Разное

Наиболее яркое ночное освещение существует в – Южном полушарии. Высокогорная пустыня. Астеризм. в чилийских Андах. 400 тыс. лет. Венера; Меркурий. Эффектом Доплера 2,7 K

Содержание

Южном полушарии. Высокогорная пустыня. Астеризм. в чилийских Андах. 400 тыс. лет. Венера; Меркурий. Эффектом Доплера 2,7 K

Рабочая программа по астрономии класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс Рабочая программа по астрономии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по астрономии (базовый уровень), в соответствии

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлено на основе программ для общеобразовательных учреждений по физике и астрономии. Автор программы Е. П. Левитан. Дрофа 2018г. Цели и задачи изучения

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования ГАПОУ СО «Училище олимпийского резерва (колледж)». Рабочая

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по АСТРОНОМИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АСТРОНОМИИ Уровень образования: среднее общее образование. Уровень программы: базовый. Срок реализации программы: 1 год (10/11 класс). Сведения о составителе: Лыскова М.Ю, учитель

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по физике и астрономии. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б.А.Воронцова-

Подробнее

Аннотация Место предмета в учебном плане.

Аннотация Рабочая программа по астрономии для обучающихся 10-11 класса составлена на основе учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования, а так же авторской программы Чаругина

Подробнее

Приложение 1 к приказу 141/1 от г.

Приложение 1 Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом

Подробнее

1. Целевой раздел Астрономия

На основании приказа Министерства образования и науки России скои Федерации от 7 июня 2017 года 506 «О внесении изменении в федеральныи компонент государственных образовательных стандартов начального общего,

Подробнее

Рабочая программа по астрономии в 11 классе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по астрономии в 11 классе Учитель: Константинова Галина Дмитриевна

Подробнее

Структура рабочей программы

Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр.2 2. Содержание учебного предмета стр.3 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; примерной программы средней (полной) общеобразовательной

Подробнее

Планируемые результаты

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10 11 классах: Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах,

Подробнее

1. Пояснительная записка

Содержание:. Пояснительная записка.3 2. Обязательный минимум содержания...5 3. Основное содержание программы..7 4. Планируемые результаты освоения программы. Требования к уровню подготовки выпускников...9

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 26 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ЖИЛИНА» 445021, г.о. Тольятти, ул. Баныкина, 12 т. (8482) 48 44 72 Рассмотрено

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для учащихся класса составлена на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 202 года; Федерального

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ. 11 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ. 11 КЛАСС (базовый уровень) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Класс Предмет Уровень программы 11 А,Б,В Астрономия Среднее общее образование Количество часов в неделю 1 ч. Количество часов

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для 11 класса является частью основной образовательной программы основного среднего образования МБОУ «СОШ 30» и состоит из следующих разделов: 1) планируемые

Подробнее

КонсультантПлюс

Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,

Подробнее

Масс а. Орбитальны й. Период обращения

fff АСТРОНОМИЯ ЕГЭ 24 1. Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы. Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля. Имя Диамет р Масс а Орбитальны й

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу астрономии 11 класса составлена на основе: - Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ 1312 от 9.03.2004)

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «астрономия» для обучающихся 10,11 классов разработана на основе: -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. предмета «Астрономия»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Образовательный комплекс «Юго-Запад» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Астрономия» среднее

Подробнее

УДК ББК С83

УДК 372.852 ББК 74.262.26 С83 С83 Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. М. : Дрофа, 2018. 11 с. ISBN 978-5-358-20049-4 Программа предназначена

Подробнее

docplayer.ru

Яркое ночное освещение по ночам повышает восприимчивость

Исследование, проведенное в Университете Хайфы, подтверждает теорию о том, что яркое искусственное освещение по ночам нарушает производство в организме мелатонина и повышает восприимчивость к раку предстательной железы у мужчин и раку молочной железы у женщин. Ранее было показано, что люди, живущие в районах с избытком ночного освещения, более восприимчивы к раку. Тогда же возникла и гипотеза о том, что ночной свет вредит производству мелатонина – гормона, который выделяется из эпифиза мозга в тёмное время суток и который связан с суточным циклом активности организма. Рак развивается при подавлении этого вещества.

Для проверки этих предположений учёные под руководством Авраама Хаима вводили раковые клетки четырём группам мышей. Первая жила в условиях «длинного дня» (16 часов света, 8 часов темноты), превышающего обычный световой. Вторая группа находилась в тех же условиях, но её лечили мелатонином. У третьей группы всё было наоборот (8 часов света, 16 – темноты). Те же условия были у мышей четвёртой группы – правда, посреди ночи грызунам на полчаса включали свет.

Результаты показали чёткую связь между ночным светом и заболеванием: раковые опухоли у третьей группы были маленькие (в среднем 0,85 см3), а у четвёртой — значительно больше (1,84 см3). У тех же грызунов, которым пришлось перенести длинный световой день, новообразования были поистине огромными (5,92 см3).

Учёные также обнаружили, что подавление мелатонина определённо влияет на развитие опухоли. У мышей второй группы размер опухоли был всего 0,62 см3 в среднем, что не сильно отличается от подопытных из третьей группы. Исследование показало, что уровень смертности у мышей, прошедших курс лечения мелатонином, был значительно ниже, чем у остальных.

«Воздействие ночного света разрушает наши биологические часы и влияет на циклический ритм, который складывался на протяжении сотен миллионов лет эволюции, – жёстко, как отмечает «Компьюлента», резюмируют исследователи. – Световое загрязнение как экологическая проблема приобретает международное признание, и Всемирная организация здравоохранения уже классифицировала работу в ночную смену как в высокой степени провоцирующую развитие рака».

www.sunhome.ru

Лекция 6 2012

Лекция 6 ВОСПРИЯТИЕ СВЕТА И ЦВЕТА

«Цвет – это то, что вы видите, а не то, что вы могли бы видеть»

Ральф М. Ивенс

«Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов»

Иоханнес Иттен

Разделение проблемы цвета на физический, психофизический и психологический аспекты не является искусственным приемом. Излучение видимого света, оценка цвета стандартным наблюдателем в стандартных условиях и восприятие цвета, возникающее индивидуально и в реальных условиях, это три отдельных явления, каждое из которых подчиняется собственным законам и имеет свои специфичные отличия. Их ни в коем случае нельзя смешивать.

Восприятие и различение цветов каждым человеком определяется взаимовлиянием физиологических процессов и культурных традицией, в которых этот человек вырос, зависит от системы названий цветов в его родном языке и индивидуальных особенностей индивидуума. Видеть цвет в конкретных условиях – это сочетание внимания, целенаправленности, памяти и мотивов индивидуума. Обычный наблюдатель скажет, что лист зеленый, даже если свет, достигающий его глаз, синий. Он этого может не заметить. Художник, который смотрит через зеленую листву, скажет, что вид вдаль розоватый: он смотрел на цвет, и его адаптация на листву вызвала розоватый цвет далекого тумана. Все по-своему правы и все имеют право на свое суждение.

Восприятие цветов изменяется с возрастом, зависит от остроты зрения, от национальности человека, даже от цвета его волос и оттого, что он ел (после еды повышается чувствительность глаза к коротковолновой (синей части спектра). Правда, подобные различия относятся в основном к тонким оттенкам цвета, поэтому с некоторым допущением можно сказать, что большинство людей воспринимает основные цвета одинаково (за исключением, разумеется, дальтоников).

Дин Джадд рассчитал, что при достаточно больших вариациях условий наблюдения число воспринимаемых цветов, достигает 10 млн. Но это не все. Различие физических качеств – свойств поверхности или материала может явиться препятствием для признания их идентичности. Образ окружающего нас мира вызван бесконечными вариациями цвета и формы, создаваемыми множеством типов и качеств объектов при разных видах освещения. Кроме того, восприятие цвета зависит и от условий наблюдения: цветовой адаптации, фона, на котором рассматривается данный цвет, настроения человека, цветовых предпочтений и т.д.

Существуют понятия изолированного и неизолированного воспринимаемого цвета (рис. 12).

Рис 12. Изолированный цвет и неизолированные воспринимаемые цвета

Отличие между ними состоит в том, что изолированным считается цвет поверхности или цветного света, наблюдаемый в полностью черном окружении, неизолированным – цвет, видимый на фоне, отличающемся от черного. В первом случае наблюдатель оценивает цвет, полностью основываясь на визуальной информации от глаз (отсутствует контекст), во втором, когда вводится белый фон вокруг сравниваемых цветов, который несет информацию об источнике, он позволяет наблюдателю оценить его яркость и цвет. В этом случае цвета уже не являются изолированными. Они подвергаются воздействию соседних цветов и источника освещения.

Цвет является трехмерной величиной и для характеристики каждого из трех измерений используются субъективные цветовые характеристики (рис. 13):

  • светлота (относится к несамосветящимся объектам) – характеристика цвета, в соответствии с которой поверхность воспринимается диффузно отражающей или пропускающей большую или меньшую долю падающего света;

  • цветовой тон – характеристика цвета, служащая для установления сходства данного цвета с тем или иным спектральным или пурпурным цветом, определяется наименованием красный, синий, зеленый и т.д.

  • насыщенность – характеристика цвета, служащая для оценки отличия данного цвета от равного ему по светлоте ахроматического цвета.

Рис. 13 Иллюстрация изменения одной из трех цветовых характеристик: светлоты, цветового тона и насыщенности.

Ощущение цвета в некоторой степени зависит от всех его характеристик, поэтому все параметры цвета следует анализировать в тесной взаимосвязи. Насыщенность и светлота несамосветящихся предметов взаимосвязаны, так как усиление избирательного спектрального поглощения при увеличении количества (концентрации) красителя всегда сопровождается уменьшением интенсивности отражённого света, что вызывает ощущение уменьшения светлоты. Так, роза более насыщенного пурпурного цвета воспринимается более тёмной, чем роза с таким же, но менее выраженным цветовым тоном.

Следует детально остановиться на законах восприятия света и цвета, так они играют огромное значение в цветовом проектировании.

Законы восприятия света и цвета (закон Вебера-Фехнера, адаптация, константность, контраст) обусловлены тем, что все анализаторы человека (в том числе и глаза), при помощи которых энергия адекватного раздражителя трансформируется в процесс нервного возбуждения и, в конечном счете, приводит к формированию ощущения, обладают рядом психофизиологических или психофизических свойств. Эти свойства подробно рассмотрены:

1. Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение. Чем ниже пороговая интенсивность, или, просто порог, тем выше чувствительность.

2. Дифференциальная или контрастная чувствительность. Все анализаторы обладают способностью устанавливать различие по интенсивности между раздражителями. Главное – наличие количественного взаимоотношения между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя. В ряде экспериментов (1830–1834 гг.) Э. Вебер показал, что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.), то есть, D  I/ I = const. Видимый порог составляет постоянную часть раздражителя. Если увеличивается интенсивность раздражителя – растет порог. На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому интенсивность наших ощущений L пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя I: L = k log I/I0, где I0 – граничное значение интенсивности раздражителя. Закон Вебера-Фехнера при описании восприятия яркости света соблюдается в небольшом интервале яркостей и определяет соотношение между светлотой и яркостью в наиболее благоприятных условиях наблюдения. Если, например, уменьшить резкость границы между сравниваемыми участками, порог возрастет. Известно, что в сумерках, когда освещенности низки, яркости предметов различаются хуже, чем при средних освещенностях, и порог, следовательно, тоже возрастает. В условиях слишком больших яркостей объекты оказывают на глаз слепящее действие, и порог опять увеличивается. Для яркостей, которые находятся на краях диапазона воспринимаемых яркостей, порог значительно больше. Контрастная чувствительность глаза имеет максимум при яркости адаптации.

3. Приспособление уровня чувствительности анализаторов к интенсивности раздражителя (адаптация).

4. Анализаторам присуща тренируемостъ. Это свойство заключается как в повышении чувствительности, так и в ускорении адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. Всегда можно найти достаточно много примеров, когда ощущения человека "обостряются" за счет значительного повышения чувствительности, обеспечивая тем самым более совершенное реагирование на раздражители внешней и внутренней среды.

5. Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается как последействие, или последовательные образы.

6. Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. При эффекте синестезии (от греческого "совместное ощущение") раздражение одного органа чувств приводит к возникновению ощущений, соответствующих другому органу чувств, то есть сигналы от разных органов чувств как бы смешиваются, синтезируются. Типичный пример cинестезии – «цветной слух», равно как и звуковые переживания при восприятии цвета, и т. п. Это особое восприятие мира – зрительные образы имеют свой аромат, цвет – звук, а каждый звук – свой цвет и вкус.

Константность цвета. В процессе эволюции у человека развивалась способность к восприятию цвета с целью идентификации предметов. Вместе со способностями к восприятию других их свойств она помогает обнаруживать и опознавать отдельные предметы по их окраске при всевозможных изменениях освещения. Эта необходимость распознавания объектов явилась главной причиной того, что при привычных условиях наблюдения за счёт бессознательно вносимой наблюдателем поправки на освещение цвета не очень зависят от освещения. Например, зелёная листва деревьев признаётся зелёной даже при красноватом освещении на закате солнца.

Если привычные условия наблюдения изменить и сделать их необычными, цветовые ощущения человека неуверенными или ошибочными. Особую способность нашего зрения оценивать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют константностью цвета. Это свойство зрения, которое позволяет видеть мир стабильного цвета и светлоты, а не постоянно изменяющееся излучение.

Оценка светлоты также не зависит от абсолютных уровней энергии, а основана на сравнении коэффициентов отражения. Явление носит название константности восприятия светлоты. Именно благодаря ему мы при разных уровнях освещенности в состоянии отличить черное от белого.

Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Например, изображение предметов на сетчатках глаз двумерны, а между тем человек видит мир трехмерным. Константность наиболее сильно проявляется при рассматривании несамосветящихся предметов и обусловлена тем, что в повседневной жизни мы одновременно рассматриваем совокупности предметов, подсознательно сравнивая их цвет или цвет разноосвещённых участков этих предметов. Поэтому приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оптики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном свете, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.

Легко понять, насколько велико практическое значение константности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, то есть практически беспрерывно, в нашем восприятии изменялись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. Не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов.

Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления адаптации не наблюдается. Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотрении через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажется черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цвета достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.

Константность хорошо сохраняется, если в излучении присутствуют длины волн широкого диапазона, даже в том случае, если спектр прерывист, то есть, состоит из отдельных полос. Когда же излучение монохроматично (например, как в используемых для освещения улиц натриевых ламп низкого давления), происходит нарушение константности цвета. Константность цвета и константность восприятия светлоты обычно нарушается, когда изолированные объекты наблюдаются на черном фоне, потому что не с чем сравнить длину волны света, отраженного от предмета. Если зрительное поле уменьшается до очень малого углового размера, то константность также нарушается. То есть, чем меньше сравнений коэффициентов отражения и длин волн происходит в поле зрения, тем для зрительной системы меньше возможности сохранить константность. При обычных условиях жизни изменения в освещенности и условиях наблюдения не приводят к существенным изменениям восприятия цвета предмета.

Вывод: для того, чтобы константность сохранялась, необходимо наличие в поле зрения многих объектов с различными спектральными коэффициентами отражения и по возможности источник излучения с непрерывным спектром.

Наша зрительная система успешно учитывает изменения спектрального состава освещения и в то же время сохраняет постоянными воспринимаемые цвета предметов в зрительной сцене.

Зрение обладает еще одним очень важным биологическим свойством - адаптацией к различным режимам работы.

Адаптация глаза – это приспособление его к условиям освещения и со-ответствующее изменение чувствительности глаза. Благодаря этому зрительная система человека работает в широком диапазоне яркостей: 10-6 – 106 кд/м2. Диапазон воспринимаемых яркостей начинается от минимально воспринимаемого светового потока, вызывающего световое ощущение, до максимально слепящей яркости 106 кд/м2 (болевой порог).

При изменении уровня яркости поля зрения автоматически включается целый ряд механизмов, что и обеспечивает адаптационную перестройку зрения. Адаптация обеспечивается тремя явлениями:

  • изменением диаметра отверстия зрачка;

  • перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки;

  • различной реакцией палочек и колбочек.

Адаптацию следует рассматривать как развитие процесса перехода от одного уровня яркости к другому во времени. Способность нашего глаза к адаптации дает возможность хорошо различать предметы, несмотря на различные условия освещения.

Различают три типа адаптации: темновую, световую и цветовую.

Темновая адаптация – происходит при переходе от больших яркостей к малым. После яркого солнечного света в темном помещении сначала ничего не видно, но постепенно, спустя несколько минут, начинают различать предметы. Если в глаз первоначально попал яркий свет, то палочки были ослеплены, родопсин выцвел, черный пигмент проник в сетчатку, заслоняя колбочки от света. Если внезапно яркость света значительно уменьшится, то вначале расширится зрачок. Затем из сетчатки начнет уходить черный пигмент, родопсин будет восстанавливаться, и когда его наберется достаточно, начнут функционировать палочки. Так как колбочки не чувствительны к слабым яркостям, то глаз не будет ничего различать, пока не начнет действовать новый механизм зрения. В помещении не становится светлее, однако чувствительность сетчатой оболочки к свету повысилась. Глаз адаптировался к слабому освещению. По некоторым данным чувствительность глаза достигает максимального значения примерно через час пребывания в темноте. По другим, обнаружили значительное повышение чувствительности сетчатки к свету по истечении четырех часов адаптации по сравнению с той, что была после часа адаптации. .

Световая адаптация – это процесс приспособления глаза при переходе от малых яркостей к большим. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Глаза щурятся и человек смотрит через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает к дневному свету. С одной стороны, это достигается благодаря зрачку, который при сильном свете сужается, а при слабом освещении – расширяется. Но главным образом это обеспечивается изменением чувствительности сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает. Вначале чрезвычайно сильно происходит раздражение палочек благодаря быстрому разложению родопсина, они "ослеплены"; и даже колбочки, не защищенные еще зернами черного пигмента, раздражены слишком сильно. Только по истечении достаточного времени приспособление глаза к новым условиям заканчивается, прекращается чувство ослепления и глаз приходит в нормальное состояние. Световая адаптация продолжается 8-10 минут.

При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем месте, особенно при работе с цветом, следует избегать резких световых контрастов и тем самым исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения.

Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зрения человека находится сильный источник света или ослепительно яркая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувствительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна света на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой.

Цветовая адаптация. У разных людей имеется неодинаковая чувствительность глаз к каждому из трех цветов. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация – явление более слабое, чем световая адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее – для желтого и зеленого. Если человеку, например, длительное время приходится работать с красными тканями, то он через некоторое время теряет способность различать тонкие нюансы оттенков этого цвета. Опытным продавцам этот факт известен, и они кладут рядом с красными тканями зеленые или синие, для того чтобы восстанавливать правильное ощущение цветности.

При частом переходе взора от очень светлого к темному цвету и обратно возникает вынужденная постоянная адаптация глаза. Это утомляет зрение и, как следствие, может вызвать головные боли, нервозность, снижение внимания.

Цветовая память. Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наблюдавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие предметы мы узнаем по их цвету. Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии установить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью абстрагироваться от цветного освещения и достаточно правильно определить цвет предметов.

Цветовые явления, связанные с пространственными соотношениями.

Визуальное восприятие объекта возможно только при наличии контраста (различий) между объектом и фоном. Существуют различные виды контрастов и разные его определения. «Контраст оптический» – «различимость предмета наблюдения от окружающего его фона». Благодаря контрасту усиливается различие между соседними или следующими друг за другом ощущениями. Степень контрастных изменений для различных цветовых сочетаний различна и зависит от ряда условий: от цветового тона объекта и фона, от соотношения светлоты и насыщенности, от соотношения площадей объекта и фона и т.п. В практической работе следует знать и учитывать влияние цвета на восприятие цветного объекта на цветном фоне.

Контраст – восприятие качественного или количественного различия двух частей поля зрения, видимых одновременно или последовательно [40]. При восприятии цветного изображения существенную роль играет цветовой контраст – различие в восприятии одного цвета перед другим. Цветовой контраст зависит от условий наблюдения, изменения которых могут вызвать усиление или ослабление восприятия данного цвета. Речь идет о двух основных видах контраста – одновременном и последовательном. В литературе можно встретить термин «симультанный» контраст. Это неудачная калька термина «simultaneous» (одновременный), введенного М.-Э. Шёврелем.

Явление одновременного контраста: пространственные отношения между объектами, находящимися в поле зрения, могут влиять на восприятие их цвета и его составляющих: цветового тона, насыщенности и светлоты. Одновременный цветовой контраст проявляется в том, что восприятие данного цвета может изменяться (по яркости, цветовому тону и насыщенности) при изменении соседствующего с ним цвета (фона). На рис. 14 представлены примеры одновременного контраста, первый – контраст по светлоте, второй – по цветовому тону, третий – по насыщенности.

Рис. 14 Одновременный контраст по светлоте, цветовому тону и насыщенности

В каком же направлении изменяются цвета под влиянием этого вида контраста? В области ахроматических цветов вопрос решается просто. Цвета изменяются в сторону наибольшего удаления друг от друга: на темном фоне поле кажется светлее, на светлом фоне – темнее. Применительно же к собственно цветовому контрасту точный ответ оказывается более трудным. Общее правило – цвет поля сдвигается в сторону цвета, наиболее отличного от цвета фона. Если принять, что такими взаимно наиболее отличными цветами являются цвета дополнительные, то можно сказать что под влиянием цветового контраста цвета изменяются в сторону цвета, дополнительного к цвету фона. Связано это с тем, что участок сетчатки под непрерывным воздействием какого-либо цвета в силу утомления теряет чувствительность к последнему и одновременно становится особо чувствительным к дополнительным цветам. Из-за вызываемого ими быстрого цветового утомления сетчатки насыщенные цвета воспринимаются та­кими весьма кратковременно, затем быстро теря­ют насыщенность и как бы ахроматизируются.

Когда предметы или цветные области наблюдаются рядом друг с другом, они воспринимаются более различающимися по цвету, чем когда они рассматриваются изолированно друг от друга. В этом случае контраст по цвету приводит к увеличению воспринимаемого цветового различия на границе объектов. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется на границе раздела двух цветных полей. Это явление называется краевым контрастом (рис. 15).

Рис. 15 Краевой контраст

Это свойство зрения используют в стандартах на визуальное сравнение цвета, где вводится требование помещать сравниваемые цвета рядом или накладывать друг на друга. Когда различия в цветности между соседними стимулами достаточно велики, изменения в цвете также становятся большими. Посредством этого зрительная система действует так, чтобы усилить нашу способность обнаружить различие между ними.

На ярко-красном фоне небольшое пятно серого цвета будет выглядеть слегка зеленоватым, на зеленом – розовым, на синем – желтоватым, на желтом – синеватым. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше насыщенность цвета фона и чем ближе светлота этого фона к светлоте объекта.

Цвет фона и цвет образца в зависимости от соотношения их площадей взаимодействуют по-разному: для объекта желтого цвета контрастное влияние площади фона сохраняется при соотношении размер объекта/размер фона 1/64, 1/32, 1/16, 1/8, 1/4, 1/2 для красного – значительно при первых трех соотношениях и незначительно при других, для синего и зеленого контрастное действие отмечалось только в первых трех случаях.

Имеется одно исключение. Когда хроматический объект малого углового размера (< 1°) рассматривается на большой равномерно окрашенной площади другой цветности, оба, и объект и окружение, воспринимаются более схожими. Например, тонкие белые нити, вплетенные в ткань, в общем, приводят к тому, что вся площадь ткани воспринимается светлее по цвету. С другой стороны, вплетение в ткань черных нитей вызывает общее впечатление затемнения. Это явление известно как эффект размывания, или ассимиляции (рис. 16). Соответственно, использование цветных включений меняет общий цветовой тон. Этот эффект часто используют при проектировании сложных рисунков для ткани, ковров или полихромных кирпичных фасадов зданий.

а) б)

Рис. 16 Эффект ассимиляции

Явления одновременного контраста могут вызывать зрительные иллюзии, подобные тем, что приведены на рис. 17.

На рис. 17а обводка иероглифов в верхней части рисунка тонкой белой линией приводит к тому, что цвет фона становится более светлым и менее насыщенным, в то время как обводка черной линией в нижней части приводит к повышению воспринимаемой насыщенности цвета и фона и фигур. На рис. 17б голубые спирали получены только за счет контраста – воспринимаемые голубыми полоски на самом деле светло-зеленого цвета.

а) б)

Рис. 17 Примеры зрительных иллюзий, связанных с контрастом

Последовательный контраст. Последовательный контраст проявляется при достаточно долгом предъявлении цветов высокой интенсивности и высокой насыщенности и переводе глаза с одного цвета на другой. При этом цвет последнего будет отличаться от истинного. При переводе на белое поле последнее будет восприниматься окрашенным в дополнительный цвет. Это явление известно под названием последовательного образа.

studfiles.net

Комфортное освещение для работы и отдыха / Habr

Мне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение.

Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.


Началось с того, что я задумал превратить захламленную мансарду над гаражом в подмосковной Малаховке в жилую мастерскую, чтобы там паять, сверлить и творить.
Для реализации освещения понадобилось освоить некоторые фундаментальные характеристики:

Освещенность

Освещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:
Освещенность Назначение
300 lux повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей
500 lux чтение, письмо и работа за компьютером
500 lux освещение переговорных комнат
750 lux техническое черчение

По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm )

Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета.

Как измерить освещенность в своей комнате?Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом.
Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измерить освещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы.
Индекс цветопередачи (CRI)

Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100.
По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI:

В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra.
Вторая и третья — указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. Лампы с низким Ra не подходят для жилых помещений, хотя и имеют более высокую светоотдачу.

Цветовая температура

Цветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения.

Свет до 5000 K принято называть теплым, а выше — холодным.
Среди знакомых довольно много предпочитающих теплое освещение. Мне кажется это из-за привычки к лампам накаливания(2200—3000 K) и низкого уровня цветопередачи большинства люминесцентных ламп. Естественное дневное освещение, в среднем, имеет цветовую температуру 6500 К.

Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света.
Кривая, представляющая эту зависимость, названа именем нидерландского физика Arie Andries Kruithof. Вот она:

Проще говоря, это означает что приглушенный свет (20-50 lux) лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет (300-600 lux) — более холодным (4000-6000 K).

Какой свет нужен для продуктивной работы?

Тема обширная, достойная отдельной статьи.
Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина — гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным.
Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание.Ссылки на научные статьи
Субъективные соображения

В течении дня цветовая температура солнечного света изменяется:

Также изменяется освещенность и направление света. Именно поэтому кажется логичным делать интенсивное верхнее освещение в течение дня и приглушенное теплое для вечера.
В итоге решил сделать 2 режима освещения: дневной верхний свет, с цветовой температурой 4000K и освещенностью ~ 300 lux и вечерний нижний свет 2700K ~ 50 lux.
Выбор ламп и монтаж

Т.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:
  • ЭПРА отделен от лампы
  • у трубки значительно большая площадь стекла при сопоставимом с компактной лампой световым потоком, благодаря этому свет от нее более мягкий и дает меньше бликов

Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К.
Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.).

В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость ~600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно:

При длинне лампы 1,5 м выполнить все рекомендации оказалось непросто. Итоговый вариант подключения:

Общий вид:

Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux.

Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире.

Дополнительные ссылки по теме

habr.com

Ночи в городах становятся все ярче, ученые и экологи обеспокоены

Исследование ночного неба Земли показывает, что искусственный свет становится все ярче и его год от года все больше.

Исследования показали, что с 2012 по 2016 годы площадь искусственно освещаемых территорий на планете увеличивалась на 2% в год.

Ученые говорят, что "потеря ночи" во многих странах чревата негативными последствиями для флоры, фауны и здоровья человека.

Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Science Advances. Ученые пристально изучили данные, полученные со спутникового радиометра НАСА - прибора, который специально разработан, чтобы замерять яркость ночного освещения.

Эти снимки показали, что изменения в степени освещенности сильно варьировались в зависимости от каждой конкретной страны.

Некоторые из наиболее "ярких" стран мира - такие как США или Испания - остались без изменения. В большинстве стран в Южной Америке, Африке и Азии по ночам стало заметно светлее.

Лишь несколько стран показали убывание освещенности, например, Йемен и Сирия - в обеих идет война.

Ночные снимки со спутника - сверкающие побережья и похожие на паутину огни городов - выглядят красиво, но специалистов тревожит, что искусственное освещение может нести непредвиденные последствия для здоровья человека и для окружающей среды.

 

Во мраке ночи

  • В 2016 году Американская медицинская организация официально признала вредоносный эффект, который оказывают люминисцетные лампы высокой интенсивности света, чья конструкция была названа непродуманной. Ассоциация призвала минимизировать и держать под контролем освещение с высоким содержанием голубого цвета. Согласно данным медиков, способствующий засыпанию гормон мелатонин особенно чутко реагирует на голубой цвет.
  • По результатам исследования, опубликованного в журнале Nature, искусственный свет представляет угрозу для опыления растений, так снижает активность ночных насекомых.
  • Согласно исследованию британских ученых, деревья в более ярко освещенных местах начинают цвести на неделю раньше срока, чем деревья, не окруженные искуственным светом.
  • Другое исследование выявило, что искуственный свет городов существенно влияет на поведение перелетных птиц, летающих по ночам.

Возглавивший научную группу Кристофер Куба из Исследовательского геофизического центрав Потсдаме говорит, что использование искуственного освещения стало причиной одних из наиболее серьезных перемен в окружающей среде, вызванных человеком.

Он с группой коллег ожидал увидеть снижение освещенности индустриально развитых городов и областей по мере замены натриевых газоразрядных ламп с их желто-оранжевым светом на более экономичные светодиодные, поскольку световой сенсор на спутнике не воспринимает голубую часть спектра, которую излучают светодиоды.

"Я ожидал, что в богатых странах - таких как США, Британия и Германия - мы увидим общее снижение освещенности, особенно в хорошо освещаемых районах, - сказал он Би-би-си. - Но на деле мы увидели, что такие страны, как США, остались на прежнем уровне, а Британия и Германия стали значительно ярче".

Так как сенсор спутника, в отличие от человеческого глаза, не воспринимает голубую часть спектра, то ощущаемое нами увеличение яркости будет выше, чем смогли зафиксировать исследователи.

Кевин Гастон из Эксетерского университета рассказал Би-би-си, что люди стали окружать себя ненормальным количеством света.

"Чем меньше света, тем лучше видно ночное небо. Сейчас в Европе сложно найти место, где к естественной темноте неба не примешивалось бы искусственное свечение, к которому мы все так привыкли", - посетовал он.

Гастон отметил, что ему кажется удивительным рост "светового загрязнения". "Обычно, если задумываешься над тем, человечество загрязнет окружающую среду, то исправить ситуацию бывает очень затратно", - отметил он.

"В том что касается освещения, нам лишь необходимо направлять его туда, где оно нужно, и не расходовать его там, где в этом нет необходимости", - рассказал ученый.

В свою очередь Куба сказал, что мы могли бы значительно приглушить освещенность городских пространств, не ухудшая при этом видимости.

"Для человеческого зрения важен контраст, а не уровень освещенности", - объяснил он.

"Поэтому, снизив уровень контрастности на улице, отказавшись от ярких ламп, можно было бы поддерживать хорошую видимость при меньшей освещенности. Также это позволило бы сберечь больше энергии. Но, как показывают наши данные, как на национальном, так и на международном уровне, сейчас мы движемся скорее в противоположном направлении", - подытожил он.

 

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.

greenbelarus.info

Освещение в прихожей или коридоре — особенности выбора осветительных приборов. Делаем прихожую светлее и просторнее: секреты правильного освещения

Освещение в прихожей или коридоре — особенности выбора осветительных приборов. Делаем прихожую светлее и просторнее: секреты правильного освещения

Свет играет важную роль не только с точки зрения своей непосредственной функции, но и с позиции декоративного элемента общего дизайна помещения. А поскольку прихожая является неотъемлемой частью любого жилища, то и ее организация также требует грамотного дизайнерского решения.

Прихожая играет двоякую роль: с одной стороны она представляет собой место, где человек приводит себя в порядок перед выходом, а с другой – это комната олицетворяет собой начало жилища, своеобразный переход из суетного мира в обитель домашнего покоя и безмятежности.

Поэтому при ее обустройстве важно уделять внимание не только функциональности, но и комфортности. Следует создать в ней обстановку, которая бы максимально облегчала этот переход и помогала сразу расслабиться, почувствовав себя дома.

Особенностью данного помещения, в большинстве случаев, является отсутствие дневного света, что предусматривает обязательное наличие в нем искусственного источника освещения. Отсюда вытекает логичное требование – достаточное количество света. При этом ошибочно мнение, что достаточно небольшого светильника.

Дело в том, что при резком переходе из светлого помещения в темн

assz.ru

Особенности многоуровневого освещения | Правильные идеи ремонта

Грамотное освещение квартиры и отдельной комнаты может не только создать уютную атмосферу для жизни, но эффектно разнообразить интерьер. Игра со светом поможет подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки дизайна.

Использование многоуровневого освещения — это комплекс функциональных источников освещения: настенных и напольных светильников, люстр, бра и торшеров — грамотная комбинация, которая избавит вас от многих проблем и привнесет уют в ваш дом. Многоуровневое освещение поможет разграничить квартиру или даже одну комнату на разные функциональные зоны.

В зависимости от уровня крепления светильников их условно можно разделить на потолочные, стеновые, которые высвечивают отдельные зоны, напольные и светильники, установленные на предметы мебели или встроенные в нее.

Кроме того, светильники разделяют по типам светораспределения. Их несколько:

  • Прямое, когда свет направлен строго в одну сторону узким световым пучком.
  • Рассеянное — это равномерное фоновое освещение, создаваемое, например, матовым стеклянным шаром; отраженное, когда свет направлен на отражающие поверхности стен или потолка.

По настоящему гармоничное освещение достигается с помощью комбинации светильников с разным распределением света.

Самый оптимальный вариант потолочного света — рассеянный или отраженный, так как прямой свет при обычной высоте потолков в жилых помещениях создает резкие тени и блики.

Если раньше декоративным элементом интерьера была только свисающая с потолка люстра, а свет от нее имел чисто утилитарное, прикладное значение, то теперь свет, созданный несколькими видами потолочных точечных светильников, расположенных на разных уровнях потолка и в разных плоскостях создает оригинальное световое оформление интерьера.

Очень необычно смотрится декоративный проем с искусственной подсветкой в потолке, выполняющий роль люстры. Использование точечных светильников по периметру овальной формы фальш-потолка создает впечатление, что источника света нет, а есть только светящийся контур, в виде овала. Такая светящаяся рама — не только оригинальный световой акцент в интерьере, но и архитектурный прием зрительно поднимающий потолок.

Другие уровни освещения в интерьере помимо функциональной нагрузки — деление помещения на зоны, имеют и эстетическое значение. Островки света в стенах: подсветка в нишах, стеклянных полок или внутренностей шкафов со стеклянными дверцами, картин, да и просто отдельных элементов мебели — стеллажей, карнизов, полок — придают интерьеру интимность и уют. А светильники, вделанные в пол, делят квартиру на зоны без стен и перегородок.

Рабочее место

Особое внимание необходимо уделять помещениям или их отдельным зонам, где расположено рабочее место, будь то компьютер, письменный стол или просто кресло для чтения. Утомление зрения и снижение работоспособности наступает тем быстрее, чем ниже освещенность, чем больше разница в яркости на рабочей поверхности и окружающих предметах, чем сильнее выражено слепящее действие лампы.

Поэтому в рабочих зонах необходимо сочетать местное освещение с общим. К местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов.

Исходя из перечисленных требований, идеальная световая схема для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. Равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола рекомендуется и при работе за компьютером. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора.

Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе.
Рассмотрим, помимо кабинета, другие помещения в квартире и особенности организации освещения в них.

Гостиная

Это комната, выполняющая несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают. Главный секрет хорошего освещения: для каждой функции свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях, хорошо, если их яркость можно регулировать.

Вблизи диванов и кресел имеет смысл расположить торшеры, бра, напольные светильники с абажурами, создающими рассеянный свет. Архитектурные и декоративные элементы интерьера — колонны, арки, открытая кирпичная кладка — будут выглядеть эффектно, если их подсветить точечными напольными светильниками.

Многоуровневые потолки (читайте наше статью о многоуровневых потолках из гипсокартона) позволят выделить отдельные зоны и создадут световые акценты. Именно в гостиной оригинальные варианты освещения, подчеркивающие общий стиль интерьера будут очень уместны.

Грамотным освещением этой важнейшей зоны дома можно считать соблюдение равновесия между функциональностью, комфортностью и декоративностью освещения.

Во-первых, искусственное освещение должно максимально приближаться к естественному (самым ярким — по аналогии с небом — должен быть потолок, затем стены и пол) и концентрироваться в тех зонах комнаты, где свет необходим функционально.

Во-вторых, свет должен быть мягким, не слепящим и в то же время достаточно ярким, причем его интенсивность при необходимости должна легко регулироваться. Наконец, любые световые фантазии должны работать на общую стилистическую композицию интерьера и одновременно подчеркивать его индивидуальные особенности. Например, аура этнического интерьера должна быть теплой, обволакивающей, с плавно перетекающими световыми акцентами, в то время как жесткий сам по себе хай-тек требует более яркого и холодного светового оформления, усиливающего рельефность и контрастность деталей.

Освещение должно звучать в одной тональности с цветом, преобладающим в интерьере. И если гостиная выдержана в теплых тонах, то холодный световой фон станет серьезной помехой для восприятия задуманной колористической картины. И наоборот, каким бы доброжелательно-теплым ни казался сам по себе свет, прохладная гамма интерьера в его лучах не только не оживится, а заметно потускнеет.

Дизайнерские возможности, которые нам предоставляет свет, разнообразны, изощренны и гибки: нематериальный свет легко сбивает ритм стиля, заданного предметами обстановки, создает иллюзии и парадоксы. Так, если в вашей гостиной есть ниши, устройте направленную подсветку — и это создаст иллюзию окон, из которых в комнату проникает отраженный свет, в то время как реальные окна скроются, будучи погруженными в полумрак.

Замечательный эффект дадут лампы восходящего света, будто заливающего стены тонкой световой тканью и придавая им легкость, почти прозрачность. Еще один интересный и уже довольно распространенный прием — фронтальная подсветка раскидистого комнатного растения: его проекция на стене может вырасти до размеров целого сада и внести ощущение летнего пейзажа за кажущимся окном.

Спальная

Свет в спальной должен иметь два основных центра — у кровати и у шкафа. Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены. Идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники.

Второй и очень важный центр освещения — отдельный светильник у каждой кровати. Это может быть лампа на ночном столике с приглушенным светом или настенное бра над кроватью. Основное условие при этом — свет должен быть достаточным для чтения и не мешать другим.

Кухня

В кухне действуют те же правила, что и для кабинета — ведь это тоже рабочее место. Рассеянный, не ослепляющий общий свет дополняется встроенными над рабочими поверхностями столов точечными светильниками или лентовидными люминесцентными лампами.

Отдельное место кухни — обеденный стол — место встречи всей семьи. Его освещение должно быть мягким, уютным. Подвесной светильник над столом в теплых тонах (или несколько, если стол большой) создаст необходимую атмосферу домашнего комфорта и покоя.

Сергей

proremont.boltai.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о