Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.
Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.
Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).
Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.
Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.
И пример обращения трезвучия:
Секстаккорд (6) – терция+кварта
Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
Логично, что и септаккорды могут обращаться:
Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
Чаще всего используются такие септаккорды:
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.
Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Транспонирование
Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.
Есть три основных способа транспонирования нот:
- Транспонированные на заданный интервал
- Смена ключевых знаков
- Смена ключа
Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.
Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.
Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:
Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).
Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.
Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней.
При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.
Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.
Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.
Как видите, нет ничего особо сложного.
Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.Читайте также: Теория музыки: звук и нотное письмо
Читайте также: Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?
Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.
Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.
Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.
Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.
Какие бывают вводные септаккорды?
Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.
Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы.
Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.
Взгляните на этот нотный пример:
Какие обращения есть у вводных септаккордов?
Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?
Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз.
Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:
- МVII7 = м3 + м3 +б3
- МVII65 = м3 + б3 + б2
- МVII43 = б3 + б2 + м3
- МVII2 = б2 + м3 + б3
Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:
Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор
- УмVII7 = м3 + м3 + м3
- УмVII65 = м3+ м3 + ув2
- УмVII43 = м3 + ув2 + м3
- УмVII2 = ув2 + м3 +м3
Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):
Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор
С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени. Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).
Разрешение вводных септаккордов в тонику
Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?
Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.
Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко. Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.
Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):
Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре
Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.
Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.
Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.
Пример разрешения непосредственно в тонику:
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре
Краткие выводы, но ещё не конец
Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:
- непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
- через аккорды доминантсептаккорда.
Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:
Если нужно построить от звука
Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.
Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:
- Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
- Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
- Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
- Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.
Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.
Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:
Удачи вам в ваших делах!
Автор — (админ)
Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education. ru
Что это такое, как они используются и как на них играть
Доминирующие аккордыВ предыдущей статье этой серии мы узнали о теории гитарных аккордов и рассмотрели мажорные, минорные, приостановленные и многие другие типы аккордов.
В этой статье будут рассмотрены доминирующие аккорды, включая септаккорды, девятые, одиннадцатые и тринадцатые аккорды.
Статья предназначена для гитаристов и содержит примеры форм аккордов для игры. Тем не менее, любой музыкант, желающий узнать больше о доминантных аккордах и их использовании в популярной музыке, найдет эту статью полезной. Читайте дальше, чтобы узнать, как образуются доминантные аккорды и как они используются…
Что такое доминирующие аккорды?
Доминантные аккорды строятся от пятой ступени диатонической гаммы. Проще говоря, это означает, что вы используете пятую ноту гаммы, такой как мажорная гамма, в качестве нижней (основной) ноты вашего доминирующего аккорда. К этой корневой ноте вы добавляете третью и пятую ноты вашего нового аккорда (это будут седьмая и девятая ноты исходной гаммы).
В популярной музыке термин «доминантный аккорд» обычно означает доминирующий септаккорд или расширенный септаккорд, созданный из нот 9Масштаб 0013 мажор . Это аккорды, которые мы будем изучать здесь.
Гамма до мажор содержит 7 нот: C D E F G A B.
Доминантный аккорд этой гаммы будет иметь тонику соль, терцию си (седьмая нота до мажор) и квинту ре (девятая нота – вы должны представить, что шкала расширена еще на одну октаву).
Чтобы сделать доминирующий септаккорд, к трезвучию добавляется еще одна нота. Эта нота на треть выше пятой. В нашем доминирующем аккорде, построенном из гаммы до мажор, седьмая нота будет фа.0003 Как строятся доминантные аккорды
Доминантные септаккорды могут быть дополнительно расширены для создания девятых, одиннадцатых и тринадцатых аккордов. Подробнее о расширенных септаккордах читайте ниже.
Как доминантные аккорды используются в музыке?
Доминирующие аккорды создают в музыке ощущение ожидания. Это ожидание разрешается, когда следующим аккордом является тонический аккорд. Этот эффект разрешения используется композиторами и авторами песен во всех видах музыки.
[имя объявления = «Google Adsense Lge Rec»]
Сыграйте эту последовательность аккордов, чтобы услышать, насколько сильным будет возврат к тонике.
Последовательность доминирующих септаккордовОбратите внимание, как вы создали музыкальный клиффхэнгер: после аккорда G7 ваши уши хотят услышать финальный аккорд C!
Эффект ожидания/разрешения доминирующих аккордов можно использовать по-разному, в том числе: для усиления исходной тональности, для приятного завершения музыкальной фразы или для введения новой тональности.
Доминирующие аккорды не всегда разрешаются в тонический аккорд, и дополнительные музыкальные эффекты создаются, когда за доминирующими аккордами следуют аккорды, такие как vi (Am в тональности C) или IV (F в тональности C). Попробуйте сыграть эти аккорды после G7 в приведенной выше последовательности «скалолаз».
Расширенные доминантные аккорды
Доминантные септаккорды часто расширяются для создания доминирующих девятых, одиннадцатых и тринадцатых аккордов (часто «доминантная» часть их названий опускается). Все они основаны на доминирующем септаккорде. Их символы аккордов — 9, 11 и 13 соответственно. Дополнительная нота всегда на треть выше, то есть на 2 ноты выше по диатонической шкале, из которой был образован доминантный аккорд.
• Девятый аккорд содержит девятую ноту в дополнение к нотам доминирующего септаккорда.
• Одиннадцатый аккорд содержит все ноты девятого аккорда плюс одиннадцатую ноту.
• Тринадцатый аккорд содержит все ноты одиннадцатого аккорда плюс тринадцатая нота.
На приведенной ниже диаграмме показаны аккорды, которые создаются при удлинении доминантного аккорда G. Доминантный аккорд соль строится из гаммы до мажор.
Расширенные доминантные аккордыМажорное трезвучие, образованное пятой нотой мажорной гаммы: G B D
Добавьте седьмую ноту (т. е. семь нот вверх от соль), чтобы создать доминирующую седьмой : ГБДФ
Добавить девятую ноту для создания доминанты девятая : G B D F A
Добавить одиннадцатую ноту для создания доминанты Одиннадцатая : G B D F A C
Добавьте тринадцатую ноту, чтобы создать доминанту тринадцатую
: G B D F A C E
По мере добавления каждой ноты результирующий аккорд, хотя и остается узнаваемо доминирующим, приобретает новый звук. Послушайте разницу в звучании доминирующих гитарных аккордов ниже:
Extended Dominant Chords GuitarПримечание: девятая, одиннадцатая и тринадцатая ноты такие же, как вторая, четвертая и шестая. Однако термины «девятая», «одиннадцатая» и «тринадцатая» используются потому, что аккорд выходит за пределы седьмой ноты. См. Таблицу интервалов гитарных аккордов здесь для получения дополнительной информации.
[ad name=»Google Adsense Lge Rec»]
Если вы не знаете расширенный аккорд!
Поскольку каждый расширенный доминантный аккорд содержит ноты доминирующего септаккорда, вместо них всегда можно сыграть стандартный септаккорд. Это удобно, если вы либо забыли расширенную версию, либо если изменения аккордов происходят слишком быстро, чтобы вы могли играть полные версии.
Отсутствующие ноты в гитарных аккордах
Ноты часто отсутствуют в гитарных аккордах. Это связано с физическими ограничениями как инструмента, так и человеческой руки! В теории музыки многие аккорды содержат более шести нот, если они записаны полностью (приведенный выше G13 содержит 7 нот). Чтобы сыграть эти аккорды на гитаре, несущественные ноты (ноты, которые не оказывают большого влияния на звучание аккорда) можно опустить.
Заключение
Эта статья содержит много информации, так что если вы дочитали до этого места, поздравляем! Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях ниже. В следующей статье этой серии мы рассмотрим измененные аккорды.
Что такое доминантный и уменьшенный септаккорды?
Доминантные и уменьшенные септаккорды являются общими и важными особенностями музыки. Трудно найти произведение, в котором не использовалось бы ни то, ни другое. На самом деле, они настолько распространены, что более высокие оценки экзаменов ABRSM требуют, чтобы студенты знали их наизусть.
К сожалению, звучат они довольно диссонансно и странно. Я помню, как спросил своего учителя по игре на фортепиано, какой смысл учить такие резко звучащие аккорды. Тем не менее, при правильном использовании они звучат прекрасно и логично в контексте всего произведения. Вероятно, мы уже слышали и играли эти аккорды во многих музыкальных произведениях, не замечая при этом диссонанса, создаваемого этими аккордами. В этой статье мы рассмотрим построение и использование доминирующих и уменьшенных септаккордов.
Что такое септаккорды?
Но прежде чем мы начнем, давайте кратко рассмотрим, что такое «септаккорд».
Существуют различные определения «аккорда», но обычно он относится к гармонической группе нот (не менее двух, но обычно трех или более), звучащих вместе. Седьмая состоит из двух нот, между которыми есть интервал в семь названий букв (например, A и G).
В совокупности «септаккорд» представляет собой аккорд, состоящий из трезвучия и ноты, образующей интервал в септаккорд над тоникой аккорда (самая низкая нота). Вот пример:
Обратите внимание, что независимо от того, как ноты усиливаются или сглаживаются, показанный выше аккорд по-прежнему является септаккордом, хотя тип септаккорда изменяется.
Существует пять основных типов септаккордов, а именно: мажорные, минорные, доминантные, уменьшенные и полууменьшенные септаккорды. В этой статье мы сосредоточимся на доминирующих и уменьшенных септаккордах.
В то время как различные типы септаккордов имеют свое собственное применение, септаккорды обычно используются для создания напряжения через диссонанс, что позволяет автору песен подчеркнуть движение за счет необходимости разрешить это напряжение. В то время как в прошлом септаккорды в основном использовались в качестве украшения, диссонанс стал более популярным в 20-м и 21-м веках, а септаккорды также являются опорой определенных жанров, таких как джаз и металл, где диссонанс используется для создания фанк и резких звуков соответственно. .
Доминантные септаккорды
Что такое доминирующие септаккорды?
В музыке доминантой считается пятая нота любой гаммы (например, «соль» в «до-ре-ми-фа-соль»). Доминантсептаккорд состоит из доминантного трезвучия (пятая нота гаммы является тоникой доминантного аккорда) и добавленной ноты минорной септаккорд над тоникой.
Например, доминирующим септаккордом до мажор (или минор) является G-B-D-F.
При использовании римских цифр для обозначения аккордов доминирующие септаккорды обозначаются буквой «V7». В фортепианных/гитарных аккордах вы увидите цифру «7», написанную рядом с буквой корня аккорда. Например, приведенный выше аккорд — это G7.
Формирование доминантовых септаккордов
Что касается основного тона, то все доминантные септаккорды состоят из мажорной терции (доминантно-ведущая нота), совершенной квинты (доминантно-супертоническая) и минорной септаккорда (доминантно-субдоминантная). Это означает, что все доминирующие септаккорды являются мажорными, независимо от тональности.
Вот таблица доминирующих септаккордов в некоторых тональностях.
Ключ | Корень | Основной 3-й | Perfect 5th | Minor 7th |
C | G | B | D | F |
D | A | C♯ | E | G |
E | B | D♯ | F♯ | A |
F | C | E | G | B♭ |
G | D | F♯ | A | C |
A | E | G♯ | B 9 0136 | D |
B | F♯ | A♯ | C♯ | E |
Обратите внимание, что ведущая нота и субдоминанта образуют уменьшенную квинту (тритон). Столкновение звуков, возникающих при игре этих двух нот вместе, придает доминирующему септаккорду его диссонанс.
Функция доминирующего септаккорда
Самое главное, доминирующий септаккорд разрешается в тонический аккорд . Тонические аккорды состоят из тоники, медианты (третьей ноты звукоряда) и доминанты. Доминирующие септаккорды содержат ноты, за которыми, вероятно, следуют ноты тонического аккорда.
Что касается пьесы до мажор, такой как на диаграмме ниже, доминирующие септаккорды содержат ведущую ноту гаммы (B), которая имеет сильную тенденцию переходить в тонику (C). Включение субдоминанты (F) делает более естественным и переход к медианте (E).
Пример прогрессии V7-I до мажор.
В то время как обычный доминантный аккорд прекрасно подходит для разрешения тонического аккорда, добавление септаккорда придает аккорду не только большую степень богатства, но и дополнительный диссонанс, требующий срочного разрешения тоники.
Этот дополнительный диссонанс также полезен для модуляций. Чтобы установить изменение тональности, авторы песен обычно помещают тонический аккорд на сильную долю. Доминирующая септима новой тональности дает сильный «толчок» к новой тонике.
Помимо разрешения тоники, доминирующие септимы полезны для гармонизации тонов мажорной гаммы. Доминантные септаккорды в сочетании с тоническим аккордом могут гармонировать каждый тон мажорной гаммы, кроме субмедианты (шестая нота).
Уменьшенные септаккорды
Что такое уменьшенные септаккорды?
Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие с добавленной нотой уменьшенного септаккорда от основного тона. Уменьшенный септаккорд контрастирует с полууменьшенным септаккордом в его седьмой ноте; полууменьшенная септима — это уменьшенное трезвучие с добавленной нотой, которая является минорной септимой от корня.
В то время как доминирующие септаккорды определяются по гамме, нет смысла делать это с уменьшенными септаккордами. Ноты, составляющие уменьшенный септаккорд, не могут быть частью какой-либо одной мажорной или минорной гаммы. Уменьшенные септаккорды обычно определяются их корневой нотой. Вот пример уменьшенного септаккорда на C.
В аккордах поп-гитары/фортепиано уменьшенные септаккорды обычно пишутся с «dim7» или «°7» рядом с тонической нотой. Проиллюстрированный выше уменьшенный септаккорд будет записан как «Cdim7 или C°7.
Формирование уменьшенных септаккордов
Что касается основного тона, то все уменьшенные септаккорды состоят из минорной терции, уменьшенной квинты и уменьшенной септаккорда. Это означает, что все ноты разделены минорной терцией (например, C-E♭, E♭-G♭, G♭-B♭♭).
Вот таблица некоторых уменьшенных септаккордов с разными корнями.
Корень | Малая терция | Уменьшенная квинта | Уменьшенная седьмая |
C | E♭ | G♭ | B♭♭ |
D | 901 33 FA♭ | C♭ | |
E | G | B♭ | D♭ |
F | A♭ | C♭ | E♭♭ |
G | B♭ | D♭ | F♭ |
A | С | E♭ | G♭ |
B | D | F | A♭ |
Обратите внимание, что в уменьшенном септаккорде есть два тритона, образованные корнем и уменьшенной квинтой. ноты, а также малая треть и уменьшенная седьмая ноты. Из-за этого уменьшенный септаккорд звучит чрезвычайно диссонансно, даже в большей степени, чем доминирующий септаккорд.
Функция уменьшенных септаккордов
Уменьшенные септаккорды могут служить той же цели, что и доминирующие септаккорды, с их очень диссонирующим свойством. Они полезны для разрешения на тоник. На самом деле, если вы удалите доминирующую ноту из доминирующего септаккорда, вы получите уменьшенное трезвучие, к которому можно добавить уменьшенную септаккорд, чтобы сформировать уменьшенный септаккорд. В результате уменьшенное трезвучие будет основано на ведущей ноте гаммы, которая имеет тенденцию переходить в тонику. Другие ноты (субтонические, субдоминантные и субмедиантные) могут разрешаться в средние и доминирующие ноты в тоническом аккорде. Вот пример до минор.
Поскольку уменьшенные септаккорды не принадлежат какой-либо конкретной тональности, они обладают неоднозначным качеством. Это делает аккорд эффективным переходом к любым нетипичным аккордам и новым тональностям, даже очень далеким тональностям. Понижая высоту звука любой одной ноты в уменьшенном септаккорде на полтона, аккорд становится доминирующим септаккордом новой тональности, который затем можно преобразовать в тонику, чтобы установить изменение тональности.
Корень | Малая терция | Уменьшенная квинта | Уменьшенная квинта |
C | E♭ | G♭ | B♭♭ |
Давайте посмотрим на уменьшенный септаккорд, начинающийся с C. Путем опускания C на B образуется доминирующий септаккорд в E (B-D♯-F♯-A). Сбрасывая E♭ на D, мы получаем доминирующий септаккорд в G (D-F♯-A-C). Опуская G♭ до F или B♭♭ до A♭, мы получаем доминирующие септаккорды в B♭ и D♭ соответственно.
Для модуляции в ми мажор или минор мы можем сначала сыграть уменьшенный септаккорд в до. Сохраняя остальные три ноты на той же высоте и опуская до до си, мы затем играем доминирующую септаккорд в ми. После этого , мы можем разрешить тонический аккорд ми мажор или минор, чтобы прочно установить новую тональность.