Советы и лайфхаки

Рембрандт барокко – 1) Основные черты барокко.

Рембрандт картины

Рембрандт Харменс Ван Рейн — один из самых известных художников мира. Родился 15 июля 1606 года в Лейдене (Нидерланды, Южная Голландия). Несколько лет он проучился подмастерьем у лейденского художника, а затем обучался тонкостям живописи у Питера Ластмана в Амстердаме, который в свою очередь учился в Италии. Именно  Ластман впервые познакомил Рембрандта с искусством светотени, эффектами передачи объёма, глубины, а также драматизма сюжета.

Рембрандт — это настоящий и непревзойденный мастер библейских и мифологических тем, портрета и передачи светотени. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Его дела резко пошли в гору, и он стал довольно обеспеченным человеком.

Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества.  Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете, и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи.

С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Даже, когда Рембрандт вышел из моды, и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына». И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.

Хотите выглядеть модно и современно? К вашим услугам качественная печать на футболках от Print Salon. Футболки, надписи и изображения на любой вкус.

 

Аллегория музыки

 

Андромеда

 

Аристотель с бюстом Гомера

 

Бегство в Египет

 

Благословение Иакова

 

Челн Христа во время бури

 

Человек в золотом шлеме

 

Даная

 

Давид и Ионафан

 

Евангелист Матфей и ангел

 

Еврейская невеста

 

Флора

 

Фредерик Рил на коне

 

Жертвоприношение

 

Каменный мостик

 

Мельница

 

Натюрморт с павлином

 

Ночной дозор

 

Обвинение Иосифа

 

Ослепление Самсона

 

Отречение апостола Петра

 

Пир Валтасара

 

Похищение Ганимеда

 

Портрет Иеремии Деккера

 

Портрет Марии Трип

 

Портрет старого воина

 

Портрет старухи

 

Портрет Яна Сикса

 

Портрет Яна Утенбогарта

 

Притча о богаче

 

Самсон и Далила

 

Саския ван Ейленбур

 

Синдики цеха суконщиков

 

Сюсанна и старцы

 

Титус в одежде Монаха

 

Товит, подозревающий жену в воровстве

 

Валаамова ослица

 

Весёлое общество

 

Вирсавия

 

Возвращение блудного сына

 

Юная Саския

 

Заговор батавов

art-assorty.ru

Рембрандт Харменс ван Рейн

  Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший нидерландский художник и график. Он является представителем «больших голландцев»: нидерландских художников, писавших свои картины на полотнах больших форматов. 

  Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Нидерландах, в городе Лейдене. Его отец Хармен ван Рейн был состоятельным мельником, а мать Нельтье Виллемс ван Зейтбург - дочерью булочника. Рембрандт был шестым ребенком в многодетной семье.

  В Лейдене Рембрандт учился в латинской школе и в возрасте 13 лет поступил в Лейденский университет, но там не задержался. Мальчика  больше интересовала живопись и отец Рембрандта, увидев талант сына, помог ему. В 16 лет Рембрандт начал обучение изобразительной грамоте у своего первого учителя,  Якоба ван Сваненбурха - лейденского исторического живописца , сына Исаака Класа Сваненбурха - самого видного художника города конца XVI века. К тому же Рембрандт был дальним родственником Якоба ван Сваненбурха.

  В 1623 году Рембрандт переезжает в  Амстердам, где в течение шести месяцев учится у Питера Ластмана, прославившегося историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. В его мастерскую Рембрандт попал еще подростком, поэтому он много перенял у этого, тогда очень известного художника. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого  апостола Стефана» (1625 год. Лион. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Утрехт. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.

 В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. В возрасте двадцати лет он работает самостоятельно над живописными полотнами, а так же занимается гравировкой. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов. Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса.

  Уже в лейденские годы начала проявляться оригинальность Рембрандта в его способе разрабатывать сюжеты. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта — «Меняла» ( Притча о неразумном богаче)  (1627 год. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной - это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).

  В 1629 году художника заметил секретарь штатгальтера Константин Хейгенс, поэт и меценат. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Полотно  же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников»  (1629 год. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Однако страсти Христовы большого успеха не имели.

   В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Многочисленные портреты говорят о том, что художник был вхож в самые высокие слои амстердамского общества. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Первые десять лет после переезда Рембрандта в Амстердам ознаменовались созданием множества внушительных по размерам и по тематике произведений. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Художник часто рисует автопортреты, изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями. Эти гравюры стремительно распродавались. Его работы нашли своих покупателей как в своей стране, так и за ее пределами.

  Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были картины итальянских мастеров и гравюры, несколько произведений Рубенса, а также античные бюсты, оружие, музыкальные инструменты, индийские доспехи, причудливая повседневная утварь. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.

  Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Гаага, Маурицхейс) прославил Рембрандта и считается первым великим произведением художника. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Композиция достаточно оригинальна, она не соответствует обычной схеме, когда фигуры помещались вокруг стола или выстраивались в параллельные ряды так, чтобы головы портретируемых были одинаково видны зрителю. Вопреки этой господствовавшей формальной традиции, хирурги изображены в естесственных позах и объеденены  пирамидальной композицией увлеченных процессом людей. Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. Большое внимание Рембрандт уделяет освещению, заполняющему картину, создавая в полотне особое напряжение. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.

   В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Лишь дважды живописец пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто.

  «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Лондон. Королевское собрание).
Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Берлин. Государственные музеи, Картинная галерея). Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.

  В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Многие имеют овальную форму. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. «Мартен Лоотен» (1632 год. Лос-Анджелес. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Кассель. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Ниваа. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Нью-Йорк. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Париж. Лувр),  « Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Лондон. Галерея Далвич).и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Заказов было много и  Рембрандт не мог себе позволить добиваться той пронзительной психологичности, какая присутствует в его первых портретах.

  «Портрет ученого» (1631 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). На картине изображен мужчина с задумчивым видом в процессе работы. Установить достоверно род занятий портретируемых Рембрандта сейчас очень трудно. В портрете отсутствует формализм. Эта картина занимает достойное место в камерных портретах художника.

  Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Дрезден. Картинная галерея), «Портрет Саскии»  (Кассельский портрет) (1635 год. Кассель. Художественная галерея). В портрете «Флора» (1634 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. По сути картина является пасторалью. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина)  (1638 год. Дрезден. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Павлин на столе - символ богатства. Одежда на них нарядная и экзотичная.

  Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. «Похищение Европы» (1632 год. Лос Анджелес. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Дрезден. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. И здесь Рембрандт принебрег традицией и вместо подростка изобразил капризного, пухлого четырехлетнего ребенка. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.

 « Даная» (1636год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Согласно легенде аргосский царь Акрисий, предупрежденный оракулом, что погибнет от руки своего будущего внука, заточил свою дочь Данаю в комнате. Зевс посетил девушку в виде золотого дождя, зачав Персея. Рембрандт не изображает золотой дождь. Не случайно над кроватью Данаи изображен купидон. Утонченную, чувственную и женственную Данаю нередко рассматривают как «Северную Венеру». Вся картина пронизана светом. Картина была подарена художником Хёйгенсу.

  Рембрандт пишет картины и на библейские темы, выбирая при этом сюжеты, которые не были популярны среди других художников. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Амстердам. Рйксмузеум),  «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год.Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Лондон. Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того,что картина была неровно обрезана с двух сторон. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

 

  «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.  «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Дрезден. Картинная галерея). В этой картине Рембрандт решает сложную композиционную задачу: размещение большого количества людей вокруг стола. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана, изобразив его со спины. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.

 

  Картина «Ночной дозор» (1642 год. Амстердам. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. В 1642 году Рембрандт получил заказ изобразить один из шести многочисленных отрядов амстердамских мушкетёров капитана Франса Баннинга Кока для нового здания Стрелкового общества. Два других заказа  на создание портрета достались его ученикам. «Ночной дозор» - уникальный групповой портрет, изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Рембрандт отошел от канонов голландской портретной живописи, предвосхетив тем самым художественные находки реалистической живописи XIX века.
  На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Отряд был изображен в движении и сцена получилась весьма реалистичной. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Говорить о композиции картины трудно из-за того, что ее с трех сторон обрезали, поэтому создается впечатление, что фигурам тесно внутри полотна. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Фигура в черном - капитан Кок протягивает вперед руку. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. На картине изображено более двадцати фигур. Заказчикам не понравилось то, что некоторые мушкетеры оказались на втором плане или практически полностью перекрываются впереди стоящими фигурами. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Заказчики отказались принять эту картину. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. В моде становятся жизнерадостные, красочные живописные полотна с обилием кропотливо исполненных деталей и узоров. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.

  Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. сохранилось мало. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели » (Гертье Диркс ?) (1647 год. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Париж. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Лондон. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» ( период 1650-1660 годы. Берлин. Государственные музеи. Картинная галерея).

Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Роттердам. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Лондон. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.  Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Рембрандт умирает годом позже.

  «Синдики цеха суконщиков» (1661 год. Амстердам. Рейксмузеум) - строгий и сдержанный групповой портрет. Сидящие за столом мужчины преисполненны важности. Красный ковер ярко выделяется на фоне одетых в черное торговцев.  

   Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Их лица озарены внутренним светом. «Ян Сикс» (1654 год. Амстердам. Фонд Сикса), натягивающий на руку перчатку, выделяется гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж)
 «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.

  Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 500 картин (из них сохранилось около 300), 600 гравюр и офортов, 1400 рисунков.
  Среди всех живописцев западного мира Рембрандт признан наиболее психологически проникновенным портретистом.   Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший представитель голландского искусства.

artica.su

Рембрандт - это... Что такое Рембрандт?

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606—1669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи[1]. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство[2]. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств[3].

Биография

Годы ученичества

Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию[3].

«Аллегория музыки» 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненберха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах[3]. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

Влияние Ластмана и караваджистов

Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения[1] оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях — «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)[3]. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира[2], как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды[3]. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Итоговые произведения периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций[3]. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты[3], но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера — немца, работавшего в Италии[3]. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта — «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628) (возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлил себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом[3].

Мастерская в Лейдене

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы[3], иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот[3]. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. представляет известные сложности для искусствоведов[3].

В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского, Константин Гюйгенс (отец Христиана Гюйгенса) — известный в то время поэт и меценат. В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников[3], а полотно Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать серебренников» он сравнивает с лучшими произведениями Италии и даже античности[3]. Это Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского.

Выработка собственного стиля

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен[1] сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене[3].

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов[3], в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста[3]. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей[3]; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633), и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса[3].

Успех в Амстердаме

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу[3]. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена[3]. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме[3]. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель[3].

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства[2]. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты[2]. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля[3]. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639).

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи[3].

Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат[2].

Диалог с итальянцами

На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии[2].

«Даная» в 1985 г. подверглась вандальному нападению, но была восстановлена советскими реставраторами.

Знаменитая «Даная» (1636/1643) вся лучится светом[2]. «Похищение Европы» (1632) и «Похищение Ганимеда» (1635) — также обычные сюжеты итальянской живописи — совершенно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором — иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом[3].

Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения[3]. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена — пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья[3].

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись[3]. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки[1].

«Ночной дозор»

Рембрандт. «Ночной дозор» (1642).

В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений[3] — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план:

Монументальное создание Рембрандта, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией[2].

Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника[4]. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований[4]. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)[5] и «Рембрандт. Я обвиняю!» (2008)[6].

Рембрандт и герои «Ночного дозора» на площади Рембрандта в Амстердаме в 2006 году(скульпторы А. Таратынов, М. Дронов)

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говарт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года[3]. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте[7].

То, что в продолжение 1640-х годов от Рембрандта отворачиваются заказчики и оставляют ученики, объясняется не столько неоднозначной оценкой «Ночного дозора», сколько общим поворотом живописной моды в сторону скрупулёзной детализации, к которой сам Рембрандт был наиболее склонен в ранние годы[3]. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающей почти все фоновые детали[3].

Переходный период

Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало[3]. Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта[3]. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым[3]. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться[3].

В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: («Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655)). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание[3]. Живописные работы этого периода немногочисленны[3].

  • Портреты семьи Рембрандта
  • Автопортрет (1640)

  • Саския в красной шляпе (1633/1634)

  • Титус в красном берете (1658)

  • Гертье Диркс? (1644)

  • Хендрикье Стоффелс (1655)

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 годы[3]. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).

В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса[3]. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)[3]. Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)[8][9].

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни,[2] каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни[1]. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания[2]. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов[1].

Поздний Рембрандт

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу[3], после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)[3] художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни[1]. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом[2]. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

«Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х — ясность и монументальность крупнофигурных композиций[1]. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов[10]. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку[3].

Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена[3]. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы[2]. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»[3]. Зато все требования заказчиков были выполнены.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста[2]. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний[2]. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника[3].

Последние работы

Сильно повреждённая картина «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, ГМИИ им. Пушкина)

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей[2]. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой[2].

Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, — неоконченное «Возвращение блудного сына»[11] (1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665). Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином[3]:

Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты[2].

На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе[2]. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк[3]. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи[2]; особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером[1].

Посмертная слава

Дом Рембрандта в год 400-летия художника.

Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами[3], смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма[12].

Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж[13], однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме[14]. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты[15]. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.

Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем[16]. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику[17].

В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось до 350 единиц[18], в то время как на начало XX века считалось, что кисти Рембранта принадлежат около 800 картин. [19]. Например, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект подтвердил рембрандтовское авторство только одной[20]. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности, Тициана.

Ученики и годы их ученичества у Рембрандта

Знаменитый офорт «Мельница» (1641).
  • Геррит Доу (Gerrit Dou) 1628—1632
  • Исаак де Йодервиль (Isaac de Jouderville) 1629—1632
  • Якоб де Вет (Jacob de Wet) 1631—1632
  • Виллем де Поортер (Willem de Poorter) 1631—1632
  • Говарт Флинк (Govaert Flinck) 1633—1637
  • Корнелис Браувер (Cornelis Brouwer) около 1634
  • Гербрандт ван ден Экхаут (Gerbrandt van den Eeckhout) 1635—1641
  • Лендерт ван Бейрен (Leendert van Beyeren) 1636—1642
  • Фердинанд Боль (Ferdinand Bol) 1636—1643
  • Ян Викторс (Jan Victors) 1636—1640
  • Якоб ван Дорстен (Jacob van Dorsten) 1640—1645
  • Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraeten) 1640—1646
  • Абрам Фернериус (Abraham Furnerius) 1640—1646
  • Рейнер ван Хервен (Reynier van Gherwen) 1640—1646
  • Ламберт Доомер (Lambert Doomer) 1640—1642
  • Карел Фабрициус (Carel Fabritius) 1640—1644
  • Бернхарт Кейл (Bernhard Keil) 1641—1644
  • Кристоф Паудисс (Christoph Paudiss) 1642—1644
  • Иоганн Мейр (Johann Ulrich Mayr) 1642—1649
  • Барент Фабрициус (Barent Fabritius) 1643—1646
  • Карел ван дер Плюйм (Karel van der Pluym) 1643—1646
  • Дирк Сантвоорт (Dirck Santvoort) 1647—1648
  • Николас Мас (Nicolaes Maes) 1647—1651
  • Хендрик Хеершоп (Hendrick Heerschop) 1649—1650
  • Константин ван Ренесс (Constantijn van Renesse) 1649—1653
  • Виллем Дрост (Willem Drost) 1650—1654
  • Иоганн де Йонг Равен (Johannes De Jonge Raven) 1650—1651
  • Абрам ван Дейк (Abraham van Dijck) 1650—1651
  • Питер де Виз (Pieter de With werkz.) 1650—1651
  • Хейман Дюлларт (Heyman Dullaert) 1652—1656
  • Иоганн ван Глаббек (Johannes van Glabbeeck) 1652—1656
  • Якоб Левек (Jacobus Levecq) 1652—1656
  • Титус ван Рейн (Titus van Rijn) 1654—1657
  • Иоганн Лепенюс (Johannes Leupenius) 1660—1661
  • Арт де Гельдер (Aert de Gelder) 1661—1668
  • Готфрид Неллер (Godfried Kneller) 1668—1669
  • Антион ван Борссом (Anthonie van Borssom)

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Картина «Возвращение блудного сына» — Artrue

Дата создания: 1666–1669 год.
Тип: холст, масло.
Расположение: Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Этот шедевр библейского искусства в очередной раз подтверждает статус Рембрандта, как одного из лучших художников всех времен и превосходного мастера в изображении религиозных сюжетов. Завершенная в последние годы жизни автора, картина изображает сцену из притчи, рассказанную в Евангелии от Луки, по сюжету которой, отец (олицетворяющий Господа), прощает все грехи своего блудного сына.

Историческая справка

Религиозное иконоборчество, следовавшее за освобождением Голландии от колониального ига Испании и католической церкви вылилось в церкви с голыми стенами, предназначенные для проповедей и молитв. Голландские власти не имели ни малейшего желания украшать алтари и храмы фресками, картинами и любыми другими формами искусства. Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт.

Хоть в Голландии больше не было никакой потребности в христианском и запрестольном искусстве, с изображениями святых, архангелов, мучеников, праведников, наподобие работ фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, аудитория по-прежнему интересовалась темами из Ветхого Завета, полных драматичных событий и образованный Рембрандт, с хорошими знаниями библейских сюжетов, неоднократно создавал работы, основанные на историях из этой книги.

Воздвижение креста. Рубенс.

Возвращение блудного сына

Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Подобно ветхозаветному патриарху, отец кладет руки на плечи кающегося, бритого и одетого в потертые одежды. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты. Акт прощения становится одновременно благословением и искуплением грехов, отсылая к идеям прощения грешников в христианстве. Это изображение предельно одухотворенно, и избавлено от всех анекдотических аспектов. Старший брат кающегося, стоящий справа, согласно первоисточнику, упрекал отца, так как сам служил ему долгие годы, не нарушая заповедей, в то время как блудный сын тратил впустую деньги и вел себя неподобающим образом, но Рембрандт оставил этот разговор в стороне, погрузив действие в полную тишину. Дело с темой о блудном сыне Рембрандт имел и ранее, как гравер, а также создавал эскизы и рисунки, но в этой монументальной версии можно видеть самое трогательное и психологически сложное противостояние братьев. Гениальный Рембрандт прекрасно отражает искренность блудного сына, а также чувства любящего и милостивого отца. Теплая и гармоничная цветовая палитра, включающая в себя оттенки охры, золота, оливковых и алых тонов создают необыкновенное чувство спокойствия и нежности.

 

artrue.ru

Барокко.Питер Пауль Рубенс. Харменс ван Рейн Рембрандт

Вопрос II

Барокко —(от итальянского буквально -причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. XVIII вв. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Стиль принято считать «триумфальным шествием западной культуры». Барокко — это своеобразная смена гуманистической классики и закономерного Возрождения. Барокко …
родился, как «стиль-приспособление» для знати и церкви дабы возвысить их значимость и состоятельность. В барокко человек представляется многомерным и многоплановым объектом со своим сложным внутренним миром, сопряженным с окружающей средой и всей вселенной. Архитектура преображалась причудливой пластикой фасадов и сложными криволинейными планами. Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной лепкой, скульптурой и резьбой. Деформации подверглись также зеркала и плафоны. Зеркала создавали искаженную реальность, а плафоны в залах создавали иллюзии разверзшихся сводов.

Основные тематики барокко — это религиозные сюжеты, аллегории, мифология и портреты привилегированных господ.В России барокко был лишен некоего мистицизма католической церкви и обладал национальными особенностями. Кульминация этого стиля отлично отразилась в усадьбах Петербурга, Царского Села и Петергофа.

В первой половине 18 века барокко отдает честь легкому рококо. На этом этапе они сосуществуют и переплетаются. В 1770 году полностью вытесненный барокко уступает классицизму.

Основные представители: Диего Веласкес, Ян Вермеер, Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс.

Рубенс Питер Пауль(1577-1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. Получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратился к живописи. В 1600-08 жил в Италии, где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца. Уже в первых произведениях Рубенса, после возвращения на родину, проявилось стремление переработать впечатления от работ итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции, идущие стилистически в русле барокко ("Водружение креста", около 1610-11, и "Снятие со креста", около 1611-14), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609). Середина 1610-х гг. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически совершенного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, мифологических персонажей и животных, изображённые на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, часто сплетаются в картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой и страстным "языческим" жизнелюбием. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", около 1618, "Персей и Андромеда", начало 1620-х г, "Похищение дочерей Левкиппа", около 1619-20). Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи", около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора. Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы "идеального" европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе традиций национальной пейзажной школы. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-35). В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью. В 1630-х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке. Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника — Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-40), иногда изображённой в виде мифологических персонажей ("Вирсавия", около 1635). Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами ("Пейзаж с заходом солнца", 1635-40, "Пейзаж с замком Стен", около 1636) он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности ("Кермесса", около 1635-36). В этот период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Колорит его картин утрачивает многоцветность и отличается богатством красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.). Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. (А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др.).


refac.ru

Даная Картина Рембрандта

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах. Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя. Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».

Но что сделал Рембрандт в этой картине? Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Лишь чудесный блеск света освещает переливающееся тонами слоновой кости тело. Мотив становится таким образом интимнее, он лишается гласности и приобретает скрытую и доверчивую человечность. Даже тело женщины не обладает общепринятыми чертами. Оно очень индивидуально, его положение – случайно, с его отвисшим животом, прижатой грудью, с прикрытыми покрывалом ногами оно сильно отличается от античного идеала красоты. Кроме того – это мгновенное, неповторимое воздействие света, который гладит тело, окутывает его теплыми прозрачными тенями и создает свое собственное пространство. Оно охраняет тело, не скрывая его. Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Каждый жест, каждое выражение лица, каждое движение тела Данаи предполагают невидимого партнера, женщина на ложе предназначена ему, только ему» (Рихард Гаманн). Вместо дождя – золотой свет, олицетворение счастья, любви, избавления. «Подобное символическое толкование света полностью соответствовало общим художественным устремлениям Рембрандта» (Якоб Розенберг).

Новейшие рентгенологические исследодования доказали, что такое глубокое одухотворение образа и всей сцены является следствием более поздней переработки. Выяснилось, что, наряду с другими существенными изменениями (например, усиление неприкрытой чувственности), лицо и волосы в первоначальном варианте принадлежали другой модели. Первый, записанный вариант был создан под явным впечатлением лица Саскии, окончательное изображение передает, вероятно, черты Геертье Диркс. Поэтому не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта».

Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка. В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника. Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.

Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал. Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды. Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru

Андромеда Картина Рембрандта

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Андромеда». Размер картины 34 x 24 см, холст, масло. Датировка этой небольшой картины мифологической тематики, изображающей древнегреческую героиню отнюдь не красавицей, точно не определена. Большинство исследователей творчества голландского художника склонны считать, что Рембрандт написал картину «Андромеда» на рубеже 1630-х годов или около того. Рембрандт начинал в своем творчестве, что очень важно, не как повествователь современной ему жизни, а как исторический живописец. Бюргерская гордость Соединённых Провинций завоеваниями и достижениями, свободой и достоянием, нацией, родиной и домашним очагом уже давно требовала после подъёма прошедших десятилетий своего соответствующего воплощения в искусстве, оно же, в этом случае живопись, последовало этому требованию. Связанные с современностью, убедительно реальные темы в Голландии (название этой ведущей провинции очень быстро стало общим для всего союза) стояли в распоряжении специализирующейся на различных жанрах живописи. Её натурализму, осваивающему и преукрашивающему повседневность, способствовала враждебная настроенность кальвинизма к картинам, который в отличие от католицизма не поошрял церковные заказы и религиозной целеустремлённости в искусстве. Рембрандт, ученик Ластмана, творчество которого, базирующееся на исторических сюжетах, образовалось из своеобразного синтеза германо-нидерландских и итальянских влияний (Эльсгеймер и Караваджо), Рембрандт с самого начала обращается к мифологическим и историко-религиозным сюжетам, в течение всей его жизни библейская история остаётся для него центральной темой. В ней Рембрандт находит свои притчи, выражая их в неповторимом, обращенном к современности и со взглядом, проникающим в будущее, творчестве.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о