Разное

Заполняющий свет: Мощность источников при съемке портрета

Когда свет заполнит все — Журнальный зал

 

Об авторе | Булат Ханов — писатель и критик. Родился в 1991 году в Казани. Автор романов «Непостоянные величины», «Гнев», «Развлечения для птиц с подрезанными крыльями». Публиковался в журналах «Дружба народов» и «Октябрь». Лауреат премий «Лицей» (3-е место), «Звездный билет», «Русское слово», «Радуга». Участник казанского марксистского кружка.

 

 

 

— Ибупрофен.

— С каким вкусом? Есть клубничный и яблочный.

— Самый простой, ясно же. Вы думаете, кто-то эти таблетки насасывает?

Фармацевтка не отреагировала на грубость, и Игорь смутился.

— Вас, наверное, заставляют у каждого такое спрашивать. — Он протянул в окошко мятую купюру. — Премии лишают, если не предлагаете.

Снова молчание в ответ.

Голова раскалывалась, а ибупрофен нечем было запить. Игорь решил терпеть до дома и не покупать минералку в магазине. Нечего потакать капиталистам в их привычке наживаться на всем. Сначала они продают воду, затем воздух.

Чтобы срезать путь, Игорь перебрался через дорогу не на светофоре, а там, где частенько перебегали школьники и пассажиры с автобуса. Раньше здесь висела камера. Она по БИ распознавала нарушителей, а затем их по почте штрафовали. Если верить чату антикамерников, на прошлой неделе камеру торжественно разбили анонимные смельчаки.

Нарушая, Игорь на всякий прикрыл лицо ладонью. Вдруг уже все починили.

Когда в поле зрения попала трансформаторная будка, рука машинально потянулась в карман. Пальцы сжали холодные ключи.

В мае здесь Игоря подстерегли два бона. Он как раз с ночной смены возвращался. Со спины накинулись, как шакалы. Подножку подставили, завалили на асфальт. Огреб по затылку, по лопаткам, по почкам. Хоть били и без сноровки, больнички Игорь избежал чудом. Из дома напротив заорала тетка, угрожая полицией. Отчаянный вопль не отвлек даже от боли. Лежащий Игорь увидел, как уносятся армейские ботинки на шнуровке. Прирожденные идиоты: нападают при свидетелях и свидетелей же пугаются.

Вечером того же дня в местной нацистской группе борцуны похвастались, как надавали по щам антифа-активисту. Знают ведь, что на них не заявят. Не по анархии.

От воспоминаний о побоях голова затрещала сильнее.

На лестничной площадке этажом ниже скучал незнакомец. Невысокий и в расстегнутой куртке, он озирал из окна скучнейший двор. Игорь нащупал в кармане ключи и поднялся на третий.

У двери поджидал еще один незнакомец. Рослый, в дорогом плаще и почему-то в шляпе. Так в подъезде никто не одевался.

— Вы Игорь Терехин?

Прозвучало мягко, едва ли не извинительно.

— Допустим.

Позади послышались неторопливые шаги. Игорь отступил на ступеньку и обернулся. Тот, что в расстегнутой куртке, отрезал путь к отступлению.

Игорь крепче сжал ключи, стараясь ими не звякать. Его взяли в коробочку.

— Вы антифашист, верно?

— Теперь это запрещено?

— Что вы. Мы всего лишь уточняем.

— А вы — это кто?

— Главное управление по противодействию экстремизму. Я Коваленко Андрей Эдгардович, а это Сернов. Анатолий Сергеевич.

Рослый помахал удостоверением. Тот, что пониже, по-прежнему никак себя не выражал. Центр «Э», значит.

— Поступили сведения, что вас готовятся убить, — продолжил Коваленко. — Источник надежный.

— По-моему, вы ошиблись. Извините, мне пора домой, голова болит.

Игорь попытался проскользнуть мимо Сернова, но тот разгадал маневр и до пульсирующей синевы в глазах выкрутил Игорю руку за спину.

— Пусти его, Толя. Покалечишь.

Сернов освободил Игоря от захвата и пригрозил сквозь зубы:

— Рыпнешься — я тебя по суставам разберу.

Коваленко подобрал ключи и протянул владельцу.

— Игорь, вы почти ударили сотрудника госбезопасности вот этим металлическим предметом.

— Не «почти», а ударил! — поправил Сернов.

— Не ударил, — настоял Коваленко, — но акцентированное движение сделал.

Игоря трясло — не от страха, а от ненависти. К двум уполномоченным, к их дешевому спектаклю.

— Игорь, обстоятельства складываются не в вашу пользу, — сказал Коваленко. — И я сейчас вовсе не о том, что минуту назад вы напали на Анатолия Сергеевича. Вас и правда готовятся убить.

— Кто?

— Неонацистская молодежная группировка. Та самая, которая атаковала вас весной. Припоминаете?

— Вот вы их и останавливайте. Я тут при чем?

Игорь ходил по тонкому льду и заискивать не собирался. Иногда дерзить — лучший способ показать, что не боишься.

— Не все так просто. — Коваленко вздохнул. — По инструкции, мы обязаны обеспечить защиту. А для этого положено ввести вас в курс дела.

— Так вводите.

— Наглеешь, — предупредил Сернов.

— Толя, остынь. Мне кажется, у Игоря есть причины нам не доверять. Ожидаем его у подъезда, предлагаем защиту непонятно от чего. Любой бы усомнился.

С этими словами Коваленко повернулся к Игорю.

— Вы ведь завтра на дачу? Вы каждые выходные туда ездите.

— Не только в выходные.

— Но завтра точно поедете?

— Допустим.

— И друзья ваши поедут?

— Откуда мне знать? Захотят — поедут, не захотят — нет.

Последнюю фразу Игорь произнес раздраженно и тут же пожалел об этом. Его нервяк, само собой, не укрылся от федералов.

— Игорь, давайте начистоту, — сказал Коваленко. — Главному управлению по противодействию экстремизму известно, что по выходным вы с друзьями-антифашистами собираетесь на даче. В сарае на той же даче вы храните взрывчатые вещества. Аммонал, если конкретно. Также у нас есть достоверная информация, что вооруженное неонацистское формирование планирует вас с друзьями завтра убить. Точнее, не завтра, а в ночь с субботы на воскресенье.

От упоминания взрывчатки сердце Игоря запрыгало в груди.

— Надеемся на ваше благоразумие и предлагаем съездить в отдел, чтобы…

— Это подстава!

Игорь заозирался вокруг. Глазок на двери бабки, что жила по соседству, был крест-накрест заклеен синим скотчем. Две остальные двери на лестничной площадке также ослепли.

— Игорь, надеемся на ваше благоразумие, — с учтивостью повторил Коваленко. — У вас есть реальный шанс помочь городу одолеть неонацистскую банду. Или отомстить отморозкам за ваше избиение, если такая формулировка больше нравится. Для этого нам надо поехать в отдел, где мы введем вас в курс дела. Заметьте, речь не о задержании или аресте. Никаких обвинений и протоколов. Главное — это обезвредить неонацистскую группировку. Кучка подонков портит имидж города и запугивает мигрантов. Кондуктор из Таджикистана чихнул в автобусе, и ему сломали нос. Продавцу на Колхозном рынке крысу дохлую в ящик с фруктами кинули. Акции эти против таксистов из Средней Азии. Не вам объяснять.

Игорь колебался.

— В противном случае, — сказал Коваленко, — сами понимаете, мы обладаем достаточными сведениями, чтобы привлечь к ответственности вас. Ни один суд не поверит, что вы производили взрывчатку не для теракта в метро, например.

— Или прямо сейчас повезем на оформление, — добавил Сернов. — За то, что ударил сотрудника госбезопасности.

— Для нас поимка нацистов в приоритете. Они давно у нас в печенках. Если окажете содействие, на ваши нарушения готовы на первый раз закрыть глаза.

— Это подстава, — тихо повторил Игорь.

В сарае, в банке из-под солений, у него в самом деле хранилась горсточка аммонала. Чисто ради любопытства накупил продуктов в хозмаге и смешал их в положенных пропорциях: получится — не получится. И не выбросил, дурак.

Федералы с вызовом смотрели на Игоря.

— Разрешим это недоразумение, — пробурчал он. — А то навесите на меня и терроризм, и нападение, и еще черт знает что. Я вам не покладистый мальчик, чтобы мной манипулировать.

 

 

* * *

В служебной машине ожидал третий сотрудник. Разглядеть его хорошенько Игорю не позволили, натянув на голову пыльный черный мешок.

Значит, убивать не планируют. Иначе из дороги бы тайну не делали.

Целый год Игорь боялся, что его заметут. Никаких злостных преступлений он не совершал, но с точки зрения органов вел образ жизни безрассудный и порочный. Читал с друзьями Бакунина и монографии по истории анархо-синдикализма и низовых движений в России. Общался с осужденными репостниками и отправлял ободряющие письма политзэкам. Участвовал в добровольных субботниках и акциях в защиту животных. Экспериментировал с небесно-голубой ипомеей и мускатным орехом. В тире занимался. Хранил на жестком диске материалы по изготовлению взрывчатки и прочую запрещенку. Химичил — пусть без задних мыслей — аммонал. И до кучи не пил и не курил. Игорь не считался с законом и был идеальным клиентом Центра «Э»: подозрительным, беспардонным и совершенно безвредным.

Теперь же, когда Игоря замели, он неожиданно испытал облегчение. Как будто на новый уровень перешел.

Разумеется, он не поверил, что «на первый раз» его простят. Эти не уймутся, пока душу не вытрясут. Ладно еще, если ограничатся резиновым шлангом.

Хотя почему бы не ограничиться? Козыри-то все на руках.

Если только из любви к насилию поиздеваются. Достанут трансформатор, паяльник, введут под кожу молоко…

Игорь с поразительной для себя отстраненностью прокручивал в голове картины пыток. То ли острая головная боль блокировала страх, то ли Игорь перегорел от долгих переживаний.

В кабинете, куда ввели Игоря, мешок сняли. Перед глазами предстала самая заурядная обстановка: стол, офисные стулья, компьютер, шкаф с документами, шкаф для одежды, электрочайник, кулер, календарь с президентом. По интерьеру и не скажешь, кто здесь обретается, служебная крыса или редактор детского журнала. В таких кабинетах можно уморить без пыток — одной лишь скукой.

Третий сотрудник сразу вышел, так что рассмотреть его опять не получилось. Коваленко, фальшиво насвистывая, повесил плащ, включил компьютер и подвинул к Игорю стул, а сам занял кресло за столом. Сернов встал позади Игоря и осклабился.

— Трепещешь, анархист?

Вид Сернова идеально дополнял его манеры. С зачесанными кое-как набок сальными волосами, криво бритый, с герпесом на губе, он напоминал мужланов, которые в метро устраиваются на двух сидениях. Галантный и голубоглазый Коваленко, в безупречно сидящем костюме, надушенный брутальным парфюмом, выгодно выделялся на фоне напарника. Роли такие, ничего не попишешь.

— Налейте мне воды, — попросил Игорь. — Таблетку запить.

— Цианистый калий? — пошутил Коваленко. Сернов гоготнул.

— Ибупрофен. Голова раскалывается.

— Толя, принеси ему.

Сернов потопал к кулеру и принес воды на донышке пластикового стаканчика. Игорь вытащил из кармана пачку ибупрофена и проглотил две таблетки. Сернова это рассмешило.

— Гляди, Эдгардович, пацан думает, что мы его мордовать собрались. Анальгетиками закидывается!

— Игорь, у меня есть кеторолак. Тоже от боли, но эффективнее. Хотите?

— Нет, спасибо.

И в этом заключаются их методы? Угостить наркотой под видом лекарства, а затем отправить на экспертизу? Так примитивно.

— А я выпью. — Коваленко поднялся из-за стола и двинулся к кулеру. — Мигрень под вечер расшалилась.

Он принял таблетку и вернулся на место.

— Какой ибупрофен предпочитаете, Игорь. Клубничный или яблочный?

— Без ароматизаторов.

— Одобряю. Этим фармакологам только бы денег содрать.

Коваленко поправил и без того подчеркнуто правильно сидящий галстук.

— Итак, Терехин Игорь Александрович. — Глаза федерала забегали по монитору. — Две тысячи одиннадцатого года рождения, возраст — двадцать три года. Не женаты, работаете охранником в медицинском центре «Витрум»…

— Может быть, не будем читать биографию? Я же все о себе знаю.

Коваленко щелкнул мышкой и откинулся в кресле.

— Ваша правда. Мы лишь время теряем. Толя, что у нас там?

— В общем, так, дружок. — Сернов похлопал по спинке стула, на котором сидел Игорь, отчего тот вздрогнул. — Завтра тебя придут убивать. Но ты не переживай, потому что мы тебя спасем. Наш оперативник внедрился в банду неонацистов и докладывает нам о каждом их шаге. По плану в ночь на воскресенье, около часа, пять вооруженных фашиков тайно приедут на дачу со злыми намерениями, оставят велосипеды в лесу, выбьют замок и бесшумно замочат сонных анархистов. Затем так же бесшумно свалят. Ваши трупы обнаружат не сразу. Если повезет, через день. Скорее всего, через два-три. А то и через неделю. Печальная картина, да?

— Почему бы тогда вам не поехать вместо меня и не накрыть их? — поинтересовался Игорь.

— С утра возле дачи будет тереться их наблюдатель, — объяснил Коваленко. — Если он что-то заподозрит, план свернут.

— То есть я у вас в качестве приманки?

— Кончай валять дурака! — рявкнул над ухом Сернов. — Эдгардович, мудила нарывается. Разреши ему прописать для профилактики?

Коваленко поморщился и помотал головой. Он всем видом демонстрировал, что, несмотря на сговорчивость и ласку, терпение его на исходе.

— Игорь, давайте определимся. Вас пытаются убить за политические убеждения, а мы обеспечиваем вам защиту. Нравится или нет, вы не в том положении, чтобы диктовать условия.

Федерал включил видео и развернул монитор к Игорю. На нем Игорь, с надвинутым на лоб капюшоном, расплачивался в хозмаге за аммиачную селитру и алюминиевую пудру. Суетился, как подросток, покупающий кондомы. Забыл сдачу на кассе, вернулся.

Звук отсутствовал, зато тайм-код фиксировал дату и время с точностью до секунды.

Черт возьми, как его вычислили, как? Он ведь пользовался наличкой! Следили?

— Конечно, вы можете придумать, что покупали удобрения и средство для покраски металлических поверхностей, — произнес Коваленко. — Но по невероятному совпадению из тех же ингредиентов террористы готовят взрывчатку.

— Эдгардович, у него на даче и детонаторы нашли. И бутылки с «Молотовым».

— Да-да, припоминаю. Кажется, только не с «Молотовым», а с напалмом. Жуткая вещь.

— Точно, с напалмом!

Игорь с трудом сдержался, чтобы не заорать на федералов и потребовать их умолкнуть. Они, очевидно, получали удовольствие от игры.

— Мне надо позвонить, — медленно и четко, дабы не сбиться на крик, проговорил Игорь. — Матери или отцу.

— Что вы им скажете? Папа, мама, я участвую в спецоперации на даче, не беспокойтесь за меня — так, что ли?

— Я скажу, что у меня все хорошо и не надо за меня волноваться.

Коваленко помотал головой.

— Исключено. Наша общая задача — минимизировать риск.

— Обычный звонок. Без конкретики.

— Игорь, кончайте клоунаду. Известно, что вы живете один и с родителями почти не общаетесь. Не прячьтесь за их спинами. Когда вы закупались материалами для бомбы, вы вряд ли ставили в известность мать или отца.

Игорь на секунду опустил голову и сцепил руки на затылке.

— Позвонить вам все же придется, — продолжил Коваленко. — Вы должны связаться с вашими товарищами и убедиться, что они завтра приедут. Безусловно, сделать это осторожно, не упоминая операцию.

— Никто не приедет.

— Если вы не выйдете с ними на связь, то не приедут. Неонацисты заподозрят подвох и все отменят.

— Мне все равно. Звонить я не стану.

— Когда вы лет так на шестнадцать присядете, все равно уже не будет. В колонии пожалеете о своем выборе. Особенно в колонии строгого режима.

— Никого я втягивать не стану!

Он решил для себя, что уж в этом вопросе и миллиметра не уступит. И так он сидит тут и обсуждает совместную операцию с Центром «Э», в результате которой федералов наградят премиями и медалями, а его самого — сто пудов — сольют. Заложить друзей? А какое дно ему предложат пробить в следующий раз? Подбросить наркотики? Стучать в колонии?

— У меня уже руки чешутся, — отозвался Сернов.

— Так почешите, я тут при чем?

Через плечо как будто ток пропустили.

Игорь испугался, что пальцы, засаженные под ключицу, проткнут его насквозь, а кость вырвут с мясом. Второй рукой Сернов надавил на голову, как на арбуз, который проверяют на спелость. Игорь изо всех сил сжал зубы, лишь бы не застонать. На миг ему показалось, что шея не сдюжит и переломится.

Когда Сернов ослабил хватку, Игорь посмотрел на Коваленко. Его взгляд выражал скучающее равнодушие.

 — Звонить я не буду!

Во второй раз Сернов подключил ноготь, который впился в основание шеи и, раздирая кожу, пополз к сонной артерии. Чтобы пересилить страх и боль, Игорь, как его учили, сосредоточился на них.

Ему точно лезвие вонзили в шею и теперь вели вверх с мясницким садизмом. Тупое и ржавое лезвие. Он во власти упырей, которых ничто не сдерживает. Если будет их воля, он в минуту кровью истечет. Они брезгливо отвернутся, вызовут младший состав, потребуют избавиться от хлама и вымыть пол…

Отпустил Сернов так же резко, как и начал.

— Что дальше? Убьете меня, да?

Коваленко извлек из ящика стола целлофановый пакет. Мятый, с налипшими внутри крошками.

— Пошуршите им, — прохрипел Игорь. — И паяльник притащите до кучи. Вдруг я мало испугался.

— Чего мне вас пугать? Вы и без того вон как разволновались.

Коваленко расправил пакет, дунул в него и протянул Сернову.

— Почему вы такие тупые! — закричал Игорь. — Да по моему голосу друзья сразу просекут, что дело нечисто. Они кинутся меня искать, позвонят правозащитникам, поднимут все контакты!

Коваленко кивнул. Сернов выдернул стул из-под Игоря, и тот рухнул спиной на пол. Стол скакнул перед глазами, позвоночник превратился в раскаленный столб. Не дав Игорю сориентироваться, Сернов развернул его на живот и уперся чугунным коленом в поясницу, переместив на это колено чуть ли не всю свою массу. Через секунду к горлу подступила тошнота от запаха бюджетной слойки на маргарине, навалившегося на Игоря со всех сторон. Чтобы его не вырвало, он задержал дыхание.

Он еще не начал задыхаться в тот момент, когда пакет сняли.

Коваленко склонился над Игорем и с любопытством смотрел на него.

— В ваших словах есть разумное зерно, — произнес федерал. — Ваш голос не излучает уверенности. Эта встревоженность может передаться и товарищам.

Ваших, ваш — до чего паскудно звучала эта выпяченная учтивость.

Сернов рывком поднял Игоря с пола и опустил на стул.

— Сейчас мы введем вас в курс дела и дадим инструкции, — продолжил Коваленко. — Не знаю, верите вы в Бога или нет, но на вашем месте я бы молился, чтобы банда не отказалась от плана.

 

 

* * *

Игорю вновь напялили на голову черный мешок и высадили на пустыре где-то на краю города.

Домой Игорь поехал на беспилотном такси. Не один, в сопровождении Сернова. Щипало исцарапанную шею. Ушибленный копчик ныл. Зато голова, как ни парадоксально, болеть перестала.

На одном из светофоров автомобиль остановился возле застекленной остановки. Краешек фонарного света выхватывал послание «A. C. A. B.», выведенное черной краской на мутном стекле. Игорь с радостью пожал бы руку стрит-ртисту. Отличный лозунг. Даже странно, что до сих пор никто из анархо-движа так сына не назвал. Асаб — классное имя.

Предполагалось, что утром Игорь, как и задумывал, двинется на дачу на рейсовом автобусе. Один оперативник приглядит за ним в маршрутке, второй встретит на даче.

Кто именно встретит? Обо всем узнаешь в свое время. Очень информативно, спасибо.

Главное — не винить себя за аммонал. Кто-то безнаказанно грузовиками ворует деньги и калечит судьбы, кого-то сажают за невинный комментарий в сети. Весь вопрос в том, попадешь ты на карандаш или нет. Если ты независим и инициативен, попадешь непременно, хоть святым будь. И тогда из тебя вылепят и террориста, и наркодилера, и врага народа. Вот за независимость себя и ругай.

Когда беспилотник довез пассажиров до дома, Сернов поднялся с Игорем и вошел вслед за ним в квартиру. Как и уславливались.

— Тебя к батарее наручниками приковать?

— Обойдусь.

— Тогда ложись спать. А я послежу, чтобы ты глупостей не натворил.

Сернов для острастки похлопал по кобуре у себя на поясе. Очевидно, федерал и сам боялся. Вот сбежит Игорь, позвонит кому-нибудь или оставит записку, тогда и Сернова примутся месить. Перестраховывался он, как последняя крыса, надо заметить. Ну и черт с ним.

Игорь прямо в верхней одежде забрался в постель и натянул одеяло до подбородка. В конце концов, не привезли же его домой, чтобы во сне горло перерезать. Можно, конечно, целую ночь ворочаться с боку на бок, терзаться, жалеть себя. И кому от этого лучше? Точно не Игорю.

Победой будет заснуть. Назло Сернову и гнилой системе. Пускай посторожат сон анархиста.

С этими сладкими мыслями Игорь отрубился.

 

 

* * *

До автобусной остановки Сернов шел поодаль и наблюдал.

И в маршрутку тоже сел. Развалился на переднем сидении рядом с бабкой и проехал весь путь со скрещенными на груди руками. Как будто обнимал себя и никак не желал отпускать.

Участок с латаным-перелатанным домиком, доставшийся Игорю по наследству от умершей бабушки, располагался на отшибе дачного поселка. Слева, за высоким забором из профнастила, пряталась от чужих взоров состоятельная семейка. Из-за забора то и дело доносились восторженный детский визг и веселая, но ранящая слух музыка. Отец семейства, в шлепанцах и закатанных штанах, иногда выходил за забор, чтобы покурить и похвастаться рельефным торсом. А в покосившейся хибаре через тропинку проводил выходные жалкого вида мужичок, худосочный и полуглухой. Он постоянно жаловался на кротов и без малейшего успеха ставил на них ловушки. Этих соседей Игорь мысленно прозвал Мажор и Минор. Позади, сразу за бабушкиным (Игорь так и не привык считать его своим) участком, размещалась дача милых старичков, которые наведывались на нее от случая к случаю и практически ничего не сажали. Земля справа пустовала, а за ней начинался осинник.

И правда, нападай не хочу.

Шагая от остановки к бабушкиному участку, Игорь вообразил, как в перелеске ошивается бон с биноклем. Самого же бона пасут пять-шесть вооруженных федералов из Центра «Э».

Сернов сначала отстал, а затем исчез из виду. Понимал же, что Игорь никуда не метнется.

Игорь меж тем гадал, как с ним свяжется новый оперативник. Постучит в дверь и вразвалочку забредет в дом? Прикинется незваным гостем? И нацикам, если они действительно следят, это не покажется подозрительным? Боны безмозглые, слов нет, но они же не слепые.

Ответ отыскался быстро. В узеньких сенях Игорь заметил чужие берцы и кожаную куртку на крючке. Через секунду перед глазами предстал здоровяк в бронежилете и с приметной кобурой на поясе. Незнакомец поднес к лицу надкушенное яблоко. С дерева сорвал.

— Не ждал? Здравствуй, преступничек.

Прозвучало с издевкой.

— Ну что, заколотилось сердечко? Меня Кирилл Евгеньевич зовут.

Заколотилось, да как.

Игорь задержал дыхание. Раз. Два. Три. Теперь легче.

— И что сказали соседи, когда вы вламывались в мой дом?

— Что значит «вламывался»? Оцени, какая аккуратная работа.

Замок, надо признать, в самом деле вскрыли чисто.

— И вообще я ночью сюда проник. Даже выспаться успел.

Кирилл (на Евгеньевича он не тянул) сообщил, что именно он вчера подвозил Игоря до отделения. Игорь пожал плечами и прошествовал сначала на кухню, а после и в тесную спаленку. Рухнул на скрипучий диванчик.

После завтрака Сернов велел оставить телефон дома, так что Игорь оказался изолированным под одной крышей вместе с насмешливым оперативником. Без друзей, без семьи, без связи, зато с доказательством своей вины перед системой. Аммонал тянул лет на пять, по самым скромным подсчетам.

Чтобы не раскиснуть, Игорь представил, что Кирилл — дальний родственник, который заявился без приглашения. Кто-то вроде троюродного дяди с сомнительной репутацией. Миндальничать с ним незачем, откровенничать также.

Дом, кстати, непрошеному гостю покидать тоже нельзя.

А Игорю можно.

Он наскоро облачился в дачные джинсы и футболку, взял с полки садовые перчатки и, сунув в карман связку ключей, вышел к своему конвоиру.

— Вы голодны?

— Пока нет, — сказал Кирилл, — а что?

Вместо ответа Игорь вытащил из тумбочки банку сгущенки и бросил оперативнику. Тот рефлекторно поймал.

— Открывалка в навесном шкафу. Хлеб с собой не привез.

— А ты куда?

— В огород.

— Так у тебя же ничего не растет.

— Что мне надо, растет.

На ходу надевая перчатки, Игорь направился к сараю.

Замок на двери как будто не трогали. Внутри тоже никаких намеков на проникновение. Инвентарь, сваленный в угол два года назад, потихоньку себе ржавел, с потолка свисали пучки сушеной полыни и мяты, а заветная банка из-под солений все так же покоилась за ящиком с инструментами. Точно и не наведывался никто. Поневоле заподозришь кого-то из своих.

На дачу к Игорю приезжали три друга.

Дима трудился инструктором в тире и водил их в лесные походы. Именно Дима скинул Игорю крутейшую методичку по выживанию от нижегородского полярника, а также научил разжигать костер, строить шалаш и мастерить удочку из подручных материалов. Игорь воспринимал Диму как старшего брата. Если уж он предатель, то остается лишь выколоть себе глаза, которые все проморгали.

Но Дима не предатель.

Юра так же, как и Игорь, нигде обстоятельно не работал, подвизаясь то в охране, то на стройке. Он знал массу циничных субкультурных анекдотов и был химиком-самоучкой. Не будь Игорь непримиримым атеистом, он бы утверждал, что Юра — химик от Бога, закопавший свой талант. Хотя Юра досконально разбирался во взрывчатке, зажигательных смесях и токсинах, обычную готовку ценил куда выше экспериментов с опасными веществами. Вкуснее всего у него получалась жареная картошка с грибами.

Практикующий децентрализацию Макс треть проводил в сети, а еще треть — за изучением мировой истории и теории анархизма и марксизма. Это было к месту в любых случаях. Любой неловкий момент или конфликтное затруднение Макс мог разрешить байкой про Дурутти или отсылкой к Ноаму Хомскому. Если верить Максу, ему предлагали контракты в корпорациях, но он предпочел остаться в памяти выгоревшим фрилансером, а не успешным специалистом в «Гугле» или «Газпроме».

Игорь даже думать не хотел, что кто-то из них скорефанился с Центром «Э».

В конце концов, федералы способны калечить чужие судьбы и не наследив.

Игорь спрятал банку с аммоналом в пластиковую лейку и вместе с ней вышел из сарая.

Путь на помойку лежал мимо овражка, заросшего колючим кустарником. Если кто-нибудь при исполнении перегородит дорогу и потребует открутить крышку лейки, Игорь спалится самым глупым образом.

С другой стороны, и в сарае не оставишь.

Кирилл, соблюдавший, по-видимому, конспирацию, за Игорем не увязался.

Коваленко что-то затирал о теракте в метро. Идиот, анархисты никогда рабочий люд не убивают. Это поклеп на антифа: сравнивать их с Брейвиком. Если ты не федерал, не бон, не продажный чиновник, не бесчестный деляга, если наркоту не подкидываешь и пытками показания не выбиваешь, анархистов тебе боятся нечего. В противном случае — извини. Ты сам выбрал темную сторону.

Без всяких препятствий Игорь добрался до овражка. Не снимая перчаток, извлек банку и высыпал серо-серебристый порошок в кусты внизу. Как будто прах из урны развеял.

Игорь планировал разбить пустую банку, но нашелся вариант интереснее. У мусорного контейнера стояла бутылка с недопитым энергетиком голубого цвета. Игорь с наслаждением прополоскал банку энергетиком и выплеснул в траву.

Используй подручные средства и рассчитывай на лучшее. Так учил Дима.

Жаль, Юры рядом нет. Он бы в красках расписал, что произойдет с остатками аммиачной селитры и алюминиевой пудры в ванне из голубой отравы.

Господа эксперты, ваш выход. Посмотрим, что вы там накопаете на деньги налогоплательщиков. Есть мнение, что ничего.

Повоюем еще.

 

 

* * *

Игорь нарвал крапивы и ополоснул ее из шланга.

— Где шлялся? — спросил Кирилл, едва Игорь переступил порог.

— Мусор выкинул.

— Не борзей. С этой минуты все действия согласовываешь со мной.

— Мне торчать дома, что ли? Подозрения навлекать, как вы любите выражаться?

— Все. Согласовываешь. Со мной. Ясно?

— Ясно.

— Повтори.

— Все действия согласовываю с вами.

К сгущенке оперативник не притронулся. Пока Игорь кипятил воду и резал крапиву, картофель, лук, Кирилл сидел в углу и безотрывно наблюдал. Точно сканером по спине водил или лазерным прицелом. Перед тем, как жарить лук, Игорь не вынес тишины и обратился к федералу:

— Чем будут вооружены боны?

— Без понятия.

— У вас крот среди них, нет?

— Не крот, а внедренный сотрудник.

— Вдруг они с молотками заявятся? Или с гвоздометами? Чем мне тогда защищаться? Вот этим? — Игорь потряс над ухом лопаткой для сковороды.

Боны, и раньше не представлявшие собой оплот здравомыслия, в последние годы утратили последние признаки рассудка. Переиграв в экшены, они закупались в строймаркетах пистолетами для забивки гвоздей и воображали себя героями альтернативной реальности. Зимой видео, где ростовская фашня начинила гвоздями связанного щенка, разошлось по сети, а весной, вдоволь натренировавшись, таким же способом расправилась с анархистом Кузьмичевым. Обез­движенному двадцатилетнему парню из Ейска всадили под кожу шесть десятков кассетных гвоздей.

Вместо разъяснений Кирилл все так же пялился на Игоря. Присыпанный специями лук шипел в масле.

— Может, вы почитаете пока? — не выдержал Игорь. — У меня от бабушки литературные журналы остались.

— Я не люблю читать.

— А вы попробуйте. — Игорь выключил огонь под сковородой и принес из спальни журнал. — Стихи там классные.

Кирилл для вида полистал и захлопнул.

— У меня на сериал-то времени не хватает.

— Что ж, у вас уважительная причина не интересоваться искусством, — сказал Игорь. — Вы стране служите.

Кирилл не повелся и не возразил.

За обедом он поинтересовался:

— Фашизм — это понятно. А почему вы, анархисты, против любых правых выступаете? Против умеренных националистов? Против тех, кто за здоровье русской нации, за традиционные ценности?

Игорь отложил ложку.

— Традиционные ценности — это как?

— Классическая семья, верность своему супругу, трезвый образ жизни — это не пустой звук. Почтение к старшим опять же. Преданность родине.

— Сильная держава с царем-батюшкой во главе, крестик на шее, щепотка Гитлера, — перебил Игорь федерала. — Между прочим, анархисты долбежку в очко тоже за доблесть не считают. И в большинстве своем не курят и не пьют. Так что пусть правые на нас не гонят.

— И все же почему вас корежит умеренная правая идея?

— Начнем с того, что правые, умеренные ли, нет, поголовно тупые, садисты и лжецы. Но это не главное. Важнее, что правые не только другим лгут, но и себе. Они верят в идеальное прошлое, когда все русские жили в мире и согласии. Когда царь заботился о народе, а народ чтил царя. Когда муж оберегал жену, а жена была крепким тылом для мужа. Дети вырастали похожими на родителей и передавали своим детям мудрость веков и поколений. Повсюду царило добро и благочестие, и каждый занимался своим делом. Правые верят в это прошлое и мечтают его вернуть. А такого прошлого никогда не существовало.

Игорь вновь принялся за суп. Тот безнадежно остыл.

— Почему вы против государства? — Кирилл не унимался.

— А вы разве за?

— То есть?

— Я-то думал, что, раз вы так дискредитируете государство своими зверствами, то уж точно его ненавидите.

Остроумно получилось. У федерала аж челюсть отвисла. На миг, не более, но как же классно это выглядело.

— И все-таки почему? Против государства, против власти?

Игорь снова отложил ложку. Все равно кусок в горло не лез.

— Я, безусловно, ценю и уважаю власть во всех ее проявлениях, — торжественно произнес Игорь. — Только вообразите, что бы мы делали без развитого института чиновничества. Без справедливой правовой системы, что единственная держит нас в рамках дисциплины. Без полиции, которая нас бережет. Для настоящего гражданина нет и не может быть иного пути, кроме как уважение власти и безграничное ей доверие и подчинение.

Закончил монолог, Игорь взял обе тарелки и выплеснул остатки супа за порог.

 

 

* * *

А в шесть заявился Макс. В красных кедах, со спальником и пенкой за спиной.

Завидев друга из окна, Игорь решил, будто ему померещилось. Они ведь собирались на даче лишь при условии полной договоренности. В субботу утром, перед поездкой, созванивались в чате, удостоверялись, что все в порядке. Ради хохмы такие сборы на даче называли саммитом. Если кто-то не выходил на связь, саммит отменялся. Легко запомнить, не?

Игорь выскочил навстречу Максу и зашипел на него:

— Вали отсюда, вали!

— Ты чего?

— Вали, говорю! — Игорь выталкивал друга с участка.

— Куда валить? Из России, что ли? — растерянно пошутил айтишник.

— Уезжай, потом объясню!

Макс на секунду застыл.

— Догнал! Это у вас розыгрыш такой.

Айтишник увернулся от толчков Игоря и проскользнул в дом.

Игорь вошел следом.

Медленно, почти обреченно.

— …так что не советую, — извещал новоприбывшего Кирилл. — У нас целый отряд в укрытии, тебя схватят. Даже до остановки не добежишь.

Макс обернулся и вопросительно посмотрел на Игоря. Тот отвел взгляд.

— Тебе же, Игорь Александрович, я ноги укорочу, если хоть раз еще сорвешься без команды.

Кирилл в пять минут изложил Максу диспозицию.

Отныне и ему вменялось в обязанность любые действия согласовывать с федералом. В противном случае, намекнул оперативник, анархистов привлекут за создание террористического сообщества. За особо тяжкое, куда страшнее изготовления и хранения взрывчатки.

— Илюха, а где Дима с Юрцом? — поинтересовался Макс, катая хлебный мякиш между пальцев. — Свалили?

— Их не было.

— Разве?

— Ты дебил? — не выдержал Игорь. — Мы не выходили утром на связь, вот они и не приехали. И ты зря приперся.

Макс пропустил «дебила» мимо ушей.

— Ты не выходил, верно. Это Юра передал, что ты ему звонил. И переслал в чат твое сообщение. Ты писал, будто у тебя сдох зарядник и ты будешь ждать на даче.

— Что за чушь? Поехал бы я без зарядника. Где это сообщение?

Макс полез в карман за телефоном, и Кирилл выставил перед собой ладонь и помотал головой.

— Никакой электроники.

Федерал потребовал, чтобы Макс выключил телефон. Айтишник нехотя послушался.

— Вот они, — Игорь кивком указал на Кирилла, — Юру и развели. Как ребенка. Да чего уж там, всех нас развели.

Пожав плечами, Макс бросил в рот комочек хлеба и отломил новый.

Игорь не понимал, почему друг не сыплет вопросами, почему не злобствует, не винит. Макс напоминал то ли аморфную медузу, то ли зайца, который, угодив в клетку, преспокойно грыз морковку, а не метался туда-сюда. Либо айтишник был оглушен, либо робел говорить при Кирилле. Либо игнорировал глубину задницы, в которой они застряли.

Допустим, уроды проникли в квартиру Игоря, по-быстрому взломали его телефон (там графический ключ, никаких хитростей) и набрали Юре текстовуху. Допустим. А как насчет того, что Игорь якобы звонил Юре? Центр «Э» подделал голос Игоря? Юра соврал? Макс соврал?

— И у тебя не возникли сомнения, когда ты прочел сообщение от меня? — поинтересовался Игорь.

— Никаких, — заверил Макс. — Твой стиль: коротко, вежливо, без смайликов.

— А сам Юра? А Дима? Почему их здесь нет?

— Мне откуда знать? Я получил сообщение и приехал. Зарядку, между прочим, привез.

В голосе друга чувствовалась обида.

И все же что-то не складывалось. Максим, собранный и осторожный, повелся на провокацию. Примитивную, как призыв перейти по ссылке и выиграть денег. Максим, который годами успешно уворачивался от крючков в Даркнете и обещал через месяц-другой взломать беспилотное такси, угодил в капкан, выставленный охотниками на самом виду.

— И Дима с Юрой тоже планировали приехать? — уточнил Игорь.

— Ну да.

— Сегодня?

— Илюха, ты меня в чем-то подозреваешь?

— Конкретизирую.

— Конкретизирует он. Это из-за тебя я тут очутился. В дерьме по уши.

Игорь устыдился. Вместо решения проблемы они с Максом собачились на глазах у государственника, прямым текстом грозившего пришить им терроризм.

Что, если боны и не думают нападать? Если это федералы собрали анархи­стов, чтобы те перегрызли глотки друг другу? А Игорь разоткровенничался: Дима, Юра, сообщения в чате. Тупейшим образом лепят дело себе же самим.

Но почему тогда никто, кроме Макса, не клюнул? Почему именно он, такой умный, прокололся и присоединился к Игорю? Какого на рожон лез?

 

 

* * *

Сидели на кухне. Поначалу гнетущую тишину нарушали только мухи и комары, затем Мажор с соседнего участка включил музыку. Что-то электронное и динамичное, скудное на мелодику.

В семь вечера Кирилл плотнее задернул шторы и зажег свет. Игорь углядел в сторонке черный чемоданчик, стильный и компактный.

— У вас там оружие?

Кирилл похлопал себя по кобуре.

— Это значит нет?

— Это значит, что вам нечего бояться, пока вы слушаетесь.

А ведь они могли его обезвредить. Кирилл, очевидно, трусит и потому спрятался в себя. Навалиться бы с двух сторон, обезоружить, связаться по мессенджеру с Димой и Юрой, написать родителям и правозащитникам…

— Чайник поставлю? — спросил Игорь у федерала.

— Пей воду.

— Я не могу распоряжаться у себя в доме, правильно понимаю?

— Никакого чая.

Что-что, а воспрещать они умеют. Кирилл даже голос не поднял. И без того его ответ прозвучал настолько решительно и жестко, что Игорь отложил затею с чаем.

Боится, что кипятком его обольют. Предохраняется. Соображает, что дорогое начальство использовало его как разменную монету и бросило его в логове против двоих противников. Вот и стращает, чтобы не потерять авторитет.

Жаль, Игорь нож после готовки убрал в стол.

 

 

* * *

В восемь Кирилл, уставший отбиваться от комаров, дал слабину:

— Парни, у вас спрей от насекомых есть?

— Не-а, — протянул Игорь. — Мы привыкшие.

Макс поколебался и сказал:

— У меня тоже нет.

Игорь догадывался, что друг врет. Макс всякий раз привозил с собой аэрозоль.

Кирилл улыбнулся, во второй раз за минуту проявив живые чувства.

— Тогда и я привыкну.

На секунду Игорю стало жаль федерала. Крепкий, выносливый. Стрессоустойчивый, как говорят в анкетах. Не жалуется, за день ни разу в сортир не сходил. Пригодился бы анарходвижу, а служит продажному государству. Средней квалификации холуй, обреченный остаться в тени.

В этот момент Кирилл выглядел уязвимым, если не слабым. Толстозадым, глупым, растерянным. Его преимущество, целиком обеспеченное служебным положением и пистолетом на поясе, казалось теперь шатким, если не призрачным.

Игорь задержал взгляд на друге, чтобы проверить, видит ли Макс то же самое. Макс встретился глазами с Игорем и тут же отвернулся.

 

 

* * *

В девять Игорь спросил:

— И когда вы поделитесь своими планами? Пора бы.

— Со мной свяжутся, и я раскрою детали.

— Когда с вами свяжутся?

— В течение трех часов.

— Какой-то размытый временной интервал, у вас нет такого ощущения?

— У меня есть ощущение, что вы пытаетесь выбесить.

Макс, до того, как аутист, отрешенный, вдруг подал голос.

— Вы ждете сообщения от сотрудника, верно? — уточнил айтишник. — Того, который к бонам внедрился. Он должен сказать, сколько человек нападут и когда именно. Я прав?

— Почти. Наш оперативник оповестит отдел, а отдел спустит информацию мне.

— Защищаться чем будете от бонов? — поинтересовался Игорь. — Огнестрелом?

— Убивать я никого не стану.

— А что станете?

— Все детали потом.

 

 

* * *

В десять Кирилл получил сообщение.

— Короче, они явятся втроем, — передал он. — Примерно в час ночи. Вооруженные молотками, ножами и металлической болванкой, чтобы выбить замок. Они тренировали взлом, так что справятся в момент. Войдут в комнату, и я их обезврежу.

С этими словами Кирилл открыл черный чемоданчик. Взору предстал стеклянный контейнер, внутри которого выстроились в ряд шприцы в форме дротиков, наполненные бесцветной жидкостью. Также в чемоданчике обнаружились респираторы, прибор ночного видения и компактные пистолеты с корпусом из белого пластика. Игорь догадался, что они для инъекций.

— Транквилизатор, отечественный, — прокомментировал Кирилл. — Дозы конские, но не смертельные.

— Внушает, — признался Игорь. — Что произойдет, когда вы их обезвредите?

— Задержим отморозков и предъявим обвинение в покушении.

— Что случится с нами?

— Если операция пройдет успешно? Вас поблагодарят за содействие органам. По делу вы пройдете исключительно как свидетели.

— И вам можно верить?

— Разве у вас есть выбор?

Кирилл велел имитировать подготовку ко сну. Игорь разложил в дальнем конце кухни раскладушку, Макс раскатал пенку и развернул спальник. Затем оперативник распорядился поодиночке выйти в сортир.

Очутившись за дверью, Игорь оценил обстановку. Ночь выдалась лунной, безветренной и как будто замершей, установившейся навсегда. Музыка за забором Мажора стихла. Минор прекратил надрывать худосочное тело в огороде и звякал посудой в доме. Милые старички, еще одни соседи, так и не приехали. Из осинника, затянутого темной пленкой, не доносилось ни звука.

Если драпать через дачи, то есть шанс добежать до станции, куда пристают речные суда. Там, у причала, Игорь однажды видел рыбацкую лодку. Если удрать на ней, эти кретины не сразу сообразят, как его ловить. Оттуда либо плыть по течению в город, либо что есть мочи грести к противоположному берегу, что лучше. Там заповедная зона с краснокнижными животными и лес. Август сухой и теплый, так только в плюс. Зря, что ли, Дима учил их выживать?

Может, и не зря, но бросать товарищей в беде Дима не учил.

Похоже, Кирилл не врет насчет бонов, иначе с чего бы ему столько транквилизаторов. Толковый у них план вырисовывается: и нациков поймать, и антифа зашкварить. Какие они к черту анархисты, если сотрудничают с госслужбами? Вынужденно, по своей воле — без разницы. Это все равно что в полицию устроиться или стучать за плюшки. До смерти не отмоются от позора.

Плюшки стукачам, к слову, полагаются исключительно черствые. Зубы сотрешь от таких подачек.

Сполоснув руки водой из умывальника, Игорь снова огляделся. Будь он один, свинтил бы отсюда. Честно, свинтил бы без колебаний.

Обиднее всего, что с Максом ничего не ясно. С кем он, за кого — не поймешь. Может статься, Игорь не убегает лишь из-за друга, который теперь ни разу не друг.

 

 

* * *

В одиннадцать часов Кирилл зарядил дротиками шесть пистолетов. На вопросительные взгляды федерал пояснил:

— На всякий случай. Вдруг по дозе не хватит.

— Поделитесь с нами, — предложил Игорь. — Тоже на всякий случай.

— Сколько раз стрелял из такого?

— Ни разу.

— В том-то и дело. Еще в меня попадете.

Игорь и Макс надели респираторы.

Кирилл сел на пол слева от двери, прямо под выключателем. Оперативник прислонился спиной к стене и выложил заряженные пистолеты в строгий ряд по правую руку от себя.

— Не паникуем, когда они заявятся. Не вскакивайте с мест и не носитесь по комнате, чтобы я вас случайно не подстрелил. Все ясно? Тогда вырубаем свет.

Прежде чем комната погрузилась во тьму, Игорь отметил про себя, что Макс, забравшись в спальный мешок, не застегнул молнию. Разумный ход, чью бы сторону айтишник ни принял. Сам Игорь накрылся покрывалом так, дабы при первой возможности отбросить его и на рывке преодолеть расстояние до спальни. Во-первых, совет не вскакивать с мест звучал вовсе не убедительно, а во-вторых, в спальне, под шкафом, хранился топор. Ржавый, от бабушки достался.

Кто-кто, а шакалы из Центра «Э» — последние люди на земле, кому бы Игорь доверил свою жизнь.

В темноте Макс стал ворочаться. Раздраженный Кирилл приказал соблюдать тишину.

— Вы вообще тут нелегально, — огрызнулся Макс. — Так что ваши команды меня не касаются.

Вскоре, правда, айтишник прекратил шуршать. Игорь подумал, не задремал ли Макс, и подал голос:

— Кстати, Кирилл Евгеньевич. — «Евгеньевич» прозвучало с издевкой. — Вы меня про умеренных правых спрашивали. Вспомнил я тут одного нацика активного. Гимадеев фамилия. Сам татарин чистокровный, зато за русскую идею глотку порвет и с имперским флагом позирует. Даже свечки в храме ставит за Россию. Вот такой вот герой. Воцерковленный.

На слова Игоря никто не отреагировал.

 

 

* * *

Сон наваливался, и голова тяжелела.

К тому же в респираторе Игорь чувствовал себя как в скафандре.

Дегенератская затея, в голове не укладывается. Не зная плана дома, ворваться и без лишнего шума забить до смерти энное количество молодых здоровых парней.

Дегенератская, но в духе бонов, следует признать. Они ведь не трусливые, просто с головой не дружат. Все сходится.

Окно со стороны Игоря выходило на дом Минора. Мужичонка также погасил свет и отправился на боковую.

Макс вертеться перестал. Успокоился, видимо. Как будто ему и не грозило прилететь молотком по черепу.

Игорь несколько раз щипал себя за предплечье, чтобы не заснуть. Чудилось, что минуло часов пять. До рассвета руку протянуть. Кирилл почешет репу, уберет заправленные шприцы обратно в контейнер и позвонит начальству. Нагрянет Коваленко, обыщет с собаками сарай и найдет там прекрасное, безупречное и изысканное ничего.

Все, что мог, Игорь сделал.

Впрочем, не все. Лукавил он. Выгораживал себя перед собой же. Он мог убежать, перечеркнуть свой статус исправного гражданина, который то ли содействует органам, то ли заискивает перед ними.

И еще Игорь с трудом признался себе, что боится ворочаться. Раскладушка скрипнет, и Кирилл, точно нянечка или воспитательница какая-нибудь, прикажет вести себя тихо. Игорь, конечно, возмутится, однако команды послушается.

Когда из сеней раздался оглушительный щелчок, Игорь аж подскочил и замотал головой, стряхивая дрему. Словно пробки выбило.

Макс зашуршал спальником.

— Ш-ш-ш, — прошелестел Кирилл. — Остаемся на местах.

Действовали нападавшие быстро, надо отдать им должное. Распахнули дверь в кухню и метнули дымовуху. Игорь успел отметить, что она самодельная. Дыма мало и какой-то негустой. Сами боялись отравиться.

 

 

* * *

Следующие события уместились секунд в десять.

Игорь залег за раскладушкой. Спальня с топором под шкафом оказалась такой же далекой, как и заповедная зона по ту сторону реки.

Щелкнул выключатель, и свет обрушился на глаза. Сквозь мутное стекло респиратора едва не ослепший Игорь разглядел, как рухнули два тела. Громко, точно с потолка свалились. Чьи-то ноги метнулись наружу.

Макс выкатился из спальника и дернулся вправо, подальше от эпицентра.

Ноги вернулись. Раздалось шипение, будто ножом выпустили воздух из огромного шара.

— Подъем! — воскликнул Кирилл. Голос звучал как из подвала. — Враг повержен.

 

 

* * *

Игорь поднялся.

В кулаке оперативник сжимал карманный огнетушитель и прыскал на потухшую дымовую шашку.

Нападавшие валялись как убитые. В черном с макушки до пят, даже лица спрятаны за балаклавой.

— Третьего на улице усыпил, — похвастался федерал.

Игорю почудилось, что он увидел у Кирилла ухмылку через респиратор.

— Что дальше? — спросил Макс.

Жавшийся до того к стене, он на секунду подался вперед.

Игорь слишком поздно заметил, что в правой руке у Кирилла заряженный дротиком пистолет. Последовал выстрел, похожий на плевок, и Макс без единого слова осел на пол.

Игорь, как идиот, смотрел, как Кирилл подхватывает очередную приготовленную инъекцию.

Стреляет в него.

И промахивается.

И только затем, когда федерал наклонился за последним, шестым, пистолетом, Игорь обрушил кулаки на твердую, как гимнастический мат, спину Кирилла. Оперативник отшвырнул Игоря, и тот поясницей налетел на стол. Посуда, звеня, опрокинулась.

Игорь, хоть и не удержал равновесие, из положения извлек максимум. Подцепив банку со сгущенкой, он ринулся в повторную атаку на Кирилла, ошеломленного такой наглостью.

Используй подручные средства и рассчитывай на лучшее.

Два удара пришлось по корпусу, два по затылку. Еще один раз — спонтанно и, судя по судорожному выдоху противника, болезненно — Игорь коленом въехал федералу в пах и аж взвизгнул от восторга.

Кирилл скрючился в три погибели. Чутьем понимая, что бронежилет защищает корпус, Игорь обратил кулак на шею оглушенного врага. Затем для надежности пнул размякшего негодяя.

Хоть бы он сдох.

Макс не подавал признаков сознания. Игорь принялся хлестать ладонями по щекам айтишника.

— Эй, очнись! Я его вырубил!

Макс не реагировал. Игорь не соображал, слышно его через респиратор или нет, и закричал:

— Дружище, эй! Посмотри меня!

Игорь поздно услышал шаги за спиной. Он не успел обернулся, когда в плечо ему всадили иглу.

— Надымили-то, надымили, — откуда-то с потолка спустился пугающе задушевный голос Коваленко.

Он схватил Игоря за шкирку, как большую куклу, и поволок в спальню. Игорь не понимал, почему он не сопротивляется. Веки налились свинцом. Тело отрубилось и потеряло связь с разумом и волей.

Хлопнула дверь. Коваленко нашарил выключатель. Тусклый свет заполнил все и окончательно придавил Игоря к полу.

Коваленко наклонился и снял респиратор.

— Что тут у нас? Неонацистская группа ворвалась в загородный дом к антифашистам. Антифашисты дали бой. Неонацисты применили взрывчатку и по глупости не рассчитали мощности взрыва. Шесть трупов. Какая поучительная драма.

Конечности не слушались. Игорь силился зачерпнуть воздух ртом, но рот толком не раскрывался.

— Да не дергайся ты, — ласково пролепетал Коваленко, снимая респиратор и с Игоря. — Тебе ввели миорелаксант. Много миорелаксанта. Это такая штука, расслабляющая мышцы. Ты все равно что парализованный сейчас. Честно говоря, удивлен, что твое сердце выдержало. Крепкое, значит, сердечко-то. Сопротивляется.

Коваленко, умолкнув на секунду, посмотрел Игорю в глаза. Заинтересованно, почти с азартом.

— Ты спросишь, почему трупов шесть, а не пять. Все потому, что Дима тоже приехал. Только мы его раньше усыпили. Теперь он к вам присоединится.

Это Центр «Э» бонов на анархистов натравил. Через провокатора натравили. И Юра предал. Террористы на террористов. Без камер, без свидетелей. Государство получит жирный повод взяться за радикалов всерьез. Усилят чистки, подключат немыслимые ресурсы. И все под одобрение прессы.

Коваленко встал.

— Мы пошли ставить взрывчатку. Когда бабахнет и разбудит соседей, нас здесь не будет. Прощай.

Игорь очутился в темноте. Вслед за конечностями онемели живот и шея. Воздух кончался. Игоря как будто душила невидимая рука, не оставляя ему ни шанса.

Дверь отворилась в последний раз, и Коваленко произнес:

— Зато ты героически погибнешь в схватке с неонацистами. Красиво звучит, не правда ли?

 

» Что такое отраженный свет, как его создать и эффективно использовать

 

Отраженный свет — действенный и одновременно легкий способ придать вашим кадрам визуальное изящество и естественность. Он может смягчить ваше освещение без использования дополнительных рассеивателей и стоек. Давайте рассмотрим, как правильно ставить и использовать его.

 

Отраженный свет — удивительно простая концепция построения освещения, однако она может мгновенно поднять ваше мастерство съемки на новый уровень. В этой статье мы рассмотрим, как отраженный свет может помочь улучшить ваши кадры так, как вы даже не могли представить.

 

Что такое отраженный свет

 

Отражение света — это процесс перенаправления светового пучка от основного источника света на отражающую поверхность, преобразовывая направленный и жесткий световой пучок и превращая его в зону мягкого света. Вы можете отражать свет от чего угодно, будь то белая стена, потолок или любая другая хорошо отражающая поверхность. «Отскакивая» от отражающей поверхности, ваш свет превращает эту поверхность в обширный источник распределенного, а не сфокусированного, света. Тем самым, отраженный свет обычно создает мягкий заполняющий эффект, что, безусловно, делает его более приятным для глаз.

Подробнее смотрите в видео ниже:

 

 

Создание и использование отраженного света

 

Отраженный свет идеально подходит для небольших помещений, в которых невозможно установить большое количество осветительного оборудования. Предположим, вы снимаете в тесной офисной обстановке. Вам необходим мягкий заполняющий свет, но у вас едва хватает места для установки света, не говоря о том, чтобы устанавливать в дополнительный рассеиватель. В такой ситуации отраженный свет просто незаменим.

 

Просто направляя свет в потолок или на ближайшую белую стену и используя их как источник света, вы заполните комнату приятным, мягким светом. Это невероятно простой процесс, который может дать выдающиеся результаты. Даже простейшая отражающая поверхность, используемая в качестве источника света, может сделать освещение вашего объекта съемки гораздо более кинематографичным.

 

В видео ниже на практике показан эффект от использования отраженного света, в сравнении с прямым светом, а также процесс создания простейшей и доступной отражающей панели:

 

 

 

Отраженный свет может действительно улучшить внешний вид вашей видеоработы. С ним очень легко работать, и во многих случаях он ничего не стоит. По сути, отраженное освещение сводится к пониманию того, что чем больше источник света, тем мягче его распространение.

Основные схемы света в студийной съемке

Виды освещения:

Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.

Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.

Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.

Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.

Основные схемы света в студийной съемке

1. Бабочка

В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.

2. Живописный свет

Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.

3. Треугольник

Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.

4. Теневой и светотональный полуоборот

При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.

5. Модуляция

Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.

6. Контровый свет

Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.

7. Каминный свет

В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.

8. Высокий и низкий ключ

Высокий ключ. Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ. В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.

9. Рефлексный свет

Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.

10. Лобовое освещение

Источник света расположен перпендикулярно плоскости лба. При этом положении лицо становится более плоским, пропадает объем. Но в некоторых ситуациях учитывая особенности лица модели подобная схема света может стать выигрышной.

Для получения более интересного результата схемы света можно сочетать друг с другом, дополнять и усложнять.

© Митронина Елена
www.mitru.ru

Видеоролики

Заполнить светом и видеозаписи

Заполнить светом и видеозаписи | Набор переходов оптических бликов. Альфа-канал в комплекте. Набор переходов для оптических бликов. Альфа-канал включен. Размытый огонь в камине в ЗАМЕДЛЕННОМ ВИДЕО HD. Расфокусированное горящее пламя заполняет рамку экрана. Четверть скорости. Сверхзамедленный снимок в низком ключе, на котором вода льется в стакан. Боке фон Густой дым заполняет небо солнцем в жаркий день.Набор оптических вспышек перехода. Альфа-канал в комплекте. Белый дым заполняет кадр на черном фоне. 04Красные звезды. Лучи звезд красные. Движение сквозь свет. Анимация лазерных лучей. Красные лучи звезд. Мерцающая абстрактная маска-заливка пламени Новогодний декор на столеАбстрактная анимация расширяющихся кругов — Фиолетовая петляКрупный план манящий поток дыма проникает в черную дыру, наполненную ослепляющим светом от прожектораЛуч света темных вод ищут движущуюся фиолетовую смесь чернилНовый год декора на столеВзрыв.Размытое освещение атмосферы на АЗС ночью Абстрактный фон 4k сфер в оттенках синего. Шары, как светодиоды, висят в воздухе, загораются и гаснут. Яркий стильный фон Густой дым от кальяна наполняет комнату голубыми лампочками, кружится в темноте, замедленная съемка, Full HD, пульсирующий свет, заполняющий комнату Gradated, медленное движение — листья на ветке светятся в лучах заката. Из-за кроны деревьев выглядывает солнечный свет, пространство заполняет яркий свет. Светящиеся линии. Срез фон Рабочий заполняет тачку солью Экстремальный крупный план светлого пива наливается в пивной бокал, много пузырей Дверь в темной комнате открывается и заполняет пространство ярким белым светом, концепция новых возможностей.Анимация. Абстрактный силуэт двери и замочной скважины с ключом внутри, монохромный. Растущие формы круга в спиральном движении — петля фиолетовый, движение сквозь свет. Анимация лазерных лучей. Анимация лазерных световых линийАбстрактные неоновые круги, созданные компьютером. 3D-рендеринг футуристического блестящего фона Наполнение стеклянной чашки чистой водой. Красивая игра в пузыри. Отфильтрованная жидкость Медленное движение пуховых разливочных машин, выбирающих пух с сенсорами, выборочный фокус Абстрактная композиция разноцветных шариков в воздухе, которые случайным образом загораются и отражаются друг в другеРазноцветные сферы в воздухе как простой геометрический темный фон со световыми эффектами. Кольцевая конструкция Комплект переходных оптических бликов. Альфа-канал включен. Пересечение линий, анимация нарезов и ломтиков — желтый контур Дымовой куб Кубовидный туман, заполненный объемной маскойАбстрактная яркая вспышка вихревых чернил с движущимися линзами Крупный план большого пластикового ведра, наполненного карамельным сыром, маслом, солью, жареной кукурузой, жареной кукурузой в кинотеатре, кинотеатром Анимация фрагментов — зацикленный радуга Человек вручную наполняет большое пластиковое ведро сыром, карамелью, жареной кукурузой, жареной кукурузой в кинотеатре cimena крупным планом много дыма Дым наполняет воздух мигающими огнями полицейских машин и машин скорой помощи, когда ночью медленно проезжают машины.Северная Калифорния Wildfire 2017 Дым заполняет горизонт Сан-Франциско, Калифорния, США. Новые легкосплавные диски для автомобилей и транспортных средств на темном фоне. Современное стальное оборудование для автомобилей. Дорогие светлые металлические диски из карбона. Роскошный дизайн. Подставка для чистых алюминиево-магниевых колес. Литой привод Рабочие руки меняют преформы до и после процесса предварительного нагрева. Производство пластиковых бутылок. Заполните много пены. Фоновые частицы отталкиваются движущейся линией — петля фиолетовая. Пульсирующий тусклый свет движущиеся красные чернила текут водой. Промышленный рабочий на заводе, сваривающем крупный план. Девушка в лесу, закрывает лицо рукой от яркого солнца. Быть в треугольнике цветных лучей.Девушка движется, изменяя расположение дыма, заполняющего треугольник. Цветные огни на черном фоне. Анимированный праздничный фон с цветными лампочками. Разрешение 4К. Стоковое видео на черном фоне. Праздничное конфетти кружит и заполняет весь кадр. квадратное конфетти, изолированные на черном фоне, плавно и медленно падает. оттенки фиолетового 2Дым заполняет фон движения экрана. 3D-рендеринг, 3D-анимация, альфа-матовый абстрактный состав из разноцветных шаров в плоскости, которые случайным образом загораются и отражаются друг в друге.Разноцветные сферы, такие как светодиоды, представляют собой простой геометрический темный фон со световыми эффектами. Атмосферное освещение размыто на АЗС ночью. Абстрактный фон с геометрическими фигурами. Бесшовные зацикливание / 4k-анимация абстрактного геометрического фона с произвольно зацикленными формами. переходной набор для стеклянных оптических бликов. Альфа-канал в комплекте. Праздничное конфетти кружит и заполняет весь кадр. квадратное конфетти, изолированные на черном фоне, плавно и медленно падает.Разноцветный 12Лампочка заполнена дымом от кальяна Черная краска заполняет экран. Полоски черной краски постепенно закрываются белым экраном. Отлично подходит для межкадрового перехода. Золотой прозрачный дым, хаотично кружащийся в пространстве и плавно покрывающий красную волшебную планету на фоне темного космоса. Медленное движение разливочных машин, выбирая вниз сенсорами, выборочный фокус

Использование Fill Light и Clarity

Инструмент Fill Light / Clarity упрощает осветление теней или затемнение светлых областей, не затрагивая другие части изображения.Вы можете точно настроить яркость и четкость недоэкспонированных фотографий или снимков, сделанных в условиях низкой освещенности, чтобы повысить резкость едва различимых, но важных деталей.

Вы узнаете, как:

  • Примените к фотографии Fill Light / Clarity .
  • Добавьте глубины фотографии с помощью Local Tone Mapping .
  • Добавьте рамку к фотографии.

Использование инструмента Fill Light / Clarity Tool

1. Откройте изображение, над которым хотите работать.
2. В Edit W orkspace выберите Adjust > Brightness and Contrast > Fill Light / Clarity . Открывается диалоговое окно Fill Light / Clarity .

3. Введите или установите значение в элементе управления Fill Light . Положительное число осветляет самые темные области фотографии; отрицательное число затемняет светлые участки фотографии. Нулевое значение сохраняет исходную настройку.
4.Введите или установите значение в элементе управления Clarity . Положительное число увеличивает детализацию; отрицательное число уменьшает детализацию и фокус.
Нулевое значение сохраняет исходную настройку.
5. Щелкните ОК .

Добавление четкости с помощью локального сопоставления тонов

Чтобы добавить глубину и четкость изображению, вы можете настроить градационную кривую изображения с помощью функции Local Tone Mapping .

1. Выберите Adjust > Brightness and Contrast > Local Tone Mapping .T he Открывается диалоговое окно Local Tone Mapping .
2. Введите или установите значение в элементе управления Strength . Используйте наименьшее значение, дающее удовлетворительный результат. Слишком высокие значения приводят к появлению на фотографии нежелательных артефактов.
3. Щелкните ОК .

Это отличный способ настроить глубину изображения и действительно увеличить насыщенность цвета.
после осветления фотографии с помощью инструмента Fill Light / Clarity .

Добавление рамки изображения

Чтобы по-настоящему превратить изображение в произведение искусства, вы можете добавить рамку или рамку для изображения вокруг него.PaintShop Pro предлагает десятки вариантов рамок для фотографий.

1. Выберите Image > Picture Frame .
Появится диалоговое окно Picture Frame .
2. В рамке группы Picture Frame выберите рамку из раскрывающегося списка.
3. В рамке группы Orientation выберите один из следующих вариантов:

  • « Рамка холста » — размер рамки под холст
  • « Кадр текущего уровня » — размер кадра соответствует текущему уровню

4.Выберите один из следующих вариантов:

  • « Рамка внутри изображения » — изменяет размер рамки в соответствии с размером холста изображения.
  • « Рамка вне изображения » — увеличивает размер холста для размещения рамки

5. Щелкните ОК .

Учебное пособие по трехточечному освещению

Три источника света: Key Light , Fill Light и Rim Light (также называемый Back Light), настроены для достижения классической голливудской схемы освещения, называемой трехточечным освещением .


Эта анимация GIF показывает роль трех огней.

Вот как их настроить в 3D-сценах:

1. Старт в темноте. Убедитесь, что нет источников света по умолчанию и нет глобальной атмосферы. Когда вы добавляете свой первый источник света, в сцене не должно быть другого источника света.

2. Добавьте свой ключевой свет. Key Light создает основное освещение объекта и определяет наиболее видимое освещение и тени.Ваш ключевой свет представляет собой доминирующий источник света, такой как солнце, окно или потолочный светильник, хотя ключевой свет не обязательно должен располагаться точно на этом источнике.

Создайте прожектор, который будет ключом. При виде сверху сместите Key Light на 15–45 градусов в сторону (влево или вправо) камеры. При виде сбоку поднимите ключевой свет над камерой так, чтобы он попадал на объект примерно на 15–45 градусов выше угла обзора камеры.

Ключевой источник света ярче любого другого источника света, освещающего переднюю часть объекта, является основным источником теней в вашей сцене и отбрасывает самые темные тени.Зеркальные блики активируются ключевым светом.

ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательно остановитесь и выполните тестовую визуализацию здесь. Ваша сцена с «одним светом» (только с ключевым светом) должна иметь хороший баланс и контраст между светом и темнотой, а также затенение, которое использует все оттенки серого между ними. Ваш «один источник света» должен выглядеть почти как окончательный рендеринг, за исключением того, что тени черные как смоль и имеют очень резкий контраст — см. GIF-анимацию в верхней части этой страницы, в то время как на ней виден только ключевой свет.

3. Добавьте заполняющий светильник (и). Заполняющий свет смягчает и расширяет освещение, обеспечиваемое основным светом, и делает видимым большую часть объекта. Заполняющий свет может имитировать свет неба (кроме солнца), вторичные источники света, такие как настольные лампы, или отраженный и отраженный свет в вашей сцене. С помощью нескольких функций для Fill Lights вы можете добавить несколько из них в сцену. Точечные светильники наиболее полезны, но можно использовать точечные светильники.

Сверху заливочный свет должен исходить под углом, как правило, противоположным, чем ключ — если ключ слева, заливка должна быть справа — но не делайте все ваше освещение на 100% симметричным! Заливку можно поднять на высоту объекта, но она должна быть ниже тональности.

Максимум Fill Lights может быть примерно в два раза ярче, чем ваш Key (соотношение Key-to-Fill 2: 1). Для более темных помещений используйте только 1/8 яркости ключа (соотношение Key-to-Fill 8: 1). Если несколько заливок перекрываются, их сумма все равно не должна конкурировать с ключом.

Тени от заполняющего света необязательны и часто пропускаются. Чтобы имитировать отраженный свет, подкрасьте цвет заливки в соответствии с цветами окружающей среды. Fill Lights иногда настраивается только на Diffuse (настроен на отсутствие бликов).)

4. Добавьте обод света. Обводной свет (также называемый задним светом) создает яркую линию по краю объекта, чтобы помочь визуально отделить объект от фона.

С вида сверху добавьте прожектор и поместите его за объектом, напротив камеры. С правой стороны поместите задний свет над объектом.

Отрегулируйте крайний свет, пока он не даст четких ярких контуров, выделяющих верхний или боковой край объекта.Рамочное освещение может быть настолько ярким, насколько это необходимо, чтобы добиться желаемых бликов вокруг волос или по бокам объекта. Rim Light обычно отбрасывает тени. Часто вам нужно использовать связывание света, чтобы связать крайние источники света только с освещенным основным объектом, чтобы он создавал световую полосу вокруг верхней или боковой части вашего объекта, не затрагивая фон:


Нет подсветки (слева), добавлена ​​подсветка (справа).

Вот и все. Трехточечное освещение может быть простой отправной точкой для освещения практически любого объекта.Пройдя по нему, в этом руководстве были представлены 3 основные визуальные функции, выполняемые источниками света в ваших 3D-сценах: Key Light, Fill Light и Rim Light. В более сложных сценах используются и другие типы источников света: практические источники света, отраженные огни, кикеры и зеркальные огни, которые служат другим визуальным функциям. В книге «Цифровое освещение и рендеринг» эти вопросы рассматриваются более подробно.

Словарь описания источников света по их визуальной функции — это то, что вы можете применить в любой сцене.Однако даже когда вы используете освещение Key, Fill и Rim, не думайте о трехточечном освещении как о предлоге для освещения по формуле или для того, чтобы каждая сцена выглядела одинаково. Каждую сцену вам следует начинать с рассмотрения того, что мотивировано, какие виды света действительно присутствуют в этой конкретной сцене. Обычно есть какое-то направление, откуда свет наиболее яркий, и именно там должен исходить Ключевой свет. Если объект подсвечивается сзади, то может быть ободок, в других случаях его нет. Наблюдение за фактическими цветами, тонами, контрастом и направлением реального света на самом деле сообщает, как создавать правдоподобные сцены в 3D.

В то время как в первоначальном первом издании «Цифровое освещение и рендеринг» была глава, посвященная трехточечному освещению (которое послужило источником вдохновения для этого руководства), в новом втором издании этот подход не акцентируется. Трехточечное освещение все еще рассматривается в главе «Освещение существ и персонажей», но оно рассматривается в контексте понимания различных визуальных функций источников света, которые обычно используются для освещения анимированных персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *