Законы композиции в фотографии.
Поделиться статьёй:
Есть фотографии, от которых не оторвать взгляд: все в них гармонично, эстетично и наполнено смыслом. От чего это зависит? Безусловно, половина успеха на стороне самого фотографа, который мастерски останавливает мгновения жизни, отражающиеся через объектив камеры. Оставшаяся половина зависит от композиции. Грамотно и интересно выстроенная картинка делает кадр живым, выразительным, концептуальным.
Содержание статьи:
Введение
Можно обладать безупречными навыками владения фотоаппаратурой, но при этом делать безликие снимки, лишенные художественной мысли. Композиция — основа основ, от которой зависит смысловая нагрузка кадра, его эстетика, динамика, настроение. Раскроем 17 секретов композиции, которыми пользуются профессиональные фотографы в различных обстоятельствах.
Закон третей
Ошибочно полагать, что главный элемент кадра должен располагаться в его центральной части. Этот прием наоборот лишит фотографию выразительности, запутает зрителя. Правило третей, которым пользуются профессионалы во всем мире, делит снимок на шесть равномерно распределенных линий: три горизонтальных и три вертикальных.
- Совет.
Объект, на котором фотограф акцентирует внимание, должен быть расположен или вдоль одной из линий, или в точке их пересечения — если говорить на профессиональном языке, в узле внимания.
Симметрия и асимметрия
Как мы сказали выше, в большинстве случаев лучше избегать постановки главного элемента композиции в центре кадра. Но бывают исключения. Например, центрирование композиции, состоящей из мелких упорядоченных линий. Один из таких объектов — лестницы, мосты. Здесь лучше отойти от правила третей и расположить объект с точкой акцента на центральной части. Так вы подчеркнете стройную геометрию, зададите снимку ритм, сделаете его идеально выверенным.
Теперь об асимметрии, одном из самых эффектных приемов композиции. Активно применяется в пейзажной съемке, городских сюжетах. Высокое ветвистое дерево в поле, отражающаяся в воде одинокая лодка на реке, силуэт человека на фоне ночного города. Здесь важно грамотно поместить предмет в узле внимания, при этом структурно заглушить другие детали.
Расфокус
Чередование в одном кадре резкости и размытости облегчает восприятие снимка, безошибочно расставляет смысловые акценты. Портрет человека; животное в движении; автомобиль на дороге; спорстмен на беговой дорожке; камни, покрытые мхом, на фоне водопада; насекомое, затаившееся в лепестках цветка — все, что требует внимания, должно быть представлено в резкости, а фон размыт.
Эти примеры касаются фокуса на переднем плане. Иногда композиция требует обратного эффекта — резкости на заднем плане. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне городского пейзажа или водной глади. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами героя съемки.
Рамка
Речь не о рамке, в которые мы помещаем напечатанные фотографии. Рамка может оказаться внутри кадра. Этот художественный прием придает снимку особенную глубину. Своды соборов, арки зданий, колонны, окна, дверные проемы, навесы из дикого винограда, ветви деревьев в изгибе — все это можно эффектно использовать в композиции фотографии. Присмотритесь к элементам заднего фона. Они должны быть расположены по правилу третей.
Выбирайте выгодный ракурс, который емко охватит рамку, задаст ей нужную симметрию. Видите перед собой ветвь дерева, красиво нависшую над рекой, не смущайтесь тому, что рамка охватывает кадр не полностью (между веткой и нижней точкой горизонтальной поверхности остается свободное пространство). В данном случае эффект рамки все равно работает. В случае с пейзажной съемкой — облегчает композицию, придает ей художественную изюминку.
Линии
Как привести зрителя к смысловому акценту кадра — задать фотографии внутреннее направление. Верные в этом помощники — линии. Это могут быть тротуары, тропинки, дороги, лестницы, горизонтальные и вертикальные полоски на плитке, высотные дома, деревья и прочие элементы кадра, обладающие стройной геометрической формой.
- Совет.
Если вы видите перед собой много горизонтальных линий, и все они в совокупности составляют интересную композицию, сделайте их основой фотографии, в в верхней трети расположите одиночный элемент: здание, дерево, человека. В съемке городских пейзажей эффектно получаются урбанистические виды сверкающих на солнце высоток: вертикальные линии, придающие кадру особенную стройность, ощущение высоты.
Треугольники и диагонали
Геометрия в построении снимка задает ему динамику, делает более глубоким, позволяет воплотить креативные художественные задумки. Принцип прост: фотограф ловит в кадр объекты, расположенные лучевым способом — композиция дробится на треугольники, охватывающие всю структуру фотографии. Идеально совмещать мелкие и крупные предметы, слева, справа, в верхней и нижней части. Главное избегать центрированности, задавать снимку нестандартную симметрию.
Выделение текстуры и паттерны
В съемке зданий, интересных архитектурных строений, площадей, скверов, старинных улочек важно отразить атмосферу места, выделить ее особенность. Один из приемов, придающих снимку особенное настроение и эстетику — акцент на текстурах и повторяющихся мелких элементах, которым можно задать свою уникальную композицию.
Выразительно смотрится текстура брусчатки, каменистой тропинки, булыжной мостовой — при подходящем освещении, задающем мельчайшим элементам поверхности микро-тени и объем. В качестве паттернов (повторяющихся элементов) можно использовать орнаменты плитки на городской площади.
Четность-нечетность
Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом. Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но как же быть с живыми сюжетами, когда в центре композиции оказываются два собеседника.
- Здесь это правило не действует.
Мимика, жесты, движение задают кадру динамику, и без разницы, сколько композиция включает в себя элементов.
Заполнение
Основа приема — крупный план, лишенный фона. Лицо человека, голова животного, арт-объект, здание с красивой архитектурой — все, что достойно внимания и способно увлечь деталями, может стать центром композиции кадра. Старинный собор с колоннами, барельефами, резными ставнями, башенками сам по себе художественно интересен. Немного неба вверху и по краям, нижняя горизонтальная линия, и снимок органично заполнен. Особенно выразительна портретная съемка с акцентом на глазах.
Воздух в кадре
Статуя на фоне неба, дерево в поле, маяк на фоне водной глади, силуэт человека на песчаном берегу — минимализм в элементах композиции и свободное пространство облегчает композицию снимка и его восприятие, позволяет быстро сосредоточиться на главной мысли и погрузиться в атмосферу фотографии. Не бойтесь впускать небо — оно помогает художественно “дышать”.
Изоляция
Спрятать главного героя фотографии — один из профессиональных приемов, который особенно востребован при съемке детей и животных. Нашкодивший мальчишка, прячущийся от мамы под столом; кот, укравший у хозяйки рыбу и затаившийся за забором; собака в будке, ласково обнимающая кость — все эти сюжеты требуют композиционной изоляции.
Сняв объект через преграду, вы передаете атмосферу момента, даете возможность зрителю тонко прочувствовать снимок.
Уровень глаз
Говорим о портрете. Хотите передать настроение, глубину мысли, характер, эмоциональное состояние героя съемки — делайте акцент на глазах. Следуя правилу третей, главную линию нужно располагать в верхней горизонтали. Это касается как людей, так и животных.
Изменение ракурса
В большинстве случаев фотографы выбирают так называемую “нормальную” точку съемки — в положении стоя на уровне глаз. Это стандартный ракурс, позволяющий отразить перспективу кадра в ее естественных пропорциях. Но иногда требуется искажение частей, изменение симметрии линий, которые позволяют расставлять акценты в соответствии с художественной задумкой мастера.
Так, например, фотографируя спортсмена в прыжке с нижней точки, вы зриетльно увеличиваете расстояние между землей и ногами, задаете снимку смысловую выразительность. Требуется запечатлеть на фотографии живописный ландшафт местности, включить в кадр много элементов — в этом помогает верхняя точка ракурса. Не бойтесь экспериментировать, смело перемещайтесь с камерой и ищите интересные, композиционно выгодные позиции.
Сочетайте цвета
Выстраивая структуру кадра, не забывайте о цвете. Он задает настроение снимку, отражает его атмосферу. Колористика каждой из деталей должна быть в гармонии. Следовать теории цвета можно, ориентируясь на таблицу, которой пользуются художники, графические дизайнеры, имиджмейкеры и модельеры. Хотите стать профессионалом — запомните соответствия в сочетаниях и контрастах и применяйте эти знания на практике.
Направление движения
Любое движение воспринимается слева направо — мы так устроены. Этот закон следует учитывать и в построении снимка. Автомобиль на дороге, велосипедист в парке, прогуливающийся человек, самолет в небе — любая динамика должна быть направлена в правую сторону, с началом в нижней левой части.
- Совет.
- Оставляйте смысловое пространство впереди — давайте зрителю возможность осмыслить динамику композиции, задуматься над тем, куда спешит человек. Правильное направление делает фотографию органичной, простой и интересной для восприятия.
Баланс
Если перед вами мостовая с красивым фонарным столбом, расположите его по правилу третей и включите в кадр второстепенные элементы — они должны быть на отдалении (например, на другом берегу). Этот прием сбалансирует снимок, структурно уравновесит его. При этом фонарный столб будет по-прежнему доминировать, но в композиции появится органика, она станет художественно интересной. Избегайте одиночных силуэтов, которые режут фотографию на части.
Противопоставление
Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу, отражающий две стороны реальности. Старое и новое, яркое и тусклое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика — контрасты смотрятся эффектно, впускают в кадр философское настроение, делают его глубоким, вдумчивым.
Откройте для себя новые возможности, попробуйте эти приемы на практике. \Хотите, чтобы ваши фотографии производили впечатление и запоминались, — не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом. Фотография — результат творческого процесса, основанного на профессиональных правилах и законах. Творите грамотно!
Поделиться статьёй:
top100photo.ru
примеры и советы – ФотоКто
В этой статье вы узнаете самые тонкие нюансы искусства композиции в фотографии. Надеемся, что следующие советы и примеры окажутся для полезными.
1. Точка съемки
Перед тем как нажать на кнопку, постарайтесь увидеть картину глазами фотографа, это поможет вам понять, что должно войти в кадр, а что нет. Кадр будее удачнее, если вы стоите на одной линии с главным объектом, а не по диагонали. Также работайте с различных ракурсов: фотографируйте сверху и снизу. Таким образом вы сможете дать зрителю новое для него видение привычных вещей.
3. Геометрические формы
Ищите формы, текстуры, симметрию, прямые и кривые линии: притягивающую взгляд геометрию. Пробуйте компоновать кадр, ориентируясь на эти формы. Дело в том, что геометрические формы придают фотографии ритмичность и делают ее восприятие проще для зрителя.
4.Баланс
Чтобы избежать пустот или перегруженности изображения, следует обращать внимание на его общую балансировку, соотнося объекты в кадре между собой или, например, уравновешивая главный объект второстепенными. Можно достигнуть хорошего баланса с помощью правильного распределения теней и света, физических объектов и персонажей, контрастных цветов и так далее. Также, изменение точки фокусировки может принести весьма интересный результат!
6. Кадрирование
Знание того, какой формат изображения нам требуется, и кадрирование помогают избежать множества ошибок. Не все кадры выходят идеальными с самого начала, очень часто именно кадрирование делает фотографию более сильнодействующей. Мы кадрируем фотографию для того, чтобы избавиться от отвлекающих элементов, для концентрации внимания зрителя на главном объекте, а также для изменения ориентации самого изображения.
fotokto.ru
Создание гармоничного кадра при помощи правильной композиции
В этой статье мы познакомимся с азами композиции и построения кадра. Несколько простых приемов сделают наши фотографии красивее и понятнее. Все кадры приведенные тут сняты на камерофон Nokia Lumia 1020.
Даже в обычном портрете очень важны такие моменты как компоновка кадра, его ориентация и кадрирование, наличие различных элементов окружения и фон. С чего начать и как сориентироваться?! !
<div itemscope=’itemscope’ itemtype=»http://schema.org/ImageObject»></div>
Формат кадра
Форматом кадра называют соотношение его сторон, кроме того различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий вам формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.
Некоторые из распространенных форматов кадра:
1:1 Квадрат или “один к одному”
3:2 Классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”
2:3 Вертикальная ориентация того же формата
4:5 Классический, более основательный формат “четыре к пяти” — в таком формате делали стеклянные фото-пластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры
16:9 Молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь встречающийся и в фотографии
Это далеко не все существующие форматы, но основные из них. Кстати, зачастую разумно кадрировать работы не в произвольном формате, а в одном из выше описанных — людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров не скачут от фото к фото.
Какой формат выбрать для конкретного кадра или всей съемки?
Квадрат хорош для спокойных, завершенных, гармоничных сюжетов. В том числе для натюрмортов или портретов людей в соответствующем настроении:
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.2, 1/45 сА вот для сравнения исходный, полный кадр из которого квадрат был кадрирован:
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.2, 1/45 сВертикальные кадры хорошо передают неустойчивое равновесие, некое намеренье или возможность падения, движения, перемен:
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/110 сЕсли вам надо снять высокое здание или канатаходца, который балансирует на веревке — вертикальный кадр лучшее решение. А вот пример, когда опасная и истерическая личность образа так и просит вертикального, неустойчивого кадра.
Более традиционный и винтажный формат 4:5 отлично подходит для классического портрета, намекая на исторические аналоговые корни фотографии. Приведу в пример кадры с камерофона Nokia Lumia 1020, стилизованные под аналоговую съемку и печать в программе Snapseed:
Горизонтальные форматы хороши для пейзажей, сцен с большим числом героев. Когда есть что показать на фоне — будь то интерьер, виды города или природы.
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.2, 1/9 сОтлично подходят они и для явного движения, динамики в портрете. Даже широкоэкранный формат 16:9 смотрится оправданно в такой ситуации.
Не бойтесь экспериментировать с форматами и ориентацией кадра — перемена окна может сделать мир за ним новее и интереснее 🙂
Модель и фон
Отношения модели и фона — вопрос непростой и очень важный. Самое первое что нужно освоить — отделение модели от фона. На плоской поверхности картинки мир немного не такой как в реальности — торчащий из головы модели или “приклеенный” к ней сбоку заметный предмет (линия, горизонт, яркое пятно на фоне) может испортить верное ощущение пространства и отобрать удовольствие у зрителя.
Хорошо когда модель заметно светлее или темнее фона — это называется “тональное разделение”
Если быть кратким — внимательно следите за фоном — он должен обрамлять модель, крутиться вокруг нее, но не конфликтовать с ней.
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/2100 сНе оставляйте во время съемки без внимания заметных объектов и линий на фоне, которые уж точно бросятся в глаза вашим зрителям в результате, а используйте их в свою пользу — создавая композицию, баланс, концентрируя внимание на модели и ее состоянии.
Точка зрения
Пробуйте необычные ракурсы, положения камеры и точки зрения — они сделают ваши снимки интереснее и покажут зрителю привычные вещи с новой стороны.
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 125, F2.2, 1/45 с Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/105 сСнимайте не только сверху и снизу но и через какие либо препятствия — создавая ощущение подглядывания, объема. На телефон можно снимать даже через подзорную трубу или бинокль:
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/1418 сНу что-же. Напоследок — еще несколько примеров интересных кадров, снятых под разным углом вверх или вниз, а нам останется только пожелать вам хорошего настроения и творческих идей!
Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/4762 с Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/158 с Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/986 сprophotos.ru
14 принципов построения композиции
Понимание композиции – это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.
Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.
Шаг 1 – Не пытайтесь быть совершенным
Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильные и привлекательные изображения.
Автор фотографии — Snow Peak
Шаг 2 — Простота
Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается вовлеченным в ясный и эффектный кадр.
Автор фотографии — Ewan MacNeilage
Шаг 3 – Правило третей
Одно из простейших правил композиции – это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.
Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.
Автор фотографии — nandadevieast
Шаг 4 – Композиция в пейзаже
Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр. О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.
Автор фотографии — Simon Bray
Шаг 5 — Линии
Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.
Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.
Автор фотографии Rob Ellis
Шаг 6 — Формы
Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.
Автор фотографии — Chris Hiramatsu
Шаг 7 – Контраст
Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.
Автор фотографии — Simon Bray
Шаг 8 – Формирование кадра
Эффективное формирование кадра – основа сильной композиции. Естественное желание — поместить главную точку фокуса точно по центру, но это чаще всего выглядит странно и оторвано от окружения. Попробуйте расположить ее ближе к одной из сторон или к углу, чтобы посмотреть, сможете ли вы создать контекст и взаимосвязи. Стоит заметить, правда, что часто портреты выглядят наиболее ярко, когда объект расположен по центру. Так что вам стоит поэкспериментировать, не принимайте одно единственное решение о компоновке кадра и не останавливайтесь на нем, исследуйте все ваши возможности.
Автор фотографии — Neil Singapore
Шаг 9 – Негативное пространство
Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.
Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.
Автор фотографии — Armando Maynez
Шаг 10 – Угол
Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете. Чаще всего самый простой способ – снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.
Шаг 11 — Слои
Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план – самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.
Автор фотографии — Simon Bray
Шаг 12 – Симметрия и узоры
Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.
Автор фотографии — Simon Bray
Шаг 13 — Кадрирование
В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.
Шаг 14 – Практика, практика и еще раз практика
Итак, мы изучили ряд композиционных принципов, которые могут действительно помочь вам на вашем пути создания более сильных и увлекательных изображений. Как только у вас появится возможность, попрактикуйтесь в использовании этих предложений. Что бы вы ни снимали: пейзажи, портреты, макро, — всегда есть пространство для экспериментов по совершенствованию вашей композиции, шанс сделать ваш кадр хоть немного, но более ярким.
Только, пожалуйста, запомните, что не бывает простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.
Автор фотографии — Paul Stevenson
Автор статьи — SimonBray
photo-monster.ru
Введение. | ||
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые фотографии привлекают внимание зрителя, в то время как другие оставляют его равнодушным… | ||
…почему некоторые фотографии экспонируются в галлереях месяцами и годами продолжают интересовать зрителя? | ||
Задумывались ли вы над тем, почему некоторые фотографы постоянно становятся победителями разных конкурсов, а в прессе о них публикуются только положительные статьи и заметки критиков? | ||
Одна из основных причин, почему некоторые снимки выделяются на фоне других, состоит в том, что их авторы мастерски владеют искусством композиции кадра. | ||
Именно искусству композиции и посвящена данная программа. Мы хотели бы продемонстрировать, как правильная композиция кадра может улучшить фотографии. | ||
Хорошая композиция позволяет зрителю увидеть не только сам объект, но и его историю. Греки и римляне поняли это еще за 2000 лет до изобретения фотографии! Подтверждение этому — архитектурные памятники, сохранившиеся с тех времен. | ||
И в настоящее время композиция продолжает играть важную роль в современной архитектуре. Существует очень простое определение термина «композиция» — «гармоничное размещение объектов на снимке». | ||
В некоторых случаях для обеспечения гармоничной композиции достаточно разместить объекты в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию. | ||
Многие фотографии отличаются хорошей композицией независимо от выбора точки съемки, но в большинстве случаев композицию создает сам фотограф. Как это происходит? Сначала вы ищите ключевые линии, определяющие композицию кадра. Как вы убедитесь в дальнейшем, процесс создания правильной уравновешенной композиции часто требует тщательной подготовки, а иногда и терпения. Через некоторое время вы заметите, что поиск линий, на которых строится композиция, становится неотъемлемой частью вашего мышления и даже второй натурой. В данном разделе мы обсудим следующие принципы композиции:
| ||
Рассматривайте эти элементы не как жесткие правила, а как рекомендации, которым желательно следовать. Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии. Приведенные советы помогут вам развить ощущение гармонии, данное вам природой, и улучшить качество ваших фотографий. | ||
Первое и, возможно, наиболее важное правило выбора композиции кадра — это простота. Ищите способ, при котором сюжетно важная деталь снимаемой сцены доминировала бы в кадре и привлекала внимание зрителя. Один из путей заключается в выборе простого фона, детали которого не отвлекали бы внимание зрителя от основного объекта. | ||
Давайте посмотрим, как можно улучшить представленную слева фотографию и придать ей большую выразительность и простоту. Сначала необходимо решить для себя вопрос: какой объект следует сделать основным в кадре — телефонную будку, мост или кактус. | ||
Выбираем кактус в качестве основного объекта. Приблизившись к кактусу и разместив его в видоискателе на фоне неба, мы упрощаем композицию и придаем снимку большую выразительность. | ||
На обоих снимках объекты сняты с близкого расстояния, но на снимке слева детали фона маскируют чайку. Найти выход из такого положения очень просто. Измените точку съемки и сделайте снимок на фоне голубого неба. | ||
Компонуйте кадр таким образом, чтобы зритель легко понял, ради чего Вы сделали снимок. Располагайте второстепенные детали сюжета так, чтобы они дополняли сюжетно важную деталь снимка. Большинство зрителей предпочтет правый снимок, поскольку автостоянка слишком контрастирует со старинной архитектурой строений. | ||
Помните о простоте композиции кадра. Вот еще один пример ситуации, когда вам придется принимать решение. Какую долю кадра должна занимать молодая пара и следует ли скадрировать снимок горизонтально или вертикально, как это сделано на снимке ниже (внутри желтой рамки)? | ||
Возможно вы предпочитаете вертикальный формат, как показано слева. Выбор за вами. | ||
Итак, можно упростить композицию снимка и привлечь внимание зрителя к основному объекту за счет выбора простого фона, исключения второстепенных деталей и выбора точки съемки вблизи объекта. Если вы хотите добавить динамики для основного объекта, сместите его из центра кадра, как это сделано на снимке слева при съемке маленького художника. | ||
По существу, фотографии, на которых объекты расположены точно в центре кадра, кажутся более статичными и менее интересными по сравнению со снимками, на которых объекты смещены относительно центра | ||
Правило «золотого сечения». | ||
При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом «золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем. | ||
Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа. | ||
В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки. | ||
Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком. | ||
А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед | ||
При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения. | ||
Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра. | ||
Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем. | ||
Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него. | ||
Правило «золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным. | ||
Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор! | ||
Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре. | ||
green-travel.biz
9 правил композиции в фотографии (фото, видео)
Видео, созданное The Cooperative of Photography с использованием подсказок и снимков легендарного американского фотожурналиста Стива МакКарри (Steve McCurry), повествует о 9 основных правилах композиции.
Каждое из правил иллюстрируется примерами впечатляющих фоторабот МакКарри.
1. Правило третей
Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий.
2. Ведущие линии
Используем естественные линии, чтобы акцентировать внимание зрителя.
3. Правило диагоналей
Согласно правилу диагоналей, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
4. Кадрирование (фрейминг)
Используем естественные рамки, такие как окна и двери.
5. Соотношение фигуры и фона
Находим контраст между объектом съемки и фоном.
6. Заполняем кадр
Подходим поближе к тому, кого снимаем.
7. Центрируем доминирующий глаз
Располагаем правый или левый глаз в центре композиции. Это придает большую выразительность взгляду смотрящего.
8. Паттерны и повторение образов
Паттерны эстетичны, но еще лучше, когда паттерны прерываются.
9. Симметрия
Гармония двух половинок приятна для глаз.
deadbees.net
Основы композиции в фотографии| 21 совет как сделать кадр лучше| Часть 3
Шедевр, наверное, хочет сделать каждый фотограф, но получается это не у всех.
Как сделать шедевр я вам не расскажу, а вот о том, как вы сможете улучшить снимки, используя простые советы, стоит поговорить.
В прошлый раз были озвучены следующие советы:
- Правило контрастов.
- Ракурс или точка съемки.
- Ритм в фотографии.
- Использование внутренних связей в фотографии.
- Горизонт должен быть горизонтальным.
- Аккуратней с кадрированием.
- Избегайте пустот в кадре.
Приступим к изучению нового.
Основы композиции в фотографии. Совет №15 – Простота.
Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов – Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.
Основы композиции в фотографии
Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.
Основы композиции в фотографии. Совет №16 – Баланс.
Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).
Основы композиции в фотографии
Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.
Основы композиции в фотографии
Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено – чуть большим по площади серым.
Основы композиции в фотографии
А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.
Основы композиции в фотографии. Совет №17 – Аккуратней с линиями в кадре.
При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.
Основы композиции в фотографии. Совет №18 – При съемке портрета следите за глазами.
При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним.
Основы композиции в фотографии
Если фокус поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.
Основы композиции в фотографии. Совет №19 – Съемка движущихся объектов.
Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.
Основы композиции в фотографии
Съемка с проводкой позволяет размыть фон и лучше передать эффект движения, подробней об этом можно почитать в статье про смазанность изображения.
Еще один способ размывания фона – изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр.
Съемка с проводкой несколько легче чем данных эффект (во всяком случае для меня).
Как вы уже успели понять – если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.
Основы композиции в фотографии. Совет №20 – Используйте нечетное число одинаковых предметов.
Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре
Основы композиции в фотографии
Основы композиции в фотографии. Совет №21 – Симметрия.
Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про правило золотого сечения в фотографии и правило третей в фотографии.
Это действительно так, но есть и исключение из правил.
Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.
Основы композиции в фотографии
В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.
Основы композиции в фотографии
Когда уместна симметрия спросите вы?
Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.
Основы композиции в фотографии
Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.
Основы композиции в фотографии
Смело нарушайте все правила, если знаете, чего и как вы хотите добиться от данного кадра.
Композицию нужно рассматривать как набор ингредиентов, взяв которые, можно приготовить отличное блюдо – фотографию.
Повар при готовке не использует все подряд, так и мы будем использовать только то, что нужно при построении конкретного кадра.
Не забывайте про техническое качество фотографий: цифровой шум, шевеленка, завал горизонта. Даже если ваш снимок сделан идеально в плане композиции, а техническое качество страдает, наслаждаться им зритель уже, наверное, не будет. Если вы уже знаете, что такое микростоки – вам, наверное, будет интересно узнать самые прибыльные тематики для съемок и требования к изображениям на микростоках.
Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”
Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”
Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“
lepser.ru