Разное

Украинская хата фото – Интерьер украинской хаты. Интерьер и декор. Добавила Елена Ярема — VilingStore.net

Содержание

Интерьер украинской хаты. Интерьер и декор. Добавила Елена Ярема — VilingStore.net


Украинская хата

Украинская хата имела некоторые отличия от русской избы. Она представляла собой жилище, которое именовалось хатой и имела надворные постройки, хозяйственного назначения.

Интерьер украинской хаты



Описание украинской хаты 19 века

Снаружи хаты обмазывались глиной. В середине XIX века украинские хаты поверх глины белились побелкой. Свидетельства того, что украинцы обмазывают все надворные постройки, и снаружи и изнутри, желтой и красной глиной, а затем белят по ней, оставили русские люди из Самарской губернии, в которой проживало множество поселенцев из Украины.

Интерьер украинской хаты

В русских домах глину не часто использовали для замазывания пазов бревен. Те же свидетели из – под Самары рассказывают, у украинцев трубы от печи отводятся в бок, к сенной стене. Их трубы дым выходит прямо в сени. Отверстие в трубе затыкается снаружи, в целях удержания тепла. Раз в неделю хохлушки вымазывают печь изнутри. Дома покрыты или соломой на глине, или одной соломой. Дома стоят тесно друг к другу и к надворным постройкам внутри усадьбы. Дома часто отапливаются кизяком, из – за недостатка дров.

Внутри хаты

– выглаженный земляной пол, небольшая печка по типу голландской. Часто печка примыкала к русской печи. Печь непременно белили мелом и расывали национальным узором. В центре хаты – стол под белой скатертью и деревянные скамейки. Передний угол обит обоями и украшен божницей. Иконы на ней в цветах . Стены украшены картинами с изображением государя, царской семьи, национальных героев. Обязательная принадлежность – зеркало , украшенное длинным вышитым рушником и сундук – скрыня. Концами в стены упирается шест, на котором висит одежда. Кроватью служат нары, приделанные к глухой стене дома.

Традиции украинцев

В традициях украинцев – хранение рушников, подаренных матерью. Вышитый рушник – одна из характерных черт быта этого народа. Как правило, рушник, это тканое или браное полотенце, используемое для украшения «божницы». Обычно рушник для этих целей выполняется с орнаментальной вышивкой двуглавыми орлами. В основном же рушники изображением своим свидетельствуют об этнической принадлежности к малороссам, и главным свидетельством является орнаментальный сюжет в вышивке. Это розетка, красная роза и черный лопух.

vilingstore.net

15 удивительных украинских хат-мазанок, простоявших 100-300 лет

Читайте также

Подборка этих домиков, особенно близка моему сердцу, так как собрана она на Подолье, моей малой родине. В одной из таких мазанок я провел свое раннее детство и с ними у меня связаны очень теплые воспоминания. Эту фотоподборку винницкий художник Владимир Козюк собирал 13 лет, за что ему огромная благодарность. Воспоминания фотохудожника приводит Rodovid. 

Читайте также:
Елена Шумилова о жизни в деревне (15 фото)
9 видов кровли из натуральных материалов
6 мифов о зеленых крышах
10 лучших натуральных домов из соломы и глины


Первую свою мазанку под соломенной крышей Владимир сфотографировал еще в 1996 году совершенно бессознательно. А за несколько лет эти дома художнику стали просто сниться. После таких снов он вставал и рисовал увиденное. В 2004 году он купил цифровой фотоапарат и начал целеустремленно искать и фотографировать все мазанки, которые еще остались.

Сегодня многих этих домов уже нет, зато есть фото, картины. Они хранятся во многих музеях Украины. С каждым из этих домов автор связал жизнь его жильцов.

с. Посохов, Муровано-Куриловецький район, Винница, Украина 2005 год.
Этот глинобитный дом дом под соломой вместе с бабушкой стал визиткой проекта Голодомор, огромный баннер висел в центре Киева. Примечательно, что дом просто оштукатурен глиной и нет белой известняковой штукатурки.


с. Дерешева, Муровано-Куриловецький район, Винница, Украина 2004 год.
Когда ее фотографировали этой мазанке было более 300 лет. Это один из двух старейших домов в Украине. Яркий пример надеждности каркасных глинобитных конструкций. Мазанка была с деревянного сруба на каменном фундаменте. Там уже и сруб окаменел. Сейчас этого дома уже нет. У него прогнил верх, залило дождями и дом завалился.


с. Якимовка, Оратовський район, Винница, Украина 2004 год. Хата деда Миколы.
Этой мазанке еще тогда было под сотню лет. Это не постановочное фото. Дед как раз рубил дрова, поднял голову. Он спросил: «сколько я вам должен, что вы меня сфотографировали?»
Здесь стоит обратить внимание, что стены плотно обшиты со всех сторон хворостом, это защищает его от влаги и сырости.


с. Вербовец, Муровано-Куриловецький район, Винница, Украина 22 апреля 2005 год. Хата бабы Нади.
Это очень красивый дом, где и сегодня живут люди с хлевом и погребом, все под соломой.


Теплицкий район, Винница, Украина, 2006 год
Здесь живет бабка-философ.

«Ее в селе странной считали, а для меня — вполне нормальная. Позировала мне для фото. Она рассказывала о депутатах: „они жадные, людей обижают. От того болеют диабетом, раком, потом деньги выбрасывают на лечение. А я живу себе в домике, никого не обижаю и мне хорошо“. Она свой дом снопами сама накрывала. Какое такое хитроумное снаряжение придумала, что эти снопы с помощью веревки и рычага сами на крышу вылетали. Она потом вылезала и привязывала их. У нее на огороде еще куча снопов стояла. Еще на два дома хватило бы.», говорит Владимир.


с. Рубань Немировський район, 2009 год. Хата бабы Марты
«В этом селе жила бабушка моей жены, так я й нашел эту домик. Бабка Марта — такая крохотная была. И хлев во дворе такой же маленький и двери входные. Рассказывала, что в этом году, как я у нее был, к ней в дом залезли соседи. Крупу забрали. А она залезла под кровать, чтобы ее не забили.», вспоминает Владимир.


с. Надднестрянское, Муровано-Куриловецький район, Винница, Украина

Одна из лучших мазанок: побеленная, обложена снопами. Хатка состоит из двух половин. В одной жила бабушка, что на фото, с дедом. А другая половина — это был хлев. Там жила собака.


с. Котюжинцы, Калиновський район, Винница, Украина 2004 год
Все стены плотно укрыты от снега и влаги снопами из кукурузы.

с. Дерешева, Муровано-Куриловецький район, Винница, Украина 2004 год.

с. Чернятынци, Калиновский район, Винница, Украина 2010 год.

с. Вивсяники, Козятинский район
Дом на возвышении, хорошо прогревается солнцем.

с. Дзюнькив, Погребищенский район, 2006 год

с. Чесновка, Хмельницкий район, 1998 год. Хата бабы Васьки


с. Жабеловка, Винницький район, 2008 год.
Последняя мазанка под соломенной крышей Винницкого района

с. Вербовец, Муровано-Куриловецкий район
Хорошо видно широкий выдвинутый фундамент, для того чтобы защитить дом от промерзания.

Посмотреть всю подборку можно на сайте Владимира Козюка. 

Сейчас многие технологии: глиняные штукатурки, крыши из камыша и соломы, каркасные дома — приходят к нам из Запада под видом очень дорогих и модных трендов, которые могут позволить себе только самые обеспеченные люди.

Но эти технологии строительства использовались у нас на протяжении многих веков и пусть эта подборка простых сельских мазанок будет подтверждением тому, что такие дома могут стоят и стоять долго. Давайте будем возрождать традиции строительства домов из местных материалов пока они еще есть, а не покупать привезенные за тридевять земель технологичные новинки, которые по большому счету взяты у нас. 

Loading…


m-ukraine.com

Украинская хата мазанка традиционное жилище южных славян



      Украинская хата мазанка является традиционным жилищем для южных славян. Впрочем такие жилища встречаются не только в украинских степях, но и в белорусских пущах, и на территории Польши. Она имеет несколько иное строение, в отличие от её северной сестры – русской избы, которую тоже иногда называют хатой.

      Впрочем эти различия вполне оправданны и объяснимы. Всё дело в климатических условиях. В самом деле, зима на севере Русской равнины длится на пару месяцев дольше. А морозы бывают гораздо суровее, чем на побережье тёплого Чёрного моря.

Мазанка – украинская хата

      Украинская хата – это чаще всего именно мазанка. Такой тип жилища представлен на всей территории Украины, а также в южных областях России. И связано это опять же с природными условиями. Ведь, чтобы построить русскую избу нужно много брёвен и других материалов из дерева.

      В южных, причерноморских степях, с лесом всегда было как то не очень богато. Поэтому местные жители приспособились строить свои дома используя минимум дерева. Стены украинской мазанки возводили из сплетённых веток, кирпича – сырца, или в лучшем случае, из половинок бревна.

      Затем всё это обмазывалось (отсюда и название – мазанка) глиной, или смесью глины с соломой, навозом или другим наполнителем. И в заключение строительства стены белились известью или, что чаще – мелом. И то и другое было белого цвета, поэтому стены и снаружи и внутри были белыми.

Белели мазаные хаты украинского села

      Эти белые хаты мазанки всегда были настоящими символами Украины. Их изображения и сегодня используют в предвыборных рекламных кампаниях. Их изображения буквально не сходят с агитационных плакатов.

      Эти белые стены так контрастируют с окружающим миром, что производят неизгладимое впечатление на творческие натуры. У многих известных художников, причём не только украинских, есть картины с изображением украинской хаты мазанки.

      Одним из них был Илья Ефимович Репин. В 1901 году он написал картину “

Украинская хата”. На ней он изобразил типичную украинскую хату и двор. Белые стены с маленькими оконцами и жёлтая крыша – вот она украинский сельский дом.

      Архип Иванович Куинджи в 1878 году написал картину “Вечер на Украине”. Картина написана в своеобразной манере, отличающей этого великого художника. На ней светлыми пятнами выступают беленые стены мазанок.

      А вот на картине Маковского В.Е. “Украинский пейзаж с хатами”, написанной в 1901 году предстаёт картина украинской природы. И спускаясь к реке по косогору, выстроились в ряд украинские хаты с белыми стенами и жёлтыми соломенными крышами.

 

Традиционный украинский сельский дом

      На всех картинах крыши домов имеют жёлтый цвет. Впрочем он может быть и светло коричневым и серым. Ведь они возводились из соломы, оставшейся после обмолота пшеницы. Но не только этот материал использовался для возведения крыш. Иногда таким материалом был камыш.

      Со временем материал крыши мог стать серым. Но на всех картинах его изображают именно жёлтым. Это очень красивое сочетание белого с жёлтым на фоне летней зелени. Вот такой он – настоящий сельский дом мазанка в украинской глубинке.

Роспись украинской хаты

      Иногда белизна стен украинской хаты кому нибудь надоедала и их превращали в настоящее произведение искусство. Причём орнамент на старых украинских хатах рисовался не просто так, а в соответствии с национальными традициями славян.

      Посмотрите на эти расписные стены. Стиль украинской хаты ни с чем не спутаешь. А если заглянуть внутрь, то удивлению не будет предела. Там те же узоры, что и снаружи. Вышиванки и рушники, наволочки и скатерти – всё в узорах. Такие же можно ещё иногда увидеть и в русской глубинке. Корни то у них одни.

 

      К сожалению, время властно над нами, и все сооружения подвержены разрушению. Да и прогресс не остановишь. Человек сегодня предпочитает жить в современных домах, в комфортных условиях. Украинская хата мазанка, как традиционное жилище южных славян, скоро останется только в музеях, оберегаемые его сотрудниками.

Чтобы получать новости сайта по электронной почте,
подпишись на нашу рассылку: подписаться

Понравилась статья? Жми на кнопку! Расскажи о новости друзьям.



Предыдущие записи в этой рубрике:



Оставить комментарий или два

dom-izba.ru

Украинские хаты. Подборка живописи.: lebedeva_mari — LiveJournal

Мицник А. Дорога домой.

Материал для строительства дома, внешний вид и способ устройства самой хаты напрямую зависел от местности и её особенностей. В северных губерниях, богатых лесом, чаще строили срубные, бревенчатые хаты, в южных, степных районах, широко использовали в строительстве глину, солому и камыш.

Титуленко Владимир. Материнская хата.

Большую роль в выборе материала играл также достаток семьи.
Самая простая хата – на деревянном каркасе. В землю вкапывались вертикальные столбы с продольными пазами, в которые горизонтально вкладывали всевозможные пиломатериалы: доски, бруски, половины брёвен, жерди, ветки и т.п. Между ними прокладывали солому, смешанную с глиной и, часто, с конским навозом.

Хмель Алла. Соняхи пiд хатою, Переяслав-Хмельницкий.

Для предохранения нижних частей дома от сырости, по низу, на расстоянии 35-40 см от стены, весь дом оплетали плетнём, высотой, обычно, не выше колена. Образующееся пустое пространство заполняли сухой песчаной землёй. Получившуюся ступеньку – призбу — обмазывали жёлтой глиной.
Весь дом, снаружи и внутри, по сделанным топором зарубкам, обмазывали сначала толстым слоем жёлтой глины, смешанной с навозом, половой и мелкой соломой. Когда первая смазка высыхала, смазывали второй раз, тщательно выглаживая пальцами. После полного высыхания второго слоя стены выбеливали белой глиной или мелом, придававшем хате опрятный и нарядный вид.

Чернышев Андрей. Украинская хата.

Четырёхскатную крышу – стрiху – укладывали из камыша или соломы, сжатой серпами и связанной аккуратными снопами («вшивають снопками»).
Снопки делали двух видов: более длинные «китицы» и короткие – «кулыки». Китицы укладывали по краю и углам крыши для защиты от течи; уступы, образующиеся в этом случае от наложения китиц одна на другую, называли щитами. Короткими плотными снопками – куликами — покрывали крышу по всем склонам. Часто на верхней черте соединения склонов насаживали такие же кулики, разделяя их пополам ниже связи снопка, отчего на самом верху крыши получался гребень.

Непийпиво Василий Игнатьевич. Усадьба.

Иногда крыши покрывали просто вымолоченной соломой, используя при этом так называемые перекладины или вязки – длинные брёвна, положенные в разных направлениях по крыше, для предохранения её от растаскивания ветром.
Солому использовали только ржаную, благодаря её прочности и устойчивости к гниению.

Пузырченко.

«Овсяная или яровая солома, мелко изрубленная в сечку, идет на корм скоту; гречишная солома годится только на поташ, а матушка рожь дает, во-первых, столько соломы, как уже никакое другое хлебное растение, а во-вторых, такую, что ее можно бы назвать нетленною, если бы что-нибудь было вечно под луною. Ржаная солома служит кровлей не один год, а до тех пор, пока не растаскают ее ветры… Такая крыша служит хозяину своему целые десятки лет (лет сорок)» С.Максимов

Хмель Алла. Хата с бароковым пояском.

На зиму стены обычно обставляли соломенными снопами — простой и эффективной защитой от холода.

Киселев А.А. Украинская хата. 1883.

Пол — долiвка — был чаще всего земляным, сверху густо обмазанным глиной. Уже позже сверху на землю стали укладывать дощатый настил.
Окна хаты украшали ставнями, окрашенными в красный или зелёный цвет.

Е.Волков.

Если достаток позволял, то хату строили срубную, закладную, из брёвен-кругляков. У такой постройки тоже не было фундамента. Брёвна клали на большие камни, вкопанные в землю, столбы или прямо на землю, присыпая их землёй, образующей небольшую завалинку – призьбу. Снаружи стены часто обмазывали саманом, затем обязательно белили, а призьбу подводили жёлтой или красной глиной.

Катерина Билокур.

Побелку и подновление стен проводили, обычно, три раза в год: к Троице, к Покрову и перед наступлением зимних морозов.

Борсук Ю. Бабушкина хата.

Потолочное перекрытие делали следующим образом. Посередине, поперёк дома укладывали большую балку – сволок. Сволок и края стен служили опорой для горизонтальных брёвен и потолка.

(c) текст http://bondarets.ucoz.ru/index/ukrainskaja_khata/0-35

Васильковский С.И. Казачий двор.

Крыжицкий Константин (1858-1911). С ярмарки.

Орловский Владимир Донатович.

Репин И. Украинская хата.

Маковский Владимир. Украинский пейзаж с хатами. 1901.

Алещенко Валерий. Украинская хата с подсолнухами.

Лавренко Леся. Украинские хаты.

Збруцкая Оксана.

Липатов А. Комета.

Слепченко Юлия.

Шаповал Юрий. Мгновение солнца.

Чуприна Ирина. Украинская хата.

Шилов Виктор Викторович. Украинская хатка. Казачий курень.

lebedeva-mari.livejournal.com

Украинская хата: история и традиции

Хата — традиционное жилище украинских крестьян. В то же время это интересное и оригинальное произведение народа, самобытное явление в истории архитектуры. На всей территории страны хате присущи удлиненная прямоугольная форма, четырехскатная крыша.

Читайте такжеИвана Купала-2017: история, обряды и традиции праздника

Классической для Украины считается трехкамерная хата, составленная из жилого помещения, сеней и кладовой. Но были и четырехкамерные, и двухкамерные, и «длинные хаты», где под одной крышей с человеческим жильем содержались хозяйственные помещения. Как правило, хаты строили из материалов, которые были под рукой, то есть с самых дешевых. В лесной полосе и в Карпатах с Прикарпатьем — это дерево, в лесостепной — дерево и глина, в степной — глина. На характер строительства влияли также местные этнографические особенности и социальные условия.

Побелка стен, которая бытовала везде, кроме северных районов Украины и Карпат, придавала украинской хате нарядность. Белизна стен хаты ярко контрастировала с зеленью садов. Приветливо выглядел из-под крыши «лоб» с двумя окнами.

Чтобы стены не мокли, а в жаркие летние дни в доме была тень, вдоль главного фасада в Украине, особенно на Полтавщине и Слобожанщине, делали навесы, опирающиеся на столбики.

Украинская хата славится красотой и своеобразием. Очертания ее выразительные, легкие и живописные. В архитектуре хаты слышится тяга народных мастеров к симметрии, к определенным ритмам. Это видно по размещению окон, главного входа, декоративных украшений.

За хатой бережно ухаживали. Она всегда была убрана, помазана, украшен, разрисована цветной глиной, утыкана цветами, ароматными травами.

Хата — не только жилье, но и святое место. В ее интерьере и всей организации внутреннего пространства отражаются многочисленные украинские народные традиции, символы, жизненные правила, обычаи и обряды. Считали, например, что хата давала полноценное убежище человеку только тогда, когда ее украсили цветами или рисованием. Магической силой наделяли огонь и его соответствие — красную краску. Красной полосой выше пола обводили стены. Образованный таким образом круг перекрывал доступ в дом всякой нечисти. Магическое значение имело и настенное рисование. Верили, что всевозможные красочные изображения, орнаменты могут отвлекать злую силу от людей.

Выбирая место для хаты, заботились, чтобы не построить ее на прежнем пути. Гадали. Тайно, чтобы никто не видел, насыпали на четыре угла будущей хаты кучки ржи, а утром проверяли, цели ли те. Если сохранились — хорошее место. Счастливым считали и такое место, где ложился скот. Большие надежды возлагали и на мастеров, на их добрую волю. Их хорошо угощали, щедро вознаграждали и одаривали.

Когда закладывали хату, в яму или замок в срубе клали деньги, зерно, чтобы в хозяйстве господствовали благосостояние и долголетие. Все это было своеобразной «строительной жертвой» за срубленные деревья, взятую у природы землю под хату. Если задобрить духов, по верованиям, в хате будут водиться деньги, добро и счастье.

Площадь в хате всегда рационально использовали. Каждый угол, смежные зоны имели определенные функции и заполнялись необходимыми в быту предметами. Так, спальная часть хаты — пол (постель) была за печью, в темном уголке; парадная часть (красный угол) — ближе к окнам и более освещена. Здесь стоял стол, над ним висели образы. Рабочее место было у печи и входных дверей, там клали топливо, продукты. Там же, слева на стене висел мисник для праздничной посуды.

Несмотря на свои основные функции — создание выгод для отдыха, хранения всевозможных вещей, отделка — предметы в интерьере выполняли и символическую роль. Например, стол выступал символом единства и прочности семьи. Совместная трапеза была главным событием. Стол в доме служил и как обрядовый предмет. На нем производили праздничные обряды, которые по верованиям, были залогом благополучия в семье. Его покрывали скатертью, на нем всегда лежал хлеб.

Печь с огнем в хате — вещь наиболее семейная, и с ней непременно связывали незыблемость семьи. Это был своеобразный «сборный пункт». Еще в дохристианские времена на Руси был обычай заключать брак у печи. Недаром же в свадебном обряде есть прощание невесты с домашним очагом.

Прообразом будущей новой семьи был в хате дочкин сундук, поставленный чаще всего между столом и постелью. В нем девушка составляла одежду, полотенца и украшения. Покидая после свадьбы родной дом, она вместе с сундуком вывозила и свое прошлое девство, частичку родительской хаты, обычаев, духовных и нравственных основ. Важное значение в хате имели порог и перекладины. Последний, как опора домашнего перекрытия, выдавался ее «надежным защитником».

tv.ua

Украинская хата — известные и неизвестные факты об украинском жилье

Казалось бы, столько фактов о традиционной украинской хате известно, столько научных и этнографических работ написано, но все же остается много неизвестных широкой общественности знаний об украинском жилье. Хата — не просто дом в котором проживала семья, это отдельная вселенная, где рождались, росли, влюблялись, женились, вели хозяйство и умирали. Так повелось, что для украинца построить дом означало не только залить фундамент и выложить стены, но и создать место для родового гнезда, родить, вырастить и воспитать в нем детей, добрыми, трудолюбивыми и верующими.

Наши предки были убеждены, что дом подобно символу дерева жизни и несет в себе те же черты, так скажем, завалинка символизировали корни этого самого дерева, стены соответственно — ствол, а крыша верхушку-крону. Возможно именно из этих соображений появилась традиция подводить завалинку черной краской или смолой, подчеркивая тем самым границу между потусторонним миром и миром живых, который олицетворялся белыми стенами.

Ново построенная изба становилась полноценным жильем только после росписи ее стен. Такая особенность обусловлена верованиями в сверхъестественные, демонические и злые силы, которые насылают всяческие беды, болезни, засухи, наводнения и другие неприятности и убеждениями, что яркие узоры смогут отвлечь и запутать нечистую силу, отводя тем самым ее от людей. Еще одной традиционной чертой в отделке украинского жилья и доказательством определенных мистических убеждений предков был обычай обводить красной полосой все стены чуть выше пола. Такая непрерывная полоса служила защитой от проникновения в дом злых сил, вроде магического круга, который неоднократно описывался в украинской литературе, в частности в романе Н. В. Гоголя «Вий».

Важнейшее место в доме — красный угол

С давних времен повелось считать важнейшим и святым местом в доме именно угол. Здесь всегда вешали вышитые рушники, писанки и другие важные атрибуты в обрядовых действах. С принятием христианства на Руси именно в углу начали размещать домашний иконостас, украшая иконы теми же вышитыми рушниками, которые служили доказательствам уважения и важности веры в Бога.

Все важнейшие события в семье проходили именно у Красного угла, и помолвка и благословение молодых, и свадебный посах молодых, и первая купель новорожденного члена семьи и прощание с покойным. В красном углу или как говорят на украинском языке «на покутти» за иконами хранили освященные реликвии: вербовую ветку с Вербного воскресенья, кусочек пасхального кулича с Пасхи, святой водой, страстную свечу и другие. На Рождество именно под образами ставился Дидух.

Значение порога в доме

Порог в традициях украинского народа также имеет большое значение с ним связан ряд различных верований и обычаев. С давних времен порог считается местом, где находятся предки, и связано это верование с первоначальным обычаем — хоронить умерших в доме под порогом. Именно из этих убеждений пошел ряд обрядов и обычаев связанных с порогом и призванных выразить уважение к предкам и заручиться их поддержкой. Так скажем, на Гуцульщине молодожены идя в церковь на венчание «отдавали честь» предкам гильцем (особо украшенным обрядовым деревцом), топориком, а в некоторых регионах наблюдается традиция застилать порог шерстяным ковром. Переступать порог молодожены должны обязательно правой ногой. Также с этими убеждениями связана традиция переносить невесту через порог дома жениха, чтобы не потревожить духов предков, и обезопасить молодую хозяйку от их недовольства.

Также у порога проходил обряд единения двух семей в свадебном действе, для этого мать невесты и сестра жениха становились на порог правой ногой, объединяли огни горящих свечей, целовались и только после этого обряда в дом заходил посах жениха и садился в углу.

При проведении похоронного обряда также сохранилась традиция трижды стукнуть гробом о порог, когда выносят покойника в последний путь, символизировав тем самым прощание со своим земным домом и родственниками. А для того чтобы душа усопшего спокойно отдыхала в потустороннем мире и не беспокоила живых зарубали порог со стороны от середины дома. В селах на Закарпатье, которые граничат со Словакией, существовала традиция задабривать духов отсечением головы петуха на пороге.

Интересно, но все мы привыкли от дедов-прадедов подметать дом от порога в Красный угол, и никто практически не задумывается почему именно так. Объяснение этого обычая довольно простое, подметать так надо, чтобы добро, благополучие и удача шли в дом, а не из дома. Также с порогом связаны некоторые обычаи и представления направлены по предохранения маленьких детей от влияния злых сил. Для этого перед тем как нести ребенка на крещение мать клала младенца на порог, застеленной перед тем, и трижды переступала через него. После того ребенка принимала кума, перекрестив брала ребенка и шла в сени, где под порогом лежал нож, переступала порог сеней. Далее кто-то посторонний доставал нож из-под порога и подавал матери через окно, таким образом ребенок заказывалось от плохого. Детей, которые часто плакали и были не спокойные купали на пороге задней двери.

На пороге гуцулы оставляли топор после обхода скота с хлебом, ладаном и медом на Святой вечер чтобы обезопасить скот от мора. Для защиты дома от ведьм к порогу прибивали осиновую палку. Также в некоторых регионах существовал обычай вырезать на пороге крест, чтобы уберечь дом от воров.

Не найдётся пожалуй ни одного человека, который бы не знал о подкове над порогом, которая олицетворяет собой роль оберега и талисмана на удачу и благополучие. Эта традиция повелась с тех времен когда лошади играли важную роль в жизни людей, когда они выступали главным признаком состоятельности и значимости в обществе. Даря подкову имелось в виду пожелание успеха, достатка, счастья и удачи.

Стол и печь в украинской хате

Само название «стол» тесно связана с понятием «стелить», то есть ставить блюда на что-то расстеленное. Это понятие пошло с давних времен когда славяне употребляли пищу с земли простелив ткань или подложив доску. Привычный нам стол появился значительно позже и в разных уголках страны выглядел по-разному. Где-то это были длинные доски на перекрещенных ножках, а где-то были популярны сундуки-столы, с крышкой, которая служила столом и подстольником в котором было удобно хранить вещи домашнего обихода.

Печь в современных домах встретить можно все реже и реже, и возможно в скором будущем наши потомки смогут узнать о печи только из литературы и рисунков, однако на протяжении многих веков печь была едва ли не центральным элементом в доме. Само название и значение слова «печь» общее для всех славянских народов и является производной от пещера, пещись. Дом начинал считаться жильем только после того как в печи вспыхивал огонь. До принятия христианства именно печь была центром дома, главным местом, с принятием христианской веры некоторые функции «очаг» передал Красному углу, но все же играла немаловажную роль в жизни и верованиях украинском.

У печи собирались посоветоваться, послушать рассказы, провести определенные обрядовые действия при вступлении в брак и не только. При сватовстве старосты и жених старались держаться как можно ближе к печи и втайне отковырять от нее кусок обмазки или кирпича, и положить в карман это было хорошей приметой, что сватовство пройдет успешно. Обычай девушке ковырять печь при сватовстве, отражал смущение девушки и попытки найти защиту у очага. В некоторых регионах девушки прятались на печи и сходила оттуда только в случае согласия на брак. На Черниговщине готовясь к свадьбе существовал обычай вычищать печь от пепла не кочергой, а веником, чтобы молодые жили богато.

После похорон было принято подержаться за печь, чтобы не бояться покойника и очиститься. Также считалось, что домовой имел свое собственное место на печи и чтобы не разгневать его, нельзя было в доме сквернословить. Это нашло свое отражение в народных пословицах и поговорках, как вот в этом например, «И сказал бы, дак печь в доме»

Огонь в печи считался священным, хозяйки оберегали его и относились с уважением. В печь нельзя бросать ничего нечистого, плевать или играть с ним.

Подытоживая все выше сказанное хочется сказать, что украинская хата олицетворяла мировоззрение и убеждения наших предков. Она была не просто местом, где жили люди, это было действительно родового единения, особый микромир со своими особенностями и сложившимися традициями, обычаями и правилами.

etnoxata.com.ua

Как выглядит украинское село — Самый сок! — ЖЖ

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются «можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят».

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка, Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не «рублёвка» для богатых — обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть «дачей» обычный сельский дом и 25 соток огорода.


Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим 🙂

Собственно «дачников» в селе мало, подавляющее большинство жителей — местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции — до столицы (Киева) — 300 километров, до областного центра (Полтавы) — 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) — 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село — самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками 🙂 Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут… кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень — здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу — клуб. Не уверен, бывают ли здесь «та-та-та-танці», но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче — клуб живой.

Рядом с клубом — памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот — он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Идём дальше. Несмотря на то, что в Устимовке живёт меньше тысячи человек, в селе работает и конкурирует за покупателя два продуктовых магазина, один хозяйственный и пекарня.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того — конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином — ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. 🙂

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже — здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт 🙂

Ещё раз подчеркну — это обычные дома обычных селян — кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной «трёхэтажной виллы» заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой «парк» справа.

На самом деле это «типа проспект», по бокам этого «парка» идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)…

… а мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры — всё это есть в селе, и для нас это плюс — когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами 🙂

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото, если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи «Arbeit macht frei».

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать — одно удовольствие 🙂

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото — небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони — здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени «разрухи».

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого — сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу 🙂 Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и «наделы» есть — 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта — вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус — их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село — дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки 🙂

Вот такое оно — украинское село. Когда говорят об «украинском духе» или «национальной идее», я всегда отвечаю — поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего парада вышиванок, тоже рекомендую.

ibigdan.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *