Разное

Режимы экспозиции: Типы экспозамера – разбираемся просто и без паники!

Типы экспозамера – разбираемся просто и без паники!

Даже если вы постеснялись при покупке камеры поинтересоваться у продавца по поводу режимов экспозамера и боитесь потонуть в технических подробностях, осваивая мануал фотоаппарата, долго игнорировать данный вопрос у вас не получится, так как без освоения столь ценной информации ни одному фотографу еще не удавалось делать качественные снимки на DSLR. Для этого стоит разобраться в различных типах экспозамера. Но, прежде всего, давайте рассмотрим для чего нужна экспозиция?

Экспозиция в фотографии определяется тем количеством света, который попадает на матрицу или пленку фотоаппарата. Регулировать это количество можно изменением соотношения диафрагмы и выдержки. Определяется соотношение встроенным в камеру экспонометром. А вот помочь непосредственно самому экспонометру правильно оценить количество света – задача фотографа. Ведь камера является продолжением мозга фотографирующего, а не наоборот. Она не умеет считывать мысли, ей нужно четко выставить те настройки, которые требуется для получения качественного снимка.

Основная функция экспонометра заключается в измерении количества света, поступающего в камеру. Более конкретно: он измеряет свет, отраженный от различных объектов в фотографируемой сцене. Но как определить правильную экспозицию, если в объектив попадает несколько различных предметов, которые по определению будут по-разному отражать свет? Все зависит от динамического диапазона камеры и режимов экспозамера.

Каждый из режимов экспозамера камеры (а их обычно четыре) будет обрабатывать сцену по-другому, и фотограф сам решает, какой режим будет лучшим в каждом конкретном случае:

  • оценочный замер
  • частичный замер
  • точечный замер
  • центрально-взвешенный усредненный замер

Обратите внимание, что речь идет о цифровых зеркальных камерах двух самых популярных производителей – Canon и Nikon. Другие производители имеют очень похожие режимы замера, доступные функции и, естественно, отвечают за те же самые результаты.

Оценочный (матричный) режим замера

При оценочном замере (Canon) или матричном замере (Nikon) происходит разделение всей фотографической сцены на мелкие зоны. Затем все замеры просчитываются и усредняются для определения оптимальной экспозиции (комбинации выдержки и диафрагмы). Как видно по фотографии, красный квадрат показывает ту область, которая будет оцениваться датчиком. Учитывая «продвинутые» возможности современных зеркальных камер, измеряется уже не только количество света, но также такие вещи, как распределение оттенков, цветов и даже расстояние.

Как правило, оценочный замер стоит по умолчанию в настройках большинства цифровых камер и дает хорошую правильную экспозицию. Оценочный замер подходит для большинства стандартных ситуаций, например, для съемки пейзажей.

Центрально-взвешенный режим замера

Центрально-взвешенный замер пытается также измерить всю сцену в среднем с той лишь разницей, что бо́льший вес отводится для зоны в центре видоискателя. На фото обозначены более зна́чимые места интенсивностью красного цвета. Около 70% учета составляет зона вокруг центра видоискателя. Данный режим замера экспозиции и предполагает усиление интенсивности к центру.

Частичный режим замера

Как можно понять из фотографии выше, частичный замер охватывает около 9% в видоискателе и будет наиболее эффективным, когда фон намного ярче, чем снимаемый объект. В частности, в связи с акцентом на центре видоискателя, этот режим замера экспозиции наиболее эффективен, когда к краям снимаемая сцена значительно светлее или темнее, чем центр, а значит, края могут оказать неправильное влияние на экcпозицию кадра. Но и недостатком данного режима является именно его акцент на центре видоискателя.

Точечный замер

Режим точечного замера дает лучший контроль над тем, где необходимо брать данные измерения света для экспозиции, поскольку она охватывает лишь около 4% от площади, попадающей в видоискатель. Это наименьшая площадь всех режимов экспозамера. Главное преимущество точечного замера исходит из того, что место для замера экспозиции можно выбрать с помощью точек фокусировки и таким образом сделать более точный замер именно в том месте, где необходимо. Точечный замер – то, что требуется для фото портретов, потому что измеряет отраженный от лица свет в диапазоне около 1 метра.

Когда использовать каждый из режимов замера экспозиции?

Так какой из режимов экспозамера и когда необходимо использовать? Следует сказать, что чаще всего применяют оценочный (матричный) или точечный замеры. Реже используют два других вида измерения. В конечном итоге можно сделать вывод, что все сводится к личным предпочтениям. Вы можете выбрать один или два и использовать только их. Единственное, что вы точно должны знать – как при данном режиме камера будет производить замер экспозиции для того, чтобы потом вносить коррективы через компенсацию или брекетинг. Начав с четкого освоения режима работы оценочного экспозамера, можно будет переходить к последующим и лучше узнавать свою камеру и ее возможности.

Режимы замера экспозиции (экспозамера) • Искусство фотографии

Все цифровые зеркальные фотоаппараты оснащены встроенными режимами замера экспозиции. Они позволяют оценить освещение и соответственно настроить экспозицию. Производители зеркальных фотокамер постоянно разрабатывают различные режимы съемки, в основе которых лежат настройки экспозиции, наиболее подходящие для типичных сюжетов съемки. Каждая камера предлагает фотографу различный уровень автоматизации настройки экспозиции, так как каждый кадр по-своему уникален.

Существует несколько режимов замера экспозиции. Какой из них выбрать, зависит оттого, что вы снимаете и насколько хорошо умеете пользоваться данной функцией камеры. Большинство производителей камер предлагает три режима экспозамера: центрально-взвешенный, оценочный (матричный) и точечный. На некоторых камерах также присутствует четвертый режим – частичный, который, по сути, является немного доработанным точечным замером.

Объекты и сцены, которые мы снимаем, часто значительно различаются по яркости в разных частях кадра, поэтому выбор «правильной» экспозиции субъективен и зависит от фотографа. Режимы экспозамера помогают нам выбрать, какие именно части кадра должны выглядеть четко и ярко, а какие – нет.

При центрально-взвешенном режиме экспозанера камеру нужно смещать относительно неба. Здесь мы видим, что центрально-взвешенный экспозамер сделал одинаково хорошо освещенными и фигуру мальчика, и линию прибоя.

Центрально-взвешенный режим экспозамера

При таком режиме производится оценка значений освещения относительно центра видоискателя (предполагается, что объект находится в центре кадра) с последующим усреднением для всей композиции. Однако не учитывается возможный дисбаланс в яркости верхней и нижней части кадра, так как свет в большинстве случаев падает сверху.

Плюсы: Можно научиться предугадывать ошибки этого режима экспозамера и исправлять их вручную. Минусы: данный тип замера легко ввести в заблуждение, когда объект съемки находится не в центре кадра, а также если фон или какой-нибудь объект существенно ярче или темнее других.

Режимы замера экспозиции

Режимы замера экспозиции

Матричный режим экспозамера

Матричный (оценочный, сегментный, сотовый) режим экспозамера используется наиболее часто. Датчик экспозамера делит кадр на зоны и измеряет освещение в каждой их них. В процессе замера учитывается освещенность основного объекта съемки: для этого берутся показания зоны, где расположена активная точка фокусировки. Полученные данные сравниваются процессором с базой данных правильно экспонированных снимков (база насчитывает десятки тысяч примеров). Найдя наиболее близкое значение, фотоаппарат устанавливает экспозицию. Плюсы: Достаточно точный режим замера, прекрасно подойдет всем, кто не желает настраивать экспозицию вручную. Неверно настроенная экспозиция может быть выставлена лишь при очень необычном освещении или очень специфических эффектах. Минусы: Практически невозможно предугадать, когда и где матричный замер допустит ошибку и интерпретирует картину перед объективом неверно. Поэтому его ошибки гораздо сложнее исправить.

Матричный режим экспозамера – пожалуй, лучший при съемке таких нестандартных сцен, как эта, где лучи солнца проходят сквозь листья. Однако все зависит от того, насколько совершенен фотоаппарат и насколько большой базой данных он обладает. Пример использования режима на рисунке: поле зрения камеры разделено на сегменты, из которых датчики камеры считывают информацию, а затем сравнивают ее с «базой данных известных ситуаций», в результате чего настраивают экспозицию.

ТОЧЕЧНЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОЗАМЕРА

В этом режиме фотоаппарат выстраивает экспозицию только по одной зоне кадра, которая занимает до 2% от общей его площади. Обычно фотограф выбирает одну или несколько точек для настройки экспозиции, а затем фиксирует эти настройки. Режим частичного экспозамера отличается от точечного лишь тем, что площадь этой зоны занимает от 8 до 10% площади кадра.

Плюсы: Дает точную оценку яркости кадра, очень эффективен при съемке высококонтрастных сцен со слишком темными или слишком яркими объектами.

Минусы: Вы должны точно знать, по какой точке настраивать экспозицию, так как если вы сделаете это неверно, то велики шансы получить в результате совсем не ту экспозицию, которую вы хотели. Экспозиция должна быть настроена по той точке, которая отражает средний уровень освещенности по кадру.

Точечный замер позволяет правильно настроить экспозицию для определенной части кадра. Например, на этом фото подземелья с дырой 8 потолке, через которую падает солнечный свет. Точкой настройки экспозиции была выбрана дыра в потолке, так как иначе было бы трудно избежать передержки из-за большой контрастности данной сцены

PASM — Использование режимов экспозиции » itsJustLight.com

В этом уроке мы рассмотрим 4 основных режима экспозиции, которые можно найти в большинстве зеркальных, беззеркальных и даже в продвинутых компактных камерах, таких как Sony RX100 VI и PowerShot G9 X. Mark II и многие другие. Эти режимы экспозиции иногда называют режимами PASM, и обычно их можно найти на диске режимов вашей камеры, хотя некоторые компактные камеры могут помещать эти параметры в систему меню. Диск режимов и система меню камеры также могут включать в себя несколько автоматических сюжетных режимов, таких как «Пейзаж», «Ночь», «Портрет», «Макро», «Спорт», «Закат» и другие.


PASM
— это аббревиатура от P rogram, A perture Priority (называемый Av на Canon), S hutter Priority (называемый Tv на Canon) и M anual. Эти режимы экспозиции, особенно первые три, — отличный способ изучить взаимодействие переменных экспозиции.

В дополнение к этим режимам экспозиции ваша камера, скорее всего, будет иметь полностью автоматический режим, который позволит камере принимать все решения об экспозиции за вас. Съемка в автоматическом режиме обычно дает достаточно хорошие фотографии, но вы обнаружите, что использование автоматического режима не всегда позволяет запечатлеть сцену так, как вы себе представляли. Возможно, вы еще не совсем готовы начать вручную настраивать все переменные экспозиции, но все же хотите начать экспериментировать с некоторые ручные настройки. Не торопитесь и изучите свою камеру и ее режимы экспозиции, которые предлагают некоторое ручное управление, не возлагая на вас ответственность за выяснение всех настроек.

Программный режим  выбирает оптимальную выдержку и диафрагму. Однако вы можете изменить любую из этих настроек самостоятельно, а камера отрегулирует другую, чтобы сохранить правильную экспозицию.

Если вам нужна меньшая глубина резкости, вы просто выбираете более низкую настройку диафрагмы, и ваша камера увеличивает скорость затвора, чтобы компенсировать это. Если вы хотите, чтобы изображение было размытым, вы можете уменьшить скорость затвора, и ваша камера настроится на меньшую диафрагму (более высокую диафрагму). Использование программного режима — отличный способ ознакомиться с переменными экспозиции.

Приоритет диафрагмы (Av на Canon) позволяет выбрать настройку диафрагмы, которая помогает определить глубину резкости. В зависимости от настройки диафрагмы камера рассчитает, какой должна быть выдержка. Если вы снимаете при слабом освещении, это иногда может привести к тому, что фотографии будут размытыми, если вы выбрали узкую диафрагму. Режим приоритета диафрагмы — хороший выбор, если у вас много света для работы, вы фотографируете объект, который не движется быстро, и хотите добиться очень определенной глубины резкости на фотографии.

Приоритет выдержки (телевизор на Canon) позволяет выбрать короткую или длинную выдержку, а также позволяет камере определить значение диафрагмы, необходимое для получения правильно экспонированного снимка. Однако, поскольку камера выбирает настройку диафрагмы, это означает, что глубина резкости на ваших снимках не будет постоянной. Если вы снимаете быстрое действие, например матч по легкой атлетике или пролетающий мимо истребитель, и вам нужно быть уверенным, что скорость затвора остается достаточно короткой, чтобы запечатлеть эти движущиеся объекты, режим приоритета выдержки может быть правильным выбором. Имейте в виду, что если условия освещения продолжают меняться, вы можете получить разные фоны в каждом снимке, поскольку глубина резкости будет постоянно меняться.

Ручной режим позволяет вам полностью определить правильную экспозицию для каждой сцены. В ручном режиме вам нужно будет определить правильную выдержку, диафрагму и ISO. Большинству начинающих фотографов предстоит многое понять, но как только вы получите четкое представление о том, как работает экспозиция, ручной режим предлагает наибольшую степень контроля над вашей фотографией. Если вы все еще разбираетесь со своей камерой, нет необходимости торопиться с использованием ручного режима — ваши фотографии, вероятно, будут лучше, если вы будете придерживаться других режимов экспозиции, пока вы больше узнаете обо всех переменных экспозиции. Вскоре вы сможете производить расчеты в уме и начнете читать сцену даже лучше, чем ваша камера.

Поделиться Твитнуть Пин-код Отправить Электронная почта

Фотография — это творческий взгляд на мир вокруг нас. Отправляйтесь в фотопутешествие вместе с нами, ведь мы публикуем вдохновляющие идеи, советы и учебные пособия, которые сделают изучение новых техник увлекательным и легким!

Каковы различия между режимами экспозиции PASM на вашей камере?

Четыре основных параметра экспозиции, предлагаемые на цифровых зеркальных и беззеркальных камерах, часто называют режимами PASM.

• См. Мир цифровых камер  A-Z Словарь фотографического жаргона (открывается в новой вкладке)

К ним относятся параметры «Программа», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки» и «Ручной режим». когда вы хотите выйти за рамки того, что предлагают параметры «Авто» и «Сцена».

Но в чем между ними разница? И что следует использовать в той или иной ситуации? Здесь мы объясним, что делает каждый из них и когда вы можете захотеть его использовать.

P — Программа

Программный режим отлично подходит для обычной повседневной фотосъемки.

P означает Программу или Программный автоматический режим, и это, по сути, следующий шаг по сравнению с параметром Авто.

В некоторых отношениях они очень похожи. На камеру по-прежнему можно положиться, чтобы сделать всю работу по созданию хорошей экспозиции, и вам не нужно слишком беспокоиться о какой-либо настройке. Однако у вас есть немного больше контроля над вещами.

Например, при необходимости у вас должна быть возможность настроить ISO (чувствительность), что обычно недоступно при съемке в автоматическом режиме. Точно так же вы также должны иметь возможность контролировать, всплывает ли вспышка, что, опять же, камера не даст вам права голоса в автоматическом режиме. Здесь также обычно предлагается контроль над фокусировкой и замером.

Некоторые камеры предлагают программные режимы с различными вариациями, такими как изменение программы или гибкая программа, которые также позволяют управлять выдержкой или диафрагмой.

Когда следует использовать Программу? Программа отлично подходит для повседневной фотосъемки, особенно когда нет движущихся объектов или когда контроль глубины резкости не важен.

A (или Av) — приоритет диафрагмы

Приоритет диафрагмы отлично подходит, когда вы хотите контролировать, что находится в фокусе, а что нет

Опция A или Av означает приоритет диафрагмы, и это позволяет вам управлять диафрагмой используемого вами объектива. Это отверстие, через которое проходит свет, и вы можете увеличить или уменьшить его, чтобы регулировать, сколько света пропускает.

В этом режиме при изменении диафрагмы камера автоматически регулирует скорость затвора, чтобы компенсировать изменение, которое вы делаете. Использование все более широкой диафрагмы — например, переход от f/8 к f/4 или f/2,8 — соответствует более короткой выдержке.

Почему это? Если ваш объектив может пропускать больше света, камера сможет это принять за более короткий промежуток времени. Думайте об этом как о песочных часах: чем шире отверстие между двумя камерами, тем быстрее песок может течь из одной в другую.

Когда следует использовать приоритет диафрагмы? Приоритет диафрагмы удобен, когда вам нужен точный контроль над глубиной резкости, так как она меняется в зависимости от диафрагмы. Например, вам может понадобиться небольшая глубина резкости при съемке портрета и гораздо более глубокая при съемке пейзажа.

Подробнее: Памятка — Широкая и узкая диафрагма (откроется в новой вкладке)

S (или ТВ) — Приоритет выдержки

Приоритет выдержки отлично подходит для движущихся объектов. Вы можете использовать это, чтобы запечатлеть их резко или плавно размыть их

Почему телевизор?

На большинстве камер приоритет выдержки помечен как «ТВ», а не как S. Что это значит? Значение времени.

Приоритет выдержки позволяет вам управлять скоростью затвора камеры, что оставляет контроль над диафрагмой камере.

При использовании более коротких выдержек диафрагма увеличивается. Другими словами, камера выберет меньшее число f. Опять же, подумайте о песочных часах: большое отверстие между двумя камерами означает, что песку не потребуется столько времени, чтобы пройти из одной камеры в другую, как если бы он был меньше.

Когда следует использовать приоритет выдержки? Приоритет выдержки идеально подходит, когда вам нужно заморозить или размыть любое движение в сцене. Очень короткие выдержки, такие как 1/4000 с или 1/8000 с, отлично подходят для занятий спортом, а умеренные выдержки полезны для съемки повседневных движений, например ходьбы людей. С другой стороны, очень длинные выдержки идеально подходят для размытия движения до плавного размытия, будь то текущая вода, облака в небе или движущийся транспорт.

Подробнее: Памятка — Какую выдержку следует использовать? (открывается в новой вкладке)

M — Вручную

Ручная экспозиция идеально подходит для пейзажей, где вы можете контролировать глубину резкости с помощью диафрагмы, но регулировать экспозицию самого изображения с помощью скорости затвора

Наконец, мы подошли к Ручной режим. В отличие от двух последних вариантов, здесь вы можете контролировать как выдержку, так и диафрагму, и ваша цель — использовать комбинацию, которая даст вам наиболее подходящую экспозицию.

Способ узнать, что это такое, состоит в том, чтобы настроить диафрагму и/или скорость затвора до тех пор, пока маркер на шкале экспозиции в основании видоискателя (или на ЖК-экране вашей камеры) не окажется в середине шкалы. . Это то, что камера считает правильным в зависимости от выбранного вами режима измерения

Однако вам может показаться, что небольшая регулировка в любом направлении более уместна. В этом случае просто регулируйте выдержку или диафрагму до тех пор, пока вы не будете использовать нужную выдержку или диафрагму, или пока изображение не выйдет с требуемой экспозицией.

Компенсацию экспозиции можно использовать в режимах приоритета диафрагмы и приоритета выдержки, но нельзя использовать компенсацию экспозиции в ручном режиме. Если вам нужно применить компенсацию экспозиции, вы просто настраиваете диафрагму или скорость затвора до тех пор, пока маркер на шкале экспозиции не сдвинется от центра шкалы в ту или иную сторону по вашему выбору.

Когда следует использовать Вручную? Ручная экспозиция отлично подходит для более медленных типов фотографии, когда у вас есть достаточно времени, чтобы установить и поэкспериментировать как с диафрагмой, так и с выдержкой, возможно, с камерой на штативе. Это также полезно при съемке в сложных условиях освещения, когда камера может обмануть экспозицию, не соответствующую вашим намерениям.

Подробнее: 10 лучших зеркальных, беззеркальных и компактных камер начального уровня (открывается в новой вкладке)

Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ

Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки

Присоединяйтесь и получите неограниченный доступ

Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

Получите лучшие предложения по камерам, обзоры, советы по продуктам, конкурсы, новости о фотографии, которые нельзя пропустить, и многое другое!

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *