в чем разница между CMOS, BSI CMOS и Stacked CMOS? — Информационные Технологии на vc.ru
869 просмотров
Большинство современных цифровых камер для обработки света применяют матрицы, использующие технологию CMOS, но не все матрицы одинаково эффективны. Разобраться в ситуации предлагает Джим Фишер, корреспондент журнала PC Magazine, в котором размещен его обзор КМОП-датчиков, а также приведены их отличия от ПЗС-матриц и чипов Foveon.
Сердцем цифровой камеры является сенсор изображения. Сейчас мы наблюдаем развитие нескольких различных технологий, но в большинстве современных аппаратов используется та или иная версия Complementary Metal-Oxide-Semiconductor, сокращенно CMOS (или КМОП — комплементарная структура металл-оксид-полупроводник). КМОП-чипы имеют некоторые преимущества по сравнению с датчиками с зарядовой связью (ПЗС), распространенными на заре цифровой фотографии. К плюсам CMOS относятся улучшенная энергоэффективность и контроль нагрева, которые проложили путь для видео 4K (и выше) в камерах со сменными объективами.
Однако существует более одного типа CMOS-датчиков и если вы покупаете новую беззеркальную камеру, можете быть удивлены наличием различных архитектур и возможно не сразу поймете, почему камеры Stacked CMOS стоят намного дороже, чем базовые модели. Разберем, чем отличаются разные варианты CMOS.
Архитектурные различия
По большей части цифровые датчики построены на похожей концепции, даже если есть и различия в конструкции чипа. В имидж-сканере используются светочувствительные фотоэлементы и фильтр с повторяющимися узорами из красных, зеленых и синих квадратов, образующих цвет. В большинстве датчиков используется массив цветных фильтров (CFA) четыре-на-четыре, называемый Bayer CFA (в честь его создателя), но в некоторых моделях Fujifilm используется более сложный X-Trans CFA шесть-на-шесть.
Иллюстрация, показывающая разницу между массивами фильтров для получения цветных фотографий. Bayer CFA (слева) имеет простой повторяющийся рисунок 4х4, а Fujifilm X-Trans (справа) использует сетку 6х6.
Вы также можете столкнуться с датчиками Quad Bayer, типичными для смартфонов (а также экшн-камер и дронов) с огромным количеством пикселей. Эти сенсоры содержат большое количество пикселей (обычно 48 МП), но выдают изображения с более низким разрешением при помощи метода, называемого объединением пикселей. Эта функция пусть немного по-другому, но также внедряется в датчики камер со сменными объективами (ILC). Например, Leica M11 опирается на объединение пикселей для создания фотографий с разрешением 60MP, 36MP или 18MP.
Иллюстрация, показывающая объединение пикселей в более крупные группы.
КМОП-чипы отличаются от ПЗС-матриц предыдущего поколения несколькими важными параметрами. Например, КМОП-чипы считывают данные попиксельно в так называемом вращающемся электронном затворе, а не все сразу, как в ПЗС-матрицах. Но есть технические преимущества, которые заставили фотоиндустрию отказаться от ПЗС: CMOS-чипы поместили свой аналого-цифровой преобразователь (АЦП) на плату вместо того, чтобы выполнять его отдельным блоком.
CMOS, BSI CMOS и Stacked CMOS
Существует три основных типа КМОП-сенсоров. Базовый CMOS сегодня используется в камерах начального и среднего уровня, т.е. в моделях, которые получают новейшие функции через пару поколений после того, как они появились в моделях высокого класса.
Усовершенствованная конструкция с задней подсветкой — BSI CMOS, аналогична концепции обычных CMOS, но эти микросхемы располагают компоненты иначе. Фотоэлементы находятся дальше на кристалле, и скорость построчного считывания выше. Это изменение дает практические преимущества — BSI CMOS примерно на диафрагму лучше, если речь идет о шуме изображения. Это означает, что BSI CMOS дает столько же шума при ISO 12800, сколько аналогичный CMOS-чип при ISO 6400. Это также означает, что камеры APS-C и Micro Four Thirds с чипами BSI работают на равных с полнокадровыми CMOS-камерами.
Это не жесткие правила, но хорошие ориентиры, которым нужно следовать.Иллюстрация, показывающая разницу между датчиками CMOS, BSI CMOS и Stacked CMOS. (Приведенные иллюстрации от Bob Al-Greene)
Более высокая скорость считывания делает возможным применить полностью электронный затвор для моделей BSI CMOS, а также обеспечивает быструю реакцию автофокуса для наибольшей скорости серийной съемки с автофокусом. Fujifilm X-T3 была первой потребительской камерой, которая действительно использовала эти функции. Аппарат дебютировал с фокусировкой 20 кадров в секунду с полностью электронным затвором в 2018 году. Хотя вам по-прежнему нужно использовать механический затвор, чтобы надежно “заморозить” движущиеся объекты с большинством CMOS-камер BSI, но бесшумный электронный затвор пригодится для портретной съемки и других неподвижных объектов.
Стекированные (stacked) микросхемы CMOS продвигают концепцию BSI CMOS на шаг вперед. Они размещают компоненты в аналогичном расположении, но конструкция также объединяет процессор сигналов изображения и его сверхбыструю память DRAM в один и тот же кремний. Это делает скорость считывания еще выше. Первая массовая многослойная CMOS-камера, Sony A9 2019 года, произвела фурор, дав возможность фотографировать без перерыва — вы можете использовать ее для съемки фотографий со скоростью 20 кадров в секунду, не теряя из виду свою сцену.
Многослойный CMOS-датчик Nikon Z 9 считывает данные достаточно быстро и исключает необходимость в механическом затворе, что является настоящим достижением для камеры, предназначенной для фиксации движущихся объектов на месте.
Поскольку технология делает этот тип фотографии возможным, чипы Stacked CMOS стали стандартом де-факто для высококлассных ILC, которые профессионалы используют для фотографирования со стороны или пресс-ложи. Мы видели, как некоторые камеры достигают 30 кадров в секунду (Sony A1), а Nikon Z9 справляется с 11-мегапиксельными фотографиями со скоростью 120 кадров в секунду из-за многоярусного чипа и двух процессоров. Сверхбыстрое считывание и вычислительная мощность также улучшают автофокус. Стекированные чипы теперь превосходят датчики BSI CMOS по скорости фокусировки, точности и распознаванию объектов. Все это работает для того, чтобы гарантировать, что стекированные камеры не просто делают кучу фотографий подряд, а делают кучу фотографий в фокусе подряд.
Подводя итоги, можно сказать, что чипы CMOS являются основными для современных цифровых камер. Переход на модель с датчиком BSI CMOS повышает скорость считывания и улучшает качество изображения при слабом освещении. А многослойные, т.е. стекированные CMOS-чипы еще больше расширяют диапазон скоростей и сохраняют идеальный обзор объекта, пока камера формирует изображение.
Камеры CCD, Foveon, монохромные и полноспектральные
Ранее мы говорили о ПЗС-сенсорах. Эти чипы были стандартом для потребительских камер в нулевые, но в последующие годы уступили место CMOS. Правда у ПЗС всё еще есть сторонники, но, за исключением очень недорогих компактов, вы не видите этот сенсор в современных потребительских моделях.
Foveon — это еще один тип сенсора, который используется исключительно в камерах Sigma X3, Merrill и Quattro. Чипы Foveon по-разному записывают цвет с помощью трех светочувствительных слоев, а не массива цветовых фильтров. Положительным моментом является то, что этим камерам не нужно выполнять интерполяцию для заполнения отсутствующих цветов, что означает, что они могут захватывать гораздо больше деталей, чем датчик Байера с аналогичным количеством пикселей. Но есть и недостатки: приложения для обработки Raw не поддерживают файлы от многих камер Foveon, а фотографии показывают очень сильный шум при средних значениях ISO. Сегодня на рынке представлена только одна модель Foveon — Sigma dp Quattro.
Гараж сфотографирован сенсорной камерой Foveon. Камера Sigma DP2 Merrill, которая использовалась для этой фотографии, улавливает цвета с помощью трехслойного датчика Foveon.
В специальных камерах, таких как Leica M10 Monochrom, отсутствует массив цветных фильтров с тем, чтобы запечатлеть мир только в черно-белом цвете.
Черно-белая фотография, сделанная с помощью Leica M10 Monochrom. Фото в зеркале с помощью M10M и послевоенного объектива Elmar 5cm F3.5. (Здесь и выше фото Джима Фишера)
Монохромные камеры — еще один вариант. Leica предлагает несколько специальных опций, которые отказываются от массива цветных фильтров и снимают исключительно черно-белые изображения. M10 Monochrom и Q2 Monochrom мучительно дороги, но специалисты по монохромной печати могут счесть, что они того стоят. Эти камеры демонстрируют преимущество в деталях, как и чипы Foveon, но превосходят параметры цветных снимков при высоких значениях ISO — отключение фильтра Байера почти удваивает количество света, попадающего на матрицу.
Инфракрасные камеры полного спектра вы не найдете на полке местного магазина, но они существуют. Бытовые камеры имеют фильтр над сенсором, который отсекает невидимый свет. Но такие компании, как KolariVision и MaxMax может удалить этот фильтр или продать вам предварительно переделанную камеру, которая может видеть инфракрасные и ультрафиолетовые волны. Пейзажисты любят использовать эти датчики, чтобы снимать сюрреалистичные, инопланетные сцены прямо на Земле.
Инфракрасный снимок дерева. (Фото: Getty / Justin Reznick Photography)
Камеры, преобразованные для работы в инфракрасном, ультрафиолетовом или полном спектре изображений, захватывают световые волны с длинами волн, в т.ч. невидимыми для глаз.
Заглядывая вперед, Sony Semiconductor Solutions Group разрабатывает многослойную CMOS чип следующего поколения, который изменяет расположение встроенных транзисторов и обещает лучший динамический диапазон и более низкий уровень шума ISO, чем в моделях текущего поколения. Объявление о разработке было сделано в конце 2021 года, но мы рассчитываем подождать несколько лет, прежде чем эта технология появится в камере, которую смогут купить простые смертные.
Panasonic также разрабатывает датчик нового типа. Объявленный еще в 2018 году, компания работает над тем, что она называет органическим датчиком, который использует органическую фотопроводящую пленку (Organic Photoconductive Film — OPF) вместо отдельных пикселей для сбора света.
Теперь вы знаете о сенсорах больше и сможете подобрать для себя лучшую из беззеркальных и полнокадровых камер со сменным объективом.
Материал подготовлен дата-центром и веб-студией ITSOFT
Типы матриц фотоаппаратов — какая лучше? Матрица фотоаппарата — что это и где находится
Ещё совсем недавно фотоаппараты были плёночными и процедура печати фотокарточек была увлекательным, хотя кропотливым и трудоёмким процессом. С тех пор прошло не особо много времени, но устройства стали совершенно иными. Вместо плёнки, они обзавелись съёмными носителями данных, а за формирование изображения стала отвечать матрица. Давайте попробуем разобраться, что такое матрица и где она располагается в современных фотографических аппаратах.
Оглавление
- 1 Матрица фотоаппарата — что это и где находится
- 2 Типы матриц фотоаппаратов — какая лучше?
- 2.1 ПЗС матрица
- 2.2 КМОП матрица
- 2. 3 Live-MOS
- 2.4 Super CCD
- 2.5 QuantumFilm
Матрица фотоаппарата — что это и где находится
Как уже говорилось выше, основной элемент любого цифрового фотоаппарата — матрица. Именно она формирует изображение. Её очень часто в литературе ещё называют сенсором либо датчиком. С технической стороны — это обычная микросхема, состоящая из множества фотодиодов, чувствительных к свету. Эти светодиоды создают электрический сигнал, величина которого напрямую зависит от интенсивности света, падающего на них. Электрические сигналы затем преобразуются в цифровые, посредством отдельного центрального процессора или процессора, внедрённого в матрицу.
Матрица улавливает падающий на неё свет и преобразует его в битовую последовательность. Другими словами, в набор нулей и единичек. Уже из них создаётся изображение.
Внешне устройство выглядит как на фотографии.
Типы матриц фотоаппаратов — какая лучше?
Так как матрица, это основная деталь в устройстве фотоаппарата, стало быть, от её типа и качества зависит уровень получаемой фотографии. В современных фотоаппаратах встречаются следующие типы устройств:
- ПЗС;
- КМОП;
- Live-MOS;
- Super CCD;
- QuantumFilm.
ПЗС матрица
Это аналоговая микросхема, которая сделана из кремниевых диодов.
Этот сенсор изначально создавался для применения в:
- камерах мобильных аппаратов;
- фотоаппаратах;
- медицинском оборудовании.
Плюсы:
- низкий уровень шума в полученных снимках;
- естественные и неискажённые цвета;
- простота производства;
- не греются при длительном использовании.
Основной её минус — большое потребление энергии. А также большие размеры, из-за чего устройства, в которых она применяется — достаточно массивны.
КМОП матрица
Работа этого типа устройства основывается на CMOS-технологии. Этот вид применяется уже не первый год, но так и не устарел.
Используют их, чаще всего, в системах видеонаблюдения. Каждый год выпускаются новые варианты сенсоров, основанные на технологии КМОП.
Среди положительных свойств:
- малое потребление энергии;
- низкая цена;
- небольшие габариты микросхемы;
- применяя разные усилители, можно увеличить чувствительность;
- дешёвое и простое.
Отрицательные свойства:
- довольно низкое разрешение;
- большая шумность снимков;
- прибор сильно нагревается.
Live-MOS
Разработчик этого вида датчиков фирма Panasonic — они же и применяют их в своих устройствах. В основу работы положена всё та же КМОП-технология, но доработанная, чтобы потреблять меньше энергии.
Основной «фишкой» является получение изображения на жидкокристаллическом экране в режиме реального времени. Другими словами, мы видим то, что получим в итоге. При этом нет излишнего нагрева и больших шумов.
Положительные качества:
- небольшие затраты энергии;
- малые габариты камеры;
- фотограф сам может усилить цвета, отрегулировав тем самым передачу цветов.
Отрицательные качества:
- возможно появление шума на снимках. Он возникает потому, что каждый пиксель имеет собственную электрическую цепь и свою зависимость экспозиции и выходного заряда;
- электрокомпоненты помимо шума влияют и на нагревание устройства. Часто возникает перегрев аппаратуры.
Super CCD
Этот вариант используется в аппаратах от компании Fujifilm. Матрица оснащена пикселями зелёного цвета, которые имеют различные размеры. За счёт этого получается большая фотографическая широта. В отличие от других типов матриц, в этой модели пиксели в виде восьмиугольников, а не прямоугольные.
Положительной и характерной особенность этого типа матрицы является наличие лишь вертикальных или горизонтальных линий в готовом изображении, матрица обладает высокой чувствительностью, широкий динамический диапазон.
Отрицательное свойство этой модели то, что она пропускает идущие диагонально линии. А ведь именно такие линии и составляют все объекты.
QuantumFilm
В основе этой модели лежат квантовые точки.
Это очень удивительная и необычная технология. Она позволяет захватывать свет почти на сто процентов. Благодаря чему имеется возможность получить отличную чувствительность к свету, даже в условиях недостатка света.
О модели:
- низкая стоимость;
- небольшой размер датчика;
- ширина динамического диапазона этой матрица, практически в два раза больше других моделей. Это также достигается использованием квантовых точек;
- материал, из которого изготавливаются квантовые точки, одновременно выступает линзой и усилителем.
Какая матрица для камеры лучше: как выбрать
При покупке фотоаппарата, неважно какого: профессионального класса или обычного бюджетного компакта для съемки друзей и семьи на природе, хочется, чтобы снимки были качественными, а сам аппарат давал как можно больше свободы. Зная, какая матрица лучше для камеры, вы сможете не впасть в ступор в магазине, увидев две модели разных брендов, которые выглядят одинаково, но стоят очень по-разному. Все дело в датчике, который отвечает за то, какое изображение будет получено и насколько гибкими будут рамки использования камеры у владельца.
Содержание
- 1 Некоторые технические детали
- 2 Оценка качества
- 3 Фотосиогитивность и шум
- 4 Физическая геометрия датчика
- 5 Заключение
Некоторые технические детали
Магиции цифровых камеров делится на две два. основные типы по применяемым полупроводникам и технологии считывания информации.
- Тип матрицы CCD (ПЗС) является наиболее распространенным. Это достаточно дешевая технология, информация об изображении считывается последовательно из каждой ячейки.
- CMOS КМОП-сенсоры дороже, но эффективнее по скорости, поскольку позволяют считывать данные сразу со всех светочувствительных элементов. Такие датчики устанавливаются в дорогих камерах, так как ни один производитель не упустит шанс предоставить пользователю возможность съемки с очень малыми выдержками, что в свою очередь усложняет программно-аппаратный комплекс.
Большинство нестандартных камер оснащены ПЗС. При этом ставится ожидаемое условие: для получения действительно качественных изображений при естественном освещении (или при недостаточном освещении) лучше использовать штатив, так как время выдержки будет значительным. Точно так же не получится сделать снимки предельно быстро, так как требуется время на получение и обработку изображения.
Последнюю проблему некоторые производители решают довольно просто: оснащают камеры буфером памяти. Туда помещаются кадры до обработки, когда съемка ведется в так называемом спортивном режиме — серия за короткий промежуток времени.
Дорогие камеры, оснащенные КМОП-сенсорами, позволяют делать снимки «с рук» с малой выдержкой, имеют высокую светочувствительность и низкий уровень шума. С помощью такого оборудования можно производить замер экспозиции, сокращается время автофокусировки, естественно, легко сделать хороший кадр.
Еще одна технология, которая используется в самом дорогом фотооборудовании, — это многослойные матрицы. Это не очередной пункт в списке «типов матриц». Светочувствительная зона таких устройств состоит из трех слоев ПЗС, каждый из которых считывает только один цвет. В результате качество изображения потрясающее. Оборудование с этой технологией имеет специальную маркировку: 3CCD.
Последнее, о чем стоит упомянуть, это технологические размеры матриц. ПЗС-сенсоры можно сделать небольшими, они построены на кремниевых элементах. КМОП-матрица достаточно крупная, что является еще одним рациональным аргументом в пользу их использования в дорогостоящем профессиональном оборудовании.
Показатель качества
Задав себе вопрос, какая матрица камеры лучше, можно быстро получить ответ, не вникая в технологические особенности. Обратите внимание на следующие характеристики:
- заявленное количество мегапикселей в характеристиках камеры;
- эффективное количество пикселей, которое указывают в документации к камере ответственные производители;
- возможных размеров изображений, которые можно сделать камерой.
Производители дешевых моделей фотоаппаратов часто лукавят, указывая в первую очередь размерность картинки и выставляя огромные цифры в качестве действенного рекламного хода. Это не говорит о качестве сделанных снимков. Типы матриц камер могут быть разных классов. Однако, если сенсор не имеет достаточного разрешения, большие выходные изображения будут иметь низкую детализацию и высокий уровень шума.
Еще больше о качестве камеры скажет соотношение между заявленными мегапикселями матрицы и количеством эффективных точек. Это напрямую указывает на используемую оптику. При ответственном подходе к аппаратной части заявленное и эффективное количество пикселей будет практически одинаковым, что не только положительно характеризует продажную цену, но и напрямую отвечает за качество снимков.
Светочувствительность и шум
Светочувствительность матрицы — еще одна характеристика, описывающая камеру. Покупать камеру стоит, ориентируясь на планируемые возможности применения. Сегодня в документации в графе светочувствительности можно встретить очень высокие цифры — до 51 000 и более. Однако это прямо не говорит о возможности делать качественные снимки. Нет рекомендаций, какой должна быть светочувствительность. Все работает следующим образом:
- для получения хорошего изображения требуется обеспечить выдержку, время которой зависит от уровня освещенности и светочувствительности матрицы;
- при среднем и слабом освещении необходимо использовать штатив;
- при желании продолжить съемку «с рук» можно программно изменить уровень светочувствительности матрицы в настройках камеры.
Однако высокая светочувствительность при малой выдержке – прямой путь к шуму на снимке. Повышенная зернистость, появление мозаики – это те особенности, которые раздражают и требуют тщательной вторичной обработки изображения.
Уровень светочувствительности имеет решающее значение только при четком понимании конкретных условий, в которых будет использоваться камера. Например, при работе со штативом можно купить камеру с высоким показателем, это даст широкие возможности съемки в самых разных условиях освещения без использования вспышки.
Физическая геометрия сенсора
Физический размер матрицы камеры в миллиметрах — еще один фактор, который не только напрямую отвечает за качество снимков, но и очень сильно формирует цену камеры. У лучших моделей соотношение сторон, основанное на стандартном формате 35-мм пленки, близко к единице. Чем дешевле модель, тем выше показатель «кропа», обрезки, что свидетельствует о меньшем размере матрицы.
Чем меньше площадь сенсора, тем меньше охват зрительного пространства перед объективом и:
- ниже общее количество света, попадающего на матрицу, следовательно, необходимо повышать светочувствительность и увеличивать цифровой шум ;
- больше теряются мелкие детали, появляется размытость, это вызвано малыми размерами, в которые конвертируется кадр.
Высокие значения кропа в камере также означают, что будет сглаживаться разница в освещенности объектов в поле зрения камеры, что очень негативно сказывается на снимках, сделанных вечером без вспышки, например.
Размерный коэффициент указан в документации на камеру. Неважно, ориентируетесь вы на бюджетную или профессиональную модель — лучше будет купить аппарат с геометрически большой матрицей.
Заключение
Нельзя сказать какая матрица лучше. Выбирайте камеру исходя из режимов, в которых она будет использоваться. Комплексное сравнение матриц камер провести невозможно — каждая в каком-то случае проиграет.
Правильно спрогнозированные условия съемки позволят камерам даже с относительно посредственными матрицами делать очень хорошие снимки. Главный фактор, который необходимо учитывать, это геометрические размеры матрицы. Тем, кто хочет получить действительно большие изображения в пикселях, также необходимо обратить внимание на количество эффективных мегапикселей камеры.
Систематический способ разнообразить ваши снимки
В этой статье:
Снимали ли вы одним и тем же объективом, под одним и тем же углом и с одной и той же точки зрения, в результате чего изображения выглядят одинаково? Вот один из способов попрактиковаться в добавлении разнообразия к вашим снимкам: матричный метод. Попробуйте это, и вы можете быть просто удивлены тем, чего вы можете достичь. (Отчет: GOTO AKI, журнал Digital Camera Magazine)
Шаг 1. Начните с матрицы композиции
Возможно, вы нашли интересный объект для фотографии, но не поддавайтесь искушению просто снимать с места и вперед! То место, где вы стояли, может быть не лучшим углом.
Чтобы найти наилучшую композицию, попробуйте различные комбинации фокусных расстояний и углов съемки. Создайте матрицу, чтобы отслеживать, какие комбинации вы пробовали. Цель состоит не в том, чтобы делать привлекательные изображения из всех комбинаций (хотя вы можете бросить себе вызов, если хотите). Вместо этого используйте матрицу, чтобы создавать более выразительные снимки одного и того же объекта.
Вот моя матрица. Снимки, которые я сделал, ниже.
1. Мой первый снимок: лобовой дальний (=широкий) выстрел
Освещение и плющ, обвивающий деревья, привлекли мое внимание. Этот ракурс запечатлел их такими, какими они были, когда я впервые увидел их.
2. Противоположная сторона деревьев: Общий план «сзади»
Это помогло мне увидеть, как кадр будет выглядеть в контровом свете.
3. Крупный план сзади
Я подошел ближе и снял плющ вблизи. Желто-зеленые листья плюща больше выделялись в контровом свете, привлекая мое внимание. Я подошел, чтобы снять их вблизи.
4. Еще ближе
Крупный план листьев плюща показывает больше деталей. Если у вас есть макрообъектив, вы можете подойти еще ближе!
5. Низкий угол, дальний план
Снято глядя вверх от корней дерева.
6. Низкий угол, крупный план
Предыдущие кадры я снимал с одинаковым фокусным расстоянием. Наконец-то я изменил свое фокусное расстояние и запечатлел цвета и детали листьев плюща в красивом свете.
Совет 1. Приложите сознательное усилие, чтобы попробовать матрицу
Место или объект могут выглядеть не очень хорошо под определенным углом, но потрясающе с других. Тем не менее, особенно когда мы снимаем пейзажи, мы, как правило, уходим с места, чтобы снять что-то еще, после того как мы получили нашу картину с одного ракурса. Сделайте сознательное усилие, чтобы попробовать различные комбинации с матрицей. На самом деле, вы можете распечатать свою матрицу и отметить комбинации, которые вы попробовали.
Совет 2. При необходимости замените объектив
Время от времени меняйте объектив, если считаете, что это поможет улучшить снимок. Узнайте, как максимально эффективно использовать различные типы объективов, здесь.
Шаг 2. Добавьте углы освещения в матрицу
Когда вы будете готовы перейти на новый уровень из матрицы композиции, вы можете добавить в смесь один новый элемент: «свет».
Изменение положения, угла и ориентации камеры может изменить освещение в кадре. Вот три моих собственных примера.
1. Нижнее положение изменило эффект отраженного света
Тени деревьев на снегу. Яркие пятна были созданы светом, сияющим сквозь деревья.
Сверхнизкое положение
Снято моей камерой прямо над землей, чтобы привлечь больше внимания к свету. Низкое положение придавало изображению большее ощущение глубины.
За кадром
Чтобы сделать второй кадр, я лег на снег так, чтобы камера была чуть выше земли.
2. Съемка в вертикальной ориентации сделала отраженный свет более впечатляющим
Упомяните слово «свет», и многие подумают о солнечном свете, но не забывайте, что свет есть во всем и везде — в облаках, в дождь, отраженный свет, прямой свет, подсветка и т. д. Обратите внимание на объекты за пределами видоискателя или изображения в режиме Live View.
В приведенном ниже примере я заметил свет, отражающийся от поверхности воды, и изменил ориентацию изображения, чтобы сделать его объектом съемки.
До
Пока я наблюдал за волнами и за тем, как они менялись, облака на небе стали ярче.
After
Свет, пробивающийся сквозь облака, отражается от поверхности воды, создавая интересную текстуру. Я изменил ориентацию камеры, чтобы запечатлеть это, и сформулировал кадр так, чтобы он стал основным элементом кадра.
3. Изменение угла съемки открыло новые возможности освещения. Это не так сложно, если вы настроены на изучение возможностей!
Снято с севера, лицом на юг
Я снимал под этим углом, чтобы запечатлеть форму и вид ледяных щитов. Но во время съемки я заметил свет, идущий с правой стороны кадра (с запада), и решил сдвинуться, чтобы посмотреть, что получится.
Снято с востока, лицом на запад
Это снимок, который я сделал с другой точки, находящейся на 90 градусов от первой, напротив источника света. Отраженный свет создает на поверхности воды золотую дорожку.
Шаг 3. Добавьте настройки объектива в матрицу
Вы также можете добавить настройки объектива в свою матрицу. Проще всего начать с настройки диафрагмы (число f). Меняйте число f и смотрите, как изменение глубины резкости и степени боке меняет внешний вид вашего снимка.
На обоих снимках ниже точка фокусировки находилась в одном и том же положении: на поверхности воды в верхней части кадра. Обратите внимание, как меняется степень боке, и как это, в свою очередь, меняет восприятие изображения. Это показывает, что число f — это еще одна переменная, которую вы можете использовать для расширения диапазона своего творческого самовыражения.
Снято при f/2,8
Небольшая глубина резкости при максимальной диафрагме f/2,8 мягко размывает деревья в отражении. Получившийся кадр привлекает наше внимание к пространству и атмосфере.
Снято при f/8
Использование более узкой диафрагмы захватывает и привлекает наше внимание к текстурам деревьев и поверхности воды.
Узнайте больше о влиянии различных настроек диафрагмы в:
В фокусе: настройки диафрагмы для различных сюжетов
—
Подведение итогов
Примеры здесь взяты из пейзажной фотографии, но этот метод можно использовать для занятий другими жанрами фотографии, независимо от того, находитесь ли вы в помещении или на улице.