Советы и лайфхаки

Композиция портрет – План – конспект урока «Особенности композиции Исторического портрета. Елизавета Федоровна Романова: «Алапаевские мученики: Столетие подвига»»

Композиция портретного изображения


Редкая рецензия на произведения фотоискусства обходится без фразы: «Снимок выразителен по композиции». Что она означает?


В пространственном искусстве, к которому относится и фотография, под композицией в широком смысле этого слова разумеют систему изобразительного истолкования сюжета. В более узком, формальном, значении композиция — это рациональное соединение отдельных частей изображения в целостную картину. Назначение такого соединения — максимально усилить идейно-художественное воздействие произведения, способствовать правильному его пониманию, активизировать внимание зрителей.

В оценке эстетических достоинств произведения мы исходим из одного критерия: жизненной правды и красоты. Вот почему автор обязан позаботиться о гармонической связи всех компонентов изображения и отчетливо выразить свой замысел.


Композиционные приемы многообразны, и каждому из них предназначено быть средством выражения определенной идеи. Идея воздействует через форму. «Форма существенна. Сущность формирована» (В. И. Ленин, Философские тетради, М., Госполитиздат, 1947. стр. 119),— указывает В. И. Ленин.


Форма призвана помогать пониманию содержания. «Неразвитость и непрочность формы не дает возможности сделать дальнейшие серьезные шаги в развитии содержания…» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, изд. 5, т. 8, стр. 378).


Форма — отнюдь не заменяемая внешняя оболочка. Она — органическое выражение содержания. Если форма не будет соответствовать содержанию, идея произведения может остаться неясной или даже превратно понятой.


Ошибочно возводить в примат формальные приемы, но не меньшее заблуждение — пренебрегать их значением. Идейное воздействие произведения зависит от эстетической функции формы.


Художественная форма не возникает готовой. Ее порождает способ упорядочения зрительных элементов, составляющих изображение.


Без развитой способности подходить к ним аналитически, без осознанного стремления сделать рисунок целостным и гармоничным не получить убеждающего, реалистического образа. Реализм — это всегда цельный образ.


Как писал И. Н. Крамской, композиции «нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого только момента начинается для него возможность выражения подмеченного по существу; и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать, и композиция является сама собою, фатально и неизбежно, именно такою а не другою» («И. Крамской об искусстве».— «Творчество». 1962, № 6).

Умение строить картину вытекает из умения видеть натуру. Компоновать — значит выражать свое отношение к объекту. Художник всегда проявляет себя как оценщик явлений жизни. Уже на предварительной стадии организации сюжета проверяется его творческая способность обобщать и типизировать — отбирать и отделять постоянное, существенное от случайного, частного. Нельзя раскрыть тему без отбора явлений и фактов, без образного обобщения.


Нельзя поэтому и композицию понимать упрощенно, ограничиваясь расстановкой фигур или предметов на картинной плоскости. Недопустимо также фетишизировать какой-либо отдельный прием. Каждый элемент должен нести определенную смысловую нагрузку и подчиняться основной мысли автора. Чтец, расставляя акценты в тексте, знает, когда и как поднести слово,— он руководствуется соотношением всех частей литературного произведения. Живописец также добивается взаимосвязи и соразмерности всех частей своей картины. Однако его задача не сводится к простой координации изобразительных элементов между собой. Композицию надо понимать шире, как метод творческого мышления художника.


«Главное для меня — композиция,— рассказывал художник Суриков о своей «Боярыне Морозовой».— Тут есть какой-то твердый неуловимый закон, который можно чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный кусок холста или лишняя поставленная точка разом меняет композицию» («Замечательные полотна». Л., «Художник РСФСР«. 1961. стр. 318).


В другом месте живописец говорит о построении такой картины, в которой ничего не переставишь и не переменишь: «… какое время надо, чтобы картина утряслась так, чтобы переменить ничего нельзя было. Действительные размеры каждого предмета найти нужно. В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Важно найти замок, чтобы все части соединить» («Аполлон». 1916, № 6-7. стр. 62).

Суриков ясно понимал зависимость темы от способа ее выражения. Создавая на своих знаменитых полотнах образ народа как героя истории, он долго и мучительно искал наиболее выразительные композиции.

Фотоснимок — не «саженная картина», но и к фотомастеру относится требование найти «замок», скрепляющий все части изображения в единое целое. Стремясь выразить свой замысел, он последовательно выбирает точку съемки, план, ракурс, свет. Иначе говоря, ищет точного соответствия средств фототехники задуманной идее образа. Всякое иное построение кадра будет свидетельствовать о непродуманном подходе к сюжету.


«Если в картине много порядка и ясности,— пишет Анри Матисс в своих «Заметках живописца», — то значит, что с самого начала этот порядок и ясность существовали в уме художника или что художник сознавал их необходимость».


В применении к фотографии мысль Матисса можно выразить так: фотохудожник должен умозрительно видеть наилучшую композицию кадра еще до спуска затвора.


Одна из функций композиции — владеть вниманием зрителя. Глаз ищет на картинной плоскости прежде всего тот зрительный центр, который помогает уяснить идею произведения. Внимание рассеивается, если в самом расположении объектов не соблюдена смысловая связь. В том особенно наглядно убеждают жанровые сюжеты, вмещающие кроме людей пейзаж, интерьер, предметы быта. Многоплановые снимки, как правило, выразительнее одноплановых — они свободнее по архитектонике и разнообразнее по темам.


В композиционно продуманном произведении нет обособленных смысловых кусков — все составляющие его части взаимно согласованы. Если бы каждая из них смотрелась порознь, то не создалось бы общности впечатления.


Когда мы рассматриваем картину Репина «Не ждали», то взгляд останавливается прежде всего на пришельце в дверях, а затем уже переходит на другие персонажи. О безупречной композиции этого полотна писалось много. Мы словно сами присутствуем в комнате, где происходит событие, и следим за переживаниями его участников.


Острота их психологической характеристики поразительна. Как много говорит нам хотя бы «поза» ног испугавшейся девочки, выросшей без отца…


Построение картины предопределяется ее сюжетом. Стоит только в ней что-то изменить, как изменится и смысл изображения. Примеры тому дает та же классическая живопись. «Было замечено, что «Сикстинская мадонна» так тонко построена, что достаточно лишь взглянуть на нее в зеркальном отражении (при котором вся сюжетная сторона сохранится и изменится лишь композиция) и картина потеряет значительную долю своего обаяния: в фигуре мадонны исчезнет легкий подъем, плавный, спокойный ритм. Все эти композиционные приемы применены в «Сикстинской мадонне» с таким тактом, что начала равновесия и ритма, вся ее гармоническая закономерность невольно воспринимаются как исконные признаки самой природы» (М. Алпатов, Композиция в живописи, М., «Искусство», 1940, стр. 50).


Лучшая композиция та, которую не замечаешь. Недаром говорят, что искусство композиции состоит в умении скрывать приемы. Отсутствие навязчивости — первый признак слитности формы и содержания. Всякая назойливость изобразительных приемов, будь то неоправданный обрез, головоломный ракурс или чрезмерная контрастность, дезориентирует зрителя.


Принципы композиционной организации различны, но их назначение одинаково: сделать произведение конструктивно законченным, неделимым. Совершенная по композиции картина заключаете себе только один сюжет. Какой бы объект ни взять, ему должна соответствовать своя, наилучшая структура изображения. Если вы можете предложить другой, более удачный вариант, значит, предыдущий был несовершенным. Вот почему И. Е. Репин, тринадцать лет работавший над «Запорожцами», в поисках лучшего решения неоднократно изменял или вовсе убирал великолепно написанные фигуры.


«Композиция должна быть построена так, чтобы построение ее убеждало меня в том, что она не может быть построена иначе; фигура должна двигаться или находиться в состоянии покоя так, чтобы она убеждала меня в том, что она не может действовать иначе» (Дени Дидро, Об искусстве, М., «Искусство», 1936, стр. 166-167),— говорил Дидро.


 


Общие положения о композиции живописного произведения в равной степени распространяются и на художественный снимок. Фотографическая композиция также предусматривает связь основных элементов изображения. При съемке эту связь устанавливают направлением оптической оси объектива. Необходимо, чтобы зритель сосредоточил внимание прежде всего на той части изображения, которая получена проекцией центрального луча объектива.


Забота о построении кадра начинается еще до обращения к визиру и завершается лишь при кадрировании отпечатка. Но в отличие от живописца, вольного размещать предметы изображения по собственному усмотрению, фотограф свегда поставлен перед необходимостью считаться с данным состоянием натуры. Выбор точки съемки связан, в свою очередь, с положением аппарата и взятым ракурсом. Расстояние до объекта, угол наклона оптической оси объектива, высота найденной точки — все это влияет на масштабы и форму изображаемых предметов, а следовательно, и на их расположение в кадре.


 


 


В. Масленников. С добрым утром! 


 


 


Композиционно организованный снимок всегда отличается каким-то единством составляющих его элементов. Весь его изобразительный строй подчинен общему ритму — каждая линия и пятно перекликаются между собой. Такая фотография легко воспринимается и ее приятно рассматривать.


Идейно-художественное воздействие снимка зависит от того насколько все компоненты изображения скоординированы межд собой по законам динамики, ритма, равновесия или симметрии. Взаимосвязь элементов изображения может проявляться и масштабном сопоставлении предметов и в контрастах света и тени. Если в кадре, скажем, превалируют линии, то основу композици составит их ритмическое чередование. Если снимок строится на равновесии или симметрии его частей, то приобретает значение распределение светотеней. При всех условиях снимок должен быть зрительно упорядочен — иметь смысловой центр и сохранять тональное соотношение планов.


Фотографическому изображению свойственна детализация. Пр компоновке кадра фотограф не отказывается от подробностей, но выбирает из них наиболее многозначащие. В ряде случае удается раскрыть сюжет через отдельную деталь изображаемое предмета. Какая-нибудь частность, дающая представление о целом, порой способна обрисовать человека полнее, чем самая подробная моделировка всех внешних черт. Именно стремление к лаконичности, к устранению лишних подробностей имел в виду Дега, когда говорил: «Искусство есть умение жертвовать».

Фотография — искусство техническое. Но, как ни велико воздействие технологии, в работах ярко выраженного творческого почерка всегда преобладает какой-то принцип изобразительной трактовки. В одном случае автор использует такой выразительны прием, как контраст светотеней, в другом — тональную гармонию пятен и линий, в третьем — уравновешенность всех частей изобра жения и т. д. Это создает стилевые особенности фотоизображения


Однако неверно на этом основании выделять и рекомендовать определенные типы композиционного построения. Тяготение к установленным схемам порождает безличное творчество и появление удивительно схожих снимков. Между тем еще не так давно находились досужие фотоведы, пытавшиеся устанавливать номенклатуру «основных типов композиций». Да и теперь мы нередко читаем: «треугольная», «диагональная», «тональная» композиция. Подобные определения мало что говорят о достоинствах снимка. Подгонять сюжет под нормативную схему — занятие столь же бессмысленное, как подсчитывать комбинации красок вечернего заката. Схем построения много, но они не существуют независимо. Фотоискусство отображает реальную жизнь. Изменяется жизнь, изменяются темы и сюжеты, а с ними — и архитектоника кадра.


 


 


М. Шмеркович. Портрет мальчика 


 


Придумывать заранее композицию могут лишь те, кто ищет в съемке повод блеснуть изощренной игрой световых эффектов. На примате условного и субъективного отношения к действительности зиждется эстетика формалистов всех толков.

Для советского фотохудожника нет «неинтересных» тем или нефотогеничных объектов. Впрочем, можно взять актуальную тему, свежий сюжет, характерный объект, и все же не получить произведения фотоискусства. Анализ покажет, что одной из причин неудачи явилась недооценка роли и значения композиции.


Но в чем же состоит ее особенность? Фотографической композиции присуща динамичность, стремление передать движение вечно изменчивых форм внешнего мира. Способность фиксировать мгновение — самое неоспоримое преимущество фотографии. Человек, вооруженный фотоаппаратом, успевает запечатлеть в окружающей действительности многое такое, что не может увидеть живописец.


 


 


М. Шмеркович. Портрет мальчика 


 


 


Для фотоснимка особенно специфично сочетание двух планов — переднего и заднего. «Вот, например, очень крупно снятая деталь летящего истребителя — часть фюзеляжа и кабина, в которой видна голова пилота, а дальше в глубоком пространстве неба видны два маленьких самолета,— пишет критик об одном из композиционных приемов. — Это сочетание весомого, конкретного изображения самолета на переднем плане с почти условным изображением двух мчащихся вдали истребителей создает впечатление высоты полета, романтичности и одновременно реальности происходящего (Ю. Скуратов, «Да здравствует мир на земле!»).


Такое композиционное решение невозможно ни в живописи, ни в графике. Там оно производило бы впечатление совершенной противоестественности: зачем вдруг понадобилось художнику отсекать часть самолета и ставить ее в таком странном ракурсе? Но для снимка, сделанного, очевидно, с борта другого самолета, такое построение вполне естественно, так же как естественна часть крыла, врезающаяся в пейзаж, снятый с воздуха. А введите это крыло в картину — она сразу превратится в перерисованное фото» (А. Александров, Своим путем.— «Творчество». 1960, № 5, стр. 19).


Фотография всегда будет сильна способностью показать жизнь со стороны, недоступной живописи. У фотохудожника шире горизонты наблюдения. Получив свободу выбора места съемки, он смог расширить и традиционные принципы композиции — тональное равновесие, ритмический повтор, подчинение части целому и пр. Объектив позволяет произвольно смещать планы, перспективу, пропорции.


 


 


В. Китас. — Мой портрет! 


 


 


Чисто фотографическое видение натуры нередко можно заметить в произведениях живописи. Советский художник Б. Иогансон, например, построил композицию своей известной картины «Допрос коммуниста» (1933) в ракурсе, как бы совмещающем две точки наблюдения.

Снимок может иметь замкнутую композицию, не выходящую за пределы кадра. Вместе с тем фотомастера ввели в практику широкое панорамирование, а также обрез изображения, вынесенного за границы картинной плоскости. Последний прием часто используют при репортажной съемке. Свободная композиция может создавать впечатление случайности, но эта «случайность» на самом деле подсказана замыслом.


Отказ от замкнутых форм построения, применение крупных планов с обрезом кадра, обращение к увеличенным против натуры пропорциям — все это разнообразит архитектонику фотографического изображения.


Поиски новых решений, разумеется, не должны переходить в самодовлеющий эксперимент. Если в природе все построено по законам целесообразности, то в искусстве — еще и по законам красоты. Между тем находятся фотографы (особенно на Западе), увлекающиеся умышленно нелогичной композицией. К чему приводит эта тенденция, представить нетрудно.


Исходя из требований привычного зрительного восприятия, мы оцениваем снимок прежде всего по степени завершенности и гармоничности всех его частей. Это зависит от умения строить кадр, а значит, и от умения мыслить образно.


Способность пространственного мышления подразумевает развитое чувство композиции. Каждый сантиметр кадра — свидетельство этого чувства. В учебных заведениях некоторых стран композицию преподают даже как самостоятельный предмет. В Японии, например, ученикам предлагается несколько раз нарисовать животное так, чтобы оно угадывалось по фрагментам. Это так называемая «композиция дубового листа».


К сожалению, у нас нередко злоупотребляют самим словом «композиция«. Порой случается, что явную недодержку при проявлении принимают за «рыхлость композиции» и с глубокомысленным видом рассуждают о «тональной неуравновешенности».

В фотографическом изображении тон играет ту же роль, что и колорит в живописном полотне. Художественному фотопортрету присуща широкая шкала светотеневых переходов, но это не означает, что рисунок должен пестрить. Задача автора — привести его к тональному единству. Общая тональность изображения, зависящая от силы источников света, падающих на объект, также служит смысловой мотивировкой образа. Далеко не безразлично, в какой тональности представлено лицо человека. Даже разные отпечатки с одного негатива могут изменять впечатление. Поэтому очень важно сохранить верное соотношение оттенков.


Черно-белая фотография передает цвета и объемы предметов градацией тонов от самого светлого до самого темного. Границу пересечения плоскостей выражает линия. Она зрима на снимке и является изобразительным элементом наравне с тональным пятном. Линии иногда даже преобладают и своим направлением воздействуют на восприятие сюжета. Поэтому и различают два основных вида построения кадра — тональное и линейное.


Остается добавить, что композиция фотоснимка отличается от композиции кинокадра. «Движущееся изображение» фильма воспринимается совокупно с другими в монтажном сцеплении кадров. Фотоснимок же рассчитан на отдельное и притом длительное рассматривание.


 


 


А. Устинов. Ф. И. Панферов 


 


 


Можно вырезать из киноленты кадр с изображением лица человека и увеличить его. Будет ли это портретом? Конечно, нет. Художественный фотопортрет, как сказано, отличается отделкой светописного рисунка, тонкой нюансировкой светотеней (не говоря уже о том, что изображается конкретная личность, а не актер, играющий роль).


В дореволюционной литературе писалось: «России принадлежит честь введения в фотографию композиции, столь блестящим образом представленной А. О. Карелиным». Очевидно, имелась в виду способность выдающегося портретиста организовывать сложные, многофигурные сюжеты на определенную тему. По условиям тогдашней фототехники это действительно требовало огромного умения и вкуса. Теперь, в эпоху сверхскоростной съемки, отпала необходимость подобных инсценировок.


Цель композиции фотопортрета — дать представление о сущности образа. Как же этого достигает современный фотохудожник?


 


 


 


Родченко. Николай Асеев 


 


 


Принцип объединения изобразительных элементов обусловлен видом изображения (портрет в рост, поколенный, поясной, головной и т. д.). Очевидно, что в индивидуальном портрете важнее всего социальная и психологическая характеристика объекта. Впрочем, к ней стремятся также в групповом портрете. Однако архитектоника последнего сложнее — она зависит от сюжетной мотивировки объединения персонажей.


Многофигурное изображение может быть составлено из нескольких групп при условии какого-то единства их действия. Все это не освобождает от предварительной режиссуры даже при моментальной съемке.


Фотограф иногда вынужден усаживать или ставить снимающихся так, чтобы они не мешали друг другу.

Не исключено также размещение по несходству их физического типа. Еще Леонардо да Винчи рекомендовал высокого человека ставить рядом с низким, худого — с толстым или сопоставлять их по фасону одежды («Трактат о живописи»).

Как показывает само слово, композиция предусматривает расположение изобразительных элементов. Но объект съемки подвижен, и всякое расположение должно выражать собой движение. Его передают позы, жесты, мимика.


Сюжетному портрету совершенно не обязательно быть многоплановым изображением. Напротив, правильнее выносить действующих лиц на первый план, чтобы показать их внешнее различие.


Какое бы решение ни принял фотограф, сделанный им снимок должен отвечать одному непременному условию: иметь так называемый «центр внимания». Уяснить идею произведения помогает совпадение зрительного и смыслового центров.


Фотографировать необходимо с учетом особенностей нашего бинокулярного зрения. Этому значительно содействуют объективы с достаточно длинными фокусными расстояниями — они передают масштабы и пропорции форм без заметного искажения.


Помимо оптики нужен подбор соответствующих источников света. Учитывая их особое значение, автор одной статьи предлагает сначала определить композицию портрета, а затем уже подбирать высоту расположения и направления лучей взятого осветителя («Свет в портрете» — «Советское фото>. 1959, № 12).

Судя по приводимым им иллюстрациям, так можно достичь лучшей моделировки рисунка лица. Однако все снимки получены при неподвижном состоянии объекта, то есть при заданном положении головы. В учебных целях результат вполне оправдывает себя, но для мастера это не решает всей проблемы создания подлинно художественного изображения.


Композиция фотопортрета — не обособленный процесс. Он охватывает несколько стадий. Спрашивается: как должен поступить автор, стремящийся уловить движение? Ведь совершенно очевидно, что не объект съемки придан к осветительным приборам, а, напротив, их нужно приноравливать к нему.


Велика роль таких технических факторов, как оптика и освещение. И тем не менее на композиционную структуру будущего кадра влияет прежде всего точка и момент съемки. Непродуманный их выбор нередко приводит к раздробленности кадра.


В процессе съемки фотографу необходимо отделить основной объект от окружающих его предметов, то есть получить светописный рисунок, не одинаковый по глубине резкости. Этого достигают наведением на фокус и диафрагмированием. В зависимости от сюжета и подвижности самого объекта применяют то малую, то большую диафрагму. Но, вообще говоря, в каждом конкретном случае результат решает не столько свойство объектива, сколько собственное чутье, умение отделять главное от второстепенного.


Заранее продуманное заполнение кадра — залог верного построения. Никакая последующая «вытяжка» не добавит того, что было упущено при наблюдении через видоискатель. Опытный профессионал мыслит целостной суммой впечатлений от натуры. Располагая объект в рамках кадра, он знает, что фронтальное положение фигуры, да еще при полном фасе лица, неизбежно порождает статичность. Более оживляет композицию поворот головы в три четверти.


Говорить о композиции фотопортрета, основанной на равновесии фигуры и фона, можно лишь в отношении сюжета, где много пространства. Здесь вступает в права взаимодействие контрастирующих тонов. Если фигура человека занимает, скажем, левый край кадра, то ее стремятся чем-то уравновесить справа (пейзажем, зданием, предметом интерьера). Иначе создалось бы впечатление неустойчивости. Снимок лучше смотрится, когда фигура или голова с освещенной стороны отделены от края или, наоборот, приближены к нему с теневой.


Старое правило портретной съемки гласит, что лицо должно быть расположено выше центра кадра и на равном расстоянии от краев. Не удивительно, что строгое следование этому правилу приводит к шаблону. Как же это совместить со стремлением разнообразить композицию?


Вопрос задавал еще Дидро, уделявший много внимания форме живописных произведений. Великий просветитель считал главным признаком хорошего портрета его «действие». Под этим он подразумевал наличие движения, выраженного свободным поворотом головы и мимикой. Дидро желал видеть кроме сходства еще внутреннее состояние человека. «До тех пор, пока портретисты будут передавать только сходство без композиции, я о них буду мало говорить…» — писал он.


Известно немало отличных фотопортретов, где на картинной плоскости сознательно оставлена ничем не заполненная площадь. Или, наоборот, масштабы изображения настолько укрупнены, что фигура или голова показана только частично. Убрав за кадр волосы, лоб, плечи, фотомастер как бы приближает лицо к зрителю (часть вместо целого — распространенный прием фотографической композиции).


Однако при съемке фигуры двигающегося человека неосмотрительно выводить из кадра ту часть будущего изображения, в сторону которой он движется. В равной степени это касается и головного портрета, где с выражением лица связано направление взгляда. Здесь также напрашивается требование оставить впереди лица свободное пространство.


Так именно поступила фотолюбительница инженер Мария Шмеркович в своем «Портрете мальчика». Построение погрудного изображения обусловлено расположением фигуры и направлением взгляда. Снимок сделан с большим настроением, ощутить которое помогает отсутствие назойливых подробностей. Четкое сопоставление основных компонентов по фактуре особенно усиливает его выразительность.


Мастер познается в разнообразии композиций. Современные профессионалы прибегают к самому неожиданному размещению объекта в кадре. Частым случаем стало, например, построение, основанное на равновесии противоположных по диагонали углов. (Например, автор снимка «Мой портрет!» В. Китас дал в нижнем углу поясное изображение человека, а в верхнем — висящую на стене картину.) Похожую «композицию по углам» встречаем в работе итальянского фотохудожника А. Новаро «Труженик моря» (снимок получил на международной выставке в Москве золотую медаль). Но тут применено противопоставление двух тональностей — светлой (лицо старика) и темной (широкая плоскость фона)…

Изображение живого человека нельзя уложить в прокрустово ложе стандартных схем. Нет незыблемых правил композиции, и тем более не может быть никаких навсегда установленных «типов» построения. Самая убедительная композиция — та, которая подсказана жизнью.


«Я считаю,— говорил художник П. Кончаловский,— что идея композиции всегда заключается в самой действительности. Когда эту созданную природой композицию пропускаешь через себя, тогда-то и видишь, что природная композиция оказывается страшно верной, что она выше всех перестановок, какие может изобрести человек. Думать, что можно скомпоновать лучше природы,— это ошибка: надо просто окончательно продумать то, что видишь, чтобы понять, как там все великолепно устроено. Надо только все время, постоянно и внимательно разбираться в том, что видишь…» (А. В. Виннер, А. И. Лактионов. Техника советской портретной живописи. М., Профиздат, 1961, стр. 89).

Так утверждает живописец, вольный заниматься «перестановкой». Как же не согласиться с ним фотографу, сила искусства которого в неоспоримой достоверности запечатленного факта!

…В перерыве одного заседания фотожурналист заметил в холле Ф. И. Панферова, читавшего книгу. Он отвлек внимание писателя и сфотографировал его в том положении, в каком застал. А поза была вызвана длиной кресла. Оставалось лишь вписать фигуру по вытянутому вдоль прямоугольнику. Построение кадра вызвано конкретной обстановкой.


Горизонтальный формат позволяет разнообразить позу сидящего человека. Бесчисленные подтверждения тому находим в живописи. К ней особенно поучительно обращаться. (Речь идет не механическом подражании или заимствовании, а о сравнительном анализе приемов.) Очень выразительно, к примеру, построение портрета Северцова кисти М. В. Нестерова. Художник свободно разместил на полотне фигуру отдыхающего профессора, показав его с размахом рук по спинке дивана…


Точность композиции — следствие точности наблюдения. В портретном изображении выбор формального решения целиком обусловлен содержанием сюжета. Задача его построения сводится к отбору тех изобразительных элементов, которые глубже раскрывают внутреннюю основу образа.


Портретному снимку недостаточно быть грамотно «слаженным» — в нем еще должна присутствовать мысль. Современная фототехника позволяет воспроизвести внешний облик в мельчайших подробностях. Но не в том смысл творческого фотографирования. Правдоподобие деталей еще не создает художественной правды. Существеннее убедиться, насколько детализация усиливает образ. Поэтому в ряде случаев предпочтительнее лаконичность, обобщающая форму и открывающая зрителю простор для воображения.


В фотографии допустим любой формальный прием, но важно, чтобы он способствовал воплощению идейного замысла. Иной раз даже острые ракурсы и преувеличенные пропорции более оправдывают себя, чем каноническая композиция, обратившаяся в трафарет.


Группировка изобразительных элементов не подчиняется каким-то раз навсегда установленным правилам. Едва ли поэтому можно согласиться, например, с таким определением: «Правильное сочетание элементов изобразительной формы». Композиция — не детские кубики, которые требуется правильно сложить, чтобы получить картинку. Многие произведения живописи построены совсем «неправильно», но от этого они не перестают быть выдающимися.


Известный искусствовед М. Алпатов в книге «Композиция живописи» напоминает, что в истории пространственных искусств примеров нарушения правил было не меньше, чем примеров строгого их соблюдения.

Художник Ван Гог, например, отмечал, что в фигурах Микеланджело «ноги решительно слишком длинны, а бедра и зады — слишком широки», но эти неправильности, по его словам, «истиннее буквальной правды» (Из послесловия Е. Муриной к книге Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». (М., Гослитиздат. 1961. стр. 510)).


 


 


Б. Кудояров. Валерий Чкалов 


 


 


Отступления от «буквальной правды» известны и реалистическому фотоискусству. В 1937 году Б. Кудояров сфотографировал длиннофокусным объективом Валерия Чкалова. Портрет был сделан с явным нарушением правил съемки (фигура дана в перспективном преувеличении). Зато этот сознательно примененный приен «оскульптуривания» помог мастеру создать на редкость выразительный образ выдающегося советского летчика.


…Неоспорима польза учебных руководств по фотографии. Без них невозможна практическая подготовка многомиллионной массы фотолюбителей. Но вкусу и наблюдательности нельзя научиться по литературе. И кто вступает на путь профессионализации, тот должен помнить, что подлинное творчество — всегда поиск.


Советский человек ныне живет и действует в качественно условиях, чем, скажем, четверть века назад. Изменилась не только окружающая его обстановка — изменился он сам, его внутренний и внешний облик, манера поведения, одежда. Все это обязывает фотохудожника зорко подмечать знаменательные перемены находя им каждый раз новое изобразительное решение, а следовательно, и новую композицию.

Побольше портретов хороших и разных,— часто повторяем мы. Лишь разнообразием композиции, наряду с углубленным проникновением в образ, можно выразить богатство человеческих характеров, настроений, чувств, выразить широту интересов и устремлений нашего современника.


  

www.historicus.ru

особенности композиции в портретной фотографии

Дата публикации: 19.07.2013

Владение приемами построения снимка при создании портрета так же важно, как и при работе в других жанрах. Даже фотографируя человека на фоне белой стены, старайтесь добиться того, чтобы взгляд зрителя останавливался на лице, а не на одежде. Чтобы при включении в кадр подробностей места, каких-то дополнительных объектов, взгляд, путешествуя по кадру, возвращался к главному герою фотографии.

Основополагающим правилом можно считать правило третей, которое заключается в том, что ключевые элементы снимка должны располагаться на воображаемых линиях, делящих его на 9 равных частей. Так, тело человека лучше сместить вправо или влево от центра снимка. Тогда взгляд не будет сразу же упираться в середину, а свободно циркулируя в рамках кадра, в конечном итоге остановится на человеке. То есть, за счет этого правила не только создается хороший акцент, но и внимание зрителя задерживается на снимке.

Правило третей особенно эффективно при крупноплановом и плечевом портретах. Когда глаза расположены в верхней трети снимка, на них делается особый акцент.

В подавляющем большинстве случаев глаза лучше размещать выше центра снимка, но тело человека можно располагать и посередине. Центральная компоновка будет смотреться эффектнее, если кадр построить на симметрии. Симметрия может выражаться в расположении объектов возле человека или в рисунке фона. Портрет с центральной компоновкой создает ощущение статичности, покоя, может подчеркнуть умиротворенное настроение и задумчивость портретируемого.

Для создания и усиления ощущения динамики лучше использовать нецентральную компоновку, оставляя больше пространства в той части снимка, куда направлено движение человека. То же касается и взгляда, не стоит блокировать его рамкой кадра, оставляйте побольше пространства перед глазами.

Определенную сложность вызывает композиция в групповом портрете, ведь нужно удачно расположить сразу несколько главных объектов. Не стоит выстраивать людей в линеечку, лучше их расположить так, чтобы головы оказались на разном уровне. Хорошо смотрится композиция, построенная на основе треугольника, где ключевые объекты попадают на его вершины. Попробуйте расположить кого-то ближе к камере, кого-то дальше, а чтобы все участники оказались в резкости, не забудьте прикрыть диафрагму.

Фото: Валерия Аникина

prophotos.ru

Структура композиции в Портрете — Рисуем Вместе


Ноя 15, 2016

от Татьяна Артыкова

Структура композиции в Портрете

Посмотрите внимательно на фрагменты с картины Аделаиды Лабиль-Жиар  «Автопортрет»- французской художницы 18-19 веков.

На примере данной картины мы и разберём структуру композиции.

Попробуйте провести сравнительную характеристику.  На первый взгляд все фрагменты кажутся абсолютно одинаковыми. Но, если Вы посмотрите более внимательно, увидите разницу. И  тогда очень быстро поймете, какую роль играет композиция в картине.

Какие чувства вызывает образец слева, посередине,  справа? В какой Вы  больше ощущаете  свободы, энергии, возвышенности?

 

О структуре композиции мы подробно говорили на открытом вебинаре от 10 ноября, фрагмент которого я предлагаю Вашему вниманию.

Прослушав данный фрагмент, Вы без труда сможете понять значение композиции в  Портрете и уже со знанием дела,  использовать данные приёмы   в  своих  будущих картинах.

Было бы интересно узнать Ваши выводы. Пишите о них ниже в комментариях.

У каждого человека свое восприятие увиденного, но всегда есть что-то общее. Не стесняйтесь делиться своими чувствами. Дополняйте друг друга своим видением, ведь  уже в процессе обсуждения, легко сформулировать  «свою картину» композиции.

 

Если тема композиции для Вас интересна и Вы хотите получить ещё   и практические навыки, пишите,  я опубликую следующий фрагмент — практические упражнения по построению.

Практическая часть. Создаем эскиз композиции:

Пишите в комментариях, что нового Вы узнали.

Сформулируйте свое понимание письменно, и оно останется в Вашей памяти надолго!

comments powered by HyperComments

risuemvmeste.com

Как нарисовать женский портрет. Часть 1. Композиция и построение

Сегодня я хочу показать вам, как нарисовать женский портрет и добиться сходства с натурой. Все, о чем я буду рассказывать, отражает мой личный опыт, которым я хочу поделиться с вами. Отмечу, что я не представитель академической школы. Мой метод рисования сформировался самостоятельно на основе классических знаний в изобразительном искусстве и, конечно, благодаря практике.

Я поделила этот урок на две части. В первой я расскажу вам о начале работы над портретом, его построении, поиску пропорций. А во второй подробно покажу работу в тоне, передачу фактуры, детализацию и процесс завершения картины. Итак, давайте начнем!

Портрет женщины, девушки занимает важное значение в изобразительном искусстве, как прошлого, так и настоящего времени. Что и неудивительно, такие работы всегда пользовались популярностью. Будь-то изображение реальных людей или мифических персонажей, подлинная красота всегда привлекала зрителя.

Вдохновителями в этом жанре для меня являются прерафаэлиты, которые создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Это Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Фрэнк Бернард Дикси и другие. Очень живые портреты у американского художника Джона Сингера Сарджента.

Этот момент с поиском творцов, работы которых тебя вдохновляют, очень важен. Конечно, лучше избежать подражательства. Но, когда вы окажитесь в тупике, создавая очередную картину, спросите себя, как бы поступил на вашем месте именно этот художник.

Любая работа над картиной начинается с художественного замысла, идеи. Это, конечно, в том случае, если вы хотите передать определенный смысл в своей работе. Я решила нарисовать портрет героя сериала «Ривердэйл» Шерил Блоссом, исполняемой актрисой Мэделин Петш. В самой первой серии Шерил представляется зрителю в красивом белом платье, которое, казалось бы, должно отражать чистоту ее обладательницы. Но, на самом деле, она довольно коварный персонаж, удивляющий своими противоречивыми поступками. Именно это противоречие, как за красивой внешностью скрывается человек с темными побуждениями, я и хотела передать в ее портрете.

За основу я взяла вот эту фотографию:

Для более правдивого отображения белого платья собрала несколько референсов из сети:

А вот для черного ожерелья-воротника была использована натура:

Далее  в Адобе Фотошоп я рисую черно-белый композиционный эскиз, наиболее точно передающий внутреннее сходство с девушкой:

Я четко видела сочетание светлого пятна на темной плоскости, что отлично отражало ее характер. Детализация и передача сходства на этом этапе не важна. Главная задача: составить художественный образ, определиться с тональным рисунком и композицией:

По классическому правилу гармонии я поместила портрет не точно по центру:

Больше места оставила по той стороне, куда направлен взгляд Шерил:

Я решила рисовать портрет сухими материалами на пастельной бумаге. Ее я закрепляю к планшету на малярный скотч, который потом без труда отклеивается:

Из материалов я использовала:

Работу над портретом я начинаю вести с размещения фигуры на листе. Здесь и помогает композиционный эскиз. Я использую методы построения, визирования и свой глазомер. Построение заслуживает отдельного видео для объяснения, тут же я скажу кратко о его сути. Нужно понимать, что все, что нас окружает, так или иначе можно разделить на простые и обобщенные формы. При этом методе работа ведется от больших масс к меньшим. Для его правильного применения при рисовании портрета необходимо предварительно изучить анатомию головы и ее отдельных частей. Про метод визирования или, иными словами, замера пропорций карандашом на вытянутой руке, также можно посмотреть отдельные уроки.

Главные замеры: какое отношение ширины головы к ее высоте, направление различных линий и граней, поиск середины лица и яремной впадины. Не стоит забывать о форме лица, так как она индивидуальна и напрямую влияет на сходство.

Наметив основные большие формы, продолжаю искать частности. На этом этапе важно сразу отыскать положение объектов приближенно к натуре.

Для передачи сходства важны следующие замеры:

  • линия глаз, которая обычная находится ровно посередине всей головы, а также  линия роста волос;
  • определение трех ключевых частей лица: расстояние от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа, от кончика носа до подбородка. Эти части обычно равны, но не всегда. Поэтому их обязательно нужно сравнивать между собой: какая больше, какая меньше.
  • наклон глаз, их размер и расстояние между ними;
  • линия бровей и их расположение;
  • грани треугольника: от кончика носа к внешним уголкам глаз;
  • расположение крыльев носа по отношению к глазам;
  • линия скул;
  • линия рта и его уголков по отношению к глазам;
  • соотношение ширины верхней и нижней губы;
  • вертикальный центр подбородка и его ширина.

Это лишь основные замеры. Но чем точнее вы определите расположение каждого элемента, тем лучше. Открою свое наблюдение, замер пропорций напоминает поиск точки в системе координат. Нашли вертикальное направление по оси Y, потом горизонтальную по оси X, и вот она нужная точка.

В ходе работы над портретом эти пропорции будут уточняться, отдельные элементы сопоставляться между собой. Главное, не бояться перерисовывать, если что-то сразу не получится схватить. Совет про отражение в зеркале очень важен в данном случае, обязательно воспользуйтесь им. Если вы рисуете с натуры, не бойтесь походить вокруг модели, осмотрите ее с разных ракурсов. Не лишним будет сделать несколько коротких набросков. Это также поможет найти удачную композицию будущего портрета. Если же вы рисуете с фотографии, попробуйте поискать снимки этого человека сделанных с разных ракурсов. Воспользуйтесь видео, если такое есть.

Теперь я начинаю понемногу вводить тон для уточнения формы. Так как бумага изначально тонирована в нейтральный бежевый цвет, то процесс немного упрощается. Работаю так по всей картине. Отмечаю вначале средние по тону участки сангиной, потом светлые мелом и темные сепией.  Параллельно уточняю пропорции, поправляю расположение. От работы следует отходить, переворачивать верх ногами и смотреть на нее издалека. А также делать перерывы и свежим взглядом исправлять ошибки.

Разобравшись с первым этапом работы в тоне, иными словами, над темным и светлым, я начинаю тушевать материал. В качестве растушевок я использую косметические ватные диски для больших участков и ватные палочки для маленьких.

После тушевки материала уже начала проявляться форма и объем. В результате я заметила неточности в пропорциях и стала их исправлять.

Итак, мы закончили первый этап работы над женским портретом, который я считаю самым ответственным. Именно в процессе этого этапа строится портрет, находятся пропорции и расположение элементов, намечается легкий тональный рисунок и формаВо второй части урока я покажу вам, как дальше вести работу над портретом. Усиливать тональный рисунок, детализировать, не забывая про передачу сходства и объема. Спасибо вам за прочтение этого урока!

www.livemaster.ru

План – конспект урока «Особенности композиции Исторического портрета. Елизавета Федоровна Романова: «Алапаевские мученики: Столетие подвига»»

План – конспект урока «Обуховская ДШИ»

«Композиция прикладная» — 7 класс .

На тему: Особенности композиции Исторического портрета. Елизавета Федоровна Романова: «Алапаевские мученики: Столетие подвига»

Раздел: Композиция портрета

Автор: Лабазина М.Г. преподаватель «Основ изобразительной грамоты», «Живописи», «Рисунка», «Цветоведения».

Цель: Способствовать формированию представлений учащихся о композиции портрета ,исторического портрета, об особенностях и законах его построения на плоскости. А также познакомить с жизнью и деятельностью Елизаветы Федоровны Романовой, как личности исторически важной для Уральского края и России в целом.

Задачи:

1Способствовать формированию представлений учащихся, об истории развития композиции портрета, как способа исторической жанровой летописи.

2Способствовать развитию умения учащихся последовательно работать над композицией «исторического портрета»,(на примере личности Елизаветы Федоровны Романовой) а также умения отбирать выразительные средства, материалы в соответствии с идеей.

3 Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории родного края.

4Развитие умений работы живописными,графическими материалами, по различной основе,(ватман,тонированная бумага,картон))

5 Способствовать развитию творческой фантазии, а так же эстетического вкуса и культуры труда.

Оборудование для учителя: оформление доски. Репродукции , таблицы (выразительные средство композиции), работы учащихся.

Оборудование для учащихся:, Листы для эскизов, формат А3, художественные материалы, графит,гуаш,.

Тема рассчитана на 4урока ,1 урок длится 45мин.

Зрительный ряд. (Репродукции)Статуя Елизаветы Федоровны Романовой в Вестминстерском аббатстве в числе мучеников XX века; Фридрих Август фон Каульбах. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна; А.Оранская Княгиня милосердия Елизавета Федоровна;Репродукции исторических фотографий царской семьи «Дома Романовых»,Репродукции исторических портретов, Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова;и.т.д

Ход урока.

1. Организационный момент (2 минут).

2. Вводная беседа по теме урока. (5минут).

3. Сообщение новых знаний (20 минут).

4 Беседа с учащимися. (3минут)

4. Закрепление материала, Практическая работа (15 минут).

5.Обьяснение домашнего задания. Подведение итогов (2 минут).

Далее 3 урока направлены только на непосредственно практическую деятельность учащихся. И попытку создание художественной композиции исторического портрета.

I Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

IIВведение в новую тему.

Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие во времени, в далекие времена, когда живопись и рисунок были главными средствами передачи исторических знаний. А фотоискусство только зарождалось Поэтому сегодня мы с вами можем называться путешественниками во времени.

III Сообщение новых знаний

В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета». Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин. Художники второй пол. 18 в. научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира — тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах — гробницах и храмах. В России основой развития исторического жанра, его предысторией стали иконопись и средневековая храмовая монументальная живопись, основным содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах [«Чудо от иконы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), 1460-е годы; Но что же тогда ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ? Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:

Аллегорический

Мифологический

Исторический

Семейный портрет

Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.

Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов)

А теперь давайте рассмотрим структуру построения композиции портрета, в том числе и исторического.

1 В любой композиции, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже

2 В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом изображения больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.- (закон динамики)

Интересный факт! Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков Интересный факт! Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам композиции. Встречаются и другие фигуры в построении композиции: например, в виде букв C, V, T, L и S.

цель наклонной композиции — добавить больше динамики в портрет, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки

 

Прямоугольные схемы построения композиции портрета .способствуют передачи возвышенности, значимости главной фигуры.

Исторический портрет Ивана Грозного написан Виктором Васнецовым в 1897 на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок

IV Беседа с учащимися

Ребята, расскажите, пожалуйста, что такое исторический портрет?

Какие схемы композиции портрета. (исторического портрета )вы запомнили.?

Какое значение имеют исторические портреты для культурного наследия? V Закрепление материала.

Практическая работа.

Задание.

1 Составить схему исторического портрета, Елизаветы Федоровна Романовой, основываясь на особенностях данной личности ,ее жизни и деятельности.( «Алапаевские мученики: Столетие подвига»)раскрытие личности в презентации Елезавета Федоровна)

2 Выполнение композиции исторического портрета, по составленному эскизу, с изучением характерных черт лица героя, и его индивидуальных особенностей .(репродукции, фотографии «Дома Романовых»)Работа рассчитана на 3 урока, материал по выбору, формат А3,(А2)

Подумайте, пожалуйста, над расположением листа бумаги (вертикаль, горизонталь).

Практическая работа.

Индивидуальная работа с учащимися.

Помощь при изображении и переносе эскиза на стену.(ДШИ№1)

VI Подведение итогов урока.

На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.

нахождение плюсов и минусов соответствия и несоответствия.

Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали. Что нового вы сегодня узнали.

Спросить несколько детей о сюжете их произведения.

 Понравились ли вам работы других художников, объясните почему.

VII Объяснение домашнего задания.

Найдите и постарайтесь зарисовать некоторые репродукции изображения исторических портретов в «Пятне», используя различные информационные источники.

Литература

1 https://ru.wikipedia.org

2 С.П.Ломов. «Русские Живописцы XVlll- XIX веков» Учебное пособие,Беседы об искусстве для школьников.;-М;»Мик»,1997

 3 Франсуаза Бейль «LOUVRE путеводитель по музею»,ARTLYS 2001

4Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

5Сокольникова Н. М. – Основы рисунка. – М; Титул. –1996

6Сокольникова Н. М. — Основы живописи, — М; Титул, 1996

7 http://knowledge.su/i/istoricheskiy-zhanr

 

8 http://studbooks.net/570274/kulturologiya/portret_russkoy_zhivopisi

9 http://photostocks.info/p-1628/portret-osnovy-kompozitsiya/

10 http://art-teacher.ru/archives/3097

Основные Выразительные средства композиции
PPTX / 10.61 Мб
портрет2
PPTX / 7.27 Мб
Елизавета Федоровна Романова
PPTX / 5.59 Мб

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Немного о композиции при съемке портрета

Сфотографировать человека просто. Сделать хороший портрет – это задача более сложная, требующая понимания и осознавания своих действий. Так, например, фотограф Юлия Бородина может стать хорошим примером правильного построения композиции при съемке портретов. В большинстве не академических материалов, которые мы можем прочитать, говорится о том, что фотография – это творчество и не стоит бояться нарушать правила, или вовсе – что никаких правил не существует. В этих утверждениях есть немалая доля истины, но не стоит забывать, что существующие правила были придуманы не на пустом месте. И для того, чтобы нарушать что-то, получая при этом хороший результат, это что-то и его смысл нужно понимать.

Правильная композиция при съемке портрета позволит даже начинающему фотографу получить качественный результат, который будет радовать и глаз и душу.

Правила построения композиции

Во-первых, в портретной фотографии внимание должно достаться изображенному на ней человеку, а не его окружению. Задача фотографа – позаботиться об этом и снять портрет так, чтобы фон не отвлекал внимание от персонажа. В случае съемки в интерьере это правило тоже действует, но здесь открывается дополнительный простор доля творчества: отлично, если интерьер не только не мешает восприятию персонажа, но и подчеркивает его характер, помогает создавать настроение.

Во-вторых, в портретной съемке отлично работает «правило третей». Заключается оно в том, что если представить себе линии, делящие изображение на 9 равных частей, ключевые элементы должны будут находиться на пересечении этих линий. К примеру, если расположить глаза в верхней трети снимка, то точно удастся привлечь к ним внимание зрителя. В большинстве случаев такое расположение глаз на портрете будет выгодным. Тело модели, при этом, может располагаться и по центру, но тогда должно действовать правило симметрии.

Соблюдения всего двух этих композиционных правил уже позволит даже начинающему фотографу снимать именно портреты, а не просто фотографии людей и их лиц. А после того, как правила освоены и полностью поняты, можно перейти и к их нарушению. И вы сможете двигаться дальше, развивая свое мастерство и делая даже обычные вещи прекрасными.

fotochki.com

Композиция в портрете — Изобразительная грамотность

Композиция

Композиция — это способ размещения различных элементов картины или рисунка внутри заданного пространства. Но прежде чем заняться размещением, нужно определить само пространство картины — размеры и пропорции бумаги или холста.
Многие художники выбирают форматы, в которых соотношение между короткой и длинной сторонами холста составляет 1:1,6. Это так называемый золотой прямоугольник, который был принят во времена Ренессанса. Золотой прямоугольник — это самый надежный выбор. Он эффективен как по горизонтали, так и по вертикали, поэтому подходит для самых разных видов работы. Однако это не единственный вариант. Все зависит от выбора объекта, эффектов и настроения картины. Посмотрите на работы других художников. Заметив необычный формат, подумайте, почему художник выбрал именно его. Длинный, узкий холст как нельзя лучше подходит для пейзажа, поскольку позволяет передать панораму. Квадратный формат подойдет для портрета, так как художник может заполнить холст теми элементами, которые подчеркнут внешность модели.

Расположение элементов внутри пространства картины

На протяжении веков художники изобретали способы размещения художественных элементов внутри невидимой сетки, нанесенной на пространство картины. Один из простейших заключается в разделении картины на три части по горизонтали и вертикали. Мы получаем сетку из девяти квадратов. Линии пересекаются в четырех точках. Согласно теории, гармонично будет выглядеть картина, основные элементы которой располагаются вдоль этих линий или на их пересечении.
Важно направить взгляд зрителя к фокальному центру картины. Сделать это можно с помощью введения в композицию прямых или кривых линий, реальных или воображаемых. Примером реальной линии может служить дорога, ведущая к объекту картины.
Расположение фигуры в центре картины выглядит надуманно и ненатурально, равно как и прямой взгляд в лицо. Голова модели должна быть смещена в сторону от центра. Вам нужно подумать и о том, сколько места оставить над головой. Если пространство будет слишком большим, то голова покажется вдавленной в плечи. Если слишком малым, то голова будет казаться сжатой.
Это лишь несколько композиционных правил, выработанных многими поколениями художников. Лучший способ изучения композиции — это анализ работ других мастеров. Вы должны понять, каким образом ваш взгляд направляется к смысловому центру картины. Постепенно вы научитесь строить композицию инстинктивно. Но если вы еще новичок в живописи, то не жалейте времени на обдумывание своей картины. Сделайте несколько набросков, прежде чем переходить к работе над окончательным вариантом на холсте или бумаге.

Треугольная композиция

Для изображения этой семейной группы Ян Сидуэй избрал композицию треугольника. Такая композиция визуально объединяет группу и концентрирует внимание на ней, а не на элементах фона. Под этой группой существует перевернутый треугольник, который образуют головки детей и фигура собаки. Этот прием ведет взгляд зрителя по картине. Формируя группу, в которой кто-то стоит, а кто-то сидит, старайтесь сделать так, чтобы разница в росте не бросалась в глаза. На этой картине отец слегка наклонился вперед, чтобы его рост визуально приблизился к росту других членов семьи. Кроме того, такая поза создает ощущение душевной близости между ним и его семьей.

Диагональные линии и реквизит

Перед нами очаровательная картина Дэвида Кертиса «Жаклин в интерьере». Это одновременно и портрет, и исследование света. Художник использовал диагональную линию бюро, чтобы направить взгляд зрителя к девушке и той работе, на которой она сосредоточилась. Мягкий изгиб спины девушки гармонирует с диагональю бюро слева и словно бы уравновешивает ее. Обе диагонали помогают направить взгляд зрителя к точке фокуса-лицу девушки. Правая рука формирует своеобразную раму для лица и тоже направляет взгляд зрителя в нужную точку.
Собираясь рисовать фигуру целиком, а не только голову, вы должны продумать все дополнительные элементы, которые помогут вам раскрыть характер человека. Если вы пишете человека в его собственном доме, то покажите его в знакомой обстановке, в окружении его личных вещей. В портретной живописи часто используются особые аксессуары, которые должны проявить характер и интересы человека. Писателя или любителя чтения можно окружить любимыми книгами, а музыканта изобразить рядом с его инструментом. Постарайтесь передать в своем портрете особую атмосферу, которая окружает человека в жизни.

Покатые кривые

В этом портрете работы Пола Бартлетта взгляд зрителя двигается по кругу, начиная с точки фокуса — головы мужчины, расположенной по принципу третей. Взгляд идет от головы к правой руке и обратно к лицу. Покатые кривые фигуры кресла и блокнота уравновешены столом и темным плафоном лампы.

Портрет от эскиза до картины

www.unrealtech.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о