Разное

Второе обращение трезвучия: Обращение трезвучий.

Содержание

Обращение трезвучий.

Обращение трезвучий.
Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх. 

В результате обращения образуется новый родственный аккорд. Он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда. 

Давайте взглянем на пример: 
До — мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль) состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту.
Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:
1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до).
2. Вертанём наш аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми).
Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Нижнюю соль мы перенесём на октаву вверх, а в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли. 

Как называются обращения трезвучий?
Первое обращение называется секстаккордом.
Напоминаем, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64. 
Разные трезвучия дают разные обращения.  
Как уже известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру.
Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

 Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).  


Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа). 
Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия. 

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа). 
Обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:  


Можно ли строить обращения от звука? 
Как уже известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре).
Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.  Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения: Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др. ), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

​​​​​​​Триады второго обращения (шесть-четыре аккорда)

Второе обращение удивительно редко встречается в трезвучиях в обычной музыке. Причина в том, что эти аккорды звучат неустойчиво в тональном окружении. Сыграйте одну на клавиатуре. Вы чувствуете, что это необходимо решить? Если это так, переместите две верхние ноты вниз по шагам. Это лучше? Именно из-за этого ощущения обычные композиторы бережно относятся к этим трезвучиям. Они используют их только особым образом, чтобы они звучали нормально.

Поскольку мы анализируем эти аккорды в музыке и пишем их сами, мы хотим распознать эти специфические способы использования трезвучий второй инверсии. Для этого мы добавляем дополнительную метку под обычной римской цифрой и символом инверсии. Убедитесь, что вы всегда включаете эти новые метки, которые показывают тип.

Важные моменты:

  • Чтобы определить тип аккорда шесть-четыре, посмотрите на басовый голос.
  • При написании партии удвойте бас (квинту аккорда).
  • За исключением каденциальной шестерки-четыре, остальные могут появляться на любом аккорде, который может иметь смысл. Другими словами, римские цифры не состоят; голосоведущая форма есть.

Neighbor Six-Four (Pedal Six-Four)

Этот аккорд состоит из трех одинаковых басовых нот подряд или более длительных нот, в то время как два верхних голоса шаг за шагом переходят в аккорд шесть-четыре и вниз за шагом из аккорда шесть-четыре. Обратите внимание, что верхние голоса имеют форму соседнего тона.

Общий пример: I–IV 6 4 –I

  • Бас: До-До-До
  • Верхние голоса, каждая возможная мелодия в S.
    • До-До-До
    • Ми-Фа-Ми
    • Соль-ла-Соль

Под римской цифрой шесть-четыре добавляем следующую метку: N 6 4 .

Passing Six-Four

Этот аккорд состоит из трех нот подряд, которые восходят или нисходят пошагово, образуя переходной тон.

Типичный пример: I–V 6 4 –I 6 .

  • Бас: До-Ре-Ми
  • Верхние голоса, каждая возможная мелодия в S.
    • Mi-Re-Do (голосовой обмен с Bass)
    • До-Ти-До
    • Соль-Солнце-Солнце

Под римской цифрой шесть-четыре добавляем следующую метку: P 6 4 .

Каденциальная Шесть-Четыре

Хотя в этом аккорде есть До и Ми, он выполняет доминирующую функцию. Это всегда тоническая шестерка-четверка, которая сразу переходит в доминанту. Обычно ему предшествует преобладающий, например IV или II 9.0021 6

.

I 6 4 -V

  • Бас: Sol-Sol
  • Верхние голоса, каждая возможная мелодия в S.
    • Соль-Солнце
    • До-Ти
    • Ми-Ре

Обозначение Cadential Six-Four

Теперь, когда дело доходит до маркировки, есть две точки зрения, которые сходятся в основной предпосылке. Мы хотим признать, что этот аккорд имеет доминирующую функцию. Итак, как мы покажем это на нашей этикетке?

  • Одна идея, известная из книги Kostka/Payne Tonal Harmony , состоит в том, чтобы сохранить те же римские цифры, которые я использовал выше, а затем использовать скобку и еще одну V, чтобы показать их общую доминирующую функцию.
  • Другая книга, за которой следует наша книга Ройга-Франколи Гармония в контексте , рассматривает диссонансную природу этого момента как первичную.
    Он сосредоточен на мелодичном голосовом ведущем и использует цифры, похожие на те, которые мы видим при маркировке приостановок. Это дает нам одну римскую цифру V и добавляет 6-5 и 4-3 , чтобы показать мелодический спуск в два голоса поверх неподвижного баса. Версия с октавным скачком, показанная ниже, также распространена.

Выбор лейблов здесь может стать неожиданно горячим, если теоретики так невежливо поднимают этот вопрос. В любом случае, выберите тот, который, по вашему мнению, имеет смысл, и используйте его. Мне все равно, какой.

Шесть-четыре с арпеджио

Это просто означает, что вы видите квинту в басу в какой-то момент во время длинного продолжения одного и того же аккорда. Наверное, я больше никогда не буду упоминать об этом.

Поиск и обозначение шести-четырехаккордов в музыке

  1. Вы нашли мажорное или минорное трезвучие во второй инверсии.
  2. Затем посмотрите на басовую партию, включая два аккорда, окружающих аккорд шесть-четыре.
  3. Тогда у вас есть три варианта:
    1. Три одинаковые басовые ноты: Сосед.
    2. Три басовых ноты следуют за двумя ступенями повышения или понижения: Прохождение.
    3. У вас есть I 6 4 , за которым следует V: каденция.
  4. Обозначьте аккорд римской цифрой, меткой инверсии и меткой типа аккорда шесть-четыре.
9Теория 0000 — Почему существуют особые «правила» для использования трезвучий во втором обращении, но не для использования септаккордов во втором обращении?

Задавать вопрос

спросил

Изменено 2 года, 1 месяц назад

Просмотрено 281 раз

В классическом стиле есть три правильных использования трезвучия шесть-четыре (или иногда четыре; см.

Когда арпеджио-аккорды шесть-четыре действительно «реальны»?). Логика в том, что интервал кварты, исторически являющийся диссонансом, нужно правильно обрабатывать, когда он находится между басом и верхним голосом.

Так почему же эти же правила не применимы к септаккордам со второй инверсией, в которых также есть кварта между басом и верхним голосом? Единственная разница между ними заключается в том, что септаккорд со второй инверсией имеет треть над басом в дополнение к шестой и четвертой.

Другими словами, трезвучие второй инверсии должно быть проходящим, педальным или каденциальным шесть-четыре. Почему это не верно и для септаккордов со вторым обращением?

Есть ли историческая причина, по которой трезвучие трактуется иначе, чем септаккорд? Возможно, объяснение из традиции генерал-баса?

Или, возможно, они следуют тем же принципам, но современные учебники по теории не делают этого достаточно ясно?

  • теория
  • хорды
  • голосоведение
  • аккордовые обращения
  • консонанс-диссонанс

12

В гармонии баховского стиля «правила» диссонирующих четвертей в септаккордах, по-видимому, такие же, как и в трезвучиях. Но… x43 «на самом деле» использовался в этом стиле только как проходящий аккорд, поэтому кварта над басом считалась приемлемой, как и в прямом 64. Другие примеры, которые вы найдете в V43, — это басовые арпеджио (обычно с участием V65) — четвертое «правило», на которое вы ссылались, и, следовательно, тоже нормально. 43 нельзя использовать для замены каденциального 64 — попробуйте, вы будете настраивать модуляцию, отличную от вашей местной тоники. По той же причине ее нельзя использовать в качестве вспомогательной/педальной 64 замены. Эти «правила», конечно, не пережили 19-го века.век.

1

Из того, что я читал, единственное, о чем нужно беспокоиться, это обработка седьмой части (решать вниз по шагам) и корня (перемещать квинту вниз), избегая при этом параллелей. Это комбинация правил («общие процедуры» было бы лучшим названием) для трезвучий в обращении и разрешении септаконов. Можно следовать этим рекомендациям настолько точно, насколько это необходимо для получения желаемого звука. Вторая инверсия V43 получает красивое (довольно древнее) звучание мажорной сексты, расширяющееся до октавы при переходе к I.

Единственная особенность, по-видимому, заключается в том, что аккорды септаккордов третьего обращения (4-2) обычно разрешаются в триады первого обращения на квинту ниже (иначе септаккорд не падает). Вероятно, есть некоторые исключения.

Что касается четвертого в каденции V43-I53, следующая ссылка предполагает, что это «слабая» аутентичная каденция и не очень подходит для финальной каденции, но внутренне ОК. http://www.sfcmtheory.com/harmony_supplements/chap_08.htm

2

Правила всегда вытекают из практики определенной эпохи:

Трезвучие и его второе обращение возникли во времена Ренессанса и раннего такта (контрапункт и через бас), а тетрады и септаккорды были разработаны позже.

Если у вас есть 34-й проходной аккорд (вторая инверсия любой степени), то 3-я (= 7-я) будет вестись вниз, а 6-я (= ведущий тон) вверх, 4-я становится квинтой (отредактировано!) следующий аккорд, и бас продолжит свою линию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *