Разное

На композиции: основы — Gamedev на DTF

Содержание

основы — Gamedev на DTF

Как расположить объекты на рисунке? Как сделать сцену визуально приятной и понятной для зрителя?

16 290 просмотров

Художник Эндрю Прайс, также известный как Blender Guru рассказал, как можно сбалансировать свои работы и выделить главные элементы сюжета.

Примечание: эта статья больше подойдет для начинающих. Если у вас уже есть опыт в рисовании и продумывании композиции, посмотрите, например, на короткую шпаргалку с 15 типами композиции.

Статья — пересказ этого видео.

Разбираемся в композиции

Представьте, что вы открываете книгу и видите, что страницы идут вразнобой, текст напечатан так, что его сложно читать, а сюжет не имеет определенного направления. Такое же впечатление производит изображение с плохой композицией.

Построение композиции — один из самых важных навыков для художника. Это умение расположить элементы в сцене в приятной, удобной и понятной для зрителя манере.

Правильная композиция направляет взгляд к важным деталям и в целом делает изображение более привлекательным и эффектным.

Работу над композицией можно разбить на три стадии: центральный элемент, структура и баланс.

Центральный элемент — одна очевидная деталь, привлекающая внимание                    Структура — организация сцены по определенному правилу                                                        Баланс — сбалансированная нагрузка сцены

Центральный элемент

Центральный элемент — та деталь, которая первой притягивает взгляд, когда мы смотрим на изображение.

Самая заметная ошибка в композиции — отсутствие центрального элемента или их слишком большое количество. Центральный элемент очень важен для любой сцены, потому что без него взгляд зрителя будет просто бесцельно блуждать по изображению.

Если центральных элементов слишком много и они привлекают внимание с одинаковой силой, то зритель просто не поймет, куда смотреть:

У нас есть космический корабль, находящийся в фокусе, движущийся на нас, и есть Земля, насыщенная и тоже четкая. В итоге мы имеем два похожих по размеру и контрасту элемента, которые борются за наше внимание, делая изображение тяжелым для восприятия и попросту неприятным.

А вот простой пример изображения, не имеющего центрального элемента:

У нас есть четыре стула, и невозможно сказать, на какой из них будет направлен взгляд зрителя, потому что они все одинаковые. Такое изображение хуже воспринимается нашим мозгом, оно не захватывает внимание.

Но если выделить один из стульев, сцена будет выглядеть совершенно иначе.

Мы всего лишь добавили насыщенности одному элементу, но основная идея понятна — что-то в изображении должно выделяться на фоне всей сцены.

Также можно привлечь внимание к определенной части изображения с помощью контраста.

Этот способ часто используют неправильно. Высокий контраст создается за счет темного и светлого оттенков, граничащих друг с другом, особенно когда речь о черном и белом цветах. Он моментально притягивает взгляд, словно магнит, и необходимо это учитывать. Например, у вас есть изображение интерьера, и из окна идет яркий свет — контраст между окном и остальной комнатой может отвлечь на себя внимание, даже если центральным элементом планировался, например, диван.

Есть множество способов выделить центральный элемент.

  1. Резкий контраст
  2. Насыщенность
  3. Фокус камеры
  4. Действие или движение
  5. Лица или фигуры

Для поддержания основного элемента можно использовать направляющие линии, обрамление и геометрические фигуры.

Приведем несколько примеров удачного использования центрального элемента.

Здесь наш взгляд сразу оказывается притянут к лицу. Частично это связано с тем, что люди в целом хорошо распознают лица, но это не единственное, что привлекает наше внимание. Губы персонажа ярко-красные, и этот цвет не используется больше нигде в этом изображении, между ее лицом и фоном присутствует довольно сильный контраст. А лианы на изображении образуют линии, ненавязчиво направляющие наше внимание к лицу.

Вот еще один пример:

Здесь наше внимание направлено на движущегося человека на фоне относительно статичной сцены. Человеческий силуэт притягивает взгляд сам по себе, к тому же, темная фигура обрамлена ярким светом, что создает сильный контраст. И те же лучи света создают направляющие линии, ведущие взгляд к фигуре. Усиливается этот эффект наличием затемнения по краям изображения — виньетки.

Следующее изображение использует фокус камеры для направления внимания к центральному элементу.

У нас есть хамелеон, морда которого контрастирует с фоном и находится в фокусе, в то время как его тело несколько менее четкое, а фон и вовсе размыт. Помимо этого, его тело создает направляющие внимания — дуга его спины и хвост ведут взгляд к морде.

Чтобы выделить центр композиции, можно использовать еще больше вспомогательных элементов.

Дорога в центре изображения ведет прямо к дому и является направляющей внимания, и таким же образом работает ритм повторяющихся деревьев.

Также в изображении использована симметрия, что тоже привлекает внимание к центру. Деревья и листва создают обрамление, ведущее взгляд к наиболее контрастной части изображения — крыше дома на фоне светлого неба. Также в изображении использованы геометрические фигуры, а треугольник присутствует только в центре. Камера тоже сфокусирована именно на доме.

Даже при сильной насыщенности и большом количестве контраста можно выделить центральный элемент при помощи направляющих.

На изображении присутствует множество линий, направляющих взгляд к лицу викинга: его меч, рукоять и лезвие топора, силуэт дракона. Центральных элементов в изображении два, и к морде дракона тоже ведут направляющие внимания, не позволяя взгляду уйти за пределы изображения, но при этом она не отвлекает от главного композиционного центра.

Структура

Именно о структуре думает большинство людей, когда слышат слово «композиция». Структура — это расположение элементов в сцене в соответствии с определенным правилом.

Например, с правилом третей. Не так важно, какую именно структуру использовать и попадает ли она четко под одно из существующих правил. Любая структура будет лучше, чем полное ее отсутствие.

Для примера взглянем на эти стулья, расставленные случайным образом.

У них нет никакого порядка, и зрителю не на чем сфокусироваться, не ясно, в чем вообще смысл этого изображения. Теперь разделим стулья на небольшие группы.

Такое изображение не подходит ни под одно из правил, но на него уже приятней смотреть. В таком дизайне используется закон гештальта, за счет близости несколько мелких элементов воспринимаются как один крупный элемент. Это дает нам ощущение какого-то порядка и наличия структуры в сцене.

Рассмотрим основные примеры структуры.

Правило третей

Суть этого правила в том, чтобы разделить изображение линиями на девять равных частей, и в местах, где линии пересекаются, располагать важные для композиции элементы. Таким образом у нас есть четыре точки, где можно расположить центральный элемент. Если вы рисуете персонажа, его лицо будет на одной из этих точек, и часто имеет смысл поместить еще что-то на противоположной точке, чтобы уравновесить композицию. Например, если центральный элемент находится в верхней правой точке, то в нижней левой будет еще какая-то деталь.

Само по себе это правило является упрощенной версией правила золотого сечения, но оно работает ничуть не хуже.

На изображении выше взрыв размещен на одной из точек пересечения, и благодаря этому можно рассмотреть город вокруг. Такая композиция позволяет создать вокруг центрального элемента полноценную историю.

Вот еще один пример:

Композиционным центром является лицо кота, расположенное на пересечении линий, и его уравновешивает тоже довольно детализированный стол с противоположной стороны. Необязательно попадать ровно в точку пересечения, достаточно расположить центральный элемент близко к ней.

В фотографии работают все те же принципы композиции.

То же касается и кинематографа.

Золотое сечение

Многие слышали о золотом сечении и том, что оно само по себе сделает любое изображение восхитительным, но это не совсем так. Особенность золотого сечения в том, что оно в той или иной степени прослеживается в природе: его можно найти в ракушках, растениях и т.д.

Из-за этого оно повлияло на решения многих дизайнеров.

Такая композиция кажется приятной, потому что мы привыкли видеть ее в окружающем нас мире.

Рассмотрим на более актуальном примере:

Золотое сечение идеально ложится на элементы композиции, и окружающие центральный элемент медузы тоже расположены по спирали.

Пирамида

Это правило композиции менее известное, но оно тоже неплохо работает, особенно для персонажей. Оно позволяет выделить фигуру и часто используется, например, в комиксах.

Также оно применимо и в более широких сценах, таких, как интерьеры.

Симметрия

Правило симметрии заключается в отражении изображения по вертикальной или горизонтальной оси. Это очень простая и часто встречающаяся структура, особенно распространенная в архитектуре для церквей и государственных зданий.

Симметрия придает зданиям ощущение важности, величия и спокойствия.

Полный кадр

Здесь все просто. У вас есть один объект, и вы приближаете его так, что он занимает весь или почти весь экран.

Вокруг него больше нет никакой композиции, путаницы с другими элементами и правилами. Вам нужно показать только один объект.

Баланс

Теперь поговорим о балансе. Он заключается в равномерном распределении «визуального веса» изображения, чтобы не возникало ситуации, когда правая половина изображения заполнена деталями, а левая половина остается практически пустой. Вес изображению придают те же вещи, что используются для создания центрального элемента: размер, сильный контраст, насыщенность, лица и фигуры.

Рассмотрим один пример:

Эта сцена не сбалансирована. С правой стороны у нас есть темный стул, сильно контрастирующий с фоном, и вообще ничего нет с левой. Чтобы уравновесить композицию, нужно добавить в левую сторону еще какой-то элемент.

Вот еще один пример несбалансированного изображения:

Внимание зрителя приковано к зданию: наличие яркого света создает сильный контраст, к тому же, там есть человеческая фигура. С правой же стороны нет ничего, что бы особо выделялось на фоне. Да, там есть какие-то мешки и коробки, но контраста недостаточно. Если сильно выкрутить контраст изображения и размыть его, то будет хорошо заметно, что изображение не сбалансировано.

Так как же сбалансировать наше изображение? Возьмем еще один похожий пример.

У нас есть очень яркий и контрастный кристалл слева на фоне довольно темной пещеры, и эта сцена сама по себе выглядела бы очень несбалансированной. Для того, чтобы уравновесить наш центральный элемент, у нас есть вход в пещеру справа. Человеческий силуэт на фоне светлого неба создает достаточный визуальный вес, чтобы изображение в целом смотрелось гармонично.

А вот более сложное изображение:

Большой монстр в центре притягивает внимание. И еще ребенок рядом. Яркое окно с Луной снаружи создает контраст. Рисунок был бы несбалансированным без лампы внизу. Все детали вместе выглядят комплексно и гармонично. Если вам кажется, что это слишком сложно и вы никогда не сможете понять все эти нюансы, не беспокойтесь. Со временем, набравшись опыта, вы сможете улавливать такие мелочи.

И еще:

По мнению Эндрю, это лучший пример сбалансированности. Здесь у нас есть огромный страшный робот с ярким светом от камеры (или чего-то ещё). Он притягивает больше всего внимания. В левом углу у нас есть маленький мальчик. У него нет света, только силуэт. И тем не менее, он тоже — весомая фигура в сцене. Дополняет картину у нас этот большой навес сверху и тень снизу.

Дополнительные материалы

Перевод выполнен Лилией Васильевой, автором Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Правила хорошей композиции в рисовании — Gamedev на DTF

Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.

34 746 просмотров

Фрэнк Фразетта

Оригинал статьи здесь.

Что такое композиция?

Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.

Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а еще, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.

Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.

По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается и абсолютно другим правилом, встречающимся в природе, — «Золотым сечением».

Золотое сечение

«Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью.

Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное верное и исключительное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший «путеводитель» и способ сделать изображение интереснее.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.

Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.

С одной точкой фокуса

Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.

Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:

Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta)

Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи воздушной перспективы. Четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает взгляд зрителя.

Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.

Дэйв Рапоза (Dave Rapoza)

И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?

Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.

Со множественными точками фокуса

Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.

Пётр Яблонски (Piotr Jablonski)

В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.

Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины справа. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — дама с сигаретой. Она кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную точку фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.

В конечном счете, у нас есть третья главная точка фокуса, мужчина, который стоит за леди. И, тем самым, наш взгляд блуждает между этими тремя точками фокуса и сигаретой. Вы заметили, что дым играет роль в соединении этих точек фокуса? Это только один из способов, который художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «оставить» нас в пространстве изображения. Пётр Яблонски также использует контрастирующие формы и направляющие линии, чтобы обрамить композицию.

Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:

Джессика Ойхенарт (Jessica Oyhenart)

И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.

Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.

Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.

Карла Ортиз (Karla Ortiz)

Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.

В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.

В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.

Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.

Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:

Якуб Розальски (Jakub Rozalski)

Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.

Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.

Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.

Путевая структура

Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

Эйтан Зана (Eytan Zana)

Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.

Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.

Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.

А в этой картине Якуба Розальски — жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:

Якуб Розальски (Jakub Rozalski)

Перед нами смесь правила третей и золотого сечения вместе с множеством наводящих и точек фокуса внутри. Фигура механического объекта главенствует в левой верхней части картины, тогда как женщина, будучи второй в визуальной иерархии, «добавлена» к группе деталей и мгновенно привлекает внимание зрителя. Что до золотого сечения, то наиболее загруженная часть изображения — верхний левый угол, и, если идти от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размере.

Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.

В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.

Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)

Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.

Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:

Рафаэль (Raffael)

Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.

Структура ведущих линий

В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.

Карла Ортиз (Karla Ortiz)

В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.

Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.

Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:

Пётр Яблонски (Piotr Jablonski)

Эта картина отображает нечто необычное, странное. Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.

Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.

Несмотря на это, композиция работает. Она проводит идею паранормальности, разрушая устойчивые нормы, она нарочно сделана «странной».

Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.

С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.

Заключение

Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.

Составляя композицию, помните:

О конкурсе «Путешествие во времени»

Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.

В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

Создавайте эффектные художественные композиции: 21 профессиональный совет

Сильные художественные композиции жизненно важны для успеха произведения искусства. Композиция произведения — это то, что захватывает взгляд зрителя и удерживает его внимание, когда он присматривается поближе.

Художественная композиция способна полностью изменить настроение произведения искусства, превратив его из бурлящей энергии в торжественное созерцание. Но как это происходит? Почему одни, казалось бы, красиво сделанные изображения не впечатляют, а другие очаровывают зрителей?

Многие правила определяют, что составляет хорошую композицию, например, Золотое сечение (открывается в новой вкладке), Золотая спираль и Правило третей (открывается в новой вкладке). Однако крайне важно, чтобы мы не подходили к этим теориям как к нерушимым правилам, а рассматривали их как предложения или необязательные шаблоны.

  • Как рисовать: лучшие уроки рисования (открывается в новой вкладке) 

В этой статье мы обсудим некоторые из этих техник, объясним, почему они успешны и как вы можете использовать эти знания, чтобы улучшить изображение.

Для начала все, что вам действительно нужно знать, это то, что хорошая композиция — это не что иное, как приятное сочетание форм, цветов и тонов. Это действительно достаточно просто. Скорее всего, большинство из вас могут составить хорошую композицию с закрытыми глазами.

Щелкните значок в правом верхнем углу изображения, чтобы увеличить его.  

01. Расскажите историю

Спросите себя: что это за история? [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Будь то профессиональный бриф или заметки для личной статьи, первым делом нужно подумать об истории. Какие элементы имеют решающее значение для рассказа истории, какие являются второстепенными, а какие добавляют третичную поддержку? Так вы определяете иерархию элементов в своем произведении. Здесь противостояние между воином и драконом должно быть первостепенным, но второстепенные элементы, такие как разрушенная деревянная платформа, должны поддерживать центральное повествование произведения.

02. Создание взаимосвязей

Создание взаимосвязей заставляет зрителя сравнивать две формы, тем самым создавая движение [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Каким бы простым ни было это изображение, в нем уже есть ощущение движения и глубины. Как?

Через отношения. Несоответствие между формами дало зрителю средство, с помощью которого они могут сравнивать эти формы. «Этот больше, тот легче». Серый квадрат кажется движущимся и удаляющимся только по сравнению с черным квадратом.

Процесс сравнения этих форм требует, чтобы зритель неоднократно двигал глазами по холсту, и в этом заключается истинная цель великой композиции: контроль этого движения глаз.

03. Думайте в миниатюрах

Использование миниатюр может решить многие проблемы дизайна заранее [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Начните с миниатюр, которые имеют такое же соотношение размеров и ориентацию, как ваш окончательный образ. Если миниатюры имеют неправильные размеры, в конечном итоге все ваши балансы будут нарушены, и вам придется переработать свой дизайн. На этом раннем этапе важно решить многие проблемы дизайна еще до того, как вы подумаете об окончательном изображении. Тонкий баланс элементов может привести к сильному изображению, в то время как небольшое неправильное расположение может изменить или исказить впечатление от изображения, которое вы создаете.

04. Знайте, что форма имеет значение

Форма и размер холста имеют решающее значение для композиции вашего произведения [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Спланируйте внешнюю форму изображения. Это личная вещь, поэтому размер можно было установить. Заказные работы не позволяют такой роскоши, и художнику приходится реагировать на предоставленные размеры. Все в вашем изображении должно относиться к размерам границы. Вот почему размер холста имеет решающее значение. Он создает обрамляющее устройство для изображения — форму, через которую будет смотреть зритель. Как только внешние размеры установлены, к дизайну можно подойти с нескольких разных направлений.

05. Развитие динамической симметрии

В великолепных композициях используется геометрия. Вот пример того, как динамическая симметрия помогает вывести это произведение на более глубокий композиционный уровень…

a) Line art 

Нарисуйте линии, чтобы найти основную точку интереса [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Используя первоначальный набросок, проведите линию из правого верхнего угла в левый нижний угол. Затем из левого верхнего угла проведите линию под прямым углом к ​​первой линии. Это главная достопримечательность, где вы нарисуете глаз дракона.

b) Обозначьте края

Определите важные элементы платформы [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Проведите прямую линию в основной точке, чтобы определить линию глаз дракона. Затем поместите линию из нижнего правого угла под прямым углом к ​​исходной линии. Они помогают установить важные элементы, такие как край платформы, сторона орка и крыло дракона.

c) Проверка размещения элементов

Посмотрите, где находятся символы в форме ромба [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Затем повторите эти шаги, начиная с верхнего левого угла. Используя эти направляющие, найдите край платформы, левое крыло и руки воина. Это позволит вам увидеть, что воин находится прямо в центре ромба. Голова дракона, смещенная вправо, теперь находится в верхнем ромбе

06. Применение золотого сечения

Золотое сечение выражается в виде спирали [Изображение: mathsbyagirl.wordpress.com]

Иногда динамическая симметрия кажется неподходящей для произведения, и именно здесь золотое сечение наиболее полезно. Это греческое математическое уравнение выражается в виде спирали. Многие из самых известных произведений искусства используют это соотношение для принятия решения о размещении элементов и как естественный способ вести взгляд по изображению. Оно настолько укоренилось в нашем естественном мире и в нашей человечности, что мы часто используем это соотношение, даже не осознавая этого.

Они верили, что все вещи, как материальные, так и нематериальные, имеют совершенное состояние бытия, которое их определяет. Они также считали, что нужно всегда стремиться к достижению этого идеального состояния, будь то в математике, телосложении, политике или эстетике.

Спираль создала гармонию между элементами [Изображение: Стив Эллис]

Греческие математики, неоднократно наблюдавшие подобные пропорции в природе и геометрии, разработали математическую формулу для того, что они считали идеальным прямоугольником: прямоугольник, стороны которого относятся как 1:1,62.

Они чувствовали, что все объекты, пропорции которых демонстрировали это, были более приятными, будь то здание, лицо или произведение искусства. По сей день книги и даже кредитные карты соответствуют этому идеалу.

В случае с изображением выше спираль использовалась для создания гармонии между интересующими элементами, такими как глаза волка, Морриган, дерево и вороны.

07. Канал Правило третей

Дюлак соблюдал Правило третей [Изображение: wikiart.org]

(открывается в новой вкладке)

Это гласит, что если вы разделите любую композицию на трети по вертикали и по горизонтали, затем расположите ключевые элементы вашего изображения либо вдоль этих линий, либо на их стыках. Вы добьетесь более приятного расположения. Но работает ли это?

Давайте посмотрим на картину Эдмунда Дюлака «Русалочка: Принц спросил, кто она такая» (вверху). Дюлак отлично умел использовать пустое пространство в своих интересах, отчасти потому, что он был склонен соблюдать правило третей.

Линия третей была использована идеально [Изображение: Dan dos Santos]

(открывается в новой вкладке)

Здесь Дюлак идеально расположил колонну и линию горизонта вдоль линии третей. Но что, если он этого не сделал?

Результат менее успешен, если колонна и горизонт расположены в центре [Изображение: Дэн Дос Сантос]

(откроется в новой вкладке)

С колонной и линией горизонта в центре изображения результат менее удачный. Колонка доминирует над изображением, отвлекая внимание от фигур.

Взгляд зрителя теперь прикован к этой четкой форме, которая делит холст пополам, вместо того, чтобы блуждать по изображению, как это было изначально.

08. Узнайте, как работают правила

Правило третей работает, потому что оно требует, чтобы художник делал один элемент более доминирующим, чем другой. Это доминирование создает дисбаланс, а дисбаланс любого рода всегда будет привлекать внимание зрителя.

Идеальное разделение изображения пополам создает наименьший интерес, потому что все одинаково сбалансировано.

Преобладание одной области вашей композиции создает напряжение и, следовательно, добавляет интереса. Это также заставляет ваши глаза больше перемещаться по холсту, чтобы сравнить все эти отношения.

Тот факт, что композиция разделена на четкие терции, на самом деле имеет минимальное значение. Вы можете разделить композицию на четверти, пятые или даже десятые части. Пока есть какой-то дисбаланс, композиция будет демонстрировать напряжение. Как вы скоро увидите, эта концепция дисбаланса применима ко многим аспектам композиции, включая насыщенность и цвет.

09. Используйте подразумеваемые линии

Подразумеваемые линии направляют взгляд читателя [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Это, вероятно, самый важный аспект композиции, потому что вы замечаете их первыми. При реалистичном рисовании вокруг объекта нет фактической линии.

Иллюзия контура возникает в результате контрастирования различных тонов и цветов. Но даже впечатление от линии сильное, и наши глаза устремятся к ней и проследят ее длину, пока она не закончится или пока она не встретится с другой линией, по которой мы будем следовать снова. Великолепная композиция сильно использует это естественное притяжение к линиям.

Размашистое действие или движение по произведению будет перетягивать взгляд с одной стороны композиции на другую. Использование сильных, прямых линий действия, встроенных в элементы изображения, может направить взгляд в нужную точку. В сюжетах без действия или в более спокойных областях боевых сцен используйте такие элементы, как развевающаяся ткань, клубящийся дым или даже направленные мазки в небе — все тонкие следы, по которым глаз может следовать в фокусе изображения. Здесь волны, щупальца и форма паруса направляют взгляд.

Подразумеваемые линии также могут создавать фокусы [Изображение: Dan dos Santos]

(открывается в новой вкладке)

Помимо использования подразумеваемых линий для привлечения внимания к композиции, вы можете использовать тот же метод, чтобы сделать кого-то немедленно посмотрите на выбранную вами фокусную точку.

На самом деле, вы можете делать это неоднократно, с разных сторон. Это особенно полезно, когда ваше изображение представляет собой портрет или пин-ап, а лицо персонажа является наиболее важным элементом.

Окружающие предметы должны указывать на вашего персонажа, чтобы привлечь внимание в [Изображение: Dan dos Santos]

(открывается в новой вкладке)

Чтобы привлечь больше внимания к конкретному персонажу, попробуйте сделать окружающие предметы, такие как оружие, мечи и здания, укажите на свой предмет. Вы также можете использовать подразумеваемые линии, чтобы обрамить лицо объекта, зафиксировав взгляд зрителя на месте.

Лучшие сегодня цены на лучшие карандаши для рисования

Цена снижена

(откроется в новой вкладке)

LYRA Rembrandt Art Design чертеж

(открывается в новой вкладке)

(открывается в новой вкладке)

16,96 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке)

11,09 фунтов стерлингов

(открывается в новой вкладке2)

Deal

Посмотреть все цены

Набор карандашей Palomino Blackwing из 12 шт. (открывается в новой вкладке)

Посмотреть сделку (открывается в новой вкладке)

Посмотреть все цены

11. Создать драму с точки зрения

Зритель должен быть во главе воина, чтобы создать драму [Изображение: Стив Эллис]

Для эмоционального эффективная часть, такая как эта, зритель должен поставить себя в голове воина. Наш герой — и, следовательно, зритель — должен чувствовать себя подавленным и побежденным, но все же готовым сражаться. Для этого злодей был помещен над средней точкой изображения. Угол был немного наклонен, чтобы сбить зрителя с толку. Таким образом, злодей буквально нависает над нами так же, как и мальчик.

12. Видеть тройки повсюду

Подумайте об общем расположении переднего плана, среднего плана и заднего плана [Изображение: wikiart.org]

(открывается в новой вкладке)

Правило третей, кажется, работает в большинстве аспектов создания изображений, и стоимость не является исключением. При построении композиции думайте об общем расположении переднего, среднего и заднего планов.

Чтобы усилить взаимосвязь между этими тремя глубинами, постарайтесь ограничить каждую из них диапазоном значений, отдавая предпочтение черному, белому или серому. Например, вы можете сделать фон преимущественно белым, средний план — серым, а передний план — черным.

Конечно, любое расположение этих трех значений будет работать. Ограничивая свои значения в этих областях, вы усиливаете ощущение глубины вашего изображения и делаете силуэты очень легко читаемыми — и эта разборчивость важна.

Посмотрите на старых мастеров, чтобы увидеть схемы значений Triptich. Вот почему вы увидите, что эта техника так часто используется в искусстве коллекционных карточек. Когда ваше изображение имеет высоту всего несколько дюймов, высококонтрастные композиции работают особенно хорошо.

Подобные схемы стоимости триптиха хорошо видны в работах старых мастеров, особенно в гравюрах Гюстава Доре.

На всех его картинах показано различное расположение черного, белого и серого, чтобы подчеркнуть разницу между передним, средним и задним планами.

13. Используйте силу треугольников

Ромбики привлекают внимание к лицам персонажей [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Композиции часто основаны на сильных, простых формах. Здесь герои в этой пьесе должны иметь индивидуальный момент для себя, но также и работать вместе как команда. Поскольку треугольник — это сильная форма, команда была составлена ​​таким образом, чтобы его различные элементы приводили внимание к голове орка-паладина (зеленый треугольник). И поскольку фон также расположен в виде треугольника, направленного вниз (синий треугольник), он создает ромбовидную форму, где примерно расположены головы основных фигур. Все это предназначено для того, чтобы привлечь внимание читателя к выражениям лиц персонажей.

14. Будьте умнее с цветом

Контраст темных и ярких цветов [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Цвет — это удивительный инструмент для композиции. В произведении, где я хочу, чтобы что-то сильно ударило, я буду использовать много контрастных цветов, а также дополнительные цвета. Яркий теплый цвет посреди прохладного поля может действительно выделиться из сцены и привлечь внимание зрителя. Здесь слово «Циклон» темно-красного цвета, контрастирующего с голубизной воды, а глаза змеи ярко-желтые на фоне темно-бирюзового неба. Мальчик был выделен желтым цветом и более светлым оттенком кожи, чтобы выделить его на фоне знака и воды.

Аккуратно используйте черный и белый цвета, чтобы сфокусировать взгляд. [Изображение: Дэн Дос Сантос]

(открывается в новой вкладке)

Черный и белый цвета по своей сути являются сильными тонами. Если вы используете их экономно и рядом друг с другом, вы можете легко привлечь внимание зрителя к определенному месту.

При рисовании постарайтесь оставить самые чистые белые и черные цвета для фокуса. Например, если у вашего главного героя очень бледная кожа, попробуйте наложить на него что-то очень темное, например, черные волосы или черную одежду.

Это один из самых простых и успешных способов сделать ваш объект популярным. В приведенной выше картине «Разделенная кровь» героиня сидит отдельно от фона.

15. Учитывайте свой ракурс

Поверните камеру, чтобы добавить волнения [Изображение: Dan dos Santos]

(открывается в новой вкладке)

Дисбаланс может сделать вашу композицию более захватывающей, но также может добавить драматизма . В следующий раз, когда ваша картина будет недостаточно захватывающей, попробуйте изменить угол камеры.

Даже малейший наклон к линии горизонта может превратить обыденную сцену в крутой боевик. Поэкспериментируйте с психологическими впечатлениями, которые создают разные ракурсы камеры.

Прямо, этой картине не хватает настоящего азарта. Кирпичи, дождь и волосы создают простые вертикальные линии и не особо усиливают драматизм пьесы. Наклон изображения придает ему совершенно новый вид.

Чувство веса меняет динамику между персонажами [Изображение: Дэн Дос Сантос]

Внезапно кажется, что женщину прижимают к стене. В их позах также больше ощущения веса

16. Оцените силуэт

Убедитесь, что силуэт интересен [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Планируя картину, подумайте о том, как изображение будет выглядеть как силуэт. Композиционно силуэт является внешней гранью основных форм предметов или фигур переднего плана. Если он работает в черно-белом режиме как композиция, то есть большая вероятность, что композиция будет хорошо работать в цвете, если вы не будете слишком много возиться с цветовыми значениями. Также позаботьтесь о том, чтобы силуэт был интересным, а элементы фона не конкурировали с ним.

17. Варьируйте симметрию или асимметрию

Смешивание элементов делает вещи захватывающими [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Симметрия отлично передает порядок и спокойствие, но она может быть довольно скучной. Иногда, как и в случае с этим портретом, подумайте о двусторонней симметрии, но немного измените элементы, чтобы рисунок оставался активным: например, выражение глаз и положение, форма и размер различных щупалец. Также сбалансируйте элементы фона, не повторяя их, чтобы они сохраняли ощущение энергии.

18. Играйте масштабно и смело

Используйте простые формы для создания точек интереса [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Иногда стоит быть откровенным с элементами дизайна. Просто посмотрите на любую обложку газеты «Saturday Evening Post» Нормана Роквелла. Я часто использую гигантский круг на одной из точек интереса в произведении, создавая ореол вокруг главного героя или действия. Это привлекает внимание зрителя ко всему, что вырывается из этого круга. Этот подход также работает с другими простыми формами, такими как ромб или треугольник.

19. Думайте заранее о конечном продукте

Различные виды искусства имеют разные композиционные потребности [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Важно подумать о конечном доме искусства. Это игровая карта или обложка книги, или она будет висеть на стене? Художественная галерея имеет другие композиционные потребности, чем изображение карты или обложка комикса размером 6×9 дюймов. В то время как сильная композиция будет работать на многих уровнях, интенсивность детализации, необходимая для более крупного воспроизведения, может не понадобиться для крошечной карты. Композиции простой формы могут быть самыми сильными для небольших деталей, но могут показаться слишком простыми при увеличении.

20. Держитесь свободно

Сделайте несколько неструктурированных набросков, чтобы сохранить свежесть [Изображение: Стив Эллис]

(открывается в новой вкладке)

Хотя такие советы могут помочь создать сильные образы, если они когда-либо станут ограничивающими, выбросьте их. правила и сделайте неструктурированный набросок. Используйте более крупные, свободные и смелые штрихи и формы, а затем вернитесь к этим советам. В конце концов, вы никогда не должны терять спонтанность изображения, иначе оно потеряет свою привлекательность. Если создание искусства не доставляет удовольствия художнику, оно не будет доставлять удовольствие и зрителю.

21. Соедините все воедино

Хорошая композиция — это та, в которой художник управляет движением взгляда зрителя для получения полезного результата.

Усиление фокальных точек с помощью «Правила третей» [Изображение: Dan dos Santos]

(открывается в новой вкладке)

Мы можем сделать это несколькими способами, такими как усиление фокальной точки с помощью «Правила третей», подразумеваемые линии, контраст значения и выборочная насыщенность цвета.

«Дуэль после бала-маскарада» Жана-Леона Жерома — прекрасный пример использования всех композиционных приемов [изображение: artrenewal.org]

Собрав все эти инструменты в единое целое, «Дуэль после бала-маскарада» Жана-Леона Жерома является прекрасным примером использования всех композиционных приемов в ваших интересах.

Этот контент изначально появился в ImagineFX (откроется в новой вкладке) ; подпишитесь здесь (откроется в новой вкладке) .

Подробнее:

  • Методы рисования карандашом: профессиональные советы для оттачивания навыков (открывается в новой вкладке)
  • Как рисовать мышцы (открывается в новой вкладке)
  • Лучший планшет для рисования Huion прямо сейчас (открывается в новой вкладке)

Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ

Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки

Присоединяйтесь сейчас для неограниченного доступа

Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

Автор/художник комиксов

Композиция в искусстве

Композиция, пожалуй, самый недооцененный аспект художественного творчества. Это также один из самых важных аспектов, который нужно сделать правильно. Если ваша композиция слаба, то и ваша работа слаба. Даже если у вас есть полный диапазон значений, ваши пропорции верны, и вы использовали среду как мастер — если ваша композиция плохо спланирована и выполнена, то ваше искусство можно считать неудачным.

К счастью, композиция — это одна из тех вещей, которые мы можем сделать правильно, если приложить немного усилий и знаний. Это не требует «таланта» и определенно не связано с «догадками». Есть несколько «правил», которые мы можем учитывать при планировании нашей работы, чтобы каждый раз добиваться успеха.

Что такое композиция в искусстве?

Очевидно, что для создания успешного художественного произведения требуется нечто большее, чем создание меток и среднее мастерство. Наша композиция играет важную роль в том, как наши работы воспринимаются и воспринимаются нашей аудиторией.

Но прежде чем мы определим композицию с точки зрения искусства, давайте рассмотрим связанную с ней тему.

Если вы музыкант, то знаете, что музыкальные произведения также могут называться «композициями». У песни есть структура. Каждый музыкант играет «свою роль». Если музыкант играет не в то время или играет не те ноты, то песня превращается в беспорядок. Каждая часть тщательно проработана, чтобы песня была как можно лучше. В некоторых песнях гитара может иметь больше партий и доминировать в песне. В других случаях это может быть пианино.

Эту музыкальную аналогию можно сравнить с искусством. Как и песня, каждое произведение искусства, которое мы создаем, имеет структуру (или должно иметь структуру). Как художники, мы планируем эту структуру и реализуем ее по мере того, как создаем искусство.

Если мы не будем тщательно планировать элементы, которые мы включаем, наше искусство может превратиться в настоящий беспорядок.

Итак, когда дело доходит до искусства, композиция — это расположение элементов в живописном пространстве (или трехмерном пространстве со скульптурой). Расположение и расположение элементов в произведении влияет на то, как зритель взаимодействует с тем, что мы создаем.

Как и в случае с песней, возможности безграничны. У нас есть полная творческая свобода в отношении того, как мы располагаем элементы в наших работах. Но хотя возможности безграничны, это не значит, что мы можем подходить к композиции бессистемно, без планирования. Мы должны создавать наши композиции, как это сделал бы опытный композитор.

В некоторых произведениях может доминировать определенный элемент. В других может доминировать другой элемент. Однако мы всегда должны следить за тем, чтобы у нас не было слишком много элементов, конкурирующих за внимание. В песне мы не ожидаем, что гитарное соло, соло на фортепиано и соло на барабанах будут звучать одновременно. В произведении искусства мы также не ожидаем, что все элементы, которые мы включаем, будут конкурировать за внимание.

Вместо этого мы должны сосредоточить внимание нашего зрителя на одном или двух элементах сцены. Эти элементы становятся фокусом(ами). Затем все остальные элементы произведения становятся второстепенными актерами.

Создание фокусных точек

Фокусная точка — это область или области в сцене, которые привлекают визуальное внимание зрителя. В большинстве случаев фокусы включают в себя основной объект. Каждое произведение искусства должно иметь по крайней мере один фокус.

Фокусы должны быть ограничены. Во многих случаях требуется только одна фокусная точка. У вас может быть более одной фокусной точки, но любое число, превышающее три, будет трудно реализовать. Если в вашей работе более одного фокуса, то должен быть один, который доминирует над остальными. Другими словами, должен быть один главный координационный центр и, возможно, вспомогательный или второстепенный координационный центр.

Фокусы могут быть созданы в произведении с использованием различных техник. Эти методы включают…

  • Контраст
  • Изоляция
  • Размещение
  • Конвергенция
  • Необычное

Хотя здесь мы кратко рассмотрим каждую из этих техник, в этих уроках мы рассмотрим их более подробно…

  • Как создавать фокусные точки
  • Акцент – принцип искусства

Теперь давайте кратко рассмотрим каждую технику создания фокуса.

Контраст

Контраст имеет дело с различием. Это может быть разница в значении, цвете, текстуре, размере и т. д. Когда мы включаем область сильного контраста, она притягивает взгляд зрителя к этому месту в работе и создает фокус.

Изоляция

Если в детстве вы попали в беду и учитель загнал вас в угол, то вы знаете, что такое изоляция. Когда тебя отправляют в угол, все остальные дети в классе смотрят на тебя. Какое ужасное наказание!

Когда мы выделяем предмет или элемент на рисунке или картине, этот элемент естественным образом привлекает внимание и становится фокусом.

Размещение

Мы визуально притягиваемся к центру фигур. Если мы думаем о картинной плоскости нашей работы как о такой форме, как прямоугольник, то мы можем ожидать, что наш зритель будет притянут к центру. Если мы поместим предмет близко или точно в центр нашей картинной плоскости, то этот предмет станет фокусом.

Ван Гог «Голова женщины» 1882

Хотя эта техника работает для создания сильного фокуса, обычно это не лучшая техника для создания визуально стимулирующей композиции. Когда мы помещаем предметы в центр работы, результат обычно статичен и скучен. Объект лучше расположить немного не по центру, а еще лучше — на одной из третей. Подробнее об этом чуть позже.

Конвергенция

Конвергенция относится к акту направления взгляда зрителя в произведении с использованием визуальных подсказок. Это могут быть линии, формы, контрастные цвета и т. д. Каждый элемент, который мы включаем, может направлять взгляд зрителя в фокус. Иногда нас привлекает область внутри работы просто потому, что художник манипулировал элементами, чтобы привлечь наше внимание к определенной области. Мы тоже можем это сделать!

Необычное

Все необычное привлекает наше внимание. Точно так же все, что мы включаем в нашу работу, что неожиданно или резко отличается от других элементов в сцене, станет фокусом.

Создание определенного фокуса важно для создания сильной композиции, но это еще не все. Мы также должны рассмотреть несколько принципов дизайна.

Принципы дизайна в художественной композиции

Принципы дизайна касаются расположения элементов искусства в произведении. Элементы искусства являются основными компонентами или строительными блоками художественного творчества.

Подробнее об элементах искусства и принципах дизайна можно узнать здесь…

  • Элементы искусства
  • Принципы дизайна

Восемь принципов дизайна…

  • Баланс
  • Доля
  • Механизм
  • Ритм
  • Гармония
  • Единство
  • Акцент
  • Разнообразие

(Некоторые искусствоведы также включают контраст в качестве принципа. Но поскольку контраст может создать акцент, большинство людей не включают его в список из восьми.)

Не все принципы дизайна напрямую влияют на наши композиции, но большинство из них делают. Вот более пристальный взгляд на те, которые делают…

Баланс

С точки зрения искусства, баланс относится к общему распределению визуального веса в композиции. Каждый объект, который мы включаем в произведение, несет в себе визуальный вес. Когда мы добавляем элемент на одну сторону нашей композиции, нам может понадобиться добавить еще один или несколько элементов, чтобы сбалансировать визуальный вес на другой стороне.

Визуальный баланс может быть достигнут путем добавления элементов или использования пустого пространства. (Подробнее об отрицательном и положительном пространстве чуть позже.)

Баланс можно сравнить с качанием на качелях. Представьте, что у нас есть один большой предмет (или человек) на одной стороне качелей. Качели не будут сбалансированы.

Но, если мы добавим пару объектов среднего размера (или людей) на другую сторону качелей, мы достигнем равновесия. Теперь качели сбалансированы.

Если работа визуально не сбалансирована, она может казаться «тяжелой». Например, если мы добавим слишком много визуального веса в нижнюю часть композиции, вес притянет взгляд зрителя к низу. Композиция будет вызывать беспокойство.

Но если противопоставить этому весу элемент или два в верхней части композиции, то она станет более сбалансированной.

Мы также должны знать, как кадрируется наша композиция, так как это также может повлиять на баланс.

Много раз у нас будут элементы, выходящие за пределы плоскости изображения. Если края этих элементов расположены так, что они находятся близко к краям плоскости изображения, это создаст дополнительный визуальный вес и, возможно, нежелательное внимание.

Взгляните на изображения ниже. На изображении слева обратите внимание, как птица расположена слишком близко к краю плоскости изображения. Край ветки вверху также слишком близко к левой стороне плоскости изображения.

На втором изображении достаточно места по обеим сторонам плоскости изображения, чтобы обеспечить баланс, что приводит к лучшей композиции.

Если мы располагаем объекты в наших работах так, что их края либо заканчиваются немного дальше от краев плоскости изображения, либо выходят далеко за пределы плоскости изображения, то этот визуальный вес сводится к минимуму.

Мы также должны рассмотреть каждую из граней картинной плоскости. Если у нас есть элементы, выходящие за пределы плоскости изображения с двух сторон, мы можем создать слишком большой визуальный вес на этих двух сторонах. Но если мы позволим объектам выходить за пределы плоскости изображения со всех четырех сторон, мы можем создать более сбалансированную композицию.

Движение

Движение может относиться к иллюзии реального движения на рисунке или картине; или это может относиться к движению, которое совершает глаз зрителя, воспринимая ваше искусство. С точки зрения композиции нас больше всего интересует последний.

Когда зритель взаимодействует с вашим искусством, его взгляд переходит от одного элемента к другому. Обычно самый главный элемент требует немедленного внимания. После этого зритель может перейти к другим вспомогательным элементам сцены.

Как художники, мы можем контролировать это «движение глаз» в зависимости от того, как мы планируем нашу композицию. Мы можем направить зрителя к наиболее важным элементам и во много раз контролировать, как большинство людей «проглотят» наше творение. В большинстве случаев мы хотим, чтобы взгляд зрителя проходил через работу в определенном порядке.

В зависимости от сюжета заказ может выглядеть примерно так…

  1. Зритель втягивается в работу.
  2. Зритель направляется к фокусным точкам.
  3. Зритель направляется к опорным элементам.
  4. Зритель выходит из работы или возвращается к фокусу.

Это визуальное движение обычно достигается за счет создания контраста, направляющих линий, диагоналей и перекрывающихся элементов.

Взгляните на работу ниже. Когда вы исследуете его, обратите внимание на то, как ваши глаза перемещаются по работе.

Уиллард Меткалф «Летящие тени» 1909-1910

Возможно, ваш взгляд следовал тем же маршрутом, что и мой. Я приступил к работе на дне долины, возле ручья. Меня направила линия более темных деревьев к центру живописного пространства, а затем обратно в лес. Затем я последовал за линией деревьев прямо перед далекими горами. Оттуда меня направили обратно в центр.

Расположение этих элементов позволило мне увидеть все важные части работы, оценивая каждую часть картины отдельно.

Мы можем использовать те же методы, чтобы немного контролировать то, как зритель взаимодействует с нашим искусством. Хотя мы не можем полностью контролировать то, как люди будут смотреть на наше искусство, мы можем иметь некоторое влияние на их визуальное восприятие.

Ритм

Мы понимаем ритм через повторение. Например, мы можем слышать ритм песни и ее ритм, потому что она повторяется много раз предсказуемым образом. Без повторения нет ритма.

В искусстве то же самое. Мы должны иметь повторение, чтобы иметь ритм. Визуально ритм создается повторяющимися элементами. Это может быть регулярный или нерегулярный узор из повторяющихся фигур, или это может быть повторение определенного предмета. В любом случае повторяющиеся элементы создают ритм.

Взгляните на картину внизу. Обратите внимание, какое у него чувство ритма.

Ван Гог «Ирисы» 1889

Этот ритм создается повторением. Здесь мы видим, как повторяются формы, созданные для лепестков цветов…

А также формы для меньших цветов в верхнем левом углу…

Формы, созданные для ирисов, ничем не отличаются. Они также повторяются…

Повторяющийся элемент в произведении часто называют мотивом. Включение мотива в вашу работу часто может привести к ощущению гармонии и единства.

Вернемся к аналогии с музыкой. Большинство популярных песен имеют постоянный ритм на протяжении всей песни. Динамика песни может измениться, но тактовый размер меняется редко. И хотя ноты могут резко меняться, единый ритм объединяет песню от начала до конца.

Наши работы должны иметь такую ​​последовательность, которая приводит нас к следующим принципам – гармонии и единству.

Гармония и единство

Наши художественные композиции также должны быть гармоничны и едины. Гармония и единство настолько тесно связаны, что легко предположить, что это одно и то же. Они очень похожи, но каждый следует рассматривать отдельно в наших композициях.

Единство связано с чувством «единства». Это обычно достигается в произведении искусства за счет последовательного использования среды и до уровня завершенности. Мы также можем думать о единстве с точки зрения художественного стиля. Если стиль и использование средств массовой информации последовательно используются в работе, и работа кажется завершенной и законченной, мы обычно можем сказать, что работа унифицирована.

Единство можно создать и в работе за счет упрощения. Этого можно достичь за счет упрощения форм, предметов или цветовых схем.

Приведенная ниже работа едина и гармонична по ряду причин. Самый очевидный способ унификации — использование цвета.

Роберт Харрис «Североафриканский интерьер» 1877

Харрис упростил цветовую схему и использовал в основном дополнительные цвета красный и зеленый. Зеленый очень землистый, но все же присутствует.

Гармония помогает создать единство в произведении. В то время как единство имеет дело с произведением искусства в целом, гармония касается в большей степени отдельных частей произведения. Если отдельные части произведения работают вместе, то искусство можно считать гармоничным.

Другой способ подумать об этом — рассмотреть семью. Семья состоит из разных членов. Давайте посмотрим на семью в традиционном смысле этой аналогии. В семье может быть отец, мать, сын и дочь. Каждый член семьи уникален и уникален, но семья по-прежнему едина. Одни семьи хорошо ладят друг с другом, другие нет.

Мы можем создать гармонию и единство в наших композициях, используя…

  • Постоянное использование медиума на протяжении всей работы.
  • Упрощение форм, предметов или цветовых схем.
  • Использование единого стиля на протяжении всей работы.
  • Убедитесь, что работа завершена.
  • Обеспечение того, чтобы каждая отдельная часть изделия работала (и имела смысл) с другими частями.

Акцент

Мы часто используем акцент, чтобы определить фокус или точки в композиции. Мы уже обсуждали несколько способов, которыми художник может создать фокус в своей работе. Успех каждого из этих методов зависит от акцента. Акцент обычно создается в произведении с помощью той или иной формы контраста.

Взгляните на работу ниже. Как вы думаете, что подчеркнуто?

Эдгар Дега «Любительница абсента» 1876

Большинство из нас притягивается к женщине в этой сцене, точнее – к ее лицу. Дега привлек к ней наше внимание несколькими способами. Во-первых, она расположена в центре плоскости изображения. Вокруг нее также существует сильный ценностный контраст. Обратите внимание, что мужчина рядом с ней одет в черное, а она в белое. На стене рядом с ее светлым лицом даже есть темная тень.

Затем идут линии схождения, созданные столами и задним краем скамейки.

Вы также заметите, что лицо женщины имеет больше деталей по сравнению с другими элементами сцены. Это также помогает привлечь внимание зрителя.

Все эти характеристики помогают влиять на то, как мы взаимодействуем с объектом.

Разнообразие

Как и акцент, разнообразие также связано с различием. Наши рисунки и картины должны включать в себя некоторое разнообразие.

Задумайтесь на минутку о своей любимой еде. А теперь представьте, какой была бы жизнь, если бы вам приходилось есть свою любимую еду при каждом приеме пищи до конца жизни. На завтрак, обед и ужин — ваша любимая еда и ничего больше. Это может быть здорово в первый день, но потом вы очень устанете от любимой еды.

Точно так же мы можем думать о наших произведениях искусства. Мы не хотим утомлять нашего зрителя одной и той же визуальной информацией. Вместо этого мы должны добавить немного разнообразия, чтобы заинтересовать их и сделать наши работы более интересными.

Весь фокус в том, чтобы сбалансировать гармонию и разнообразие. Если мы зайдем слишком далеко в разнообразии, работа, скорее всего, не будет гармоничной. Если мы зайдем в гармонию слишком далеко, в работе может не хватить разнообразия.

Взгляните на изображение ниже. Обратите внимание, какое разнообразие присутствует…

Василий Кандинский «Композиция IV» 1911

Кандинский создал разнообразие, используя широкий диапазон цветов, но сохранил картину единой за счет упрощения.

Позитивное и негативное пространство

Космос — один из семи элементов искусства. Когда мы думаем о пространстве, мы часто рассматриваем его с точки зрения глубины или иллюзии глубины в рисунке или картине. Однако, когда дело доходит до композиции, мы можем думать о пространстве с точки зрения фактического изобразительного пространства на поверхности рисунка или картины.

Пространство, занимаемое важными предметами или элементами дизайна, считается позитивным пространством. Области, окружающие эти места, считаются отрицательным пространством. Часто именно негативное пространство дает зрителю зону «отдыха».

Взгляните на изображения ниже. Сначала мы видим исходное изображение слева. На среднем изображении негативное пространство выделено красным. В третьем мы видим положительное пространство, выделенное красным.

Позитивное и негативное пространство работают вместе, чтобы создать композицию. Композиция может состоять в основном из позитивного пространства, равного баланса между ними или преимущественно из негативного пространства.

На следующем изображении показана композиция, состоящая в основном из позитивного пространства…

Вот пример композиции, состоящей из равных частей позитивного и негативного пространства…

А вот композиция из негативного пространства…

Каждая из этих композиций основана на одном и том же объекте, и каждая из них может считаться «успешной».

Успешное использование положительного и отрицательного пространства в композиции зависит от баланса. То, как достигается этот баланс, будет зависеть от объекта, использования среды, уровня детализации, контраста и других визуальных факторов.

Лучший способ создать баланс в работе и убедиться, что положительное и отрицательное пространство работает на благо композиции, — это тщательное планирование.

Планирование сочинения

Планирование, пожалуй, самый важный аспект достижения успеха в сочинении. К сожалению, это шаг, который большинство людей полностью пропускают.

Допустим, вы решили отправиться в путешествие в место, где никогда раньше не были. Не имеет смысла просто собирать чемоданы, садиться в машину и уезжать, не зная, как добраться до места назначения. Скорее всего, вы взглянете на карту или введете пункт назначения в свою навигационную систему. Вы никогда не доберетесь до пункта назначения без какой-либо подготовки и руководства.

Точно так же мы должны планировать наши композиции, прежде чем пытаться их исполнить. Нам нужно знать, «куда мы идем» с нашими произведениями искусства. Мы должны спланировать окончательный результат, прежде чем приступим к его созданию. Мы можем менять наши идеи во время работы, если захотим, но у нас должно быть общее представление о том, какой должна быть готовая работа, прежде чем мы погрузимся в нее.

Планируя, мы можем решить все композиционные головоломки, необходимые для создания сильного произведения искусства. Когда мы делаем это, мы можем сосредоточиться на фактическом процессе рисования и живописи, поскольку большинство наших решений относительно композиции уже принято.

В большинстве случаев планирование композиции связано с созданием небольших рисунков, в которых отсутствуют детали. Эти небольшие рисунки часто называют эскизами или предварительными набросками. Миниатюры должны создаваться быстро, и к ним следует подходить с позиции эксперимента. Чем больше эскизов вы создадите перед тем, как начать работу над окончательной поверхностью, тем выше ваши шансы на создание успешной композиции.

Создавая эскизы, будьте готовы попробовать разные вещи. Поэкспериментируйте с расположением предметов и с балансом положительного и отрицательного пространства. Подумайте, как взгляд зрителя может перемещаться по произведению. Попробуйте вертикальные композиции и сравните их с горизонтальными. Поэкспериментируйте с разными цветами. Держите свой разум открытым.

Много раз у нас в голове было видение того, что мы хотим создать, и, естественно, предполагалось, что именно это видение является наиболее успешным. Однако в большинстве случаев наше первоначальное видение — это лишь «верхушка айсберга». Если немного больше «копать», наше первоначальное видение превращается во что-то гораздо более успешное. Это происходит только тогда, когда мы открыты для экспериментов и тратим время на планирование.

Правило третей

Правило третей — это композиционная теория, основанная на размещении предметов в композиции. Он основан на «Золотом сечении», математической формуле, которая имеет дело с пропорциональными отношениями. Поскольку Золотая середина довольно сложна, большинство художников и фотографов полагаются на правило третей для создания подобного эффекта.

Вот как это работает…

Давайте возьмем композицию и разделим ее на три части — как по горизонтали, так и по вертикали. Мы можем представить линии, которые проходят вдоль каждой из третей. Эти линии пересекаются в четырех местах на картинной плоскости. Размещая важные предметы или фокусы на этих местах пересечения или рядом с ними, мы создаем более эстетически успешную композицию.

Арман Гийомен «Долина в снегу» 1869

Обратите внимание, как Гийомен расположил фигуру почти точно в одной из этих точек.

Мы также можем создавать более динамичные и интересные композиции, размещая предметы прямо на этих линиях.

Создание диагоналей

Композиции могут быть динамическими или статическими. Статические композиции довольно прямолинейны и прямолинейны. Статическая композиция имеет смысл для информационного изображения — например, научной иллюстрации. Напротив, динамичная композиция создает большее ощущение истории и привлекает зрителя. В большинстве случаев мы хотим, чтобы наши композиции были динамичными.

Динамические композиции можно создавать, используя диагонали в работе. Эти диагонали могут быть созданы с помощью реальных линий и форм или подразумеваемых линий. Их также можно использовать, чтобы направлять взгляд зрителя по работе, как мы обсуждали ранее.

Фредрик Ремингтон «Ковбой» 1902

Ищите интересные способы включения диагоналей в свою работу. Это может означать, что вы меняете угол обзора зрителя. Вместо того, чтобы рисовать или раскрашивать предметы со стандартной точки зрения, рассмотрите вид сверху или снизу или даже под наклонным углом.

Нечетные числа лучше

Когда мы сочиняем наши работы, мы также должны учитывать количество предметов или элементов, которые мы включаем. Человеческий разум находит баланс в нечетных числах. Наиболее оптимальное количество для использования — 3. Это означает, что если вы сочиняете натюрморт, лучше всего использовать 3 предмета. Это не означает, что мы ограничены тремя объектами. Мы можем, конечно, включить больше, если захотим. Но если мы включим больше, лучше всего использовать нечетные числа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *