Разное

Упп лекции: Лекции по уголовному процессу.

Содержание

Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Конспект лекций.


Данный конспект представляет собой обновленное и переработанное с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 1 сентября 2014 года издание: «Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. 3-е изд. М.:, Питер, 2009. 160 с. Серия: «Завтра экзамен». Изложено краткое содержание авторских лекций по дисциплине «Уголовно-процессуальное право».

Конспект предназначен прежде всего для слушающих лекции автора студентов Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, Петрозаводского государственного университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Понятие уголовного судопроизводства и уголовного процесса

2. Цели и задачи уголовного судопроизводства

3.

Стадии уголовного процесса

3. Уголовно-процессуальное право: предмет, метод и система

4. Источники уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона

5. Уголовно-процессуальные функции

ТЕМА 2. ТИПЫ И ВИДЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1. Типология уголовного судопроизводства

2. Состязательный уголовный процесс и его виды

3. Розыскной тип уголовного процесса и его виды

4. Тип российского уголовного процесса

ТЕМА 3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1. Понятие и классификация принципов уголовного процесса

2. Принципы публичности и законности в уголовном процессе

3. Равенство сторон и независимость суда

4. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту

5. Презумпция невиновности

6. Непосредственность исследования доказательств и их оценка по внутреннему убеждению

ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1. Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса

2. Суд в уголовном процессе

3 Прокурор в уголовном процессе.

4. Следователь и руководитель следственного органа

5. Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания

6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец

7. Подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик

8. Защитник

9. Представительство в уголовном процессе

10. Соотношение процессуального положения эксперта и специалиста

11. Свидетель и понятой

12. Отводы.

ТЕМА 5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ

1. Понятие и характеристика процесса доказывания.

2. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу

3. Структура процесса доказывания: его уровни и элементы. Собирание, проверка и оценка доказательств

4. Понятие доказательств в уголовном судопроизводстве. Относимость и допустимость доказательств

5. Классификация и виды доказательств

6. Показания различных лиц как источник доказательств: понятие, предмет, особенности оценки.

7. Заключение и показания эксперта и специалиста. Особенности их оценки.

8. Вещественные доказательства

9. Протоколы следственных действий, судебного заседания и иные документы

10. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности. Преюдиция.

ТЕМА 6. МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ

1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, классификация, основания их применения

2. Задержание: понятие, цели, основания, мотивы, сроки, процессуальный порядок. Основания освобождения задержанного.

3. Понятие и виды мер пресечения, их отличие от иных принудительных мер в уголовном процессе.

4. Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

5. Подписка о невыезде и личное поручительство: понятие, основания, условия и порядок избрания и применения.

6. Наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, условия и порядок избрания и применения.

7. Избрание и применение залога как меры пресечения: понятие, условия и порядок. 8. Основания и условия избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу.

9. Порядок избрания и применения в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу

10. Сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения.

11. Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия.

ТЕМА 7. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ, ХОДАТАЙСТВА И ЖАЛОБЫ, СРОКИ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

1. Понятие, классификация и основания процессуальных решений. Их законность, обоснованность и мотивированность. Процессуальные документы: виды, содержание и форма.

2. Ходатайства и жалобы. Заявление ходатайств, срок рассмотрения, порядок разрешения. Обжалование действий и решений органов, ведущих процесс.

3. Процессуальные сроки: понятие, виды, значение и порядок исчисления.

4. Понятие и виды процессуальных издержек. Порядок их возмещения и взыскания.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ: ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ТЕМА 8. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

ТЕМА 9. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

1. Понятие и система предварительного расследования

2. Формы предварительного расследования

3. Понятие и виды общих условий предварительного расследования

4. Подследственность уголовных дел

5. Взаимодействие органов расследования

6. Общие условия предварительного расследования, связанные с его всесторонностью, объективностью, полнотой и быстротой

7. Общие условия предварительного расследования, связанные с обеспечением прав и законных интересов его участников

ТЕМА 10. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1. Понятие, виды следственных действий и общие правила их производства

2. Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент

3. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

4. Допрос. Очная ставка.

5. Предъявление для опознания и проверка показаний на месте

6. Производство судебной экспертизы

ТЕМА 11. ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

1. Понятие, значение, основания и условия привлечения лица в качестве обвиняемого

2. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Изменение выдвинутого обвинения.

ТЕМА 12. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Приостановление предварительного расследования: понятие, основания, условия и порядок.

2. Принятие мер по установлению лица, совершившего преступление, или местонахождения обвиняемого (подозреваемого).

3. Возобновление приостановленного предварительного расследования

ТЕМА 13. ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие и виды окончания предварительного расследования

2. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

3. Основания и порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

4. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами оконченного предварительного следствия

5. Обвинительное заключение

6. Деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением

ТЕМА 14. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ: СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ТЕМА 15. СТАДИЯ ПОДГОТОВКИ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ

1. Понятие и формы стадии подготовки к судебному заседанию

2. Порядок и основания принятия решений на предварительном слушании дела об исключении доказательств и возвращении дела прокурору.

ТЕМА 16. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ЕГО ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

1.

Понятие и значение судебного разбирательства. Виды общих условий судебного разбирательства.

2. Подсудность

3. Непосредственность, устность и гласность судебного разбирательства. Неизменность состава суда.

4. Участники судебного разбирательства

5. Пределы судебного разбирательства. Решения, принимаемые в судебном заседании, и его регламент.

ТЕМА 17. СТРУКТУРА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

1. Подготовительная часть судебного разбирательства

2. Судебное следствие

3. Прения сторон и последнее слово подсудимого

ТЕМА 18. ПРИГОВОР

1. Понятие и свойства приговора.

2. Виды приговоров и основания их постановления. Порядок постановления и провозглашения приговора. Содержание и форма приговора.

ТЕМА 19. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПРИ СОГЛАСИИ ПОДСУДИМОГО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ ОБВИНЕНИЕМ

ТЕМА 20. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ТЕМА 21. ПРОИЗВОДСТВО У МИРОВОГО СУДЬИ

ТЕМА 22. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

1. Понятие и значение суда с участием присяжных заседателей

2. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

ТЕМА 23. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

1. Апелляция в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела

2. Основания для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке

ТЕМА 24. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

ТЕМА 25. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

1. Кассация в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела.

2. Понятие, порядок и пределы производства в надзорной инстанции

3. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: понятие, основания, субъекты, порядок и сроки.

РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ: ОСОБЫЕ ПОРЯДКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ТЕМА 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ТЕМА 27. ПРОИЗВОДСТВО О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

ТЕМА 28. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

ТЕМА 29. ПРОИЗВОДСТВО ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРАВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Производство по возмещению ущерба, причиненного преступлением. Предъявление, обеспечение, доказывание и рассмотрение гражданского иска.

2. Реабилитация после необоснованного уголовного преследования или незаконного применения мер процессуального принуждения

РАЗДЕЛ V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ТЕМА 30. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СУДА С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

ТЕМА 31. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

1. Понятие и классификация национальных (исторических) форм уголовного процесса.

2. Особенности уголовного процесса современных западных государств


Введение

Изучение учебного курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» — задача не из легких. Она требует обращения к значительному количеству нормативных актов, учебной и научной литературе, правоприменительной практике. Поэтому настоящая работа не может заменить собой учебник, комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу и другие рекомендованные источники. Не может она заменить и сами учебные занятия. Мне как лектору, очень бы хотелось, что с помощью данного конспекта мы сможем сэкономить учебное время за счет того, что его обладателю не надо будет тратить время на запись основных определений, классификаций и другого базового материала, что мы сможем уделить больше внимания проблемным и интересным вопросам теории и практики.

В настоящей работе материал по уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу) представлен в простой и доступной форме – в виде конспекта лекций или вопросов и ответов. В обобщенном виде выделены все основные понятия, классификации и закономерности уголовно-процессуального права. Как говорится, большое видится на расстоянии. Поэтому в период изучения учебного курса с помощью этого конспекта можно систематизировать свои знания, получить подробный план ответа на учебные вопросы, подготовиться к занятиям и восстановить в памяти содержание прослушанных лекций.

В работе использован УПК РФ со всеми изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 2014 года.

Приглашаю также использовать материалы, размещенные на модерируемых мной сайтах «Уголовный процесс» (www.kalinovsky-k.narod.ru) и «Международная ассоциация содействия правосудию (МАСП)» (http://iuaj.net)

 

© Калиновский К.

Ничего не найдено для Wp Content Uploads 2018 08 %25D0%259B%25D0%25B5%25D0%25Ba%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F 3_%25D0%259F%25D0%25Be%25D0%25B4%25D0%25B1%25D0%25Be%25D1%2580 %25D0%25A3%25D0%259F%25D0%259F Instart %25D0%25Bf%25D0%25Be %25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25Bb%25D1%258C%25D0%25B4%25D0%25B5 Pdf

Данная политика конфиденциальности относится к сайту под доменным именем instart-info. ru. Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы (администрация сайта) или третьи лица могут получать, когда вы пользуетесь нашим сайтом.

Данные, собираемые при посещении сайта

Персональные данные

Персональные данные при посещении сайта передаются пользователем добровольно, к ним могут относиться: имя, фамилия, отчество, номера телефонов, адреса электронной почты, адреса для доставки товаров или оказания услуг, реквизиты компании, которую представляет пользователь, должность в компании, которую представляет пользователь, аккаунты в социальных сетях; поля форм могут запрашивать и иные данные.

Эти данные собираются в целях оказания услуг или продажи товаров, связи с пользователем или иной активности пользователя на сайте, а также, чтобы отправлять пользователям информацию, которую они согласились получать.

Мы не проверяем достоверность оставляемых данных, однако не гарантируем качественного исполнения заказов или обратной связи с нами при некорректных данных.

Данные собираются имеющимися на сайте формами для заполнения (например, регистрации, оформления заказа, подписки, оставления отзыва, обратной связи и иными).

Формы, установленные на сайте, могут передавать данные как напрямую на сайт, так и на сайты сторонних организаций (скрипты сервисов сторонних организаций).

Также данные могут собираться через технологию cookies (куки) как непосредственно сайтом, так и скриптами сервисов сторонних организаций. Эти данные собираются автоматически, отправку этих данных можно запретить, отключив cookies (куки) в браузере, в котором открывается сайт.

Не персональные данные

Кроме персональных данных при посещении сайта собираются не персональные данные, их сбор происходит автоматически веб-сервером, на котором расположен сайт, средствами CMS (системы управления сайтом), скриптами сторонних организаций, установленными на сайте. К данным, собираемым автоматически, относятся: IP адрес и страна его регистрации, имя домена, с которого вы к нам пришли, переходы посетителей с одной страницы сайта на другую, информация, которую ваш браузер предоставляет добровольно при посещении сайта, cookies (куки), фиксируются посещения, иные данные, собираемые счетчиками аналитики сторонних организаций, установленными на сайте.

Эти данные носят неперсонифицированный характер и направлены на улучшение обслуживания клиентов, улучшения удобства использования сайта, анализа посещаемости.

Предоставление данных третьим лицам

Мы не раскрываем личную информацию пользователей компаниям, организациям и частным лицам, не связанным с нами. Исключение составляют случаи, перечисленные ниже.

Данные пользователей в общем доступе

Персональные данные пользователя могут публиковаться в общем доступе в соответствии с функционалом сайта, например, при оставлении отзывов, может публиковаться указанное пользователем имя, такая активность на сайте является добровольной, и пользователь своими действиями дает согласие на такую публикацию.

По требованию закона

Информация может быть раскрыта в целях воспрепятствования мошенничеству или иным противоправным действиям; по требованию законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

Для оказания услуг, выполнения обязательств

Пользователь соглашается с тем, что персональная информация может быть передана третьим лицам в целях оказания заказанных на сайте услуг, выполнении иных обязательств перед пользователем. К таким лицам, например, относятся курьерская служба, почтовые службы, службы грузоперевозок и иные.

Сервисам сторонних организаций, установленным на сайте

На сайте могут быть установлены формы, собирающие персональную информацию других организаций, в этом случае сбор, хранение и защита персональной информации пользователя осуществляется сторонними организациями в соответствии с их политикой конфиденциальности.

Сбор, хранение и защита полученной от сторонней организации информации осуществляется в соответствии с настоящей политикой конфиденциальности.

Как мы защищаем вашу информацию

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения, ограничиваем нашим сотрудникам, подрядчикам и агентам доступ к персональным данным, постоянно совершенствуем способы сбора, хранения и обработки данных, включая физические меры безопасности, для противодействия несанкционированному доступу к нашим системам.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот сайт, вы выражаете свое согласие с этой политикой конфиденциальности. Если вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш сайт. Ваше дальнейшее использование сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Политика конфиденциальности не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем сайте и с которых могут делаться ссылки на сайт, а также ссылки с этого сайта на другие сайты сети Интернет. Мы не несем ответственности за действия других веб-сайтов.

Изменения в политике конфиденциальности

Мы имеем право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего сайта. Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем информацию пользователях, которую мы собираем. Используя сайт, вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Как с нами связаться

Если у вас есть какие-либо вопросы о политике конфиденциальности, использованию сайта или иным вопросам, связанным с сайтом, свяжитесь с нами:

8 800 222 00 21

[email protected]

8 советов, основанных на фактических данных, чтобы сделать ваши лекции более увлекательными и запоминающимися

«Лекция — это не ругательство», — пишет профессор образования Джесс Грегори, отвергая идею о том, что только обучение, ориентированное на студента, имеет смысл. Хотя длинные, непрерывные монологи в стиле «мудреца на сцене» все больше устаревают, направление учащихся к конкретным учебным целям с помощью доски и подготовленных заметок часто является наиболее эффективным средством для накопления знаний по содержанию и решения сложных тем. Это действительно вопрос правильного педагогического сочетания.

Согласно исследованию, есть благоприятный момент. В крупномасштабном анализе результатов PISA, проведенном в 2017 году для более чем полумиллиона учащихся, исследователи пришли к выводу, что «учащиеся с лучшими результатами получают сочетание обучения, основанного на запросах, и обучения под руководством учителя», при этом непосредственное обучение составляет чуть большую часть. успешного комплекса обучения. Между тем, исследование 2014 года показало, что когда учащиеся посещали занятия с упором на традиционные лекции, у них было в 1,5 раза больше шансов провалить курс, чем у их сверстников в классах, которые подкрепляли лекции разнообразными мероприятиями, такими как викторины с низкими ставками, групповые обсуждения, и проекты.

Хотя прямое обучение и лекции не являются полностью синонимами — учителя передают знания непосредственно во время групповых занятий и демонстраций, например, — лекция остается полезной основой прямого обучения в классах по всему миру. Тем не менее, у лекций есть некоторые очевидные недостатки: они могут быстро стать скучными или перегрузить студентов информацией, заставляя их терять концентрацию и отключаться. Вот восемь советов, которые помогут сделать ваши лекции более увлекательными, а материал — более запоминающимся, основанным на исследовании.

1. Повторить базовые знания

Студентам будет сложно увлечься вашей лекцией, если они не смогут ее понять с самого начала. В исследовании 2019 года исследователи обнаружили, что понимание темы учащимися серьезно затруднено, если они не достигают «порога знаний» — незнание 59 процентов терминов в теме приводит к «скомпрометированному» пониманию.

Простое повторение ключевых словарных терминов и понятий перед лекцией является полезным подспорьем, но есть и более структурированные способы закрепить базовые знания. Прежде чем перейти к новому материалу, Жанна Ванцек, бывшая учительница начальной школы, а ныне профессор педагогики в Университете Вандербильта, предлагает «навес понимания» — задание на повторение, которое включает установление связей с уже пройденным материалом, прежде чем задать широкий, увлекательный вопрос, который зацепит. ученики. Вы также можете показать вступительное видео, чтобы вызвать интерес к теме, а затем провести краткое обсуждение перед тем, как перейти к лекции.

Наконец, предварительные тесты удивительно эффективны, как показывает исследование 2018 года. Когда учащихся задают викторинам до того, как они познакомятся с новым материалом, они совершают продуктивные ошибки, которые пробуждают любопытство и заставляют их искать правильные ответы по мере развития урока.

2. Делайте перерывы — они важнее, чем мы думаем

Чем дольше вы говорите, тем больше учащихся будут пытаться сосредоточиться. В исследовании 2016 года исследователи пришли к выводу, что ученики начальной школы не могли сосредоточиться более 10 минут. Учащиеся средних и старших классов могут продержаться немного дольше, но знаменательное исследование 2011 года показывает ту же линейную зависимость между временем и запоминанием: материал, представленный ранее на лекции, запоминается более надежно, чем материал, представленный позже.

Кратковременные мозговые перерывы, такие как короткие упражнения, перерывы на осознанность или веселое занятие не по теме, чтобы стимулировать разговор, могут перезагрузить внимание учащихся и предоставить пространство для обработки новых знаний.

Такие перерывы имеют более важное значение для обучения, чем мы предполагаем. В исследовании 2021 года нейробиологи из Национального института здравоохранения пришли к выводу, что «многие, если не все» навыки приобретаются в автономном режиме во время отдыха, а не во время реальной практики». После изучения нового навыка время простоя позволяет мозгу обрабатывать информацию, что приводит к улучшению усвоения навыков и консолидации памяти. Вместо того, чтобы остыть, мозговая активность резко возросла во время перерывов: исследователи наблюдали 20-кратное увеличение нейронной активности между гиппокампом и неокортексом, областями мозга, отвечающими за память и высшие когнитивные функции.

3. Отметьтесь, чтобы убедиться, что вы справляетесь с заданием

Периодически уделяйте несколько минут проверке понимания учащимся. Эти пробные упражнения помогают выявить пробелы в понимании учащимися, ненадолго изменить динамику вашей лекции и дают возможность просмотреть материалы и закрепить информацию.

Вы можете попробовать быстрые тест-полоски, такие как популярный Muddy Moment, во время которого вы спрашиваете учащихся: «Что насчет этой информации, которая вас расстраивает или смущает?» или попросите студентов использовать жесты рук, такие как движение большого пальца вверх, вниз или в сторону, чтобы показать свое понимание концепции.

Краткие викторины с низкими ставками также чрезвычайно эффективны. В исследовании 2014 года учащиеся средних и старших классов, сдавшие практические тесты вскоре после урока, набрали в среднем на 18 процентных пунктов больше, чем их сверстники, которые этого не сделали, что эквивалентно почти двум полным буквенным оценкам. Исследователи в исследовании 2013 года предполагают, что во время викторины лучше, чтобы все учащиеся отвечали и задавали разные вопросы, начиная от фактических и заканчивая более сложными, потому что «повторение вопросов одного и того же типа может напугать учащихся». или родил их.

4. Slow It (Way) Down

Легко стать жертвой проклятия знаний, пишет школьный учитель Кристофер Редди. Вы можете быть экспертом в предмете, который преподаете, что может привести к предположениям о ясности ваших уроков. Попробуйте поставить себя на место своих учеников и явно проведите их через связи, которые могут быть очевидны для вас.

Каждое новое понятие требует, чтобы учащиеся освоили новую лексику, связали информацию с ранее изученным материалом, а затем сформулировали связное представление о теме. «Основной угрозой обучению во время лекции является когнитивная перегрузка, которая возникает, когда когнитивные требования ситуации превышают когнитивные способности студентов», — объясняет профессор психологии Уильям Сербин в исследовании 2018 года, указывая на «огромный объем новой информации на лекциях». как общий источник напряжения.

Студенты будут следить за вашей лекцией в разном темпе — многие все еще будут обдумывать информацию, пока вы представляете совершенно новую концепцию, — поэтому избегайте слишком быстрого темпа и делайте паузы, чтобы они могли наверстать упущенное, задать вопросы, закончить свои заметки и обработать материал.

5. Предоставьте записанные версии лекций

Традиционные лекции могут стать узким местом, говорит школьный учитель математики Карим Фарах. «Единый размер не подходит для всех в обучении; в лекции нет кнопки повтора, перемотки назад или вперед; и большая группа студентов зависит от одного учителя в доступе к обучению».

Поэтому вместо того, чтобы читать лекции перед своим классом, Фарах создает свои собственные обучающие видеоролики. Поскольку вовлеченность студентов падает после 6-минутной отметки, он разбивает видео на части, чтобы каждое из них касалось одной учебной цели или задачи, а чтобы студенты не просто пассивно смотрели его лекции, он встраивает вопросы в видео с помощью Edpuzzle.

Подход Фары, который можно использовать для замены или просто дополнения лекций в классе, основан на большом количестве исследований, показывающих, что обучающие видеоролики оказывают значительное влияние на обучение учащихся, в основном потому, что они гибкие и подходят для самостоятельного обучения. Например, в исследовании 2022 года исследователи обнаружили, что наличие простой кнопки паузы на видео может «предотвратить когнитивную перегрузку, если видео становится более сложным». Между тем, исследование 2021 года показало, что, хотя очные лекции часто изобиловали отступлениями и отвлекающими факторами, видео были сжатыми и, следовательно, «более эффективными по времени».

6. Используйте наглядные пособия и органайзеры для графики

Лекторы могут слишком полагаться на слова — ошибка, которая может снизить заинтересованность и понимание. Украсьте свою лекцию, представив информацию несколькими способами, например, устно и визуально, чтобы студенты могли более четко увидеть связи. Представьте, что вы пытаетесь объяснить, как работает двигатель, без наглядных пособий: то, что может занять несколько минут в устной форме, на диаграмме может занять несколько секунд. В исследовании 2015 года студенты, прослушавшие лекцию по физике и получившие наглядные пособия, набрали на контрольном тесте почти на 70% больше баллов, чем их сверстники, прослушавшие лекцию без наглядных пособий.

В дополнение к визуальным способам представления информации , вы также можете организовывать информацию лекций различными способами, чтобы улучшить понимание студентами. Например, в то время как модель солнечной системы может помочь учащимся запомнить порядок расположения планет, якорная диаграмма может служить ориентиром, помогающим учащимся изучить различия между планетами земной группы, газовыми гигантами и ледяными гигантами.

7. Свяжите работу с жизнью студентов

Студенты более восприимчивы к лекциям, когда они видят свое происхождение и культуру, отраженные в материалах, используемых в классе.

В ходе исследования, проведенного в 2019 году, исследователи обнаружили, что чернокожие студенты лучше реагировали на лекции, когда материалы содержали четкие ссылки на чернокожих, что привело к академической успеваемости, которая была почти на полную буквенную оценку лучше, чем у их чернокожих сверстников, которым были представлены материалы. который сосредоточился на белых людях. Тем временем исследование 2014 года продемонстрировало, что отсутствие разнообразия в образцах для подражания, представленных в школе, сигнализировало о том, кто принадлежит, а кто нет, обнаруживая слепое пятно, которое имело «далеко идущие последствия для выбора и успеваемости учащихся».

Перед лекцией проверьте подготовленные материалы и подумайте, отражают ли они разнообразие вашего класса. Вы можете использовать опрос учащихся, чтобы определить увлечения студентов, а затем включить соответствующие материалы в свою лекцию, например, статьи, тексты песен, выступления или короткие видеоклипы.

8. Будь самим собой, а остальное подтянется

Будьте осторожны с тоном и характером: демонстрация властного поведения может показаться отчужденной и заставить детей не обращать на вас внимания. Учащиеся предпочитают учителей с аутентичным разговорным стилем, показало исследование 2017 года, а страсть к материалу имеет большое значение. Учащиеся не только сообщают о более богатом и осмысленном обучении в такой среде, они также более охотно вкладывают время и усилия в урок, выходя за пределы своей зоны комфорта, чтобы усвоить материал.

Однако быть настоящим — это больше, чем просто быть самим собой. Это также сигнал для ваших учеников о том, что вы заботитесь об их благополучии. Не относитесь к лекциям просто как к передаче информации и сосредоточьтесь на том, чтобы освободить место для вашей общей человечности: поощряйте диалог, делайте короткие перерывы, чтобы вместе расслабиться, задавайте вопросы о том, что студенты чувствуют, когда вы проходите уроки, и проявляйте заботу, если они испытывают затруднения. . «Процесс подлинного обучения не должен быть более сложным, чем простые и прямые утверждения об уровне заботы и заботы, которые учитель проявляет к своим ученикам», — говорят исследователи.

Эффективные лекции – Центр передового опыта в обучении и преподавании

«Читать лекцию — это не просто стоять перед классом и повторять то, что вы знаете. Классная лекция — это особая форма общения, при которой голос, жесты, движения, выражение лица и зрительный контакт могут как дополнять, так и отвлекать внимание от содержания. Неважно, какая у вас тема, ваша подача и манера говорить неизмеримо влияют на внимательность и обучаемость ваших учеников».

Приведенная выше цитата взята из «Проведение лекции», главы классического труда Барбары Гросс Дэвис  Инструменты для обучения . Эта глава — отличный ресурс для обучения тому, как хорошо читать лекции. См. также статью Дэвиса «Подготовка к проведению большого курса лекций» в той же книге.

Основы

При планировании лекции помните, что у вас есть контроль или влияние на некоторые элементы вашей учебной среды (например, очные, онлайн):

  1. Визуальное сообщение  – Слайды и другие наглядные пособия, которые вы используете, могут либо дополнять, либо запутывать ваше устное сообщение, в зависимости от того, как вы их оформляете. Подумайте, как фотографии и другие изображения могут выступать в качестве метафор, делающих ваши мысли более запоминающимися. (Например, см. слайд-шоу «Основы лекций» выше.)
  2. Физическое присутствие  – Хотя некоторые инструкторы от природы одарены публичными выступлениями, мы все можем лучше осознавать и использовать свое физическое присутствие, чтобы лучше общаться с нашей аудиторией. (Посмотрите «The Act of Teaching: Theater Techniques for Classrooms and Presentations», чтобы получить ценные советы от Нэнси Хоуфек из Гарвардского университета по улучшению физического присутствия в классе.)
  3. Устное сообщение  – Независимо от того, готовите ли вы печатные конспекты лекций или импровизируете, слова, которые вы произносите, являются неотъемлемой частью вашей лекции.
  4. Заметки учащихся  – Студенты часто тратят больше умственной энергии на заметки во время занятий, чем на размышления о вашем содержании. Подумайте, как упростить учащимся делать заметки, чтобы они могли больше сосредоточиться на изучении вашего материала.
  5. Что думают студенты  – как говорят Анджело и Кросс в своей классической книге Методы оценивания в классе, «обучение без обучения — это просто разговоры». Как вы можете помочь своим ученикам мысленно разобраться с вашим материалом во время урока?
  6. Что говорят и делают студенты  – Имейте в виду, что даже на так называемом лекционном занятии вам не обязательно читать лекцию все время. Рассмотрите возможность проведения занятий в малых группах и для всего класса, которые могут повысить эффективность обучения ваших учащихся.

Эффективные визуальные эффекты

Книга Гарра Рейнольдса  Презентация Zen — отличное введение в эффективное использование слайдов в презентациях. Гарр также ведет отличный блог о презентациях. Некоторые ключевые моменты из презентации Zen :

  • Пожалуйста, будьте проще.  Слайды должны дополнять устное сообщение, а не отвлекать его ненужным визуальным беспорядком. Во многих случаях учащиеся должны иметь возможность просмотреть ваши слайды за секунду или две, а затем сосредоточиться на вас.
  • Ограничение количества маркеров и текста.  Имейте в виду, что ваши слайды, вероятно, не должны работать как телесуфлер. Ваши слайды предназначены для пользы ваших студентов. Если ваши слайды говорят почти все, что вы говорите, то ваши ученики не будут знать, на что им обратить внимание — на вас или на ваши слайды.
  • Используйте высококачественную графику.  Клип-арт, поставляемый с PowerPoint, несомненно, удобен (и более привлекателен визуально, чем раньше). Тем не менее, онлайн-источники бесплатных изображений с высоким разрешением могут иметь гораздо более значительное визуальное воздействие. Например, миллионы фотографий доступны для бесплатного использования в образовательных целях на сайте обмена фотографиями Flickr под лицензией Creative Commons.
  • Используйте соответствующие таблицы. Как любит указывать дизайнер-аналитик Эдвард Тафте, PowerPoint — не лучший инструмент для обмена сложной инфографикой. Если у вас есть сложная диаграмма или рисунок, которым вы хотите поделиться со своими учениками, часто полезно предоставить их им в качестве раздаточного материала. Более простые и элегантные диаграммы часто лучше работают в PowerPoint. Тщательно подумайте, какой тип диаграммы (круговая, вертикальная, горизонтальная, линейная и т. д.) лучше всего передаст идею, которой вы хотите поделиться со своими учениками.
  • Тщательно выбирайте шрифты. Шрифты без засечек часто легче читать на слайдах, чем шрифты с засечками. Слишком много разных шрифтов на слайде или в презентации могут отвлекать, поэтому постарайтесь ограничиться одним-двумя. Размер шрифта тоже имеет значение. Убедитесь, что ваши шрифты достаточно велики, чтобы их можно было прочитать в дальнем конце комнаты. И если вы делаете свои слайды простыми и ограничиваете использование текста, вы обычно можете использовать более крупные шрифты.
  • Проведите время в сортировщике слайдов. В этом представлении PowerPoint отображается до 20 или 30 слайдов одновременно. Когда вы начнете разрабатывать свою презентацию, это представление будет более полезным, чем представление по одному слайду по умолчанию, для структурирования и организации вашего контента.

Дополнительные мысли об этих и других предложениях Гарра Рейнольдса, а также примеры слайдов PowerPoint см. в его Десяти лучших советах по слайдам.

В качестве юмора просмотрите версию Геттисбергского обращения Питера Норвига в формате PowerPoint (приведена ниже), чтобы узнать, как испортить превосходную презентацию с помощью PowerPoint.

Интерактивные лекции

«Учитывая, что у студентов продолжительность концентрации внимания составляет от 15 до 20 минут, а занятия в университете длятся около 50 или 75 минут, преподаватели должны что-то делать, чтобы контролировать внимание своих студентов. Мы рекомендуем внедрить в ваш класс «изменение», чтобы перезапустить часы внимания».

Приведенная выше цитата взята из статьи Джоан Миддендорф и Алана Калиша «Изменение в лекциях». В статье описывается более 20 практических стратегий прерывания лекций мероприятиями, которые помогают поддерживать интерес студентов и способствуют активному обучению. Вот лишь некоторые из них:

  • Напишите вопрос  – Вместо того, чтобы просто сказать: «Есть вопросы?» попросите всех ваших студентов потратить минуту или две на размышления о прошедшей лекции и записать один или два вопроса на бумаге.
  • Think-Pair-Share  – После постановки достаточно сложного вопроса вместо того, чтобы просить добровольцев ответить на вопрос, дайте учащимся минуту молча подумать над ним. Затем попросите их объединиться в пары и обсудить проблему со своими партнерами. Затем попросите учащихся поделиться своими взглядами со всем классом.
  • Поиск иллюстративных цитат  – Попросите учащихся перечитать текст, чтобы увидеть цитаты, подтверждающие те или иные аргументы. Вы можете предложить всем учащимся обратиться к одному и тому же делу или разным учащимся рассмотреть разные аргументы.
  • Мозговой штурм  – В качестве перехода к новой теме попросите учащихся поделиться любыми мыслями, идеями, историями и т. д., которые приходят им в голову по исходной проблеме. Запишите эти идеи на доске, не анализируя их. После изучения концепций переходите к более критическому обсуждению.
  • Практика домашних заданий  – После лекции по заданию определенного типа дайте учащимся задание поработать на своих местах, которое напоминает виды заданий, которые они увидят в своем домашнем задании. Дав учащимся несколько минут на то, чтобы попытаться решить проблему, обсудите ее с классом.

Вот еще несколько идей для более интерактивных лекций:

  • Системы отклика аудитории («кликеры»)   – это обучающие технологии, которые позволяют преподавателям собирать и анализировать ответы учащихся на вопросы с множественным выбором (а иногда и со свободным ответом). ) вопросы во время урока. Как правило, преподаватель представляет предмет группе студентов. Учащиеся отправляют свои ответы на задачу, используя свои смарт-устройства, программное обеспечение на компьютере инструктора (или смарт-устройстве) отображает гистограмму, показывающую распределение ответов. Преподаватель использует эти результаты для принятия «на лету» учебных решений, отвечающих потребностям учащихся в обучении.
  • Обратный канал . Термин «обратный канал» относится к разговорам между учениками и преподавателями во время лекций и презентаций. Все лекции включают в себя некоторую форму обратных каналов, например, инструктор спрашивает студентов или болтовня между студентами в задней части аудитории. Однако онлайн-инструменты, такие как Twitter и Slack, предоставляют преподавателям полезные возможности для облегчения, направления и использования обратных каналов общения. Дополнительные идеи см. в сообщениях блога Дерека Браффа на обратном канале.
  • Своевременное обучение (JiTT)   – Нередко ожидается, что учащиеся «прочитают» на небольших курсах семинаров, заложив основу для обсуждений в классе. Этот метод менее распространен на курсах с большим набором учащихся, но многие преподаватели различных дисциплин приняли подход, называемый «Обучение точно в срок», который позволяет достичь этого. Основная идея состоит в том, чтобы учащиеся читали свои учебники перед уроком, возлагали на них ответственность за это с помощью тестов перед уроком или в начале урока, а затем планировали занятия в классе вокруг «выявления» и устранения неверных представлений учащихся — вместо «раскрытия» материал курса. Педагогические и технологические возможности для внедрения обучения «точно в срок» см. на сайте JiTT IUPUI (Университет Индианы и Университет Пердью).
  • Групповое обучение (TBL)   – Этот хорошо разработанный метод обучения похож на JiTT тем, что включает в себя использование предварительных заданий учащихся. Одна из основных идей заключается в том, что время занятий предназначено для того, чтобы учащиеся работали над проблемами или исследованиями конкретных случаев в постоянных командах, обычно состоящих из шести студентов в каждой. Учащиеся отвечают на вопросы о проблемах или тематических исследованиях индивидуально, а затем возвращаются к тем же вопросам всей командой. Оценки учащихся зависят от их индивидуальных результатов в этих викторинах, а также от их командной работы, что дает учащимся стимулы для изучения материала самостоятельно и со своей командой. Эта индивидуальная и командная работа способствует дискуссиям в классе. Дополнительную информацию о TBL см. на странице командного обучения CELT или на сайте TBL Университета Британской Колумбии.

Дополнительные идеи см. по следующему адресу:

  • «Советы для учителей: двадцать способов сделать лекции более интерактивными», ресурс Центра преподавания и обучения Дерека Бока при Гарвардском университете
  • «Смерть лекции», запись в блоге о том, почему лекции все еще так популярны , блогер Inside Higher Ed Анамария Дутчеак Сегестен.

Эффективное чтение лекций в штате Айова

Некоторые из наиболее эффективных преподавателей Университета штата Айова поделились своим мнением о создании увлекательных лекций в рамках отмеченной наградами серии преподавателей CELT. Посмотрите их видео, чтобы узнать о некоторых методах и подходах, которые они сочли полезными в своих курсах.
Множество способов эффективного обучения: вовлечение студентов в традиционную лекцию
Выдающийся профессор Пэт Тиль привлекает на свой курс квантовой механики студентов со всего кампуса. Она делится своими стратегиями по привлечению студентов, связывая их развивающееся понимание с основными понятиями, скрывающимися за сложными уравнениями в этой области, и как строить личные связи даже в классах с растущим давлением зачисления. Посмотреть видеозапись на канале CELT на YouTube.
Максимальное внимание студентов: низкотехнологичная эффективность в больших форматах лекций
Профессор истории Джон Монро строит увлекательные, динамичные лекции, используя повествование, убедительные визуальные эффекты и следующие схемы, чтобы провести 300 первокурсников и второкурсников через пять веков западной цивилизации. В своей презентации Монро продемонстрировал, как сопоставить общий курс, конкретные разделы и даже ежедневные лекции с принципами структуры рассказа, чтобы максимально привлечь внимание студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *