Разное

Репортажный портрет – Репортажный портрет — PhotoStocks.info

Содержание

Репортажный портрет — PhotoStocks.info

«Портрет в идеале должен выражать самое важное, самое существенное в человеке – момент его наивысшего подъема, духовного, конечно. В идеале он должен выражать сокровенное».
Д.С. Лихачев

Виды фотопортретов

В фотоистории снимок-портрет – это представление героя повествования. Удачный кадр-портрет вносит в историю дополнительные ноты искренности, проникновенности, сближает всех участников творческого процесса — персонажа съемки, фотографа и зрителя.

Вспомним, что портрет (от французского portrait — «изображать») — изображение облика человека средствами живописи, графики или скульптуры, включает также литературное описание и фотографирование. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир личности, создает типичный образ представителя своей среды, группы, народа, эпохи.

По способу создания портрет сегодня существует в двух видах: студийный (постановочный) и репортажный портреты. Более молодой репортажный портрет внес свежую струю в фотографическое творчество, позволил снимать человека более разнообразно и живо. Однако, как жанр фотопортрет развивался изначально в колыбели студии. Подражая художникам, фотографы разработали эстетические каноны портретирования и типологию портрета. В частности, по количеству снятых людей портреты делятся на одиночные и групповые. Групповой портрет в репортаже встречается очень часто. Рассмотрим примеры.

Михаил Рогозин. Братья Андрей и Валерий Близнюки.

Михаил Рогозин. К своему полю.

Павел Кривцов. Иерей Николай Емельянов с семьей.

Павел Кривцов. Герой Советского Союза, генерал-майор Александр Петрович Солуянов с воинами-десантниками России.

Михаил Рогозин. Наказ старейшин.

Портреты также различаются и по крупности изображения человека. Кадр-портрет может показать нам крупным планом только лицо, на других снимках — и лицо и часть фигуры,
на третьих — всю фигуру стоя, сидя, лежа.

Александра Рогозина. Автопортрет

Фото Александры Рогозиной

Павел Кривцов. Алексей Конев – курский левша

Павел Кривцов. Собиратель народных песен, кинорежиссер, журналист Николай Ряполов

Михаил Рогозин. Каргопольский лодочных дел мастер

Михаил Рогозин. Художник Василий Криворучко

Павел Кривцов. Настя

Павел Кривцов. Писатель-фронтовик Евгений Носов

Особенности репортажной съемки человека

В чем же особенность репортажного портрета? В чем его привлекательность?

Репортажный портрет — это фотография человека или группы людей, запечатленных в любых жизненных обстоятельствах в процессе какого-либо действия или занятия. Герой съемки может трудиться, гулять, отдыхать, созерцать природу или общаться с друзьями,читать книгу, молиться, размышлять, играть, петь, прыгать и т.д. Любой акт жизни — есть действие, процесс. Фотограф незаметно и ненавязчиво снимает в нем человека. При этом действие, ситуация второстепенны, интересен сам человек. В кадре он является центральной фигурой. Окружающая естественная среда, предметы – это не просто фон, а мир персонажа съемки. Оказавшиеся в кадре предметы могут косвенно рассказать о жизни человека и его натуре. Поэтому репортажные портреты часто выполняются средним или общим планами и композиционно могут быть бесконечно разнообразны.

В сравнении с постановочной студийной съемкой в репортаже фотограф не управляет или «почти» не управляет персонажем. От портретируемого не требуется изображать веселость или, скажем, деловитость в угоду чьим-то вкусам. Ему не надо входить в заданный образ или застывать перед камерой в заданной позе. Нарочитое позирование в репортаже не приветствуется. Ценны естественность, подлинная сущность человека, правдивость снимка.

Отойдя от шаблонов студийной съемки, фотограф получает возможность снимать человека вольно, свободно, создавать динамичные снимки. Запечатлеваются не только стабильные, характерные черты личности, но и мимолетные движения чувств и умонастроений героя съемки. И сегодня технические возможности современных камер, моментальная съемка облегчают фотографу процесс воплощения этих преимуществ фотографии, о которых еще в XIX веке написал Федор Михайлович Достоевский: «

В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным». И именно в репортажной съемке можно показать человека таким, каким его никто не видел, или видел редко, раскрыть его необычные, сокровенные черты.

Только репортажный портрет может приоткрыть нам разные грани человека. Поэтому его можно назвать не произведением искусства, а «произведением жизни» (Юджин Смит).

Фото Геннадия Михеева

Александра Рогозина. Соседские мальчишки

Михаил Рогозин. Лауреат Нобелевской премии в области литературы за 2000 г. Гао Цинцзянь

Павел Кривцов. Писатель Виктор Астафьев

Павел Кривцов. Липецк. Горячий металл

Павел Кривцов. Пилотка брата

Допустима ли постановка?

Репортажный портрет в чистом виде, то есть без элементов постановки, создается и при событийной съемке, и при работе над фотоисторией. В других случаях портрет выстраивается, за внешней простотой, правдивостью и легкостью фотографии стоит кропотливая работа фотографа. Постановка продумывается заранее. Используется некая режиссура, не искажающая сущность ситуации, не привносящая чуждого в личность портретируемого. К примеру, при съемке фотоистории вы выбираете точку съемки, время съемки с выигрышными условиями освещения (мягкий вечерний или утренний свет). Можно предложить человеку занять определенное место, естественное для него, но, например, чуть ближе или чуть дальше от окна, стола и т.д. Вы также можете попросить портретируемого продолжать свое занятие в прежнем ритме, на передний (задний) план помещаете какой-либо предмет из среды (книгу, вазу и др.), чтобы он вошел в кадр, либо убираете его, чтобы не мешал; активно вовлекаете человека в беседу, либо наблюдаете за ним молча. Режиссура допустима очень чуткая, деликатная, она не должна вносить в процесс фальшь. Она выполняет роль катализатора, усилителя всего творческого процесса.

Эти портреты создавались с элементами режиссуры.

Павел Кривцов. Душа нараспашку. Федор Павлович Кузин – участник парада Победы 2000 года в Москве

Михаил Рогозин. Заводской мастер

Михаил Рогозин. Сельский фельдшер

Фото Михаила Рогозина

Искусство быть незаметным. «Решающий момент» в портретировании

В репортажном портрете, как вы уже поняли, шаблонов съемки нет. Перед вами открывается невероятный творческий простор для композиционных решений, который можно осваивать при соблюдении следующих условий:

  • Не снимайте человека скрытой камерой или «врасплох», тайком, против его воли. Во-первых, это безнравственно. Во-вторых, по меткому замечанию известного фотожурналиста Сергея Максимишина, вы можете попасть в категорию фотографов, которых бьют.
  • Для снятия у портретируемого напряженности, скованности перед фотоаппаратом используйте метод «привычной» камеры. Его суть: человека снимают так много и так часто или имитируют съемку (отвлекающий маневр), что с некоторого момента он перестает обращать на это внимание и становится самим собой.

Например, драматичный снимок молодых солдат был снят следующим образом. Новобранцы летели в транспортном вертолете Ми-26 на место боевых действий в Грозный. Я был рядом с ними. Сперва снимал их открыто, но кто-то из них постоянно смотрел в камеру и это лишало кадр естественности. Тогда я прекратил съемку и сделал вид, что чищу фотоаппарат (снял призму). Солдаты потеряли ко мне интерес, отвлеклись, в этот момент и был сделан снимок широкоугольным объективом (24 мм).

Фото Михаила Рогозина

Лучший способ стать «незамеченным» — это подружиться с человеком, искренне им интересоваться, стать ему хорошим собеседником, любить его. Беседуйте с тем, кого вы хотите снять, развлекайте его, отвлекайте от фотоаппарата вопросами. И в этот момент снимайте, снимайте много, ловите мгновение максимального личностного, психологического раскрытия человека. Этот метод отвлечения — беседа, диалог — использовался и используется многими мастерами фоторепортажа. Вот как рассказывает о своей работе мастер психологического портрета Павел Кривцов: *«Человек для меня — самое главное, самое ценное. Если я снимаю человека, я должен максимально раскрыть его внутренний мир, характер, подметить характерные движения. Я всегда стараюсь перетянуть его на свою сторону и привлечь к творческой работе. Объясняю ему идею, которую хотел выразить. Я вовлекаю человека во всевозможные разговоры, философские или по искусству… Помню, снимал Юлиана Руковичникова, скульптора. Я с ним проговорил шесть часов подряд. Все эти шесть часов разговора я делал снимки. И когда я закончил работать, то и закончился разговор… Но бывают ситуации, когда делаешь снимки не разговаривая с героями, а методом наблюдения… растворяешься в их среде…

Главная задача — открыть самые лучшие черты человека, самые лучшие его качества… показать ему какой он хороший… Красота идет изнутри». «…Получается, все мои герои — соавторы. Я не могу заставить его принять какое-то внутреннее состояние. Нельзя сказать: «Стань грустным». Выражение глаз разве можно поставить? Здесь обязательно нужен духовный контакт»*. Используя свой подход, свой стиль взаимоотношения с героем, Павел Кривцов создал удивительную галерею портретов наших современников «Русский человек. Век XX». Среди них портреты простых и известных людей: философа Алексея Лосева, писателей Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Леонида Леонова, композитора Георгия Свиридова, скульптора Вячеслава Клыкова и других. Портрет Павла Кривцова — это целый рассказ в одной фотографии (см. в «Примерах»). * Во время съемки забудьте о теории и сосредоточьтесь на фотографировании фаз смены позы, жеста, выражения глаз. Учитесь их предвидеть и фиксировать быстро. Подчеркивайте достоинства внешности, затушевывайте недостатки выбором точки съемки, ракурса, освещением. ##### Выразительность взгляда, жеста, позы Фотография молчалива. Опсихологическом состоянии человека мы узнаем по взгляду, нахмуренным бровям или улыбке, наклону головы, взмаху руки и другим мимическим реакциям и жестам. Глаза, как известно, — «зеркало души». Ощущение интимного контакта со зрителем возникает, когда глаза людей устремлены в объектив. Если взгляд человека направлен в сторону, вверх, вниз, впечатление связи со зрителем ослабевает. Но усиливается другое — его собственное душевное состояние, переживание или действие, которыми он захвачен и которые мы наблюдаем.

Фото Александры Рогозиной

Павел Кривцов. Поэт Валентин Сорокин

Теперь я хочу заострить ваше внимание на «красноречии рук». Образное выражение «руки — второе лицо» удачно подчеркивает значение жеста, особенно — пластики кистей рук. Поэтому очень важно включать в кадр руки, их движения. «Движения рук — вестники души» (Леонардо да Винчи). Старайтесь все портреты снимать с руками! Это сложнее, чем просто крупный план, но со временем вы научитесь создавать хорошие и выразительные портреты.

Михаил Рогозин. Портрет дочери

Павел Кривцов. Великий русский композитор Георгий Свиридов. (Серия в Примерах)

Фото Татьяны Логвиновой

Павел Кривцов. Актер Николай Крючков

Столь же важны поза и вся пластика тела. Выдающийся театральный режиссер В.И. Немирович-Данченко, придававший особое значение пластике актера, называл позу и жест мизансценой тела, предлагая актерам «фотографировать себя мысленно», чтобы проверить соответствие позы и жеста выражаемому состоянию героя и складу души.

Сила, экспрессия чувств у каждой личности своя и имеет свою манеру проявляться.Фотографу нужно учиться различать и понимать язык тела и жеста, так как от него зависит содержание и настроение фотографии.

Михаил Рогозин. Парижанин, литератор Дени Боржуа

Павел Кривцов. Из серии «Матери и вдовы села Богословка Белгородской области»

Геннадий Михеев. Из серии «Царь». (Вся серия в Примерах)

Фото Александры Рогозиной

Фото Александры Рогозиной

Еще предлагаю вам взять на вооружение упражнения по развитию наблюдательности, которые описывает в своей книге «Основы фотографии» известный чешский фотожурналист Эрих Эйнгорн:

  1. Присматривайтесь к людям, которые один за другим совершают какие-либо аналогичные действия: например, у кассы, около автоматов, на платформах, в магазинах. Попробуйте по разнице их движений определить особенности их характеров. Попытайтесь угадать их профессию, откуда они, какие впечатления в течении дня могли повлиять на их настроение. Рассуждения свои постарайтесь обосновать.
  2. Некоторых из наблюдаемых вами людей возьмите себе за эталон. Постарайтесь мысленно вжиться в их настроение, в мотивы их действий в обстоятельствах, которые вами выдуманы. Воспроизведите потом те же самые действия, которые раньше ваш «эталон» выполнял. Но вы никогда не должны преувеличивать, переигрывать. Обращайте внимание лишь на разницу жестов — вот лучшая мерка оценки..
  3. Присматривайтесь к своим знакомым, с которыми вы повседневно встречаетесь, к тому, как они выполняют какую-либо простую, будничную работу — убирают комнаты, умываются, чистят зубы и т.д. Обращайте внимание на то, как разное настроение, чувства и внешние факторы влияют на их действия.
  4. Постарайтесь скопировать некоторые из этих действий. Придумайте новые условия и настроения при выполнении их. Всегда старайтесь представить их себе так живо, как будто бы вы сами действительно все пережили. Всматривайтесь при этом в самые мелочи, отмечайте в них разницу и свои ошибки.
  5. Поиграйте со своими друзьями в следующую игру: заметив у кого-либо интересный жест или движение, скажите ему «стоп», а он должен при этом тут же застыть на несколько секунд.Очень поучительно наблюдать, как естественность подавляется насилием, и видеть разницу между отдельными мгновениями».

И в заключение хочу сказать, что в съемке репортажного портрета (в отличие то классического портрета) можно применять любые объективы, за исключением, пожалуй, сверхсильных широкоугольников и телевиков. Представленные в этом уроке портреты сняты объективами с различными фокусными расстояниями, чаще даже широкоугольниками. Выбор объектива всегда обусловлен конкретной задачей, которую вы ставите. Специфику съемки различными объективами, и в особенности широкоугольником, мы рассмотрим на одном из следующих уроках.

Дополнительная литература по теме урока

  1.  Кривцов Павел. «Русский человек. Век XX», Белгород, «Истоки», 2003
  2.  Никитин Владимир. «Рассказы о фотографах и фотографиях», «Лениздат», 1991
  3. Волков-Ланит Л. «Искусство фотопортрета», М., «Искусство», 1987
  4. Лихачев Дмитрий. «Фотография: восприятие и отношение» (интервью), «Советское
    фото», 1984, No8

Задания к уроку «Репортажный портрет»

Освоение навыков репортажного портрета

Продолжаем работать над своей темой (фотоисторией). Выберите одного или двух персонажей в своей фотоистории и снимите их портреты репортажно в стиле «чистого репортажа» и с элементами постановки:

  • разнообразные композиции с акцентом на язык рук
  • разнообразные композиции с изменением позы
  • снимите групповой портрет (парный, тройной или любой другой).

Дополнительно снимите те же варианты портретов любых людей вне темы. Количество всех фотографий — до 30 штук. Количество архивов — не более трех. Строго. Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий — до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно.  Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.

Загрузка…

photostocks.info

Как снимать репортажный портрет: топ 10 советов

Основная цель репортажных портретов — проиллюстрировать историю человека, которого вы фотографируете. Вам необязательно заставлять его выглядеть хорошо.

В этой статье я хочу поделиться с вами десятью советами по редакционной фотографии. Они помогут вам лучше понять, что такое редакционные портреты и как их снимать.

В них вы также найдёте практичные способы, которые сможете использовать, когда вам нужно проиллюстрировать чью-то историю одним портретом.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Узнайте историю человека, портрет которого будете снимать

Репортажная фотография, используемая в газетах и ​​журналах, часто является неотъемлемым атрибутом статьи. Нередко статьи посвящаются отдельным людям и некоторым интересным аспектам их жизни. Их работе, хобби, достижениям. В таких случаях репортажный портрет должен визуально дополнять историю, изложенную автором статьи.

Фотосъёмка футбольного вратаря в спортивной форме, вратарских перчатках и с мячом в руках может быть уместна при создании художественного портрета. Но такая фотография будет выглядеть не совсем подходящей при иллюстрации статьи о его споре с соседом.

Когда вы снимаете репортажный портрет, вы должны знать историю того, кого фотографируете, и быть уверены в том, что ваша фотография актуальна.

Независимо от того, знаете ли вы что-либо о том, кого будете фотографировать, или нет, хорошей идеей будет проинтервьюировать его. Если же вы снимаете кого-то, у кого будет брать интервью журналист, послушайте их разговор. Это поможет вам понять, как эффектнее создать репортажный портрет.

Не стесняйтесь задавать вопросы. Людям обычно нравится, когда вы проявляете интерес к тому, кто они есть и чем они занимаются. Если ваши модели увлечены историей, которую вы собираетесь осветить, они обычно говорят довольно открыто.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Сосредоточьте внимание на человеке, а не на камере

При съёмке репортажного портрета не стоит спешить. Наслаждайтесь процессом создания фотографии, рассказывающей историю. Как говорилось выше очень важно уделить внимание общению с вашей моделью.

Познакомьтесь с тем, кого снимаете, узнайте его интересы. Умение задавать вопросы и знакомиться с людьми, которых я фотографировал, помогло мне создавать более интересные и эффектные портреты.

Естественно, настройки камеры также важны. Как только вы установили контакт с моделью и чувствуете себя комфортно в компании друг с другом, доставайте свою камеру.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Продумайте план съёмки, но будьте готовы отступить от него

Придумайте несколько разных концепций того, как вы хотели бы сфотографировать свою модель. Подумайте, кто они, о чём может быть их история и где она может быть отснята.

Предположим, что вы готовите репортажный портрет для публикации, тогда у вас на руках может быть краткое изложение (или техзадание) от журналиста или редактора, что они хотели бы видеть на фотографии. Если это так, то следуйте ему.

Если же у вас есть собственные идеи и время для их реализации, обязательно отснимите и их. Редакторы любят фотографов, которые не только умеют следовать инструкциям и работать с техзаданиями, но и проявлять инициативу.

Но если, приехав на место съёмки, вы понимаете, что ваша задумка не сработает, откажитесь от неё. Нет смысла пытаться воплотить идею в реальность, если она того не стоит.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Используйте окружение для создания эффектного портрета

Надеюсь, что вы умеете использовать окружающую обстановку для раскрытия образа или придания большей эстетичности фотографии. Наличие фона, поддерживающего и дополняющего освещаемую историю, может сделать портрет более интересным.

Допустим, вам нужно сделать портрет фотографа для статьи, рассказывающей о проекте, над которым он работает. Лучшим вариантом будет сделать фотографию именно в месте, где он его снимает. Старайтесь избегать неинформативных портретов, например, не снимать фотографа за рабочим столом в его офисе.

При фотосъёмке максимум внимания уделяйте объекту съёмки, а не своей камере. Если вы слишком много внимания уделяете настройкам фотоаппарата, то это означает, что вы отвлекаетесь от вашей модели и теряете с ней связь.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Используйте реквизит для раскрытия образа

Реквизит может быть очень полезным, особенно если вам приходится снимать не в совсем удобном месте. Убедитесь, что весь реквизит, который попадает в кадр, связан с историей, которую вы собираетесь рассказать. Не стоит использовать слишком очевидные или ожидаемые предметы, вместо этого попробуйте задействовать несколько абстрактные объекты, способные породить дополнительный интерес зрителя к вашему портрету и его истории.

Раньше я часто снимал репортажные портреты для журнала об IT-технологиях. Редакция этого издания предоставляла мне довольно широкую творческую свободу при создании фотографий. Но ни на одном из моих снимков не должно было быть компьютера.

Я мог понять и принять смысл этого ограничения. Если бы его не было, на каждой фотографии в их журнале встречался хотя бы один компьютер. Это было хорошее правило, заставляющее меня мыслить нестандартно. Мне пришлось придумывать интересные, креативные концепции, которые бы могли рассказать историю, не опираясь на самые очевидные вещи.

В среде, где окружение не может осветить раскрываемую историю, удачно используемый реквизит может иметь огромное значение. Вот вам ещё один пример, который вы можете видеть ниже: я фотографировал детей-участников театрального клуба для иллюстрации статьи об эффективных методах общения.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Составьте правильную композицию репортажного портрета

Включайте в кадр только то, что актуально. Помните, это портрет. Ваш снимок должен рассказывать больше о человеке и его истории, чем о чём-либо ещё. Не упускайте это из вида, когда будете строить композицию своей фотографии.

Иногда герой вашего снимка может занимать всю фотографию. Иногда, напротив, человек в кадре может быть очень маленьким. Всегда используйте то, что находится внутри четырёх углов рамки вашего видоискателя, чтобы глубже раскрыть историю, которую вы хотите рассказать.

Измените фокусное расстояние для смены атмосферы снимка. Экспериментируйте, уделяя фону больше или меньше площади кадра. Часто для съёмки репортажного портрета я выбираю 35-мм объектив, потому что моя полнокадровая зеркалка в сочетании с широкоугольными объективами не даёт заметных искажений. Этот объектив позволяет мне включать в кадр больше фона, не отдаляясь при этом от объекта съёмки.

Читайте также: Лучший портретный объектив: обзор и сравнение 8 лучших бюджетных объективов с фиксированным фокусным расстоянием

Использование более длинных объективов приведёт к тому, что вы заполните бо́льшую часть кадра вашим объектом съёмки либо вам придётся удалиться от него. Чем дальше вы находитесь от человека, которого снимаете, тем сложнее может быть общение и поддержание связи с ним.

Если фон слишком пёстрый, ваша модель может затеряться на нём. Вряд ли вам это нужно, не так ли?

Тщательный выбор объектива и размера диафрагмы позволит контролировать резкость заднего плана. В идеале, герой вашего снимка должен быть в фокусе, задний же план должен быть размыт. Иногда бывает полезным сохранить баланс между размытостью и информативностью элементов фона — особенно в тех случаях, когда такие элементы могут помочь лучше раскрыть историю героя портрета.

Умение правильно выбирать степень размытия фона может помочь вам привлечь к вашему портрету больше внимания зрителя.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Сфокусируйтесь на настроении вашей модели

Ваши задачи при создании репортажного портрета несколько отличаются от тех, что вы ставите перед собой при съёмке студийного портрета. В репортажном портрете настроение может иметь очень большое значение, поэтому ваша модель не всегда должна улыбаться.

Согласитесь, что портрет улыбающегося человека мало подойдёт для иллюстрации статьи о пищевом отравлении на местном рынке. Некоторые, попадая под прицел объектива камеры, начинают улыбаться автоматически. Поэтому, если это необходимо, вам нужно будет напоминать человеку, которого вы снимаете, что серьёзное или даже мрачное выражение лица будет более уместно.

Создание атмосферы во время съёмки репортажного портрета, столь же важно, как и правильная экспозиция. Если вы уделите недостаточно внимания любому из вышеназванных моментов, портрет может выйти неудачным.

Не пренебрегайте ни первым, ни вторым. Вы должны быть достаточно уверены в своей камере и её настройках, чтобы сконцентрироваться на съёмке правильного настроения.

Подумайте об эмоциях, которые вы хотите запечатлеть на фотографии, прежде чем приступить к съёмке. Радость или печаль, собранность или небрежность — ваш портрет должен заставлять зрителя испытывать те же чувства и эмоции, что и человек на снимке.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Используйте модификаторы освещения

Освещение может дополнять или разрушать настроение, атмосферу снимка, которое вы так стараетесь создать и запечатлеть. Если вы полностью контролируете освещение, то у вас не должно возникнуть проблем. В случае с репортажными портретами работа с освещением становится ещё важнее, так как вам приходится снимать вне стен студии и без студийного света.

Для работы с репортажным портретом хорошим подспорьем станет использование модификаторов освещения. Попробуйте добавить света в кадр при помощи вспышки с отражателем. А, может, для большей атмосферности вам нужно поместить вашего героя в тень, или, наоборот, вывести на жёсткий солнечный свет. Экспериментируйте — разные условия освещения могут создавать совершенно разное настроение.

Читайте также: Практический совет фотографу #14: Используйте отражатель для придания взгляду большей выразительности

Если вам нужно проиллюстрировать позитивную статью, а естественное освещение слишком тусклое, используйте вспышку.

Я предпочитаю работать с минимальным количеством фотооборудования, ведь необходимость использования отражателя может сделать процесс съёмки более сложным. И если у вас нет хорошего ассистента, вам придётся уделять настройке освещения времени больше, чем работе с моделью. Однако, в ситуациях, когда это необходимо, вам следует поработать со светом.

Если лицо вашего героя залито ярким солнечным светом, вы скорее всего не увидите его глаз. Для некоторых портретов и статей идеальным может быть образ, на котором глаза скрыты в тени. Если же это не ваш случай, найдите место съёмки с менее жёстким освещением.

При съёмке на улице в яркий солнечный день я часто располагаю людей, которых снимаю, прямо на краю области тени. Такое расположение позволяет свету, отражённому от земли или предметов поблизости, падать на лицо модели, мягко освещая его. Так вы можете добиться мягко и равномерно освещённого лица героя вашего портрета без тёмных, резких теней.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Не бойтесь экспромта

Будьте готовы выйти за рамки своего сценария. Всегда иметь детально проработанный план действий, конечно, хорошо, но иногда лучше просто плыть по течению.

Возможно, вам удастся наладить особую связь с героем вашего репортажного портрета. Когда это происходит, и снимаемые вами люди становятся более раскованными, у вас могут возникнуть другие, более интересные варианты для фотосъёмки. Попробуйте большинство из них.

Иногда то, что делается экспромтом, выходит очень неплохим. Иногда, наоборот, никуда не годным. Бывают случаи, когда спонтанный снимок становится невероятно популярным. Поэтому всегда будьте готовы отступить от ранее намеченного плана и дать место экспромту.

Обратите внимание на то, как ваш герой реагирует на портретную фотосессию. Особенно если вы снимаете целую серию фотографий. Длительная съёмка для неподготовленных людей может быть довольно утомительной.

Присмотритесь, нравится ли им процесс фотосъёмки или нет. Кто-то включаются в создание фотосессии с воодушевлением, кто-то не очень. Возможно, вам придётся фотографировать гораздо меньше, чем вы планируете, и остановиться раньше, чем вы того хотели бы. Если вы видите, что к этому всё и идёт, предложите вашей модели сделать перерыв, а затем продолжить съёмку. Будьте готовы к тому, что вам потребуется снова вызвать у вашего героя интерес к процессу создания портрета, так как некоторые люди могут с неохотой возвращаться к тому, что их начало утомлять.

Научитесь улавливать момент, когда человек устал и полностью потерял интерес к съёмке — когда это произошло, вам следует остановиться. Иначе всё, что вы будете снимать дальше к хорошему репортажному портрету не будет иметь никакого отношения.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Не экспериментируйте с малознакомым оборудованием или способами съемки

Я неоднократно упоминал, как важно для вас сфокусировать внимание на герое вашего портрета. Для достижения этого, вам нужно иметь чёткое представление, что и как вы делаете с вашей камерой.

Выберите наиболее комфортные для вас настройки. Если вы привыкли работать в режиме приоритета диафрагмы, не стоит переключаться в ручной режим. Если у вас есть объектив с ручной фокусировкой, но вы не привыкли его использовать, остановите свой выбор на автофокусном объективе. Чем проще и комфортнее для вас процесс съёмки, тем выше вероятность создания эффектного портрета.

Фото: Kevin Landwer-Johan

Если у вас есть возможность, подготовьтесь к фотосъёмке заранее. Предварительное исследование локации, в которой вы планируете создавать свой портрет, поможет вам узнать и подобрать наиболее удачный задний фон, условия освещения и т. д. Кроме того, если вы прибудете на место примерно в то же время суток, в которое вы планируете снимать портрет, вы сможете поэкспериментировать с настройками экспозиции камеры, и определить наиболее подходящие настройки.

Если вы неуверены, какой использовать объектив, начните со стандартного зума. Скорее всего, в пределах его диапазона зуммирования, вы сможете получить то, что вам нужно.

Если вы предпочитаете использовать фикс, вам нужно иметь в виду расстояние, на котором вы должны находиться от героя вашей фотосессии, а также его положение относительно любого заднего плана, который вы собираетесь включить в кадр.

Проделайте всё это прежде, чем приступать к съёмке. Это позволит вам сосредоточиться на объекте съёмки, а не на вашем оборудовании, и в итоге создать более эффектный портрет, чем если бы вы возились с настройками камеры.

Перевод Константина Земельщикова: Kevin Landwer-Johan / expertphotography.com

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Константин Земельщиков

Константин Земельщиков — фотограф, страстно увлечённый репортажной и уличной фотографией. Константин всегда в поиске интересной информации, способной вдохновить его и читателей.

« Предыдущая запись Следующая запись »

spp-photo.ru

Самый подробный гид по базовым жанрам в фотографии

Стоит отметить, что среди профессиональных фотографов нет универсалов, которые создают одинаково качественные и выразительные работы во всех жанрах сразу. Это обусловлено спецификой жанров и определенными сложностями, присущими тому или другому жанру.

Мы описали основные жанры в фотографии. Решайте, какие вам ближе.

Портрет

В настоящее время различают очень много видов портретов.

Репортажный

Специфика репортажного портрета состоит прежде всего в том, что съемка ведется по ходу развивающегося действия. Человек на репортажном портретном снимке показывается в действии, в движении, в окружении, которое является активным элементом композиции и способствует созданию образа портретируемого.

Здесь вы должны быть очень внимательны, ведь интересная ситуация может возникнуть в любую минуту. Сначала кажется трудным столько всего сделать за короткий промежуток времени – увидеть момент, достать и включить камеру, построить кадр, снять.

Жанровый портрет

В случае с жанровым портретом фотография не только показывает нам человека и его эмоции, но и какие-либо действия, например, характерные для различных профессий. В отличие от репортажа, жанровая фотография не привязана к какому-то конкретному месту или событию: она отражает жизнь целиком, всю ее полноту.

Вeauty/fashion портрет

Фотографии, которые используются на обложках журналов, в рекламе. Кроме определенной техники его создания, есть еще и специальная обработка, ретушь таких портретов. Здесь акцент на себя берет цвет – в макияже, одежде, аксессуарах.

Художественный портрет

Это наиболее полное изображение модели, которое доступно фотографу, где передана не только внешность, но, что важнее, раскрыты внутренние свойства личности. В идеале при съемке такого портрета все, что включено в кадр, должно иметь какое-то отношение к модели. В арсенал творческих средств входят не только элементы окружающей обстановки, но и доминирующие цвета и тона, ракурс, поза, жесты, выражение лица.

Свадебный портрет

Фотографии, на которых отражены искренние чувства молодоженов друг к другу, а также искренняя радость гостей и родственников по поводу торжества – неизменная основа свадебной фотографии. Удачно выстроенные групповые портреты и красивые постановки – необходимая часть свадьбы. Однако, для настоящего свадебного альбома нужны спонтанные кадры. Часто они очень притягивают зрителя, поскольку ценны неповторимым моментом и элементом рассказа.

Детский портрет

Обычно самым выигрышным является крупноплановый портрет ребенка. Именно на таких снимках хорошо видны глаза. О глазах хочется сказать особо. Никогда не забывайте о них при съемке. Ведь именно в детских глазах отражается вся глубина их чувств. Очень часто именно взгляд «делает» картинку, как магнитом притягивает внимание зрителя.

Ню

Ню жанр посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню – это близкий к эротике стиль, но основное его предназначение – показать красоту и эстетичность тела . Не пошлость и вульгарность, а художественный образ. Вообще существуют споры на счет того, может ли присутствовать полотно, ткань или белье на теле в таком жанре, большинство фотографов утверждают, что нет. Ню –это полностью обнаженная натура. Впрочем, есть и другие мысли. Решать вам.

Пейзаж

Пейзаж – жанр, в котором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относить изображение больших пространств. Независимо от их «предметной начинки». Она может быть городской, индустриальной, но чаще всего пейзаж – это изображение природы. В этом жанре сложности возникают практически на всех этапах формирования снимка. В отличие от уютной студии, в съемке пейзажей фотографу практически неподвластны источники света и сами объекты композиции.

Урбанистический пейзаж

В пейзажном жанре есть круг сюжетов, в которые духовное начало заложено не только природой, а и творениями человеческих рук.

Человек и пейзаж

Интересны также фотопейзажы, органически включающие человека во всём многообразии его личностных проявлений. Родство человека с природой существует и чисто внешнее. Может быть поэтому обнажённое женское тело не выглядит на фоне природы чужеродным элементом.

Архитектура

У съемки архитектуры есть сходство со съемкой пейзажа, но есть и свои отличительные особенности. От выбора точки съемки зависит не только передача пространства, но и форма и пропорции объекта. Наиболее удачно город выглядит с верхней точки. Как будто архитектура создана для птиц, а не для людей. Разница в размерах между фотографом и объектом часто делает невозможной передачу всей тонкости и красоты строения в отличие от других жанров, когда мы можем влиять на снимаемый объект, в натюрморте просто взять в руку, в портрете попросить портретируемого выбрать нужную позу.

Репортажная фотография

По определению репортер должен точно зафиксировать то или иное событие. Но по факту именно в этом жанре наиболее ярко проявляется характер автора и его отношения к происходящему.

К примеру, снимая демонстрацию протеста, фотограф может показать в благоприятном свете любую из сторон. Власть — «плохая», демонстранты — «хорошие», а ведь можно показать, что насилие — это плохо, и снять только демонстрантов. В репортаже отношение фотографа очень важно, часто ему нужно обладать немалой беспристрастностью и объективным взглядом.

Жанровая фотография

Жанровая фотография очень близка к репортажу, кадры этой категории показывают жизнь такой, какая она есть. Влюбленная пара, играющие дети, нищий, просящий подаяния, и прочие сценки – это жанровая фотография.

Такие снимки, способные вызвать сочувствие, радость, пользуются большой популярностью. Жанровое фото — это не только действия, но и переданное на снимке состояние как объекта съемки, так и фотографа.

Интерьер

Будучи уже созданным, интерьер несет определенную эстетическую нагрузку. Главной задачей фотографа является запечатлеть интерьер без искажений, хотя можно воспользоваться необычными ракурсами. Из небольшого элемента складывается впечатление об окружающем его пространстве, и детали интерьера интересны сами по себе.

Документальная фотография

Документальность – прирожденное свойство фотографического изображения, основа его специфики. Таким образом, любая фотография документальна. И это касается фотографии любительской, репортажной, постановочной и отчасти даже компьютерной. Ведь любой кусок в монтаже максимально подробен. Такой жанр показывает, как именно выглядит наш мир в любой конкретный момент времени. Снимки могут вызывать печаль, радость, негодование или удивление, но все они имеют историческое значение. Как на фото ниже, экологическое состояние одного из штатов Америки в конце 70-х.

Натюрморт

Авторская фотография «узнала» этот жанр с момента своего рождения – в 1839 г., когда несколько натюрмортов из гипсовых слепков составили и запечатлели И. Байяр и Ж.-Л. Дагер. Обычно фотографы повторяли композиции художников в натюрморте. Натюрморты снимали, как правило, в помещении.
В начале 20 века простой компоновки предметов фотографам уже недостаточно, и в художественное фото приходят новые способы, ищутся новые объекты для жанра. Наряду с бытовыми вещами, такими, как очки, вилка, появляются и индустриальные предметы – станки, инструменты. Увлечение фактурой и формой объекта, фотограммы, сложные ракурсы – все это обогащает жанр.

Рекламная фотография

Включает в себя практически все жанры. Очень популярная предметная съемка и фудстайлинг.

Предметная фотография

Используется в рекламной печатной или видео продукции. В этом жанре демонстрируются выигрышные характеристики рекламируемой продукции, зачастую с помощью различных ухищрений, приукрашивая и преувеличивая достоинства продукта.

Фудстайлинг

Особым видом предметной фотосъёмки является фудстайлинг. Фотографы-фудстилисты – мастера по подмене и приукрашиванию тех свойств продуктов питания, которые им нужно прорекламировать. Они заменяют непривлекательные натуральные продукты на муляжи из пластика или воска, применяют специальные составы для приукрашивания и придания блеска или сочности, добавляют пенящиеся порошки для стойкой и красивой пены. И вообще могут заменить один продукт на другой, если этот другой по своим качествам больше подходит для фотографа.

Макрофотография

Углубляясь в макросъемку, открываешь для себя новый увлекательный, а иногда и странный мир. Глядя на фотографии цветов, растений и насекомых крупным планом, начинаешь смотреть на эти вещи по-новому, находя в них массу необыкновенных элементов, незаметных невооруженному глазу.

Вышеназванные жанры – основные, среди них существует множество видов, есть также огромное количество новых современных жанров, как мобилография, например. Но базовые мы постарались разложить по полочкам и, надеемся, у нас получилось.

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Учимся видеть как объектив

20 фото, которым не нужен Photoshop

Что делать, если вы утопили фотоаппарат

say-hi.me

Фото.Репортер — Портрет: репортажный и/или студийный?

    Предистория

    В комментариях к заметке о Домашней фотографии у меня с моим хорошим знакомым, приятным собеседником и коллегой по цеху Сергеем Ветровым завязался очень даже продуктивный разговор, результатом которого стала договоренность написать один пост на двоих.
    Точнее говоря два поста на одну тему. Сергей предложил мне выбрать тему и заняться написанием на эту тему заметки каждому обособленно, а затем объединить их в один большой пост с двумя точками зрения.
    Мне это стало очень интересно и темой я решил выбрать опять таки портретную фотографию, но уже в совсем другом ракурсе вопроса.

    В чем специфика репортажного и студийного портрета? Что общего, что разного и все в этом духе. Тема была утверждена и мы в разное время, в разных местах и даже в разных операционных системах сели писать то, что нам кажется правильным и полезным.

    Что получилось — читайте далее…

Начну пожалуй со своих размышлений. Для начала разъясню, что я разумею под репортажным, а что под студийным портретом.

Репортажный портрет — это портретная фотография, снятая в естественной обстановке с минимальным применением постановочных элементов.

Главно уразуметь суть: репортажная — не значит сфотографированная обязательно на каком-то мероприятии, но обязательно сделанная неожиданно с естественным не поставленным положением лица и тела. Это можно сделать и в студии. Кадры такого характера можно видеть в работах фотографа Terry O’Neill .

Студийный портрет — это портретная фотография, сделанная в условиях применения постановки света, положения, мимики и других элементов.

Например, если вы на улице обращаетесь к человеку с просьбой сфотографировать его, и он Вам позирует — это студийный портрет, потому как в общем и целом такая фотография срежиссирована частично Вами (ракурс, свет, модель) , частично моделью (мимика, положение). Хорошии работы студийного портрета есть в работах фотографа Edward Steichen.

Теперь от теории к делу — хочу поделиться своими наблюдениями из практики съемки репортажного и студийного портрета. Они будут не особенно объемными, но на мой взгляд достаточно полезными и емкими.

Репортажный портрет

Держите камеру всегда на готове и незаметно для объекта съемки наблюдайте за его мимикой, подбирая подходящий для съемки момент.

Если вы находитесь в зоне видимости объекта съемки — не ведите за ним охоту через видоискатель, иначе будет высока вероятность получить срежиссированный моделью портрет.

Находясь на значительном расстоянии и/или не опасаясь оказаться замеченным не скупитесь на кадры — иногда полезно сделать серию кадров, в которой один может оказаться выигрышным как для модели, так и для Вас.

Старайтесь фотографировать людей, когда они слушают или делают паузы между словами, если вам нужен классический статический портрет и наоборот ловите моменты с яркой мимикой, жестикуляцией и движением, если конечным результатом должен стать динамичный портрет.

По возможности не используйте вспышек и других гаджетов, которые быстро раскроют Вашу задумку, конечно если Вы нацелены на многократную съемку одного человека.

Если Вашу задумку уже раскрыли — создайте впечатление того, что Вы сделали нужный кадр и потеряли интерес к объекту. Тогда он успокоится и у Вас вновь появится шанс реализовать задуманное.

Хороший способ отвести от себя подозрения — делать вид, что фотографируете что то другое, рядом с объектом съемки. Можно например взять с собой друга и делать вид что фотографируете его, или попросить его повернуться к вам лицом, а съемку проводить из-за его спины, как из укрытия.

Несмотря на быстроту съемок, старайтесь сразу компоновать кадр правильно — где нужно оставлять свободное место, где нужно его убирать, соблюдать правило третей и цветового сочетания.

Это все, что касается репортажного портрета, идем дальше.

Студийный портрет

Первым делом познакомьтесь с объектом, пообщайтесь с ним и выясните, что хочет видеть человек в результате — это заметно сократит расход нервов на этапе выбора лучшего кадра.

Внушите доверие объекту — только в такой атмосфере Вы сможете полноценно владеть ситуацией, хотя это актуально только для тех случаев, когда вы реализуете Ваш замысел за Ваш же счет. Если организатор и потребитель — объект, нет ничего страшного в том, чтобы дать ему возможность принимать активное участие в создании замысла.

Не торопите себя и объект — у вас есть время. Избавившись от суеты, хороший кадр получить на много проще.

Не расстраивайтесь, что с первого раза не получилось — пробуйте еще. Под другим углом, с другим светом и положением.

Постоянно держите обстановку под контролем — избегая случайности легче всего понять, благодаря чему получился именно такой кадр.

Все время совершенствуйте идею — только добавляя и изменяя можно приблизиться к чему-то по настоящему интересному.

Илья Епишкин, Москва, 13 декабря 2010 г.

Что-то пошли уже лирические отступления. Думаю самое время перейти к рассуждениям Сергея, которые я хоть и получил раньше написания своих, но намеренно не стал читать, чтобы сохранить весь замысел.

Сама тема противодействия — в духе телешоу «Культурная революция», где ради развития диалога, для придания ему остроты и привлечения к нему зрителей расщепляются на две половины очень сложные, неоднозначные и многовариативные в своих трактовках понятия, явления или идеи. Будь все однозначно, то и нечего спорить – это понятно.

Тем не менее, не сталкивая лбами Репортаж и Студию, расскажу немного о своих впечатлениях, мыслях и направлении действий при работе в специально оборудованном помещении и, так сказать, «в свободном полете».

Не думаю, что студийная работа, прямой контакт с моделью (знакомой фотографу всего лишь пять минут или уже несколько лет) будет проще и ровнее, нежели при выходе на улицы города.

Конечно, на лицо предварительный «сговор»: место, время, а порой и стилистика сеанса были оговорены заранее, все стороны предстоящего события на него согласились и ждут результатов (фотограф – пополнения портфолио, восхищенных комментариев на фото-сайтах и т.п., модель – профессиональных, красочных и сочных фотографий себя любимого или любимой и т.д.).

Но ни высококачественные студийные вспышки, ни универсальные системы раздвижных фонов и многопиксельные матрицы фотоаппаратов не гарантируют успеха предприятия.

Один из ключей к хорошим снимкам – это взаимное доверие и сотрудничество автора и модели.

Не представители двух баррикад должны встретиться в студии, а сообщники и партнеры.

И раз уж главным «режиссером» действа является все-таки фотограф, то именно от него в первую очередь должна исходить уверенность, именно ему необходимо рассеивать неудобство и стеснение стоящего в свете пилотных ламп человека, причем как в случае создания определенных эмоций, так и в случае их раскрытия в человеке.

Если для дела необходима радость и смех, если требуется прыгать и скакать в кадре, то первым должен скакать сам фотограф, подпрыгивать, принимать смешные позы и, если уж потребует замысел, даже делать стойку на голове: ну как, посудите сами, верить серьезному человеку с большим фотоаппаратом, каменным лицом и равнодушным тяжелым взглядом, призывающему Вас к проявлению радости и хорошему настроению?

      Энергия фото-мастера должна, как спичка костер, разжигать внутреннюю энергию модели.

Равно как и наоборот, невозможно вызвать человека к откровенности и выразительности взгляда, все время подкалывая, хихикая и прыгая вокруг.

Каждой задаче свой алгоритм решения, свой подход.

Универсального метода нет, точно так же как и нет необходимости в каждом сеансе извлекать на «рекамовский» или «хэнселевский» свет истинные чувства и желания человека: некоторые вещи, разумеется, лучше не показывать, особенно если речь идет о фотографии заказной.

Работая над портретом, следует ближе (и лучше заранее) познакомиться с человеком, выяснить его пожелания, почувствовать натуру, обдумать будущую тональность и стилистику съемки. Словом, внимательно вглядеться, вслушаться в собеседника и, выбирая те или иные насадки для фото-лампы, склоняясь к использованию сот или софт-бокса, учитывать полученную информацию.

В этом отношении студийная съемка позволяет выбирать различные варианты освещения, подчеркивающие, усиливающие или же, если необходимо, маскирующие какие-то особенности характера или телосложения портретируемого.

Аналогичным образом следует выбирать композиционные решения и стилистику последующей обработки изображений.

Для человека динамичного подойдет неуравновешенная, нестандартная композиция, жесткий, контрастный свет и такой же стиль обработки, для спокойного, лирического портрета – классическая организация кадрового пространства, рассеянный свет, мягкорисующая оптика и фильтры из подгруппы “Blur”.

Работая на пленере, погружаясь в репортажную фотографию, такое свободное управление световым рисунком невозможно. И все же всегда можно подыскать более выгодную точку съемки, использовать светосильную оптику, а если снимаешь не тайно, не надо стесняться и «прогибаться под изменчивый мир».

Уверенность и доброжелательность и здесь помогут переместить портретируемого на полшага в сторону, дабы он оказался под более удачным освещением или на менее хаотичном фоне.

А уж в случае, когда те, кого снимаете, непосредственно заинтересованы в результатах Вашей работы, корректировать, сдвигать и менять людей местами можно и нужно смело, решительно, не давая опомниться и возразить.

Главное, чувствовать ритм происходящего события и те моменты, когда вмешательство возможно, а когда оно будет неуместно и деструктивно.

Итак, освещение приходится использовать то, что имеется в распоряжении, но и здесь не следует забывать, что наиболее интересными являются его контрастные, эффектные варианты.

Фотографу, не связанному договорными обязательствами, снимающему по своему желанию и по своей инициативе, совсем не грех поэкспериментировать в композиционных и световых решениях портретов.

Выходя на съемку, самое простое (потому что бьет сразу и грубо) — это сосредоточиться на отражении уродства, болезни и социального негатива; гораздо сложнее (и оттого интереснее) – поймать в толпе необычные фактурные лица, уловить тонкие моменты радости или минуты задумчивости, в лице отдельно взятого случайно встреченного человека опознать настроения, мечты и горести целого поколения, в частном обнаружить общее..

И возможность встречи с этим напрямую зависит от настроения и расположения к окружающим самого фотографа. Съемка в духе папарацци (выскочил из-за угла, быстро просчелкал и убежал) – тут не самый подходящий метод.

Погружаясь в уличный репортаж, необходимо набраться терпения и доброжелательности.

Наконец, очень важно учиться распознавать патологию, видеть те случаи, когда доставать фотоаппарат просто опасно и вместо хорошего снимка можно получить, как говорится, по морде (как бы убедительно и аргументировано не рассказывали Вы о бескорыстности своих устремлений).

Даже в местах вполне себе туристических и видавших не одно поколение фотографической техники, даже снимая пейзаж, случается услышать фразу «Это частная собственность! Ее снимать нельзя!» или «А для чего это Вы мой дом фотографируете?»..

И тут уж не каждого устроят ответы «Просто так», «Нравится», а рассказ о том, что Вы, де, фотограф-пейзажист и Вас очень вдохновляет эта самая облупленная кирпичная стена, для некоторых «материалистов» окажется неубедительным.

Тут уж приходится импровизировать и называться, к примеру, студентом архитектурного вуза, собирающим материал для диплома, художником, пишущим картины по фотографиям и так далее и тому подобное. И раз уж так не просто иногда выходит со съемкой какой-нибудь избушки, то тревожный вопрос «А зачем это Вы моих детей снимаете?» в наши дни звучит вполне себе понятно и обосновано.

Потому для испытания себя на поприще репортажного портрета безопаснее, конечно, влиться в какой-нибудь праздник, в народную ярмарку, во всеобщее гуляние, где фотографирование – нормальный элемент происходящего события.

Однако, следует заметить, что далеко не всегда, фотографируя людей на улице, встречаешь неприязнь и подозрительность. Порою, заметив рядом фотографа, кто-нибудь обязательно заинтересуется и попросит его сфотографировать.

Не торопитесь, не убегайте, сделав беглый кадр, чтобы только отвязались, воспользуйтесь этим случаем. Раз уж человек сам согласен запечатлеться, то, возможно, будет не прочь немного вам подыграть; а уж отправить несколько фотографий на электронную почту – особого труда Вам не составит.

И в заключении, еще раз отмечу, что и в студии, и на улице решающее значение имеет тот момент, который Вы выберете для спуска затвора. Можно целый день провести в профессиональной студии и прозевать потрясающий кадр. А снимая на улице, после всего двух-трех неудачных дублей, сделать снимок, не оставляющий безразличным ни одного зрителя.

Сергей С. Ветров, Москва, 12 декабря 2010 г.

 

photoreporter.ru

Портрет репортажный – Это интересно!

Я рискну даже предположить, что портрет репортажный, схваченный миг движения, порыва, действа – это все-таки лишь одно остановленное мгновение, хотя и случается в лучших образцах такого рода фото произведений достичь большой выразительности, впечатляющей экспрессии. Портрет же станковый, созданный в общении, в неформальном «сотрудничестве» снимающегося и фотохудожника, потенциально куда более богат возможностью глубокого обобщения, наиболее собранного, осмысленного выражения характера, склонностей и пристрастий, правдивого отображения самой человеческой судьбы.

Я не случайно акцентирую на слове «потенциально». Ибо сам жанр станковой фотографии далеко еще не гарантирует успеха, сколь бы последовательно он ни утверждался. Имеющиеся возможности надо и четко себе представлять и уметь реализовать их. Здесь не обойтись без такого «неуловимого», сугубо индивидуального качества, как талант. И рядом с ним обязательно. должно соседствовать мастерство, тот высочайший профессионализм, который помогает художнику овладеть материалом, не только поставить перед собой соразмерную случаю задачу, но и найти средства ее максимально полного выполнения. Даже такой большой мастер, как В. А. Малышев, признается порой в своей книге: «Я не сумел до конца добиться…», «Не все получилось…» Так умеет сказать только подлипло требовательный к себе мастер.

Человек, понимающий природу фотографии, виртуозно владеющий ее языком, умеющий превратить фотопортрет в зеркало души.

Именно этими качествами в полной мере Василии Алексеевич Малышев.  

Его портреты можно читать. Да, сначала мы любуемся ими. Они красивы, привлекательны. Они ласкают взор. Но потом мы замечаем, что это фактически не внешняя красота, не красивость сама по себе. Это красота, объявшая и физический облик человека и его мысль, жизнь духа, и множественность его состояний, хотя на плоскости снимка запечатлел лишь один-единственный миг. Мы в самом деле чувствуем, какими были выражение лица, поза, жест до этого мига, и какими они будут сразу после пего. Каждый портрет – целая гамма чувств. Но всегда есть и доминанта, главная линия в спектре. Мудрая сосредоточенность академика Петра Леонидовича Капицы, высокая устремленность замечательной пашей Елены Образцовой, трепетная нежность девушки Тайн, безбрежная доброта знатной доярки Галины Бойко…

А как выразительны, как точно отобраны бывают немногочисленные детали, изредка попадающие в поле зрения Малышевского объектива! Вот яркие, веселые красные цветы, так гармонирующие с щедрой улыбкой украинской доярки, с ее одеждой, со всем ее обликом. А как уместна эта «язвительная» связка пылающего огнем перца в портрете абхазского долгожителя Ласурия Таркупа! Ведь по всему видно, что этот изящный старец – прирожденный тамада и острослов, и жарко придется тому, кто вздумает ему перечить. Такие детали-аксессуары не часто появляются в кадре у Малышева, но если они есть, они «работают» в полную силу. Они очень естественны – и эти цветы, и этот перец, они не случайны здесь, в плоскости кадра.

Автор: Алексей Лехницкий

daypic.ru

Портретная съемка. Советы Евгения Уварова

olympus_life
02:57 pm — Портретная съемка. Советы Евгения Уварова
Портретная съемка. Советы и рекомендации от Евгения Уварова*:

Вряд ли ошибусь, если скажу, что добрая половина снимков сделанных за всю историю фотографии содержат в своем сюжете лицо человека. В изобразительном искусстве жанр портрета появился так же чуть ли не первым. Все мы хоть раз в жизни делали свой портрет или фотографировали кого-то другого. И если в первом случае все относительно ясно – вас снимают, вы улыбаетесь или, наоборот, отворачиваетесь, то как только вам захочется получить хороший портрет кого-то другого, начинается масса вопросов и проблем.
Начнем с простого – с определения самого портретного жанра. Итак, фотопортрет – это фотографическое изображение человека или группы людей, раскрывающее характер фотографируемых, или придуманный для них образ.
Фотографический портрет можно подразделить на несколько видов.

Учебный портрет.
Самостоятельная учебная работа обучающегося фотографии, призванная подготовить будущего фотографа к особенностям данного жанра. Процесс получения такого портрета решает конкретные задачи: воспроизведение цвета, тона и фактуры кожи (это — важнейшие «точки отсчета» для зрителя), воспроизведения объема и пространства (умение правильно воспроизвести объем головы или фигуры) с характерными индивидуальными особенностями формы и среды, в которой находится модель. Можно даже сформулировать так: именно гармоничное сочетание пространства и модели в нем находящейся и будет называться портретом.

Бытовой портрет.
Самым частым примером такого портрета является фото на документы. Еще одной разновидностью является семейная или т.н. социальная фотография. Основная задача такой портретной съемки получить максимальную похожесть изображения на оригинал или оставить «красивую память» .



Художественный портрет (или Art-портрет).
Такой портрет является основой портретного жанра. Основная задача такого портрета – проникновение в сложный внутренний мир человека. Такие портретные изображения противоречивы по своей сути: с одной стороны попытка передать особенности личности человека или его судьбы, с другой подчинение композиционным законам, субъективному творческому видению фотографа.
В таком портрете главной проблемой становится проблема сходства. Ведь для фотографа не оно является основной задачей. Главной задачей в художественном портрете для него является создание образа, выделение чего-то главного, на его собственный взгляд. И этот фотовзгляд может полностью трансформировать какие-то индивидуальные черты. Например, полностью изменить тональность или цвет лица. Но именно это и будит фантазию зрителя!

Репортажный портрет.
Портрет, который может быть выполнен как при естественном, так и при искусственном освещении. Но основное условие при съемке репортажного портрета – отсутствие постановочных действий со стороны фотографа. То есть это портрет, соответствующий всем критериям данного жанра, но снятый в реальном времени ( E-M5 + Voigtländer Nokton 50mm 1.1).


Как бы замороженное мгновение, в котором раскрывается внутренний мир человека, его характер или иные особенности личности (илл. 08, E-M5+штатный зум). Такой портрет всегда несет некую документальную информацию, касающуюся места и времени съемки человека.

В целом портретный жанр, пожалуй, самый широкий из всех фотографических жанров. Он проник во все остальные жанры фотографии – в рекламную, спортивную, пресс-фотографию и т.д.
При съемке портрета, как в любви – все средства хороши. Начиная с выбора характера освещения и заканчивая значительной трансформацией изображения в фоторедакторе.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ПОРТРЕТНОЙ СЪЕМКЕ


Какую технику выбрать?
Есть такое понятие – «портретный объектив». Что оно означает? При стандартном пленочном кадре 24х36 мм «портретным» считался объектив, имеющий фокусное расстояние равное двум диагоналям кадра. То есть 43х2=86 мм. Для простоты его округляли до 85 мм. В формате Micro4/3 (кроп-фактор 2х) таким объективом станет 42-45 мм.
За счет меньшего размера матрицы объективы с одинаковой светосилой у зеркальных камер и у Micro4/3 значительно отличаются по габаритам и массе! Правда и глубина резкости на сходных диафрагмах у Micro4/3 будет чуть больше, чем у зеркалок (примерно на ступень). Однако за счет меньшего размера линзового блока создать высококачественный объектив на Micro4/3 становится не только проще технически, но и дешевле. Камеры Olympus вообще всю историю своего существования отличались великолепной оптикой. И в этом плане формат Micro4/3 не разочарует своими объективами (особенно с фиксированным фокусом!) самого взыскательного фотогрфа. Мне удалось поснимать выпущенным недавно M.Zuiko Digital 45mm 1:1,8 – это великолепный портретный объектив миниатюрных размеров. Когда «портретник» можно буквально уместить в кулаке это дорогого стоит!
Особенно после 14 кг профессиональной аппаратуры (у меня Nikon D3s c комплектом оптики), которую мне приходится ежедневно таскать на себе. С OM-D просто отдыхаешь на съемке! Мало того, что камера исключительно быстро и точно фокусируется (могу смело утверждать, что она даст фору даже некоторым профессиональным зеркалкам, особенно в темноте), так она еще и очень компактная, что, к счастью, не сказалось на удобстве работы.
Еще один плюс камер Micro4/3 состоит в том, что на них можно поставить практически любой объектив любой фотосистемы: от старых «фэдовских» до профессиональны современных для зеркальных камер. Так что поле для творчества в области портретной съемки с OM-D открывается просто широчайшее.

Портрет на улице.
Солнце – это не столько помощник фотографа-портретиста, сколько его враг! Не удивляйтесь! Но прямое (особенно полуденное!) солнце – самый неудачный источник света для хорошего уличного портрета. Очень глубокие тени и слишком жесткий характер прямого солнечного света подчеркивает все естественные недостатки лица, выявляются даже незначительные морщинки, а глаза, мало того что постоянно прищурены, так еще и оказываются в глубокой тени.
Есть, конечно же исключения из любых правил. Эффективно снимать портрет можно и при ярком полуденном солнце – вы можете взять для съемки ассистента, который будет подсвечивать глубокие тени специальным отражателем или искусственным источником света.
Однако, все же, самый лучший друг фотографа при съемке портрета днем на улице – это облака.


Лучший вариант – легкая переменная облачность. Когда солнце светит мягко благодаря огромным небесным «рассеивателям».
Не менее интересное время для портретной съемки – закат или рассвет. Солнечные лучи проходят сквозь толстый слой атмосферы, находясь низко над горизонтом, и свет получается максимально эффектным и теплым.
А вообще – несъемочной погоды не бывает! Практика любого фотографа показывает – чем сложнее погодные условия, тем больше шансов получить необычный снимок! Лишь бы было желание и хватило бы опыта.

В каком режиме снимать?
Поскольку в портрете важно, чтобы фон не отвлекал зрителя от лица человека (хотя бывает и наоборот – когда фон дополняет сюжетное пространство), подавляющее большинство портретов снимаются на диафрагмах, максимально близких к полностью открытому значению. То есть начните снимать свои первые портреты в режиме приоритета диафрагмы А. Но лучше всего рано или поздно прийти к съемке в полностью ручном режиме.
На начальном этапе можно использовать и специальные сюжетные программы для портретной съемки. Помимо полностью автоматического управления камерой, бонусом в таких программах является функция разглаживания кожи и выравнивания ее цвета (что особо актуально зимой или на вечеринках). В OM-D такая программа есть и работает она великолепно!
Не забудьте про выставление значения ISO, адекватного уровню освещенности. При съемке с объективом 45 мм для Micro4/3 если выдержка будет длиннее 1/60 сек. в неопытных руках изображение окажется смазанным из-за дрожания камеры. Встроенный стабилизатор во многом спасает ситуацию, на естественное движение фигуры человека (особенно при съемке крупных планов) он никак повлиять не может!
Кстати, что поразило в OM-D так это структура шумов при высоких значениях IS0! На 800 снимаешь как ни в чем не бывало и картинка в распечатке оказывается лучше по качеству, чем у многих зеркалок на 1600!
Не секрет, что после создания этой удивительной камеры компании пришлось в срочном порядке разрабатывать новые объективы, так как некоторые из старых «не справлялись» с ее реальной детализацией каринки.

Как правильно кадрировать портрет?
Основная проблема новичков в портретной съемке это неправильное или неинтересное. То обрежется не то, что надо, то композиционно сплошной «фототуризм» получается (голова в центре кадра и полный рост). Поэтому настоятельно рекомендую прежде чем приступать к экспериментам в портретной съемке прочитать хотя бы пару книг по фотокомпозиции. Тем более, что многие из них доступны в электронной форме.
(Например, Л.П. Дыко «Беседы о фотомастерстве», М. Фриман «Дао цифровой фотографии» и пр.)
В качестве простенькой «шпаргалки» по правильному кадрированию портрета приведу иллюстрацию с сайта akry

blog.alexkrylov.ru .

Кроме хорошего кадрирования портрет должен иметь и «правильную» резкость!
Размывайте что угодно, кроме глаз. По возможности конечно. Ведь в фотографии самое интересное и рождается на стыке соблюдения и нарушения правил ( OM-D+45-1,8).
Нужно ли обрабатывать портреты в фоторедакторе?
Если вы снимаете художественный портрет, то без последующей обработки в «фотошопе» процесс его создания практически невозможен. Разве что за исключением случаев, когда вы можете пользоваться услугами высококлассного визажиста. У всех у нас лица неидеальны. Но все мы хотим видеть себя где-то поближе к идеалу 🙂
Если бы вы увидели некоторых популярных профессиональных моделей или актеров без грима, то вопрос о фотошопе больше не возник бы у вас никогда!
Но во всем нужно знать меру. Не перебарщивайте со всякими «портретными» фильтрами. Недостатки нужно пригладить, но не убирать совсем. «Пластмассовая» кожа может и хороша в рекламе, но реального человека чрезмерное удаление всяких микродефектов может и оскорбить. Ведь он прекрасно знает, как выглядит по утрам в зеркале.
Воспринимайте «фотошоп» как средство для электронного макияжа и электронной коррекции недостатков освещения. Включайте при обработке лиц вкус и чувство меры, и все у вас получится на «отлично»!

Стоит ли использовать вспышку?
Если речь идет о встроенной в камеру вспышке, то использовать ее для съемки портрета крайне нежелательно! Близкорасположенная к объективу вспышка будет давать на лице блики и подчеркивать естественный блеск потожирового слоя над кожным эпителием. А вот вспышку, вынесенную с камеры, и, уж тем более, студийные осветительные приборы используйте на здоровье. Только предварительно прочитайте что-нибудь о правильной постановке искусственного света в студии (например, вот эту статью

http://photo-element.ru/ps/tone/tone.html).

Нефотогеничность – миф или реальность?
Когда я учился в школе и начал активно увлекаться фотографией (в 80-е годы) слово «нефотогеничность» от тех, кого приходилось снимать слышал быть может несколько раз в год. А сейчас вдруг разом почти все стали «нефотогеничными». И началась эта «эпидемия» повальной нефотогеничности недавно – лет 20 назад. Именно тогда в Россию хлынула цветная фотография и наступила эпоха минилабов. Они стояли на каждом углу и на фоне почти полного отсутствия в СССР нормальной цветной пленки и печати оной это было чудо! Но обратной стороной данного технического блага стало повальное распространение дешевых «мыльниц» с одной пластиковой линзой в качестве объектива. Вспышки в них срабатывали по собственному желанию и мощность их чаще всего почти не регулировалась автоматикой. Добавьте к этому особенности национального времяпрепровождения за праздничным столом, криворуких операторов минилабов и… добро пожаловать в мир нефотогеничных людей! 🙂
В советское время (как и сейчас за рубежом) было принято хотя бы раз в год ходить в фотоателье и делать семейные фото «на память». Делались они на форматные камеры и с правильно поставленным студийным светом. А сейчас я неоднократно встречал в своей съемочной практике тридцатилетних людей, которые впервые снимались у профессионального фотографа. И то, только благодаря тому, что решили вступить в брак. Ситуация ужасающая если честно. Ведь нефотогеничность – это миф! Есть кривые руки фотографа, неподходящая для съемки портрета конкретного человека техника и зажатость оного человека перед камерой. Фотограф-портретист должен быть очень хорошим психологом! И уметь найти подход к каждому, кого он снимает. Независимо от того в студии ли дело происходит или в полутемном подземном переходе. Несколько лет назад чтобы проиллюстрировать данный тезис своим студентам я сфотографировал охранника в магазине недалеко от колледжа (многие студенты видели его в реальности). Как только я навел на него аппарат он превратился в стандартную маску «я-не-люблю-фотографироваться!». Буквально минута работы с ним путем «забалтывания» и отвлекания от камеры и перед нами совершенно другой человек.


К слову в реальности он так и выглядит, а не как на первом снимке.

Чей бы портрет вы не снимали, пожалуй, главный совет – попробуйте полюбить своего персонажа хотя бы на время съемки. И когда вы сумеете переубедить первых двух-трех человек в их мнимой «нефотогеничности» рисуйте на борту своего аппарата звездочки и двигайтесь дальше в увлекательный мир фотографии! Удачи и хорошей резкости!

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Самое большое собрание статей о фотографии в рунете:
http://photo-element.ru/articles.php#co
И еще кое-что:
http://fotokto.ru/id13377/blog?view=6429
http://www.artst.ru/master.htm
http://art.photo-element.ru/analysis/kibrik/kibrik.html
Также очень советую приобрести первый за постсоветское время качественный учебник по фотокомпозиции — Н.К. Жолудев «Композиция в фотографии»

*Уваров Евгений Владимирович

Родился в 1972 году в городе Ефремове Тульской области.
Работает в прессе с 1990 года. Член российского и международного союза журналистов. В 1990-1994 работал корреспондентом питерских газет «Смена» и «Невское время». Затем – оператором на телевидении.
Занимается профессиональной фотографией с 1995 года.

С 1995 по 2000 год — учился на операторском факультете ВГИКа.
С 1998 по 2003 год работал редактором раздела техники в журнале Foto&Video.
C 2003 по 2008 год возглавлял журнал о фотографии Digital Photo.
Последние девять лет — председатель жюри национальной премии «Фотофорум – Продукт года» (секция «Фото»).
С 2000-го года преподает фотографию в различных фотошколах Москвы.
С 2009-го года и по настоящее время — преподаватель колледжа кино, телевидения и мультимедиа ВГИК (дисциплина – «документальная фотография»).
В 2012-м переехал в Петербург и в настоящее время является официальным фотографом компании «Газпром нефть», продолжая преподавать в Москве. Много путешествует. Основные увлечения – фотография, велосипед и сноуборд.

Персональная страница: facebook.com/uvarfoto

olympus-photo.livejournal.com

Репортажный портрет ~ amazingphoto

Портреты, снятые в репортажной манере, то есть не постановочные, а естественные и живые, всегда привлекательны для зрителей. Чтобы люди на снимках не выглядели скованными или закрепощенными, лучше всего взять длиннофокусный объектив, отойти подальше и понаблюдать за объектом съемки, не вмешиваясь в происходящее и ловя момент или ситуацию. Удачней всего репортажный прием работает при съемках детских праздников, игр или во время семейных церемоний, таких как, например, свадьба, когда можно снимать, не привлекая к себе внимание окружающих. Наблюдая через видоискатель камеры за происходящим, обращайте внимание на жест, взгляд, эмоции.

 

Возможно, придется провести немало времени, наблюдая за объектом, но в случае удачи результаты порадуют и вас, и ваших близких. Но если вы уже вышли за рамки домашнего семейного портрета и вам хочется большего, то можно делать портреты своих современников, помня, что каждый из них не только личность, но и типичный представитель нашего времени (или совершенно нетипичный, что тоже приветствуется). Такие снимки будут интересны не только вашим друзьям и знакомым, но впоследствии могут стать достоянием времени и остаться в истории. Так произошло с простыми любительскими фотографиями питерских художников с Пушкинской-10 или портретами обычных горожан, снятых на улицах и дома в советское время. Человеческая индивидуальность и окружающая действительность на этих снимках могут стать символом ушедшего времени и эпохи.

 

Очень часто хороший портрет используется в журналистской фотографии просто как самостоятельный кадр или в структуре репортажа о событии, когда человеческие лица и эмоции говорят больше, чем слова.

P.S. Профессиональные репортеры, снимающие официальные встречи политиков, портреты бизнесменов или просто известных людей, часто сталкиваются с требованиями редакторов, и творческая сторона съемки иногда входит в противоречие с техническими особенностями верстки газеты или журнала. Например, для газетного макета необходимо, чтобы бизнесмен смотрел в одну сторону, а на самом выразительном снимке он глядит в другую, но макет уже готов и ничего изменить нельзя. Поэтому профессионалы стараются отснять персонаж со всех сторон и ракурсов и сделать как можно больше удачных дублей, иногда изменяя собственному видению, но в угоду стилю и формату издания.

amazingphoto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *