

Фотосъёмка подводных объектов с применением водонепроницаемого оборудования. Профессиональная фотосъёмка производится с помощью специальных осветительных приборов.

Посмертная фотография

Обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. В конце позапрошлого века такие снимки были привычным, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Репродукция

 Воспроизведение, размножение различных изображений с помощью фотосъёмки, в результате с помощью печати получают точную копию того или иного объекта. Это могут быть картины, рисунки, документы.

Рекламная фотография

Ею занимаются фотографы наивысшего уровня мастерства. Этот вид фотографии включает в себя все жанры, все виды фотосъёмок. Её еще называют коммерческой фотографией и включает в себя такие подразделы: каталожная фотография, имиджевая, интерьерная, предметная, а также деловой и политический портрет.

 

Предметная фотография

Это жанр фотографии, который используется в рекламе. Дизайн, конструкции и значимые элементы рекламируемого продукта. Исходя из задачи, проводится фотосъемка товара, предметов или ассортиментных групп, объединенных в кадре общей композицией. Снимаются в максимально выигрышном ракурсе. Говорящие о отличиях от конкурентной продукции.

Свадебная фотография

Это чень интересное и творческое направление в фотоискусстве. Свадебная фотография трудоёмкий жанр, требующий высокого профессионализма, быстрой реакции и исключительно творческого подхода к фотосъёмке. Включает в себя такие разноплановые виды фотографии как фотожурналистика, портретная фотография, художественная, постановочная и студийная.

Светографика

Техника рисования светом.

Сканография

При современном развитии компьютерных технологий для сканографии можно использовать практически любой сканер вместо фотоаппарата.

Спортивная фотография

Спортивная фотография ассоциируется с журналистом с фотоаппаратом и с большим телеобъективом, так как он предназначен для увеличения особо дальних объектов. Их обычное фокусное расстояние варьируется в пределах где-то от   60   до   1000 мм. 

Стереофотография

Это получение стерео-пары изображений фотографическим способом. Представляет собой сочетание двух изображений одного и того же объекта с различных точек зрения. Одно для левого, а другое — для правого глаза. При рассматривании стереопары, изображение объекта воспринимается с такой же локальной глубиной, что и сам объект.

Стробизм

Это фотографическая техника с использованием компактных внешних фотовспышек. Позволяет получать высокое, почти студийное качество снимков за пределами студий — в офисах, в музеях, на производстве, квартирах, на улицах, на природе.

Фотографии в путешествии, тревелфото

Туристическая фотография. Современный путешественник вряд ли забудет фотоаппарат. Все впечатления и достопримечательности которые он снимет это и будет тревелфото.

Фотоистория, фотостори

Фотоистория

Фоторобот

Это компьютеризированный процесс составления фотопортрета человека по показаниям свидетелей.

Фотоохота

Объектом фотосъёмки являются животные, птицы, насекомые в естественных природных условиях. Фотографу приходится запастись терпением и усидчивостью, так как приходится часами сидеть и ждать животное или птицу.

Чёрно-белая фотография

Самый первый вид фотоснимков. Особенно популярна, не смотря на то что давно существует цветная фотография, особенно в художественной фотосъёмке. Цветные снимки преобразуются в чёрно-белые для придания особого смысла элементам фотографии.

Химическая автография

Срез биологических тканей (растения, животных) прикладывают к фотобумаге, вещества межклеточной жидкости вступают в фотохимический процесс, результат – точное изображение объекта. Один из видов – радиоавтография, при прижимании объекта содержащего радиоактивные изотопы к фотобумаге, образуется скрытое изображение.

Рейография

Названа по имени фотографа Мэн Рейя, который в 1921 году воскресил способ бескамерной фотографии. Снимок получался прямым экспонированием предмета на светочувствительную бумагу. 
ШадографияВид фотоискусства представляющий собой абстрактные снимки. Художник-фотограф Кристиан   Шад в 1918 году с помощью вырезок из газет и светочувствительной бумаги создавал абстрактные композиции.

Споттинг

Споттинг – (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать») Это особый вид увлечения, споттеры фотографируют летательные аппараты, в основном самолёты на аэродромах. Суть хобби заключается в фиксации номера самолёта и где он в это время находится. Аппараты движутся с большой скоростью, поэтому этот вид увлечения требует большого опыта. Иногда споттерам удаётся зафиксировать аварийные ситуации на аэродромах.

martina-art.ru

Как атрибутировать фото для фотостока ?: lenorlux

   Для того, что бы ваши картинки на стоках принесли вам первый заслуженный миллион денег их надо не только сделать, но и правильно атрибутировать, т.е. прописать ключевые слова и название.  Вот об это сегодня и поговорим.

     Первое, что зачастую пугает новичка это то, что вся атрибутация идет на английском языке. Те, у кого с языком проблем нет могут этот совет пропустить. Остальным скажу — не так страшен черт.. Для неанглоговорящих есть вполне удобные онлайн переводчики. Отдельные слова и небольшие фразы обычно переводятся вполне корректно. Я одно время пользовалась Промтом, сейчас перешла на переводчик от Гугля, по мне он работает лучше.

    Итак, рассмотрим сначала принцип описания фото на нескольких примерах ( я для удобства ключи буду писать по-русски)

   Для того, что бы натренироваться в правильном подборе ключевых слов поставьте себя на место покупателя и представьте, что вам нужно найти картинку аналогичную вашей. По каким ключевым словам вы бы стали ее искать?

 Пример №1 пейзаж

Пишем : море, сосна, скалы.
Далее уточняем место съемки : Крым, Новый Свет, мыс Капчик. Царская бухта.
Теперь обозначаем время съемки : рассвет, ранеее утро, лето.
Добавляем жанр съемки, ориентацию фото и отсутствие людей в кадре : пейзаж, природа, nobody
Дополнительные слова : туризм, туристический, достопримечательность, тишина, покой .В принципе в дополнительных словах можно написать ассоциативные слова, главное не перестараться, что бы не получить отказ за спам в ключевых.

Пример №2 город

Что ищем ( т.е. основной объект съемки) :Собор Василия Блаженного, Храм Покрова на Рву
Место съемки : Россия, Москва, город, столица, Красная площадь
Время съемки : ночь, сумерки, вечер, зима
Жанр съемки, ориентация фото : городской вид, городской пейзаж, горизонтальный
Дополнительный слова и уточнения : достопримечательность, туризм, туристический объект, древний, исторический, пешеходный переход, темно, фонари, место для текста и т.д.

Пример №3 фото с людьми

Что ищем ( основной объект) : ребенок, дитя, младенец, малыш, поваренок
Поза , возраст,что делает, эмоциональное состояние, этническая принадлежность :девочка, сидит, полгода, радуется, веселый, смотрит влево, держит половник, играет, ясельный возраст, европеец, caucasian( так обозначаются люди с белой кожей)
Место съемки : дом, кухня, кухонный стол
Одежда : поварской колпак, фортук, белый,
Дополнительное описание:овощи, приготовление еды и т.д

  Итак, общие принципы описания фотографий:

1. Если на фото пейзаж : указываем основной объект съемки ( море, поле, лес и пр), время года, время дня, ориентацию, если пейзаж привязан к определенной местности и она узнаваема, то обязательно это указываем, состояние погоды ( солнечно, облачно, пасмурно и т.д), отсутствие или присутствие людей, точка съемки, если например снимали с горы вниз, жанр съемки ( пейзаж, природа).

2. Если на фото городской вид : обязательно указываем точное название основного архитектурного объекта ( если он есть в кадре), город, страну, какие-то еще важные географические или топографические привязки, время года, время суток, ориентацию, состояние погоды, отсутствие или присутствие людей, точку съемки, не забывает такие слова как достопримечательность, туризм, туристический , жанр съемки ( городской вид, городской пейзаж, архитектура, город)

3. Если на фото человек/люди : указываем пол, возраст, количество людей в кадре, этническую принадлежность/ цвет кожи, что делает ( стоит, идет, бежит..), эмоциональную составляющую ( радуется, плачет, улыбается..), как изображен человек ( полный рост, портрет ), направление взгляда , если на фото портрет, то написать цвет глаз, описать одежду ( как минимум основные элементы, мелкие подробности не нужны), цвет волос, если у мужчины есть усы или борода тоже нужно отметить, где сделан снимок ( дом, улица, магазин, лес..)

4. Если на фото растение или животное/птица/рыба : указываем точное название ( очень желательно найти еще и латинское название объекта съемки), описываем цвет /окрас, место съемки ( если снято в зоопарке , но в кадре это не видно, то лучше не писать), если снято на улице, то пишем время года и состояние погоды, указываем привычный ареал обитания данного вида животного или растения ( например если на фото жираф, то пишем Африка), жанр съемки ( природа, животное, растение, зоология, ботаника)

5. Если на фото изолированный объект : название объекта, описание объекта ( вид, цвет, форма и пр). Если объект/субъект снят на белом фоне, нужно добавить в список словосочетание ‘white background’.Если объект/субъект снят на любом другом однотонном фоне, нужно добавить в список словосочетание ‘neutral background’

Что не нужно писать:
свое имя/фамилию , имена и фамилии моделей, клички ваших питомцев, топографические названия не играющие значимой роли ( т.е. на фото с деревенским видом совершенно необязательно писать, что это деревня Гадюкино), лишние слова никак не относящиеся к данной фотографии.

Для облегчения подбора ключевых слов существуют разные сервисы. Я на сегодня считаю для себя максимально удобным сервис Шаттерстока

Открываем, вводим основное ключевое слово для вашей картинки и получаем подборку фотографий. Выбираем из них не мнее 3 ( а лучше больше) максимально похожих на вашу

Нажимаете на красную кнопку внизу страницы и получаем выборку из ключевых слов. Она состоит из трех частей. В верхней- самые популярные слова, в средней- менее популярные и внизу совсем редкие. Смотрите верхнюю часть и удаляете из нее все лишние на ваш взгляд слова, они перемещаются в среднюю часть. Затем из средней и нижней части можно выбрать подходящие слова и добавить их в верхнюю. Когда все будет готово жмете красную кнопку и копируете подобранные слова в вашу фотографию.

Останется лишь дописать ( если это необходимо) какие-то уточняющие слова и все.. Но в любом случае, как говорится «на сервис надейся, но все проверяй»))
Минимальное количество ключевых слов, которое требуют стоки -10, максимальное, которое допустимо 50 ( на Дримстайме 80). Все слова должны быть разделены запятой, если в ключевых идет словосочетание, например Красная площадь, то его запятой не разделяем.

Остается самая малость — написать название фото и описание.
Здесь подход у стоков разный. Например Шатерсток и Фотолия вместо названия используют данные из поля «Описание» , в Дримстайм требует и название и описание.
Я обычно пишу описания ориентируясь на Шаттерсток . По их совету в названии желательно употребить самые основные ключевые слова.
Например для фото из примера №1 название может быть таким : Утренний крымский пейзаж, на переднем плане сосна, на заднем плане море и скалы
Для фото №2 : Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве зимней ночью
Для фото №3 : Маленькая девочка в наряде повара сидит на кухонном столе, рядом лежат свежие овощи

Если у вас серия фотографий с похожим сюжетом, то при одинаковых ключевых словах названия желательно давать хоть немного но отличающиеся друг от друга.

Надеюсь информация была полезной.

Нужно ли сделать пост по технический стороне внесения метаданных в фотографию?

lenorlux.livejournal.com

Принцип получения цифрового фото

Кажется, так просто – щелкнул, получил снимок, и нет проблем. В действительности за те несколько мгновений, которые проходят с момента спуска затвора до проявления изображения на мониторе, внутри фотоаппарата происходит целый ряд сложных процессов, результатом которых является цифровая фотография. Попробуем разобраться, как же происходит превращение простых световых излучений в цифровое изображение, которое будет напоминать нам о приятно проведенных мгновениях и счастливых событиях в нашей жизни.

Рассмотрим поэтапно путь фотона до его преобразования в цифровое фото.

Объектив

Объектив – это элемент, находящийся на пути фотона к матрице. Он собран из линз, образующих оптические системы. Аппараты различаются по количеству линз, которое в самых совершенных моделях может достигать 18. А количество систем колеблется от двух до пяти. Объектив захватывает фотоны и направляет к матричным сенсорам. Размеры объектива прямо пропорциональны размерам матрицы. Совмещение, например, однодюймовой матрицы и линз малого размера даст темное и нечеткое изображение, так как маленькие линзы препятствуют проникновению света. Чтобы избежать этого, профессиональные фотографы прибегают к проверенной хитрости: низкое число апертуры при большой выдержке приводит к раскрытию диафрагмы, что способствует попаданию большего количества света через линзы на матрицу. В результате получается структурированное выделение фотографируемого объекта на смазанном фоне – лучшие критерии портретной съемки. Именно таким способом профессиональным фотографам удается выделить определенного человека на общем фоне толпы. Таким образом, путем регулировки параметров объектива можно достичь точечной фокусировки – пространство вокруг точки фокуса, чем дальше, тем больше расплывается.

Матрица

Матрица – основной элемент в процессе получения цифровых изображений. Она является подобием пленочного кадра. Фотоны, попадающие на поверхность матрицы, превращаются в электрозаряды посредством матричных сенсоров. Существует два вида сенсоров:
— CMOS
— CCD.

CMOS обладает гибкой манипулирующей системой. Он способен обрабатывать информацию в любом направлении на плоскости, параллельно процессу загрузки фотонов. CCD более примитивен. Он обрабатывает информацию лишь после окончания загрузки изображения. Производство CCD – дорогостоящий процесс с использованием сложнейших технологий. Тогда как CMOS более прост в исполнении и не требует сверхзатрат.

Матрица состоит из бесчисленного множества полупроводниковых светочувствительных частиц — пикселей или фотодатчиков, образующих изображение. Каждый фотодатчик включает три фотодиода, различающих три основных цвета: синий, зеленый и красный. Эти фотодиоды фиксируют количество фотонов света, попавших на них через объектив, и генерируют сигнал, прямо пропорциональный количеству принятого света.

Аналого-цифровой преобразователь

Для трансформации полученной аналоговой информации в цифровую фотоаппарат оснащен специальным устройством – ADC, которое считывает количество цветных фотонов в каждом пикселе, и присваивает числовую конфигурацию получившемуся цвету. Результатом получившейся совокупности чисел является фотоизображение. Эта информация переходит в буфер, где происходит ее фиксация на карте памяти.

Карта памяти

Скорость работы фотоаппарата зависит от всех вышеперечисленных элементов, а также от параметров карты памяти и ее способности принимать изображение, переданное из буфера. Карты памяти существуют во множестве форматов. Единицей скорости является мегабайт/сек, как на обычном CD-ROM. Недавно была презентована сверхскоростная карта памяти для профессиональных фотокамер – XQD со скоростью 16 и 32 Гбайт/сек.

Общепринятым стандартом является запись изображения в формате JPEG. Этот формат доступен для любой программы, предназначенной для просмотра фотоизображений, а также для их печатания.

Менее распространенный формат RAW индивидуален для каждой отдельной камеры. Он представляет “сырое”, не обработанное фотоизображение. Полученный результат – это непосредственный отпечаток матрицы. Формат RAW можно подвергать редактированию, что невозможно с JPEG, поэтому он более популярен среди профессионалов. Он позволяет вручную выправлять такие параметры изображения, как экспозицию, температуру и баланс белого.

Таким образом, кажущееся таким простым появление фотографии в реальности является сложным и деликатным процессом.

fotoredactor.com

Как мы узнаем, из чего состоят звезды? (8 фото)

Каждый день, уже миллиарды лет, Солнце встает над горизонтом Земли. Оно в 150 миллионах километрах от нас, но светит так ярко в небе, что невозможно смотреть без риска повредить глаза. На поверхности Солнца температура достигает 5500 градусов —  достаточно, чтобы любой зонд истлел задолго до того, как подлетит к поверхности. Короче говоря, Солнце слишком горячее, чтобы держать его в кулаке. Но это не значит, что его нельзя изучать. В нашей галактике больше 100 миллиардов звезд, которые мы также не можем посетить. При этом нам удается искать и находить способы их изучения.

На самом деле, есть несколько хитроумных способов, которые позволили нам начать разгадывать тайны звезд, разбросанных по всему ночному небу, будто они находятся недалеко от нас. Как это возможно?

Начнем с самого света. Возможно, мы не можем безопасно смотреть на Солнце, но научные инструменты — вполне. Как вы знаете, «белый» свет состоит из всех цветов радуги, и мы можем увидеть эти цвета — от темно-красного до фиолетового — если «расщепим» свет призмой.

В 1802 году английский ученый Уильям Хайд Волластон проделал это со светом Солнца и выявил нечто неожиданное: темные линии в спектре. Спустя несколько лет немецкий оптик Йозеф фон Фраунгофер построил специальный инструмент спектрометр для лучшего расщепления света. И увидел еще больше этих любопытных темных линий.

Вскоре ученые поняли, что темные линии проявились там, где цвета пропали из спектра. Они пропали, поскольку элементы в Солнце и вокруг него поглощают эти определенные длины волн света. Темные линии, выходит, указали на присутствие определенных элементов, водорода, натрия и кальция.

Это чрезвычайно умное, красивое и простое открытие мгновенно рассказало нам о ключевых элементах нашей ближайшей звезды. Однако, как говорит Филипп Подсядловский, физик Оксфордского университета, у такого подхода есть свои ограничения. «Он может рассказать лишь о составе поверхности, но не расскажет ничего о составе в центре Солнца», говорит он.

Что же находится внутри Солнца и может ли его содержание объяснить колоссальную энергию нашего светила?

Наше понимание массивного выхода энергии Солнца начало кристаллизоваться в начале 20-го века, когда предположили, что если атомы водорода могут сливаться вместе, они будут создавать совершенно новый элемент — гелий — и высвобождать энергию в этом процессе. Стало очевидно, что Солнце богато водородом и гелием и обязано своим могуществом переходу первого в последний. Однако эту идею еще предстояло подтвердить.

«В 1930-х люди поняли, что Солнце, вероятно, питается энергией синтеза водорода, но пока это оставалось сугубо теорией», объясняет Подсядловский.

И тогда изучение Солнца стало воистину странным. Чтобы лучше понять звезду, которая дарует жизнь нашей планете, нам нужно было уйти в подполье. Нам пришлось расположить наши эксперименты под горами. Так был спроектирован японский детектор Супер-Камиоканде (Super K), между прочим, который выдает на-гора прекрасные результаты.

В 1000 метров ниже поверхности находится странная грязная комната. В ней находится озеро чрезвычайно чистой воды и 13 000 сферических объектов покрывают стены, пол под водой и потолок. И это не фантастическая установка: так устроен Super K, который помогает нам понять принципы работы Солнца.

Раз детектор так глубоко, очевидно, он был построен не для обнаружения света. Вместо этого он ждет особые частицы, которые рождаются в центре нашей звезды и пролетают через вещество, как самолет пролетает сквозь воздух.

Через вас проходят триллионы частиц ежесекундно. Если бы не было специальных детекторов, мы никогда бы не узнали об этом. Но Супер-К может улавливать примерно 40 частиц в день, благодаря обнаружению особого света, который рождается, когда эти частицы — нейтрино — взаимодействуют с бассейном чистой воды.

Созданный свет невероятно слабый, но генерирует своего рода ореол вокруг нейтрино, и это гало могут уловить феноменально чувствительные детекторы света, в изобилии имеющиеся на стенах.

Специальные типы нейтрино, которые определяются с помощью этого метода, являются прямым свидетельством того, что внутри Солнца происходит термоядерный синтез водорода в гелий. У нас нет другого объяснения образованию нейтрино.

«Вы можете уловить лишь небольшую долю нейтрино, но после рассчитать, сколько нейтрино там должно быть, опираясь на действительные данные», говорит Подсядловский.

Что еще более удивительно: эти нейтрино образуются в процессе реакций синтеза в центре Солнца, а уже через восемь минут их подхватывает детектор Супер-К. Изучение нейтрино позволяет наблюдать происходящее глубоко в недрах Солнца практически в режиме реального времени.

Если этого недостаточно, мы можем даже изобразить Солнце с помощью этого метода. Вполне возможно создать снимки интерьера Солнца исключительно из измерений, сделанных в подполье, куда не может проникнуть солнечный свет.

Чтобы лучше понять детали этих реакций синтеза, необходимо также попытаться воссоздать их на Земле. В принципе, это не сложно. 13-летний британский школьник успешно инициировал реакцию синтеза в 2014 году. Но если вы хотите наблюдать за этими реакциями без вмешательства со стороны частиц, со свистом приходящих от самого Солнца, придется снова погрузиться под землю.

Именно этим занимается Мари-Луиза Алиотта, физик-ядерщик из Университета Эдинбурга.

Что особенно сложно в реакциях синтеза, объясняет Алиотта, так это «заставить» два атома согласиться на слияние. Вероятность подобного, несмотря на триллионы атомов, плавающих повсеместно, ничтожно мала.

Но у Солнца есть два преимущества, которые склоняют чашу в пользу синтеза. Оно массивное, поэтому располагает гигантским числом атомов, и у него также мощная гравитация, которая сжимает водород в плазму: газообразный водород находится под таким мощным давлением, что электроны отделяются от протонов в ядре. В такой среде реакция синтеза происходит с удовольствием.

«В звезде типа Солнца вероятность того, что в процессе ядерной реакции будет высвобождено значительное количество энергии, достаточно высока просто потому, что имеется множество протонов, — объясняет Алиотта. — В лаборатории у нас нет такого количества протонов, поэтому гораздо труднее изучать подобные процессы».

Тем не менее Алиотта способна экспериментировать с синтезом в местах вроде Лаборатории подземной ядерной астрофизики (LUNA) в Италии. Эта работа позволяет Алиотте и ее коллегам узнавать больше о том, как происходит синтез — какие продукты при этом рождаются, как взаимодействуют частицы.

Легко складывается впечатление, что Солнце является постоянным элементом, который будет светить с завидным уровнем постоянства веки вечные. Но это не так. На самом деле, у звезд есть циклы и продолжительность жизни, которая зависит от их размеров и точных пропорций элементов внутри них и может быть самой разной.

В последние годы мы смогли узнать больше о том, как меняется Солнце, изучая некоторые из его особенностей. Пятна, например, это темные временные участки, которые появляются на поверхности Солнца время от времени. Зонды имели возможность точно изучить, как много радиации, включая видимый свет, излучает Солнце в течение нескольких лет.

В 1980-х годах ученые, работающие над миссией Solar Maximum Mission, осознали, что в течение 10 лет энергетический выход Солнца уменьшался, а затем снова возрастал. Но что на самом деле удивило их, так это число солнечных пятен, соответствовавших этой активности: чем больше их было, тем больше энергии высвобождало Солнце. Поскольку пятна темнее и холоднее остальной части солнечной поверхности, это было сюрпризом.

«Все оказалось наоборот, — говорит Саймон Фостер из Имперского колледжа в Лондоне. — Было очень странно, что чем больше темных и холодных особенностей, тем Солнце горячее».

В конце концов, ученые обнаружили причину этому. На поверхности Солнца имеются специальные яркие области — факелы — которые совпадают с солнечными пятнами, но отличаются от них, так что заметны и те и те. Именно эти факелы высвобождают лишнюю энергию.

Наряду с пятнами, можно также обнаружить солнечные вспышки — мощные вспышки материи, вырывающейся с поверхности Солнца после наращивания магнитной энергии. Поскольку звезды излучают радиацию по всему электромагнитному спектру, эти вспышки можно обнаружить рентгеновскими детекторами. Но есть и другие способы. Например, прослушивание радиоволн — другой формы электромагнитного излучения.

Огромный радиотелескоп Jodrell Bank в Англии, первый в своем роде, умеет обнаруживать солнечные вспышки, говорит Тим О’Брайен из Университета Манчестера, работающий на телескопе.

Радиотелескопы весьма неплохо выделяют интересные моменты жизни звезды. Когда звезда ведет себя «нормально», не проявляя излишней активности, она не излучает много радиоволн. Но когда рождаются звезды, когда они умирают, появляется очень много радиоволн.

«Мы видим активные события. Видим взрывы звезд, ударные волны, звездные ветры», говорит О’Брайен.

Радиотелескопы также использовались ученым Северной Ирландии Джоселином Беллом Бернеллом для обнаружения пульсаров — особого типа нейтронных звезд.

Нейтронные звезды рождаются после гигантских взрывов сверхновых, когда звезда коллапсирует и становится невероятно плотной. Пульсары представляют собой примеры таких нейтронных звезд, которые излучают пучки электромагнитного излучения с полюсов и могут быть обнаружены радиотелескопами.

Из-за регулярных сигналов, испускаемых каждые несколько миллисекунд, некоторые ученые сначала было подумали, что это такая форма общения разумных видов по всей Вселенной.

Благодаря открытию множества пульсаров, теперь понятно, что регулярный импульс порождается вращением самой звезды.

«Она вращается вокруг вертикальной оси, и этот пучок выходит по диагонали — словно подметая небо, — объясняет О’Брайен. — Если он окажется на линии визирования, вы увидите регулярные вспышки по мере вращения пучка. Как у маяка».

Некоторые звезды обречены стать пульсарами. Но наше Солнце не постигнет такая участь: оно слишком маленькое, чтобы взорваться в реакции сверхновой в конце своей жизни. Какой же будет его судьба через миллиарды лет?

Из наблюдений других звезд вокруг нас в галактике мы знаем, что существует целый ряд возможных развязок. Но учитывая массу нашего Солнца и сравнивая его с похожими звездами, мы решили, что будущее нашего светила достаточно очевидно.

Мы ожидаем, что оно постепенно будет расширяться по мере старения — в ближайшие 5 миллиардов лет — чтобы стать красным гигантом. Излучение будет становиться все слабее по мере расходования водородного топлива. У более «слабого» света будет ниже частота, ниже энергия, и Солнце, следовательно, будет краснеть.

Затем, после серии взрывов, все, что останется, это будет внутреннее углеродное ядро Солнца — алмаз размером с Землю. Этот «белый карлик» будет медленно остывать в течение триллиона лет.

Мы еще очень много не знаем о Солнце, и ряд проектов призван разрешить давно волнующие ученых загадки.

Например, Solar Probe Plus, который подойдет к Солнцу ближе, чем любой другой зонд в истории, чтобы попытаться узнать больше о том, как производятся солнечные ветры, и понять, почему корона Солнца — аура плазмы вокруг светила — горячее, чем его фактическая поверхность.

Но основы нам известны. Расщепляя свет Солнца на спектр цветов, улавливая нейтрино в глубоких темных подземных лабораториях, мы сумели ответить на много важных вопросов о природе нашего Солнца. Мы также многое знаем о том, из чего состоят звезды, как производят свет и как этот процесс произвел широкий ряд элементов, так необходимых на Земле.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Как выглядят в разрезе разные разности (17 фото)

Ещё один занятный сборник фотографий для самых любознательных читателей Бугаги! Из этой коллекции снимков вы узнаете, как выглядят самые разные вещи, предметы и устройства в разрезе:


Фейерверк


Автомобиль


Роторный двигатель


Шлем мотоциклиста


Вычислительная машинка


Морское судно


МФУ


Компьютерный томограф


Осиное гнездо


Зуб человека


Цифровая камера


Стволы деревьев и когда-то упавший между ними мячик для гольфа


Бейсбольный мяч


Шлем хоккеиста


Шар для боулинга


Лист алоэ


Провода и кабели

bugaga.ru

Плёночная фотография. Основные виды фотоплёнки

В этой статье мы расскажем о различных типах фотоплёнки их характеристиках и особенностях.

Прежде чем знакомиться с различными типами фотоплёнки, давайте на примере чёрно-белой негативной плёнки попробуем разобраться, как же получается аналоговое фотографическое изображение.

Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс

Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94—99% состоит из бромистого серебра и на 1—6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).

Фотографический процесс получения чёрно-белого негатива состоит из трёх стадий

Экспонирование: в момент открытия затвора под действием света в фотоэмульсии создаётся скрытое изображение, так как при взаимодействии фотонов с кристалликами галогенного серебра на поверхности последних образуются нейтральные атомы серебра, перестающие быть структурной частью ионного кристаллика. Структура эмульсионного слоя меняется. Чем больше света попадает на участок фотоэмульсии, тем темнее он будет на плёнке.

Плёнка отснята (экспонирована), но её ждут ещё две стадии обработки.

Проявление: процесс усиления скрытого изображения. На этой стадии за счёт химической реакции те кристаллики галогенного серебра, которые были облучены светом, восстанавливаются до кристалликов металлического серебра, непрозрачных для видимого света (в отличие от ионных кристалликов галогенного серебра, являющихся аналогами поваренной соли). В результате проявления образуется негативное изображение, в котором наиболее светлые места снятого объекта соответствуют наиболее тёмным местам проявленной фотоплёнки.

Фиксирование (или закрепление): из фотоэмульсии удаляются необлученные кристаллики галогенного серебра, что делает проявленный и зафиксированный фотослой нечувствительным к дальнейшему облучению.

В результате мы имеем готовый чёрно-белый негатив. Чтобы получить конечное позитивное изображение необходимо фактически повторить три вышеописанных стадии, но уже с фотобумагой. Но не будем забегать вперёд. Подробно о практике проявления плёнки и печати фотографий — позже.

Итак, фотоплёнка, как уже упоминалось выше, бывает трёх основных видов:

  • чёрно-белая негативная
  • цветная негативная
  • цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая).

Конечно, есть ещё чёрно-белый слайд, который и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков. Насколько мне известно, только чешская компания Foma ещё держится и производит чёрно-белый позитив Fomapan R 100.

Чёрно-белая обращаемая плёнка чешской фирмы Foma. Исчезающий вид.

Прежде чем вникать в особенности разных типов плёнок, разберёмся с основными, универсальными для всех типов характеристиками.

Основные характеристики фотоплёнок

Основная характеристика любой плёнки (неважно — чёрно-белая она или цветная, негативная или позитивная) — светочувствительность. Именно светочувствительность определяет экспозиционные параметры съёмки, и именно от неё зависит конечное качество фотографии.

Дело в том, что рост светочувствительности напрямую влияет на структуру фотоэмульсии. Как правило, чем выше чувствительность, тем крупнее зерно, тем ниже фотографическая широта плёнки, тем хуже её резкостные характеристики.

Тут пора разобраться с новыми терминами. Зерно — это визуализация того, что формируют кристаллики галогенного серебра после экспонирования и проявления. Если рассматривать негатив под большим увеличением, вы увидите, что изображение на плёнке создаётся точечками различной величины и плотности. Это и именуется зерном. Как правило, чем ниже чувствительность и выше качество фотоэмульсии — тем меньше зерно, тем выше резкость, тем больше полутонов остаётся на негативе. Способность плёнки фиксировать диапазон полутонов именуется фотографической широтой: чем выше показатель фотографической широты, тем ниже контраст, тем точнее передаются полутона в диапазоне между абсолютно ярким и тёмным объектами на снимке.

С качеством понятно — чем ниже чувствительность, тем лучше. Но зачем тогда нужна высокочувствительная плёнка?

Дело в том, что плёнка низкой чувствительности требует больше света при экспонировании. А это значит, либо выдержка должна быть длиннее, либо диафрагма больше открыта. И хотя выдержку мы ещё можем увеличивать благодаря штативу (хотя и тут есть ограничения), но полностью неподвижный объект съёмки — редкость, если это не студийный натюрморт.

А если мы захотим запечатлеть стремительное движение? Увы, придётся идти на компромисс и использовать высокочувствительную плёнку: не случайно английское название таких плёнок — high speed film, что подразумевает фотосъёмку объектов, движущихся на большой скорости. Правда, стоит отметить, что современные высокочувствительные фотоплёнки обладают весьма хорошей фотографической широтой и резкостными характеристиками в сочетании с умеренным зерном.

Kodak T-MAX 3200 Professional — профессиональная чёрно-белая негативная плёнка, которая может использоваться в широком диапазоне чувствительностей. Эту плёнку можно использовать в диапазоне чувствительностей от 3200 до 25 000 единиц (при использовании форсированной обработки). Плёнка соединяет в себе исключительно высокую чувствительность и мелкое зерно. Незаменима при съёмке быстродвижущихся объектов, плохо освещённых объектов (когда вы не можете использовать вспышку), объектов, требующих большой глубины резкости одновременно с короткими выдержками, а также при съёмке телеобъективами с рук быстрого движения при тусклом освещении.

Светочувствительность обозначается общепринятыми международными единицами ISO, стандартный ряд значений — 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. На самом деле современный международный стандарт ISO представляет собой механическое соединение ранее принятых в США единиц ASA и соответствующих значений в градусах DIN (старый германский стандарт), например, 100/21°, однако «градусная» составляющая уже практически не используется и обычно опускается. (Кстати, до 1 января 1987 года в СССР была собственная шкала единиц ГОСТ, близкая к ASA, но всё же особенная; по ней чувствительности 100/21° ISO соответствовали 90 единиц ГОСТ. Перестройка приравняла советский ГОСТ к мировым стандартам.) Значение чувствительности, как правило, выносится в название плёнки: например, Ilford PAN F Plus 50.

Если вы снимаете на цифру, значения чувствительности вам, конечно, хорошо знакомы, только вот в аналоговой фотографии изменить чувствительность в зависимости от каждого кадра не получится. Если вы уж зарядили плёнку 50 ISO, то придётся все сюжеты снимать с учётом этой чувствительности, пока не закончится плёнка.

Так что, отправляясь на съёмку, плёночный фотограф должен озаботиться не только количеством плёнки, но и подумать, какой чувствительности плёнку ему брать (не говоря уже о том, что сначала нужно решить, какую плёнку брать — цветную или чёрно-белую!).

Чтобы избавить фотографа от этой головной боли, были созданы плёнки с переменной чувствительностью. Это вовсе не значит, что одну плёнку можно экспонировать с разным значением чувствительности, нет: если вы выбрали 800 ISO, придётся всю плёнку экспонировать с учётом этого значения. Просто такие плёнки лучше приспособлены к пуш-процессам (когда для повышения значения светочувствительности увеличивается время или температура проявления). Но и там действует та же зависимость — чем выше чувствительность, тем ниже качество.

Примеры современных чёрно-белых плёнок с переменной чувствительностью.

Ilford XP 2 Super — номинальная чувствительность 400/27° ISO. Обладает исключительно мелким зерном, присущим, как правило, менее чувствительным фотоплёнкам. XP 2 Super — плёнка, позволяющая получать негативы с тончайшей деталировкой как в тенях, так и в светах. Имеет необычайную широту экспозиции — её можно экспонировать в диапазоне экспозщиционных индексов (EI) от 50/18° до 800/30°. XP 2 Super обрабатывается реактивами для цветной плёнки по процессу C-41: её можно проявлять вместе с цветными негативными плёнками.

Ilford Delta 3200 — плёнка сверхвысокой чувствительности, позволяющая получать фотографии высочайшего качества в самых сложных условиях освещения. Фотослой выполнен на основе четырёхслойной эмульсии, позволяющей оптимизировать применение уникальной технологии фирмы Ilford с плоскими кристаллами. Эмульсия обеспечивает великолепную тональную передачу. Плёнка позволяет фотографу управлять чувствительностью и зернистостью при помощи правильного выбора проявителя и режима проявки, предоставляя множество возможностей для творчества. При правильном проявлении плёнка Delta 3200 Pro показывает наилучшие результаты при экспонировании в диапазоне экспощиционных индексов (EI) от 1600/33° до 6400/39°.

Конечно, всегда есть возможность экспонировать любую плёнку низкой чувствительности на ступень-другую повыше, но тогда придётся изменить процесс проявки плёнки (увеличением времени или повышением температуры). И, опять-таки,  качество в этом случае будет ниже (растёт контраст, увеличивается зерно).

Обычно оптимальная чувствительность для съёмки днём на улице — 100 ISO. Для съёмки в помещении или в сумеречный день — 400 ISO. Это самые популярные чувствительности плёнок.

Хранение аналоговых фотоматериалов

Если с хранением карты памяти особых проблем не возникает, то аналоговые фотоматериалы требуют более трепетного и внимательного обращения. Фотоплёнка (как и фотобумага) имеет ограниченный срок годности. Обычно он указывается на упаковке. Хранить фотоплёнку лучше всего в холодильнике, на отдельной от продуктов полке. Там темно и прохладно — идеальные условия.

Когда я только начинал свой профессиональный путь фотографа в областной газете, в редакционной фотолаборатории стоял специальный холодильник для фотоматериалов: даже при тотальном дефиците бытовой техники руководство газеты с пониманием относилось к техническим нуждам фотографов, и это при том, что второй холодильник в редакции был только у главного редактора.

Лет 30 назад при проходе зоны досмотра в аэропортах был риск засветить фотоплёнку в сканерах. Сегодня технологии изменились, и вы можете спокойно ставить кофр с аппаратурой и плёнкой на ленту такого сканера: он совершенно безопасен для фотоплёнки.

Основываясь на личном опыте многочисленных перелётов и пересадок, могу лишь подтвердить заверения служб безопасности аэропортов: даже многократные сканирования кофра с плёнкой и аппаратурой никак не отражались ни на чистой, ни на экспонированной плёнке всех видов и форматов. Если вы всё же маниакально озабочены сохранением фотоплёнки — купите специальные контейнеры или пакеты.

Что происходит с просроченной плёнкой? Обычно, если она хранилась в хороших условиях, при небольшой просрочке ничего страшного не случается (особенно с чёрно-белыми материалами). Ну, разве что едва заметно снижается чувствительность. Но тут, как вы понимаете, каждый решает за себя. Риск «запороть» съёмку, особенно с просроченными цветными (и тем более обращаемыми) фотоматериалами, весьма велик. Так что не стоит затариваться фотоплёнкой впрок, если вы не уверены, что отснимете её до окончания срока хранения. Старайтесь пользоваться фотоплёнкой максимальной «свежести»!

Чёрно-белая негативная плёнка

Начнём с основ. Именно чёрно-белой (сокращённо — ч/б или b&w) негативной плёнке обязана фотография своим существованием. История фотографии (да и история ХХ века) фактически запечатлена на чёрно-белый негатив. Большинство известных фотографических шедевров сделано именно на ч/б негатив.

Не вдаваясь в исторические экскурсы отмечу, что ч/б негативная плёнка в своём современном виде существует уже более 100 лет и, похоже, уходить на покой не собирается.

Совершенствовались материалы целлулоидной подложки, качество фотоэмульсии, уменьшалось зерно, добавлялись новые слои, росла светочувствительность, появлялись и уходили в небытие новые форматы, но принципиально чёрно-белая фотоплёнка ничуть не изменилась. Признаем очевидный факт: чёрно-белый негатив — классика фотографии.

В зависимости от спектральной чувствительности чёрно-белые плёнки делятся на панхроматические (изопанхроматические), ортохроматические и несенсибилизированные. Панхроматические (изопанхроматические) плёнки имеют спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза, поэтому в классической фотографии именно они и применяются. Но важно отметить, что отдельные цвета ч/б плёнка фиксирует, искажая их тон, привычный глазу. Например, на портрете могут практически исчезнуть ярко-красные губы; или же облака, так заметные в реальной жизни на фоне голубого неба, на проявленном негативе вдруг куда-то деваются. Чтобы достичь верной (или даже необходимой) передачи тонов, используются цветные фильтры, о применении которых мы поговорим в разделе практики аналоговой съёмки.

Производство фотоплёнки (не только ч/б) с приходом цифры, естественно, сократилось. Более того, далеко не все даже именитые компании, стоявшие у истоков фотографии, смогли сохранить рентабельный выпуск фотоплёнки. Но давайте о тех, кто и сегодня радует нас отличными фотоматериалами.

Kodak T-max 400 — высокочувствительная универсальная фотоплёнка. Отличается хорошими структурно-резкостными характеристиками. Цена: 244 р.

Ilford PAN F Plus 50 — сверхмелкозернистая плёнка. Имеет великолепную резкость. В дополнение к ультрамелкому зерну фотоплёнка PAN F Plus обладает чрезвычайно высокой разрешающей способностью, резкостью и контрастностью по краям контуров и превосходной экспозиционной широтой. Позволяет получить отпечатки исключительной яркости с широким тональным диапазоном. Цена: 250 р.

Fujifilm Neopan 400 — чёрно-белая негативная пленка с высокой чувствительностью. Отличается прекрасной чёткостью изображения и превосходной точной передачей оттенков. Несмотря на высокую чувствительность, плёнка обеспечивает впечатляюще чёткие отпечатки с малой зернистостью, с детализированными изображениями и качественной мелкозернистой структурой. Цена: 295 р.

На отечественном рынке представлены чёрно-белые фотоплёнки и химия компаний Ilford, Kodak, Fujifilm, Foma, Efke, Lucky, Kentmere, Rollei. В их ассортименте можно найти всё, что требуется плёночному фотографу: от качественных плёнок и фотобумаги до необходимых химических растворов и аксессуаров.

Какую плёнку выбрать? Лично я отдаю предпочтение низкочувствительным материалам Ilford. Но однозначного совета тут дать нельзя. Каждый фотограф выбирает плёнку в соответствии с задачами, предпочтениями и опытом.

Проявка чёрно-белых плёнок

Для проявки чёрно-белой фотоплёнки существует великое множество проявителей (о разнообразии и особенностях проявителей мы поговорим отдельно). Ничто не мешает и вам создать рецепт своего персонального проявителя, однако стандартным стал процесс под названием D-76.

Тут самое время упомянуть ещё один вид чёрно-белой плёнки, появившейся относительно недавно — монохромные плёнки. Эти плёнки можно (точнее — нужно) проявлять по цветному негативному процессу C-41. Проявленная монохромная плёнка выглядит как чёрно-белый негатив на подложке цветного. Единственное удобство такой плёнки — в возможности быстрой проявки в любой автоматизированной лаборатории. Но качество, в сравнении с классической ч/б плёнкой, будет заметно хуже.

Цветная плёнка

Цветная плёнка бывает двух основных типов: цветная негативная и цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая). С точки зрения практики съёмки у них много общего, поэтому сначала мы рассмотрим основные отличия цветных плёнок от чёрно-белых, а потом разберём отличия негатива от слайда.

История появление цветной фотографии — тема для хорошей книги, посему, не вдаваясь в детали истории цветного фотопроцесса, упомянем, что цветная плёнка (и негативная, и обращаемая) появилась в середине 1930-х годов прошлого века в США и Германии, и на неё даже снимались фильмы, но о массовом её использовании не было и речи. Цветная фотография стала доступна широким массам профессиональных фотографов лишь во второй половине прошлого века.

Кстати, в Советском Союзе, стране, первой отправившей человека в космос, так и не смогли наладить производство качественных цветных фотоматериалов: то, что можно было получить, используя цветной негатив ЦНД-32, представляло собой жалкое зрелище. Советских фотолюбителей спасали лишь цветные плёнки ORWO и Foma из ГДР и Чехословакии (были и такие социалистические страны на карте Европы), и венгерская Forte. К материалам Kodak, Fuji или Agfa имело доступ ограниченное количество фотографов, приближённых к внешнеторговым организациям и, разумеется, репортёры центральных издательств и журналов. Снимать достижения социализма приходилось на фотоплёнку, созданную на фабриках капиталистических государств.

Цветной фотографический процесс существенно сложнее чёрно-белого (как в процессе съёмки, так и в обработке). Он содержит больше стадий проявления, капризен к температуре, но, самое главное, в сравнении с чёрно-белой цветная печать куда более трудоёмка. Ручная печатать форматных цветных фотографий требует весьма дорогостоящего оборудования и материалов, да и сам процесс печати и проявки снимка тоже не отличается простотой.

Фотоувеличитель для цветной печати отличает важная и очень недешёвая деталь — цветосмесительная головка.

Но создание в 1970-е годы мини-лабораторий, которые позволяли проявлять цветной негатив и печатать фотоснимки 10×15 см сделали цветную фотографию невероятно доступной и по-настоящему массовой. Правда, в СССР минилабы появились лишь в конце 80-х, и этот фотобизнес широко развернулся в России только в 1990-х. Так или иначе, создать цветную фотографию сегодня совсем не сложно. Конечно, если рядом есть хорошая лаборатория.

Цветной фотоплёнке присущи те же основные характеристики, что и чёрно-белой: чувствительность, зернистость, фотографическая широта, зависимость качества от светочувствительности (кстати, у цветных плёнок зерно, как правило, больше, чем у ч/б такой же чувствительности). Но у цветных плёнок есть ещё одна важная зависимость — от цветовой температуры.

Не влезая в околонаучные дебри, скажем, что обычная цветная плёнка вполне точно передаёт цвет при дневном свете. Но! Стоит вам начать снимать в тени или вечером, вы увидите, что все цвета начинают изрядно синить. Если на цветную плёнку снимать при лампах накаливания, цвета будут существенно желтить. А если снять при вечернем освещении, например, огонь костра, то цветовой дисбаланс снимка будет полный. Правда, почему-то именно такие цветные снимки частенько выглядят очень эффектно.

Для того, чтобы как-то контролировать получение желаемого результата, в кофре профессионального фотографа даже появился специальный прибор для точного определения цветовой температуры — колорметр. Цветовую температуру можно корректировать специальными цветными фильтрами, но они вынуждают увеличивать экспозицию.

Важный момент: цветная фотоплёнка, в отличие от ч/б негатива, не терпит грубых ошибок в экспозиции. Неверно экспонированный цветной слайд можно смело выкидывать. Напечатать снимок с недо- или переэкспонированного цветного негатива, возможно, удастся, но точной передачи цвета на нём не будет. Кстати, выдержка, особенно длительная, также может существенно искажать цвет. Но иногда получается даже очень красиво.

Цветная обращаемая плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания. Одна из немногих, которую ещё можно приобрести.

Для съёмки в студиях была создана плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания (да-да, студийные вспышки вытеснили софиты только в 80-х). Цветная плёнка с символом «T» (Tungsten, что подразумевает лампы накаливания с вольфрамовой нитью) обладает невысокой чувствительностью, мелким зерном и имеет ограниченное студийное применение. Но с появлением студийных вспышек стало возможно снимать в студии и на дневную плёнку (цветовая температура вспышек максимально приближена к дневному свету).

Цвет. Негатив или диапозитив?

Теперь об особенностях негатива и диапозитива. Разница, как вы догадываетесь, в том, что сняв и проявив негатив, мы так и не видим конечного изображения (нас ещё ждёт процесс фотопечати), а вот после проявки слайда уже можем наслаждаться нашими шедеврами. Правда, размер шедевров на слайде (даже формата 6х9) таков, что без лупы их не рассмотреть и на стенку не повесить. Так зачем же они нужны, такие маленькие?

Конечно, сегодня мы можем запросто отсканировать что слайд, что негатив, и распечатать фото на принтере. Но, согласитесь, это уже не аналоговая фотография. Так зачем тогда нужен слайд, и что с ним дальше делать?

Вспоминаем, что основное практическое использование слайда — полиграфия: тут всё понятно. Ну, или вы можете любоваться слайдами, проецируя их на стену с помощью диапроектора. Или рассматривать слайд, вставленный в дурацкий пластиковый шарик с лупой: о! это был серьёзный бизнес на курортах СССР.

Но если вы снимаете не для прессы или полиграфии, вам, скорее всего, нужен отпечаток. До появления цифровой печати существовал процесс Cibachrome (технология компании Ilford) позволявший печатать снимки со слайда. По сравнению с отпечатками с негатива, фотографии на Cibachrome выглядели невероятно насыщенными и яркими. Но и цена за это удовольствие была весьма высока. Сегодня процесс называется Ilfordchrome, но найти лабораторию, работающую с этим процессом, непросто.

Диапроектор карусельного типа для демонстрации слайдов.

Цветной диапозитивный процесс кажется куда проще чем негативный: снял, проявил и — готово! Но! Начнём с того, что цена конечного слайда выше негатива. Аналоговая прямая печать со слайда сегодня практически невозможна, что не отменяет печать цифровую, но мы же собрались заниматься аналоговой, плёночной фотографией. Кроме того, вспомним, что слайд крайне капризен к ошибкам экспозиции: исправить практически ничего нельзя. Так что, выбирая материалом для съёмки обращаемую плёнку, задумайтесь, для чего вы снимаете, и что дальше вы будете делать с этим слайдом.

С точки зрения практичности цветной негатив выглядит куда привлекательнее. Он позволяет ошибаться с экспозицией, с ним можно многое доработать при фотопечати, себестоимость негатива и фотоотпечатка с него существенно ниже. Для современной полиграфии вы можете отсканировать как сырой негатив, так и доведённый до совершенства аналоговый фотоотпечаток. Качество цветного негатива высокой чувствительности выше аналогичного слайда. С цветного негатива можно сделать отпечаток на чёрно-белой фотобумаге. Есть повод задуматься, не правда ли?

Проявка цветных плёнок

Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.

Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.

Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.

Но подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.

Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.

Fujifilm Pro 400H — цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканированияЦена: 370 р.

Fujifilm Reala 100 — высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до тенейЦена: 270 р.

Kodak Professional PORTRA 160 — обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.

На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.

Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, — отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители — Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.

Fujifilm Velvia 50 — цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.

Fujifilm Provia 100F — цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS — 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.

Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография — это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.

Ваши «правильные» цифровые цветные снимки — заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.

В следующих публикациях мы как раз перейдём к практике съёмки на плёнку на основе чёрно-белого негативного процесса. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.

Продолжение следует..

fototips.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *