Разное

Raw nikon: RAW и его особенности в камерах Nikon. 8 ответов на популярные вопросы о «сыром» формате / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Содержание

RAW и его особенности в камерах Nikon. 8 ответов на популярные вопросы о «сыром» формате / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

  • Что такое RAW, и в чём отличие от JPEG?

  • Как открыть RAW? RAW-конвертеры

  • Кому нужен формат RAW? Когда использовать его, а когда лучше снимать в JPEG?

  • Возможности формата RAW: что можно исправить, а что нельзя?

  • Как активировать съёмку в формате RAW?

  • Характеристики формата RAW (NEF). Настраиваем съёмку в формате RAW

  • Особенности формата NEF от Nikon

  • Можно ли открыть RAW (NEF) на смартфоне или планшете?

Во всех серьёзных камерах есть возможность сохранять фотографии не только в привычном формате JPEG, но и в RAW (в переводе с английского — сырой). И это общее название формата: в разных фотоаппаратах он может иметь обозначение NEF (Nikon), CR2 и CR3 (Canon), ARW (Sony), RAF (Fujifilm). Все они устроены сходным образом, но каждый имеет особенности. Так, в файл, кроме сырых данных, может записываться информация о коррекции искажений объектива.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F9, 20 с, 24.0 мм экв.

В этой статье мы разберём все особенности формата RAW (NEF) на примере камер Nikon. Когда нужно пользоваться «сырым» форматом? Какие возможности он даёт? Как снимать в формате RAW? Давайте разбираться.

Что такое RAW, и в чём отличие от JPEG?

Говоря упрощённо, матрица фотоаппарата улавливает фотоны света и переводит их в оцифрованный электрический сигнал — единицы и нули. Пока это ещё даже не изображение, а просто некоторое количество исходных данных с матрицы.

Если выбрана запись в формате JPEG, процессор обрабатывает данные с матрицы и накладывает обработку: подбирает баланс белого (настройки цветопередачи), улучшает контраст и яркость изображения, исправляет оптические недостатки объектива. Теперь у нас на карте памяти имеется готовый снимок в формате JPEG! Его можно открыть в любой программе, отправить в мессенджере и по электронной почте. А поскольку процессор отсеял из исходных данных всю ненужную для этого изображения информацию, да ещё и применил алгоритмы сжатия, JPEG будет занимать мало места на карте памяти.

Но JPEG-формат не позволит себя как следует обработать. Вспомните: процессор отсеял дополнительную информацию, а ведь именно она могла пригодиться в обработке… Поэтому исправить яркость или цвета на JPEG-снимке получится лишь с большими потерями в качестве.

Если же выбран формат RAW, всё происходит иначе. Процессор все данные, полученные с матрицы, помещает в RAW-файл и записывает на карту памяти.

Матрица фотокамеры Nikon Z 7 II

В новейших фотоаппаратах Nikon Z 6 II и Nikon Z 7 II установлено два процессора. Они отвечают не только за формирование готового изображения, но и за функции фокусировки: распознавание лиц и глаз людей и животных.

Предполагается, что изображение из этих данных пользователь будет конвертировать и обрабатывать сам. RAW-файл ещё не является изображением (однако в него может быть встроено превью). Чтобы получить готовую картинку, потребуется RAW-конвертер. Он способен прочитать этот файл, внести в него необходимые настройки (тот же баланс белого и базовую обработку) и показать пользователю.

Не зря RAW-конвертацию сравнивают с проявкой фотоплёнки (так и говорят — «проявка RAW»). Есть в этих процессах много общего: мы формируем из исходного материала изображение и можем на него влиять — править контраст, яркость и цветопередачу. Да-да, во времена фотоплёнки, как и сейчас, не было фотографий совсем без обработки — все кадры подвергались коррекции как на этапе съёмки (разные виды плёнок по-разному передают цвет и контраст), проявки (с помощью разных химикатов и приёмов можно корректировать получаемое изображение), так и на этапе печати. Так что в цифровой фотографии не придумано ничего кардинально нового, просто все процессы стали удобнее и доступнее.

Как открыть RAW? RAW-конвертеры

Самые известные на сегодня RAW-конвертеры: Adobe Lightroom Classic, Adobe Camera Raw (плагин для Adobe Photoshop, устанавливающийся вместе с ним), PhaseOne Capture One Pro. Это платные профессиональные программы. Некоторые производители фотоаппаратов предоставляют бесплатные RAW-конвертеры: они позволяют максимально корректно конвертировать изображение из RAW-файла и дают возможность пользоваться фирменными фишками. У Nikon таким «родным» конвертером является Nikon Capture NX-D. На Prophotos есть серия уроков по этой программе. Кстати, именно Nikon Capture NX-D позволит получить тот же цвет и контраст, что мы видим при съёмке в JPEG на камеру, ведь к JPEG применяется обработка (например, профили Picture Control). Прочитать все эти тонкие настройки внутрикамерной обработки позволит родной конвертер. Остальные RAW-конвертеры, имея собственный движок для конвертации, могут давать чуть другие оттенки и контраст на выходе. И это справедливо для фотокамер любой марки.

Окно программы Nikon Capture NX-D

Другие производители не всегда предлагают своим пользователям такие конвертеры, так что фотографам остаётся либо приобретать профессиональные решения, либо экспериментировать с бесплатными программами, имеющими ограниченные возможности обработки и конвертации. Бесплатные RAW-конвертеры: Capture One Express (есть версии для Sony и Fujifilm, а по этой ссылке сейчас доступна версия для Nikon), RawTherapee. На MacOS неплохо справляется с конвертацией RAW приложение «Фото».

Меню обработки

Кстати, большинство камер Nikon также могут конвертировать и обрабатывать RAW прямо в фотоаппарате, для этого предусмотрен пункт меню «Обработка». Однако конвертация в камере не столь удобна, ведь на небольшом экране не получится полноценно оценить снимок.

Кому нужен формат RAW? Когда использовать его, а когда лучше снимать в JPEG?

Всё просто: если не предполагается обработка фото после съёмки, используйте JPEG. Также этот формат востребован в репортажной съёмке, где нужно сразу сдавать материал.

Но если при съёмке будет допущена ошибка с экспозицией или кадр будет иметь неправильную цветопередачу, поправить это будет уже непросто.

NIKON D850 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.6, 1/400 с, 105.0 мм экв.

Если же вы хотите получать не просто хорошие кадры, а добиваться идеала, лучше снимать в RAW. Этот формат поможет раскрыть все достоинства снимка, сделать из него законченное произведение. Обработка — это неотъемлемая часть процесса съёмки, и вопрос здесь лишь в том, кто будет делать обработку исходного снимка: процессор фотоаппарата при съёмке в JPEG или вы при RAW-конвертации. В RAW снимают портреты, пейзажные и тревел- фотографии, предметы, архитектуру, интерьеры, дикую природу… Словом, этот формат необходим почти в любом направлении продвинутой съёмки.

Возможности формата RAW: что можно исправить, а что нельзя?

Кратко опишем возможности формата RAW: что в этом формате поддаётся регулировке, а за чем нужно обязательно следить при съёмке.

Яркость и контраст. Снимки в формате RAW позволяют очень гибко регулировать яркость и контраст с минимальными потерями в качестве. Но чем сильнее мы осветляем кадр, тем больше цифрового шума появляется на фото. RAW с любой современной камеры позволит сделать кадр ярче как минимум на две ступени экспозиции или темнее на одну ступень. Камеры Nikon славятся своим широким динамическим диапазоном (способностью передавать детали разной яркости). Этот широкий динамический диапазон мы как раз почувствуем в полной мере при работе с RAW (NEF). Современные полнокадровые камеры Nikon позволяют вытягивать яркость снимков на 4 EV и более и затемнять на 2 EV.

Исходное фото. Слишком тёмный кадр.

Откроем RAW-файл с этим снимком в Adobe Lightroom и повысим экспозицию на 4 ступени. Как видим, кадр стал ярче, потери деталей и искажения цветов не произошло.

Отличную гибкость RAW-файлов демонстрирует Nikon Z 5, которой мы пользовались при подготовке этой статьи. У камер формата DX динамический диапазон хоть и немного уже, но тоже достаточен для большинства задач.

Фрагмент RAW-файла с повышенной яркостью: даже при увеличении экспозиции на 4,5 ступени цифровой шум совсем незначительный.

А что, если сделать ту же манипуляцию с JPEG?.. Детали в тенях на осветлённом фото так и не появились, зато артефактов и цифрового шума стало очень много!

Такие возможности гибкой работы с яркостью необходимы при съёмке пейзажей, архитектуры, интерьера. При проявке RAW они позволяют проработать все детали на изображении.

Если оттенки предрассветного неба просветятся, они будут потеряны. Чтобы их лучше проработать, кадр был сделан темнее.

В процессе обработки детали из тёмных участков были легко восстановлены, а участки яркого неба не пересветились.

Цвета. Формат RAW позволит регулировать цвета на фотографии без потерь в качестве. Настроить баланс белого или провести тонирование фотографии мы можем уже на этапе конвертации. Так гораздо удобнее, ведь снимок мы видим на большом экране компьютера и можем точнее вносить регулировки. RAW лучше подходит и для точной работы с цветом. Всё же алгоритмы обработки JPEG в камере порой слишком сильно вторгаются в цвета, и если мы профессионально снимаем предметы, интерьеры или занимаемся съёмкой репродукций, это может стать проблемой.

А что, если кадр сделан с неправильными цветами? Допустим, фотограф не уследил при съёмке за балансом белого… Желтоватые кадры, например, часто получаются при съёмке в помещении и в условиях ночного города.

Что будет, если мы попробуем исправить цвета фото, снятого в JPEG? Цвета будут сильно искажены. Чтобы увидеть это, необязательно даже смотреть на цветовую мишень, размещённую в кадре.

Если кадр снят в RAW, просто откроем его в RAW-конвертере и установим правильный баланс белого. Любой RAW-конвертер имеет функции настройки баланса белого.

Для точной установки цветов «как в жизни» существуют специальные приспособления: цветовые мишени, серые карты. Научившись работать с ними при обработке RAW, вы всегда будете получать точнейшие цвета. Если вы занимаетесь творческой съёмкой, лучше делать не «как в жизни», а так, чтобы было красиво и выразительно. И здесь формат RAW тоже открывает огромные возможности: можно добиваться любого тонирования, редактировать отдельные цвета… Главное, освоить инструменты конкретного RAW-конвертера.

Резкость. С одной стороны, новых деталей мы не добавим. Поэтому при съёмке очень важно следить за точностью фокусировки и отсутствием шевелёнки. Эти два момента RAW исправить не позволит.

При съёмке на беззеркальные камеры Nikon Z необходимые коррекции объектива уже зашиты в файл RAW (NEF): RAW-конвертер может их прочитать и сразу применить.

Активация корректирующего профиля в объективе и настройки повышения контурной резкости в Adobe Lightroom

Но с другой стороны, формат RAW обеспечит максимальную резкость фотографий, на которую только способны фотоаппарат и объектив (от качеств последнего зависит многое!). Любой современный RAW-конвертер позволит применить корректирующий профиль, устраняющий оптические недостатки объектива: дисторсию, хроматические аберрации, виньетирование. Все эти корректировки можно активировать в меню камеры, но при обработке RAW доступна более гибкая настройка. Любой RAW-конвертер обладает инструментами повышения контурной резкости, то есть позволяет сделать снимок визуально резче.

Мощные инструменты RAW-конвертеров и возможности недеструктивной обработки. RAW-конвертеры устроены так, что изменения в исходный файл не вносятся, они сохраняются отдельно в режиме реального времени. Это удобно: во-первых, не нужно сохранять файл после обработки, а во-вторых, мы всегда можем вернуться к исходнику (если перемудрили с обработкой, к примеру) или на некоторое количество шагов назад. А вот при обработке JPEG-файлов, скажем, в Photoshop, есть риск загубить исходник.

Окно программы Capture One Pro 20, вкладка с инструментами цветокоррекции. Помимо стандартных для всех RAW-конвертеров регулировок, в Capture One Pro есть инструмент Skin Tone. Он поможет устранить с кожи моделей лишние оттенки (скажем, зеленоватые, если съёмка велась возле растений), тонко поработать с цветокоррекцией, сблизить цвета, что бывает важно при серьёзной творческой работе с цветом.

Косвенным плюсом формата RAW является и то, что с ним мы получаем мощнейшие инструменты обработки RAW-конвертеров: например, тонкая цветокоррекция, точнейшая работа с яркостью и контрастом, одновременная (пакетная) обработка множества фотографий…

Как активировать съёмку в формате RAW?

В меню фотоаппарата всегда можно выбрать, в каком формате будет происходить съёмка. Обычно доступны варианты JPEG, RAW и RAW+JPEG. В последнем случае на карту памяти будет записываться два файла с одной фотографией — в каждом из двух форматов. И тогда можно, например, сразу воспользоваться JPEG-файлом, отправить его модели или опубликовать в социальных сетях, а если захочется обработать какой-то снимок, пригодится RAW-файл. Минус варианта RAW+JPEG в том, что два файла занимают больше места на карте памяти.

Характеристики формата RAW (NEF). Настраиваем съёмку в формате RAW

На некоторых камерах можно настроить параметры формата RAW.

Глубина цвета: 12 или 14 бит?

Цветовая информация каждого пикселя картинки в RAW может кодироваться с помощью 12 или 14 бит информации. С помощью 12 бит можно закодировать 68 миллиардов оттенков, а с помощью 14 бит — 4 триллиона. Оба значения просто астрономические, человеческий глаз может различать гораздо меньшее количество цветов. Современные дисплеи даже при полном покрытии цветового пространства sRGB выдают 16,5 млн цветов. Так что даже 12 бит достаточно, чтобы передать все видимые оттенки. Кадры, снятые в RAW с глубиной цвета 12 бит, визуально неотличимы от 14-битных — никаких искажений, артефактов. Даже при серьёзной обработке видимых последствий нет.

Пример 12-битного RAW

Пример 14-битного RAW. Читатель может скачать оба файла и поискать разницу между этими кадрами. Если найдёте различия, поделитесь своей находкой в комментариях.

И всё же фотографы в целях получения максимального качества часто используют 14-битный RAW. Это дань перфекционизму: раз фотограф задействовал «сырой» формат, значит он хочет получить самое высокое качество картинки, на которое только способен фотоаппарат. Но 12-битный RAW пригодится для экономии места на карте памяти, плюс некоторые фотокамеры (например, Nikon Z 6 II) именно при съёмке в 12-битный RAW демонстрируют максимальную скорость серийной съёмки (14 кадров в секунду при 12-битном RAW и 12 кадров в секунду при 14-битном RAW).

Параметры сжатия и глубины цвета устанавливаются в этом меню.

RAW: несжатый, сжатый, сжатый без потерь

RAW-файл имеет солидный объём. Особенно это заметно на камерах, имеющих высокое разрешение: 36, 45 Мп. К примеру, несжатый RAW с Nikon D850 занимает порядка 90 МБ. Это заметно усложняет ведение фотоархива — требуются огромные объёмы памяти. Не во всех камерах Nikon есть функция сохранения RAW без сжатия, но в любом фотоаппарате есть опции, позволяющие сжать RAW-файл. Сжатый RAW будет занимать меньше места на карте памяти. Но простое сжатие приведёт к потере информации. Поэтому во всех камерах Nikon есть полезная опция — сжатие без потерь (Loseless). Такие файлы занимают меньше места, нежели RAW без сжатия, однако в них сохраняется вся информация, необходимая для построения изображения. Из всех вариантов предпочтительнее выбирать именно сжатие без потерь.

 СжатыйСжатый без потерьБез сжатия
45 Мп, 12 бит (Nikon D850)35 МБ41 МБ68 МБ
45 Мп, 14 бит (Nikon D850)43 МБ52 МБ90 МБ
24 Мп, 12 бит (Nikon Z 6)16 МБ17,5 МБ42 МБ
24 Мп, 14 бит (Nikon Z 6)22 МБ25,3 МБ50 МБ

Для сравнения приводим таблицу с примерным объёмом RAW-файлов в зависимости от их разрешения, битности и выбранных опций сжатия. Точный объём файлов будет зависеть от модели фотоаппарата и сюжета. Эти цифры приведены лишь для того, чтобы читатель имел общее представление о том, как сжатие влияет на объём файла.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 10 с, 22.0 мм экв.

RAW: размеры

В некоторых фотокамерах предлагается выбор: в каком разрешении сохранять RAW-снимки. Так, 45-Мп камера Nikon Z 7 может создавать RAW как с полным разрешением 45 Мп, так и 24 или даже 11 Мп. Ведь не всегда нужно такое огромное разрешение. Например, для репортажной съёмки вполне достаточно 24 Мп: такие RAW будут занимать меньше места на карте памяти.

Если же фотограф не стремится сэкономить место на карте памяти, а его компьютер достаточно мощный, чтобы открывать 45-Мп снимки, смысла в уменьшенных размерах нет. Мы же покупали камеру с высоким разрешением не для того, чтобы делать на неё кадры с низкой детализацией, правда?

Цветовое пространство: sRGB или AdobeRGB?

Популярный вопрос: какое цветовое пространство выбрать при съёмке в RAW? Ответ прост: цветовое пространство никак не влияет на итоговую картинку в RAW. Параметры цветового пространства при работе с RAW необходимо будет выбирать при экспорте готового JPEG-изображения из RAW-конвертера. В настройках фотоаппарата выбор цветового пространства повлияет только на съёмку JPEG. Если вы снимаете в JPEG для просмотра фотографий на компьютере или цифровой печати, используйте sRGB. А если для печати на полиграфическом оборудовании, выбирайте Adobe RGB. Максимум, на что повлияет выбор цветового пространства на камере при съёмке в RAW — оттенки превью на экране камеры.

Обратите внимание: когда мы просматриваем снимки в формате RAW на дисплее фотоаппарата, камера не открывает сам RAW (это долго), она показывает небольшое JPEG-превью, вшитое в RAW-файл. И кстати, цвета этого превью необязательно будут совпадать с конечным результатом, получаемым на ПК. Превью — это быстро сгенерированное изображение для предварительного просмотра.

Особенности формата NEF от Nikon

В файле формата RAW хранится не только информация о полученном изображении, но и множество дополнительных сведений:

  • Метаданные о модели камеры и объектива, параметрах и времени съёмки, настройках, авторских правах и прочем — EXIF.
  • JPEG-превью для быстрого просмотра снимка на камере. Его умеют открывать и некоторые RAW-конвертеры для быстрого просмотра.
  • Информация о балансе белого. Кстати, баланс белого применяется к снимку уже после съёмки, на этапе конвертации RAW (не важно, происходит она в камере или конвертере).

NIKON Z 5 / 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 125, F2.2, 1/10 с, 85.0 мм экв.

В NEF-файлах от Nikon содержится и прочая информация.

  • Информация об использованном профиле Picture Control. Picture Control — это способ внести коррекции в цветопередачу и контраст будущего снимка прямо на камере. В соответствующем меню мы можем выбрать и настроить под себя профиль Picture Control. Напрямую в камере Picture Control влияет прежде всего на кадры, снятые в JPEG, но и в RAW-снимки информация об этих настройках записывается.

  • Настройки функции «Активный D-Lighting». Она создана для внутрикамерного расширения динамического диапазона в сценах с большим перепадом яркости.

  • Параметры шумоподавления.

  • Информация о положении точки фокусировки.

  • И пожалуй, главное — профили коррекции искажений объектива: дисторсии, виньетирования, хроматических аберраций. В NEF-файлах с камер Nikon Z эти профили применяются по умолчанию при открытии снимков в Adobe Lightroom или любом другом конвертере, поддерживающем эту функцию. Но работают такие профили, конечно, только с объективами Nikon — родной оптикой с байонетом Nikon Z и объективами Nikon F, поставленными на беззеркалку через переходник FTZ.

Можно ли открыть RAW (NEF) на смартфоне или планшете?

RAW-снимки с камеры можно передавать на мобильное устройство с помощью приложения Nikon SnapBridge. Для этого достаточно выбрать файл через приложение и нажать на кнопку «Оригинальный формат». Автозагрузка снятых RAW-кадров не поддерживается (уж очень большие объёмы придётся передавать на смартфон).

Камера к смартфону с помощью SnapBridge подключается просто и быстро. Подключив её однажды, в последующем можно будет сразу приступать к работе с приложением.

Окно загрузки снимков. Выбираем кадр.

Выбираем вариант «Оригинальный формат» — RAW (NEF) файл загрузится на ваше мобильное устройство.

Далее на смартфоне можно открывать RAW (NEF) с помощью Lightroom Mobile или других мобильных RAW-конвертеров — они позволяют конвертировать фото так же, как это происходит на компьютере.

Работа с кадром в формате RAW(NEF) в приложении Lightroom Mobile

Кроме загрузки RAW (NEF) на мобильное устройство, у SnapBridge масса других полезных функций. Можно сделать для камеры пульт дистанционного управления или в фоновом режиме автоматически загружать все снимки на смартфон, чтобы потом из них выбрать лучшие и сразу опубликовать в соцсетях. Кстати, о SnapBridge у нас есть отдельный материал.

В жизни фотографа есть несколько этапов, заметно влияющих на техническое, да и творческое качество его работ: первая съёмка на светосильный фикс, первое использование штатива… И переход на съёмку в RAW! Поверьте, во многих кадрах заложено гораздо больше, чем можно увидеть после нажатия на кнопку спуска. Продвинутому фотографу стоит научиться пользоваться этим форматом, чтобы раскрывать весь потенциал своих снимков.

RAW и его особенности в камерах Nikon. 8 ответов на популярные вопросы о «сыром» формате / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

  • Что такое RAW, и в чём отличие от JPEG?

  • Как открыть RAW? RAW-конвертеры

  • Кому нужен формат RAW? Когда использовать его, а когда лучше снимать в JPEG?

  • Возможности формата RAW: что можно исправить, а что нельзя?

  • Как активировать съёмку в формате RAW?

  • Характеристики формата RAW (NEF). Настраиваем съёмку в формате RAW

  • Особенности формата NEF от Nikon

  • Можно ли открыть RAW (NEF) на смартфоне или планшете?

Во всех серьёзных камерах есть возможность сохранять фотографии не только в привычном формате JPEG, но и в RAW (в переводе с английского — сырой). И это общее название формата: в разных фотоаппаратах он может иметь обозначение NEF (Nikon), CR2 и CR3 (Canon), ARW (Sony), RAF (Fujifilm). Все они устроены сходным образом, но каждый имеет особенности. Так, в файл, кроме сырых данных, может записываться информация о коррекции искажений объектива.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F9, 20 с, 24.0 мм экв.

В этой статье мы разберём все особенности формата RAW (NEF) на примере камер Nikon. Когда нужно пользоваться «сырым» форматом? Какие возможности он даёт? Как снимать в формате RAW? Давайте разбираться.

Что такое RAW, и в чём отличие от JPEG?

Говоря упрощённо, матрица фотоаппарата улавливает фотоны света и переводит их в оцифрованный электрический сигнал — единицы и нули. Пока это ещё даже не изображение, а просто некоторое количество исходных данных с матрицы.

Если выбрана запись в формате JPEG, процессор обрабатывает данные с матрицы и накладывает обработку: подбирает баланс белого (настройки цветопередачи), улучшает контраст и яркость изображения, исправляет оптические недостатки объектива. Теперь у нас на карте памяти имеется готовый снимок в формате JPEG! Его можно открыть в любой программе, отправить в мессенджере и по электронной почте. А поскольку процессор отсеял из исходных данных всю ненужную для этого изображения информацию, да ещё и применил алгоритмы сжатия, JPEG будет занимать мало места на карте памяти.

Но JPEG-формат не позволит себя как следует обработать. Вспомните: процессор отсеял дополнительную информацию, а ведь именно она могла пригодиться в обработке… Поэтому исправить яркость или цвета на JPEG-снимке получится лишь с большими потерями в качестве.

Если же выбран формат RAW, всё происходит иначе. Процессор все данные, полученные с матрицы, помещает в RAW-файл и записывает на карту памяти.

Матрица фотокамеры Nikon Z 7 II

В новейших фотоаппаратах Nikon Z 6 II и Nikon Z 7 II установлено два процессора. Они отвечают не только за формирование готового изображения, но и за функции фокусировки: распознавание лиц и глаз людей и животных.

Предполагается, что изображение из этих данных пользователь будет конвертировать и обрабатывать сам. RAW-файл ещё не является изображением (однако в него может быть встроено превью). Чтобы получить готовую картинку, потребуется RAW-конвертер. Он способен прочитать этот файл, внести в него необходимые настройки (тот же баланс белого и базовую обработку) и показать пользователю.

Не зря RAW-конвертацию сравнивают с проявкой фотоплёнки (так и говорят — «проявка RAW»). Есть в этих процессах много общего: мы формируем из исходного материала изображение и можем на него влиять — править контраст, яркость и цветопередачу. Да-да, во времена фотоплёнки, как и сейчас, не было фотографий совсем без обработки — все кадры подвергались коррекции как на этапе съёмки (разные виды плёнок по-разному передают цвет и контраст), проявки (с помощью разных химикатов и приёмов можно корректировать получаемое изображение), так и на этапе печати. Так что в цифровой фотографии не придумано ничего кардинально нового, просто все процессы стали удобнее и доступнее.

Как открыть RAW? RAW-конвертеры

Самые известные на сегодня RAW-конвертеры: Adobe Lightroom Classic, Adobe Camera Raw (плагин для Adobe Photoshop, устанавливающийся вместе с ним), PhaseOne Capture One Pro. Это платные профессиональные программы. Некоторые производители фотоаппаратов предоставляют бесплатные RAW-конвертеры: они позволяют максимально корректно конвертировать изображение из RAW-файла и дают возможность пользоваться фирменными фишками. У Nikon таким «родным» конвертером является Nikon Capture NX-D. На Prophotos есть серия уроков по этой программе. Кстати, именно Nikon Capture NX-D позволит получить тот же цвет и контраст, что мы видим при съёмке в JPEG на камеру, ведь к JPEG применяется обработка (например, профили Picture Control). Прочитать все эти тонкие настройки внутрикамерной обработки позволит родной конвертер. Остальные RAW-конвертеры, имея собственный движок для конвертации, могут давать чуть другие оттенки и контраст на выходе. И это справедливо для фотокамер любой марки.

Окно программы Nikon Capture NX-D

Другие производители не всегда предлагают своим пользователям такие конвертеры, так что фотографам остаётся либо приобретать профессиональные решения, либо экспериментировать с бесплатными программами, имеющими ограниченные возможности обработки и конвертации. Бесплатные RAW-конвертеры: Capture One Express (есть версии для Sony и Fujifilm, а по этой ссылке сейчас доступна версия для Nikon), RawTherapee. На MacOS неплохо справляется с конвертацией RAW приложение «Фото».

Меню обработки

Кстати, большинство камер Nikon также могут конвертировать и обрабатывать RAW прямо в фотоаппарате, для этого предусмотрен пункт меню «Обработка». Однако конвертация в камере не столь удобна, ведь на небольшом экране не получится полноценно оценить снимок.

Кому нужен формат RAW? Когда использовать его, а когда лучше снимать в JPEG?

Всё просто: если не предполагается обработка фото после съёмки, используйте JPEG. Также этот формат востребован в репортажной съёмке, где нужно сразу сдавать материал. Но если при съёмке будет допущена ошибка с экспозицией или кадр будет иметь неправильную цветопередачу, поправить это будет уже непросто.

NIKON D850 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.6, 1/400 с, 105.0 мм экв.

Если же вы хотите получать не просто хорошие кадры, а добиваться идеала, лучше снимать в RAW. Этот формат поможет раскрыть все достоинства снимка, сделать из него законченное произведение. Обработка — это неотъемлемая часть процесса съёмки, и вопрос здесь лишь в том, кто будет делать обработку исходного снимка: процессор фотоаппарата при съёмке в JPEG или вы при RAW-конвертации. В RAW снимают портреты, пейзажные и тревел- фотографии, предметы, архитектуру, интерьеры, дикую природу… Словом, этот формат необходим почти в любом направлении продвинутой съёмки.

Возможности формата RAW: что можно исправить, а что нельзя?

Кратко опишем возможности формата RAW: что в этом формате поддаётся регулировке, а за чем нужно обязательно следить при съёмке.

Яркость и контраст. Снимки в формате RAW позволяют очень гибко регулировать яркость и контраст с минимальными потерями в качестве. Но чем сильнее мы осветляем кадр, тем больше цифрового шума появляется на фото. RAW с любой современной камеры позволит сделать кадр ярче как минимум на две ступени экспозиции или темнее на одну ступень. Камеры Nikon славятся своим широким динамическим диапазоном (способностью передавать детали разной яркости). Этот широкий динамический диапазон мы как раз почувствуем в полной мере при работе с RAW (NEF). Современные полнокадровые камеры Nikon позволяют вытягивать яркость снимков на 4 EV и более и затемнять на 2 EV.

Исходное фото. Слишком тёмный кадр.

Откроем RAW-файл с этим снимком в Adobe Lightroom и повысим экспозицию на 4 ступени. Как видим, кадр стал ярче, потери деталей и искажения цветов не произошло.

Отличную гибкость RAW-файлов демонстрирует Nikon Z 5, которой мы пользовались при подготовке этой статьи. У камер формата DX динамический диапазон хоть и немного уже, но тоже достаточен для большинства задач.

Фрагмент RAW-файла с повышенной яркостью: даже при увеличении экспозиции на 4,5 ступени цифровой шум совсем незначительный.

А что, если сделать ту же манипуляцию с JPEG?.. Детали в тенях на осветлённом фото так и не появились, зато артефактов и цифрового шума стало очень много!

Такие возможности гибкой работы с яркостью необходимы при съёмке пейзажей, архитектуры, интерьера. При проявке RAW они позволяют проработать все детали на изображении.

Если оттенки предрассветного неба просветятся, они будут потеряны. Чтобы их лучше проработать, кадр был сделан темнее.

В процессе обработки детали из тёмных участков были легко восстановлены, а участки яркого неба не пересветились.

Цвета. Формат RAW позволит регулировать цвета на фотографии без потерь в качестве. Настроить баланс белого или провести тонирование фотографии мы можем уже на этапе конвертации. Так гораздо удобнее, ведь снимок мы видим на большом экране компьютера и можем точнее вносить регулировки. RAW лучше подходит и для точной работы с цветом. Всё же алгоритмы обработки JPEG в камере порой слишком сильно вторгаются в цвета, и если мы профессионально снимаем предметы, интерьеры или занимаемся съёмкой репродукций, это может стать проблемой.

А что, если кадр сделан с неправильными цветами? Допустим, фотограф не уследил при съёмке за балансом белого… Желтоватые кадры, например, часто получаются при съёмке в помещении и в условиях ночного города.

Что будет, если мы попробуем исправить цвета фото, снятого в JPEG? Цвета будут сильно искажены. Чтобы увидеть это, необязательно даже смотреть на цветовую мишень, размещённую в кадре.

Если кадр снят в RAW, просто откроем его в RAW-конвертере и установим правильный баланс белого. Любой RAW-конвертер имеет функции настройки баланса белого.

Для точной установки цветов «как в жизни» существуют специальные приспособления: цветовые мишени, серые карты. Научившись работать с ними при обработке RAW, вы всегда будете получать точнейшие цвета. Если вы занимаетесь творческой съёмкой, лучше делать не «как в жизни», а так, чтобы было красиво и выразительно. И здесь формат RAW тоже открывает огромные возможности: можно добиваться любого тонирования, редактировать отдельные цвета… Главное, освоить инструменты конкретного RAW-конвертера.

Резкость. С одной стороны, новых деталей мы не добавим. Поэтому при съёмке очень важно следить за точностью фокусировки и отсутствием шевелёнки. Эти два момента RAW исправить не позволит.

При съёмке на беззеркальные камеры Nikon Z необходимые коррекции объектива уже зашиты в файл RAW (NEF): RAW-конвертер может их прочитать и сразу применить.

Активация корректирующего профиля в объективе и настройки повышения контурной резкости в Adobe Lightroom

Но с другой стороны, формат RAW обеспечит максимальную резкость фотографий, на которую только способны фотоаппарат и объектив (от качеств последнего зависит многое!). Любой современный RAW-конвертер позволит применить корректирующий профиль, устраняющий оптические недостатки объектива: дисторсию, хроматические аберрации, виньетирование. Все эти корректировки можно активировать в меню камеры, но при обработке RAW доступна более гибкая настройка. Любой RAW-конвертер обладает инструментами повышения контурной резкости, то есть позволяет сделать снимок визуально резче.

Мощные инструменты RAW-конвертеров и возможности недеструктивной обработки. RAW-конвертеры устроены так, что изменения в исходный файл не вносятся, они сохраняются отдельно в режиме реального времени. Это удобно: во-первых, не нужно сохранять файл после обработки, а во-вторых, мы всегда можем вернуться к исходнику (если перемудрили с обработкой, к примеру) или на некоторое количество шагов назад. А вот при обработке JPEG-файлов, скажем, в Photoshop, есть риск загубить исходник.

Окно программы Capture One Pro 20, вкладка с инструментами цветокоррекции. Помимо стандартных для всех RAW-конвертеров регулировок, в Capture One Pro есть инструмент Skin Tone. Он поможет устранить с кожи моделей лишние оттенки (скажем, зеленоватые, если съёмка велась возле растений), тонко поработать с цветокоррекцией, сблизить цвета, что бывает важно при серьёзной творческой работе с цветом.

Косвенным плюсом формата RAW является и то, что с ним мы получаем мощнейшие инструменты обработки RAW-конвертеров: например, тонкая цветокоррекция, точнейшая работа с яркостью и контрастом, одновременная (пакетная) обработка множества фотографий…

Как активировать съёмку в формате RAW?

В меню фотоаппарата всегда можно выбрать, в каком формате будет происходить съёмка. Обычно доступны варианты JPEG, RAW и RAW+JPEG. В последнем случае на карту памяти будет записываться два файла с одной фотографией — в каждом из двух форматов. И тогда можно, например, сразу воспользоваться JPEG-файлом, отправить его модели или опубликовать в социальных сетях, а если захочется обработать какой-то снимок, пригодится RAW-файл. Минус варианта RAW+JPEG в том, что два файла занимают больше места на карте памяти.

Характеристики формата RAW (NEF). Настраиваем съёмку в формате RAW

На некоторых камерах можно настроить параметры формата RAW.

Глубина цвета: 12 или 14 бит?

Цветовая информация каждого пикселя картинки в RAW может кодироваться с помощью 12 или 14 бит информации. С помощью 12 бит можно закодировать 68 миллиардов оттенков, а с помощью 14 бит — 4 триллиона. Оба значения просто астрономические, человеческий глаз может различать гораздо меньшее количество цветов. Современные дисплеи даже при полном покрытии цветового пространства sRGB выдают 16,5 млн цветов. Так что даже 12 бит достаточно, чтобы передать все видимые оттенки. Кадры, снятые в RAW с глубиной цвета 12 бит, визуально неотличимы от 14-битных — никаких искажений, артефактов. Даже при серьёзной обработке видимых последствий нет.

Пример 12-битного RAW

Пример 14-битного RAW. Читатель может скачать оба файла и поискать разницу между этими кадрами. Если найдёте различия, поделитесь своей находкой в комментариях.

И всё же фотографы в целях получения максимального качества часто используют 14-битный RAW. Это дань перфекционизму: раз фотограф задействовал «сырой» формат, значит он хочет получить самое высокое качество картинки, на которое только способен фотоаппарат. Но 12-битный RAW пригодится для экономии места на карте памяти, плюс некоторые фотокамеры (например, Nikon Z 6 II) именно при съёмке в 12-битный RAW демонстрируют максимальную скорость серийной съёмки (14 кадров в секунду при 12-битном RAW и 12 кадров в секунду при 14-битном RAW).

Параметры сжатия и глубины цвета устанавливаются в этом меню.

RAW: несжатый, сжатый, сжатый без потерь

RAW-файл имеет солидный объём. Особенно это заметно на камерах, имеющих высокое разрешение: 36, 45 Мп. К примеру, несжатый RAW с Nikon D850 занимает порядка 90 МБ. Это заметно усложняет ведение фотоархива — требуются огромные объёмы памяти. Не во всех камерах Nikon есть функция сохранения RAW без сжатия, но в любом фотоаппарате есть опции, позволяющие сжать RAW-файл. Сжатый RAW будет занимать меньше места на карте памяти. Но простое сжатие приведёт к потере информации. Поэтому во всех камерах Nikon есть полезная опция — сжатие без потерь (Loseless). Такие файлы занимают меньше места, нежели RAW без сжатия, однако в них сохраняется вся информация, необходимая для построения изображения. Из всех вариантов предпочтительнее выбирать именно сжатие без потерь.

 СжатыйСжатый без потерьБез сжатия
45 Мп, 12 бит (Nikon D850)35 МБ41 МБ68 МБ
45 Мп, 14 бит (Nikon D850)43 МБ52 МБ90 МБ
24 Мп, 12 бит (Nikon Z 6)16 МБ17,5 МБ42 МБ
24 Мп, 14 бит (Nikon Z 6)22 МБ25,3 МБ50 МБ

Для сравнения приводим таблицу с примерным объёмом RAW-файлов в зависимости от их разрешения, битности и выбранных опций сжатия. Точный объём файлов будет зависеть от модели фотоаппарата и сюжета. Эти цифры приведены лишь для того, чтобы читатель имел общее представление о том, как сжатие влияет на объём файла.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 10 с, 22.0 мм экв.

RAW: размеры

В некоторых фотокамерах предлагается выбор: в каком разрешении сохранять RAW-снимки. Так, 45-Мп камера Nikon Z 7 может создавать RAW как с полным разрешением 45 Мп, так и 24 или даже 11 Мп. Ведь не всегда нужно такое огромное разрешение. Например, для репортажной съёмки вполне достаточно 24 Мп: такие RAW будут занимать меньше места на карте памяти.

Если же фотограф не стремится сэкономить место на карте памяти, а его компьютер достаточно мощный, чтобы открывать 45-Мп снимки, смысла в уменьшенных размерах нет. Мы же покупали камеру с высоким разрешением не для того, чтобы делать на неё кадры с низкой детализацией, правда?

Цветовое пространство: sRGB или AdobeRGB?

Популярный вопрос: какое цветовое пространство выбрать при съёмке в RAW? Ответ прост: цветовое пространство никак не влияет на итоговую картинку в RAW. Параметры цветового пространства при работе с RAW необходимо будет выбирать при экспорте готового JPEG-изображения из RAW-конвертера. В настройках фотоаппарата выбор цветового пространства повлияет только на съёмку JPEG. Если вы снимаете в JPEG для просмотра фотографий на компьютере или цифровой печати, используйте sRGB. А если для печати на полиграфическом оборудовании, выбирайте Adobe RGB. Максимум, на что повлияет выбор цветового пространства на камере при съёмке в RAW — оттенки превью на экране камеры.

Обратите внимание: когда мы просматриваем снимки в формате RAW на дисплее фотоаппарата, камера не открывает сам RAW (это долго), она показывает небольшое JPEG-превью, вшитое в RAW-файл. И кстати, цвета этого превью необязательно будут совпадать с конечным результатом, получаемым на ПК. Превью — это быстро сгенерированное изображение для предварительного просмотра.

Особенности формата NEF от Nikon

В файле формата RAW хранится не только информация о полученном изображении, но и множество дополнительных сведений:

  • Метаданные о модели камеры и объектива, параметрах и времени съёмки, настройках, авторских правах и прочем — EXIF.
  • JPEG-превью для быстрого просмотра снимка на камере. Его умеют открывать и некоторые RAW-конвертеры для быстрого просмотра.
  • Информация о балансе белого. Кстати, баланс белого применяется к снимку уже после съёмки, на этапе конвертации RAW (не важно, происходит она в камере или конвертере).

NIKON Z 5 / 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 125, F2.2, 1/10 с, 85.0 мм экв.

В NEF-файлах от Nikon содержится и прочая информация.

  • Информация об использованном профиле Picture Control. Picture Control — это способ внести коррекции в цветопередачу и контраст будущего снимка прямо на камере. В соответствующем меню мы можем выбрать и настроить под себя профиль Picture Control. Напрямую в камере Picture Control влияет прежде всего на кадры, снятые в JPEG, но и в RAW-снимки информация об этих настройках записывается.

  • Настройки функции «Активный D-Lighting». Она создана для внутрикамерного расширения динамического диапазона в сценах с большим перепадом яркости.

  • Параметры шумоподавления.

  • Информация о положении точки фокусировки.

  • И пожалуй, главное — профили коррекции искажений объектива: дисторсии, виньетирования, хроматических аберраций. В NEF-файлах с камер Nikon Z эти профили применяются по умолчанию при открытии снимков в Adobe Lightroom или любом другом конвертере, поддерживающем эту функцию. Но работают такие профили, конечно, только с объективами Nikon — родной оптикой с байонетом Nikon Z и объективами Nikon F, поставленными на беззеркалку через переходник FTZ.

Можно ли открыть RAW (NEF) на смартфоне или планшете?

RAW-снимки с камеры можно передавать на мобильное устройство с помощью приложения Nikon SnapBridge. Для этого достаточно выбрать файл через приложение и нажать на кнопку «Оригинальный формат». Автозагрузка снятых RAW-кадров не поддерживается (уж очень большие объёмы придётся передавать на смартфон).

Камера к смартфону с помощью SnapBridge подключается просто и быстро. Подключив её однажды, в последующем можно будет сразу приступать к работе с приложением.

Окно загрузки снимков. Выбираем кадр.

Выбираем вариант «Оригинальный формат» — RAW (NEF) файл загрузится на ваше мобильное устройство.

Далее на смартфоне можно открывать RAW (NEF) с помощью Lightroom Mobile или других мобильных RAW-конвертеров — они позволяют конвертировать фото так же, как это происходит на компьютере.

Работа с кадром в формате RAW(NEF) в приложении Lightroom Mobile

Кроме загрузки RAW (NEF) на мобильное устройство, у SnapBridge масса других полезных функций. Можно сделать для камеры пульт дистанционного управления или в фоновом режиме автоматически загружать все снимки на смартфон, чтобы потом из них выбрать лучшие и сразу опубликовать в соцсетях. Кстати, о SnapBridge у нас есть отдельный материал.

В жизни фотографа есть несколько этапов, заметно влияющих на техническое, да и творческое качество его работ: первая съёмка на светосильный фикс, первое использование штатива… И переход на съёмку в RAW! Поверьте, во многих кадрах заложено гораздо больше, чем можно увидеть после нажатия на кнопку спуска. Продвинутому фотографу стоит научиться пользоваться этим форматом, чтобы раскрывать весь потенциал своих снимков.

Вам больше подходит съемка в формате RAW или JPEG?

Новичок

С участием Криса Огонека

Если вы спросите фотографа: «Вы снимаете в формате RAW или JPEG?» будьте готовы к очень страстному ответу, так как разные форматы файлов приводят к очень поляризующему расколу между фотографами. Тот факт, что люди очень увлечены своим выбором, не означает, что есть только один правильный ответ, потому что, как и в большинстве других тем в фотографии, у каждого человека есть свои обстоятельства, влияющие на выбор. Следует ли вам снимать в формате RAW или JPEG (или в обоих случаях), зависит от нескольких факторов. Давайте посмотрим, что такое файлы JPEG и RAW, прежде чем говорить о том, почему следует использовать каждый из них. JPEG — это стандартизированный формат, предназначенный для файлов меньшего размера, которые могут быть прочитаны всеми компьютерами, смартфонами, планшетами и другими устройствами без необходимости в специальном программном обеспечении. Это делает его очень простым для обмена, но также имеет некоторые недостатки: большая часть информации, закодированной в JPEG, запекается, а это означает, что любые изменения, внесенные в файл, будут разрушительными, и будет небольшая потеря качества. Параметры качества изображения со звездочкой рядом с ними используют сжатие, предназначенное для обеспечения максимального качества; размер файлов зависит от сцены. Варианты без звездочки используют тип сжатия, предназначенный для создания файлов меньшего размера; файлы, как правило, имеют примерно одинаковый размер независимо от записываемой сцены. На самом деле вы можете изменить настройки сжатия JPEG, выбрав, хотите ли вы, чтобы он отдавал приоритет качеству изображения или размеру файла в камере. С другой стороны, фотография в формате RAW содержит всю информацию об изображении, полученном датчиком камеры, а также все метаданные (идентификация камеры и ее настройки, используемый объектив и многое другое). Из-за всех этих дополнительных данных размер файла намного больше, чем у JPEG, а поскольку данные находятся в «сыром» виде, для редактирования фотографии требуется специальное фотоориентированное программное обеспечение. Это означает, что больше времени будет потрачено на постобработку, поскольку вы должны редактировать свои файлы, но это также означает, что вы можете вносить множество различных правок без потери качества благодаря неразрушающему характеру файла.

Глоссарий

Если вы спросите фотографа: «Вы снимаете в формате RAW или JPEG?» будьте готовы к очень страстному ответу, так как разные форматы файлов приводят к очень поляризующему расколу между фотографами. Тот факт, что люди очень увлечены своим выбором, не означает, что есть только один правильный ответ, потому что, как и в большинстве других тем в фотографии, у каждого человека есть свои обстоятельства, влияющие на выбор. Следует ли вам снимать в формате RAW или JPEG (или в обоих случаях), зависит от нескольких факторов.

Давайте посмотрим, что такое файлы JPEG и RAW, прежде чем говорить о том, почему следует использовать каждый из них. JPEG — это стандартизированный формат, предназначенный для файлов меньшего размера, которые могут быть прочитаны всеми компьютерами, смартфонами, планшетами и другими устройствами без необходимости в специальном программном обеспечении. Это делает его очень простым для совместного использования, но также имеет некоторые недостатки:

Большая часть информации, закодированной в формате JPEG, является встроенной, а это означает, что любые изменения, внесенные в файл, будут разрушительными, и будет небольшая потеря качества.

Параметры качества изображения, отмеченные звездочкой, используют сжатие, предназначенное для обеспечения максимального качества; размер файлов зависит от сцены. Варианты без звездочки используют тип сжатия, предназначенный для создания файлов меньшего размера; файлы, как правило, имеют примерно одинаковый размер независимо от записываемой сцены. На самом деле вы можете изменить настройки сжатия JPEG, выбрав, хотите ли вы, чтобы он отдавал приоритет качеству изображения или размеру файла в камере.

Фотография в формате RAW, с другой стороны, содержит всю информацию об изображении, снятом датчиком камеры, а также все метаданные (идентификатор камеры и ее настройки, используемый объектив и многое другое). Из-за всех этих дополнительных данных размер файла намного больше, чем у JPEG, а поскольку данные находятся в «сыром» виде, для редактирования фотографии требуется специальное фотоориентированное программное обеспечение. Это означает, что больше времени будет потрачено на постобработку, так как вы должен редактировать ваши файлы, но это также означает, что вы можете вносить множество различных изменений без потери качества благодаря неразрушающему характеру файла.

Какое программное обеспечение можно использовать для редактирования файлов RAW? Вы можете либо использовать бесплатное программное обеспечение Nikon Capture NX-D, которое может видеть и сохранять все те же настройки, которые вы установили в камере (например, Active D-Lighting, Picture Control, Vignette Control), либо вы можете использовать стороннее программное обеспечение. , имея в виду, что стороннее программное обеспечение не может прочитать большую часть настроек камеры, что дает вам немного больше работы над вашими фотографиями, поскольку вы начинаете с нуля.

Файл JPEG меньше по размеру, и его можно передать прямо из камеры, в то время как файл RAW намного больше и должен быть отредактирован перед тем, как его можно будет передать. Это не кажется трудным выбором, с JPEG намного проще работать. Хотя это верно с точки зрения «простоты использования», более серьезные фотографы, которым нужна большая гибкость редактирования, обнаружат, что файл RAW стоит дополнительного времени редактирования.

Давайте рассмотрим немного математики, чтобы объяснить несколько способов, почему вы можете добиться более высокого общего качества с файлом RAW благодаря технической причине — разрядности. JPEG — это 8-битный файл, что означает, что каждый канал (красный, зеленый и синий) в пикселе может записывать до 256 уровней яркости. Умножая каждый канал вместе (256 x 256 x 256), вы получаете теоретическую максимальную глубину цвета 16 777 216. Это означает, что 8-битный файл может отображать до 16,78 миллионов цветовых оттенков на каждый пиксель.

На камерах Nikon более высокого класса вы можете выбрать, хотите ли вы, чтобы файл RAW был записан как 12- или 14-битный файл, что даст вам невероятные 1,07 миллиарда или 68,68 миллиарда возможных цветовых тонов соответственно.

Почему и когда снимать с максимальным 14-битным качеством — это тема для отдельной статьи, но важно вынести из этих цифр не то, что при съемке с большей битовой глубиной можно получить больше цветов, а градацию тонов. (шаги между цветами) намного тоньше.

Итак, как вся эта математика повлияет на ваше окончательное изображение? Вы когда-нибудь видели изображение голубого неба с видимыми полосами?

Это называется постеризацией, и есть вероятность, что исходное фото было 8-битным JPEG и сильно отредактировано, поэтому отсутствие тонового диапазона (да, я знаю, звучит странно, говоря, что 16 миллионов — это маленький тональный диапазон) вызвал полосатость. Если бы фотография была сделана в формате RAW, большая градация тонов означала бы гораздо более плавный переход цвета на небе.

Помимо записи большего количества цветовых тонов, одним из основных преимуществ большей глубины цвета является сохранение большего динамического диапазона, который может значительно повлиять на свободу действий при редактировании фотографий. Если вы всегда получаете идеальную экспозицию, чем большая широта, это может не принести вам большой пользы, но если вы хотите спасти плохо экспонированную фотографию или если вы часто играете со светлыми и теневыми областями своих фотографий, это может быть очень полезно. ценный.

Преимущества RAW по сравнению с JPEG

Для важных съемок я обычно снимаю в формате RAW на тот случай, если впоследствии мне потребуется внести серьезные коррективы в фотографию. Например, во время недавней поездки в Ботсвану я фотографировал птиц на фоне неба с подсветкой, когда нас напугал слон, вылезший из кустов менее чем в 15 футах от нашего грузовика. Недолго думая, я повернулся и начал снимать слона, в то время как экспозиция камеры все еще была настроена на переэкспонирование освещенного сзади объекта.

Исходное фото было ошибочно сильно переэкспонировано.

© Chris Ogonek

Исходное фото было ошибочно сильно переэкспонировано.

Как вы можете себе представить, когда я, наконец, просмотрел свои изображения через несколько минут, я понял, что я сделал, но было слишком поздно, чтобы вернуться и воссоздать тот момент. Если бы я снял это как JPEG, это самое большее, что я мог бы продвинуть файл из-за меньшего динамического диапазона при редактировании файла.

Если фотография была сделана в формате JPEG и ее попытались восстановить, это предел, в котором она может быть «исправлена».

© Chris Ogonek

Если фотография была сделана в формате JPEG и ее попытались восстановить, это предел, в котором ее можно было «исправить».

Обратите внимание, что цвет, контрастность и насыщенность на всей фотографии довольно низкие, и из-за этого фотографии не хватает изюминки, которую можно было бы ожидать и надеяться от этого удивительного предмета.

Когда вы смотрите на отредактированное изображение RAW, вы действительно начинаете понимать, насколько больше динамического диапазона доступно в файле RAW. Обратите внимание на удивительное голубое небо, количество деталей и контрастность морщин на коже слона.

Сохранение большего динамического диапазона позволило сильно манипулировать файлом RAW, и даже несмотря на то, что он был переэкспонирован во время съемки, его можно было «сохранить» при постобработке.

© Chris Ogonek

Сохранение большего динамического диапазона позволило сильно манипулировать файлом RAW, и даже несмотря на то, что он был переэкспонирован во время съемки, его можно было «сохранить» при постобработке.

75% обрезка приведенного выше исправленного файла RAW.

© Chris Ogonek

75-процентное кадрирование приведенного выше исправленного файла RAW.

До сих пор вы видели несколько примеров того, почему снимать в формате RAW лучше:

Но для обычного фотографа, который не хочет, чтобы его заставляли редактировать каждую сделанную фотографию, всегда ли лучше снимать в формате RAW? Не всегда, нет. Файлы RAW не только требуют больше времени для редактирования, но и занимают больше места на карте памяти, а также быстрее заполняют буфер вашей камеры. Таким образом, вам придется снимать непрерывные серии меньшими порциями, а также вам понадобятся карты памяти большего размера.

Если вам нужно сделать много снимков за небольшой промежуток времени, а условия освещения не так уж и сложны, съемка в формате JPEG — это беспроигрышный вариант, который сэкономит вам много времени и энергии. Одна ключевая вещь, о которой должны знать все, кто снимает в формате JPEG, — это знать, какой Picture Control вы выбрали на своей камере. Подробную информацию о Picture Controls можно найти в других статьях на нашем веб-сайте, но, по сути, это управление внешним видом вашей фотографии путем изменения контрастности, насыщенности и резкости в зависимости от снимаемой сцены и желаемого вида.

Третий вариант: RAW + JPEG

Существует третий вариант — RAW + JPEG — который пытается дать вам лучшее из обоих миров, позволяя снимать в формате RAW и JPEG одновременно. Если вы выбрали правильный Picture Control и правильно экспонировали фотографию, то JPEG должен быть всем, что вам нужно, но для тех случаев, когда требуется некоторое редактирование, у вас есть файл RAW.

Нет единого правильного ответа, когда речь заходит о том, снимать ли в формате RAW или JPEG, но это зависит от того, что вы снимаете, и от рабочего процесса, который вам удобен. Если вы когда-либо снимали только в формате JPEG, возможно, попробуйте пару дней снимать в формате RAW и посмотрите, каково это — редактировать свои фотографии и увидеть, насколько больше у вас контроля над процессом. И наоборот, если вы когда-либо снимали только RAW, вспомните и посмотрите, действительно ли вам нужно редактировать каждую фотографию. Если нет, возможно, попробуйте RAW + JPEG и посмотрите, насколько хорошо работает внутренний процессор EXPEED камеры, когда вы выбрали правильную комбинацию Picture Control и экспозиции. В любом случае, попробуйте мыслить нестандартно и попробовать что-то новое с вашей камерой.

Совместное использование через SnapBridge

Почти каждая камера Nikon теперь имеет встроенный модуль Wi-Fi и/или Bluetooth, что упрощает мгновенную передачу высококачественных фотографий с камеры Nikon на совместимое смарт-устройство. поделиться на Facebook, Instagram или других платформах социальных сетей.

Независимо от того, снимаете ли вы RAW (NEF) и конвертируете в JPEG в камере или снимаете файлы JPEG для начала, вы можете использовать SnapBridge для обмена этими изображениями с камеры на смарт-устройстве, а затем со всем миром.

111of0

Обновление встроенного ПО видеовыхода Nikon RAW

ProRes RAW

Z 6/Z 6II и Z 7/Z 7II Raw

® Обновление видеовыхода

Обновите камеру Z 6/Z 6II или Z 7/Z 7II для вывода ProRes Видеозапись Raw и Blackmagic Raw напрямую с датчика изображения на совместимое внешнее устройство захвата*. (Требуется отправить камеру в компанию Nikon.)

199,95 долл. США + доставка

Бесплатно для владельцев Z 6 Filmmaker Kit

Начало работы

Как это работает

Отправка

Тщательно упакуйте и отправьте фотокамеру Z 6/Z 6II или Z 7/Z 7II в отдел обслуживания Nikon любым удобным для вас перевозчиком.

Сервисное обслуживание

Компания Nikon модернизирует вашу камеру и выполнит бесплатную чистку и проверку в течение 48 часов с момента ее получения.

Съемка

После завершения обновления вы получите свою камеру обратно примерно через 3 рабочих дня.

Что такое ProRes Raw?

ProRes Raw сочетает гибкость необработанного видео с невероятной производительностью Apple 9.0097 ® Кодек ProRes, позволяющий редактировать и оценивать исходное видео с необработанными данными прямо с сенсора полнокадровой камеры без замедления редактирования. Он также обеспечивает максимальную гибкость для настройки внешнего вида вашего видео, увеличивая яркость и тени.

Смотреть видео

Что такое Blackmagic Raw?

Blackmagic Raw — это новый и очень современный кодек, который прост в использовании и имеет гораздо лучшее качество, чем популярные видеоформаты, но со всеми преимуществами записи Raw. Благодаря множеству новых технологий, таких как новый усовершенствованный алгоритм демозаики, Blackmagic Raw позволяет создавать изображения без визуальных потерь, которые идеально подходят для рабочих процессов с высоким разрешением, высокой частотой кадров и широким динамическим диапазоном.

Поддерживается новейшими внешними устройствами захвата

Z 6/Z 6II и Z 7/Z 7II должны быть подключены к совместимому внешнему устройству захвата для экспорта видеоряда в формате RAW.

Более глубокий черный, более яркий белый

Видеовыход Raw сохраняет от самого глубокого черного до самого яркого белого и всех промежуточных цветов с вашего датчика изображения Z 6/Z 6II или Z 7/Z 7II. В сочетании с этими датчиками — широкий динамический диапазон, необработанный видеовыход обеспечивает самый полный цветовой спектр, какой только можно вообразить — идеально подходит для HDR создание контента.

Более высокая скорость передачи и рендеринг

Вывод необработанного видео требует гораздо меньшего объема данных, чем несжатый 12-битный необработанный материал. Передавайте, визуализируйте и экспортируйте быстрее, а также умещайте больше видеоматериалов 4k UHD на совместимых жестких дисках с файлами меньшего размера, чем стандартные необработанные форматы.

Часто задаваемые вопросы

РазвернутьСвернутьДля каких камер серии Z доступно обновление Raw Video Output?

  • Z 6 Корпус
  • Z 6 24-70mm f/4 Kit
  • Z 6 Filmmakers Kit
  • Z 6II Body
  • Z 6II 24-70mm f/4 Kit
  • Z 7 Body
  • Z 7 f7 24-700 Kit
  • Z 7II Body
  • Z 7II 24-70mm f/4 Kit

РазвернутьСвернутьСколько камер я могу отправить?

Вы можете отправить все принадлежащие вам камеры серии Z, соответствующие требованиям. Обратите внимание, что Nikon взимает плату за каждую модернизированную камеру, как указано ниже.

РазвернутьСвернутьПодойдет ли мне необработанный видеовыход?

Raw Video предназначен для серьезных видеооператоров, которые хотят иметь расширенный контроль над окончательным выводом своих видеофайлов.

РазвернутьСвернутьДля чего нужен необработанный видеовыход?

Вывод необработанного видео позволяет импортировать, редактировать и оценивать исходное видео с необработанными данными прямо с датчика камеры. Эти необработанные файлы обеспечивают повышенную гибкость для настройки внешнего вида вашего видео, увеличивая яркость и детализацию теней — идеальное сочетание для рабочих процессов HDR.

РазвернутьСвернуть Оказывает ли обновление прошивки какое-либо негативное влияние на мою камеру (например, стираются настройки)?

Компания Nikon Inc. не может гарантировать, что исходные настройки вашей камеры будут сохранены после обновления вывода исходного видео. Мы рекомендуем использовать функцию сохранения/загрузки настроек камеры Z 6/Z 6II или Z 7/Z 7II, чтобы сохранить эти настройки на пустую карту памяти. Как только ваша камера будет возвращена вам, вы сможете повторно загрузить эти настройки, используя ту же функцию сохранения/загрузки настроек. Обратите внимание: Nikon не несет ответственности за любое повреждение, удаление, потерю или другой ущерб данных или изображений, сохраненных на карте памяти или в памяти фотокамеры.

РазвернутьСвернутьСколько стоит обновление Raw Video Output?

Если у вас есть Z 6 Filmmakers Kit, обновление Raw Video Output Upgrade будет выполнено бесплатно. Если у вас есть какой-либо продукт Z 7 или Z 6, кроме Z 6 Filmmakers Kit, плата за обновление вывода исходного видео составляет 199,95 долларов США (+ доставка) за камеру.

РазвернутьСвернуть Буду ли я без камеры во время этого процесса?

Да. Вам нужно будет отправить продукт в компанию Nikon за свой счет с помощью предпочитаемого вами перевозчика.

РазвернутьСвернутьПочему я должен отправлять свою камеру в компанию Nikon?

Только авторизованные технические специалисты компании Nikon могут выполнять это обновление.

РазвернутьСвернуть Должен ли я делать что-то конкретное с моей камерой перед ее отправкой?

Перед отправкой камеры рекомендуется обновить ее до последней версии. Кроме того, ознакомьтесь с приведенным выше описанием сохранения настроек.

РазвернутьСвернутьЯ не живу в США. Могу ли я участвовать?

Если вы находитесь не в США, посетите местный веб-сайт Nikon, чтобы получить информацию об этом обновлении. Только камеры, проданные Nikon Inc. и приобретенные вами у авторизованного дилера Nikon, имеют право на это обновление от Nikon Inc. Все продукты для жителей США должны быть отправлены на действительный почтовый адрес в США. Мы не можем принять ящики APO/FPO или PO для адреса доставки.

РазвернутьСвернутьВы отправите мне письмо по электронной почте, когда получите мою камеру?

Да. С вами свяжется наш сервисный отдел.

РазвернутьСвернутьСколько времени потребуется, чтобы вернуть мою камеру?

Как только Nikon получит ваш продукт, мы проверим его и зарегистрируем в нашей системе в течение 1–5 рабочих дней. Если за ваше обновление взимается плата, мы отправим вам по электронной почте ссылку на наш безопасный веб-сайт для подтверждения, чтобы ввести информацию о вашей кредитной карте для оплаты. После того, как вы одобрите платеж, наши технические специалисты выполнят обновление в течение 3 рабочих дней. После завершения обновления вы получите электронное письмо с номером отслеживания наземной доставки. В зависимости от того, где вы живете, доставка может занять до 5 рабочих дней.

Постоянно развивающиеся, отмеченные наградами модели Z 6/Z 6II и Z 7/Z 7II.

Универсальность.
Удивительно во всех отношениях.

Подробнее о Z 6

Больше мощности. Больше скорости.
Больше возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *