Основы и правила композиции в дизайне, примеры построения и принципы
Когда дизайнер размещает на экране или на листе бумаги текст с иллюстрацией, он начинает строить композицию. Один объект — это тоже композиция, в которой важна работа с расположением объекта, самим листом, его ориентацией и свободным пространством. В основе композиции лежит четыре понятия: баланс, композиционный центр, ритм и контраст. Рассказываем, что это такое и как дизайнеру грамотно использовать эти принципы.
Содержание
- Баланс
- Композиционный центр
- Ритм
- Контраст
Баланс
Слово «баланс» обычно ассоциируется с чашами весов, на которых лежат равные по весу предметы. Баланс в дизайне тоже можно рассматривать на примере реального физического веса. Один объект весом 100 кг можно уравновесить двумя объектами меньшего размера весом по 50 кг или четырьмя объектами по 25 кг. Конечно, взвесить двухмерные изображения на экране монитора у нас не получится, поэтому здесь мы скорее будем говорить о понятии оптического веса.
Оптически тяжелые объекты в композиции работают по принципу магнита и заставляют обращать на себя внимание.
Например, у нас стоит задача уравновесить левую и правую части экрана или листа. В одной части будет массивный объект с условным весом 100 кг, который мы уравновешиваем двумя объектами по 70 и 30 кг. Тогда получится визуально устойчивая, сбалансированная композиция:
Схема сбалансированной композицииКогда какая-то часть изображения перетягивает внимание зрителя, мы сталкиваемся с термином «несбалансированная композиция». Например, если это визуально тяжелый объект, который довольно безуспешно пытаются уравновесить два меньших объекта весом 70 и 10 кг. Их оптической массы для этого будет недостаточно и композиция «завалится» в левую сторону:
Схема несбалансированной композицииНа оптический вес влияют определенные характеристики объекта:
- Размер. Если взять для сравнения два квадрата черного цвета, то чем больше квадрат, тем он тяжелее, и на него мы обратим внимание в первую очередь:
- Тон.
Чем светлее объект, тем легче он оптически. Из двух квадратов одинакового размера больше внимания будет привлекать тот, тон которого темнее:
- Цвет. Более активный по цвету объект будет притягивать к себе больше внимания. Например, розовый квадрат на фоне темно-серого смотрится активнее:
- Расположение. Наше подсознание не может игнорировать законы реального мира, поэтому объекты внизу композиции мы подсознательно воспринимаем, как более тяжелые, а объекты наверху — как легкие и наполненные воздухом:
- Форма. Более сложные формы с большим количеством деталей, которые привлекают внимание, будут оптически тяжелее:
Баланс в композиции использовали художники. Принципы баланса ярко выражены в течениях начала ХХ века — авангарда и абстракционизма. Тогда художники отказывались от реалистичного изображения и переосмысляли формы и законы искусства. Например, те же квадраты мы видим в работе Пита Мондриана «Композиция с красным, синим и желтым»:
Пит Мондриан.
«Композиция с красным, синим и желтым»На первый взгляд кажется, что верхняя часть картины должна визуально перевешивать и мы имеем дело с несбалансированной композицией. Но ощущение гармонии создается из-за расположения объектов на холсте. Массивный квадрат находится сверху, что придает ему легкости, а более мелкие, но тоже активные по цвету синий и желтый объекты как бы придавлены гравитацией вниз.
Концепция приложения для музея изобразительных искусств. ИсточникВерстка сайта с отсылкой к работам Мондриана. ИсточникКомпозиционный центр
Композиционный центр не обязательно находится в центре листа или экрана. Это точка притяжения внимания в дизайне, на которую дизайнер хочет обратить внимание пользователя. Например, на схематичном первом экране лендинга четко выделяется розовый элемент — кнопка. Она будет основным элементом и композиционным центром, так как весь экран создан для того, чтобы пользователь кликнул на нее:
Если говорить о простом геометрическом центре этой схемы, то там будет находиться подзаголовок.
Но кнопка выделяется за счет цвета и смещает композиционный центр вниз. Мышление пользователя так устроено, что интуитивно он обращает внимание на определенные области экрана, в которых и стоит размещать важные элементы. В этом дизайнеру помогает правило третей.
Правило третей — это один из старейших принципов композиции, которым пользовались художники и Средневековья, и Античности. Чтобы понять, как работает правило, нужно визуально разделить рабочую область на три равных части по вертикали и три равных части по горизонтали и получить сетку.
Паоло Веронезе. «Снятие с креста»На пересечении линий будет 4 точки, на которые зритель обращает внимание в первую очередь. Расположив элемент в этих областях, дизайнер привлекает к нему дополнительное внимание. В примере ниже на одной точке пересечения находится кнопка, на другой – заголовок, а на оставшихся двух точках расположена иллюстрация:
Но так не всегда должно быть, особенно если это противоречит дизайн-концепции или здравому смыслу.
В другом примере видно, что кнопка смещена влево, так как все объекты выровнены по левой стороне. Поставить ее на точку пересечения было бы странно, так как тогда она окажется где-то посередине текста.
Ритм
Ритм — это расположение элементов в дизайне с учетом расстояния между ними, а также повторения элементов. Даже если располагаете один объект на пустом листе, вы уже заявляете определенный ритм.
Чтобы уловить ритм в верстке страницы сайта, можно упростить ее до схематичного изображения. Так мы увидим, что на странице есть два типа объектов: последовательность изображений разного размера и крупная типографика в заголовках. Вместе они создают ритмическую последовательность повторяющихся элементов при скроллинге.
Концепция сайта, в которой ритм задают типографика и векторные элементы. ИсточникРитм создает правила подачи контента. Когда мы заходим на сайт, то сразу понимаем, по каким принципам подается контент.
Двигаясь по сайту, мы видим повторение этих принципов и понимаем, как нам читать текст, на что обращать внимание. Это некие правила движения по сайту.
Если дизайнер хочет на что-то обратить внимание, достаточно нарушить заданные ритмические правила. Например, один из сильнейших атрибутов объекта — это цвет. Если в основном ритме страницы заданы приглушенные, серые и пастельные цвета, то яркий цветовой акцент разобьет этот ритм и обратит на себя внимание.
Контраст
Контраст — это использование противоположностей. Он воспринимается зрителем в первую очередь потому, что помогает не напрягаясь считывать контент. Есть несколько видов контраста:
- Контраст по цвету, использование противоположных цветов из цветового круга:
- Контраст по тону, то есть контраст светлого и темного. Классический контраст — это черное и белое:
- Контраст по форме, что-то легкое и утонченное с монументальным и тяжелым:
В одном макете может сочетаться несколько видов контраста, но все же хорошим решением обычно считается то, которое можно описать в нескольких словах, например, четкая геометрия квадратов и изящные шрифты.
Однако не стоит зацикливаться на конкретных правилах. Дизайн — это дисциплина, в которой есть правила, но также существует интерпретация правил и их нарушение. Например, не обязательно в каждой работе использовать правило третей и строить дизайн исходя из него. Набор принципов композиции должен помогать в создании убедительного визуального опыта. Если вы хотите по-другому скомпоновать объекты и считаете решение удачным, то некоторыми правилами можно пренебречь.
Основные принципы построения композиции | Полиграф-Сити
Статьи по полиграфии, дизайну и продажам
- Дизайн и реклама
- Полиграфия
- Законы
- Маркетинг, менеджмент
1. Существуют два типа композиции — замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.
Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой и открытой композиций.
— диагональные линии;
— свободное пространство перед движущимся объектом;
— момент кульминации движения.
3. Условия для выражения покоя (статики):
— нет — диагоналей;
— нет свободного пространства;
— статичные позы;
— симметрия, уравновешенность;
— вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
4. Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
5. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.
6. Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.
7. Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.
8. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции.
9. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем — не менее важные детали.
10. В соответствии с правилом золотого сечения, наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.

11. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
12. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Эксперимент — залог успеха в творчестве. Создав композицию, не останавливайтесь на достигнутом, попробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции. Убедитесь, что:
• ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
• части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого;
• ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.
Некоторые композиционные приемы
Совсем необязательно строить многоэлементную композицию — можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.
Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью предметов или комбинаций предметов, способных эти ассоциации вызвать. Например, изображение корабля, самолета связано в сознании с путешествиями, чаша со змеей ассоциируется с медициной, гусиное перо с поэзией и т.д.
Художник различным образом может использовать сочетания форм. В композиции нет упорядоченности, но вот введено черное пятно — и появляется устойчивость, в изображении прослеживается диагональ, которая в данном случае является стержнем композиции (активная диагональ золотого прямоугольника).
Правильное построение композиции усиливает впечатление динамики: сравните предлагаемые примеры. Когда перед автомобилем или фигурой бегущего человека оставлено свободное место (пространство), компоновка смотрится лучше.
Ощущение динамики может вызвать и форма объекта.
Выразительные образы реальных объектов можно создавать композицией абстрактных геометрических форм.
Выразительность образа усиливается за счет преднамеренного искажения, трансформации формы.
Интересный результат получается при совмещении в композиции объектов, характерных для разного времени.
Композиционное сочетание реальных объектов и непредметных форм приводит к неожиданно привлекательным результатам.
Не бойтесь неожиданных контрастов. Они придают композиции особую выразительность.
В монохромной композиции смелее экспериментируйте с тоном. Кроме черного и белого цветов можно широко использовать промежуточный, серый, тем более что он до бесконечности разнообразен.
Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощью которых хорошо передается гармоничный контраст. В рекламном искусстве применяется также метод сознательного отказа от гармоничных сочетаний, что обусловлено назначением рекламы: привлекать зрителя. Например, сочетают три цвета: желтый, черный, красный, которые гармоничными (по правилам колориметрических кругов) назвать нельзя.
Цветовой и пластической гармонии вещественной среды нельзя достичь, не учитывая физических свойств поверхности: фактуры (внешние свойства: гладкая, шероховатая, зеркальная поверхность) и текстуры (внутренняя структура: дерево, металл, стекло, ткань). Теория художественного конструирования знакомит с приемами имитации природных материалов с характерным декоративным рисунком фактуры. Компьютер избавит вас от этой рутинной работы. Библиотеки графических изображений фактур позволяют выбрать нужную, изменить в случае необходимости цвет, масштаб и четкость рисунка в зависимости от требований создаваемой композиции.
Часто в качестве декоративного элемента используется орнамент — особый вид композиции, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнаментальное украшение — самое простое художественное построение, которое тоже подчиняется законам композиции.
Подведем итог.
Композиция произведения — показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам и примерам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе. «Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии» (К.Ю. Юон).
5 правил композиции и компоновки дизайна
Логотипы, веб-сайты и многое другое…
Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…
Получить дизайн
Всем известно, что для того, чтобы стать лучше в любом виде искусства, вы должны сначала понять конкретные инструменты и процедуры, которые его формируют. Дизайн ничем не отличается от игры на музыкальном инструменте или даже от шеф-повара, готовящего еду. Если элементы графического дизайна (линия, цвет, текстура, форма) — это ингредиенты, выложенные перед ней, а принципы дизайна (движение, ритм, пропорции и т. д.) — это рецепт, который она использует для приготовления еды, тогда подумайте.
дизайнерского макета и композиции в качестве окончательной обшивки.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о множестве способов структурирования дизайнерских композиций, чтобы добиться потрясающего эффекта идеального семиярусного торта.
5 правил композиции и компоновки дизайна
—
- Сетка
- Акцент и шкала
- Весы
- Правило третей
- Правило вероятности
1. Сетка
—
Сетки задают порядок графическому дизайну. Они ускоряют процесс проектирования, помогая дизайнерам решать, где следует размещать контент, а не там, где его можно было бы разместить.— @troytempleman
Большинство дизайнеров видят невидимую сетку, проходящую через все их проекты. В современном веб-дизайне стали популярны чистые линии сетки, и их почти невозможно избежать. Для этого есть несколько простых причин: сетки делают ваши проекты чище, эффективнее и легче адаптируются.
Дизайн веб-сайта Be My Travel Muse от DSKYСетки обеспечивают организацию не только дизайна, но и процесса создания дизайна. Допустим, вы хотите создать плакат для серии лекций. Создайте сильную сетку, и если даты, время, изображения и цвета изменятся, ваши базовые дизайны будут казаться связанными. Мгновенная согласованность и меньше времени на обновление и настройку. Базовые сетки также дают вам отличную дорожную карту при работе в команде. Каждому дизайнеру знакомо чувство облегчения, которое приходит, когда он открывает чужой дизайн и видит четкую сетку, которой нужно следовать!
2. Выделение и масштаб
— В этом объявлении используются цвет и масштаб, чтобы подчеркнуть торт, который является центральным элементом дизайна.
Автор: adwindesign.comКак правило, глазу нужно место для отдыха или что-то интересное, чтобы его удерживать, иначе люди посмотрят на ваш дизайн и быстро уйдут. Скажем, вы фотографируете свою маму на семейном празднике. Ваша цель — привлечь внимание к моменту и радости встречи, сделав вашу маму предметом и фокусом вашей композиции.
Чтобы передать зрителю сообщение о том, что ваша мама находится в центре внимания, вы должны использовать масштаб и акцент. Вы можете разместить ее на видном месте на фотографии и убедиться, что она является самым большим объектом на фотографии. Вы можете подчеркнуть ее, размыв фон, чтобы она выделялась, или сфокусировав внимание на ее ярком платье.
Выяснение фокуса дизайна даст вашему глазу руководство, необходимое для структурирования композиции, а также для органичного построения иерархии. В приведенном выше дизайне фокусом является нелепый торт — наши глаза сразу обращаются к нему, а затем считывают остальное для контекста.
3.
Баланс — Этот веб-дизайн идеально уравновешивает элементы разного размера, поддерживая их с одинаковым пустым пространством. By TeeBox ™. Что происходит, когда у вас нет свободного места. Манипуляция мегиреидом.
Разве все в жизни не поиск баланса? Дизайн ничем не отличается. Дизайнеры должны постоянно жонглировать различными элементами, чтобы найти гармонию в своем дизайне. Представьте невидимый набор весов в каждом дизайне и убедитесь, что вы не наклоняете весы, замыкая элементы на одной стороне сетки. Приведенный выше дизайн веб-сайта делает это четко, объединяя элементы крупного шрифта («Что мы делаем» «Наши работы») с меньшими абзацами одинакового размера более длинного пояснительного текста.
Имейте в виду, что с точки зрения композиции пустое пространство (или негативное пространство) также является элементом. Белое пространство дает нашим глазам возможность следовать по дизайну. Дайте каждому элементу на странице немного пространства для дыхания, и баланс между положительным и отрицательным пространством возникнет органично.
Вы можете видеть, как перемещение элементов веб-дизайна выше друг к другу (таким образом сокращая негативное пространство и нарушая баланс части) делает дизайн клаустрофобным и, в конечном счете, неудачным.
4. Правило третей
— Хорошо сбалансированный макет футболки с использованием правила третей. Через БАТИ.
Правило третей неизбежно в дизайне. Это фундаментальное правило настолько простое и эффективное, что часто кажется мошенничеством: разделите свой дизайн на три строки и три столбца. Точки, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, образуют естественные ориентиры для размещения объекта и вспомогательных элементов. Пытаетесь найти баланс в своих проектах? Правило третей станет вашим лучшим другом.
Идеально сбалансированный пейзажный снимок. Через Андреаса Вониша. Наиболее наглядные примеры смотрите на фотографиях. В приведенном выше примере фокусные точки (дерево и горизонт) идеально выровнены с сеткой, созданной по правилу третей. Если бы дерево было мертвой точкой по горизонтали, а горы были точно по центру по вертикали, композиция была бы не такой приятной.
5. Правило шансов
— Дизайн логотипа, в котором используется правило шансов, чтобы привлечь внимание к фокусу. Через Фрешиннет.
Правило шансов гласит, что приятные композиции часто имеют нечетное количество элементов, размещенных на переднем плане, чаще всего три. Два объекта снаружи уравновешивают фокус в центре, создавая простой естественный баланс. (Если вы свадебный фотограф, это, вероятно, самое сложное правило для подражания.) Это часто верно в дизайне логотипов, где отметка по центру может быть смещена по обе стороны от названия компании, как в логотипе Needle Records.
Сила продуманного дизайна
Это всего лишь обзор различных способов, которыми дизайнер может сформировать композицию, чтобы оказать наибольшее влияние на зрителей. Как всегда, помните, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Но как только вы начнете понимать и применять эти правила и структуры в своей работе, это неизмеримо улучшит и укрепит ваши проекты.
Хотите начать карьеру графического дизайнера?
Узнайте, как фриланс на 99designs может помочь вам найти больше работы.

Узнать больше
Что такое композиция и почему она необходима в кинопроизводстве?
Композиция — это искусство размещения объектов в кадре. На самом деле есть формы и выравнивания, которые люди находят приятными. Но композиция фильма также должна рассказывать историю. Расположение ваших объектов и актеров в кадре может дополнить ваше повествование. Вы делаете это, подчеркивая одни объекты и уменьшая акцент на других. Композиция — неотъемлемая часть кинематографа. Подробнее об основах кинематографа читайте здесь.
«Кадрирование и монтаж определяют путь взгляда зрителя. Может быть, не будет преувеличением сказать, что на самом деле режиссер направляет внимание своей аудитории».
Александр Маккендрик «О кинопроизводстве»
В идеале каждый кадр вашего фильма должен быть повешен на стену в художественной галерее. Это трудная задача. Мало кому это удается без большого количества времени, больших бюджетов, хороших редакторов и терпеливых инвесторов.
Ваш бюджет и сроки могут помешать вам сделать это, но есть вещи, которые вы можете сделать с самого начала, чтобы убедиться, что ваш фильм выглядит настолько хорошо, насколько это возможно.
Реклама
Правило третей
Если ты уйдешь отсюда с чем-то одним, то это должно быть правило третей. Это основное правило композиции. Разделите экран на трети четырьмя линиями — как в игре в крестики-нолики — интересующие вас объекты должны попадать на пересечение двух из этих линий. Некоторые кинематографисты относятся к этому более жестко, чем другие, но вполне возможно найти фильм, каждый кадр которого не отклоняется от этого.
Ранее мы упоминали, что люди вертикальны, а киноэкраны горизонтальны — это значит, что для попадания человека в кадр нужно либо сделать его очень маленьким, либо обрезать. И то, и другое вполне приемлемо. Давайте посмотрим на «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. На этом крупном плане Харрисона Форда Скотт и оператор Джордан Кроненвет решили отрубить ему плечи и макушку, чтобы поместить его глаза на пересечение верхней горизонтальной линии и правой вертикальной линии нашего воображаемого крестика-так.
-носочная доска.
В отличие от реального мира, в кино- и фотокомпозиции вы можете безнаказанно отрубить кому-то макушку. Это не относится к подбородкам людей. Подбородки должны оставаться в кадре, если только вы не обрежете равную часть верхней части головы.
Изображение из фильма «Бегущий по лезвию» [Изображение предоставлено Джорданом Кроненветом, оператор-постановщик]Глаза важнее всего
Мы смотрим людям в глаза и инстинктивно смотрим на то, на что смотрят другие люди. У нас есть убеждение, что человек внутри тела доступен через глаза. Это универсально. На ваших снимках, если глаза в фокусе, вам может сойти с рук множество других вещей, которые не будут в фокусе.
На этом кадре из фильма «В поисках утраченного ковчега» Харрисон Форд возвращается полностью в силуэте, за исключением правого глаза. Он выглядит настороженно, что, наряду с его отличительной шляпой, придает кадру индивидуальность. Также обратите внимание на белые области не в фокусе слева и справа.
Они служат для балансировки рамы.
Баланс и симметрия
Представьте, что ваш кадр — это теневой ящик, в который вы кладете предметы, и этот ящик находится на точке опоры. центр. Балансировка левой и правой сторон обычно дает ощущение гармонии, а несбалансированная рама — напряжения. Идя вразрез с правилом третей, иногда полностью симметричное кадрирование с интересующим объектом в центре может быть чрезвычайно эффективным.
Некоторые режиссеры рабы симметрии в своей композиции, и при правильном использовании она может быть чрезвычайно мощной. Одним из самых захватывающих пользователей симметрии был Стэнли Кубрик. Он отложил правило третей на задний план и заменил его навязчивой приверженностью центральному обрамлению и симметрии, дав нам невероятно мощные образы, изображающие порядок. Возможно, неудивительно, что Кубрик хорошо разбирался в фотографии.
Однако баланс не обязательно должен быть симметричным. Объекты на одной стороне экрана могут быть сбалансированы с объектами на другой стороне экрана, которые не являются их зеркальным отображением.
В этом кадре из «Криминального чтива» Брюс Уиллис находится в левой части экрана, но кадр уравновешен номерными знаками. Вы заметите одно и то же на обоих кадрах из «Бегущего по лезвию».
Криминальное чтиво, оператор-постановщик Анджей СекулаНаправляющие линии
Направляющие линии обычно представляют собой воображаемые линии, идущие от одного объекта к другому, чтобы перевести наше внимание с основного объекта внимания на второстепенный. Возвращаясь к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта, мы имеем прекрасный пример направляющих линий, и на этот раз это на самом деле линии. Перила привлекают наше внимание к людям в левой части экрана.
Чем светлее объект, тем легче он оптически. Из двух квадратов одинакового размера больше внимания будет привлекать тот, тон которого темнее: