НОУ ИНТУИТ | Лекция | Использование языка Free Pascal для обработки массивов
< Лекция 10 || Лекция 5: 123456
Ключевые слова: массив, множества, temperature, определение, структурированный тип, список, матрица, free, Pascal, тип данных, перечислимый тип, переменная, константы, операция присваивания, ПО, операции, значение, блок-схема, Произведение, единица, алгоритм, if, сортировка, место, индекс, распределение памяти, нижняя граница, верхняя граница, Размещение, память, программа, цикла, функция, длина, MAX, основание, остаток, деление, формальный параметр, приложение, поле, метка, таблица
5.1 Общие сведения о массивах
В предыдущих главах мы рассматривали задачи, в которых использовались скалярные переменные. Однако при обработке однотипных данных (целочисленных значений, строк, дат и т. п.) оказывается удобным использовать массивы. Например, можно создать массив для хранения значений температуры в течении года. Вместо создания множества (365) переменных для хранения каждой температуры, например temperature1, temperature2, temperature3,… temperature365 можно использовать один массив с именем temperature, где каждому значению будет соответствовать порядковый номер (см. табл. 5.1).
№ элемента | 1 | 2 | 4 | … | 364 | 365 | |
temperature | -1.5 | -3 | -6. 7 | 1 | … | 2 | -3 |
Таким образом, можно дать следующее определение.
Массив — структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов одного типа.
Массив, представленный в таблице 5.2, имеет 7 элементов, каждый элемент сохраняет число вещественного типа. Элементы в массиве пронумерованы от 1 до 7. Такого рода массив, представляющий собой просто список данных одного и того же типа, называют простым, или одномерным массивом. Для доступа к данным, хранящимся в определённом элементе массива, необходимо указать имя массива и порядковый номер этого элемента, называемый индексом.Если возникает необходимость хранения данных в виде таблиц, в формате строк и столбцов, то необходимо использовать многомерные массивы.
Элементы массива | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
-1.5 | -3.913 | 13.672 | -1.56 | 45.89 | 4.008 | -3.61 |
В таблице 5.3 приведён пример массива, состоящего из трёх строк и четырёх столбцов. Это двумерный массив (матрица). Строки в нём можно считать первым измерением, а столбцы вторым. Для доступа к данным, хранящимся в этом массиве, необходимо указать имя массива и два индекса: первый должен соответствовать номеру строки, а второй номеру столбца, в которых хранится необходимый элемент.
Номера столбцов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Номера строк | 1 | 6. | 4.3 | -1.34 | 5.02 |
2 | 1.1 | 4.7 | 8.12 | 8.5 | |
3 | -2.4 | -6.2 | 11.23 | 8.18 |
После общего знакомства с понятием «массив», рассмотрим работу с массивами в языке Free Pascal.
5.2 Описание массивов
Для описания массива служат служебные слова array of. Описать массив можно двумя способами.
Первый — ввести новый тип данных, а потом описать переменные нового типа.
В этом случае формат оператора type следующий:type
имя_типа = array [ тип_индекса ] of тип_компонентов;
В качестве типа_индекса следует использовать перечислимый тип. Тип_компонентов — это любой ранее определённый тип данных, например:
type massiv=array [ 0.. 1 2 ] of real; //Тип данных massiv из 13 элементов, которые нумеруются от 0 //до 12. dabc=array [ - 3.. 6 ] of integer; //Тип данных dabc из 10 элементов, которые нумеруются от //-3 до 6. var x, y : massiv; z : dabc;
Можно не вводить новый тип, а просто описать переменную следующим образом:
Например:
var z, x : array [ 1.. 2 5 ] of word; //Массивы z и x из 25 значений типа word, которые нумеруются //от 1 до 25. g : array [ - 3.. 7 ] of real; //Массив g из 11 значений типа real, которые нумеруются от -3 //до 7.
Для описания массива можно использовать предварительно определённые константы:
const n=10; m=12; var a : array [ 1.. n ] of real; b : array [ 0..m] of byte;
Константы должны быть определены до использования, так как массив не может быть переменной длины!
Двумерный массив (матрицу) можно описать, применив в качестве базового типа (типа компонентов) одномерный:
type massiv=array [ 1.. 2 0 0 ] of real; matrica=array [ 1.. 3 0 0 ] of massiv; var ab : matrica;
Такая же структура получается при использовании другой формы записи:
type matrica = array [ 1.. 3 0 0, 1.. 2 0 0 ] of real; var ab : matrica;
или
var ab : array [ 1. . 3 0 0, 1.. 2 0 0 ] of real;
При всех трёх определениях мы получали матрицу вещественных чисел, состоящую из 300 строк и 200 столбцов.
Аналогично можно ввести трёхмерный массив или массив большего числа измерений:
type abc=array [ 1.. 4, 0.. 6, _ 7.. 8, 3.. 1 1 ] of real; var b : abc;
Дальше >>
< Лекция 10 || Лекция 5: 123456
Программирование на языке высокого уровня Паскаль
Упражнение 1:
Номер 1
Для указателей в Паскале определены операции:
Ответ:
 (1) сравнения на равенство 
 (2) сложения  
 (3) вычитания  
 (4) сравнения на больше-меньше  
 (5) присваивания  
Номер 2
Для указателей в Паскале определены операции:
Ответ:
 (1) сравнения на равенство 
 (2) ввода  
 (3) вывода  
 (4) умножения   (5) деления  
Номер 3
Для указателей в Паскале определены операции:
Ответ:
 (1) инкремента  
 (2) декремента  
 (3) деления  
 (4) присваивания  
 (5) возведения в степень  
Упражнение 2:
Номер 1
Для указателей в Паскале определены операции:
Ответ:
 (1) сравнения на больше-меньше  
 (2) инкремента  
 (3) cравнения на равенство 
 (4) ввода  
 (5) присваивания  
Номер 2
Указателю на конкретный тип данных можно присвоить
Ответ:
 (1) NIL
 
 (2) nul
 
 (3) другой указатель того же типа 
 (4) другой указатель произвольного типа  
 (5) 0  
Номер 3
Указателю на конкретный тип данных можно присвоить
Ответ:
 (1) переменную целого типа  
 (2) NIL
 
 (3) 0  
 (4) результат операции взятия адреса для переменной соответствующего типа 
 (5) константу целого типа  
Упражнение 3:
Номер 1
Указателю типа pointer можно присвоить
Ответ:
 (1) NIL
 
 (2) nul
 
 (3) другой указатель того же типа 
 (4) другой указатель произвольного типа 
 (5) 0  
Номер 2
Указателю типа pointer
можно присвоить
Ответ:
 (1) 0  
 (2) результат операции взятия адреса 
 (3) переменную целого типа  
 (4) константу целого типа  
 (5) переменную любого типа  
Номер 3
Для освобождения памяти в языке Паскаль применяются процедуры:
Ответ:
 (1) FreeMem
 
 (2) Free
 
 (3) Release
 
 (4) Erase
 
Упражнение 4:
Номер 1
Для освобождения памяти в языке Паскаль применяются процедуры:
Ответ:
 (1) Close
 
 (2) Delete
 
 (3) Dispose
 
 (4) DisposeMem
 
Номер 2
Для освобождения памяти в языке Паскаль применяются процедуры:
Ответ:
 (1) Mark
 
 (2) Dispose
 
 (3) MemFree
 
 (4) MemClose
 
Номер 3
Для освобождения памяти в языке Паскаль применяются процедуры:
Ответ:
 (1) Del
 
 (2) Dispose
 
 (3) FreeMem
 
 (4) Deallocate
 
Упражнение 5:
Номер 1
Для освобождения памяти в языке Паскаль применяются процедуры:
Ответ:
 (1) ReleaseMem
 
 (2) Dealloc
 
 (3) Release
 
 (4) EraseMem
 
Номер 2
Даны описания: type tarr = array[1. tzap.p[3]  Номер 3
Выберите операции, определенные для стекаОтвет:
 (1) удаление элемента из вершины стека 
 (2) удаление произвольного элемента  
 (3) поиск элемента  
 (4) удаление группы элементов из середины стека  
Упражнение 9:
Номер 1
Выберите операции, определенные для стекаОтвет:
 (1) занесение элемента в произвольную позицию  
 (2) добавление элемента в вершину стека 
 (3) корректировка произвольного элемента стека  
 (4) удаление группы элементов из середины стека  
Номер 2
Выберите операции, определенные для стекаОтвет:
 (1) удаление элемента из вершины стека 
 (2) удаление произвольного элемента  
 (3) занесение элемента в произвольную позицию  
 (4) добавление элемента в вершину стека 
Номер 3
Выберите операции, определенные для стекаОтвет:
 (1) поиск элемента  
 (2) удаление группы элементов из середины стека  
 (3) корректировка произвольного элемента стека  
 (4) добавление элемента в вершину стека 
Упражнение 10:
Номер 1
Выберите операции, определенные для очередиОтвет:
 (1) удаление элемента из конца очереди  
 (2) занесение элемента в конец очереди 
 (3) корректировка произвольного элемента очереди  
 (4) удаление произвольного элемента  
Номер 2
Выберите операции, определенные для очередиОтвет:
 (1) удаление элемента из начала очереди 
 (2) поиск элемента  
 (3) занесение элемента в произвольную позицию очереди  
 (4) удаление группы элементов из середины очереди  
Номер 3
Выберите операции, определенные для очередиОтвет:
 (1) удаление элемента из конца очереди  
 (2) занесение элемента в конец очереди 
 (3) удаление элемента из начала очереди 
 (4) поиск элемента  
Упражнение 11:
Номер 1
Выберите операции, определенные для очередиОтвет:
 (1) занесение элемента в конец очереди 
 (2) корректировка произвольного элемента очереди  
 (3) поиск элемента  
 (4) занесение элемента в произвольную позицию очереди  
Номер 2
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) при чтении элемент удаляется из очереди. 
 (2) при чтении элемент удаляется из списка.  
 (3) для стека определены операции выборки из начала и занесения в конец.  
 (4) в дереве поиска все ключи левого поддерева меньше, чем ключ корня. 
Номер 3
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) упорядочивание линейных списков большой размерности происходит быстрее, чем аналогичных массивов. 
 (2) в стеке допустим произвольный доступ к элементу  
 (3) удаление элементов из списка не допускается  
 (4) память под динамическую структуру данных выделяет компилятор  
Упражнение 12:
Номер 1
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) размер динамической структуры данных должен быть задан до начала работы программы  
 (2) динамическая структура данных занимает непрерывную область памяти  
 (3) стек реализует дисциплину обслуживания
LIFO
  (4) время доступа к элементу в бинарном дереве поиска пропорционально квадрату количества элементов в дереве  
Номер 2
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) при чтении элемент удаляется из очереди. 
 (2) в стеке допустим произвольный доступ к элементу  
 (3) двунаправленный список реализует дисциплину обслуживания
LIFO
  (4) очередь реализует дисциплину обслуживания
FIFO
 Номер 3
время доступа к элементу в бинарном дереве поиска пропорционально:Ответ:
 (1) десятичному логарифму количества элементов в дереве 
 (2) количеству элементов в дереве  
 (3) квадрату количества элементов в дереве  
 (4) двоичному логарифму количества элементов в дереве 
Упражнение 13:
Номер 1
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) при чтении элемент удаляется из списка.  
 (2) двунаправленный список реализует дисциплину обслуживания
FIFO
  (3) размер динамической структуры данных может изменяться во время работы программы 
 (4) время доступа к элементу в линейном списке пропорционально десятичному логарифму количества его элементов  
Номер 2
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) время доступа к элементу в линейном списке пропорционально двоичному логарифму количества его элементов  
 (2) линейный список реализует дисциплину обслуживания
LILO
  (3) при чтении элемент удаляется из очереди.  
 (4) в дереве поиска все ключи правого поддерева больше, чем ключ корня. 
Номер 3
Выберите все правильные утверждения.Ответ:
 (1) время доступа к элементу в линейном списке пропорционально количеству его элементов 
 (2) линейный список реализует дисциплину обслуживания
FOLO
  (3) при чтении элемент удаляется из стека. 
 (4) в очереди допустим произвольный доступ к элементу  
Главная / Программирование / Программирование на языке высокого уровня Паскаль / Тест 5
Динамические переменные и указатели в Pascal. Учебное пособие по программированию на Pascal 27 ноября 2022 г.
— Изучите динамические переменные и указатели на Pascal в учебном пособии по программированию на Pascal (7069)Понятия указателей и динамических переменных были. Идея динамической переменной заключается в том, что она создается во время выполнения и на нее ссылаются через переменную-указатель, в которой хранится местоположение динамической переменной. Список, длина которого до выполнения неизвестна, можно построить, создав каждый из элементов списка во время выполнения и связав их вместе с помощью указателей. Алгоритм, разработанный в главе книги «Принципы» для создания списка, многократно выделяет динамическую переменную, соединяет ее с последней в списке, вводит информацию и сохраняет ее в этой переменной. 9за которым следует тип динамических переменных, на которые могут ссылаться переменные-указатели этого типа. Предположим, мы хотим построить связанный список типа созданного по упомянутому выше алгоритму, где каждый элемент будет состоять из одной переменной INTEGER, которая содержит значение элемента, и указатель на следующий элемент в списке. .Next), и список создается, как показано на Рисунок книги «Принципы». Вторая часть программы CreateList выводит значения, хранящиеся в списке, как видно из этого вывода типичного запуска:
Введите целое число 12 Введите целое число 23 Введите целое число 34 Введите целое число 45 Введите целое число 56 Список элементов: 12 23 34 45 56
Pointer (computer programming) - Wikiwand
- Introduction Pointer (computer programming)
- History
- Formal description
- Architectural roots
- UsesC pointersUse in data structuresC arraysC linked listPass-by-address using pointersDynamic memory allocationMemory- сопоставленное оборудованиеИспользование в управляющих таблицах
- Типизированные указатели и Casting Value of Pointers
- Сделав указатели более безопасными
- Специальные виды указателей. языки программированияAdaBASICC и C++Обзор синтаксиса объявления Pointer-to-memberPointerC#COBOLPL/IDEiffelFortranGoJavaModula-2OberonPascalPerl
- См. также
- Ссылки
- Внешние ссылки
В информатике указатель — это объект во многих языках программирования, в котором хранится адрес памяти. Это может быть значение другого значения, расположенного в памяти компьютера, или, в некоторых случаях, значение компьютерного оборудования, отображенного в памяти. Указатель ссылается на место в памяти, и получение значения, хранящегося в этом месте, известно как разыменование указателя. В качестве аналогии номер страницы в указателе книги можно рассматривать как указатель на соответствующую страницу; разыменование такого указателя будет выполняться путем перехода к странице с заданным номером страницы и чтения текста, найденного на этой странице. Фактический формат и содержимое переменной-указателя зависят от базовой архитектуры компьютера.
Я действительно считаю операторы присваивания и переменные-указатели одними из «самых ценных сокровищ» информатики.
Дональд Кнут, Структурированное программирование, с переходом к операторам [1]
Указатель a , указывающий на адрес памяти, связанный с переменной b . На этой диаграмме вычислительная архитектура использует одно и то же адресное пространство и примитив данных как для указателей, так и для не указателей; такой необходимости быть не должно.Использование указателей значительно повышает производительность повторяющихся операций, таких как обход итерируемых структур данных (например, строк, таблиц поиска, управляющих таблиц и древовидных структур). В частности, копирование и разыменование указателей часто намного дешевле с точки зрения времени и пространства, чем копирование и доступ к данным, на которые указывают указатели.
Указатели также используются для хранения адресов точек входа для вызываемых подпрограмм в процедурном программировании и для связывания во время выполнения с библиотеками динамической компоновки (DLL). В объектно-ориентированном программировании указатели на функции используются для связывания методов, часто с использованием таблиц виртуальных методов.
Указатель — это простая, более конкретная реализация более абстрактного типа данных reference . Некоторые языки, особенно языки низкого уровня, поддерживают некоторые типы указателей, хотя некоторые из них имеют больше ограничений на их использование, чем другие. В то время как «указатель» использовался для обозначения ссылок в целом, он более правильно применяется к структурам данных, интерфейс которых явно позволяет манипулировать указателем (арифметически через арифметику указателя ) как адрес памяти, в отличие от магического файла cookie или способность, которая не позволяет такое. [ citation required ] Поскольку указатели позволяют как защищенный, так и незащищенный доступ к адресам памяти, существуют риски, связанные с их использованием, особенно в последнем случае. Примитивные указатели часто хранятся в формате, похожем на целое число; однако попытка разыменования или «поиска» такого указателя, значение которого не является допустимым адресом памяти, может привести к сбою программы (или содержать недопустимые данные).