Разное

Тонические трезвучия до мажор: Гитара: теория для начинающих. Главные и побочные трезвучия в натуральном мажоре

Гитара: теория для начинающих. Главные и побочные трезвучия в натуральном мажоре

Прежде чем приступить к новому материалу, перечитайте главу « Аккорды » (в разделе Теория) и повторите всё о трезвучиях.

Вспомнили? Теперь можно продолжать.

Главными трезвучиями в тональности называются трезвучия, построенные на I ступени звукоряда {тоника, Т), на IV (субдоминанта, S) и на V (доминанта, D) ступенях, и именуются они соответственно: тоническим, субдоминантовым и доминантовым. Среди людей несведущих бытует представление, что в музыке всего три аккорда. Это, конечно, и так, и не так. Действительно, три главных трезвучия (Т, S и D) являются в музыке основными. Эти три могучих вектора определяют «силовое поле» каждой тональности. Три аккорда, появившиеся в европейской музыкальной культуре в результате христианского богословского осмысления Бога как Троицы, породили «тринитарную гармонию», лёгшую в основание гармонического мышления в Европе, а впоследствии и на других континентах. На этих трёх аккордах, как земля на трёх китах, лежит большая часть написанной музыки: Моцарт и Гайдн, блюз и рок-н-ролл, Маккартни и Леннон, AC/DC и МЕТАШСА, Высоцкий и Цой. В бывшем СССР эти три аккорда (Am, Dm и Е) получили название «блатных». Используя их мажорные или минорные варианты, можно подобрать аккомпанемент почти к любой песне. И, действительно, трудно найти современного барда или сочинителя попсы, который добавил бы к трём аккордам четвёртый или, Боже упаси, пятый.

Но вы, конечно, уже догадались, что это наше рассуждение есть умышленное упрощение, своего рода притча. На самом деле, существует «Гармония» — целое учение о множестве аккордов, и изучают эту дисциплину в музыкальных учебных заведениях несколько лет. Но от этого значение трёх главных трезвучий в тональности ничуть не уменьшается, скорее напротив. Проанализируйте, какие произведения признаны наиболее популярными в истории музыки вообще и поп- или рок-музыки в частности. Вы убедитесь, что почти во всех «заездах» побеждают лихие сочинители хитов, мчащиеся 1,1 на «тройке» главных трезвучий, погоняемой не ветшающими от длительного и частого употребления секвенциями

*.

*Секвенция (от лат. sequence — следующий, идущий за) — перемещение небольшого музыкального построения (звено секвенции) на другую высоту. Интервал восходящего или нисходящего перемещения звена С. называется шагом секвенции. С. бывают точными и неточными. Как мелодические, так и гармонические С. могут быть двух видов: тональными (диатоническими) и модулирующими (хроматическими). Обычно С. насчитывают не более трёх-четырёх звеньев, причём последнее звено нередко бывает изменённым (неточным).

Рассмотрим главные трезвучия тональности До мажор. На I ступени {тоника, Т) строится тоническое трезвучие (до-ми-соль). На IV {субдоминанта, S) — субдоминантовое трезвучие {фа-ля-до). На V {доминанта, D) — доминантовое трезвучие {соль-си-ре). Строятся эти трезвучия, как и водится, по терциям. Следует знать, что в мажоре главные трезвучия всегда мажорные. Напоминаем, что трезвучия, построенные по терциям, обозначаются 5/3.

Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях в любой тональности, называются побочными, и в мажоре они почти все минорные. Почти, потому что на VII ступени (в До мажоре) строится трезвучие уменьшенное, т. е. состоящее из двух малых терций {си-ре-фа). Остальные побочные трезвучия: на II ступени {ре-фа-ля), на III {ми-соль-си) и на VI ступени {ля-до-ми) — в мажоре всегда минорные.

А теперь попробуем отыскать главные и побочные трезвучия в другой тональности. Возьмём уже известную нам тональность Соль мажор (G dur). Тоническое трезвучие здесь состоит из нот: соль-си-ре; субдоминантовое — до-ми-соль; доминантовое — ре-фа-диез-ля.

Побочные трезвучия в Соль мажоре будут такими: на II ступени -ля-до-ми; на III -си-ре-фа-диез; на VI — ми-соль-си; на VII ступени — фа-диез-ля-до (уменьшенное трезвучие).

Выбирайте любые мажорные тональности и находите в них главные и побочные трезвучия, за­писывая их нотами и произнося название каждой ноты вслух.

На следующем уроке рассмотрим Главные и побочные трезвучия в натуральном миноре

92 Тоническое трезвучие

Ступени, не входящие в состав тонического трезвучия, являются неустойчивыми. Если одновременно взять сперва только все неустойчивые звуки, а затем — все устойчивые, то это сразу создаст полное ощущение лада и прочную настройку в нем. Например:

93 Неуст. Уст. Неуст. Уст.

§ 39. Гамма. Ступени лада

Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.

Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).

Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.

Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов* [В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда. ] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой). Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:

94

разделяющий тон

Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).

95 Гамма натурального мажора

б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 б. 2 м. 2 м. 2 б. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2

Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.

Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.

Ступени лада всегда обозначаются римскими цифрами, а ладовые функции — латинскими буквами, выставляемыми под нотами, к которым они относятся, причем все эти обозначения сохраняются за каждой ступенью лада в данной тональности при любом порядке их расположения и чередования* [Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:

I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;

II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;

III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;

IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;

V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;

VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;

VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.

96

I II III IV V VI VII I I VII VI V IV III II I

(Т) (М) (S) (D) (SM) (Т) (Т) (SM)(D) (S) (М) (Т)

Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.

Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам. Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).

97

II S SM Т М D

(IV)(VI) (I) (III) (V)

С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):

98

VII I II II III IV IV V VI

При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение* [Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает. ], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения. Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).

В натуральном мажоре есть два полутоновых тяготения: одно — восходящее (от VII ступени к I ступени), другое — нисходящее (от IV ступени к III ступени). Таким образом, тоническая терция, образованная I и III ступенями лада, окружена встречными полутоновыми тяготениями VII и IV ступеней, образующих между собой остродиссонирующий интервал — тритон (в данном случае — уменьшенную квинту). Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.

99

Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:

100

Т(I) II III S(IV) D(V) VI VII T(I)

Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.

В чем реальная разница между тоником и корнем?

Резюме

  • тоника — первая нота гаммы, тоника — первая нота аккорда

Это короткий ответ. Однако многие люди путаются, когда дело доходит до гамм и аккордов, даже если они думают, что знают, что это такое. В конце концов, разве трезвучие до мажор — это не просто 1-я, 3-я и 5-я ноты гаммы до-мажор, поэтому тоника и корень — это одно и то же: до?

Вот более длинный ответ:

Scales

Рассмотрим начало « Over the Rainbow» Гарольда Арлена :

Прежде чем мы дойдем до конца второй фразы, мы охватили все белые ноты от C до C:

, которые, как и некоторые из вы знаете, это гамма до мажор. Вот реальное значение гаммы:

  • гамма — это набор нот, на которых основана мелодия

Теперь снова посмотрите на мелодию на странице. Много одиночных нот, одна за другой:

По этой причине мы говорим, что мелодия — это горизонтальный аспект музыки.

  • мелодия = горизонтальная = масштаб

Теперь, если вы играете на белых нотах, почему тоника C, а не D или E и т. д.? Давайте посмотрим на конец мелодии:

Если вы играете Over the Rainbow на белых нотах, она заканчивается на C. На самом деле, большинство мелодий, сыгранных на белых нотах, заканчиваются на C:

Это как если бы C оказывает гравитационное притяжение на мелодию. По этой причине я предпочитаю называть тоник 9.0017 главная нота шкалы, а не первая нота. Это нота, к которой приходит мелодия. Итак:

  • тоник домашняя нота гамма

и

  • мелодия = горизонталь = гамма = тоника

Аккорды

Теперь аккорды. Прежде всего, что такое аккорд?

  • аккорд состоит из нескольких нот, которые звучат одновременно

Это не обязательно должно быть трезвучие или септима, это просто любой набор нот, которые звучат одновременно.

Вот начало Over the Rainbow с аккордами:

Теперь посмотрите на любой аккорд в Over the Rainbow. Это всегда набор нот, наложенных друг на друга:

По этой причине мы говорим, что гармония — это вертикальный аспект музыки.

  • гармония = вертикаль = аккорд

Еще раз, я предпочитаю использовать фразу домашняя нота при описании основного тона, потому что основной тон не всегда является первой нотой аккорда. Например, неважно, как вы аранжируете до, ми и соль, они всегда составляют аккорд до мажор:

Итак:

  • корень дом нота аккорда

и

  • гармония = вертикаль = аккорд = корень

Горизонтальное против вертикального

Итак, почему все это так важно? Посмотрите на вступление Over the Rainbow снова с аккордами:

Корни аккордов — C, A, E, C, F, B, C. Однако все аккорды используют только белые ноты, что является До мажор, поэтому тоника всегда C.

  • корень может измениться, а тоника останется прежней

По этой причине:

  • всегда держите в уме горизонтальное и вертикальное разделение

Если вы говорите до мажор , вам нужно знать, имеете ли вы в виду до мажор гамму (горизонтальную) или до мажор аккорд (вертикальную), так как они не всегда идут вместе.

  • мелодия = горизонталь = гамма = тоника
  • гармония = вертикаль = аккорд = корень

Вырезать в камне.

Мажорные и минорные аккорды на фортепиано

На рисунке ниже показан список тонических трезвучий для каждой из двенадцати мажорных тональностей. Тоническое трезвучие – это аккорд, состоящий из первой, третьей и пятой ступени звукоряда. Например, гамма до мажор — это C, D, E, F, G, A B, C. Первая ступень (или первая нота) гаммы — C, третья — E, а пятая — G. Каждое тоническое трезвучие показанный ниже находится в корневом положении. Это означает, что первая ступень звукоряда приходится на бас (самую низкую ноту). Ноты каждого аккорда можно переставлять (инвертировать) и играть в разных октавах для получения различных музыкальных эффектов.

Если вы знаете мажорные гаммы, вы можете составить тоническое трезвучие для каждой из них, взяв 1-ю, 3-ю и 5-ю ступень гаммы, как описано выше. Однако, если вы не знакомы со всеми гаммами и тональностями, этот метод не работает так хорошо, и вы можете использовать альтернативный метод, описанный ниже. Перейти к альтернативному методу.

Аккорды, начинающиеся с черных клавиш, также могут быть названы их энгармоническими эквивалентами. Другими словами: ре-бемоль мажор также можно назвать до-диез мажор, фа-диез мажор можно назвать соль-бемоль мажор и т. д. Однако на картинке я назвал аккорды их наиболее распространенным и логичным энгармоническим эквивалентным названием. Например. более логично говорить «ре-бемоль мажор» вместо «до-диез мажор», потому что названия нот в гамме ре-бемоль мажор проще для понимания, чем в гамме до-диез мажор, даже несмотря на то, что высота тона является основной. такой же.

Вы можете превратить каждый из вышеперечисленных мажорных аккордов в минорный, просто понизив среднюю ноту на полтона, как показано на рисунке ниже. Полутон — это расстояние от одной клавиши до соседней клавиши на фортепиано, то есть наименьший возможный интервал между двумя нотами. Например. аккорд до-мажор становится до-минор, если вы меняете ми на ми-бемоль, а ре-мажор становится ре-минор, если вы меняете фа-диез на фа-бемоль и т. д. Для получения дополнительной информации о буквенных названиях клавиш на фортепиано см. см. схемы клавиатуры на этой странице: Гаммы для фортепиано

Вот схема, показывающая тонические трезвучия в основной позиции для каждой из двенадцати минорных тональностей:

​Если вы не знаете соответствующие гаммы или тональности, вы все равно можете выработать любое мажорное или минорное трезвучие, но используя другой метод, который заключается в следующем.

Для мажорных аккордов:

  • Выберите ноту — это будет основной тон аккорда.
  • Добавьте ноту на четыре полутона выше основного тона (полутон — это наименьшее расстояние от одной клавиши до другой). Это дает вам третью часть аккорда или среднюю ноту, если она находится в основной позиции. Положение основного тона просто означает, что основной тон находится в басу, то есть в самой низкой ноте.
  • Добавить еще одну ноту на три полутона выше 3-й. Это дает вам 5-е место.

Для минорных аккордов:
Возьмите мажорное трезвучие и просто понизьте терцию (среднюю ноту) на полтона, как и раньше. Это приводит к тому, что корень и терция находятся на расстоянии трех полутонов друг от друга, а третья и пятая — на расстоянии четырех полутонов.

Сравнение мажорных трезвучий с минорными:

  • Итак, у мажорного трезвучия есть корень, затем следующая нота на 4 полутона выше, затем следующая нота на 3 полутона выше.
  • Для минорного трезвучия все наоборот. У него есть корень, затем следующая нота на 3 полутона выше, затем следующая нота на 4 полутона выше.

 

  • Итак, для мажорного трезвучия запомните 4+3 полутона 
  • Для минорного трезвучия запомните 3+4 полутона.

Примеры:
Напр. аккорд до мажор — CEG; потому что до и ми разделены на 4 полутона; а E и G разделены на 3 полутона друг от друга. В поп-музыке символы аккордов для мажорных трезвучий обычно обозначаются только буквенным названием, поэтому «C» означает до мажор.

  • Между прочим: если вы видите «maj» рядом с буквой, это относится к другой ноте поверх основного трезвучия, например. 7-й или 9-й и описывает качество интервала, образованного между этой нотой и корнем. Например. Cmaj7 означает трезвучие до мажор с мажорной септимой. Часть «C» символа означает до мажор, а часть «maj 7» символа относится к интервалу большой 7-й над корнем. C7 будет трезвучием до мажор с минорной септимой над корнем. Вы можете узнать больше о том, как работают большие и малые интервалы здесь.

До минорный аккорд C E b G; потому что C и E b разделены на 3 полутона; и E b и G находятся на расстоянии 4 полутона друг от друга. В поп-музыке минорные аккорды часто пишутся буквой плюс «м». Таким образом, Cm — это трезвучие до минор.

Уменьшенные аккорды:
Немного развивая эту идею, если вы создадите аккорд, в котором все ноты отстоят друг от друга на 3 полутона, вы получите уменьшенный аккорд. Это часто обозначается надстрочным индексом «о» рядом с буквой. Например. Cº будет уменьшенным C, что будет C E б Гб.

Расширенные аккорды:
Если вы создаете аккорд, в котором все ноты разделены на 4 полутона, вы получаете расширенный аккорд, и это часто обозначается знаком плюс рядом с буквой. Например. C+ дополнен C и будет CEG # .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *