Обращение главных трезвучий — наглядно и просто.
admin Теоретические материалы
Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.
Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T53), Субдоминантовое трезвучие (S53), Доминантовое трезвучие (D53).
Подробнее о главных трезвучиях лада можно почитать в статье .
Содержание статьи
Что такое обращение трезвучий
Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.
Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.
Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.
Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.
Таким образом, трезвучие имеет два обращения.
Как называются обращения трезвучий
Итак, трезвучия имеют два обращения.
Первое обращение трезвучия называется — секстаккорд. Секстаккорд состоит из терции и кварты. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Посмотрите на пример выше.
Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.
Второе обращение трезвучия называется — квартсекстаккорд. Он состоит из кварты и терции. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 64.
Посмотрите на квартсекстаккорд Соль-До-Ми в примере выше.
Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.
ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.
Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.
Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?
Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.
Обращение главных трезвучий — построение
Итак, напомним, что главными трезвучиями в тональности являются T53, S53, D53.
Обращениями тонического трезвучия — T53 являются T6 и T64 . Субдоминантовое трезвучие S53 обращается в S6 и S64 . А доминантовое трезвучие D53 имеет обращения D6 и D64.
Прочитать об Обращении главных трезвучий можно в этой статье.
Обращение главных трезвучий в мажоре
Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:
Обращение главных трезвучий миноре
В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.
ВАЖНО: Доминантовое трезвучие всегда строится в гармоническом миноре! Поэтому, не забывайте повышать VII ступень как в самом трезвучии D53 , так и в его общениях — D6 и D64.
Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.
И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:
Обращение главных трезвучий и их разрешение
Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.
Так, тоническое трезвучие (Т53) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S53) и доминантовое (D53) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.
Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.
Прочитать о Разрешении главных трезвучий можно по ссылке в этой статье .
Заключение
Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.
Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.
При разрешении аккордов субдоминанты в аккорды тоники образуется такая закономерность:
S53 → T6 ; S6 → T64 ; S64 → T53 .
При разрешении доминантовых аккордов в аккорды тоники образуется следующая закономерность:
D53 → T64 ; D6 → T53 ; D64 → T6 .
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,
верхний звук – квинтовым тоном.
Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из
тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:
Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.
На I ступени — тоническое трезвучие (Т 5/3)
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное.
Интервальный состав трезвучий:
Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3
Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (ув5/3) — это трезвучие, которое состоит из двух больших терций.
Крайние звуки образуют увеличенную квинту.Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре — на YI Ь ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в Т6/4, в миноре — в t6.
До мажор ля минор
ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.
Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )
Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
Разрешается в неполное тоническое трезвучие.
До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор
ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3
БИЛЕТ № 3.
Септаккордомназывается аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по
терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний — септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.
Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )
Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и
утроенным основным тоном).
Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком
является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным
основным тоном.
II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным
основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6
ля минор
Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6
Первичные трезвучия в первой инверсии – Гармония и музыкальность с сольфеджио
Тоника, субдоминанта и доминанта трезвучия в первом обращении имеют 3 rd аккорда в басу. Первые инверсионные первичные трезвучия функционируют как продолжения их исходных трезвучий корневой позиции. Самое главное, эти аккорды открывают новые мелодические возможности для баса и сопрано.
«6» в цифровом анализе баса и римской цифры указывает интервал между басовой нотой и основным тоном аккорда в верхнем голосе.
Обзор обращений аккордов см. в обзоре: обращение аккордов и фигурный бас.
Удвоение
Корень или 5 й удваивается, часто в сопрано в унисон или октаву. (См. примеры голосовых вводов 1–10.)
Иногда 3 rd неравномерно удваивается в I и IV аккордах. (См. примеры голосовых вводов 11 и 12). «8» в анализе указывает на то, что бас (3 rd аккорда) неправильно удваивается в октаве.
V избегается из-за удвоенного начального тона ti.
Как выйти из унисона или октавного удвоения
Унисон Удвоение | Удвоение октавы | |||
Общий | Необычный | Общий | Необычный | Необычный |
Оставьте одну из нот унисона в качестве общего тона и опустите другую | Разделить унисон в обратном направлении | Удалите верхнюю из удвоенных нот и оставьте нижнюю ноту в качестве общего тона | Переместить сдвоенные ноты внутрь в обратном направлении | Переместите двойные ноты наружу в противоположном направлении, чтобы открыть пробел |
Примеры ниже показывают все возможные комбинации хорд I 6 , IV 6 и V 6 . Для сопрано существуют новые мелодические возможности за счет последовательного использования корневой позиции и первых инверсионных трезвучий.
Если не указано иное, все примеры работают в мажоре и гармоническом миноре (добавьте me и le ). Все примеры могут быть преобразованы в открытый интервал.
*При клавиатурном письме удвоение унисона не отображается, в результате получается аккорд, состоящий всего из трех голосов. Однако примеры в этой книге показывают две ноты по обе стороны от основы.
**В хоровом письме основы общих нот разделены.
В примере №10 в миноре нисходящая линия баса do – te – le – , поэтому поддерживает минорный аккорд v 6 без повышенного ведущего тона.
IV с сопрано la часто действует как проходящий аккорд между V и V 6 (или наоборот) в мажорных тональностях. Фигурный бас IV указывает на неправильный бас (3 rd аккорда) в октаве. Обратите внимание на голосовой обмен ti – la – so и so – la – ti во внешних голосах.
Первичные трезвучия в первой инверсии
А3. Инверсии
Посмотрите на Bass Note
Мы знаем, что трезвучия строятся с помощью корня, 3-го и 5-го.
Когда мы строили трезвучия на уроке 2, мы всегда записывали корень как самую нижнюю ноту (или басовую ноту ) аккорда.
Однако мы можем выбрать другую ноту трезвучия для использования в качестве басовой ноты, не меняя основной природы трезвучия.
Мы не всегда используем основной тон аккорда в качестве басовой ноты при гармонизации музыки, потому что через некоторое время он начинает звучать довольно скучно.
Когда самая низкая нота аккорда , а не его корень, мы говорим, что аккорд перевернут (как перевернутый).
Рассмотрим инверсии подробнее. Мы будем использовать трезвучие до мажор, чтобы упростить задачу.
Корневая позиция
Корень до мажор — это до. Когда корень — самая низкая нота в аккорде, мы говорим, что аккорд находится в корневая позиция
.В римской системе счисления мы пишем букву «а», чтобы показать, что аккорд находится в основной позиции. Например, «Ia» означает тонический аккорд с корнем в качестве самой низкой ноты.
Корневые аккорды очень распространены.
Первая инверсия
Давайте изменим порядок нот так, чтобы самая низкая нота или «басовая нота» была ми. Мы используем третью трезвучия вместо основного тона.
Римскими цифрами мы пишем «b», чтобы показать 1-ю инверсию. «Иб» означает тонический аккорд с терцией трезвучия в басу.
Первые инверсионные аккорды довольно распространены.
Вторая инверсия
Когда мы ставим пятую часть трезвучия в качестве басовой ноты, мы получаем второй инверсионный аккорд.
Римскими цифрами мы пишем «с», чтобы показать 2-ю инверсию. «Ic» означает тонический аккорд с квинтой трезвучия в басу.
! Аккорды второй инверсии встречаются довольно редко. Обычно мы не используем вторую инверсию, за исключением особых случаев, например, «каденциальный 6/4».
Порядок других заметок
Когда вы думаете об инверсиях, единственная нота, о которой вам нужно беспокоиться, это басовая нота . Басовая нота говорит вам, в какой инверсии находится аккорд.
Все остальные ноты аккорда могут быть записаны в любом удобном для них порядке.
Итак, для трезвучия до мажор в основной позиции мы можем найти:
В 1-й инверсии:
Во 2-й инверсии:
Третья инверсия
Аккорды с добавленной септаккордом имеют еще одну возможную инверсию: 3-ю инверсию или «d».