Разное

Самоучитель по музыке: Самоучитель элементарной теории музыки

Самоучитель элементарной теории музыки

От автора
Научиться понимать музыку, овладеть ключом к ее сложному образному языку хотят многие. Это и многотысячная аудитория любителей музыкального искусства, это и представители профессий, в той или иной форме связанных с музыкой, — режиссеры театра и кино, балетмейстеры, искусствоведы, работники сети культурно-просветительных учреждений, учителя и многие другие. Большинство из числа поклонников музыкального искусства в детстве или в студенческие годы пытались музицировать — петь в хоре, играть на каком-либо музыкальном инструменте или в вокально-инструментальном ансамбле, — попутно изучая основы музыкальной грамоты и творчество великих композиторов-классиков. Но, несмотря на любовь к музыке, у многих жизненный путь складывался так, что получить глубокие знания о музыкальном искусстве — его специфике и фундаментальных законах — не удавалось.

По разным причинам, уже не в детстве, а в более зрелом возрасте, у человека вдруг возникает желание самому разобраться в основных закономерностях музыки и понять их. Тогда он идет в библиотеку, ищет нужную популярную книгу о специфике музыкальной образности, об основных средствах выразительности. Однако чтение популярных брошюр о музыке не способствует приобретению навыка самостоятельного анализа музыкального произведения, потому что популярная книга подсказывает читателю замысел произведения, особенности его выразительных средств. А учебники и научные труды по гармонии, полифонии, анализу музыкальных произведений и прочим музыкально-теоретическим дисциплинам в большинстве своем изложены специфическим языком и недоступны широкому кругу любителей музыки (в музыкознании сформировался сложнейший терминологический аппарат, овладеть которым можно только в процессе профессионального образования).

Предлагаемая книга является попыткой создания своеобразного пособия для желающих углубить и систематизировать свои представления о музыке, узнать, каковы закономерности создания музыкального образа. Этому может помочь целенаправленный анализ средств музыкальной выразительности. Каждое из них выполняет свою роль в построении образа и каждое должно быть услышано в сложной многоголосной ткани произведения. Средства выразительности и трактовка их в конкретном сочинении зависят от многих обстоятельств: от времени создания, от стиля и жанра, от индивидуальной манеры композитора. Вот почему чисто теоретическое изучение элементарных средств музыкальной выразительности в книге сочетается с историческим аспектом — читатель должен знать, когда и почему появилось то или иное выразительное средство, как (в самых общих чертах) оно развивалось в истории европейской музыки. Следовательно, основной принцип изложения материала — движение от изучения конкретных средств выразительности к пониманию их устойчивой роли при создании музыкального образа.

Эта роль обозначена автором как художественная задача. И хотя практическая часть книги в целом соответствует курсу «Элементарной теории музыки», изучаемому в старших классах музыкальной школы и в музыкальном училище, я не ставила своей целью создание нового учебника по этой дисциплине.

Книга рассчитана на читателя думающего и готового самостоятельно преодолеть все сложности, возникающие при восприятии классической музыки и при изучении ее закономерностей. Но такому читателю необходимо предварительно решить для себя ряд вопросов, объясняющих его собственные, уже сложившиеся стереотипы восприятия музыки, порожденные многоголосием современной музыкальной культуры. Следует также учитывать и то обстоятельство, что человек, с детства впитавший в себя незамысловатость образов поп-музыки или экспрессию ритмов рока, не может существовать в мире классической музыки естественно и органично (как и в противоположном случае).

Только желание и самообразование помогут современному массовому слушателю расширить музыкальный кругозор, научиться ориентироваться в таком разноликом мире современной музыкальной культуры, чтобы, слушая творения великих композиторов-классиков, получать при этом эстетическое наслаждение. По этой причине в книгу введены разделы, связанные с музыкальной эстетикой и социологией, психологией музыкального творчества и восприятия, инструментоведением и историей музыки.
Я убеждена, что любой человек, независимо от уровня музыкальной подготовки и характера музыкальных интересов, способен открыть для себя совершенство областей музыки, ранее не доступных его восприятию. Такая цель требует от музыковеда переориентации в способе объяснений глубинных закономерностей музыкального искусства: широкая читательская аудитория нуждается в изложении, которое соотносилось бы с ее повседневным жизненным (в том числе и музыкальным) опытом. Поэтому в книге почти все средства выразительности, анализируемые в учебном курсе «Элементарная теория музыки», обретают иной ракурс рассмотрения. Кроме того, необходимо учитывать, что широкий массовый читатель может овладеть только одним способом анализа музыкального произведения — анализом непосредственного «живого» звучания музыки. Все остальные приемы анализа, практикуемые и развиваемые системой профессионального музыкального обучения, ему недоступны. Метод изучения основ музыкального искусства и анализа конкретных музыкальных произведений, основанный на возможностях слухового восприятия без предварительной профессиональной подготовки, был разработан мною и апробирован в курсе лекций по теории музыки на различных факультетах и отделениях Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Кар-пенко-Карого и Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

Как построены «практические» разделы, которые помогут сформировать навык слухового анализа звучащей музыки? В методических целях материал излагается следующим образом: при изучении того или иного средства выразительности вводится термин, соответствующий ему, с указанием этимологии, описываются внешние — звуковые признаки данного средства выразительности, позволяющие при слушании музыки отделить его от иных. Затем анализируются произведения, в которых это средство проявляется особенно ярко, участвуя в создании музыкального образа. И, наконец, изучаются историко-культурные факторы, способствовавшие появлению и формированию художественных задач, требующих данного средства выразительности для своего решения. В конце каждой из глав даются методические указания, необходимые для усвоения материала, — это упражнения для слухового восприятия, ориентирующие читателя на определенную последовательность анализа.

Такие упражнения должны выработать навык постоянного соотнесения средств выразительности с их художественными задачами. Суммирование художественных задач, присущих всем применяемым в данном произведении средствам выразительности (хотя бы ведущим), дает в результате представление об общем замысле произведения.
Поскольку книга рассчитана на широкую массовую аудиторию, в качестве примеров используются самые популярные произведения классической музыки. Они и представлены (за редким исключением) в нотных примерах. Если в памяти читателя не восстанавливается звучание музыкального фрагмента, о котором идет речь, ему следует всмотреться в нотные примеры, так как в графической записи те или иные средства выразительности часто проступают рельефно и зримо.
Но если для анализа предлагаются произведения, в основном, популярные, то в списках, рекомендуемых для самостоятельного прослушивания, названы произведения, мало известные широкой аудитории.
Слушая их, в первую очередь нужно обращать внимание на трактовку тех или иных средств выразительности и не смущаться, если эта музыка покажется в целом мало привычной и непонятной. Ведь достаточно соотнести средства выразительности, которые использованы в произведении, с их художественными задачами, и музыка окажется доступной и интересной.
Я надеюсь, что материал этой книги будет способствовать не только росту знаний о музыке, но и углублению любви к музыкальному искусству, невозможной без постоянного стремления к его «живому» звучанию.

Введение

МЫ И МУЗЫКА
Глава 1. Наш музыкальный опыт

Глава 2. Мир музыки в зеркале музыкальной науки
Глава 3. Что происходит, когда мы слушаем музыку?
Глава 4. Музыкальное искусство и музыкальная культура
Глава 5. Состав современной музыкальной культуры
Глава 6. Еще раз о нашем музыкальном опыте
Глава 7. Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка

МУЗЫКА И МЫ
Глава 1. Слуховой анализ музыкального произведения
Глава 2. Высотные средства музыкальной выразительности и их художественные задачи
Глава 3. Ритмические средства музыкальной выразительности и их художественные задачи
Глава 4. Тембровые средства музыкальной выразительности и их художественные задачи

Вместо заключения
Краткий словарь музыкальных терминов

Изображения музыкальных инструментов

Самоучители по музыке

Год ( По возрастанию | По убыванию )

Багдасарьян Г. Э. Год: 2012

В корзину

Книга состоит из нескольких разделов: правильная посадка за барабанами, расстановка барабанной установки, настройка барабанов, постановка рук и ног, различные технические приемы с использованием барабанных палочек, щеток и др. В данном пособии также раскрывается вопрос о пульсации и смещении долей, о занятиях с метрономом, о чтении нот, об аккомпанименте солистам и…

Бах И.С. Год: 2018. Издание: 7-е, стер.

В корзину

Прошло двести лет со дня выхода первого печатного издания одного из самых известных клавирных произведений великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. «Хорошо темперированный клавир» неоднократно издавался в нашей стране. Произведение выходило в различных редакциях, каждая из которых отражала определенный взгляд музыкантов своего времени на музыку эпохи…

Белецкая М. Год: 2012. Издание: 2-е, стер.

В корзину

Данная книга — наиболее подробный самоучитель игры на губной гармошке из всех аналогичных изданий на русском языке. В пособии рассмотрены все основные моменты игры на губной гармошке — от исполнения простейших звуков и аккордов до блюзовых импровизаций. При написании книги использовались как собственный опыт автора-составителя, так и рекомендации лучших «гармошечников». ..

Беренс Г. Год: 2017. Издание: 1-е изд.

В корзину

Герман Беренс (1826–1880) — немецкий пианист, композитор, музыкальный педагог. Настоящее издание включает в себя два авторских сборника детских упражнений, направленных на овладение различными видами техники: «50 фортепианных пьес для начинающих» (op. 70) и «20 детских этюдов» (op. 79). Все упражнения снабжены динамическими указаниями, штрихами и подробной аппликатурой,…

Бертини А.Ж. Год: 2019. Издание: 3-е, стер.

В корзину

Анри Жером Бертини (1798–1876) — французский пианист и композитор. Сборник этюдов предназначен для учащихся музыкальных учебных заведений, а также педагогам фортепиано.

Бертини А.Ж. Год: 2017. Издание: 2-е, стер.

В корзину

Анри Жером Бертини (1798–1876) — французский пианист и композитор. Сборник этюдов предназначен для учащихся музыкальных учебных заведений, а также педагогам фортепиано.

Большиянов А.Ю. Год: 2018. Издание: 4-е изд., стер.

В корзину

Учебное пособие предназначено для тех, кто делает начальные шаги в освоении саксофона. В первой части книги в сжатой форме освещаются основные вопросы теории и техники игры на саксофоне; даются практические рекомендации по покупке инструмента и ухода за ним. Вторая часть посвящена практике освоения саксофона (начальные упражнения, таблица аппликатур и т. д.). К пособию…

Большиянов А.Ю. Год: 2019. Издание: 5-е, стер.

В корзину

Учебное пособие предназначено для тех, кто делает начальные шаги в освоении саксофона. В первой части книги в сжатой форме освещаются основные вопросы теории и техники игры на саксофоне; даются практические рекомендации по покупке инструмента и ухода за ним. Вторая часть посвящена практике освоения саксофона (начальные упражнения, таблица аппликатур и т. д.). К пособию…

Бровко В.Л. Год: 2003

В корзину

В справочник включено около 1700 гитарных аккордов, применяемых при исполнении музыки различных жанров: классики, джаза, рока, популярной музыки. Каждый аккорд показан во всех возможных вариантах аппликатуры: от простейших (на трех струнах) до более сложных, причем в каждом из них нижний звук является тоникой. Справочник предназначен для любителей музыки, начинающих…

Бровко В.Л. Год: 2008. Издание: Издание четвёртое, стереотипное

В корзину

Эта книга предназначена для тех, кто делает первые шаги в освоение гитары, и с ее помощью можно освоить самые основные аккорды. Кроме  аппликатурных аккордных сеток в книге есть наглядные фотографии каждого аккорда, на которых можно увидеть положение  пальцев на грифе.  Для  начинающих, у которых не педагога, фотографии послужат наглядным примером и позволят самостоятельно…

Вимайер Т. Год: 2019

В корзину

Теодор Вимайер (1870–1947) — немецкий пианист, композитор, педагог, профессор консерватории Штутгарта. В книге представлена система ежедневных упражнений для развития пальцевой техники пианиста. В ней содержатся упражнения для неподвижной руки; упражнения с задержанными нотами; упражнения в двойных нотах с удержанными пальцами; упражнения в терциях; упражнения с…

Гайдн Й. Год: 2014. Издание: 1-е изд.

В корзину

Один из самых плодовитых музыкантов-творцов Йозеф Гайдн (1732–1809) — одновременно и «самый недооцененный композитор всех времен». В его творчестве окончательно сформировалась инструментальная соната — как форма и как жанр. Гайдн сочинил более 50 клавирных сонат. Настоящее издание содержит все известные на данный момент клавирные сонаты великого композитора. Они представляют…

Гайдн Й. Год: 2011. Издание: 1-е изд.

В корзину

Один из самых плодовитейших музыкантов-творцов Йозеф Гайдн (1732–1809) — одновременно и «самый недооцененный композитор всех времен». В его творчестве окончательно сформировалась инструментальная соната — как форма и как жанр. Гайдн сочинил более 50 клавирных сонат. Настоящее издание содержит все известные на данный момент клавирные сонаты великого композитора. Они…

Геллер С. Год: 2017. Издание: 1-е

В корзину

Стефан Геллер (1813–1888 ) — выдающийся венгерский композитор-романтик еврейского происхождения, талантливый пианист, педагог. Сборник состоит из фортепианных этюдов, предназначенных для педагогов и обучающихся детских музыкальных школ.

Геллер С. Год: 2018. Издание: 2-е, стер.

В корзину

Стефан Геллер (1813–1888 ) — выдающийся венгерский композитор-романтик еврейского происхождения, талантливый пианист, педагог. Сборник состоит из фортепианных этюдов, предназначенных для педагогов и обучающихся детских музыкальных школ.

Гераськин В.В. Год: 2015. Издание: 1-е изд.

В корзину

Представленный нотный материал адресован учащимся старших классов музыкальных школ, студентам класса гитары начальных курсов высших и средних специальных учебных заведений. Сборник может быть полезен, и тем, кто изучает игру на классической гитаре самостоятельно.

Гринберг Е.Е. Год: 2014. Издание: 1-е изд.

В корзину

В сборник включены виртуозные пьесы английских композиторов эпохи Возрождения из «Фитцуильямовой верджинальной книги» в переложении для исторических (флейта-траверсо или блокфлейта и лютня) или современных (флейта и гитара) инструментов. Сборник предназначен для учащихся старших классов музыкальных школ, студентов музыкальных колледжей и ВУЗов, а также для всех, кто…

Денисов С.Г. Год: 2014. Издание: 1-е изд.

В корзину

Впервые учащимся музыкальных школ предлагается пособие, состоящее из книги и видеодиска. В центре внимания вопрос о том, как следует заниматься на фортепиано, как решать задачи, встающие при работе над произведением. На примерах из репертуара музыкальных школ книга и видеоуроки детально описывают процесс разбора и разучивания. Речь последовательно идет о работе над…

Денисов С.Г. Год: 2010

В корзину

Настоящим изданием открывается серия учебно-методических пособий, посвященных различным разделам учебного фортепианного репертуара. В данном пособии рассматриваются основные проблемы, возникающие при изучении «Маленьких прелюдий» И. С. Баха: исполнение мелодии, полифоническое строение, артикуляция и фразировка, аппликатура, форма и характер. Подробно разобрана каждая…

Денисов С.Г. Год: 2019. Издание: 3-е, стер.

В корзину

Учащимся музыкальных школ предлагается пособие, состоящее из книги и видеодиска. В центре внимания вопрос о том, как следует заниматься на фортепиано, как решать задачи, встающие при работе над произведением. На примерах из репертуара музыкальных школ книга и видеоуроки детально описывают процесс разбора и разучивания. Речь последовательно идет о работе над мелодией,…

123

Обучающие видеоролики по записи, сведению и производству

Испытайте лучшее

Ищете видеоуроки профессионального качества, сделанные правильно? Устали искать бесконечные видео и рекламу на YouTube только для того, чтобы задаться вопросом, получаете ли вы достоверную информацию? С 2003 года мы предоставляем подробные видеоуроки от профессионалов индустрии для музыкантов, продюсеров и инженеров, которым вы можете доверять.

В Groove3 есть самая разнообразная библиотека для изучения музыкального программного обеспечения, плагинов, инструментов, теории музыки, микширования, мастеринга и многого другого, а также полные цифровые книги легенд индустрии, которые вы можете мгновенно транслировать. Ни один другой сайт не сочетает эти два способа обучения так, как это делает Groove3.

Узнайте, почему наши пользователи считают обучение Groove3 лучшим: более 1190 видеокурсов, более 2100 часов работы, более 100 цифровых книг и пополнение с каждой неделей!

ДОСТУП ВСЕМ

Более 2250 часов обучения

Мы создали обширную библиотеку обучающих видео по темам, которые волнуют музыкантов, инженеров и продюсеров. В Groove3 вы можете приобрести наши продукты для загрузки и владеть ими навсегда или получить доступ ко ВСЕМ на сайте с помощью нашего месячного или годового абонемента All-Access. Начните изучать микширование, мастеринг, запись, цифровые рабочие станции, производительность, навыки музыкального бизнеса и многое другое уже сегодня!

Новый контент каждую неделю

Нам нравится создавать контент для наших пользователей. Каждую неделю мы выпускаем новые часы обучения и постоянно стремимся охватить новейшее программное обеспечение, методы и концепции. Кроме того, многие из наших учебных пособий включают в себя проект и аудиофайлы, используемые в учебных пособиях, поэтому вы можете следовать им в своей системе.

Удовлетворение гарантировано

Мы стремимся предоставлять вам качественный контент и обеспечивать превосходное обслуживание клиентов. Мы отвечаем за наши продукты со 100% гарантией удовлетворения. Узнайте, почему так много людей считают Groove3 лучшим сайтом для изучения профессионального аудио в Интернете!

Загрузка, подождите…

Загрузка, подождите…

Загрузка, подождите…

Спасибо Groove3 за помощь в получении некоторых деталей и понимании Pro Tools & Reason. Вы сделали это намного проще и намного веселее. Продолжайте в том же духе, и я с нетерпением жду новых видео-уроков.

Херби Хэнкок Мульти Лауреат Грэмми

Я Джо Перри из гастрольного гитарного техника Aerosmith и один из инженеров его студии. Я должен сказать вам, ребята, что я не могу отблагодарить вас за отличные видео. Мой график настолько напряженный, что у меня нет времени, необходимого для полного изучения новейшего и лучшего программного обеспечения. Теперь я просто включаю видео, пока мы летим или едем в автобусе. Это действительно облегчает мою жизнь. Спасибо и продолжайте в том же духе.

Trace FosterGuitar Tech / Инженер Джо Перри из Aerosmith

Groove3 экономит мое время, а время — деньги! Каждый раз, когда я получаю новый плагин или кто-то предлагает новую игрушку, я буду ссылаться на Groove3 перед каждой покупкой, чтобы увидеть и услышать, подходит ли он мне. Продюсирую и микширую в течение 20 лет. У меня есть четкое представление о том, чего я хочу от плагина, в то время как Groove3 охватывает каждый элемент, и я всегда подхватываю пару дополнительных идей. Музыкальная индустрия быстро меняется, как и программное обеспечение для создания музыки, и я уверен, что с Groove3 я всегда в курсе последних событий.

Ян «Стэн» Киберт Пол Веллер, Oasis, Massive Attack

«Groove3 — мой ресурс для видео и руководств. Каждый раз, когда я добавляю в свой арсенал новый плагин или DAW или хочу изучить новые методы и идеи, я могу положиться на Groove3 в плане знаний и вдохновения.»

Urban Kris Инженер по вокалу и звукозаписи — Эминем

Groove3 — безусловно, самое серьезное и тщательное место для получения актуальной информации о вашей DAW. Их учебные пособия, обслуживание клиентов и знания не имеют себе равных в отрасли. Они быстро открывают двери для артиста, продюсера и инженера, позволяя творчеству течь, не застревая в технической части.

Дон Чаффин Продюсер / Инженер Студии DCity

Независимо от того, хочу ли я углубить свои знания о текущем подключаемом модуле или полностью погрузиться в изучение новой аудиопрограммы, Groove3 продолжает предлагать блестящие учебные пособия, краткие, подробные, которые преподают невероятно опытные инструкторы. «G3» всегда мой выбор, так что я могу оставаться актуальным и в игре.

Тони Винсент, команда Си-Ло — Сезон 2 Голоса