Советы и лайфхаки

Эффект перспективы – Особенности применения эффектов огибающей, ореола, перспективы, тени и произвольных искажений.

Содержание

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Способы получения изображения перспективы

Перспективой называют метод изображения объектов на некоторой плоскости с учетом визуальных сокращений их величин, а также изменениями границ, формы и прочих соотношений, которые видятся на натуре. Таким образом, это искажение пропорций тел при их визуальном восприятии. Однако существует множество видов перспективы в изобразительном искусстве, разработанных в соответствии с разными точками зрения на мир и пространство.

История

Эта техника возникла во времена Ренессанса, когда реалистическое направление достигло своего пика. В период расцвета искусства люди столкнулись с новыми проблемами в живописи и архитектуре, которые потребовали новых решений. Перспектива помогла разрешить задачи, стоявшие перед творцами того времени. Поначалу люди применяли устройство со стеклом для более четкого понимания перспективы — на нем было проще обвести корректное изображение объектов, чтобы изобразить их на плоскости в соответствии с законами перспективы. Позднее появлялись и другие приспособления для облегчения этой задачи — различные камеры обскура и разнообразные линзы для этих целей.

Привычная человеку линейная перспектива появилась позднее. Что интересно, ученые отмечают, что изначально человеку стала более ясна обратная перспектива. Обратите внимание на мастер-классы по живописи. Что они собой представляют? Здесь, как правило, освещают линейную и обратную перспективу, лишь вскользь затрагивая остальные виды.

Виды

С течением истории люди открывали новые типы изображения в перспективе. Одни позднее признавались ложными, другие — только укрепились в своих понятиях, а третьи и вовсе слились в некий новый подвид. В изобразительном искусстве виды перспективы делятся на несколько групп. Это зависит от их назначения. На настоящий момент выведены:

  • прямая линейная перспектива;
  • обратная линейная;
  • панорамная;
  • сферическая;
  • тональная;
  • воздушная;
  • перцептивная.

Каждый из видов перспективы в изобразительном искусстве значительно отличается друг от друга как визуально, так и по смысловому наполнению и назначению, так что заслуживает быть рассмотренным подробнее.

Прямая перспектива

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал Амброджо Лоренцетти еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при росписи потолков.

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым – так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, длиннофокусные объективы, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Обратная перспектива

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов. Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной.

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях – как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Панорамная перспектива

Данное изображение основано на цилиндрической или сферической поверхности. Само понятие «панорама» имеет значение «вижу все», то есть по дословному переводу панорамная перспектива подразумевает изображение на плоскости всего, что наблюдатель может видеть вокруг себя. При создании рисунка точка зрения будет находиться на оси цилиндра. Горизонт в таком случае окажется на линии окружности на уровне взгляда зрителя. Таким образом, в идеале при просмотре панорам зритель должен стоять в центре круглой комнаты. Существуют и более плоскостные изображения, не требующие такого положения картины, но тем не менее, каждое панорамное изображение так или иначе подразумевает собой отображение на поверхности цилиндра.

Обычно такой метод изображения пространства в перспективном ракурсе применяется для рисунков и фотографии городов или пейзажей: такой способ максимально охватывает окружающее пространство, делая изображение более обостренным, интересным и эффектным.

Перспектива в сфере

Сферическая перспектива – отдельная техника, которая выполняется с помощью фотообъектива «рыбий глаз». Такая линза искажает изображение, делая его визуально более выпуклым, вытянутым по кругу в сферу. Из-за схожести получающихся снимков с выпуклым и прозрачным рыбьим глазом, объектив и сам эффект получили такое название.

Сферическая перспектива отличается от панорамной тем, что если при панорамном изображении картинка находится как бы на внутренней поверхности сферы или цилиндра, то при сферической изображение идет по внешней поверхности сферы.

Подобные искажения по сути легко заметить на любых сферических зеркальных поверхностях. Взгляд наблюдателя остается в центре отражения шара. При создании изображений объектов все линии будут соединяться в главной точке или просто оставаться прямыми. Прямыми также будут главная вертикаль и горизонталь – остальные линии с отдалением от главной точки будут все сильнее искажаться, постепенно превращаясь в окружность.

Перспектива посредством тона

Тональная перспектива — понятие из области монументальной живописи. Это такая перемена в тоне, цвете и контрасте объекта, что его характеристики имеют свойство приглушаться при отдалении вглубь. Впервые законы этого вида перспективы объяснил Леонардо да Винчи. Человеческое зрение и восприятие устроено так, что ближайшие предметы выглядят для людей более четкими и темными, в то время как самые дальние — наиболее неясные и бледные. Именно на этом свойстве восприятия окружающего мира и основана методика тональной перспективы. Сложно не признать, что подобное отображение пространства действительно делает рисунок куда более реалистичным и правдоподобным, хотя он не соответствует настоящей реальности, как и при любом изображении объекта в перспективе на плоской поверхности.

Данный метод не является широко распространенным, однако имеет место быть в живописи, а иногда и в графике. Также эти законы перспективы применяются и в фотографии для придания снимкам большей реалистичности и художественности. С проработанным тоном фотография более походит на реальное изображение окружающего пространства.

Воздушная перспектива

Ей свойственна потеря ясности границ объектов с их отдалением от точки зрения. Дальний план понижает яркость — глубина от этого кажется намного темнее, нежели ближний план. Воздушная перспектива также считается тональной, поскольку она вызывает изменение тона объектов. Впервые закономерности этой техники были исследованы в трудах Леонардо да Винчи. Он полагал, что предметы вдалеке кажутся сомнительными, а значит, их и нужно изображать неясными и расплывчатыми, так как на расстоянии границы не так ощутимы. Изобретатель отмечал, что удаление предмета от зрителя связывается также с переменой цвета этого объекта. Именно поэтому предметы, находящиеся ближе всего к наблюдателю, должны быть написаны в своих собственных цветах, а объекты, находящиеся в отдалении, должны получать синий оттенок. А самые отдаленные объекты – к примеру, горы на горизонте – должны фактически сливаться с окружающим пространством ввиду большой массы воздуха, находящегося между предметом и зрителем.

Выходит, многое зависит от качества и чистоты воздуха, и это особенно заметно при тумане или в пустыне при ветреной погоде, когда в воздух взлетает мелкий песок. В целом ученые объясняли данный эффект не только посредством «затуманивания» предметов воздухом, но и основываясь на свойстве восприятия человеком окружающего пространства — как на физическом уровне, так и на психологическом.

Альтернативный взгляд на перспективу

Ученый Б. В. Раушенбах размышлял, как люди воспринимают глубину с учетом бинокулярности человеческого зрения, подвижности точки зрения и перманентности форм в человеческом сознании. В итоге он сделал вывод: ближайший план воспринимается людьми в обратной перспективе, в то время как неглубокий дальний – в сложной аксонометрической перспективе, а самый отдаленный – в прямой линейной. Этот тип, сочетающий в себе все эти виды в изобразительном искусстве, он назвал перцептивной перспективой, таким образом предполагая не единственный верный вариант, а их сочетание.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства – из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей – в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

fb.ru

Применение эффектов перспективы в After Effects

На веб-сайте Slippery Rock NYC Роберт Пауэрс предоставляет видеоруководство, в котором демонстрируются способы создания и использования подложки глубины в качестве слоя управления для эффекта «Карта смещения». Полученный результат затем используется эффектом «Витраж 3D» для создания стереоскопического изображения.

Во избежание проблем, связанных с отраженными представлениями, следует помнить о следующих рекомендациях:

  • Для композиции и исходных изображений следует использовать одинаковые размеры по вертикали. При разнице в один пиксель обеспечивается тот же результат, что и при смещении положения на один пиксель по вертикали.

  • Убедитесь в том, что значения положения для слоя являются целыми числами (например, 240 вместо 239,7).

  • Если изображения справа и слева содержат чересстрочную развертку, во избежание несовпадения полей следует отменить такую развертку перед использованием эффекта «Витраж 3D».

  • Поскольку эффект «Витраж 3D» создает кадры с чересстрочной разверткой, не следует выбирать параметр чересстрочной развертки в диалоговом окне «Настройки рендеринга».

Эффекты полупрозрачности возникают в том случае, когда значения яркости одного цвета превышают значения яркости другого цвета настолько, что первый цвет зритель видит через неправильную линзу анаглифических очков. Например, при слишком высоком значении яркости красного цвет становится видимым через синюю линзу. После настройки значения баланса проверьте результат на материале финального вывода. Если задано слишком высокое значение баланса, темные тона могут отображаться в обратном порядке.

При работе с изображениями, содержащими красные и синие тона, синий цвет в очках с синими и красными линзами фактически отображается как голубой, а не синий. Красный и голубой являются взаимодополняющими цветами, обеспечивающими оптимальное разделение, поскольку они отфильтровывают друг друга наиболее эффективно. При работе с изображениями, содержащими красные и зеленые тона, зеленый может выглядеть не таким ярким, как красный. Тем не менее, при просмотре изображений с помощью красной и зеленой линз обеспечивается равномерный результат, так как зеленый имеет большее значение яркости, чем красный.

helpx.adobe.com

Перспектива в графике – POPEL Agency

Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:

  • изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
  • изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
  • воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.

Наглядная воздушная перспектива в работе Яцека Йерки (Jacek Yerka). Дальний план будто покрыт голубоватой дымкой

Краткий исторический экскурс

Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.

Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.

С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет.» (Леонардо да Винчи)

Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)

Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.

Прямая линейная перспектива

Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления.  Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.

Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.

Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.

Одна точка схода получается при фронтальной перспективе куба, две — при повороте по одной оси, три точки — при повороте по двум осям

Метод сетки, или как перенести пропорции предмета на перспективу

Фронтальная проекция пропорций переносится на перспективу при помощи дополнительной точки схода

Где применяется?

Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр.

Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo)

Аксонометрическая перспектива

Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.

Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:

  • изометрическая —  все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
  • диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
  • триметрическая — искажение разное по всем трём осям;​
  • фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений. 

Где применяется?

Изначально — в чертежах, хороша для конструктивного изображения предметов. В пиксель-арте, для лучшей чёткости диагональных пиксельных линий, и в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.

Обратная перспектива

Противоположность линейной перспективе — предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства.

Где можно встретить?

Встречается в иконописи Древней Руси, где носит глубокий символичный характер. Используется редко, в обоснованных случаях.

Сферическая перспектива

Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают.

Главная точка — это центральная точка сферической перспективы, вокруг которой формируется окружность. Например, если смотреться в ёлочный шар, главной точкой в отражении будут ваши глаза, и если он идеально сферический, они будут всегда в центре, как его ни крути.

Так как все параллельные линии схода, кроме глубинных, замыкаются полуэллипсами с обоих концов, при рисовании куба в данном случае мы получаем пять точек схода

Где можно встретить?

В изобразительном искусстве и фотографии.

А ещё в сферической перспективе видит наше периферическое зрение. Но так как точка, на которую мы смотрим, всегда является главной, проходящие через неё линии, соответственно, не имеют искажений. Мы формируем представление об общей картине из кусочков, переводя взгляд с одной точки на другую.

Перцептивная перспектива

Её название происходит от латинского слова perceptio — восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:

  • ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
  • дальний план — в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
  • и лишь средний план виден почти неискаженно, в аксонометрии.

Понятие появилось относительно недавно.  Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.

Заключение

Зная теоретическую основу видов перспективы, их недостатки и преимущества, вы можете добиться наибольшей эффектности графической работы, систематически выстраивая её объём.

popel-studio.com

Усиливаем глубину и перспективу на фото

Как и многие любознательные дети, я, будучи ребенком, часто изводил родителей и друзей вопросами, пытаясь познать мир. В большинстве случаев на мои вопросы находились простые и удовлетворительные ответы, но, как-то раз, я был озадачен темой перспективы. Я понимал, что предметы выглядят меньше, когда они находятся дальше, но не понимал, почему.

 «Они по-прежнему того же размера», думал я, но если они своего фактического размера, независимо от того, откуда я на них смотрю, то объекты вблизи должны быть просто огромными! Со временем мне стало понятно, что это связано с тем, как наши глаза воспринимают окружающий мир в зависимости от угла обзора и свойств перспективы. Сейчас я не собираюсь начинать объяснять что-либо в научных деталях, но для этой статьи необходимо продемонстрировать, что для меня как для фотографа, перспектива и глубина играют значительную роль в работе.

Несмотря на то, что мы работаем с двумерным носителем, ощущение глубины в кадре жизненно важно для нашей интерпретации сцены на снимке, так что здесь я приведу несколько советов и техник, которые позволят вам понять выгоды перспективы в фотографии и способы ее усиления в вашей собственной работе.

1. Все дело в глазах

Существует множество способов включения и усиления эффекта перспективы в нашей работе. Есть ряд базовых визуальных и композиционных техник, которые, как я надеюсь, несложно будет освоить и понять.

Чтобы действительно проработать эту тему, вам нужно сфокусироваться на развитии вашего фотографического видения, помня о перспективе и глубине во время съемки. Необходимо, чтобы вы понимали основные принципы и приемы, чтобы суметь полностью осознать важность этих составляющих. Чтобы усилить их влияние, вам нужно усвоить их и включить в свое фотографическое понимание, так чтобы в следующий раз во время съемки ваши глаза автоматически улавливали возможности использования перспективы в кадре.

Учитесь эффективно использовать ваши глаза, воспринимать пространство, расположенные в нем детали и нюансы, и замечать то, что происходит вокруг.

Автор фотографии archetypefotografie

2. Эффект уменьшения объектов

Это один из самых простых и лучших способов использовать глубину в кадре. Найдите локацию с повторяющимися объектами, например, ряд деревьев, фонарных столбов или же уходящую вдаль стену, и снимите эти повторения.

Чтобы наилучшим образом обыграть этот сценарий, подойдите вплотную к первому объекту в линии, чтобы в кадре он выглядел очень большим. Это создаст впечатление существенного уменьшения размеров повторяющихся объектов, так что последний объект будет казаться незначительным по сравнению с первым.

Автор фотографии equitus

3. Линейная перспектива

Эта техника, как и предполагает название, состоит в использовании линий в изображении для создания ощущения глубины. Лучший способ применить ее – найти две сходящиеся вдали линии, например, железнодорожные пути (хотя я бы не рекомендовал проводить много времени на путях), и сфотографировать эти линии.

Они будут выглядеть так, будто они постепенно приближаются друг к другу в кадре, как будто дистанция между ними становится меньше, что не только добавит ощущение глубины, но также будет вести взгляд по изображению. Чтобы максимизировать этот эффект, попробуйте сделать кадр с низкой точки, чтобы казалось, будто вначале линии находятся очень далеко друг от друга, а потом сходятся в исчезающую точку. В таком случае вы действительно получите максимальный эффект сходящихся линий.

Автор фотографии glaciertim

4. Размер имеет значение

Один из лучших способов сформировать перспективу в кадре — определение масштаба через сравнение размеров объектов в изображении. Как фотографы мы можем убедиться, что в кадре есть узнаваемые объекты, которые помогут зрителю в оценке масштабов в кадре.

Например, все люди примерно одинакового размера, плюс-минус несколько сантиметров, и, следовательно, если вы включите человека в кадр с изображением горного пейзажа, зритель будет способен сопоставить два объекта и оценить величину горы. Аналогичным образом вы можете использовать деревья, животных, машины или любой другой объект, имеющий приблизительно стандартный и общеизвестный размер.

Автор фотографии sabriirmak

5. Слои

Можно использовать меньше от техники и больше от наблюдательности. Когда вы работаете на месте, глубина воспринимается глазом через расстояние, что не является опцией двумерной фотографии, но вы можете использовать слои в сцене, чтобы передать глубину, выделяя то, что один объект ближе к камере, чем другие.

Вы также заметите, что различные слои в кадре будут отличаться оттенками, что опять же усилит ощущение глубины. Это особенно важно в случае с пейзажной фотографией. Вы хотите передать потрясающую красоту сцены перед вами, и при этом сделать так, чтобы она не выглядела плоской и безжизненной. Путем включения в кадр слоев и интересного объекта на передний план, вы сможете запечатлеть сцену правильно и передать ее волшебство!

Автор фотографии simonbray

6. Разница в стекле

Наряду со всеми композиционными техниками, которые помогут вам максимизировать влияние перспективы и глубины в ваших кадрах, вы также можете улучшить свою работу при помощи выбора определенного оборудования. Использование специальных объективов значительно повлияет на восприятие глубины в изображении.

Широкоугольные объективы усилят восприятие глубины, выделяя предметы, и поэтому создастся впечатление, что они находятся на переднем плане. Телеобъектив, который работает на приближение, сформирует обратное впечатление, сжимая перспективу, сокращая ощущение глубины, делая объекты в изображении более плоскими. Так что разумно выбирайте инструмент в зависимости от типа работы, которую вы выполняете.

Автор фотографии mrjorgen

7. Глубина резкости

Изменение глубины резкости через вариацию апертуры – это великолепный способ выделить один аспект изображения, чтобы продемонстрировать его участие в развивающейся последовательности и показать его глубину в кадре. Попробуйте открыть диафрагму до f/2.8 или f/4 и сфокусируйтесь только на определенном объекте. Таким образом, соседние и дальние области кадра будут размыты, что придаст глубину точке фокуса.

В качестве альтернативного варианта, если вы уверены, что композиция фотографии сама по себе обеспечит глубину, установите значение диафрагмы на f/16 или f/22, чтобы убедиться, что весь кадр в фокусе, что позволит продемонстрировать протяженность и глубину в изображении.

Автор фотографии mstepniowski

8. Измените угол

Удивительно, как много фотографов снимают с уровня глаз, или на максимальной высоте их штатива. Если это о вас, вы многое теряете!

Попробуйте что-то немного изменить. Опуститесь вниз, снимите сверху, снимите с уровня пояса и, что важнее всего, используйте ноги! Перспектива сцены перед вами может очень сильно поменяться, если вы подвинете точку съемки на пару шагов вправо или влево, поэтому на локации не стоит просто выбирать одно определенное место и придерживаться его, исследуйте окружающее пространство и попробуйте найти лучшую точку обзора для вашего кадра.

Автор фотографии andrewyang

9.  Работайте в плоскости

Альтернативный вариант всех этих техник и советов для усиления глубины и перспективы, — это эксперимент с полным удалением из кадра ощущения глубины или масштаба, чуть ли не до такой степени, что зритель не сможет расшифровать масштаб изображения. Вы можете попытаться создать практически абстрактные изображения, которые не связаны какими-либо сходящимися или направляющими линиями, которые имеют мало слоев и не включают аспект уменьшения объектов. Таким образом, ваше изображение будет выглядеть очень плоским, но это еще не значит, что оно не будет увлекательным или захватывающим, вам просто нужно подходить к вопросу творчески.

Автор фотографии thomashawk

10. Попробуйте сами!

Теперь пришло ваше время сделать шаг. Убедитесь, что вы усвоили эти советы и техники, когда в следующий раз отправитесь на прогулку с вашей камерой, так что вы сможете поэкспериментировать с усилением перспективы и глубины в ваших кадрах. Эффективное использование этих советов действительно поможет создать яркие изображения, и помните, что практика – путь к мастерству. Оттачивайте свою технику, и когда вы окажетесь в новом месте, вы будете способны применить эти правила на практике более эффективно.

Автор фотографии meckimac

Автор статьи: Simon Bray.

photo-monster.ru

Феномен обратной перспективы в советских мультфильмах: nevzdrasmion

 Парадокс двух полярных видений мира – взрослого и детского – неразрешим, но, как и все противоположные вещи, он превратился в то место, где однажды пролёг мост между этими полюсами. Таким мостом стала анимация. Ведь с самого начала этот вид искусства не претендовал на то, чтобы отражать реальность такой, какая она есть; анимация занималась выработкой своих изобразительных форм. Эти формы по определению не могли быть формами самой жизни, для мультипликации это стало бы самоубийством. Кроме того, прерогативу непосредственного изображения вещей на экране захватило кино, которое с самого первого своего кадра обладало свойством хроникальности. И сколько бы не развивалось кино, оно всегда преобразовывало физическую реальность; мультипликация же физическую реальность ликвидировала. 

Анимация есть одушевление. Одушевление практически всего, будь то рисованный человек или лист дерева. У всего можно найти и душу (или имманентное содержание) и прототип: большинство изображений в мультфильмах списано с реальности. Вот почему такое тяготение испытывает мультипликация к сюрреализму. Сюрреализм стоит НАД реальностью, но, однако, пользуется ей как своим оплотом. Так откуда же возникает такой «надреальностный» эффект?

— Из знака. А так как мультипликация суть изобразительное искусство, этот знак есть пиктограмма. Она – внутренняя сторона каждого предмета, как бы позаимствованная из жизни. Кроме того, план мультиплицирования не инвариантен, он развёрнут на много кадров, где наш пиктографический знак становится различим глазу благодаря движению. В этих точках и рождаются мультфильмы и эти точки являются основными в работе аниматора. 

Герой, который движется и который преобразовывает мультяшную реальность, конечно же, зависим от движения. Этот аспект настолько важен, что ради усиления именно движения в кадре,  мультфильм жертвует законами физики – их там нет, но они там и не нужны. Вопрос о нужности в мультфильме трёхмерного пространства остаётся открытым, ведь, скажем, советская мультипликация спокойно без него обходилась. И именно в советских мультфильмах мы можем обнаружить такой приём изображения реальности, как обратная перспектива

В своём определении обратная перспектива – это такая перспектива, которая противоположна линейной прямой перспективе. У прямой перспективы есть одна точка зрения – ракурс неизменен. В обратной, такого ракурса нет, поэтому картина имеет несколько горизонтов и точек удаления. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Основным применением обратной перспективы была иконопись, но такую технику однажды перехватили и аниматоры. 


Скажем, почти весь «Винни Пух» изображён в обратной перспективе, о чём неоднократно повторялось здесь (http://burrarum.livejournal.com/52354.html). Дальнее ребро стола, за котором сидят герои, шире, чем ближнее к зрителю, параллели не сходятся к горизонту, а наоборот, расходятся. Обратные геометрические пропорции видны и в обстановке домика Пуха:

 
 

Многое в обстановке квартиры Малыша из «Карлсона» имеет такие же «неправильные» пропорции. Например, обеденный стол, дальняя часть которого шире, чем ближняя. Почти как на иконе изображён письменный стол Малыша и его стул. В таких же странных пропорциях находятся столик перед Фрекен Бок, телевизор и кухонная мебель.


Отчасти в обратной перспективе нарисованы предметы из мультфильмов про братьев Пилотов. Например, печная труба или коврик на полу в комнате Коллеги.

g

В меньшей степени неправильные искривления можно обнаружить в мультфильмах Норштейна. Скажем, в «Цапле и Журавле», мы видим «ненужные» грани старых портиков, несмотря на то, что плиты пола расположены под правильным углом. Слегка искривлены в обратную сторону грани стола, на котором женщина стирает бельё в «Сказке сказок».  
 

 

Но принцип обратной перспективы полностью доминирует в «Сече при Керженце», где обычные предметы приобретают свойство нарисованных иконографами. 
 

Похожими методами работал Хитрук. Это видно в первых двух частях «Пластилиновой вороны». Дополнительные грани видны у буфета, а сидушка стула в интерьере комнаты непривычно сужается вглубь кадра. 
 


Подобных геометрических «неточностей» в изображении можно найти много, но все они предстают перед нами, скорее, как особый приём, нежели непреложное правило мультипликаторов.

Феномен обратной перспективы можно оправдать прежде всего тем, что при таком подходе вещи получат больше места на картинке, а следовательно, можно будет их рассмотреть с разных ракурсов; даже с тех, которыми мы в нашей жизни не располагаем. Тут как бы ясно вдвойне, что стол – это стол, а не просто ребро-брусок. Но такое объяснение нас не может устроить, ведь если мы возьмём мультфильмы сталинского периода, где все геометрические пропорции верны, то у нас не возникает неясности по поводу того, что за предметы окружают героя. 

Стало быть, обратная перспектива – это не только дань недостаткам прототипного изображения, когда вещи рисуются так как видятся; и в ней скрывается нечто большее. 

Обратная перспектива в живописи (изобразительного предтечи мультфильма) господствовала не всегда. Скажем, в 1-ом и 2-ом веке барокко задавалось чисто иллюзионистическими задачами и стремилось посредством перспективы на плоском изображении обмануть зрителя, его видение. Но, начиная с 4-ого века такой иллюзионизм разлагался, и пространственность в живописи больше не привлекала художников. Именно на это время и пришёлся золотой век обратной перспективы. А. Бенуа в «Истории живописи» назвал такой приём «неведением» пропорциональных соотношений предметов. Но, по словам П. Флоренского, прием не относится к умелости или неумелости, а в нарушении перспективы есть смысл. До поры до времени, её правило в живописи непреложно: «уходящие параллели всегда расходятся к горизонту, и притом тем заметнее, чем больше требуется выделить предмет, ими ограниченный». [П. Флоренский. «Обратная перспектива»]

Обратная перспектива – это как бы метод непосредственного изображения мира. Вот почему этим приёмом бессознательно пользуются все дети, не испорченные наставлении о перспективе. Любой может найти свои дошкольные рисунки и посмотреть, какие дальние рёбра столов широкие и как тропинка отнюдь не сужается к горизонту. Взять хотя бы ту же «Пластилиновую ворону», основанную на детских рисунках:

Я бы мог рассказать историю из своего детства, но лучше я не стану упоминать Марию Михайловну, нашу учительницу по рисованию и приведу слова художника Эрнста Маха:

[«Вам кажется пустяком рассмотреть картину и уловить её перспективу. Но я хорошо помню, что в возрасте трёх лет рисунки, в которых соблюдается перспектива, казались мне искаженными изображениями предметов. Я не мог понять, почему живописец изобразил стол на одной стороне таким широким, а на другой – таким узким. Действительный стол казался мне на далёком конце столь же широким, как и на ближайшем, так как мой глаз производил свои вычисления без моего содействия. … Почему он продолжался вглубь я понять не мог».]Итак, второе объяснение использования ОП в советских мультфильмах – это то, что детский глаз воспринимает предметы в таком ракурсе «правильнее» и «естественнее». А не предположить ли нам вообще, что ОП – это единственный «правильный» способ изображения пространственных предметов на плоскости? Ведь сделать это можно, лишь разрушая форму изображаемого. Нетрудно заключить, что невозможно перенести изображение из трёхмерного пространства на плоскость в точности, ведь кривизна обоих различна: у изображаемого она непостоянна, меняясь от точки к точке; и невозможно наложить одно на другое – это приведёт к разрывам и складкам в поверхности. Классический пример – это кусочек яичной скорлупы, который никак нельзя изобразить в прямом смысле слова на бумаге – её не приложишь точно к гладкой поверхности.

При «правильном» прямоперспективном изображении, от зрителя к картине нет моста, точка наблюдения одна, и она всегда субъективна. При обратной перспективе такого не происходит: ракурс задан не нами.

Мы начали с того, что обозначили два полюса видения мира: взрослый и детский, у которого – детского – видение непосредственно, а изображение обратноперспективно. Вот почему мультфильм – это мост между взрослым и детским. К тому же, обратная перспектива выявляет больший эффект присутствия в кадре, нежели обманывающий иллюзионизм. Отсутствие единой точки изображения дает отсутствие субъективности. Вот почему Я никогда не смотрю на икону – я просто не могу этого сделать, ведь Меня как центра зрения нет, следовательно, Икона смотрит на меня. Мир, изображённый «там» обнаруживает вездесущность присутствия; присутствия духа. Именно таково толкование иконической обратной перспективы. 

С ним в какой-то мере соотносится понимание мультфильма как сюрреалистического пространства. Поскольку законов физики тут нет, материя сама по себе преодолена и сила тяжести заменена движением [С. Фрейлих]. Вот почему пространство мультфильма не должно быть изотропным эвклидовым, оно не должно повторять наше. Нетрудно заметить, что в мультфильмах с обратной перспективой всякий «технический» сюрреализм, присущий каждому мультфильму, усиливается. Чего стоят только «Винни Пух» или «Малыш и Карлсон», или «Пластилиновая ворона»!

*** 

Мы сказали, что детскому видению присуща в большинстве своём обратная перспектива, но мы забыли упомянуть о таком свойстве детского сознания, как одушевление материи. Для детей всякая вещь живая и отражается в них непосредственно. С такой же непосредственностью одушевляются и персонажи из мультфильмов, подобно тому, как в видении взрослых оживают образа и лики с икон. Только теперь это надо замечать в себе и стараться объяснить, но когда-то мы не нуждались в этом, чтобы чувствовать, что мир разговаривает с нами. 

nevzdrasmion.livejournal.com

Причины возникновения обратной перспективы | Hudman.ru

Mr. Hudman 26 — октября — 2010

Неопытные художники часто допускают ошибку при перспективном построении предметов – линии построения у них не С-ходятся по направлению к горизонту, точке схода, а наоборот – РАС-ходятся. То есть вместо прямой линейной перспективы мы получаем обратную. Не избежала этой ошибки и я. Но вот что интересно: как сказал мой преподаватель, “так рисуют дети и иконы”. Дети – понятно, они ещё просто не умеют рисовать правильно. Но ИКОНЫ… Ведь их пишут мастера! Поэтому этот пост я решила посвятить обратной перспективе – её характерным особенностям и истокам. Надеюсь, будет интересно!

Итак, обратная перспектива – что это такое?

Обычно обратной перспективой называют систему изображения, принятую в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения и т.д.

Откуда и зачем взялась обратная перспектива? Есть три основных мнения:
  1. От неумения рисовать – то есть это банальная ошибка. Малюют чего-то неумеючи – всего-то делов.
  2. Для изображения мистического мира, в котором не действуют привычные нам иллюзии  мира физического (ведь на самом деле предметы вовсе не уменьшаются по мере удаления от зрителя, это ил-лю-зи-я)
  3. Или же она возникла в соответствии с объективными законами, с особенностями человеческого зрения, восприятия.

Первое мнение мне откровенно неинтересно, ведь мы говорим не о детских рисунках. Так что сосредоточимся на оставшихся двух.

Мистическая теория

Иконы – это не картины, передающие на плоскости зримый мир. В них нет ни обычного пространства, ни событий, подчиняющихся причинно-следственным связям. Чтобы понять иконы, нужно смотреть на них как на изображение мира незримого, духовного, божественного, в котором всё вечно и истинно, не так, как на скоротечной земле. Понимание иконы как мистического посредника между этими мирами, а также принципы и художественные средства создания икон пришли на Русь  из Византии вместе с крещением в конце Х века.

Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является обратная перспектива, ведь мы привыкли смотреть на картины глазами европейца, привыкшего к линейной перспективе, именно поэтому изображенное на иконах представляется нам… искажённым, что ли. Неправдоподобным.

Для нас важна достоверность и убедительность изображаемого – ощущение глубины пространства, объёма, взаимного расположения объектов, соотнесение их размеров и т.д.  Иными словами, мы привыкли к реалистичной живописи.

Отношение к пространству в иконе совершенно иное. Ведь это духовный мир, он отличен от мира видимого. Процитирую сайт Казанской Епархии:

Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.

 Так и произошло. Икона — это окно в сакральный мир, вид на который раздаётся вширь, распахивается, простирается, предметы, соответственно,  тоже расширяются при их удалении от зрителя.

Версия особенностей зрения

Надеюсь, когда-нибудь мне удастся найти книгу Б. В. Раушенбаха «Пространственные построение в древнерусской живописи»… Пока что приходится ограничиваться информации из третьих рук. Так вот, в главе «Обратная перспектива» этой книги обратная перспектива в  древнерусской живописи выделяются следующие факторы, оказавшие на неё влияние:

  • действие механизма константности формы
  • бинокулярность зрения
  • подвижность точки зрения
  • стремление к большей информативности картины
  • композиционные требования

Перед тем, как остановиться на этих факторах подробнее, заметим, что мир невозможно изобразить столь же полно, как мы его воспринимаем. Холст двумерен, изобразительные средства ограничены. Каким бы Мастером ни был автор, любое изображение в любой системе перспективы – лишь символ предмета, а не его копия. Итак:

Учет действия механизма константности формы

На протяжении жизни наше зрение привыкает узнавать уже знакомые предметы независимо от ракурса, в котором мы их видим. Для нас сиденье табуретки по-прежнему остаётся квадратным, несмотря на то, что в действительности мы видим лишь ромб. И средневековый художник стремился изобразить наиболее значимую часть изображаемого – сиденье – наиболее реалистично (для памяти, не для взгляда), находя компромисс между видимостью и содержанием.
Мир изображался не в общем, условном искажении, как это делает прямая перспектива: художник сам решал, какой предмет в рисунке важнее всего, что нужно передать наиболее полно и с наименьшими искажениями. Естественно, что второстепенные предметы при этом могли исказиться, что вполне могло привести к появлению обратной перспективы и другим эффектам.

Учёт бинокулярности зрения

Мы смотрим на мир ДВУМЯ глазами, т.е. из ДВУХ разных точек, видим ДВЕ картинки, которые затем мозг обрабатывает в одну. В этом нетрудно убедиться, проделав детский опыт – зажмуривая по очереди то левый, то правый глаз. О чудо! Картинка меняется! Когда мы смотрим двумя глазами – видим вообще нечто третье… усреднённую версию. Появление обратной перспективы на близком расстоянии, в  закрытом пространстве – особенность нашего зрения.

Но, не забываем, что в древнерусском искусстве обратная перспектива зачастую выражена гораздо сильнее, чем обусловлено этой особенностью. Часто художник вообще не стремился придерживаться какой-то одной системы перспективы в рамках картины.

Подвижность точки зрения

 Если не вдаваться в подробности и искусствоведческие термины, то этот пункт можно сформулировать так:  находясь в помещении,  мы не можем охватить его  сразу целиком, т.к. имеем ограниченное поле зрения. А вот ПЕРЕБЕГАЯ глазами… Ну вы поняли, о чём я! Средневековые художники, для большей информативности картины, объединяли две точки зрения – что порождало эффект обратной перспективы. Итак, мы плавно подошли к следующему фактору возникновения обратной перспективы. Это:

Стремление к большей информативности картины

Чтобы читателю было удобнее читать страницы Евангелия, лежащего на столе, художники зачастую РАЗВОРАЧИВАЛИ стол к зрителю… И вот он – наш эффект! Использование так называемых “развёрток” – показа сразу трёх сторон предмета – так же часто приводило к искомому результату.

Композиционные требования

А иногда он возникал совсем по другим соображениям – чтобы подчеркнуть изящество ангела, плавно продлить линию, красиво закомпоновать весь рисунок.

Резюме

Таким образом, обратная перспектива – это не обязательно неумение рисовать. Она может выступать как сознательный художественный приём, призванный повысить информативность картины или показать Мир Горний… Или же её можно объяснить вполне физиологическими причинами. Главное в том, что применение обратной перспективы  в древнерусской и византийской иконописи даёт нам богатую пищу для размышлений, показывая, что привычный нам взгляд на мир – далеко не единственный возможный.

Литература
Использованная
Дополнительная

П.С. На момент публикации все перечисленные статьи и книги доступны онлайн. Welcome!

hudman.ru

При изменении формы контейнера изменяется и его содержимое.

Страницу 10 назовите «PowerClip». Импортируйте на нее несколько растровых картинок и создайте для них контейнеры (векторные объекты). Примените к картинкам эффект PowerClip (фигурной обрезки), поместив их вконтейнеры, например, как на рис.18

Рис.18

Создайте два дубликата какого-либо объекта PowerClip и с помощью инструмента Форма произведите модификацию формы контейнера – убедитесь что картинка в контейнере тоже меняется, например, как на рис.19.

Рис.19

Применение перспективы к объектам

Эффект перспективы создается за счет уменьшения одной или двух сторон объекта. С помощью этого эффекта объект обретает вид удаляющегося в одном или двух направлениях, таким образом, создается перспектива в одну точку или угловая перспектива.

Эффекты перспективы можно применять как к отдельным, так и к сгруппированным объектам. Эффект перспективы можно также применять к связанным группам, таким как контуры, перетекания, выдавливания, а также к объектам, созданным с помощью инструмента Художественное оформление. Эффекты перспективы не применяются к простому тексту, растровым изображениям и символам.

Для добавления перспективы надо выполнить команду Эффекты→Добавить перспективу и перетащить узлы у появившейся сетки в нужных направлениях. При нажатии клавиши <Ctrl> узел можно перетаскивать только по горизонтали и вертикали для создания эффекта перспективы в одну точку. Противоположные узлы можно перемещать на одинаковые расстояния в противоположных направлениях, удерживая при перетаскивании нажатыми клавиши <Ctrl> и <Shift>.

Страницу 11 назовите «Лабиринт». Выберите инструмент Разлинованная бумага , задайте на Панели свойств количество строк и столбцов – 12 и создайте сетку в виде квадрата. Используя направляющие и привязку к ним, а также эффект перспективы, видоизмените сетку таким образом, чтобы боковые грани были наклонены под углом 45˚, (рис.20.1). Переместите центр полученной фигуры в точку пересечения направляющих (рис.20.2) и выполните 3 раза поворот копии на 90˚ относительно центра (с помощью окна настройки «Преобразование»). Выполните заливку радиальным градиентом. Должно получиться как на рис.21.

Работа с растровыми объектами

Несмотря на то, что CorelDRAW предназначен для работы с векторной графикой, у него имеются средства для работы с растровыми изображениями.

После добавления растрового изображения в CorelDRAW его можно обрезать, повернуть, наклонить и т.п. Также можно изменить размер или разрешение растрового изображения, выполнить настройку цвета и тона. К растровым изображениям можно применять различные специальные эффекты, например, трехмерные или художественные (команды из меню Растровые изображения).

Помимо импорта растровые объекты в CorelDRAW можно получить путем преобразование векторной графики в растровые изображения. При преобразовании векторной графики в растровое изображение можно задать такие параметры, как смешивание, сглаживание, печать черного поверх, прозрачность фона и цветовой профиль. После преобразования векторного изображения в растровое, к нему можно применять специальные эффекты.

В CorelDRAW можно выполнять трассировку растровых изображений и преобразовывать их в векторную графику, которую можно редактировать и масштабировать. Трассировку растрового изображения можно выполнить «в один прием» с помощью команды Быстрая трассировка либо в программе PowerTRACE, позволяющей выполнять предварительный просмотр и настройку результатов трассировки.

Страницу 12 назовите «Эффекты». Импортируйте растровую картинку, определие для нее небольшой и создайте 5-7 ее копий. Разместите копии на одной странице и примените к ним различные эффекты, например, как на рис.22.

Рис.22

Страницу 13 назовите «Рамки». Импортируйте на нее не менее трех растровых изображений. Поочередно выделяя растровые картинки примените к ним рамки, выполнив команду Растровые изображения®Творчество®Кадр, например, как на рис.23.

Рис.23


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *