Разное

Пещерный город крым: Пещерные города Крыма

Содержание

14 пещерных городов Крыма — обзор 2022, фото, описание, цены и отзывы

В Крыму пещерные города есть самые разные — как полноценные городища, где в прошлом жили люди, так и пещеры-крепости, действующие монастырские комплексы и храмы, уникальные для России и Европы объекты. Ниже — описания всех крымских пещерных городов с фото, описаниями и адресами.

Пещерный город Мангуп-Кале

  • Координаты на карте: 44.592830, 33.800848.

Наверное, это самый известный из крымских пещерных городов. В отличие от многих других подобных поселений, это было именно городище с постоянным населением, а не крепость, где укрывались при приближении врагов, и не монастырь. В XIV-XV веках Мангуп выступал столицей княжества Феодоро – сильного средневекового крымского государства.

Время заселения мангупских пещер – дискуссионный вопрос, но крепостью они стали к концу эпохи Великого переселения народов. За свою долгую историю город сменил много хозяев – им владели аланы, готы, византийцы, хазары и феодориты.

Причиной гибели Мангупа стало турецкое нашествие 1475 года – завоеватели осаждали гору-крепость 7 месяцев, но в конце концов овладели ею. После этого люди в пещерах и наземных строениях еще жили, но свое значение полис утратил и в XVIII веке обезлюдел полностью.

Сегодня пещерный комплекс Мангуп-Кале – охраняемая территория. Но посетить ее можно беспрепятственно – сюда постоянно водят экскурсии, да и самостоятельное посещение не запрещено.

Комплекс включает не только пещеры (их форма и размеры искусственно изменены, проложены туннели для перехода из помещения в помещение, устроены лестницы), но и наземные строения на плато. Они представляют собой остатки фортификационных сооружений (стен, башни) и хозяйственные конструкции.

Так как Мангуп являлся столицей Феодоро, он был приспособлен для осуществления отсюда руководящих функций. На территории обнаружены остатки княжеской резиденции, храма Константина и Елены и меньших церквей и часовен, хозяйственные помещения, пригодные для хранения больших запасов.

В одном из залов имеется колонна, гудящая при ударе, как барабан – хороший способ быстрой передачи информации. Пещерные сооружения сохранились лучше наземных, но и там, и там интересного много.


Не пропустите: Достопримечательности Бахчисарая


Пещерный город Чуфут-Кале

  • Координаты GPS: 44.741121, 33.923593.

Так получилось, что пещерные города в Крыму наиболее многочисленны в окрестностях Бахчисарая. Чуфут-Кале находится фактически в черте этого города и в свое время крепость эта была предметом пристального интереса татарских ханов.

Основателями Чуфут-Кале считают аланов, а время его возникновения относят к периоду Великого переселения народов. Город сыграл немалую роль в противодействии византийской экспансии, но вскоре исчез из документов, утратив не то значение, не то связь с другими поселениями.

В XII веке его населяли кипчаки — он даже был столицей их княжества. Но разгром со стороны эмира Ногая (был такой золотоордынский деятель) привел к очередному упадку. В XIV веке пещеры заселили караимы – и прожили в них до XIX века.

Чуфут-Кале — настоящий город, в нем жили постоянно, занимались хозяйством, решали административные проблемы. Кроме пещер (а их насчитывается более полутора сотен), в его структуре были и наземные строения.

Но они не сохранились — все построенное на плато Чуфут-Кале и окрестностях много моложе города, от более старых сооружений остались руины и фундаменты (и хорошо, если хоть остались). Однако мавзолей Джанике-Ханым, правившей городов в первой половине XV века — весьма интересное здание.

По конструкции город напоминает большой современный многоэтажный дом. Природные полости выровнены, им придана более-менее четкая форма, они соединены переходами и галереями.

Во многих комнатах есть окна – отверстия, выходящие на отвесный скальный обрыв; им придана четкая, иногда довольно замысловатая, форма. Среди помещений можно различить склады, жилые комнаты, караимские кенассы (святилища). В комплекс водят экскурсии, возможно и самостоятельное посещение, но немного заплатить все равно придется.


В тему: Экскурсии в Бахчисарае


Пещерный город Эски-Кермен

  • Координаты: 44.610985, 33.739417.

Хотя это довольно крупное поселение, в письменных источниках оно не упоминается, и об истории Эски-Кермен известно довольно мало (лишь то, что смогли обнаружить археологи).

Ориентировочно городище было создано византийцами в VI веке и разрушено татарами в XIV веке в результате штурма и захвата. Название «Эски-Кермен» – татарское, оно значит «старая крепость», а как называли свой город его жители неизвестно.

По мнению ученых горожане, занимавшиеся земледелием, виноделием и торговлей, жили в наземных жилищах, а пещеры (весьма обширные) использовали в качестве подвалов, складов, мастерских и убежищ при нападении врагов. Город имел и рукотворные укрепления – стены, дозорную башню, несколько ворот. Но они были срыты еще в VIII веке – вероятно, после какой-то военной неудачи.

Сейчас в Эски-Кермен можно увидеть высеченные в скалах лестницы, осадный колодец (вода в нем все еще есть), церкви Трех всадников и Успения Марии, особые ямы с вентиляцией для длительного хранения зерна и многое другое.

Посещать комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно, но на его территории нельзя останавливаться на ночевки, разводить костры и как-то вредить древним сооружениям.


В тему: Список красивых мест Крыма — ТОП-24


Пещерный город Кыз-Кермен

  • Координаты: 44.704880, 33.918104.

Об истории этого поселения – крупного и прекрасно укрепленного как природой, так и рукотворными стенами и башнями – также известно мало. По мнению археологов, появилось оно еще в античные времена, примерно в IV-III веках до н.э. и было разрушено хазарами в IX веке.

Люди проживали в Кыз-Кермен до XIII века, но военное значение город после хазарского нападения утратил. «Кыз-Кермен» – позднейшее татарское название, исходное же имя поселения неизвестно.

Сегодня в пещерном городе можно осмотреть как подземные сооружения, так и остатки наземных строений – стен, башен, городских ворот, жилых строений. Пещеры расположены в два яруса, помещениям и входам в них искусственно придана правильная форма.

Планировка довольно хаотичная, чем-то напоминает муравейник, так что надо быть внимательным, чтобы не потерять ориентацию. Жители Кыз-Кермен обустроили под землей жилые помещения, храмы, склады, залы для общих собраний и даже цистерны для хранения воды и приготовления вина. Сохранность некоторых подземных строений близка к идеальной.

Для посещения Кыз-Кермен потребуется удобная обувь – хотя местами тут можно перемещаться по древним каменным лестницам, все же они сохранились не везде, и есть участки, где подъем в гору затруднен.

Пещерная крепость Каламита

  • Координаты: 44.602935, 33.609073.

Каламита – не пещерный город в общем понимании. Основной частью этого комплекса является наземная крепость. Ее строительство в существующем варианте относится к периоду средневековья – феодоритский князь Алексий счел наличие такого укрепления полезным для защиты морской торговли Феодоро от генуэзцев.

Вероятно, именно этот князь и дал бастиону название «Каламита», то есть «хорошая пристань». Однако фортификационные сооружения на удобной площадке существовали и ранее – их строили в античное время для защиты от аваров.

Хотя Каламита задумывалась как наземная фортификация, название районе Инкерман, где она стоит, переводится как «пещерная крепость» (с турецкого). Действительно, в окрестностях форта существовало много городищ в пещерах – в основном их с первых веков нашей эры занимали христианские церкви и монастыри.

Сейчас при посещении Каламиты можно осмотреть некоторые из них – Дмитровскую и Пантелеймоновскую церкви, Климентовский монастырь (ныне действующий). Монастырские подземелья давали дополнительные возможности гарнизону, занимавшему наземную крепость Каламиту. В самой крепости сохранились несколько башен и остатки стен.

Сюйреньская крепость

  • Координаты: 44.632329, 33.835560.

Как и Каламита, Сюйрень – не пещерный город в полном смысле. Основная часть комплекса – наземная; до наших дней сохранились два больших отрезка стен из бутового камня, башня с часовней во втором ярусе, остатки жилых строений.

Об истории крепости известно немногое; археологи полагают, что это был замок местного феодала в средние века. Сюйренская крепость несколько раз снималась в кино. Однако в массиве мыса Куле-Бурун, на котором стоит крепость, имеется несколько природных пещер – в них обнаружены следы присутствия первобытных людей.

Имеются в камне также несколько искусственно обработанных полостей – они использовались для отжимания виноградного сока и приготовления вина (вероятно, владелец замка ценил благородный алкоголь). Также в обрыве мыса был проложен потайной ход для эвакуации населения крепости в случае ее захвата врагом (найдет в 1980 году).

Посетить комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно. Платить придется в обоих случаях, но цены для неорганизованных визитеров почти символические.

Пещерный город Тепе-Кермен

  • Координаты: 44.715298, 33.930715.

Тепе-Кермен – классическое крымское пещерное поселение. Его создание специалисты относят к VII веку, а упадок связан с захватом татарами в XIII веке.

Еще некоторое время в городе жили люди, но в XIV веке он был заброшен окончательно.

Однако в период расцвета (X-XI века) город был одним из самых густонаселенных в регионе; он давал пристанище также жителям сельских поселений округи в случае нападений врагов.

Тепе-Кермен – крупный комплекс площадью более 1,2 га. Его пещерная часть насчитывает более 250 помещений, расположенных в три яруса. Среди них есть несколько церквей, жилые помещения, склады и мастерские. Частично сохранился также и некрополь с надгробиями и склепами. На стенах пещер можно найти надписи на греческом языке и иврите.

На поверхности частично сохранились оборонительные стены и ворота, а также 2 подъездные дороги. На плато Тепе-Кермен можно увидеть также руины трех церквей, но сохранились они плохо.

Хотя город долгое время подчинялся Хазарскому каганату, большинство его населения всегда составляли христиане. Также на плато можно увидеть канавки и углубления – они предназначались для сбора дождевой воды, так как в крепости не было осадного колодца.

Пещерный город Бакла

  • Координаты: 44.806658, 33.996775.

Бакла – самый северный из крымских пещерных городов. Этим определяется его важная особенность: это было именно поселение, для жизни, а не важный оборонный объект.

По мнению археологов, население тут занималось зерновым земледелием. Также Бакла служила своеобразным средневековым «торговым хабом». Город существовал в IV-XIII веках, хотя пещеры его заселялись еще со времен палеолита.

Сейчас на территории комплекса можно видеть многочисленные гроты. входы в которые по форме напоминают бобы. Сохранились также канавки для сбора дождевой воды и вырубленные в камне емкости для хранения зерна.

На поверхности уцелели части небольших сторожевых башен – все же без сооружений военного назначения ни один средневековый город не обходился. Неплохо сохранился также городской некрополь.

Водоснабжением поселения «ведал» небольшой родник. По следам на камне туристы могут убедиться, что ранее он был значительно полноводнее, чем сейчас.

Инкерманский пещерный монастырь

  • Координаты: 44.604231, 33.607798.

В античное время в Инкермане добывали строительный камень для нужд Херсонеса, из-за чего образовалось много искусственных пещер-катакомб. Их в V веке приспособили для своих нужд первые христианские монахи.

Монастыри в Инкермане в разное время существовали в разном числе; в результате многочисленных войн они приходили в упадок и снова возрождались. Тесная связь существовала у них с наземной крепостью Каламита.

Сейчас в пещерах инкерманских каменоломен действуют несколько церквей и Свято-Климентовский мужской монастырь (названный так по имени одно из первых римских пап, якобы сосланных сюда). Кроме того, в катакомбах частично сохранились другие культовые и жилые монастырские помещения, но из-за аварийного состояния посещать их не рекомендуется.

Доступ в монастырь (с ограничениями) возможен; доступны для сторонних посетителей и церкви. Многие строения в Инкермане интересны тем, что являются частично катакомбными, частично наземными – например, у Пантелеймоновской церкви в камне высечена алтарная часть.

Успенский пещерный монастырь

  • Координаты: 44.744865, 33.910649.

Монастырь находится недалеко от поселения Чуфут-Кале, но никак не связан с городом. Время его возникновения точно не установлено, но доминирует версия, что произошло это в конце VIII века, и основателями выступили беженцы из Византии, преследуемые тогда почитатели икон.

Об истории монастыря также известно не слишком много. В средние века он получал материальную поддержку от русских князей. А после османского завоевания Крыма не был разорен или закрыт и стал митрополичьей резиденцией. При советской власти монастырь не действовал, а во время Великой Отечественной войны в нем располагался госпиталь.

Сейчас монастырь опять является действующим – это важно знать при планировании посещения. Монастырские помещения частично наземные, расположены на скальных террасах, а частично пещерные. Так, в камне высечены кельи для монахов и разного рода склады. На одной из стен изображены самые знаменитые христианские храмы мира.

Монастырский комплекс пока восстановлен не полностью. В его составе были еще полностью пещерные церкви, которые сейчас реставрируются.

Пещерный монастырь Шулдан

  • Координаты: 44.591323, 33.771703.

Название монастыря переводится как «отдающий эхо» – из-за акустических особенностей местности. Вероятно, именно по этой причине гору с многочисленными гротами выбрали для поселения почитатели икон, бежавшие в веке из Константинополя от преследований. Считается, что монастырь был основан именно таким способом.

Поскольку предположительно основатели Шулдана были афонскими монахами. Опыт обустройства пещер у них был, и вскоре монастырь стал крупной, довольно богатой обителью. Занимались монахи традиционным для Крыма «бизнесом» – растили виноград и изготавливали вино. В период турецкого завоевания монастырь продолжал действовать, хоть и использовался турками в качестве крепости.

Монастырь действует и сейчас, являясь одновременно реабилитационным центром для людей «попавших в сложные жизненные обстоятельства». Он состоит из 20 пещерок-келий и храма, обустроенного в гроте. Современные монахи используют те же пещеры, что и их древние предшественники, но старая обстановка не сохранилась из-за обвалов и случаев вандализма.

Издалека видна башня-часовня с позолоченным куполом, но это – современное строение. Почитаемой местной достопримечательностью являются мощи, принадлежащие якобы основателям монастыря. Вообще наибольший интерес Шулдан вызывает у верующих, отзывы о визитах сюда оставляют именно они. Но комплекс одновременно является и охраняемым историческим заповедником.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

  • Координаты: 44.630907, 33.831110.

Это полностью пещерный монастырь. Его именуют также Федоровским или Ай-Тодором, так как он посвящен Федору Стратилату. Основание его относят к IX веку, а первыми насельниками числятся беженцы из Византии – дело для Крыма типичное.

Расцвет монастыря пришелся на XIV-XV века, когда ему покровительствовали правители княжества Феодоро. В ходе турецкого завоевания Крыма монастырь был разорен, монахи погибли или разбежались. Восстановление монастыря началось уже в наши дни – в 2001 году.

Центр монастыря – храм Федора Стратилата, обустроенный в большом естественном гроте. Творение природы монахи дополнили, оформив алтарную часть, вырубив ниши в стенах и даже изготовив каменные скамейки – ими и сейчас можно пользоваться. Понятно, что убранство храма – новое.

Также в комплекс входят 22 кельи, высеченные прямо в скале – современные монахи тоже в них живут. Комплексу принадлежит также самый длинный в мире грот, врезающийся в скалу на 140 м. По нему можно добраться до местного источника водоснабжения – родника, бьющего прямо из камня.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

  • Координаты: 44.695298, 33.884793.

Качи-Кальон – не собственно монастырь, а обитель с прилегающими поселениями. Жили в них виноделы и ремесленники-гончары. При необходимости они могли укрыться в пещерах от опасности.

Основание монастыря относят к VI веку, но пещеры в массиве Качи-Кальон заселяли еще первобытные охотники периода позднего палеолита. Здесь сохранились наскальные рисунки, датируемые неолитическим временем (то есть им около 10 тыс. лет).

Монахи же могли выбрать именно эту скалу из-за природного рисунка трещин, похожих по форме на крест. Но в целом об истории монастыря известно немного. Он был своеобразным «филиалом» Успенского монастыря в Бахчисарае.

Сейчас на территории пещерного комплекса снова проживают монахи. Но осмотреть его достопримечательности можно, и это не только кельи и храмы. На территории Качи-Кальона сохранился большой пещерный винодельческий комплекс – с давильнями, ямами для сока, хозяйственными помещениями.

По оценкам специалистов, комплекс мог переработать 250 тонн винограда в сезон. Два грота исполняли функции подземных церквей, причем один из них огромных размеров – до 40 м в высоту.

На территории Качи-Кальона располагается одна из самых известных в Крыму церквей – храм Анастасии Узорешительницы, более известный как Бисерный. Вся его отделка полностью выполнена из бисера. Храм принадлежит действующему скиту. Расположенный здесь же источник считается священным и целебным.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара

  • Координаты: 44.595267, 33.732947.

Крупный хозяйственно-религиозный комплекс расположен в Бельбекской долине. Предполагается, что монастырь основали выходцы из Византии в IX веке. Загадкой является происхождение его названия – собственных названий, похожих на «Мармара» в окрестностях нет, и перевести это слово у ученых не получается.

Монастырь был крупным, богатым комплексом, расположенным в пяти ярусах пещер. Имелись у него и наземные укрепления, ибо (как большинство ему подобных) монастырь исполнял и светские обязанности крепости. Однако туркам при захвате Крыма удалось его взять и разграбить.

Всего в монастыре более 50 помещений, но часть из них ныне недоступна в результате обвалов. Монахи использовали для своих нужд природные полости, вырубали камеры в камне сами. А также действовали комплексно, «дорабатывая» естественные пещеры, чтобы было удобнее пользоваться ими.

На территории комплекса сохранилось множество хозяйственных помещений, кельи, большие залы естественного происхождения. На втором ярусе обустроена галерея с каменными колоннами. Во многих помещениях были окна – отверстия в стенах, выходящие на обрыв скалы.

Имелось также кладбище (для захоронения покойников высекались своего рода склепы в скале), емкости для сбора дождевой воды и многие другие средневековые удобства. Ярусы соединялись каменными лестницами.

Сегодня Челтер-Мармара снова заселяется монахами, поэтому вопрос дальнейшего доступа туристов к комплексу остается открытым. Конечно, он будет возможен, но вот условия могут измениться.

Пещерные города на карте полуострова Крым

Как видно, в Крыму очень много увлекательнейших пещерных городов, достойных внимания современного туриста. На наших фото вы сможете в деталях рассмотреть все прелести этих воистину удивительных крымских достопримечательностей, к сотворению которых приложил руку не только человек, но и природа.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


ТОП-5 пещерных городов Крыма, которые стоит посетить этой весной

Комсомольская правда

ОбществоКАРТИНА ДНЯ

Светлана Родина

2 апреля 2021 8:00

Старинные поселения полуострова сохранились лишь частично

В пещерных городах в основном селились византийцы. Фото: krym4you.com

Одни из главных достопримечательностей Крыма, которые уходят корнями в далекие времена Византии, это пещерные города. Большая их часть расположена в Бахчисарайском районе. Древние люди селились так высоко, чтобы эффективно отражать нападения противников. Со временем там начали появляться сторожевые посты и мощные каменные крепости.

Надежными «квартирками» пользовались кочевые народы. В идеальном состоянии до нашего времени не сохранился ни один пещерный город, но все же основные очертания еще на месте. Мы предлагаем познакомиться с пятью известными городами, которые находятся прямо в скалах.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Город-крепость находится на горном плато в 2,5 километрах к востоку от Бахчисарая. Первые упоминания крепости датируются 1254 годом, в документах его описывают как город, что в переводе с тюркского — «сорок замков».

Первые поселения на этой земле появились в V-VI веках, там находился византийский город и представлял собой укрепленный объект. В XIII-XIV веках вырос обновленный город, который подчинялся Золотой Орде.

Караимы начали заселять этот участок уже ближе к XIV веку и со временем большая часть населения города состояла только из этой этнической группы. Запустение города пришлось на XIX век, когда люди стали спускаться ниже.

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS: N 44.741298, E 33.920656.

Первые поселения на этой земле появились в V-VI веках. Фото: krym4you.com

МАНГУП-КАЛЕ

Еще один каменный город располагается на плато горы Баба-Даг в Бахчисарайском районе. Историки считают, что первые поселения в этих местах разворачивались в I тысячелетии до нашей эры. Сначала на плато жили племена тавров, а с III до IV века эти земли занимали скифо-сарматы. Позже на их место пришли аланы.

Первые укрепления в древнем городе возвели во второй половине V века, тогда городу дали название — Дорос, он был столицей крымской Готии. До середины XV века Мангуп выступал в роли столицы поздневизантийского православного княжества Феодоро, который находился под Византией.

В 1475 году город после долгих осад захватили османские войска. Последними же поселенцами Мангуп-Кале были караимы, которые жили там до 1790 года.

Географические координаты Мангуп-Кале на карте Крыма GPS N 44.591194 E 33.805885.

До середины XV века Мангуп выступал в роли столицы княжества Феодоро. Фото: krym4you.com

ЭСКИ-КЕРМЕН

Город-крепость тоже стоит недалеко от Бахчисарая и находится рядом с Мангуп-Кале. Эски-Кермен переводится с крымскотатарского как «старая крепость». Некоторые историки говорят и о втором имени — Кут-Эли, что значит «Готская крепость».

Исследования, проведенные на этой территории, показали, что земля была заселена таврическими германцами, готскими воинами и их семьями. Раньше город разворачивался на площади 8,5 гектара и был окружен 30-ти метровыми обрывами для безопасности. Специалисты утверждают, что зародилось городище в конце VI века и служило византийским укреплением.

Разрастаться поселение начало лишь с X века, тогда население насчитывало 2000 человек. Из камня горожане выстраивали целые кварталы, улицы и даже дороги. Запустение произошло в 1299 году, когда Эски-Кермен разрушили монгольские войска. Восстановить поселение так и не удалось.

Географические координаты Эски-Кермен на карте Крыма GPS N 44.608782 E 33.740054.

Эски-Кермен переводится с крымскотатарского как «старая крепость». Фото: krym4you.com

КАЧИ-КАЛЬОН

Средневековый пещерный монастырь находится в долине реки Кача в Бахчисарайском районе. Точную дату образования историки так и не смогли установить, предположительно Качи-Кальон появился в VIII веке. Однако археологи уверяют, что скифо-сарматское поселение было на этом месте еще в V веке.

Первое же упоминание деревни нашли в османской налоговой ведомости, датируемой 1652 годом. Тогда на этой территории обитали крымские греки, которые были подданными султана. Монастырь и церковь ликвидировали в 1932 году по указу комиссии при Президиуме ЦИК КрАССР. Монахов выселили, а церковное имущество конфисковали. Позже здания взорвали и разнесли до основания.

Географические координаты Качи-Кальона на карте Крыма GPS N 44.697463 E 33.882149.

Предположительно Качи-Кальон появился в VIII веке Фото: krym4you.com

КРЕПОСТЬ КАЛАМИТА

Она находится вблизи устья речки Черной возле Инкермана. Город основали в VI веке, там размещались византийские укрепления. Главной задачей крепости было защищать Херсонес. Но в ее стенах пряталось и местное население в моменты набегов кочевников. Тогда на участке находилось четыре башни, позже все три разрушили, а от последней остались одни руины. Впервые название «Каламита» появляется на морских картах генуэзцев в XIV-XV веке.

Восстановить крепость удалось князю Алексею в 1427 году. Она была нужна ему для обороны порта княжества Авлита. В 1475 году строение удалось захватить туркам, которые переименовали его в Инкерман, в переводе — «пещерная крепость». Все эти пещеры появились в ходе добывания белого камня.

В середине XVIII века крепость потеряла военное и торговое значение.

Географические координаты крепости Каламита на карте Крыма GPS: N 44.603475, E 33.608926.

Главной задачей крепости было защищать Херсонес. Фото: krym4you.com

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 907 52 50

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

История за забором: Что происходит с усадьбой Монжене под Симферополем

Здание практически лежит в руинах (подробнее)

Как выглядели крымские дворцы 100 лет назад: ТОП-5 необычных имений

«Комсомолка» собрала интересные факты о знаменитых зданиях полуострова (подробнее)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Адрес: 127015, МОСКВА, НОВОДМИТРОВСКАЯ Д. 2Б Контакты рекламной службы: +7 (3652) 788-132, +7 978 109 32 07; dilyara.halilova@phkp.ru, lubov.gritsenko@phkp.ru Контакты редакции: +7 978 907 52 50; kp.crimea@phkp.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

Заброшенный пещерный город Чуфут-Кале

<< 16.03.2014 13:24 >>

Чуфут-Кале, вид снизу

Из ханского дворца в Бахчисарае мы проехал на маршрутке пару километров вверх по долине, до следующего зрение. А маршрутка, кстати, это микроавтобус, названный так потому, что он «марширует по маршруту». Мы прошли немного дальше по долине на лесной тропинке. В конце концов, лес кончился, и на открытом воздухе мы мог видеть вершину скалы и оборонительную стену. Взломанный в утесе было много темных отверстий, зияющих, как глазницы череп. В стену были вделаны ворота, за которыми стояли местные жители, просившие скромный сумма за вход. Мы достигли пустынного пещерного города Чуфут-Кале.

Пещеры

За воротами были крутые узкие мощеные улочки, по бокам которых не дома, как в обычном городе, но высокие, отвесные каменные стены, и скалы с более зияющими окнами и дверными проемами, вырезанными в них. Вся сторона скала казалась выдолбленной человеком, и превратилась в своего рода природного многоквартирного дома. Внутри пещеры оказались на удивление жилой, с вырезанными вдоль стены каменными скамьями, варочными отверстиями в пол и, возможно, кладовые.

«Гостиная»

Некоторые квартиры были даже двухэтажными, с резными лестницами в камень. И все имели «оконные» проемы, пропускающие свет. Посредством вид некоторых проемов, в которых, должно быть, когда-то были деревянные двери, давно сгнил. Выше находится небольшая оборонительная стена, разделяющая верхний город надвое, а еще дальше гораздо большая стена с большие закрытые ворота. Пещерный город звучит как преувеличение, но это действительно то, что это, должно быть, было когда-то.

Восточные ворота

Что заставляет задуматься, кто это сделал и зачем. Ответы на самом деле не до конца известно. Ясно лишь то, что на протяжении столетий здесь нашли убежище различные народы, использующие скалу как естественное убежище. защита от врагов. Татары, кажется, взяли город когда они взяли Крым, и использовали его как свою первоначальную столицу, прежде чем их сила росла, и они чувствовали, что могут безопасно двигаться по долине в Бахчисарай. Они сохранили город как крепость в течение нескольких столетий. прежде чем покинуть его. В этот момент к ним присоединились другие меньшинства.

Кенеса

Выше в городе два каменных дома. Они выделяются, потому что это единственные настоящие дома во всем городе, и поскольку они так хорошо сохранились. На самом деле, они выглядели так, как будто они все еще могут быть в использовании. Рядом с ними в скале вырублен обветренный Надпись явно написана на иврите. Я смотрел на это в путаница. Иврит? Здесь? Но не было ли это место убежищем татары? Они писали по-арабски, как мы видели в ханском дворце.

Надпись на иврите

Смотрел в путеводителе, где упоминалось «две кенассы (караимские молитвенные дома)». Должно быть, это они. А что такое караимы? путеводитель кратко упоминает их как «диссидентскую еврейскую секту». Это было лет до того, как я узнал, кто эти люди на самом деле. Как выясняется из, с ними связано несколько интересных историй.

Чтобы объяснить, нам нужно пройти долгий путь назад, до самого древнее и довольно темное царство, известное как Хазария. Это был большой империи к востоку и северу от Черного моря примерно на три столетий с 650 г. н.э. Ею правили люди, говорящие на ныне давно исчезнувший хазарский язык, один из многих тюркских языков в этой область, край. Примечательно, что этот народ в какой-то момент обратился в иудаизм. после 740 г., приняв иврит в качестве своей письменности, а также в качестве письменного язык.

О Хазарии известно очень мало, и далеко правые экстремисты придумали ряд теорий заговора о важность этой «еврейской империи». Точная природа связи между караимами и хазарами неясны, но и те, и другие говорили на тюркских языках и исповедовали иудаизм. Это менее необычно, чем может показаться. На самом деле есть свидетельства того, что большая часть восточных Европа была иудейской до того, как стала христианской. Почти все это Иудейский мир теперь полностью ушел вместе с хазарами, но караимы до сих пор живут в Крыму.

Караимский деревянный дом, Тракай, Литва

Примечательно, что в то время, когда большая часть Украины была частью Великой Литовское княжество, ряд караимов были приглашены великим князем Витовта переехать в Литву. Они зарабатывали на жизнь телохранителями и замковой стражи, а в Тракае до сих пор живет около ста караимов, рядом с двумя старинными литовскими замками. Посещение Тракай, чтобы увидеть замков я нашел караимские деревянные дома, кенесу (молитвенный дом) и даже ряд кафе с караимской кухней. Многие из деревянных дома имеют окна, разделенные на три стекла: одно для Бога, другое для семьи и один для великого князя Витовта.

Караимская кухня

При царском правительстве существовали жесткие ограничения на местонахождение евреи могли бы жить, какую работу они могли бы устроить и так далее. Караимы вели кампания, чтобы быть классифицированным как тюркский, а не еврейский народ, на вполне логичное основание того, что они говорили на тюркском языке. В конце концов царское правительство приняло этот аргумент и постановило караимы освобождены от этих ограничений.

Позже восстание нацистов заставило вопрос снова появиться, на этот раз скорее срочно. Караимы повторили свой успех. Уже в 1934 года караимская община Берлина обратилась к нацистам с просьбой освобождены от законов против евреев. Соответствующее агентство Рейха официально постановил, что караимы не должны считаться евреями. Этот был меньшим благословением, чем может показаться, как в пылу войны и геноцида, многих караимов приняли за евреев и убили всех такой же. Сегодня их осталось очень мало, а владеющих караимским языком еще меньше.

Средняя оборонительная стена, Чуфут-Кале

Очевидно, что жизнь в Крыму XVII века не обходилась без опасности, как и массивные стены и укрепления Чуфута Кале свидетельствовать. Интересно, что имя татарское, и означает «еврейский рок», в крайне уничижительном смысле. Так что тюркские татары явно смотрели свысока на своих тюркских соседей-караимов и считали их евреи. Логика расизма — запутанная, запутанная вещь.

Меса

Дорога ведет выше от кенессы на какое-то открытое плато. Отсюда мы могли видеть, что длинная плоская вершина утеса должны продолжаться на приличном расстоянии. Через долину был другой скала, очень похожая на техасскую гору. Одно здание стоит в этот район: мавзолей дочери одного хана.

Мавзолей Джанике-Ханым

Мы ковырялись, забирались в большие пещеры, исследовали улицы и стены. На многих улицах есть канавки, вытёртые в камне. по проезду телег. В некоторых местах они очень глубокие, что город, должно быть, был свидетелем значительной активности на протяжении сотен годы.

Колесные колеи

Исследовать все это было странным чувством. Я привык к руинам огороженные районы, знаки, путеводители, карты и множество туристов. Турист аттракционы должны быть огорожены, упакованы и представлены посетитель, но здесь были только мы и скалы. Мы могли бы пойти куда хотели, видели и делали, что хотели, и никто не мог нам помешать. Кроме того, некому было ответить на мои вопросы.

В конце концов, мы ушли, спустившись по долине к маршрутке, которая отвез нас на вокзал.

Бахчисарайский вокзал

Похожие посты

Отдых в России и Украине

«Зачем ты приехал в Украину

Читать | 24.09.2006 22:45

Бахчисарай

На электрюшке мы выехали из Симферополь, через прекрасную крымскую природу

Чтение | 2014-03-09 12:35

Рынок норвежских тематических карт

Мой босс, Оле-Йорген Таллаксруд, написал краткое изложение состояния рынка норвежских тематических карт по запросу для тех, кто пишет заявка на грант для исследовательского проекта

Читать | 2007-10-04 09:45

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пещерные монастыри Крыма / Православие.Ru

Дмитрий Кирюхин

Представляем вашему вниманию фотоэкскурсию по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен в Крыму.

Шулданский монастырь Христа Спасителя расположен недалеко от современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» означает «звучное эхо» или «недоступное место». Он состоит из двух пещерных церквей и двадцати помещений религиозно-хозяйственного назначения, расположенных в два яруса.

Монастырь основан в восьмом веке монашескими иконописцами-беженцами из Византии в период борьбы с иконами императоров Исаврийской династии Льва и Константина Копронимов. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен на обрыве горы Челтер-Кая, недалеко от монастыря Шулдан, в версте к северо-западу от села Терновка на территории города Севастополя. Является объектом культурного наследия народов России федерального значения.

В переводе с крымскотатарского «Челтер» означает «решетка» или «сетка». Мармара — название средневековой деревни у подножия горы. Здесь более полусотни пещер, расположенных в четыре яруса. Четыре церкви, кельи, трапеза, хозяйственные и складские помещения. В древности их соединяли деревянные лестницы, балконы и галереи, напоминавшие ажурную решетку.

Недалеко от этих монастырей находится средневековый город-крепость Эски-Кермен. В переводе с крымскотатарского название означает «старая крепость». Город построен на столообразном горном плато, ограниченном скалами глубиной до 100 футов. Он является одним из самых посещаемых пещерных городов Крыма и входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В этом городе существовало несколько пещерных церквей, вырубленных в скалах в двенадцатом-тринадцатом веках, с множеством фресок.

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Рассвет на Черном море

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

По дороге к монастырю Шулдан

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Башня-часовня над монастырем Шулдан

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Вид с башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Вид на Севастополь с башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Панорама монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие. ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Вход в монастырь

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В монастыре

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Роспись башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Вход в храм

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Церковный колокол

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В главном храме монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В главном храме монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Сотовый

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В монастыре

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие. ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Скалы по дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

По дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Скалы по дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В монастыре Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Панорама монастыря Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Храм св. Саввы Освященного в монастыре Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Вид из окна на храм Св. Саввы

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Икона Святителя Николая

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Церковь Николая Чудотворца

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Дар Фонда св. Андрея Первозванного монастырю св.

Саввы Освященного в Челтер-Мармаре в память перенесения мощей св. Андрея Первозванного из Богоявленского собора г. Москвы в Крым 30 июля -30 августа 2016 г.

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Монастырь Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Древний город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Древний город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

В церкви пещерного города Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Ok @ г+ ЖЖ

Пещерный город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *