Советы и лайфхаки

Что такое музыкальный ряд – Пифагорейский музыкальный ряд — это… Что такое Пифагорейский музыкальный ряд?

Содержание

Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический в чем разница

Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4

Музыкальный звукоряд диатонический

Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.

Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:

Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд  позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.

Музыкальный звукоряд хроматический

Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:


 

Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.

Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.

Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.

Названия ступеней в хроматической октаве
до
до♯

ре♭

ре
ре♯

ми♭

ми
фа
фа♯

соль♭

соль
соль♯

ля♭

ля
ля♯

си♭

си
до

На аппликатуре духовых инструментов, таких как блокфлейта, приходится заучивать положение пальцев на инструменте для каждой ноты, зато на фортепианных клавишах это выглядит намного понятнее:

Семь белых клавиш на фортепиано, это семь основных ступеней октавы, а пять черных для ступеней со знаками альтерации. Вместе 12 клавиш составляют современную октаву. Затем ноты повторяются. Такая же система применяется и на других клавишных инструментах и на аккордеоне.

И тут выяснилось, что …

Музыкальный звукоряд. Энгармонизмы.

Что выяснилось? А давайте оторвём для эксперимента пару-тройку клавиш. Вот так:

Не волнуйтесь, ни одно фортепиано в нашем эксперименте не пострадало.

Зачем мы это сделали? Чтобы внимательно изучить черную клавишу до ♯ , ре

Сколько бы мы ни стучали по этой клавише в исправном инструменте всякий раз будет звучать один и тот же звук. Впрочем, это ожидаемо. И у этого звука два названия. То есть, это две разные ноты! Нота до ♯ и нота ре ♭ — разные ноты, только звучат они одинаково.

Этот интересный эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.

Сами такие звуки (в нашем случае до ♯ и ре ♭) называют энгармонически равными.

О, будущие музыканты! Можете удивиться, но вам придется хорошо запомнить: переходя на полтона можно извлечь две разных по названию ноты, хоть, и звучать они будут одинаково и это значит, что существуют полутоны двух видов:

  • диатонический полутон — переход между смежными звуками разных названий. В разбираемом случае переходы «до -ре ♭ » и «ре — до ♯ «
  • хроматический полутон — переход между смежными звуками одного названия: «до -до ♯» и «ре — ре ♭»

Следующая част занятия Часть 5 про темперированный звукоряд и объсняется почему в начале урока не были даны частоты для всех нот.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5. Хорошо темперированный

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:

Музыкальный звукоряд

urokimuz.ru

Натуральный звукоряд — это… Что такое Натуральный звукоряд?

Натура́льный звукоря́д (от лат. natura — природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд — звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов.

Характеристика

Часто́ты последовательных звуков натурального звукоряда образуют арифметическую прогрессию:

f, 2f, 3f, 4f, …,

где f — частота основного тона (нижнего звука натурального звукоряда). Таким образом, натуральный звукоряд образован всеми звуками, частота которых кратна частоте основного тона.

Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний осциллятора — физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе)[1]: частота f основного тона, или первой гармоники, соответствует частоте основного колебания (осциллятора в целом), частоты гармонических обертонов (или высших гармоник) 2

f, 3f, 4f, … — частотам колебаний его равных частей[2]. Отношение частот звуков интервала, образованного звуками натурального звукоряда, равно отношению их номеров.

Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда, построенного от звука до большой октавы:

Примечание. Помеченные стрелками ­тоны отклоняются от равномерно темперированных более чем на 10 центов.

Натуральный звукоряд не следует путать со звукорядами натуральных ладов.

Нумерация звуков натурального звукоряда

Номера звуков натурального звукоряда равны номерам гармоник (гармонических частичных тонов) основного тона, а последовательные номера соответствующих гармонических обертонов отличаются от них на единицу[3], как показано на схеме (при этом основной тон условно считают нулевым обертоном). Таким образом, нечётные гармоники соответствуют

чётным обертонам, и наоборот. Гармоники нумеруются снизу вверх, номер каждой из них показывает также, от колебания какой части колеблющегося тела она образуется (например, вторая гармоника образуется от колебания второй, то есть половинной части, четвёртая — от колебания четвёртой части и т. д.).

В научной и справочной литературе (преимущественно музыкальной, но не физической) ранее также использовалась нумерация обертонов, совпадающая с нумерацией звуков натурального звукоряда. При этом основной тон именовался первым обертоном.[4][5].

Натуральные интервалы

Интервалы, которые образуются между звуками натурального звукоряда (в том числе с октавными переносами), нередко называют «натуральными». Впрочем, по поводу того, какие именно интервалы обозначать как «натуральные», в науке нет консенсуса. Теоретически любые интервалы внутри натурального звукоряда (в том числе, и микрохроматические) могут быть названы «натуральными», однако, такой общеупотребительной традиции не существует. В авторитетном Музыкальном словаре Римана (в так называемых римановских интервальных таблицах)

[6] натуральными («естественными») названы терции 5:4 и 6:5, сексты 5:3 и 8:5 и малая септима 7:4, а кварта 4:3, квинта 3:2, октава 2:1 и прима 1:1 названы «чистыми» (но не «натуральными»)[7]. В отечественной науке не только 3 (с учётом примы 4) главных консонанса, но также и перечисленные натуральные терции и сексты также называют «чистыми». Под словом «чистый» в данном контексте подразумевают отсутствие (непосредственно воспринимаемых на слух) биений. Акустически чистые интервалы положены в основу чистого строя.

Интервал, образующийся между седьмой и четвёртой гармониками (т. е. 7:4), по традиции именуется «натуральной септимой» (от нем. Naturseptime). На особую приятность (непосредственно связанную с простотой числового отношения) этого интервала впервые обратили внимание европейские учёные XVIII века. Дж. Тартини (в 1754 году) ввёл для натуральной септимы специальный нотный знак (выглядит как «недописанный» бемоль), а И.Ф. Кирнбергер даже придумал для натуральной септимы особую букву

i [8]. Наконец, Л. Эйлер (в 1773 году) описывал натуральную септиму как консонанс, введённый «модернистами» (recentiores).

Натуральный звукоряд в музыкальной практике

На некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, cреди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок, шофар и т.п.), натуральная труба (особенно её старинные разновидности, например, лур), натуральная валторна, так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка, некоторые разновидности общетюркского шогура) и другие духовые инструменты, а также варган. По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».

Натуральный строй таких музыкальных инструментов не следует путать с чистым строем. Например, (бо́льшая) малая септима чистого строя, полученная сложением чистой квинты () и чистой малой терции (), имеет отношение частот звуков (1017,6 ц), в то время как натуральная септима существенно у́же её: отношение частот звуков последней — (968,8 ц)

[9].

Звуки натурального звукоряда, а также унтертоны (которые не входят в натуральный звукоряд), используются в традиционной вокальной музыке (например, в индийской раге), в так называемом горловом пении тувинцев, монголов, тибетцев, у африканского народа ко́са и у некоторых других народов мира.

Натуральный звукоряд встречается и в современной музыке, в частности, на нём основана так называемая обертонная музыка.

Примечания

  1. Отсюда и происходит название звукоряда — «натуральный», то есть «природный», «естественный» (нем. Naturtonreihe).
  2. См., например, интерактивную иллюстрацию колебательного процесса струны с закрепленными концами (стоячие волны): Standing Waves, Medium Fixed At Both Ends.
  3. Первая гармоника (гармонический частичный тон) соответствует основному тону, вторая гармоника — первому (гармоническому) обертону, третья гармоника — второму обертону и т. д. См.: Натуральный звукоряд. В кн.: Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. М., 2011, с.843.
  4. Такая нумерация (умышленное отождествление номеров ступеней натурального звукоряда и обертонов, при которой основной тон условно считается первым обертоном) принималась, например, в соответствующих статьях Музыкальной энциклопедии (1976) и Большой советской энциклопедии (1974). Такую же нумерацию (ещё раньше) использовал П. Хиндемит в своем трактате «Unterweisung im Tonsatz» (1937). Подобная нумерация противоречива — из-за немецкого прилагательного ober (верхний), которое, будучи частью ассимилированного отечественной наукой составного слова Oberton, неявным образом указывает верхний (по отношению к основному) тон (а в цитированных энциклопедиях обертоны явно определяются как призвуки, звучащие выше основного тона). В основополагающих трудах Г. Гельмгольца и Г. Римана обертонами называются именно высшие (то есть не совпадающие с основным тоном) частичные тоны (нем. термин Oberpartialton). А. Дж. Эллис рекомендовал, во избежание путаницы (в том числе связанной с необходимостью нумеровать основной тон вместе с обертонами или «условно» относить его к ним), вообще избегать термина «обертон». Разницу между «частичным тоном» (нем. Partialton, Teilton) и «обертоном» (нем. Oberton) авторитетный Музыкальный словарь Римана (Sachteil под ред. Г.Г. Эггебрехта, S.942) разъясняет так: «Первый частичный тон — это основной тон. Второй частичный тон (также частичный тон второго порядка) образует октаву к основному тону и является первым обертоном, и т.д.» (Оригинальный текст: «Der 1. Teilton ist der Grundton; der 2. Teilton (auch Teilton 2. Ordnung) bildet die Oktave zum Grundton und ist der 1. Oberton, usw.»)
  5. Примечателен русский перевод книги У. Пистона (см. список литературы), в котором термин harmonic (гармоника, то есть гармонический частичный тон) всюду переводится как «обертон», в результате чего, например, the second harmonic (вторая гармоника, то есть первый гармонический обертон в строгой терминологии) в переводе оказывается «вторым обертоном».
  6. Riemann Musiklexikon, Sachteil. Hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1967, S.411 ff.
  7. Почти такой же терминологии придерживается Ю. Н. Холопов в своём теоретическом курсе гармонии — см. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М.: Музыка, 1988. (Переиздание: СПб.: Издательство «Лань», 2003. — ISBN 5-8114-0516-2), Приложение 3: «Таблица интервалов».
  8. Среди сочинений Кирнбергера — Соната соль мажор для флейты и basso continuo из сборника «Vermischte Musikalien» (1769), в которой предписано употребление ступени «F i», отстоящей от нижнего G на натуральную септиму. См. современное комментированное нотное издание: Kirnberger J. P. Sonata for flute and figured bass (G major) with the harmonic seventh from Vermischte Musikalien (1769) / R. Rasch (ed.). — Utrecht: Diapason Press, 1984. — ISBN 9070907038
  9. Натуральная септима значительно отличается и от меньшей («пифагоровой») малой септимы чистого строя (), получаемой сложением двух чистых кварт (или вычитанием из октавы большего целого тона). Интервал, на который пифагорова малая септима превосходит натуральную, равен так называемой архитовой комме (, или 27,3 ц).

Литература

  • Натуральный звукоряд // Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2011. — С. 843. — ISBN 978-5-85270-352-1.
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Teil 1. Mainz, 1937.
  • Натуральный звукоряд // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 375. — ISBN 5-85270-033-9.
  • Крауфорд, Ф. Волны. (Берклеевский курс физики, том III) / Пер. с англ. — М.: Наука, 1976. — С. 65—67, 95—98.
  • Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник для вузов. — СПб.: Композитор, 2006. — С. 49—53. — 719 с. — ISBN 5-7379-0298-6
  • Пистон, У. Оркестровка. Учебное пособие / Пер. с англ. К. Иванова. — М.: Сов. композитор, 1990. — С. 197—201. — 464 с. — ISBN 5-85285-014-4 NB! В данном переводе термин harmonic (harmonic series) переводится как «обертон» (соответственно, «обертоновый ряд»), в результате чего основной тон в русском переводе оказывается соответствующим «первому обертону».

Ссылки

dik.academic.ru

Современные интервалы в музыке | Журнал Популярная Механика

Поиск оптимального музыкального звукоряда в чем-то схож с историей поиска идеального календаря. В обоих случаях человечеству приходилось искать компромисс между данностью природы и удобством использования. И ни одного шага на этом пути не было сделано напрасно.

Алексей Насретдинов

В самом наглядном виде привычный нам звукоряд представлен в клавиатуре фортепиано. В каждой октаве семь белых клавиш и пять черных — всего 12 нот. А почему их именно 12, а не 13 или 6? И почему, если прислушаться, можно заметить, что квинты и кварты, взятые на рояле, звучат с явными биениями (пульсацией громкости), а терции и сексты — вообще диссонансно, неблагозвучно?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, придется обратиться для начала к самым азам восприятия звуков человеческим ухом. Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц. Музыкальные звуки, которые можно напеть, находятся в диапазоне 30 Гц — 5кГц. Вот этот-то непрерывный диапазон частот мы разбиваем, дробим на дискретные интервалы, создаем ноты. А может быть, и вообще не нужно никак разбивать, просто брать любые звуки в диапазоне 30−5000 Гц — вот тебе и музыка? И такой подход очень даже правомочен, он применяется музыкантами и композиторами, особенно современными.

Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов.

Однако уже тысячи лет назад выяснили, что есть благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков: это является свойством нашей слуховой системы. Если нам нравятся какие-то сочетания двух звуков, интервалы, то мы можем придумать и зафиксировать много звуков, сочетания которых будет нам нравиться, то есть создать звукоряд, музыкальный строй. Забегая вперед, можно сказать, что музыкальных строев было создано немало, но древним первопроходцам теории музыки, не знавшим еще ни физики, ни математики, для построения первого звукоряда потребовалась самая что ни на есть зримая, природная основа.

Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

Голоса струны

Такую природную основу дали первые музыкальные инструменты: примитивные флейты, сделанные из тростника, и натянутая струна, которая, возможно, была изначально тетивой лука. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой, знает, что колеблющаяся струна совершает также так называемые гармонические колебания — самостоятельные колебания равных долей струны. При этом она издает не только свой основной тон, но и так называемые обертоны. Половина струны колеблется с вдвое более высокой частотой (и, значит, издает звук в два раза выше основного тона). Колебания одной трети струны имеют частоту в три раза больше основной, одной четвертой — в четыре и т. д.


Совсем другая музыка

Начиная с Иоганна Себастьяна Баха с его «Хорошо темперированным клавиром» полифония и современная музыкальная гармония завоевала весь современный музыкальный мир.
В 12-нотном равномерно темперированном строе написаны великие произведения Шопена, Шуберта, Шенберга, Шостаковича, Шнитке и других. Это замечательная музыка. Нужно лишь всегда помнить, что есть и другая, не менее замечательная музыка, например раги Рави Шанкара, познакомившего Запад с индийской музыкой и, увы, недавно покинувшего наш мир, горловое и обертонное пение тибетских монахов, византийская музыка монахов из Афона, японская музыка Гагаку, арабская традиционная музыка, современная микротоновая музыка, блюз и много, много других видов музыки. Во всех этих музыкальных традициях присутствует свой особый строй. Существуют также специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами хроматического (12-нотного звукоряда). Это и клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка. Ее специфика не имеет прямого отношения к музыкальным строям. Просто в ней не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты» — основы современной музыкальной гармонии.

Звуки всех устойчивых обертонов, гармоник свободно звучащей струны — в прямом и переносном смысле — гармонично сочетаются. Гармоники струны образуют самые совершенные консонансы, самые благозвучно сочетающиеся пары звуков, музыкальные интервалы. Вторая и первая гармоника (колебания целой струны и ее половины) относятся друг к другу по частоте как 2/1, что соответствует музыкальному интервалу «октава». Эти звуки настолько хорошо сочетаются друг с другом, что в европейской практике им дали даже одинаковые названия, например «До первой октавы» — «До второй октавы». Но мы помним: это разные звуки с разной частотой. Следующим консонансным интервалом будет тот, что образуется между третьей и второй гармониками, которые имеют отношение частот 3/2. Это квинта, основа основ музыки — в современном европейском звукоряде это интервал, скажем, между «до» и «соль». Следующий интервал — кварта, сочетание четвертой и третьей гармоник, отношение частот 4/3. Это соответствует примерно интервалу «до-фа». И т. д.

Древнейшие звукоряды появились в незапамятные времена в Индии. Несмотря на различия, все они включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3 (см. таблицу далее). На фото — современные «микротоновые инструменты».

Звукоряд, который построен только на интервалах, основанных на отношениях частот гармоник, называется «натуральным», и в чистом виде он не используется в наше время нигде. В древние времена не было учения о гармонических колебаниях. Но интуитивно, эмпирически в античные времена и Средние века музыкальные математики для создания строев использовали младшие, а потом и старшие гармоники струны.

22 ноты и бамбуковые флейты

Вероятно, самым древним из известных нам сейчас звукорядов является индийский. Время его создания теряется где-то в тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о традиционных индийских музыкальных инструментах «вина» встречаются еще в «Рамаяне» и «Махабхарате». Индийцы на основе первых семи нечетных гармоник свободно звучащей струны получили основу своего звукоряда, строй нот Свара. Каким бы экзотичным нам ни представлялось сейчас звучание индийской музыки, она абсолютно идеально сконструирована с точки зрения математики и акустики. Правда, эти рассуждения относятся лишь к самому древнему из дошедших до нас способов настройки индийских инструментов, гандхара-грама (реконструкция В.Е. Еремеева). Существуют и другие способы, например шадджа- и мадхьяма-грама. Но и эти настройки включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3

Ступени гамм гандхара-, шадджа- и мадхьяма-грама

Вообще в индийской гамме 22 ноты — 7 нот Свара и 15 дополнительных нот Шрути (не 12 и не 7!). Это удивительное звучание! Тонкое, с потрясающей мелодикой исполнение традиционных индийских раг основано на идеальном с точки зрения математики и психоакустики звукоряде. Послушайте, пожалуйста, эту музыку «вживую», вы получите несравненное удовольствие!

В основе принципов создания китайского звукоряда Люй-Люй (как, впрочем, и древнеиндийского) лежат космологические теории. Принципы построения китайского звукоряда основываются на взаимодействии Ян и Инь, мужского и женского начала, Неба и Земли.

Согласно преданию, император Хуан-ди (III тысячелетие до н.э.) приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы — фениксы, самка и самец, которые спели по шесть нот — шесть «иньских» и шесть «янских», взаимодействовавших определенным образом. Постигнув устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы.

www.popmech.ru

Звукоряд, основные ступени. Основы теории музыки

В звуковом диапазоне существует бесконечное числоо звуков, отличающихся по высоте, но в музыке используются лишь некоторые из них. Ряд звуков, расположенных определенным образом по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук — ступенью. Все ступени звукоряда имеют названия, которые образуются из названий семи основных ступеней звукоряда:
 
До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Основные ступени всегда располагаются в указанном порядке, а высота их звучания увеличивается слева направо: ступень до имеет самое низкое звучание, а си — самое высокое. Запомнить это легко, если представить музыкальные ступени в виде ступеней лестницы: первая ступень находится в её самом низу, а каждая последующая располагается выше предыдущей.

Для запоминания названий ступеней можно использовать такие ассоциации:

  • до — дом
  • ре, ми — Реми (имя мальчика)
  • фа, соль — фасоль
  • ля  — звуки песни “ля-ля-ля”
  • си —  сидит

Запомнить последовательность основных ступеней также поможет фраза: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си — кошка ехала в такси”.

Основным ступеням звукоряда соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепиано (рис. 1.)

Рис. 1. Основные ступени на клавиатуре фортепиано.

Запомнить расположение основных ступеней на клавиатуре помогают чёрные клавиши. Ступень до располагается перед группой из двух черных клавиш, а фа — перед группой из трех черных клавиш.

Кроме слогового обозначения основные ступени звукоряда имеют сокращенное буквенное обозначение:

до — C, ре- D, ми — E, фа- F, соль — G, ля- A, си — H

Запомнить буквенные обозначения просто. В древности звукоряд начинался со ступени ля, а следующей основной ступенью была ступень си-бемоль (первая черная клавиша справа на рис. 1). Для удобства совместили начало звукоряда с первыми буквами латинского алфавита. Получилось так:

A – ля, B – cи-бемоль, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.

Позже вместо си-бемоль стали использовать ступень си, а поскольку буква B уже была занята, то ступень си стали обозначать буквой H.

При употреблении слов звук, ступень, клавиша может возникнуть путаница. Чтобы этого не происходило необходимо четко понимать разницу между ними. Звук — физическое явление, характеризующееся некоторой частотой, ступень — это элемент звукоряда, а клавиша — элемент клавиатуры фортепиано.

Звукоряд — это первичная и самая простая общая система организации звуков. Он не имеет начала и, соответственно, ступени звукоряда не имеют абсолютного порядкового номера. Звукоряд также не даёт возможность узнать абсолютную частоту звуков ступеней. В определении звукоряда говорится лишь то, что звуки в нём расположены по высоте определенным образом. Звук в системе звукоряда имеет название и относительный порядковый номер в последовательности основных ступеней: до — первая ступень, ре — вторая, ми — третья и т.д.

Звукоряд можно рассматривать в общем виде или применительно к музыкальному инструменту. Звукоряд музыкального инструмента состоит из всех звуков, которые могут быть исполнены на нём. Например, у фортепиано 88 клавиш. Каждая клавиша позволяет извлечь один звук и, соответственно, звукоряд данной группы музыкальных инструментов состоит из 88 звуков. Звукоряд музыкального инструмента имеет начало и конец, а его ступени могут характеризоваться порядковым номером относительно его первой ступени.

Александр Страшко
[email protected]
30.01.11

Рубрики

Школа

Дом

В помощь начинающим

Обучающие материалы

Звук

Свет

Общие вопросы

www.studio.starport.ru

Музыкальные звуки и звукоряд – Нотная грамота – Самоучитель

Практически любые музыкальные звуки имеют свои особые качества — тембр, высоту, длительность и силу. От определенной частоты колебаний физического объекта напрямую зависит, какая именно будет высота у издаваемого им звука. К примеру, можно взять струну гитары, которая имеет высокий частотный диапазон, зависящий от ее натяжения. Высота музыкального звука повышается благодаря увеличению частоты колебаний струны, или же наоборот понижается, если частота колебаний уменьшается.

Силой звука является ничто иное как его громкость. Зависит она от определенной амплитуды или размаха колебаний струны. Естественно, чем больше амплитуда колебаний струны, тем громче звук.

Тембром музыкального звука называют его особую окраску. Любой звук в природе благодаря физическим законам имеет свои особенные призвуки. Всевозможные спецификации и разное количество таких призвуков помогают музыкальным звукам обладать различными тембрами. Именно с помощью тембровых окрасок мы с вами различаем ноты одной высоты, которые были сыграны на разных музыкальных инструментах.

Длительностью музыкального звука является отрезок времени, на протяжении которого происходит колебание физического объекта, например, струны гитары. Все звуки, которые используются в современной музыке, могут находиться в определенном частотном диапазоне, начиная от самого низкого до самого высокого звука (от 16,35 до 4185,6 колебаний в секунду).

Музыкальный звукоряд

Музыкальный звукоряд – это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Основными звуками в звукоряде являются ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си, которые в дальнейшем снова повторяются в таком же порядке. В случае повторения основных звуков, становится заметна очень важная особенность звукоряда – каждый звук, идущий восьмым по счету, совпадает по звучанию со звуком такого же обозначения, хоть и находится выше или ниже него по высоте. Такие звуки, которые похожи по звучанию, имеют одинаковое обозначение, но отличаются высотой, называются октавными звуками, а расстояние между ними, состоящее из нот, называется октавой.

Любая октава складывается из определенных ступеней, которые в свою очередь зависят от порядка звуков (нот) в музыкальном звукоряде: до (первая ступень), ре (вторая ступень) и т.д.

Похожие материалы

myguitars.ru

Натуральный звукоряд — это… Что такое Натуральный звукоряд?


Натуральный звукоряд
        натуральный гармонический звукоряд, — ряд расположенных в восходящем порядке частичных тонов, т. е. осн. тона и обертонов, призвуков осн. тона, возникающих в связи с тем, что звучащее тело (струна, столб воздуха и т. п.) колеблется не только как целое, но и по частям (1/3, 1/3, 1/4 и т. д.). Обертоны не воспринимаются как самостоят. звуки; они звучат слитно с осн. тоном, причём зависящее от характера источника звука и пространства инструмента преобладание тех или иных обертонов обусловливает окраску, тембр звука. Соотношение частоты колебаний частичных тонов Н. з. выражается натуральным рядом чисел; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, осн. тон Н. з. условно считается первым обертоном:
        Частичные тоны, заключённые в примере в скобки, в пределах своей зоны несколько разнятся по частоте колебаний от тех же звуков темперированного строя; звуки, отмеченные минусом, ниже, а плюсом — выше соответствующих звуков темперированного строя. Шесть нижних тонов Н. з. входят в состав мажорного трезвучия, определяя его акустич. консонантность. Это показывает, что закономерности сочетания звуков в гармонии заложены в самой природе образования звука; она служит физич. основой всех муз. систем.
        Духовые инструменты с помощью передувания, достигаемого изменением напряжения губных мышц и силы вдувания воздуха, без применения клапанов и др. приспособлений, меняющих длину воздушного столба, позволяют извлекать реальные звуки, образующие в совокупности подобие полного или неполного (в зависимости от размеров и конструкции инструмента) Н.э. — ряд их натуральных звуков.
В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

  • Натуральные лады
  • Науман И. Г.

Смотреть что такое «Натуральный звукоряд» в других словарях:

  • НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Натуральный звукоряд — (от лат. natura  природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика …   Википедия

  • натуральный звукоряд — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел  1:2:3:4:5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех …   Энциклопедический словарь

  • Натуральный звукоряд —         в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке Обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается рядом простых чисел; для того чтобы эти числа соответствовали… …   Большая советская энциклопедия

  • Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… …   Википедия

  • Звукоряд —         последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… …   Большая советская энциклопедия

  • Звукоряд —         1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.         2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… …   Музыкальная энциклопедия

  • звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… …   Энциклопедический словарь

  • звукоряд — а; м.; муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический звукоря/д. Натуральный звукоря/д …   Словарь многих выражений

  • ЗВУКОРЯД — 1) ряд звуков, построенных в известном порядке; от гаммы (См.) отличается тем, что гамма предполагает преимущественно последовательный ряд звуков и октавное построение, тогда как понятие з а не ограничено этими признаками. Оттого, например,… …   Музыкальный словарь Римана

dic.academic.ru

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

music-education.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *