5.Главные трезвучия лада.
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).
Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:
Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора
ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.
В натуральном мажоре побочными трезвучиями являются: три минорные и одно уменьшенное (на VII ступени) .
В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.
В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).
В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.
Таким образом, общее число трезвучий составляют:
1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.
2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.
Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.
Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.
Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.
6.Вводные септаккорды, септаккорды II ступени
Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.
В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции (м.3+м.З+б.З).
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции (м.З+м.З+м.З).
Вводные септаккорды обозначаются следующим образом—VII7:
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией:
Вводные септаккорды имеют также три обращения. Вводные септаккорды применяются как в основном виде, так и в обращениях.
Кроме тех септаккордов, о которых было рассказано выше, в музыке применяется септаккорд II ступени, относящийся к функциональной группе субдоминантовых аккордов, поэтому его называют иначе субдоминантовым септаккордом.
В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд:
В миноре на II ступени образуется малый септаккорд:
Из обращений II7 большее применение получил II 6/5, как наиболее
полный выразитель субдоминанты (IV ст. в басу).
studfiles.net
Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
БИЛЕТ № 1.
- Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов.
Простые и составные интервалы.
Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.
Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.
Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой.
Простые интервалы — это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь.
Названия интервалов: 1. Прима (ч1) 5. Квинта (ч5)
2. Секунда (м2, б2) 6. Секста (м6, б6)
3. Терция (м3, б3) 7. Септима (м7, б7)
4. Кварта (ч4) 8. Октава (ч8)
Составные интервалы — это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные.
Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы — звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.
Диссонансы — резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.
2. Спеть гамму B-dur 2 вида,
Спеть в тональности B – dur цепочку: D2 T6 T64 S6 D7 T3
3. Спеть от звука «b» вверх цепочку: ч.8 б.3 ч.5 D7 T3
4. Спеть № 567
БИЛЕТ № 2.
Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,
Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из
тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:
Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является V ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.
На I ступени — тоническое трезвучие (Т53)
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 53)
На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 53)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное.
Интервальный состав трезвучий:
Мажорное трезвучие: Б 53= б3 + м3 Увеличенное трезвучие: Ув53 = б3 + б3
Минорное трезвучие: М53 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: Ум53 = м3 + м3 Увеличенное трезвучие (ув5/3) — это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.
Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре — на YI Ь ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в Т6/4, в миноре — в t6.
До мажор ля минор
ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.
Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
Разрешается в неполное тоническое трезвучие.
До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор
ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3
2. Спеть гамму A-dur (натур. и гармонич.),
Спеть в тональности A-dur тритоны и характерные интервалы с разрешением.
3. Спеть от звука «a» вверх М53 Б6 Ум53 D7 Т3
4. Спеть №517
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по
терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний — септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.
Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )
Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и
утроенным основным тоном).
Обращением септаккорданазывается такой его вид, в котором нижним звуком
является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным
основным тоном.
II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным
основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6
ля минор
Д7 t Д6/5 t 5/3 Д4/3 t 5/3 Д2 t 6
2. Спеть гамму Es-dur (натур. и гармонич.),
Спеть в гармоническом Es-dur цепочку : T53 T6 S6 ум.VII7 T53 D7 T3
3. Спеть в тональности Es-dur Доминантсептаккорд с обращениями и разрешением.
4. Спеть №476
БИЛЕТ № 4
1. Модуляция и отклонение. Пентатоника.
Отклонением называется временный переход в новую тональность.
Модуляция– переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального
построения.
Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы
новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план
музыкального произведения.
К ладам народной музыки относится пентатоника.
Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков.
Пентатоника бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IY и YII ступеней
Минорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и YI ступеней.
Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).
2. Спеть гамму D-dur, +пентатонику от «D»
Спеть в тональности D-dur цепочку:T53 S6 D7 T3 D65 T53 S64 D6 T53
3. От звука «d» спеть: Б53 Б6 Б64 ув.53 М53 М6 М64 ум.53
4. Спеть наизусть № 726
БИЛЕТ № 5
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
Определение септаккорда (смотри Билет № 3).
Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от YII ступени лада.
В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:
Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. ( МYII7 )
Уменьшенный вводный — если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. ( УмYII7 )
МYII7 строится только в натуральном мажоре. УмYII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Интервальный состав:
МYII7 = м3 + м3 + б3
УмYII7 = м3 + м3 + м3
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
До маж. нат. гарм. ля мин. гарм.
МYII7 Т 5/3 УмYII7 Т 5/3 УмYII7 t5/3
Второй способ разрешения вводных септаккордов — через Д 6|5 — в тонику.
Септаккорд II ступени — строится только в натуральном мажоре на II ступени. ( II7 )
II7 = м3 + б3 + м3
Разрешается в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. Или через Д 4/3 — в тонику.
2. Спеть гамму g-moll (3-ёх видов),
Спеть в тональности g-moll (гармонич.) цепочку: t53 t6 D2 t6 ум.VII7 t53 D6 t53
3. Спеть в тональности g-moll (гармонич.) характерные интервалы с разрешением.
4. Спеть № 569
БИЛЕТ № 6.
1. Характерные интервалы . Тритоны.
Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.
В мажоре их появление связано с понижением YI ступени, а в миноре — с повышением YII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.
Мажор г. минор г. Мажор г. минор г. Мажор г. Минор г.
Ув2 YI Ь YI ув5 YIЬ III ув4 YIЬ54 ор IY
Ум7 YII YII # ум4 III YII# ум5 III YII#
При разрешении неустойчивые звуки переходят в ближайшие устойчивые, при этом увеличенные интервалы увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.
Тритоны – это интервалы, в которых содержатся три тона. К ним относятся: увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5). Тритоны строятся в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув4 на IY ступени, ум5-на YII.
При разрешении ув4 увеличивается, ум5 – уменьшается:
До мажор ля минор
ув.4 ум.5 ув.4 ум.5
2. Спеть гамму cis-moll (3-ёх видов),
Спеть в тональности cis-moll (гармонич.) цепочку: t53 s64 D43 t53 s53 D64 D6 t53
3. Спеть от звука «cis» вверх цепочку: м.3 ч.5 м.6 ум53 D43 T53
- Спеть № 359
БИЛЕТ № 7.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармоническиравные тональности. Родственные тональности.
Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.
Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический
Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и YII ступени.
При движении вниз эти повышения отменяются.
Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический
(с пониженной YI ступенью).
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор;
Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и
соль минор.
Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,
имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков)
и до минор ( сиЬ, миЬ, ляЬ ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Энгармонически равные тональности — это тональности одинаковые по звучанию, но
различные по названию и написанию: Си мажор — До-бемоль мажор, Фа-диез мажор —
Соль-бемоль мажор
Для данной тональности родственнымиявляются те тональности, тонические
трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.
К ним относятся: 1. Параллельная тональность
2. Доминантовая тональность и ее параллельная
3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная
4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре
5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.
Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.
Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.
- Спеть гамму E-dur (натур., гармонич.),
Спеть в тональности E-dur : D7 T3 D65 T53 D43 T53 D2 T6 м.VII7 T53 ум.VII7 T53
- Спеть от звука «е» вверх : Б53 Б6 Б64 М53 М6 М64 Ув53 Ум53
- Спеть № 633
БИЛЕТ № 8
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
Альтерация означает изменение.
Знаки альтерации — это знаки, изменяющие ноту.
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и
ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении
всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке.
Квинтовым кругомназывается система, в которой все тональности одного лада
расположены по чистым квинтам.
Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 — диезные тональности,
вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор
— 1 2 3 4 5
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор
— 1 2 3 4 5
Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в
параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или
выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.
Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь
в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #
2. Спеть H-dur (натур., гармонич.),
Спеть в тональности H -dur характерные интервалы и тритоны с разрешением.
3. Спеть от звука «h» вверх : М53 Б6 Ум53 D7 Т3
4. Спеть наизусть № 443
БИЛЕТ № 9.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
На I ступени — тоническое трезвучие ( Т 5/3 )
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие ( S 5/3 )
На Y ступени – доминантовое трезвучие ( D 5/3 )
Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре — мажорная доминанта.
Главные трезвучия имеют обращения.
мажор минор разрешение
Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3
Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4
Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3
S5/3 IY Т6
S6 YI Т6/4
S6|4 I Т5/3
D5/3 Y Т, Т6/4
D6 YII Т5/3
D6|4 II Т6
Соединениемаккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.
Соединение главных трезвучий в До мажоре:
Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4
Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.
2. Спеть гамму gis-moll (3-х видов)
В тональности gis-moll спеть главные трезвучия с обращением.
3. Спеть от звука «gis» вверх: м.3 ч.5 м.6 ум53 D43 T53
4. Спеть наизусть № 448
БИЛЕТ № 10.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей.
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:
До – С,с ре – Д,д ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а си – Н,h сиЬ – В,b.
Диез обозначается is , бемоль — es, мажор — dur, минор – moll.
Исключение: ЛяЬ мажор — As-dur
МиЬ мажор — Es-dur.
СиЬ мажор — B- dur.
2. Спеть гамму Ges-Dur (натур., гарм.)
В тональности Ges-Dur Доминантовый септаккорд с обращением и разрешением.
3. Спеть от звука «ges» вниз : Б53 Б6 Б64 М53 М6 М64 Ув53 Ум53
- Спеть наизусть № 535
megapredmet.ru
Доминантовое трезвучие — это… Что такое Доминантовое трезвучие?
- Доминантовое трезвучие
консонирующее трезвучие, построенное на доминанте, напр. соль — си — ре в ладу до. Состоит из большой терции и чистой квинты, которые образуются между основным тоном и верхними нотами аккорда. Д. трезвучие с повышенной квинтой, напр. соль — си — ре диез, называется чрезмерным хроматическим Д. трезвучием. При переходе этого трезвучия в другой аккорд повышенная квинта должна идти на 1/2 тона вверх.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Доминантаккорд
- Домингес
Смотреть что такое «Доминантовое трезвучие» в других словарях:
Доминантсептаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта большая терция прима Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) малый мажорный септаккорд, строя … Википедия
Доминанта (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Доминанта. Доминанта (от лат. dominans господствующий) V ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней музыкального ряда. Доминантовое трезвучие относится к тональностям… … Википедия
Модуляция* — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Модуляция — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Модуляция — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняютлад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новыйлад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы.После одного из них следует тоническое трезвучие… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Нонаккорд — аккорд из пяти разноимённых звуков, к рые при терцовом расположении заполняют объём ноны (отсюда название). Различаются большой Н., в пределах большой ноны, и малый Н., в пределах малой ноны. Наиболее употребителен Н. на V ступени лада… … Музыкальная энциклопедия
Пиццикато — Игра на контрабасе техникой пиццикато Пиццикато (итал. pizzicato) приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а … Википедия
Доминанта (гармония) — В музыкальной теории доминантой (от лат. dominans господствующий) данной тональности называется тональность, тоникой которой является пятая ступень данной. Доминанта относится к тональностям первой степени родства к данной. Доминантой также… … Википедия
Пиччикато — Игра на контрабасе техникой пиццикато Пиццикато (итал. pizzicato) приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре… … Википедия
доминантовый — ая, ое. dominante f., ит. dominanta. муз. Отн. к доминанте, построенный на ней. БАС 2. Первые упражнения состояли в гармонизации верхних мелодий и басов с помощью одних лишь главных трезвучий: тонического, доминатового и субдоминатового. Римский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
dic.academic.ru
§ 76. Главные и побочные трезвучия лада
Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.
Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.
Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:
217 До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты
Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.
Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.
На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:
218
VI I T III
Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.
Таблица трезвучий мажорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. 5/3 | I(Т), IV(S), V(D) | I(Т), V(D) | I(Т), VII |
м. 5/3 | II, III, VI | III, IV (sг) | IV(s), V (d) |
ум. 5/3 | VII | II, VII | II, III |
ув. 5/3 | нет | VI | VI |
Таблица трезвучий минорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. 5/3 | III, VI, VII | V, VI(Dг) | IV(Sм), V (Dг) |
м. 5/3 | I(t), IV(s), V(d) | I(t), IV(s) | I(t), IIм |
ум. 5/3 | II | II, VII | VI, VII |
ув. 5/3 | нет | IIIг | IIIм |
§ 77. Разрешение неустойчивых трезвучий
Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:
219
Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6
При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:
220
Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:
221
II (VII 6) T II (VII 6) T6
В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.
studfiles.net
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,
верхний звук – квинтовым тоном.
Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из
тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:
Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.
На I ступени — тоническое трезвучие (Т 5/3)
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное.
Интервальный состав трезвучий:
Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3
Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (ув5/3) — это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.
Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре — на YI Ь ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в Т6/4, в миноре — в t6.
До мажор ля минор
ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.
Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )
Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
Разрешается в неполное тоническое трезвучие.
До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор
ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордомназывается аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по
терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний — септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.
Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )
Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и
утроенным основным тоном).
Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком
является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным
основным тоном.
II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным
основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6
ля минор
Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6
БИЛЕТ № 4.
studfiles.net
Квартсекстаккорды тоники субдоминанты и доминанты и их
Квартсекстаккорды тоники, субдоминанты и доминанты и их
применение в музыкальном построении
В квартсекстаккордах любой функции, как правило, удваивается квинтовый звук аккорда, поэтому, как и трезвучие, квартсекстаккорд может быть во всех мелодических положениях, а также в тесном и широком расположениях.
Квартсекстаккорды всех ступеней функционально менее ярки, по сравнению с трезвучиями и секстаккордами. Это связано с тем, что в басу квартсекстаккорда находится квинтовый звук аккорда, который часто является основным звуком другой функции. Так, в басу тонического квартсекстаккорда звучит прима доминантного трезвучия, отсюда аккорд звучит неустойчиво; субдоминантовый квартсекстаккорд воспринимается как неустойчивая гармония, звучащая на тоническом басу; доминантовый квартсекстаккорд строится на второй ступени лада, что и придает звучанию аккорда неустойчивость.
В связи с этим, применение квартсекстаккордов в музыке ограниченно. Они используются обычно как вспомогательные или проходящие аккорды, звучащие на слабой доле такта, и с двух сторон имеют трезвучие или секстаккорд одной функции.
Проходящие квартсекстаккорды
Проходящие квартсекстаккорды обычно берутся на основе поступенного хода баса между трезвучием и секстаккордом одной функции. Так, между тоническим трезвучием и его секстаккордом или наоборот, можно взять проходящий доминантовый квартсекстаккорд.
Как видно из примеров, лучшим вариантом является тот, при котором мелодия движется противоположно басу по тем же самым звукам. Аналогично, между субдоминантовым трезвучием и его секстаккордом или, наоборот, на основе поступенного хода баса, можно взять проходящий тонический квартсекстаккорд:
Вспомогательные квартсекстаккорды
Вспомогательные квартсекстаккорды берутся на основе вспомогательного движения в двух или трех голосах.
Если вспомогательное движение возникает в двух голосах, квартсекстаккорд берется на том же басу, что и предшествующая гармония. Так, после тонического трезвучия можно взять вспомогательный квартсекстаккорд субдоминанты :
При наличии вспомогательного движения в басу может также возникнуть вспомогательный квартсекстаккорд. В нем вспомогательное движение
После доминантового трезвучия можно взять вспомогательный тонический квартсекстаккорд:
осуществляется в трех голосах. Таким образом, между тоническим трезвучием и его повторением можно взять вспомогательный доминантовый квартсекстаккорд:Между субдоминантовым трезвучием и его повторением — тонический квартсекстаккорд:
Каденции. Период. Предложение Кадансовый квартсекстаккорд
Периодом в музыке называется музыкальное построение, излагающее в завершающем виде одну музыкальную мысль.
Период является основной составной частью любого крупного построения или произведения.
Период, как правило, разделяется на части, которые называются предложениями. (В классическом восьмитактовом периоде обычно два предложения, но есть период, который может состоять из трех предложений или из двух предложений и дополнения).
Основным признаком окончания музыкальной мысли является наличие заключительного мелодического и гармонического оборота, завершающего ее развитие и приводящего к тонике тональности. Такой оборот называется заключительной каденцией. Заключительные каденции бывают двух видов — полная совершенная и несовершенная. Полная совершенная каденция — когда в завершении проходит ряд основных функций — тоники, субдоминанты, доминанты — и тоника звучит в положении примы на сильное время. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то такая каденция называется несовершенной. Она образуется:
а) если заключительным аккордом построения является тоническое трезвучие в мелодическом положении терции или квинты или тонический секстаккорд,
б) если заключительное тоническое трезвучие звучит на слабой доле такта.
В конце периода, как правило, имеется полная совершенная каденция. Полные несовершенные каденции завершают обычно более мелкие построения.
В конце каждого предложения имеются свои каденции. Каденции, завершающие первые предложения периодов, чаще всего бывают половинными. Аккордами половинных каденций являются:
а) трезвучие доминанты (наиболее часто встречающаяся каденция),
б) трезвучие субдоминанты (встречается реже).
Каденция, заканчивающаяся на доминантовом трезвучии, называется половинной автентической.
Каденция, заканчивающаяся на субдоминантовом трезвучии, называется плагальной.
В качестве каденции начального построения в некоторых случаях звучит полная несовершенная каденция, которая не создает впечатления полного завершения музыкальной мысли.
Каденции в периоде создают своеобразную ладовую драматургию музыкального целого. Половинная каденция являет собой ладовую неустойчивость, разрешением которой будет полная совершенная каденция в конце второго предложения.
Кадансовый квартсекстаккорд
В кадансах доминанта часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеетсходство со вторым обращением тонического трезвучия.
По местоположению в музыкальном построении и по интервальному строению этот аккорд получил название кадансового квартсекстаккорда. Обозна — чается он буквой К (кадансовый) и цифровкой, соответствующей виду ак — корда:К64.
Функциональная особенность К64
Имея звуковое сходство с тоникеским квартсекстаккордом, кадансовый квартсекстаккорд, по функциональной своей природе, не является собствен- нотонической гармонией. Функциональное своеобразие этого созвучия заключается в том , что в нем совмещаются звуки двух функций: D в басу и Т над ней, причем D, как основа гармонии, преобладает:
Такое совмещение в одном аккорде элементов двух функций называется би- функциональностью; она и создает К64 характерную напряженность и неустойчивость, что не свойственно устойчивой тонической гармонии.
Задерживая вступление D, кадансовый квартсекстаккорд обязательно переходит в нее.
Голосоведение
Для подчеркивания преобладания доминантовой функции в К64 обычно удваивается основной звук D. При разрешении К64 в D основной звук доминанты и его удвоение, как правило остаются на месте, а тонические переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей доминанты.
Такое плавное движение тонических звуков при разрешении К64 для половинной каденции обязательно.
В заключительных каденциях нередко при разрешении К64 в D применяется
скачок в верхнем голосе к терции или квинте доминанты.
При разрешенииК64 в D бас доминанты остается на месте или делает октавный скачок, чаще нисходящий.
Метрические условия
Кадансовый квартсекстаккорд применяется в определенных метрических условиях. В простых размерах он приходится на сильное время, а в сложных четырехдольных и шестидольных и на относительно сильное время. При всех возможных метрических вариантах К64 всегда оказывается на более сильной доле, чем следующая за ним D.
Аккордовая подготовка К64
Кадансовый вартсекстаккорд чаще всего подготавливается субдоминановой гармонией. Субдоминанта имеет с К64 общий звук ( первая ступень лада). Поэтому между ними возможно гармоническое соединение. Но бывает и то, что К64 вводится после тонической гармонии, что также создает условие гармонического соединения.
Перемещение
Как и все аккорды, кадансовый квартсекстаккорд допускает перемещение. При этом бас остается на месте или делает скачок на октаву вверх или вниз. Остальные голоса могут менять положение и расположение звуков в К64.
Значение К64
Кадансовый квартсекстаккорд, как функционально- неустойчивое созвучие, вносит в половинные и полные каденции новое звучание и дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода К64 отодвигает появление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции.
Вопросы для повторения
Что называется гармоническим оборотом?
Аккорды, каких функций возможны после тонической гармонии? После субдоминантовой? После доминантовой?
Какое соединение аккордов называется гармоническим?
Какое соединение аккордов называется мелодическим?
Как соединяется субдоминантовое трезвучие с трезвучием доминанты?
Какова техника голосоведения при соединении субдоминантового секстаккорда с секстаккордом доминанты?
В чем отличительная особенность применения квартсекстаккордов?
Чем отличаются вспомогательные квартсекстаккорды от проходящих?
Что такое «каденция» и каких видов она бывает?
Что такое кадансовый квартсекстаккорд и чем он отличается от других квартсекстаккордов?
В тональностях С -dur и a -moll письменно построить по два варианта следующих последовательностей аккордов (меняя мелодическое положение и расположение первого аккорда):
Т — D — Т, Т6 — D6 — Т Т — D — Т 6 Т — D6 — Т
Сделать анализ играемых на инструменте произведений по следующей схеме:
а) определить форму периода,
б) определить количество предложений,
в) определить каденции,
г) сделать анализ аккордов.
Доминантсептаккорд и его обращения
Доминантовым септаккордом называется четырехзвучный аккорд, построенный на V ступени мажора и минора, который часто встречается в полных совершенных каденциях, как усложненная доминантовая гармония.
Употребление диссонирующей доминанты в серединной каденции предполагает ее верное разрешение, так септима аккорда разрешается в звук первого аккорда следующего предложения.
Диссонирующая доминанта в таком случае выполняет роль своеобразного связующего звена между аккордами первого и второго предложений.
Каждый звук доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) имеет свое название: основание аккорда V ступень лада называется примой, второй — терцией, третий — квинтой, четвертый — септимой. Названия эти связаны с теми интервалами, которые образуют данные звуки с основанием или с основным звуком аккорда.
Интервальное строение доминантсептаккорда в мажоре и гармоническом миноре одинаково, это мажорное трезвучие плюс малая терция (малый мажорный септаккорд).
Как видно из приведенных примеров, доминантсептаккорд отличается от доминантового трезвучия наличием диссонирующего звука — септимы, который образует два диссонирующих интервала — септиму с основным звуком и уменьшенную квинту с терцовым звуком аккорда. Впервые в аккорде происходит сочетание двух неустойчивых функций — доминанты и субдоминанты (бифункциональный аккорд), что вносит в аккорд состояние напряжения, которое требует немедленного разрешения. Разрешается доминатсептаккорд по законам ладового тяготения — так, прима, терция и квинта аккорда идут в приму лада, первую ступень, а септима IV ступень — в терцию, третью ступень лада.
Доминантсептаккорд имеет три обращения :квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.
Основной доминантсептаккорд может быть полным и неполным. В состав полного доминантсептаккорда входят четыре его звука, и он может быть взят в трех мелодических положениях: терции, квинты, септимы. Неполный доминантсептаккорд чаще всего бывает без квинтового звука, но с удвоенным основным тоном. Такой доминантсептаккорд сохраняет в своем
составе оба диссонирующих интервала — тритон и септиму. Этот вид аккорда может быть в трех мелодических положениях: терции, септимы и основного тона.
Если в басу доминантовой гармонии находится терцовый звук аккорда (VI1 ступень лада), образуется доминантовый квинтсекстаккорд (обозначается Б65).Свое название аккорд получил от интервалов, которые образуются в аккорде.
Доминантовый квинтсекстаккорд может быть во всех мелодических положениях за исключением терции, которая находится в басу.
Если в басу находится квинтовый звук аккорд носит название терцквартаккорд (обозначение D 43). Название аккорда определяют интервалы, которые с басом образуют терцию и кварту. D43 может быть во всех мелодических положениях за исключением квинты, которая находится в басу.
Если в басу доминанты находится септима аккорда, образуется доминантовый секундаккорд (обозначение D2).
Свое название аккорд получил от интервала секунды, образующаяся между басом и основным звуком аккорда. D2 может быть во всех мелодических положениях за исключением септимы, которая находится в басу.
Обращения доминантсептаккорда так же, как и основной доминантсептаккорд, могут быть неполными с пропущенным квинтовым звуком, за счет чего удваивается прима аккорда.
Разрешение обращений доминантсептаккорда осуществляется, так же как и основного вида, по закону тяготения. Так D65 разрешается в полное тоническое трезвучие с правильным удвоением примы тональности. D43 разрешается в тоническое трезвучие с удвоением основного тона. D2 — в тонический секстаккорд с удвоением основного тона.
Музыкальная практика показывает, что обращения доминантсептаккорда образуют несовершенные каденции и поэтому их лучше употреблять в начальных или развивающих разделах периода, что придает активное мелодическое развитие басового голоса.
Доминнантовый септаккорд и его обращения чаще всего появляются после субдоминантовой гармонии, что создает условия гармонического соединения, так четвертая ступень лада продолжает звучать в аккорде доминанты. Если перед аккордами доминанты находился септаккорд 11 ступени, то и вторая ступень лада продолжает звучать в септаккорде доминанты и его обращениях.
Вопросы и задания
Каково интервальное строение D7 и какие ступени лада его образуют? Как разрешается D7?
Как называются обращения доминантсептаккорда и как они разрешаются?
Как осуществляется соединение аккордов субдоминанты и диссонирующих аккордов доминанты?
Построить и разрешить D7, D65, D43, D2 в тональностях: C-dur, В — dur, е — moll, а — moll.
Соединить трезвучие субдоминанты и его обращения с аккордами D7, D65, D43, D2 в тональностях до двух знаков в включе.
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ
Гармония — наука, выросшая на основе хоровой практики, А. Н. Серов так излагает основной постулат гармонии: «Истинное гармоническое сочетание есть, в принципе, так сказать, в конечном счете, сочетание хоровое». Это высказывание подчеркивает вокальный генезис музыки и, применительно к гармонии, устанавливается положение о пении голосов, о певучей гармонии. Хоровой коллектив успешно работает лишь тогда, когда его участники легко справляются с интонационными трудностями исполняемых произведений. Знание правил голосоведения помогут будущему учителю музыки самому грамотно и профессионально гармонизовать мелодию, создать образцы многоголосной фактуры как вокального, так и инструментального ансамбля. Поэтому вопросы голосоведения так важны в курсе гармонии. Практика показывает, что интонационные затруднения возникают при исполнении скачков. Скачком в любом мелодическом голосе считается ход на кварту или другой более широкий интервал.
Затруднения возникают и в исполнении различных увеличенных интервалов. Скачки и мелодические обороты с интонациями увеличенных интервалов в хоре особенно трудно интонируются средними голосами — альтами и тенорами.
Поэтому нужно стремиться к большей интонационной простоте этих партий, в которых должно быть плавное голосоведение. Плавным голосоведением считается ходы на секунду или терцию, или исполнение выдержанного звука на протяжении звучания двух или более гармоний.
Крайние голоса четырехголосия — бас и сопрано — более свободны. В басу и сопрано возможны скачки на кварту, квинту, сексту и октаву.
Вопрос применения скачков в средних голосах сводится к тому, с какой целью они используются.
Если скачки разнообразят мелодическую линию голоса или улучшают фоническую звучность аккорда, то применение скачков оправданно и логично.
(Серов А. Н. «Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика». Критические статьи., т., 4., СПб., 1895г., с 1594).
Запрещенные приемы голосоведения
Гармония — наука о правильном четырехголосии, в котором каждый голос представляет самостоятельную мелодическую линию. Поэтому дублирование параллельными октавами или унисонами в любой паре голосов лишает самостоятельности один из голосов, а, следовательно, четырехголосие превращается в трехголосие с усилением одного голоса. Исходя из этого, параллельное движение двух и более голосов унисонами и октавами в учебном курсе гармонии запрещается .
Параллельное движение квинтами, в курсе классической гармонии, приводит к жесткому, неприятному соединению аккордов, что запрещает их использование, кроме отдельных случаев, а именно противоположные квинты и октавы.
Скрытые октавы и квинты представляют собой движение в одном направлении к октаве или к квинте.
В практическом курсе гармонии эти приемы голосоведения лучше не использовать.
К запрещенным приемам голосоведения относится движение всех голосов в одном направлении, мелодические ходы вверх на увеличенные интервалы, не допускается перекрещивание голосов, так, сопрано не может звучать ниже партии альта, альт ниже тенора, тенор ниже баса и наоборот; не допускается переченье между мелодическими линиями, изменение звучания допускается только в одном мелодическом голосе.
Вопросы голосоведения в курсе гармонии являются наиболее трудоемкими, требующие огромной затраты труда и времени для своего освоения. Поэтому необходимо сначала отработать технологию соединений аккордов разных функциональных оборотов, а только после этого приступать к гармонизации мелодий и баса, что позволит уже на начальном этапе обучения создавать музыкальные построения художественного уровня.
gigabaza.ru
Главн трезвуч
Главные трезвучия
Главные трезвучия строятся на главных ступенях: первой, четвертой и пятой.
— Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T53.
— Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S53.
— Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D53.
Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.
Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия. Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко. Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.
Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.
Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции. Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос. Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно. Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.
Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.
Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.
Для старшеклассников и родителей
Примечание 1
Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия. Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени. Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д. Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.
Примечание 2
Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.
solfo.ru