Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
С защитными светофильтрами сталкивался, пожалуй, каждый фотограф. Их часто советуют при покупке камеры или объектива. Но когда они действительно нужны? Как ими правильно пользоваться?
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 1/2000 с, 15.0 мм экв.
Что такое защитный светофильтр, и чем он отличается от ультрафиолетового?
Из названия понятно, что такие светофильтры должны защищать переднюю линзу объектива от повреждений. Сегодня под защитными светофильтрами понимается два класса фильтров: защитные и ультрафиолетовые. Простые защитные могут маркироваться Protect, Clear, Neutral и другими вариациями, тогда как ультрафиолетовые имеют чёткое обозначение UV.
Защитный фильтр Nikon NC (Neutral Clear)
Во времена фотоплёнки защитные и UV-светофильтры были разными инструментами. Но сейчас ситуация изменилась. В чём разница между защитным и ультрафиолетовым светофильтром? Защитный не оказывает никакого влияния на свет, проходящий сквозь него, в том числе не задерживает лучи ультрафиолетового спектра, тогда как UV-фильтр лучи с такими длинами волн блокирует.
При съёмке на плёнку блокировка UV-лучей была крайне важна: фотоматериал был чувствителен к ультрафиолету, из-за чего кадры, сделанные в солнечный день, часто теряли контраст, уходили в голубые тона.
Фото с UV-фильтром. Никакого видимого эффекта фильтр не оказал, но появился блик.
Ещё пример кадра без фильтра и с ним. Как видим, снимки одинаковые.
Определить, где использован UV-фильтр, можно по блику от фонаря.
На матрице цифровой камеры уже есть ультрафиолетовый фильтр, поэтому какого-то видимого эффекта дополнительный UV-фильтр не оказывает, его функции тоже сводятся к защите передней линзы от повреждений.
Чтобы добиться хорошего контраста и избавиться от дымки, фильтры не нужны. Достаточно снимать при подходящем освещении, в режимное время.
Контраст, насыщенность цветов и объём изображения будут зависеть не от волшебных светофильтров, а от освещения. В поиске подходящего света и заключается работа фотографа.
При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на фильтры с маркировкой UV, у которых в характеристиках указано, какие длины волн они блокируют.
Если вы хотите не просто защитить объектив, но и получить эффекты (скажем, увеличить контраст или убрать дымку при съёмке пейзажа), возьмите поляризационные фильтры, которые во многих сюжетах позволяют улучшить снимки.
Негативные эффекты от использования защитного фильтра
Любое стекло, установленное на объектив, становится частью его оптической схемы. Даже самый лучший защитный фильтр будет негативно влиять на качество снимков из-за дополнительных бликов, переотражений, потери детализации.
Блик в кадре, вызванный защитным светофильтром
NIKON D810 / 35.0 mm f/2.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/250 с, 35.0 мм экв.
Часто фотографы снимают с жёстким боковым или контровым светом (например, рассветные, закатные сюжеты). В этот момент любой светофильтр ощутимо ловит блики. Чтобы раскрыть весь потенциал вашей техники, дать нормально работать мощному антибликовому покрытию современных объективов, стоит снимать без защитных или UV-фильтров.
Часто защитные фильтры дают блики при вечерних и ночных съёмках, когда в кадре много ярких городских огней. Этот кадр снят без фильтра на современный объектив NIKKOR Z 14-30mm F/4 S с мощным антибликовым покрытием на линзах, поэтому бликов нет.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 14-30mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4.5, 1/100 с, 25.0 мм экв.
Постоянное ношение защитного светофильтра на объективе — ошибка?
Иногда фотографы, купив защитный фильтр, сразу ставят его на объектив и не снимают. Это ошибка. Во-первых, качество снимков снижается: резкость падает, появляется много бликов. Во-вторых, иногда надолго установленный светофильтр просто «прикипает» к оправе объектива, и решить такой вопрос можно только в сервисе.
Сама по себе передняя линза современных объективов не такая уж и нежная. Часто производители наносят на неё защитные составы. В современных объективах Nikon используются покрытия ARNEO и нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat: они помогают избежать бликов и появления хроматических аберраций.
Кроме того, на объективы наносится прочное защитное фтористое покрытие.
Яркое солнце и контрастный сюжет часто приводят к появлению на фото множества бликов, особенно если объектив используется с защитным фильтром. На этом снимке бликов практически нет из-за мощного антибликового покрытия объектива NIKKOR Z 14-30mm F/4 S. Съёмка велась без защитного светофильтра.
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 14-30mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/500 с, 14.0 мм экв.
Благодаря ему с объективов легко скатываются брызги, убираются отпечатки пальцев. Да и чтобы оставить на линзе царапину, нужно либо сделать это специально, либо крайне небрежно относиться к технике. Если аккуратно пользоваться объективом и не носить его без крышки в дамской сумочке вперемешку с ключами, то вряд ли ему понадобится дополнительная защита.
Ещё один сюжет, который было бы невозможно правильно запечатлеть с защитным светофильтром.
На некоторых защитных светофильтрах (особенно в тонкой оправе) плохо держится крышка объектива.
Она может открепиться от объектива прямо в фотосумке и своими жёсткими рёбрами повредить защитный фильтр. Последний, не выдержав давления крышки, может лопнуть и поцарапать переднюю линзу объектива. Это реальный, причём не единичный случай из моего опыта.
Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв.
Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.
Но даже если вы хотите постоянно носить защитный светофильтр на объективе, его необходимо снимать при использовании других фильтров: поляризационных, нейтрально-серых. Во-первых, «бутерброд» из фильтров ещё сильнее снизит качество фото. Во-вторых, на широкоугольных объективах в кадр начнут попадать оправы светофильтров, формируя по краям снимка затемнение, виньетирование. Также защитный фильтр необходимо снять в случае съёмки с жёстким боковым или контровым светом, в вечернем городе, чтобы избежать бликов.
Затемнение, вызванное несколькими фильтрами, установленными один поверх другого при съёмке на широкоугольный объектив.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/400 с, 18.0 мм экв.
Когда необходим защитный светофильтр?
Защитный фильтр не носят на объективе постоянно. Его устанавливают тогда, когда есть реальная опасность повреждения передней линзы. К примеру, вы снимаете морской шторм или бурный водопад. В таком случае стоит использовать защитный фильтр, дабы вода (особенно солёная!) не попала на линзы объектива. «Пыльные» и «грязные» фотосъёмки (например, репортаж с соревнования внедорожников), съёмка общительных животных, которые норовят лизнуть ваш объектив — тоже поводы установить защитный фильтр.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.
Репортёры часто используют защитный фильтр вместо передней крышки объектива: можно положить защищённые фильтрами объективы в фотосумку без крышек, а потом быстро задействовать их в съёмке.
Защитный фильтр не страшно загрязнить или поцарапать, ведь это расходник: в случае износа его просто меняют на новый.
NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/125 с, 85.0 мм экв.
Как выбрать защитный фильтр?
Важно определиться с экономической целесообразностью такой покупки. Нет смысла покупать дорогой светофильтр для защиты бюджетного (например, «китового») объектива. В то же время недорогой светофильтр будет сильно снижать качество изображения, и в нём тоже нет смысла.
Съёмка без защитного светофильтра во избежание появления бликов от яркого фонаря.
Если защитный фильтр всё же необходим, определитесь с подходящим диаметром резьбы для светофильтров. Его указывают в характеристиках объектива и на обратной стороне крышки.
Диаметр резьбы под светофильтр часто указывают на самом объективе, он обозначается символом Ø. Также диаметр всегда указан на крышке объектива. В нашем случае — 67 мм. Если вы всё ещё не уверены насчёт диаметра резьбы под светофильтр вашей оптики, её всегда можно узнать в характеристиках объектива на сайте производителя.
Важно, чтобы светофильтр обладал антибликовым, просветляющим покрытием. Простой кусок стекла без такого покрытия будет сильно ловить блики и снижать контраст изображения. Как правило, «просветлённые» светофильтры, имеют в своём названии маркировку MC (MultiCoated). У различных производителей могут быть фирменные обозначения: например, DHG, MRC или HMC. Самые доступные защитные фильтры делаются не из стекла, а из пластмассы, их тем более стоит избегать.
Как определить качество антибликового покрытия, а следовательно, и качество самого фильтра? Положите фильтры на однотонную поверхность (лист бумаги) так, чтобы над ними находилась яркая лампа. Если на фильтре виден блик от лампы, её отражение, значит покрытие оставляет желать лучшего. В нашем примере самое качественное покрытие оказалось у правого фильтра, а самое слабое — у среднего.
Блик от светофильтра в центре фото
Если вы собираетесь использовать светофильтр на сверхширокоугольной оптике (короче 24 мм для полного кадра, короче 16 мм для камер с матрицей формата APS-C), выбирайте фильтр в тонкой оправе.
Так вы застрахуете себя от затемнения по углам кадра. Минус тонкой оправы — крышка объектива на ней держится слабо.
Упомянем производителей светофильтров, у которых сложилась хорошая репутация среди фотографов. Некоторые производители фототехники выпускают фильтры под своими брендами. Так поступает, например, Nikon, Carl Zeiss. Также есть фирмы, специализирующиеся на выпуске именно светофильтров: Hoya, Marumi, B+W, Rodenstock.
Бленда — аксессуар для защиты объектива
Возникает вопрос: а так ли хорошо защищает объектив светофильтр? Переднюю линзу, возможно, да. Но в большинстве случаев при падении удар приходится не на линзы, а на корпус объектива. Самой уязвимой частью объектива при этом будет выезжающий «хобот».
Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой
Если объектив с установленной блендой не помещается в фотосумку, её можно перевернуть. Большинство объективов позволяет это сделать.
Как же защитить объектив, при этом не ухудшив (а в некоторых ситуациях и улучшив) качество изображения? Ко всем объективам Nikon, кроме самых доступных «китовых» моделей, производитель поставляет в комплекте бленду.
Бленда — козырёк, который устанавливается на объектив и защищает его переднюю часть. Главное назначение бленды — защита от бликов. Самые неприятные «зайцы» в объектив попадают тогда, когда свет падает на линзы объектива сбоку. Бленда же закрывает их от бокового освещения.
Чем короткофокуснее объектив, тем короче у него бленда, ведь она не должна попадать в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но у них есть встроенная бленда. Она противостоит бликам и защищает большой передний оптический элемент объектива. Пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED
А ещё бленда демонстрирует отличные защитные функции. Она преграждает доступ к линзе с боков. Таким образом, например, будет сложно случайно оставить на объективе отпечатки пальцев или зацепить переднюю линзу, скажем, веткой дерева. За счёт упругой конструкции бленда ещё и амортизирует удары.
Так что защитить объектив при повседневном использовании можно и без дополнительных затрат, используя комплектную бленду.
Для «китового» объектива также более целесообразной покупкой станет бленда, а не светофильтр.
Даже у сравнительно доступного широкоугольника Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED имеется отличное антибликовое покрытие, и не стоит ему мешать делать своё дело, устанавливая защитные фильтры.
Подведём итоги
Защитные и UV-светофильтры не улучшают качество снимков и часто являются причиной снижения резкости, контраста, появления нежелательных бликов.
UV и защитные фильтры не оказывают никаких художественных эффектов на цифровой кадр. Если нужны эффекты, обратите внимание, например, на поляризационные фильтры. Защитные и UV-светофильтры не стоит носить на объективе постоянно, только в случае необходимости: при съёмке водопадов, фонтанов, при работе в пыли на гонках или в экстремальных путешествиях, в репортажных сюжетах.
Такие фильтры лучше снять с объектива, когда в кадре есть яркий источник света: солнце, городские фонари, люстра.

Иначе велик риск получить нежелательные блики.Перед установкой других типов фильтров снимите защитный, ведь чем больше фильтров, тем ниже качество снимка.
NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 15 с, 85.0 мм экв.
При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на изделия с маркировкой UV. Светофильтр обязательно должен иметь антибликовое многослойное просветляющее покрытие. При покупке важно проверить его качество: в нём не должно появляться никаких отражений.
Самые уязвимые части объектива — задняя линза и «хобот», выезжающий при зумировании или фокусировке. Их светофильтр никак не защитит.
Нецелесообразно использовать дорогой защитный фильтр с бюджетной «китовой» оптикой. В недорогом фильтре тоже смысла нет, он портит качество картинки.
Почти ко всем объективам Nikon в комплекте поставляется бленда. Она не только защитит от бликов, но и обеспечит механическую защиту передней части объектива.

И последнее — объектив с идеально сохранившейся передней линзой, но разбитым корпусом использовать не получится. Как не получится и продать его на вторичном рынке за хорошую цену. Поэтому лучше не надеяться на защитные светофильтры, дающие ложную уверенность в защите оптики, а выработать привычку бережного, аккуратного отношения к технике. Тогда и на защитные фильтры тратиться не придётся, а линзы и корпус оптики прослужат гораздо дольше. По этой же причине нужно выбрать хорошую фотосумку или фоторюкзак для безопасной переноски техники.
Опыт подсказывает, что часто техника получает повреждения именно по дороге на съёмку, а не во время неё. В качестве дополнительной защиты объектив можно положить в комплектный чехол или просто обмотать большой салфеткой из микрофибры.
Бленда и чехол — средства защиты, которые поставляются в комплекте к большинству объективов.
Используете ли вы защитный светофильтр? Были ли ситуации, когда он помог в защите объектива? Делитесь своими историями в комментариях!
Фильтры: какие действительно нужны?
Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.
Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.
В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.
Ультрафиолетовый (UV) фильтр
Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого. Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет.
Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.
Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?
Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться. Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр. Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.
Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда.
В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.
Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.
Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр
Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.
Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.
Это обязательный аксессуар для любого фотографа.
Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки.
Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются. Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.
Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.
Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.
А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.
Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.
Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)
По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива.
У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.
Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.
ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.
ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3.
То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0. Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.
ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.
Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.
Нейтральный градиентный фильтр (GND)
Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).
Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.
Каким должен быть размер фильтра?
Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики. Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива. Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.
Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем).
Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.
Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.
Квадратные фильтры (и системы фильтров)
А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.
Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.
Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.
Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.
Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.
Так что же вам нужно?
Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).
Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света. Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр. Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного.
Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.
Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.
Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?
Автор: Pete Lagregor
18/10/2017
Просмотров : 52606
Источник: improvephotography.
com
Перевод: Алексей Шаповал
Три светофильтра-помощника — PL, UV, ND
Дата публикации: . Категория: Советы по фотосъемке.
В сегодняшнем материале мы поговорим о светофильтрах. Это такие круглые стекляшки, которые крепятся на переднюю линзу объектива. Разумеется, сегодня цифровая обработка (например, в Photoshop) позволяет исправлять практически что угодно, однако в ряде ситуаций фильтры будут поистине незаменимыми.
В век аналоговых технологий без фильтров было тяжело обойтись – все они служили для того, что сейчас может делать любой продвинутый графический редактор. Однако существует тройка светофильтров, которые востребованы и по сей день. Речь идет об ультрафиолетовом (UV), нейтральном сером и поляризационном фильтре. Далее мы остановимся на каждом из них детальнее, чтобы разобраться, что зачем применяется.
Ультрафиолетовые фильтры и иже с ними (защитные).
Часто фотолюбители путают фильтры в этой категории. Вообще говоря, существуют четыре разных типа светофильтров: UV (ультрафиолетовый), анти-дымка (Haze), SkyLight (или просто Sky) и бесцветный (Neutral). Основная функция всей этой братии – защита стекол объектива от физических повреждений, а также от света УФ-спектра (ведь фотоматрица или фотопленка намного восприимчивее к таким оттенкам, нежели глаза человека) и дымки, характерной на дальних расстояниях. Чаще всего применяют ультрафиолетовый фильтр и Sky.
Последний, как правило, имеет несколько большую стоимость; зачастую консультанты фотосалонов презентуют его как панацею от всех излучений, но по факту это лишь стекло с розоватым оттенком, призванным обеспечивать более теплый цвет в кадре (причем больше для пленочных фотоаппаратов, т. к. для цифрового подобного эффекта не ощущается, ведь баланс белого сейчас настраивается почти у любого цифровика – следовательно, для цифры такой фильтр необязателен). Иначе говоря, что бы кто ни говорил, а главная функция таких устройств – защита от механических повреждений.
Защитный светофильтр предотвращает:
• Попадание пыли и грязи в объектив.
• Появление царапин, жирных следов, следов от ударов и т. д.
• Загибание самого края объектива (тонкое кольцо, в которое накручиваются светофильтры) при нечаянном ударе по нему.
• Появление проблем из-за соленой воды, дождя, снега и т. д.
Такие фильтры являются самыми дешевыми, сейчас их можно приобрести для любой камеры. Однако при этом следует иметь в виду, что любое стекло перед объективом – это потеря светосилы. Поэтому лучше не поскупиться и не брать совсем уже откровенно дешевые изделия, лучше приобрести качественную продукцию с большой степенью пропускания света. Если вдобавок к защитному УФ фильтру вы хотите приобрести поляризационный, не надо навинчивать их друг на друга – просто накрутите поляризационный, предварительно сняв защитный.
Поляризационный светофильтр
Такой тип фильтра (иногда его называют «полярик» или PF) – незаменимый аксессуар, которым должен обладать любой мало-мальски грамотный фотолюбитель.
Предназначение такого изделия – убирать отблески с поверхностей (кроме металла). При ярком солнце он может «убавить» яркость неба, сделать его чуть фактурнее (по факту светофильтр просто не дает образовываться отражению от мелких водяных капель, находящихся в воздухе). А если вам потребуется снять водоем, PF поможет скрыть нежелательные отражения от поверхности воды, из-за чего она будет казаться более прозрачной (скажем, при съемке озера с берега).
Не забывайте, однако, что «полярик» забирает часть светового потока (до 2 шагов экспозиции, это зависит от качества изделия). Но есть выход – использование коррекции экспозиции, если вы применяете поляризационный фильтр. Если освещение откровенно так себе, потребуется штатив. Помимо этого, такой светофильтр обладает возможностью улучшений цветов на снимке – заметьте, без применения Photoshop или иной подобной программы. Объяснение этому то же – фильтр отсекает одни световые волны и преобразует в поляризационные другие, тем самым предотвращает отражения, под которым следует понимать любой отблеск, а вовсе не зеркальные блики.
На фото ниже можно наблюдать наглядное классическое применение CPL фильтра.
«Полярики» подразделяются на линейные и циркулярные. Не будем подробно вдаваться в детали, скажем лишь, что для цифровика изготовители определенно советуют использовать циркулярный, который включает в себя механизм из 2-х оправок. Одна из них (со стеклом) находится в свободном вращении относительно другой. Таким образом, при вращении одной оправки совместно со стеклом, можно прийти к искомому эффекту.
Ложка дегтя в бочку меда – такой качественный поляризационный фильтр стоит немало. Учитывая то, что с увеличением диаметра объектива цена существенно возрастает, вам может потребоваться или набор колец-переходников, или отдельный фильтр на каждый объектив. Выход тут только один – определиться с самым часто используемым объективом и применять именно его тогда, когда вам может понадобиться поляризация.
В последнее время рынок стали завоевывать китайские изделия безымянных производителей – так вот, лучше их вообще не покупать.
Дешевле 500грн. качественный фильтр вы вряд ли найдете. Толку будет мало, зато потеряете деньги.
Рекомендации по применению «полярика»:
• Не применяйте светофильтр для объективов типа «рыбий глаз» (сверхширокоугольники), в этом случае велика вероятность неравномерной поляризации (граница фокусного расстояния – примерно 28 мм). Т. е. для панорамной съемки такой фильтр тоже лучше не применять.
• Максимальная эффективность достигается, когда источник света располагается под углом 90° по отношению к линии фотограф-объект. Если же солнце находится спереди (или позади), эффект будет наименьшим.
• При рассеянном типе света от «полярика» толку никакого (скажем, пейзаж в пасмурный день).
• Установка такого фильтра вместе с другим ведет к еще большей потере светосилы и увеличивает виньетирование.
• Не следует снимать через стекло или иную прозрачную поверхность (в этом случае есть риск получить нежелательные световые помехи на снимке – например, как показано ниже на фото).
Нейтральный серый фильтр (ND)
Такой фильтр (Neutral Density) бывает как простым, так и градиентным. Его целью является помощь снимающему выбрать правильную экспозицию. Порой приходится сокращать количество попадающего на поверхность матрицы света. Вроде бы все просто – достаточно лишь поджать диафрагму, однако так не в каждой ситуации удается добиться желаемого эффекта, да и рукой диафрагму приходится подкручивать. Использование же ND куда удобнее и целесообразнее – световой поток снижается на определенное значение, после чего можно без труда выставить желаемую диафрагму.
В каких же случаях приходится сокращать световой поток? Например, если необходимо снять «молочную воду». Все мы видели изображения, где морская вода (но чаще – водопад) представляют собой не замершие брызги, а что-то вроде сплошного молочного потока. Подобного результата, разумеется, можно добиться при использовании большой выдержки. Но что вы будете делать, если на улице ярко светит солнце, а вам необходимо установить выдержку на 1-2 секунды? Здесь-то нам нейтральный серый фильтр и поможет.
Навинчиваем его на объектив и вот уже мы способны вести дневную съемку со сниженным световым потоком.
Помимо этого, использование ND сулит следующие преимущества:
• Применение больших значений диафрагмы при ярком солнце.
• Добавление размытия на динамические объекты.
• Обеспечение малой глубины резкости при чрезмерно ярком световом потоке.
Одним из видом ND-фильтра является его градиентный вид – в нем поверхность затемняется поступательно. Зачем это надо? Скажем, тогда, когда потребуется вести съемку с высоким уровнем контрастности (например, чтобы не «потерять» яркое небо). Темную сторону фильтра необходимо выровнять с небом, а светлую – с землей. Там, где фильтр темнее, на матрицы попадает меньше светового потока, и она не засвечивается сильно. Но у этого типа фильтра есть и минус – он дает отличные результаты при четкой или ровной границе световых потоков.
Как же найти необходимый нейтральный серый фильтр, подходящий по светосиле? Очень просто – ND-фильтры классифицируются по величине экспошагов.
Как правило, фотографы выбирают изделия на 1,2 или 3 шага («стопа»), хотя есть продукция и на 10 стопов.
Если вы впервые слышите мудреные фразы типа «экспозиция» или «стоп», то данная таблица поможет вам выбрать необходимый нейтральный серый фильтр.
Производители
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» — в случае со светофильтрами эта цитата подходит как нельзя лучше. Необязательно приобретать самый дорогой, но обязательно – продукцию одного из хорошо известных брендов (особенно в случае с «поляриком»), например:
• Kenko
• B+W
• Marumi
• Hoya
• Tiffen
Помните, что наиболее дешевые изделия негативно скажутся на ваших фотографиях. Многие фотографы спешат купить все три фильтра по небольшой стоимости («нужно все, сразу и недорого»), в итоге не редкость, когда все три фильтра малоизвестных (а то и noname) производителей просто откладывается в сторону, как приносящие лишь вред, а не пользу.
Фильтр для линз с защитой от ультрафиолета — когда и когда не следует его использовать
Что такое фильтр для линз с защитой от ультрафиолета?
Определение фильтра объектива для защиты от УФ-излучения
Существует множество различных типов фильтров для объективов фотоаппаратов.
УФ-фильтр является одним из самых старых. Чтобы отличить его от других типов инструментов фотографии, давайте взглянем на определение.
ЗАЩИТА ОТ УФ-ФИЛЬТРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛЬТРА ДЛЯ ЛИНЗ
Что такое фильтр для линз с УФ-излучением?
A Линзовый фильтр для защиты от УФ-излучения прикрепляется к передней части объектива камеры и уменьшает количество ультрафиолетового света, попадающего в камеру. Это особенно важно при съемке на пленку. Пленка более чувствительна к ультрафиолетовому излучению и может привести к обесцвечиванию фотографий.
Однако цифровые камеры менее чувствительны к ультрафиолетовому излучению. Однако фотографы, которые снимают на цифру, по-прежнему используют УФ-фильтры для защиты передних элементов объектива.
Что делает фильтр для защиты от УФ-излучения?
- Уменьшение ультрафиолетового излучения
- Защита объектива от царапин
- Защита объектива от пыли, жидкостей и других опасностей
УФ-фильтр Модификатор объектива камеры
Блокирует УФ-излучение
До появления цифровой фотографии существовала только пленка.
Фотографы заметили, что некоторые из их фотографий имели некоторое обесцвечивание. Появление синих оттенков на их фотографиях. Вскоре они поняли, что причиной этого был ультрафиолетовый свет или УФ-свет.
Посинение из-за фильтра для защиты от УФ-излучения
Чтобы решить эту проблему, фотографы изобрели фильтр для защиты от УФ-излучения. Этот модификатор объектива камеры с УФ-фильтром минимизирует количество ультрафиолетового света, попадающего в камеру. С появлением цифровых технологий в зеркальных и беззеркальных камерах УФ-излучение перестало быть проблемой. Цифровые камеры были не так чувствительны к ультрафиолетовому излучению. Однако цифровые фотографы по-прежнему находили применение фильтру в качестве физической защиты передних элементов своих объективов.
Другое применение модификатора камеры с УФ-фильтром
Защищает объектив
Давайте проясним, насколько на самом деле защищает ультрафиолетовый фильтр для объектива. Самый прямой способ повредить объектив камеры любого типа — это уронить его.
К сожалению, УФ-фильтры часто имеют гораздо более прочное стекло, чем элементы большинства типов объективов камер. Это означает, что они часто будут ломаться, тогда как в противном случае ваш объектив не сломался бы.
УФ-фильтры также не защищают объектив от внутренних повреждений. Внутри объектива намного больше стеклянных элементов, чем переднего элемента. Падение объектива с одним из них приведет к такому же повреждению внутренних органов, как и без него. Чтобы увидеть настоящий тест на падение, посмотрите видео ниже.
Модификатор камеры с УФ-фильтром • Они нужны вам или нет?
Несмотря на то, что фильтры для объектива неэффективны для защиты объектива от падений, они могут защитить его от других опасностей. Они могут защитить ваш объектив от царапин, которые могут возникнуть в результате небольшого контакта с шероховатыми поверхностями.
Они могут защитить ваш объектив от опасностей окружающей среды, таких как пыль, грязь, снег и даже соль в воздухе, когда вы снимаете на берегу океана.
Что делает УФ-фильтр?
Напомним, что если вы фотограф или видеооператор с дорогим объективом и регулярно снимаете в опасных условиях, полезно иметь под рукой УФ-фильтр для объектива. Конечно, внедрение новых элементов в объектив имеет некоторые недостатки.
Минусы фильтра для защиты от ультрафиолета
Немного снижает качество изображения
Когда вы добавляете к объективу ультрафиолетовый фильтр, он создает еще одну среду, через которую свет должен пройти перед созданием изображения. Это означает, что качество вашего изображения будет немного снижено.
УФ-фильтры могут уменьшить количество света, попадающего в камеру, на 0,5-5%. Это по своей сути уменьшит разрешение вашего изображения. Однако разница очень минимальна. Снижение качества может быть практически незаметным или, по крайней мере, зафиксированным при редактировании.
До и после использования фотокамеры УФ-фильтра
Изменение качества изображения зависит от качества вашего ультрафиолетового фильтра.
Помните, вы получаете то, за что платите. Вложив немного больше денег в ваши фильтры, вы сможете сохранить качество изображения, а также защитите свой объектив. Чтобы понять, какое влияние на вашу фотографию может оказать дешевый фильтр по сравнению с качественным, посмотрите видео-сравнение ниже.
$5 VS $100 Модификатор объектива камеры с УФ-фильтром • НУЖЕН ЛИ ВАМ ЭТО ВООБЩЕ?
На что следует обратить внимание, так это на любые световые аберрации или непреднамеренные блики. Дополнительный стеклянный элемент может вызвать нежелательные блики при съемке непосредственно на источнике света.
Вывод фильтра УФ-защиты
Вам нужен УФ-фильтр для линз?
После всей этой информации у вас может возникнуть вопрос: «Нужен ли мне УФ-фильтр на моем объективе?» Ответ на этот вопрос заключается в том, что это зависит. Что или где вы снимаете?
Если вы снимаете событие в окружении большого количества людей или действия, вы можете быть более подвержены несчастным случаям.
Гости проливают напитки, могут быть конфетти, могут быть танцы и кто-то может врезаться в ваш объектив. Кто знает.
Может быть, вы снимаете спортивные состязания. Ваши съемки переносят вас в пустыню, заснеженные горы или пляжи. Все это среды, в которых пыль, соль и частицы воды наполняют воздух.
Грязные линзы — это кошмар • УФ-фильтры могут помочь
В подобных ситуациях фильтр был бы хорошей идеей, по крайней мере, для защиты передней части объектива. Конечно, без ультрафиолетового фильтра вы можете просто очистить объектив. Но даже чистка объектива профессиональными инструментами приведет к накоплению микроцарапин и со временем повредит объектив.
Ключевое слово здесь…
Когда не следует использовать УФ-фильтр
Если УФ-фильтры для линз могут защитить вашу камеру, почему бы не оставлять их включенными все время? Опять же, это будет зависеть от того, что вы снимаете. Если вы снимаете студийные фотографии как художественную концептуальную фотографию, качество изображения может быть одним из ваших главных приоритетов.
Поэтому использование фильтров объектива камеры не идеально, так как это может немного снизить качество ваших фотографий.
Как правило, подобные съемки в любом случае проводятся в контролируемых условиях и не требуют такой защиты от опасностей окружающей среды. Вот отличное видео, объясняющее плюсы и минусы УФ-фильтров и то, как вы можете решить для себя, нужен ли он вам для того, что вы снимаете.
УФ-защитный фильтр камеры: необходимость или помеха?
Как упоминалось в видео, вам следует избегать использования УФ-фильтров при съемке непосредственно источников света, таких как закаты. Дополнительный стеклянный элемент может привести к тому, что свет будет создавать нежелательные блики или аберрации.
Наличие в сумке УФ-фильтра для объектива фотоаппарата никогда не помешает. Однако нет необходимости постоянно оставлять один на объективе. Основываясь на всей информации в этой статье, вы, в конечном счете, должны решить, когда его использовать, а когда нет.
Фильтры объектива важны для получения отличных фотографий. Что еще более важно, так это сами линзы. Понимание различных типов объективов поможет вам лучше понять, какой из них лучше всего расскажет историю вашей фотографии. Узнайте больше о различных типах объективов для фотоаппаратов в нашей следующей статье.
Up Next: Руководство по типам объективов для фотоаппаратов →
Руководство по фильтрам для объективов
Если вы спросите большинство владельцев бытовых камер, почему они держат фильтр на объективе, большинство, скорее всего, ответит: «Для защиты». ». Хотя фильтры на самом деле защищают поверхность вашего объектива от пыли, влаги и случайных отпечатков пальцев, основная функция фильтров для объектива на самом деле заключается в улучшении качества изображений, которые вы делаете, в зависимости от используемого фильтра.
использование и то, как вы его используете — различными очевидными и не очень очевидными способами.
Есть несколько основных фильтров или мне нужно купить много фильтров?
Самыми основными фильтрами являются фильтры для подавления ультрафиолетового излучения (УФ), фильтры Skylight и защитные фильтры, которые в зависимости от производителя представляют собой либо стеклянные фильтры с основным антибликовым покрытием, либо, в некоторых случаях, простые УФ-фильтры в штатском, что не является нечестным. Для поддержания чистоты и безопасности переднего элемента объектива достаточно любого из вышеперечисленных способов, но если вы хотите защитить объектив и улучшают качество изображения ваших фотографий и видео, вы захотите приобрести фильтр UV или Skylight.
УФ-фильтры, также называемые фильтрами дымки, предназначены для подавления эффектов атмосферной дымки, влаги и других форм переносимых по воздуху загрязнителей, каждый из которых способствует ухудшению качества изображения.
Фильтры UV/Haze доступны с различной интенсивностью. Если вы планируете фотографировать рядом с большими водоемами, на больших высотах, в снегу или в других условиях, которые увеличивают интенсивность окружающего ультрафиолетового света, вам обязательно следует рассмотреть более сильный уровень УФ-фильтрации (УФ-410, УФ-415). , УФ-420, УФ-мутность 2A, УФ-мутность 2B, УФ-мутность 2C и УФ-мутность 2E). В зависимости от прочности УФ-покрытий УФ-фильтры кажутся прозрачными или, в случае более тяжелых УФ-покрытий, имеют теплый, янтарный вид и требуют от нуля до половины ступени компенсации экспозиции.
Альтернативой УФ/дымчатым фильтрам являются фильтры Skylight, которые доступны в двух вариантах интенсивности: Skylight 1A и Skylight 1B. В отличие от фильтров UV/Haze, которые имеют теплый янтарный оттенок, фильтры Skylight имеют пурпурный оттенок, который предпочтительнее при фотографировании тонов кожи или использовании цветной слайд-пленки, которая в зависимости от пленки часто имеет смещение синего, которое обычно уравновешивается пурпурным.
оттенок фильтров Skylight.
Независимо от силы светофильтры не оказывают никакого влияния на экспозицию камеры, они не уступают УФ-фильтрам с точки зрения пропускания атмосферной дымки и защищают объектив от пыли, влаги и отпечатков пальцев, которые могут повредить покрытие объектива. если вовремя не удалить.
Я нашел 52-миллиметровые УФ-фильтры по цене от 9,95 до 29,95 долларов. В чем разница и почему один УФ-фильтр должен стоить в два-три раза дороже другого?
Хотя один УФ-фильтр может показаться неотличимым от другого УФ-фильтра, который стоит в два или три раза дороже, различия между ними могут быть значительными, начиная с качества стекла, используемого в производственном процессе. Хотя можно было бы подозревать, что разница между одним куском стекла и другим невелика, не заблуждайтесь: есть стекло, а есть 9Стекло 0135, и их различия могут повлиять на качество ваших изображений.
Основными критериями хорошего стекла по сравнению со стеклом среднего качества являются химический состав стекла, способ его изготовления и даже где оно было изготовлено.
Далее следуют толщина стекла (чем тоньше, тем лучше) и покрытия, используемые для минимизации бликов и поддержания оптимальных уровней цвета и контрастности. Хотя различия между недорогим фильтром и более дорогим фильтром могут быть не столь очевидны при фотографировании с помощью комплектного зум-объектива, они становятся более очевидными при использовании более дорогих объективов с более высокими характеристиками.
В случае цветных и поляризационных фильтров, которые обычно состоят из тонкого слоя цветной пленки (или поляризационного материала), расположенного между двумя слоями стекла, пленка обычно приклеивается к стеклянным слоям в более дорогих фильтрах. Это устраняет воздушные поверхности и другие неровности, которые могут негативно повлиять на оптическую чистоту фильтра, чем менее дорогие фильтры, предназначенные для выполнения тех же функций.
Другое различие между фильтрами начального уровня и более дорогими версиями связано со стопорными кольцами, которые в случае более дешевых фильтров неизменно изготавливаются из алюминия (относительно мягкого металла), которые подвержены вмятинам и заклиниванию, если они не прикручен прямо.
И наоборот, стопорные кольца, используемые в более дорогих фильтрах, чаще всего изготавливаются из латуни и, как таковые, с меньшей вероятностью застревают в объективе или вмятины при ударе о твердые поверхности.
Суть в том, что если вы сделаете все возможное (и расходы), купив более качественный объектив, вы не должны ставить под угрозу результаты своих инвестиций, экономя несколько долларов на фильтре.
Что такое фильтры Kaeseman и почему они стоят заметно дороже, чем обычные фильтры?
Фильтры Kaeseman, которые всегда являются поляризационными фильтрами, изготавливаются с более устойчивыми к атмосферным воздействиям уплотнениями, чем фильтры других производителей. Они являются достойным вложением, если ваши фотографические интересы включают путешествия и работу во влажных экстремальных климатических условиях.
Помимо фильтров UV/Haze и Skylight, какие еще типы фильтров следует использовать для повседневной фотосъемки?
Если вы фотографируете пейзажи или любые пейзажи на открытом воздухе, вам обязательно нужно всегда иметь под рукой поляризационный фильтр.
Поляризационные фильтры лучше всего известны тем, что заставляют облака казаться выскакивающими из затемненного синего неба, насыщают цвета и устраняют блики и отражения от поверхностей воды, стекла и других полированных поверхностей.
Поляризационные фильтры установлены во вторичном кольце, которое вы вручную вращаете, рассматривая объект через видоискатель, пока не наберете желаемый уровень поляризации. Недостатком поляризационных фильтров является то, что вы теряете около трех стопов света в процессе оптимизации изображения, но результаты нельзя имитировать с помощью плагинов Photoshop или других форм вуду после захвата.
Поляризационные фильтры также доступны в сочетании с дополнительной фильтрацией, например, согревающей фильтрацией (81A, 81C, 81EF, 85, 85B), усилением и усилением, просветом в крыше, УФ/дымкой и мерой рассеивания.
Поляризационные фильтры доступны в двух форматах: линейном и круговом. Хотя они выглядят и работают одинаково, круговые поляризационные фильтры разработаны специально для использования с объективами с автофокусировкой, а линейные лучше всего использовать с объективами с ручной фокусировкой.
С другой стороны, круговые поляризаторы можно использовать с оптикой AF или MF с одинаковыми результатами.
Что такое фильтры нейтральной плотности и как их использовать?
Фильтры нейтральной плотности (ND) представляют собой фильтры серого оттенка, предназначенные для поглощения откалиброванного количества света, проходящего через объектив. Фильтры нейтральной плотности, чаще всего разбитые на 1/3, 2/3 и полные ступени, в последнее время также доступны в виде фильтров с переменной плотностью, которые вы можете бесконечно регулировать, вращая фильтр на его креплении, как поляризационный фильтр.
Фильтры нейтральной плотности используются во многих областях. Главным среди них является их способность позволять вам снимать с более широкими диафрагмами в условиях яркого освещения. Фильтры ND широко используются кинематографистами и видеооператорами в качестве инструментов, которые позволяют им лучше контролировать экспозицию из-за ограниченных вариантов выдержки, предоставляемых кино и видеопроцессами.-900x600.jpg)
Фильтры нейтральной плотности также позволяют размыть движение пешеходов и текущую воду в условиях яркого освещения, позволяя уменьшать скорость затвора, сохраняя при этом полный контроль над желаемой глубиной резкости в зависимости от величины ND-фильтра, который вы помещаете перед объективом.
В чем разница между фильтрами нейтральной плотности и градуированными фильтрами нейтральной плотности?
Фильтры нейтральной плотности имеют равномерную степень плотности от края до края, в то время как градуированные фильтры нейтральной плотности обычно прозрачны на одном конце и медленно набирают плотность по направлению к противоположной стороне фильтра. Градуированные фильтры нейтральной плотности чаще всего используются для выравнивания сцен с резкими изменениями экспозиции на противоположных сторонах кадра.
Примеры сценариев такого типа включают ландшафты, в которых вершина горы залита солнечным светом, а долина внизу лежит в тени; и многоэтажные атриумы, где основным источником освещения является верхний световой люк, из которого свет постепенно падает по мере приближения к нижним уровням.
Градуированные фильтры также можно использовать в равномерно освещенных местах, чтобы затемнить небо или передний план по стилистическим соображениям.
В дополнение к нейтральным градуированным фильтрам также доступны цветные градуированные фильтры, которые полезны для добавления оттенка подсознания в сцену при затемнении переднего плана или фона.
Стоит ли рассматривать фильтры для обогрева и охлаждения?
Хотя нагревание (добавление желтого цвета к сцене) и охлаждение (добавление синего цвета к сцене) можно применить к файлу изображения после захвата в Photoshop или другом программном обеспечении для редактирования изображений, все же есть те, кто предпочитает для фильтрации объектива во время экспонирования.
Большинство фотографов согревают или охлаждают свои снимки по эстетическим соображениям или по настроению. Небольшое потепление часто требуется для портретов или при фотографировании в полдень в летние месяцы, когда солнечный свет может быть более голубым и резким.
Прогревание также может быть эффективным при съемке в пасмурные или дождливые дни.
И наоборот, охлаждающие фильтры можно использовать для коррекции цвета изображений, цветовая температура которых слишком теплая для ваших целей. Подогревающие фильтры включают все фильтры серий 81 и 85, а охлаждающие фильтры включают все фильтры серий 80 и 82.
При использовании охлаждающих, согревающих и других цветовых фильтров с цифровыми камерами важно установить для баланса белого настройку, близкую к цветовой температуре окружающей среды, т. е. WB, который будет интуитивно пытаться скорректировать по своим параметрам настроение и тон, которые вы пытаетесь установить. Автоматический баланс белого может не отображать результаты, соответствующие вашему личному видению.
Я слышал, как пейзажные фотографы говорят об усиливающих и усиливающих фильтрах. Что делает их такими особенными?
Усиливающие и усиливающие фильтры модифицированы таким образом, чтобы отсекать часть оранжевой части цветового спектра, что приводит к повышению уровня насыщенности красных тонов и более чистой и менее мутной интерпретации землистых тонов.
Они особенно популярны для фотографирования осенней листвы и пейзажей.
Я видел фотографов, использующих красные, зеленые, желтые и другие цветовые фильтры. Помимо того, что все выглядит красным, зеленым, желтым и т. д., когда мне следует рассмотреть возможность использования цветных фильтров?
Хотя цветные фильтры делают все вокруг красным, желтым, зеленым или любым другим цветом, который вы можете поместить перед объективом, их чаще всего используют для черно-белой фотографии.
При черно-белой съемке цвет используемого фильтра блокирует попадание этого цвета на поверхность пленки (или сенсора), что в зависимости от цвета фильтра и объекта съемки может резко изменить его тональные качества. Например, съемка через желтый фильтр лучше выделяет облака на фоне голубого неба. Оранжевые фильтры еще больше затемняют синее небо и заставляют облака выделяться сильнее, а красные фильтры еще больше затемняют синее небо и делают облака более заметными.
Зеленые фильтры, с другой стороны, эффективны для улучшения оттенков кожи на черно-белых портретах.
Для чего используются фильтры цветокоррекции?
Фильтры цветокоррекции, также называемые фильтрами cc, состоят из голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего фильтров. Каждый из них доступен с шагом 10% и используется для изменения или исправления цветового баланса несовпадающих или неправильных источников света. Потребность в CC-фильтрах в наши дни не так велика, как во времена пленки. Тем не менее, они по-прежнему используются многими фотографами, которые предпочитают корректировать свои изображения во время съемки.
Как и в случае с согревающими, охлаждающими и другими цветными фильтрами, рекомендуется избегать настройки автоматического баланса белого на цифровой камере при использовании фильтров CC и вместо этого выбирать дневной свет, пасмурную погоду, лампы накаливания, флуоресцентные лампы или любые другие настройки, наиболее близкие к окружающему освещению.
условия, в которых вы работаете.
Существуют ли фильтры, кроме стеклянных навинчивающихся?
Помимо стеклянных навинчивающихся фильтров, от которых зависит большинство фотолюбителей и профессионалов, существуют фильтры из полиэстера, желатина и смолы, которые используются как для творческих, так и для технических целей. Эти фильтры, обычно квадратной или прямоугольной формы, чаще всего используются с держателями фильтров или матовыми коробками, которые устанавливаются перед объективом с помощью ввинчиваемых или фрикционных адаптеров держателей фильтров. Фильтры вставляются в прорези, которые удерживают фильтры плоскими и параллельными поверхности передней линзы для поддержания оптимального качества изображения.
Фильтры из полиэстера, желатина или смолы лучше стеклянных фильтров?
Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «лучше». Если вы имеете в виду более острые фильтры, некоторые из этих фильтров, особенно более тонкие фильтры из смолы и желатина, в зависимости от марки и материала, оптически чище, чем стекло.
Их также легче транспортировать, и если вы планируете приобрести целую серию фильтров, эти альтернативы будут дешевле, чем сопоставимый набор стеклянных фильтров.
Эти альтернативные фильтры также удобны, если у вас есть объективы с другой резьбой. Все, что вам нужно, — это один набор переходных колец, начиная с наибольшей резьбы и заканчивая наименьшим размером, который идет вместе с держателем фильтра. (Эти же понижающие кольца можно также использовать с ввинчиваемыми стеклянными фильтрами, если вы используете объективы с резьбой для фильтров разного размера — нет необходимости приобретать несколько комплектов фильтров.)
Недостатком, однако, является то, что нестеклянные фильтры легко повреждаются, а гелевые фильтры практически невозможно очистить, если они испачканы ошибочным отпечатком пальца. Поэтому, если вы все же пойдете по этому пути, будьте особенно осторожны при обращении с ними и во что бы то ни стало купите коробку одноразовых пластиковых или хлопчатобумажных перчаток.
Что такое тонкие фильтры?
Тонкие фильтры имеют узкий профиль и иногда не имеют резьбы на передней стороне фильтрующего кольца. Тонкие фильтры, которые доступны почти во всех размерах фильтра, предназначены для использования с объективами с углами обзора более 74° или эквивалентными 28-мм объективам. Благодаря использованию более тонкого стопорного кольца фильтр с меньшей вероятностью виньетирует углы кадра. В зависимости от марки и модели для многих зум-объективов требуются тонкие или тонкие фильтры.
Какие еще типы фильтров существуют?
Существует множество типов творческих и технических фильтров, доступных как для профессионалов, так и для серьезных энтузиастов. Среди них есть фильтры, создающие призматические и звездообразные узоры, фильтры для крупных планов, диффузионные, инфракрасные изображения, а также регулировка контраста. Их творческие приложения зависят от вас!
На вынос
- УФ-фильтры, дымчатые фильтры и фильтры Skylight защищают поверхность объектива от царапин, пыли, влаги и отпечатков пальцев, которые в долгосрочной перспективе могут повредить покрытие объектива.
Фильтры UV / Haze и Skylight также минимизируют атмосферную дымку, что приводит к лучшему общему качеству изображения. Защитные фильтры также защищают от пыли, влаги и отпечатков пальцев, но не так эффективны в борьбе с атмосферной дымкой. - Разница между недорогим фильтром и более дорогим связана с качеством стекла (более дорогой фильтр, скорее всего, содержит оптически более чистое и тонкое стекло), качеством антибликового и цветного покрытий и стопорного кольца (лучшие фильтры иметь латунные кольца вместо алюминиевых).
- Поляризационные фильтры уменьшают или устраняют отвлекающие отражения от поверхности стекла, воды и других полированных поверхностей, затемняют небо, заставляют облака выделяться из их окружения и насыщают цвет, уменьшая паразитные окружающие блики. Также доступны поляризационные фильтры
- в сочетании с согревающими фильтрами, улучшающими фильтрами и диффузионными фильтрами. Погодостойкие поляризаторы Kaeseman также доступны для использования в экстремальных условиях влажного климата.
Фильтры нейтральной плотности (ND) - блокируют попадание света различной степени на датчик изображения (или пленку), чтобы снимать с более широкой диафрагмой в условиях яркого освещения, размывать движущиеся объекты в кадре независимо от уровня окружающего освещения и обеспечивать лучший контроль экспозиции. при съемке видео или фильма. Фильтры нейтральной плотности
- и цветные градуированные фильтры затемняют или затемняют верхнюю или нижнюю (или левую и правую) часть кадра, оставляя противоположную сторону нетронутой. Они полезны для выравнивания экспозиции сцен с экстремальными переменными освещения на противоположных сторонах кадра, а также для добавления элемента драмы к хорошему, но не отличному в остальном изображению. Фильтры
- Enhancing and Intensifying полезны для усиления уровней цветовой насыщенности красных и других земляных тонов, что делает их желательными для пейзажной фотографии и фотографии листвы. Фильтры
- CC позволяют постепенно настраивать уровни цвета голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего каналов.

- Хотя большинство фотографов полагаются на обычные стеклянные ввинчиваемые фильтры, объективные фильтры также доступны в виде квадратных и прямоугольных фильтров из полиэстера, желатина и смолы. Эти фильтры, некоторые из которых оптически чище, чем стеклянные, требуют держателей и особого внимания при обращении.
- Если вы планируете использовать один фильтр на нескольких объективах, вам следует приобрести тонкую или тонкую версию, чтобы избежать виньетирования углов кадра при использовании с широкоугольным объективом.
УФ или нет УФ фильтры
УФ или нет УФ — Стоит ли покупать или использовать УФ фильтры?
Тема о том, следует ли вам использовать УФ-фильтр на объективе, была предметом горячих споров с тех пор, как я себя помню. Даже среди профессионалов мнения разделились, а советы неоднозначны. Насколько мне известно, я не думаю, что было проведено достаточно научных тестов, чтобы доказать, что УФ-фильтр — это хорошо или плохо.
Что такое УФ-фильтр и для чего он нужен?
Ультрафиолетовый фильтр, который навинчивается на конец объектива. Его прямое назначение основано на двух основных аргументах:
1. Защищает торец объектива от царапин и пыли.
2. Блокирует ультрафиолетовый свет и устраняет синий оттенок на изображениях.
Честно говоря, я никогда не пользуюсь УФ-фильтрами и не считаю их удачной покупкой. Розничные продавцы почти по умолчанию продают их любому ничего не подозревающему покупателю, покупающему объектив; это обычно основано на факторе страха, что вам нужно это, чтобы защитить тот хороший блестящий новый объектив, который вы собираетесь купить.
Я думаю, что это тот же маркетинг страха, который вы получаете, когда покупаете электротовар в магазине, а затем вам говорят, что вам нужно потратить еще одну кучу денег на расширенную гарантию или страховку, чтобы защитить его.
Итак, давайте рассмотрим основные аргументы за и против использования УФ-фильтра.
Аргументы в пользу УФ-фильтра 1. Защита объектива «Я могу уронить камеру, поцарапать объектив или хотите, чтобы на поверхности объектива не было пыли и грязи».
Уверяю вас, что если вы уроните камеру, то УФ-фильтр, вероятно, станет для вас наименьшей проблемой. Падение камеры с большей вероятностью повредит оправу объектива, чем стекло объектива. Если УФ-фильтр поцарапан или сломан в процессе, очень вероятно, что вы также повредили стекло объектива, так как крошечные осколки стекла попадают на элемент объектива.
Перед вами также стоит практически невозможная задача по удалению УФ-фильтра с объектива, который теперь навсегда застрял из-за того, что слегка погнулся.
Использование бленды объектива, поставляемой с объективом, является хорошей защитой для стекла объектива: бленда объектива выступает перед стеклом объектива, поэтому это первая область контакта, если вы ударите или уроните объектив.
Если вы используете УФ-фильтр, потому что он сохраняет чистоту стекла объектива, то я не понимаю разницы между необходимостью очистки одного перед другим. Конечно, чистая поверхность, будь то УФ-фильтр или линза, необходима в любом случае?
В современных цифровых камерах это ложный аргумент. Во времена пленочных камер пленка была чрезвычайно чувствительна к ультрафиолетовому излучению. Сенсоры цифровых камер в значительной степени нечувствительны к ультрафиолетовому излучению, поэтому фильтр практически не будет иметь никакого эффекта.
Аргументы против УФ-фильтра
1. Качество УФ-стекла
На своем собственном опыте я наблюдал ухудшение качества изображения при использовании УФ-фильтра, но необходимо учитывать два фактора. Во-первых, качество самого УФ-фильтра. Если вы покупаете более дешевые УФ-фильтры, почти гарантировано, что качество УФ-стекла уступает качеству стекла объектива.
Во-вторых, при использовании УФ-фильтра более высокого качества (B+W, Tiffen и т. д.) разница в качестве изображения незначительна; поэтому возникает вопрос, хотите ли вы пожертвовать каким-либо качеством, каким бы малым оно ни было, ради душевного спокойствия, что у вас есть «защита объектива».
2. Блики и фантомные изображения
Более дешевые УФ-фильтры и яркий свет часто являются причиной бликов. Блики и ореолы возникают из-за нежелательного и рассеянного света, отражающегося от стеклянных поверхностей. Добавление УФ-фильтра увеличит вероятность этого в определенных условиях съемки. Это еще один маргинальный фактор, и его следует учитывать только при выборе более дешевых УФ-фильтров.
3. Потеря света
Кажется, нет никаких реальных доказательств, подтверждающих или опровергающих это утверждение. УФ-фильтр хорошего качества не должен снижать качество или количество света, попадающего на датчик камеры. Однако следует признать, что линзы сконструированы и имеют специальное покрытие для оптимальной работы без использования фильтров.
Однако иногда необходимо использовать фильтры, такие как поляризаторы и фильтры плотности, чтобы получить желаемую экспозицию и эффекты. Мой подход состоит в том, чтобы использовать как можно меньше, что, хотя и опять-таки маргинально, уменьшает любое отступление от света.
4. Потеря разрешения
Это просто зависит от качества фильтра, который вы покупаете. Более дешевые УФ-фильтры могут привести к некоторой потере разрешения при съемке с телеобъективом из-за того, что они оптически плоские. Основной причиной потери разрешения является грязный фильтр. Грязь, пыль или разводы на УФ-излучении не невидимы только потому, что ваш элемент объектива свободен от них — простой ответ — содержать его в чистоте.
5. Виньетирование на более широкоугольных фокусных расстояниях
Дополнительные круглые фильтры перед объективом могут вызвать виньетирование (когда вы увидите черные углы в кадре изображения) при наложении одного фильтра поверх другого. Чем больше фильтров уложено друг на друга, тем объектив с более широким углом фокусного расстояния записывает края фильтров перед ним.
Если вы используете УФ-фильтр, поляризатор, ND и/или GND-фильтр, вы не сможете снимать объективом с фокусным расстоянием 10-24 мм без виньетирования углов фотографии.
Вывод
Аргументы за и против использования УФ-фильтров, без сомнения, вызовут споры среди фотографов. Что касается меня, я придерживаюсь простой точки зрения, что я не хочу ставить под угрозу какой-либо аспект качества изображения, каким бы маленьким он ни был, и предпочитаю небольшой риск неудачи из-за снижения качества на тысячах фотографий. Поэтому я не использую УФ-фильтры и не рекомендую их большинству людей.
За десять лет я только однажды поцарапал элемент объектива — и помните, что царапина не обязательно означает замену. Взгляните на это:
https://www.flickr.com/photos/erictastad/sets/72157616647751423/
Если, как и я, вы просто не можете жить с царапиной, даже небольшой, то стоимость ремонта или замены может не так дорого, как вы думаете. Обычно стоимость замены или ремонта царапины составляет примерно 10-15% от цены линзы.


Фильтры UV / Haze и Skylight также минимизируют атмосферную дымку, что приводит к лучшему общему качеству изображения. Защитные фильтры также защищают от пыли, влаги и отпечатков пальцев, но не так эффективны в борьбе с атмосферной дымкой.
