Разное

Точка в композиции – Значение точки при построении композиции

Содержание

Значение точки при построении композиции

Точка - это простейшая единица визуального общения, в основном округлой формы и самая распространенная в природе, хотя любая форма, в небольших масштабах изображения, может выступать в качестве визуальной точки дизайна.

Это изображение, созданное точками. Кроме этого в нем присутствуют тональный и цветовой градиент, который создает объем. Точки на этом снимке зрительно объединяются в группы по общему признаку, то есть по цвету, размеру, тону и т.д. Расположение точек с общими характеристиками создает ощущение равновесия.

Точка представляет собой минимальную частицу выражения, без размеров, просто обозначая расположение в пространстве. Ее размер – не важен, но по определению он маленький. Любая небольшая форма, расположенная на относительно большом фоне, играет роль точки. Ее визуальное воздействие – велико, даже если точка единична и изолирована.

Если точек несколько и они разного размера, то могут порождать измерение пространства и трехмерное впечатление, уменьшаясь в размерах с расстоянием. Когда используют несколько точек одного изображения, наше восприятие их соединяет, создавая линии, а значит – направление и движение.

Структура, движения и измерение пространства. Округлые формы пространства, имеющие относительно небольшой размер, выступают в качестве точки. В этом случае визуально соединяются, обозначая линии, а значит - движение. Разница в размерах, тем меньше, чем выше расположена точка, описывает размер, дистанцию, расстояние между передним и задним планом.

Любая точка имеет огромную силу притяжения для глаз, будь то ее присутствие естественным, натуральным или она была помещена туда человеком с определенной целью. Две точки создают единую систему измерения пространства, одну меру измерения расстояния и глубины. Плотность точек в кадре направляет взгляд и визуально сдвигает равновесие туда, где они находятся, тем самым может быть сбалансирован объект с более крупной массой.

Равновесие масс. Исскуственно помещенный фотографом элемент, выполняющий функцию точки, имеет целью сбалансировать ось снимка и придать кадру законченность.

Направление, движение. Это упражнение на направление, в котором используются точки. Они соединяются и направляют внимание к основному объекту, сформированному треугольниками и находящемуся на заднем плане.

Когда существует зрительная связь, между точками можно провести линию, тем самым передать движение. Близость точек создает тон и цвет, поэтому они основа впечатления от снимка.

Четыре основных цвета применительно к точкам в результате дают CMYK, процесс воспроизведения изображения при печати. В книге «Основы искусства и дизайна» Алан Пайпс говорит, что «все начинается с простой точки» (Foundations of Art and Design, Alan Pipes). Очень важно следовать этому правилу при разработке визуального дизайна, понимая под точкой самый важный элемент. Где расположим форму, которая направит наше внимание с первого взгляда? Это хорошее начало.

Усиление оси фотографии. Фотограф аккуратно расположился так, чтобы поместить точку внутри одной формы и усилить визуальный вес оси снимка, которая отмечена неявно.Это компенсирует вес продолжительной линии горизонта.

Точка использовалась очень часто в качестве основы на определенных этапах искусства, включая классическое, такое как римские мозаики, гобелены, а так же в стилях, таких как пуантилизм, и даже в работах современных художников.

В фотографии важно понимать, что малые формы (не обязательно круглой формы) визуально работают как точки, чья сила притяжения велика. Так что будьте крайне осторожны, следите, где они расположены.

На первой фотографии – отсканированный слайд 1982 года. Форма животного – саблерогой антилопы орикс, видится уменьшенной в визуальной схеме и может служить в качестве точки. В этом случае силовые линии направлены за пределы изображения, за границы кадра. При этом ось - высота треугольника, проведенная с самой высокой точки, находится почти по центру, устанавливая визуальный диалог по кратчайшему маршруту.

На этом снимке точка расположена под смысловыми линиями, усиливая концепцию линии в качестве зрительного проводника.

В этом случае линии направляют внимание зрителя к точке, которая находится внутри изображения.

Ось расположена ближе к краю снимка

Расстояние от оси к краю пропорционально расстоянию от точки до ближайшего края.

При этом между точкой и осью устанавливается более продолжительная визуальная связь, поэтому кадрирование получается более законченным.

Мы должны использовать точку в качестве элемента в следующих случаях.

Точка служит для структурирования изображений

Позволяет уравновесить визуальный вес форм. Точка может компенсировать важные формы, например треугольник, оси, или более сложные структуры, так как это очень мощная форма. Для этого точка должна быть расположена напротив веса, который надо компенсировать.

Точка служит для создания направления и движения

С помощью нескольких точек создается визуальная непрерывность, основанная на восприятии их во взаимосвязи по отношению друг к другу. Таким путем мы можем направлять взгляд зрителя и усилились направление движение глаз по изображению по определенному маршруту. Самая выразительная точка - это точка схода перспективы, которая усиливает направленность силовых линий.

Точка служит для измерения пространства и создания его глубины

Точка в значительной степени связана с пространством и зависит от относительного соотношения размера обоих. Точка позволяет получить визуальный эталон, который дает представление о размерах и масштабах. В некоторых картинах Дега определение размеров пейзажей достигается за счет размещения нескольких маленьких точек (людей), которые и показывают масштаб. Путем расположения уменьшающихся с расстоянием точек создается трехмерное ощущение расстояния в вертикальной плоскости.

Даже планета с огромной массой может быть точкой, если находится в окружении значительно большей по объему части пространства. Независимо от размеров предметов, в окружении большого пространства, они отображаются в виде точки. Таким образом, точка тесно взаимосвязана с пространством, и ее относительный размер зависит от соотношения того и другого.

Когда у нас есть два элемента или точки, мы ограничены в выборе шкалы и должны поместить обе точки в зависимость от третьего измерения для определения масштаба. Такие авторы, как Жорж Сера (Georges Seurat) и Алан Бейкер (Alan Baker) базировали свои работы на точках, близость которых создает плотность, которую обозначают как тон.

Скопление медуз-парусников (Velella velella). Это документальный снимок группировки точек разного размера.

Фотограф взял две формы схожего большого размера и составил по аналогии треугольник. Теперь снимок имеет законченную структуру, сложнее, но организованную, с явным круговым направлением движения.

photo-monster.ru

Значение точки при построении композиции

Точка - это простейшая единица визуального общения, в основном округлой формы и самая распространенная в природе, хотя любая форма, в небольших масштабах изображения, может выступать в качестве визуальной точки дизайна.

Это изображение, созданное точками. Кроме этого в нем присутствуют тональный и цветовой градиент, который создает объем. Точки на этом снимке зрительно объединяются в группы по общему признаку, то есть по цвету, размеру, тону и т.д. Расположение точек с общими характеристиками создает ощущение равновесия.

Точка представляет собой минимальную частицу выражения, без размеров, просто обозначая расположение в пространстве. Ее размер – не важен, но по определению он маленький. Любая небольшая форма, расположенная на относительно большом фоне, играет роль точки. Ее визуальное воздействие – велико, даже если точка единична и изолирована.

Если точек несколько и они разного размера, то могут порождать измерение пространства и трехмерное впечатление, уменьшаясь в размерах с расстоянием. Когда используют несколько точек одного изображения, наше восприятие их соединяет, создавая линии, а значит – направление и движение.

Структура, движения и измерение пространства. Округлые формы пространства, имеющие относительно небольшой размер, выступают в качестве точки. В этом случае визуально соединяются, обозначая линии, а значит - движение. Разница в размерах, тем меньше, чем выше расположена точка, описывает размер, дистанцию, расстояние между передним и задним планом.

Любая точка имеет огромную силу притяжения для глаз, будь то ее присутствие естественным, натуральным или она была помещена туда человеком с определенной целью. Две точки создают единую систему измерения пространства, одну меру измерения расстояния и глубины. Плотность точек в кадре направляет взгляд и визуально сдвигает равновесие туда, где они находятся, тем самым может быть сбалансирован объект с более крупной массой.

Равновесие масс. Исскуственно помещенный фотографом элемент, выполняющий функцию точки, имеет целью сбалансировать ось снимка и придать кадру законченность.

Направление, движение. Это упражнение на направление, в котором используются точки. Они соединяются и направляют внимание к основному объекту, сформированному треугольниками и находящемуся на заднем плане.

Когда существует зрительная связь, между точками можно провести линию, тем самым передать движение. Близость точек создает тон и цвет, поэтому они основа впечатления от снимка.

Четыре основных цвета применительно к точкам в результате дают CMYK, процесс воспроизведения изображения при печати. В книге «Основы искусства и дизайна» Алан Пайпс говорит, что «все начинается с простой точки» (Foundations of Art and Design, Alan Pipes). Очень важно следовать этому правилу при разработке визуального дизайна, понимая под точкой самый важный элемент. Где расположим форму, которая направит наше внимание с первого взгляда? Это хорошее начало.

Усиление оси фотографии. Фотограф аккуратно расположился так, чтобы поместить точку внутри одной формы и усилить визуальный вес оси снимка, которая отмечена неявно.Это компенсирует вес продолжительной линии горизонта.

Точка использовалась очень часто в качестве основы на определенных этапах искусства, включая классическое, такое как римские мозаики, гобелены, а так же в стилях, таких как пуантилизм, и даже в работах современных художников.

В фотографии важно понимать, что малые формы (не обязательно круглой формы) визуально работают как точки, чья сила притяжения велика. Так что будьте крайне осторожны, следите, где они расположены.

На первой фотографии – отсканированный слайд 1982 года. Форма животного – саблерогой антилопы орикс, видится уменьшенной в визуальной схеме и может служить в качестве точки. В этом случае силовые линии направлены за пределы изображения, за границы кадра. При этом ось - высота треугольника, проведенная с самой высокой точки, находится почти по центру, устанавливая визуальный диалог по кратчайшему маршруту.

На этом снимке точка расположена под смысловыми линиями, усиливая концепцию линии в качестве зрительного проводника.

В этом случае линии направляют внимание зрителя к точке, которая находится внутри изображения.

Ось расположена ближе к краю снимка

Расстояние от оси к краю пропорционально расстоянию от точки до ближайшего края.

При этом между точкой и осью устанавливается более продолжительная визуальная связь, поэтому кадрирование получается более законченным.

Мы должны использовать точку в качестве элемента в следующих случаях.

Точка служит для структурирования изображений

Позволяет уравновесить визуальный вес форм. Точка может компенсировать важные формы, например треугольник, оси, или более сложные структуры, так как это очень мощная форма. Для этого точка должна быть расположена напротив веса, который надо компенсировать.

Точка служит для создания направления и движения

С помощью нескольких точек создается визуальная непрерывность, основанная на восприятии их во взаимосвязи по отношению друг к другу. Таким путем мы можем направлять взгляд зрителя и усилились направление движение глаз по изображению по определенному маршруту. Самая выразительная точка - это точка схода перспективы, которая усиливает направленность силовых линий.

Точка служит для измерения пространства и создания его глубины

Точка в значительной степени связана с пространством и зависит от относительного соотношения размера обоих. Точка позволяет получить визуальный эталон, который дает представление о размерах и масштабах. В некоторых картинах Дега определение размеров пейзажей достигается за счет размещения нескольких маленьких точек (людей), которые и показывают масштаб. Путем расположения уменьшающихся с расстоянием точек создается трехмерное ощущение расстояния в вертикальной плоскости.

Даже планета с огромной массой может быть точкой, если находится в окружении значительно большей по объему части пространства. Независимо от размеров предметов, в окружении большого пространства, они отображаются в виде точки. Таким образом, точка тесно взаимосвязана с пространством, и ее относительный размер зависит от соотношения того и другого.

Когда у нас есть два элемента или точки, мы ограничены в выборе шкалы и должны поместить обе точки в зависимость от третьего измерения для определения масштаба. Такие авторы, как Жорж Сера (Georges Seurat) и Алан Бейкер (Alan Baker) базировали свои работы на точках, близость которых создает плотность, которую обозначают как тон.

Скопление медуз-парусников (Velella velella). Это документальный снимок группировки точек разного размера.

Фотограф взял две формы схожего большого размера и составил по аналогии треугольник. Теперь снимок имеет законченную структуру, сложнее, но организованную, с явным круговым направлением движения.

photo-monster.ru

Точка, линия, пятно

Основа композиции

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.

Точка

Точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.

Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление - пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.

Линия

Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.

Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.

Пятно

Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Использование точек, линий и пятен в композиции

Точка и пятно

Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.

Точка и линия

Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.

Линия и пятно

Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.

xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai

Точка, линия, пятно

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО.

Можно выделить три основных элемента, которые стоят у истока любого произведения, будь то живопись, графика, дизайн или архитектура. Это точка, линия и пятно.

Точка  Точка – простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления по вертикали и горизонтали. Среди других изобразительных средств точка статична. Она служит в качестве фокуса изображения, выделяя важную информацию или притягивая к ней внимание. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Это невольное соединение точек называется группировкой или гештальтом (gestalt). Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра).

Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными. Основные формы пятна это квадрат, треугольник, круг и «амёба»(бесформенное пятно). 

Точки или пятна можно эффективно использовать в изображениях: Подчеркнуть ключевую идею. Привлечь внимание. Представить более сложный объект или идею, но при этом сохранить чистоту и упрощенность изображения.

Линия  Линия, в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является изображением движения. В этом смысле она – антипод точке, но и порождение её: ведь линия – это след движения точки. Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка. Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости, на которой она начертана. Линия может то погружаться вглубь, то выйти наружу, то подчиниться фону, то победить его. Она обладает эмоциональным воздействием, может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. Линия – праматерь искусства, её исконное назначение – абрис контура формы. И это главное конструктивное качество линии. Она может быть использована и иначе: линии, перечеркивающие друг друга, получают способность передавать цветотональные характеристики или, сопровождая собой направления формы, «лепят» объем. Линии можно сочетать с другими линиями и создавать текстуры и узоры.

Выразительные свойства линии  Определенные расположения линий несут в себе определенное значение. Например, каллиграфия – это искусство представления слов. Оценить каллиграфическую работу можно даже в том случае, если вы не понимаете самих слов. Каллиграфические изображения часто используются современными художниками только просто потому, что они содержат в себе некие таинственные послания на неизвестном языке. Линии на картах четко распознаются как символические обозначения места. Местом может быть как окружение по соседству, так и весь мир. Это может быть либо тщательная схема-план, либо стилизованная диаграмма, как например, схема метро. В других случая, линии выступают как средство, позволяющее определить взаимоотношение/связь между местами; например, на схеме «как пройти отсюда туда». 

Планы помещений – это специфические карты, которые повсеместно используются для описания зданий. Этот язык линий понятен даже в тех случаях, когда строение само по себе необычно. Это строение планировалось создать с помощью пены и намеренно придать ему неправильную форму. Графики – еще один распространенный метод использования линий. Они широко используются для передачи числовой информации и визуального отображения различных связей. Графики используются повсюду, мы знаем о них с первых уроков алгебры, и встречаем их в каждом номере газеты.  С помощью толщины и направления линий можно передавать настроение и состояние эмоций. Смысл, который несут различные линии, во многом зависит от нашего жизненного опыта - что чувствует наше тело в связи с различными направлениями.

Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия. Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Они кажутся устремленными бесконечно в небо, за пределы сознания человека. Их часто используют в общественных зданиях, от соборов до офисов корпораций. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием. 

Диагональные линии создают ощущение движения или направленности, оживляют изображение. Поскольку объекты, расположенные диагонально, для человека кажутся нестабильными по отношению к линии силы притяжения (так как не расположены ни вертикально ни горизонтально), они как бы стремятся упасть, или уже находятся в движении падения. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Таким образом, если необходимо создать ощущение движения, скорости, или активности, следует использовать диагональные линии. Сочетание горизонтальных и вертикальных линий передает ощущение стабильности и прочности. Прямоугольные формы кажутся стабильными по отношению к силе притяжения, и не «стремятся» перевернуться. Эта стабильность создает чувство постоянности, надежности и безопасности.  Глубокие, острые кривые, с другой стороны, предполагают смятение, волнение, и даже безумие. Мы их встречаем в волнах шторма, в запутанных нитях клубка, в беспорядочных потоках людской толпы. Кривые линии имею и другие значения. Мягкие, неглубокие кривые предполагают комфорт, безопасность, понятность, расслабление. Они напоминают кривые линии человеческого тела, и, следовательно, приятны для глаз.

Качество линии само по себе тоже является визуальным языком. Использование качества линии настолько распространенный прием, что мы все очень тонко это чувствуем. Даже не имея художественного образования, мы можем почерпнуть многое по тому, какие линии используются в рисунке. Качество линии само по себе свидетельствует о собственно духе произведения. А для настоящего художника-мастера, качество линии – это средство выражения его стиля. 

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф.

Плоскостная форма это такой вид пластической формы, который характеризуется одновременным развитием по горизонтали и вертикали при незначительном развитии в глубину. Плоская форма является лишь первоначальным состоянием плоскостной. Промежуточные состояния плоскостной формы чрезвычайно разнообразны по своим пластическим свойствам. Проявляются эти свойства в текстуре, фактуре и рельефе поверхности. Текстура Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка – от мелких вкраплений, представляющих собой однородную массу до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Чёткое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций. 

Фактура Занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих её пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что её пластический характер тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалёких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.  Рельеф Характеризуется ещё более крупным, чем фактура пластическим строением плоскостной формы. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности – количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распространено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении чётко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности. Важным признаком плоскостной формы является её расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально или профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны, при профильном – с двух. Большое значение при выявления характера плоскостной формы имеет цвет, точнее цветовая моделировка. За счёт такой моделировки можно выделить главные элементы рельефной композиции. В то же время цвет может подчёркивать характер или обогащать композицию, зрительно нарушая принятый в ней пластический строй.

Взаимодействие форм и проявление их характера

Формы приобретают новый смысл, когда они: участвуют в пространственных взаимодействиях; соучаствуют или противопоставляются по характеристикам массы или текстуры; когда они создают новые взаимоотношения благодаря таким свойствам, как вращение, единичность или повторяемость, выравнивание, группирование или разъединение друг с другом. Каждое состояние показывает зрителю знакомые формы с другой стороны, добавляет какой-то новый смысл. Например, формы, которые кажутся движущимися, энергичными благодаря вращению или частичному перекрыванию, несут совершенно иной смысл, нежели формы, расположенные в шахматном порядке в статичном пространстве.Позитивное и негативное пространство, форма и контрформа Форма считается позитивным элементом, цельным предметом или объектом, пространство считается негативным, в качестве противопоставления форме. Пространство – это «фон», на котором форма становится «фигурой». Взаимоотношения формы и пространства, или фона и фигуры, можно охарактеризовать как взаимозависимые и дополняющие друг друга; невозможно поменять что-то одно, не изменив при этом другое. Противопоставление фона и фигуры создаёт движение, активность, иллюзию трёхмерности. Эти качества чрезвычайно коммуникативны: продуманные взаимоотношения фона и фигуры – первый шаг в создании простого «надсмыслового» сообщения, которое зритель воспринимает ещё до того, как рассмотрит изображение и прочтёт текст, это своего рода мостик к основному смысловому содержанию всей дизайнерской работы. Именно поэтому организация взаимоотношений фигуры – позитивного элемента и фона – негативного элемента, является одним из важнейших визуальных аспектов – ведь это взаимоотношение влияет на все аспекты дизайна, начиная от общего эмоционального отклика и заканчивая информационной иерархией. Взаимоотношения фон – фигура должны быть понятны зрителю и хотя бы относительно логичны. Немаловажно и композиционное решение: композиционная, или визуальная, логика должна соответствовать сообщению, которое пытается выразить дизайнер. Логика композиции – визуальное расположение и соотношение фона и фигуры – вещь абстрактная, но во многом зависящая от того, как мозг зрителя интерпретирует увиденную информацию. В некоторых композициях соотношения формы и фона становятся настолько сложными, что они оптически взаимозаменяются. Это соотношения формы и контрформы, такой эффект, когда то, что казалось позитивным, вдруг становится негативным и наоборот. Этот визуальный приём очень привлекателен, поскольку мозгу приходится поднапрячься, чтобы понять, что изображено, следовательно, зритель увлечён и уделит больше внимания такой композиции.

studfiles.net

Художественно-графические средства построения композиции. Точка. Линия. Пятно.

Художественно-графические средства построения композиции

Точка. Линия. Пятно.

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики - черный и белый Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Учитель вызывает к доске двух учащихся и дает задание мысленно перевоплотиться в древних художников и нарисовать цветными мелками “наскальные” изображения животных, за которыми охотились наши предки. Затем комментируют полученные изображения с последующим выводом, что именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики, продолжает учитель, имеет много общего с живописью. И тут и там перед нами определенное изображение на плоскости. Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.

Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”.

Итак, графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.

Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер. Если обратиться к способам использования линии художником-графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающиеся между собой; линии, принимающие форму изображаемого предмета, частота нанесения которых создает определенный тон, глубину.

Искусство линии требует от художника снайперской точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и высокого вкуса. Линия может быть спокойной, плавной, льющейся, а может быть, напротив, стремительной, нервной, малейшие ее колебания, утолщения, утончения, способны выразить своеобразие форм, увиденных художником в жизни.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графические произведения могут быть отпечатаны во многих экземплярах. Для этого художник режет особыми резцами линолеум или деревянную доску, или рисует на литографическом камне, или вытравливает рисунок на металлической пластине. Мы называем их эстампами. Оттиски, сделанные с досок из дерева, с листков линолеума, пластинок металла, называются гравюрами.

Обобщенность образа, условность его цветовой характеристики, преувеличение и символистика – все это ощущается в графике. Смелые, порой неожиданные приемы допускает сатирическая графика – карикатура.

Особое значение имеет работа художника-графика в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складываются слова, строка, страница, от её красоты зависит и легкость чтения, восприятия текста. Плакат, рекламная афиша – сравнительно новый вид графики, необходимый в жизни современного человека. Особой популярностью пользуется промышленная графика.

К выразительным средствам графики, используемой как средство передачи на плоскости художественно-графической разработки фор-

мы, относятся следующие основные элементы изобразительного язы-

ка: точка, линия, пятно (тон), цвет, фактура.

Средства создания образа

  1. точка

Точка – это графический акцент на плоскости, т.е. от точечного прикосновения карандашом, кистью, пером, фломастером и другими художественными инструментами появляется точечное изображение. Без точки в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой илиразной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения, в основном, используют в орнаментально-декоративных

композициях, в графике, офорте, а также в компьютерных и фотографических растровых технологиях. Точку можно использовать для создания фактурного фона, для объемно-пространственной разработки формы, для создания впечатления от пространства в плоскостной композиции и пр.Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции.

2. Линия

Линия – самый простой и самый экономичный прием в графике и орнаментально-графическом искусстве. Она способна выполнить одновременно несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, ее пропорций.

Линия – это протяженное движение (карандаша, пера, кисти и т.д.) на бумаге. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка). Линия может быть короткой, длинной и бесконечной….Линия не только выявляет границы формы предмета, но и выражает чувства и переживания художника. Не случайно линии посвящено много восторженных строк. Она легкая и волшебная, жесткая и певучая, стремительная и прихотливая, спокойная и нервная, напряженная и элегантная и др., линиям свойственны выражения образа. В линии всегда заложено больше движения и эмоций, чем в других средствах. Линия является первоэлементом изображения любой формы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий или использование различных графических линий увеличивают эмоциональное воздействие на зрителя. Линии могут иметь различные начертательные или изобразительные характеристики: прямые, кривые, ломанные, зигзагообразные, прерывистые, волнистые, толстые, тонкие, жесткие, мягкие и др.

  1. Пятно

Пятно (или тон) в организации композиции наряду с линией играет важную роль. Пятно, в отличие от точки и линии, заполняет большую часть графической плоскости композиции. Пятно может быть одинаковым на всей своей площади по светлоте, по цветовому фону, насыщенности, но может иметь на разных участках различные характеристики цветового изображения. Это двухмерная пятновая графика может быть более условной, чем линеарная. Она не имеет глубины и не создает ее. Плоскость и только плоскость работает на изображение. Пятна, из которых строится композиция, бывают темными на светлом фоне и наоборот светлыми на темном фоне. Пятно и фон могут отличаться и цветовым тоном. Пятновая или тональная плоскостная разработка композиции достигается, в основном, за счет применения различного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических средств. Используя различные конфигурации, силуэты и расположения различных симметричных, асимметричных и других пятен, студент может зрительно изменить пропорции формы силуэта, придавая ей привлекательные черты, что очень важно в его практической работе. Каждая форма может обладать своими специфическими композиционно-художественными свойствами. Например, «заливка» дает ровную, тоновую поверхность, а «отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» – мягкими затеками и т.д.

kopilkaurokov.ru

Композиция картины

Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается

внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д.. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.

Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Одно только неизменно и верно на любой случай: композиционное построение картины основывается на жизненной группировке и сочетании объектов природы, а также на особенностях нашего зрительного восприятия. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. В зависимости от задач, поставленных в картине, композиционное построение будет меняться и определяться идейным замыслом, содержанием произведения.

В окружающей реальной действительности художник находит не только типаж для своих картин, но и основу композиционного построения. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. Для создания композиции картины о походах Ермака он проехал на лошадях по Сибири более трех тысяч километров. О том, как зародилась композиция картины .«Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было, изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел? И вдруг... Меншиков... сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины.

В своей творческой работе, в построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия. Симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения - все эти элементы композиции художник подчиняет выражению замысла. Познакомимся с ними подробнее.

Формат холста и размер изображения

Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата холста (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Задуманное изображение хорошо размещается далеко не в любом размере холста, а различные формы картинной плоскости могут придавать изображаемым объектам разный характер.

Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность. Овальный портрет хорошо сочетается с округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность.

В изображениях мужа и жены Ривьер художник Энгр поместил портрет госпожи Ривьер в овальном обрамлении. Портрет супруга художник изобразил на прямоугольном холсте, с которым гораздо лучше вяжется более Твердый и жесткий силуэт этой фигуры.

Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения. Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект. «Демон» М. Врубеля изображен именно на таком формате. Портреты В. Серова исключительно разнообразны по форматам полотен. Для каждого портретируемого человека он находил соответствующий формат.

Размер картины, разумеется, тоже зависит от ее содержания. Не каждый сюжет можно втиснуть в рамки малого холста или чрезмерно его увеличить. Для каждого сюжета должен быть найден подходящий размер. Сюжеты эпические требуют для своего выражения более крупных размеров холста, чем сюжеты бытовые. Несоответствие формата содержанию может сказаться отрицательным образом на раскрытии замысла.

Для композиции картины, для выделения сюжетного центра имеет большое значение величина самого изображения на плоскости холста. Крупное изображение всегда выступает из картинной плоскости, из того пространства, которое воображается за плоскостью холста. Слишком мелкое изображение далеко отступает за картинную плоскость, кажется второстепенной частью плоскости холста или бумаги. Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Точка зрения в композиции.

Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой натуры. Каждый предмет или объект может показывать свои особенности с какой-то стороны полнее, с какой-то меньше. Надо уметь выбрать горизонт, зайти слева и справа, ближе или дальше — найти такое местоположение, с которого натура будет видна наиболее выразительно.

На рис.1,б взята такая точка зрения, с которой предметы видны плохо организованными, вытянутыми в одну линию, не связанными друг с другом. Если переменить точку зрения, то натура может выглядеть как взаимосвязанное целое(рис.1,а).

а           б

Рис. 1

Подобным образом изменяется вид пейзажа в зависимости от перемены точки зрения. Ниже приведены примеры того, как по-разному меняется композиция пейзажа в зависимости от разной точки зрения. На рис. 2, а деревья находятся далеко сбоку и не сочетаются с домом. Если отойти влево и выбрать другую точку, вид пейзажа изменится (рис.2, 6).

а         б

Рис. 2

Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Так, например, при изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. По этому надо выбрать такую точку зрения, чтобы в композиции уравновесились группы людей и пространство.

Каждый сюжет для своего выражения нуждается в своей точке зрения, особом горизонте. Горизонт на уровне глаз выражает более спокойное впечатление от картины. Высокий горизонт открывает больше пространства, и просторы природы выглядят более величественно. Картина И. Левитана «Над вечным покоем» имеет высокий горизонт, который позволил художнику показать беспредельные просторы родины, выразить мысль о вечности природы.

Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление. Низкая точка зрения используется художниками в тех случаях, когда надо подчеркнуть большие размеры изображаемых объектов. В картине В. Васнецова «Богатыри» впечатление эпической мощи и величавости усиливается применением низкой точки зрения.

Композиционный центр.

Как уже отмечалось, в картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.

В этюде это может быть дерево пи опушке, уходящая вдаль дорожка или человек на фоне леса. Если картина представляет пестрый набор равнозначных объектов, пятен, контрастов, она теряет свою композиционную выразительность. Основному объекту изображения надо найти наилучшее место в картине, изобразить его наиболее внимательно и подробно.

Главный действующий объект обычно размещается на картине вблизи его оптического центра. Это позволяет зрительно охватывать взором всю картину сразу и воспринимать содержание на большом расстоянии.

Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем из рассматриваемой группы такой объект, который привлекает наше внимание. Он находится в центре поля зрения, и его мы видим с подробностями и четко. Остальные предметы, находящиеся в поле зрения вне зрительного центра, воспринимаются обобщенно, без деталей. Получается так, что все предметы, окружающие главный рассматриваемый предмет, по своей заметности, значению как бы подчиняются главному и все, что попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.

Композиционное построение картины во многом обусловливается этой спецификой зрительного восприятия. Чтобы изображение воспроизводилось правдиво, цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подчиняться все другие элементы изображения. Следует вновь подчеркнуть: без подчинения всех элементов картины главному не может быть достигнута естественность зрительного впечатления от картины. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. Однако художник может иметь в картине два или несколько композиционных центров, если только это оправдано содержанием.

Последовательность восприятия картины должна соответствовать не только специфике зрительного восприятия, но и логике развития ее содержания. В картине И. Репина «Не ждали» прежде всего бросается в глаза фигура вошедшего. Восприняв центральный образ, глаз зрителя постепенно находит других персонажей, детали обстановки, способствующие раскрытию темы.

В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, которая удерживает невесту за платье, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства. Верно найденные пропорции фигур и деталей, использование контрастов — все способствует восприятию логики происходящего события. Картина маленькая по своим размерам, но сюжет становится понятным сразу и на большом расстоянии.

Таким образом, цельность композиции зависит также от связи всех элементов произведения.

Выделение главного действующего лица в жанровой композиции достигается не только тем, что оно изображается в центре на видном месте, но и в самой технике письма. Второстепенные фигуры, или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему.

Выделение композиционного центра и создание естественного зрительного впечатления в картине достигается также светотенью, величиной фигур, цветовыми сопоставлениями и расстоянием между фигурами. Художник может выделить главное в картине и цветом, и тоном, и заметностью деталей на нем.

Равновесие картины.

Если холст неравномерно заполнен изображаемыми объектами, рисунок смещен к какому-либо краю, картина воспринимается перегруженной в одной части холста и слишком облегченной в другой. Она выглядит неуравновешенной. Такое изображение противоречит нашему зрительному восприятию действительности, смотрится плохо организованным и неестественным.

Когда мы смотрим на предметы действительности, в зрительном поле они распределены равномерно. Оптический центр находится приблизительно посредине. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или целой группы предметов создает и картине впечатление перегрузки и одной ее части и пустоты в другой. На рис. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Этот недостаток отсутствует на рис. 3, б.

                                       Рис. 3                                          

а              б

Равновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости картины слева и справа, вверху и внизу. Особо важное значение имеет правильное распределение масс справа и слева от вертикальной оси, проходящей через центр полотна. Однако надо избегать деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонт в картине не должен совпадать с горизонтальной серединой картины, а на среднюю вертикаль не должны попадать крупные объекты. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части.

Уравновешенность картины не предполагает точной, геометрической симметричности. Композиция будет страдать надуманностью, если главное действующее лицо, помещенное в композиционном центре, будет находиться посредине. Главное действие лучше отнести.в сторону от центра.

В уравновешенности картины имеют значение не только сами массы предметов, но их тон и цвет. Маленький темный объект может уравновесить большой, но серый. Пятно яркого цвета в одной стороне требует своего повторения в другой.

Чтобы обеспечить композиционный выбор сюжета при изображении натюрморта или портрета с натуры, можно использовать рамочный видоискатель. Двигая видоискатель, подбирают подходящий сюжет, запоминают его расположение в прямоугольнике рамы и соответственно этому размещают объекты на холсте или бумаге.

Можно и по другому выбрать размещение предметов на холсте: сделать композиционные наброски с разных точек зрения и очертить набросок прямоугольной рамкой таких размеров, чтобы получить хорошее отношение плоскости холста и предметов изображения. Иногда на бумаге сначала намечают карандашом рамку и в ней набрасывают эскиз натюрмортного или портретного сюжета. Так равномерно заполняют плоскость картины, определяют масштаб изображения и находят нужное композиционное размещение.

Необходимо отметить, что для целей создания художественного образа художник имеет право сознательно нарушать устойчивое равновесие изображаемых объектов.

Контрасты в композиции.

Важную роль в построении композиции картины играют сопоставления и контрасты. Выразительность композиции усиливается, если она строится на сопоставлении большого и малого, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного, красивого и уродливого, доброго и злого и т. д.. О значении сопоставлений и контрастов говорил еще Леонардо да Винчи, подчеркивая, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим.

В самых разнообразных картинах великих художников можно найти множество сопоставлений такого рода. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы, и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние Марии дают почувствовать различие их характеров. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра.

Ритм в композиции.

Жизнь ритмична во всех своих проявлениях. Ритмично движутся планеты, сменяются времена года. Каждому человеку присущ определенный ритм поведения. По ритму движения, по тому, как люди ходят, говорят друг с другом, можно определить смысл происходящего события. Разный ритм поведения бывает у людей. находящихся, например, на вокзале: у отъезжающих он быстрый и суетливый, у приезжающих он совсем другой.

В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:

в чередовании масштабных соотношений,

в расположении световых и цветовых пятен,

в динамике жестов, движений и т. д.

Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован.

Роль цвета в композиции.

Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Когда говорят об эмоциональном воздействии колорита картины, меньше всего надо предполагать возможность эмоционального воздействия цветов самих по себе. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Эмоционально сильный и выразительный колорит нельзя создать голой броскостью открытых красок. На зрителя действует только правда жизни, поэтому скромная, но правдивая гамма, выражающая колористическое состояние природы, иногда может дать гораздо большее эстетическое наслаждение и сильнее обогатить чувство и мысль, чем декоративная броскость открытых цветов.

Тем художникам, которые строили колорит картины на декоративной силе и звучности красок, И. Репин говорил: «Не в силе бог, а в правде».

Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Так, например, в зависимости от освещения мы испытываем неодинаковые переживания при восходе солнца или заходе, днем или в лунную ночь, в туман или в дождливый день. Разные состояния колорита в природе связываются то с радостными чувствами, то с тревожными и таинственными. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Яркий солнечный день, освещенное зеленое поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение. Серо-синеватые тучи, закрывшие небо в картине, общее тоновое состояние пасмурного дня могут вызвать тяжелую задумчивость и грусть. Эти испытанные переживания постоянно содержатся в нашем жизненном опыте, и, если художник верно передает в картине состояние освещенности определенного времени дня или состояние погоды, у зрителя могут возникнуть те или иные переживания, аналогичные тем, через которые он проходил в жизни. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.

Если присмотреться к пейзажам и жанровым картинам известных художников, то можно заметить, что изображаемый момент и состояние освещенности в картине всегда определялись замыслом, и колорит картины в конечном счете выражал это состояние. Именно ассоциативные качества конкретного состояния природы учитывались художниками в стремлении добиться наиболее сильного эмоционального воздействия на зрителя.  «Журавли летят» А. Степанова.

П. П. Чистяков в письме к Васнецову по поводу одной его картины указывал, что смысл события, его поэзия требуют «набросить сумеречный покров» на всю картину, объединить ее цветом, соответствующим идее картины.

В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом! Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Она захватывает нас своей красотой, напоминает о летних вечерах и рождает вновь когда-то пережитые чувства. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Все это создает определенное минорное настроение. Если бы художник передал другое состояние пейзажа, солнечное освещение, весенние цветы вдоль дороги, он внес бы в пейзаж и совсем иное настроение.

Чтобы передать безысходную тоску родителей, их одиночество, В. Перов в картине «Старики родители на могиле своего сына» тоже использовал состояние хмурой погоды. Именно колорит серого дня, погасивший все краски, низко нависшее небо наряду с острой характеристикой самих фигур пожилых людей помогает передать тяжелое впечатление.

Можно назвать бесконечное множество картин, колорит которых определялся состоянием освещения и только таким образом способствовал выражению содержания.

Если цвет в картине не выражает естественный колорит происходящего события, если он излишне условен, содержание картины обедняется, в ней не будет чувствоваться жизнь. Даже незначительные изменения общей тональности картины или силы цветового звучания влекут за собой изменение настроения, состояния картины и, следовательно, содержания. Значительное же нарушение естественной целостности цветового строя картины, несгармонированные пятна красок сильно обедняют живопись, неестественно характеризуют пространственные планы. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. К такому изображению зритель равнодушен.

Попытки организовать цветовой строй живописного произведения на основе физиологического действия цвета еще никогда не приводили художников к положительным результатам. Это элементарное и незначительное влияние цветов самих по себе ни в какое сравнение не идет с тем эстетическим впечатлением, которое оказывают материальные цвета в реалистическом изображении: голубой цвет, например, тогда может показаться нежным, лирическим, когда он выражает состояние неба в определенные часы, при определенном освещении. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. Синие фиалки в натюрморте возбудят наши чувства неизмеримо сильнее, чем синий цвет вообще.

Красный цвет действует на организм возбуждающе. Но это само по себе в живописи ничего не значит: совершенно разные впечатления вызовут изображения красной крови, красной клубники, красного знамени.

Просто зеленый цвет благоприятен для глаз и для психики, повышает работоспособность, но примененный в живописи с этой целью он отталкивает и раздражает своей тупой «ядовитостью». Если же зеленый цвет будет выражать состояние березовой рощи весной в солнечный день, он приобретает высокое эмоциональное воздействие. Ярким примером этому может служить «Зеленый шум» А. Рылова.

Черный цвет по своему условному значению — цвет печали и траура. Но портрет Ермоловой В. Серова, где доминирует черный цвет, производит светлое, оптимистическое настроение.

Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление, и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Но можно сделать простой опыт: закрыть эту картину, оставив открытым какое-либо ее место, по которому нельзя догадаться о предмете изображения, о том, что изображена именно раковина. И сразу же она как бы поблекнет, распадется на отдельные безжизненные штрихи и утеряет поэзию колорита.

В прошлом веке немецкий психолог Фехнер по поводу воздействия цветов самих по себе остроумно замечал, что красный цвет на щеках девушки может быть очень красив, но он станет безобразным, едва мы передвинем его всего на несколько сантиметров — на ее нос.

Из этих примеров достаточно хорошо видно, что восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.

Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.

Колорит в живописи — это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.

В природе все предметы и объекты всегда сгармонированы благодаря единству и объединенности красок общим освещением, взаимными рефлексами и контрастным взаимодействием цветов. Художник везде может найти гармонию и согласовать любые «некрасивые» и «противоречивые» цвета.

Свет и цвет в картине — это но только средство изображения объемных форм, материала, пространства, состояния освещенности, но и элемент композиционного построения. С помощью цвета и света художник организует восприятие зрителя, направляет его внимание на главное и вводит его в содержание всей композиции.

Выделение композиционного центра при помощи тона и цвета основано на свойстве зрения воспринимать в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Светом художник выделяет самое важное — композиционный центр, связь с ним групп и фигур, подчеркивает те фигуры, движения и жесты, те предметы окружения, которые имеют большое значение для развития сюжета. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.

При первом взгляде на картину П. Федотова «Сватовство майора» наше внимание привлекают главные ее персонажи: невеста, одетая в светлое розовое платье, и жених в темном мундире, видимый через открытую дверь. Остальные фигуры написаны в более темных цветах и выделяются слабо. В картине «Утро стрелецкой казни» выделены шесть стрельцов в белых рубахах. Они — одни из главных персонажей изображаемого события.

Создавая картины, художник иногда, как лучом прожектора, освещает более ярко и контрастно композиционный центр. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. Все остальное погружено в тень. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. Он направляет на нее свет спереди, светлое окошко в глубине картины художник приглушил, чтобы детали обстановки не отвлекали внимания от главного.

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой

Мне нравится делиться с людьми — знанием, вдохновением, опытом. Частичку всего этого я и хочу подарить сейчас вам. Вероника Калачева, основатель Школы рисования

Посмотреть

oformitelblok.ru

Точка, линия, пятно

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

а)

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А. )

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *