Разное

Трезвучия главных ступеней: Главные трезвучия лада — простыми словами для детей и взрослых

Главные трезвучия лада — простыми словами для детей и взрослых

Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.

Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.

Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.

Содержание статьи

Определение главных трезвучий лада

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.

Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?

До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали ладыдиатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.

Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).

К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).

Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Главные трезвучия лада — построение

В мажорных тональностях


ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.

Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.

Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.

В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

В минорных тональностях

ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?

Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.

В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.

В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

ВАЖНО: D53 на V ступени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.

Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать на этой странице.

Главные трезвучия лада — разрешение

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые.
Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Так, тоническое трезвучие (Т53, t53) состоит только из устойчивых ступеней ( I, III, V) . Поэтому оно не требует разрешения, ведь его ступени все устойчивые.

Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте.

Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте.

Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.

ИНТЕРЕСНО:
При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень.

На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх.

II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень.
IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень.

VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно.
Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.

Примеры разрешения главных трезвучий лада

В мажоре:

В миноре:

Более подробно разрешение главных трезвучий и их обращений рассматривается в статье «Главные трезвучия лада с обращениями«

Заключение

Итак, вы изучили тему «Главные трезвучия лада». Теперь вы знаете, что главные трезвучия лада строятся на I, IV и V ступенях в мажоре и миноре.

Вы запомнили, что они обозначаются T53, S53, D53 в мажоре, и t53, s53, D53 — в миноре.

Вы поняли принцип разрешения неустойчивых аккордов в устойчивые. В этой статье было показано, как разрешаются главные трезвучия. А как разрешаются обращения трезвучий, можно узнать, перейдя по ссылке выше.

Если же вы лучше воспринимаете видео формат, вы можете посмотреть Видео- урок за 2 минуты по теме «Главные трезвучия лада»

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать здесь.

Главные трезвучия лада — простыми словами для детей и взрослых

Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.

Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.

Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.

Содержание статьи

Определение главных трезвучий лада

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.

Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?

До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали ладыдиатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.

Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).

К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).

Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Главные трезвучия лада — построение

В мажорных тональностях


ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.

Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.

Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.

В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

В минорных тональностях

ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?

Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.

В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.

В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.

ВАЖНО: D53 на V ступени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.

Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать на этой странице.

Главные трезвучия лада — разрешение

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые.
Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Так, тоническое трезвучие (Т53, t53) состоит только из устойчивых ступеней ( I, III, V) . Поэтому оно не требует разрешения, ведь его ступени все устойчивые.

Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте.

Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте.

Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.

ИНТЕРЕСНО:
При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень.

На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх.

II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень.
IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень.

VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно.
Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.

Примеры разрешения главных трезвучий лада

В мажоре:

В миноре:

Более подробно разрешение главных трезвучий и их обращений рассматривается в статье «Главные трезвучия лада с обращениями«

Заключение

Итак, вы изучили тему «Главные трезвучия лада». Теперь вы знаете, что главные трезвучия лада строятся на I, IV и V ступенях в мажоре и миноре.

Вы запомнили, что они обозначаются T53, S53, D53 в мажоре, и t53, s53, D53 — в миноре.

Вы поняли принцип разрешения неустойчивых аккордов в устойчивые. В этой статье было показано, как разрешаются главные трезвучия. А как разрешаются обращения трезвучий, можно узнать, перейдя по ссылке выше.

Если же вы лучше воспринимаете видео формат, вы можете посмотреть Видео- урок за 2 минуты по теме «Главные трезвучия лада»

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями вы можете скачать здесь.

Basic 3 Note Chords/Triads — Signature Sound

Перейти к содержимому

Базовые 3 нотные аккорды/трезвучия

 

Теперь, когда мы рассмотрели несколько гамм и взаимосвязь между лежащими в их основе нотами, я хотел бы уделить минуту обсуждению основных форм аккордов с использованием этих гамм.

A Аккорд представляет собой комбинацию нот, полученных из определенной гаммы, объединенных вместе, чтобы выявить гармонию, лежащую в основе конкретной гаммы. Самая основная форма аккордов называется Triad , которая создается с использованием 3 нот гаммы, чтобы выявить основную гармонию между этим трио нот. Триаду чаще всего формируют, начиная с основной ноты гаммы, добавляя ноту интервала гаммы 3 rd (мажорную или минорную) и, наконец, добавляя ноту 5 th интервала гаммы (мажорную или минорную), чтобы завершить аккорд.

Как мы говорили ранее, гамма состоит из 12 полутонов или полутонов от начала до конца ноты. Теперь мы сделаем еще один шаг вперед, добавив правила определения мажора 3 rd интервалы и минорные 3 rd интервалы. Мажорный интервал 3 rd создается любыми 2 нотами в гамме, отстоящими друг от друга на 2 полных тона (или 4 полутона). Минорный интервал 3 rd — это любые 2 ноты в гамме, отстоящие друг от друга на 1½ полных тона (или 3 полутона). Если мы еще раз взглянем на гамму до мажор, то сможем продемонстрировать, как выглядит трезвучие с использованием мажорных и минорных терций:

 

Как мы видим, между до и ми и 1½ полных шага (или 3 полутона) между ми и солью, чтобы завершить наше трезвучие до мажор. Есть 4 возможных качества аккорда

для трезвучий, основанных на соотношении нот, используемых для создания трезвучия: Мажор, минор, уменьшенное и увеличенное.

 

При создании простых 3-х нотных аккордов необходимо помнить о нескольких правилах:

1. Первый интервал 3 rd определяет, будет ли аккорд мажорным или минорным.

2. Второй интервал 3 rd определяет, будет ли он увеличен или уменьшен.

3. Мажорные трезвучия всегда формируются из мажорного 3 rd , за которым следует минор 3 rd.

4. Минорные трезвучия состоят из минорного 3 rd , за которым следует мажор 3 rd.

5. Уменьшенные трезвучия образуются из минор 3 рд

за которым следует еще минор 3 рд.

6. Расширенные триады формируются из мажор 3 ряд , за которым следует еще один мажор 3 ряд.

Как только вы выучите эти правила, вы сможете применить их к созданию любой из этих 4-х триад на любом стартовом ключе! Например, если вы хотите создать трезвучие ми минор, просто начните с тональности ми, пройдите 3 полутона (или минор 3 rd ) до соль и 4 полутона (или мажор 3 rd ). на B, и у вас есть триада. Как вы быстро узнаете, существуют естественные трезвучия, которые создаются в каждой гамме с использованием ступенчатых паттернов в гамме, начинающихся с каждой отдельной ноты. Наше трезвучие ми-минор образовалось, начиная с 3 9.0017 rd нота до мажор и применение простых правил трезвучия для создания одного из минорных трезвучий в гамме. Как только вы начнете более комфортно работать с гаммами, вы начнете замечать все основные трезвучия, которые вы можете создать в каждой гамме, просто применяя правила ступенчатого паттерна для каждого конкретного трезвучия.

Теперь, когда у вас есть базовые знания о том, как создавать 3-х нотные аккорды, мы можем приступить к изучению вариантов, которые у нас есть в гамме для развития мелодии и гармонии, создания расширенных аккордов поверх наших трезвучий и даже того, как заменить один аккорд. для другого совсем. Прежде чем мы перейдем к более продвинутой теории, мы рассмотрим две оставшиеся минорные гаммы и соберем их вместе.

 

Ссылка для загрузки страницы

Понимание триад | Обучение теории музыки

Аккорд можно определить как группу из двух или более гармонирующих нот.

Самая основная и распространенная форма аккорда, трезвучие, представляет собой группу из трех гармонирующих нот, в которых интервал терции и интервал квинты играется над основной нотой.

Есть два разных типа терций и два разных типа квинты, которые используются при построении трезвучия.

Первый тип терции, о котором нам нужно знать, называется мажорной терцией. Мажорная терция строится путем добавления двух последовательных целых шагов выше или ниже заданной ноты.

Например, зная, что от C до D — это целая ступень,

и от D до E — тоже целая ступень,

, тогда от C до E две последовательные ступени — это большая терция.

Малая терция, с другой стороны, строится путем добавления полутона и целого тона выше или ниже заданной ноты.

Опять же, зная, что от ми до фа — это полтона,

и от фа до соль — это целый тон,

, тогда от ми до соль, после полутона, за которым следует целая ступень, — малая терция.

Первый тип квинты, о котором нам нужно знать, называется совершенной квинтой. Совершенная пятая квинта строится путем добавления мажорной терции и минорной терции выше или ниже заданной ноты.

Мы только что узнали, что от C до E — мажорная терция,

, а от E до G — минорная терция.

Следовательно, от C до G, будучи мажорной терцией, за которой следует второстепенная терция, является совершенной квинтой.

Второй тип квинты известен как уменьшенная квинта. Уменьшенная квинта строится путем добавления двух последовательных второстепенных терций выше или ниже заданной ноты.

Если мы знаем, что от B до D являются малой терцией,

и от E до и от D до F также являются малой терцией,

, то от B до F, будучи двумя последовательными второстепенными терциями, мы получаем уменьшенную квинту.

Стоит отметить, что еще более простой способ представить себе уменьшенные квинты состоит в том, что они такие же, как и полные квинты, только пониженные на полтона.

Мажорное трезвучие образуется путем добавления мажорной терции и совершенной квинты над одной и той же нотой.

Играя мажорную терцию над нотой до,

вместе с чистой квинтой над нотой до,

мы построим трезвучие до мажор — до, ми и соль.

Другой способ построения до Мажорное трезвучие состоит из сочетания первой, третьей и пятой ступеней гаммы до мажор.

Здесь мы видим, что первая ступень звукоряда — нота C, третья ступень звукоряда — нота E, а пятая — G.

Минорное трезвучие образуется путем добавления минорной терции и совершенной квинты над одной и той же нотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *