МдЧ. Урок 6. Гармония, часть 1 — Мрачнота, красота и круги безумия / Блоги
навигация по МдЧ
(В этот раз, так и быть, поставил не Emilie Autumn, а Dominique Lenore Persi)
Начинаем, пожалуй, самую интересную и основную главу цикла. Тема обширна, поэтому я решил разделить ее на части.
Гармония поможет при подборе и исполнении различных композиций, но, что главное, без нее невозможно создать сколько-нибудь приемлемую музыку.
Начиная с данного урока, акцент переводится в сторону сочинения собственного материала.
Практически любая мелодия имеет волнообраную структуру — подъемы и спады, она всегда куда-то движется, не стоит на месте. Также, как сильные и слабые ритмические доли (что, я об этом не рассказывал? Ладно, как-нибудь позже), сама мелодия имеет ОСНОВУ — свою тональность. Тональность может меняться по ходу произведения, но на каждом отдельном ее этапе можно выделить эту основу. Пока мы будем касаться музыки лишь с одной тональностью.
Как вы видели из предыдущих уроков, основная нота называется
Ранее я уже приводил в пример тоническое трезвучие.
Вспоминайте строение минора (а его вы уже должны знать, либо уметь подобрать):
ТОН — полутон — ТОН — ТОН — полутон — ТОН — ТОН
Возьмем самую простую минорную тональность (играется только на белых клавишах ф-но) — «ля-минор».
Мы получили: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля.
Аккорды основываются на ступенях тональности. Выделяют семь ступеней, первая (в данном случае, «ля») — и есть тоника. Последняя, восьмая (в данной тональности она — тоже «ля»), отдельно не выделяется, т.к. она же — первая ступень.
В четвертом уроке я показывал строение тонического трезвучия — 1, 3, 5 ступени. В данном случае 3-я ступень — «до», 5-я — «ми».
Особенность аккордов в том, что, если возьмете на инструменте любую чистую «ля» и любые чистые (без знаков альтерации) «до» и «ми», вы получите тонический аккорд ля-минора.
Хоть между нотами может быть расстояние больше октавы. Вы можете добавить несколько «ля», «ми» и т.д., но аккорд от этого не изменит гармоническую функцию. Разница только в количестве «голосов».И да, для простоты, аккорд, построенный на нотах тонического трезвучия, тоже называют тоникой. Ну вы поняли.
Из-за того, что мелодия идет волнами, на ней можно выделить точки тяготения. Тоника — самый устойчивый аккорд, все остальные тяготеют в него. Из-за этого почти все произведения заканчиваются тоникой (иногда, чтобы создать эффект неоконченности или растворения, мелодию как бы обрывают, специально не завершая ее тоникой).
Если мы возьмем на инструменте тонику (аккорд), а голосом будем петь какую-то мелодию, основанную на тонике, главными рабочими нотами будут ступени тоники (напоминаю: 1, 3, 5). Остальные ноты имеют место быть, но они должны быть «проходящими», на них нельзя задерживать партию, иначе возникнет дисгармония (это звучит хреново, поверьте. Но редко бывает и уместно).
Второй после тоники по степени тяготения аккорд — доминанта, над остальными она… доминирует.
В качестве ступени доминантой называют пятую. Итак, возьмите доминанту (пятую ступень), и теперь от нее постройте гамму, НО:
- если тоника — мажор — доминанта также мажорна
- если тоника — минор, тут есть нюанс. В натуральном миноре, который мы рассматриваем, доминанта строится тоже минорной, но в музыке такая доминанта встречается крайне редко. Поэтому запомните, что в миноре ее лучше тоже брать мажорной (зависит от произведения, разумеется, эксперимент покажет).
У нас был «ля-минор», и мы будем строить мажорное трезвучие от пятой ступени «ля-минора». 5-я ступень — «ми», найдите теперь уже в «ми-мажоре» 1, 3, 5 ступени, либо просто отсчитайте от «ми» большую терцию (2 тона) и квинту (3,5 тона) — это «соль-диез» и «си», соответственно.
Возьмите доминантное трезвучие. Затем тоническое. Вы почувствуете, как доминанта стремится в тонику, «требует разрешения» в нее.
Теперь вы обладаете простыми инструментами, двумя аккордами, даже на них можно построить мелодию.
Я сделал небольшой пример, где чередуются тоника и доминанта, прислушайтесь к аккордам:
Ноты доминантного аккорда можно рассматривать относительно тоники, как:
5, 7, 2 ступени (если тоника в мажоре, либо мы используем редкую минорную доминанту в миноре)
5, 7 повышенная, 2 ступени (если мы берем распространенную мажорную доминанту для минорной тоники). Повышение идет на полтона, т.е. в «ля-миноре» это те самые «ми», «соль-диез» и «си».
Субдоминанта находится «под доминантой» и строится на четвертой ступени тоники. В мажоре субдоминанта мажорная, в миноре — минорная. Строятся аналогично.
В нашем «ля-миноре» берем 4-ю ступень — «ре», уже в «ре-миноре» находим 1, 3, 5 ступени: «ре», «фа», «ля» (как я уже писал в уроке 4: мажорное трезвучие — большая терция и квинта, минорное — малая терция и квинта).
Субдоминанта ВСЕГДА слабее доминанты, поэтому после субдоминанты, чаще всего, идет доминанта. Обраное неприемлемо, вы можете сами послушать, что из этого выйдет.
Мы имеем схему по степени тяготения:
Субдоминанта < Доминанта < Тоника
После субдоминанты по данной схеме может идти либо доминанта, либо тоника. После тоники может идти, что угодно, т.к. она — и начало, и конец. А с доминантой вы уже поняли, она разрешается в тонику (в дальнейшем мы разберем и более сложные схемы, но пока так).
Простые мелодии можно построить, пользуясь лишь этими тремя аккордами. Еще их называют «блатными», т.к. такие песни больше ничего и не требуют. Но, по большому счету, вся теория гармонии строится на данных столпах.
Для примера сделал небольшую мелодию, построенную по схеме «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника» (для большей наглядности присутствуют арпеджио — перебирание основных нот аккордов в самой мелодии):
Ноты субдоминантного аккорда можно рассматривать относительно тоники, как 4, 6, 1 ступени.
Итак, вы узнали об основных функциях гармонии. Разумеется, этого недостаточно для того, чтобы писать интересную музыку, но что-то попробовать можно. В дальнейшем мы рассмотрим множество аккордов и их функций, переходы между ними и различные плюхи гармонической теории.
В импровизации данный навык, кстати, необходим особо.
Также попробуйте под аккорды строить мелодию. Не забывайте о том, какой аккорд берете, мелодия (второй голос) должна учитывать «главные ноты» и «проходящие». Примеры построения мелодии я дал выше (там слышны и аккорды, и «голос» — отдельные ноты).
И для закрепления знаний предыдущего урока записал стандарный оборот ля-минора нотами:
Тоника, доминанта и субдоминанта
На ступенях каждого семиступенного лада мы можем построить семь различных трезвучий. Чтобы применять эти трезвучия, нужно познакомиться с их функциями. Трезвучию каждой ступени каждого лада соответствует определенная функция.
Начнем с трех основных функций, без которых немыслима европейская классическая музыка и все основанные на ней жанры.
Первая, самая важная функция соответствует, как можно догадаться, I ступени лада. Трезвучие этой ступени называется тоническим трезвучием или, короче, тоникой (аналогично названию самой ступени). Наклонение этого трезвучия (мажор или минор) всегда совпадает с наклонением тональности. И вообще, полное наименование трезвучия тоники совпадает с названием тональности (по крайней мере, в изученных нами ладах) — например, тоническое трезвучие тональности си-бемоль минор — аккорд Bm. С тонического трезвучия чаще всего начинается аккомпанемент произведения и еще чаще заканчивается на нем (однако и из той, и из другой закономерности существуют исключения).
Вторая по важности функция соответствует трезвучию V ступени и называется доминантой. В натуральном и гармоническом мажорах, а также в гармоническом и мелодическом минорах доминанта является мажорным трезвучием. В мелодическом мажоре и натуральном миноре доминанта — минорное трезвучие. Доминанта — неустойчивый аккорд лада, символизирует стремление в тонику. Она как бы «нависает», доминирует над тоникой, грозя в нее «обрушиться» (говоря музыкальным языком, «разрешиться»). Вслед за аккордом доминанты чаще всего идет именно тоника, и предпоследним аккордом произведения (перед заключительной тоникой) часто бывает доминанта.
Наконец, третья из основных ладовых функций представлена трезвучием IV ступени и называется субдоминантой. В натуральном мажоре, а также в мелодическом миноре субдоминанта представлена мажорным трезвучием. В гармоническом и мелодическом мажорах, а также в натуральном и гармоническом минорах субдоминанта — минорное трезвучие. Субдоминанта более устойчива, нежели доминанта, но не столь устойчива, как тоника. Она символизирует собой «отдаленный», «альтернативный» устой, противопоставляя себя тонике. Субдоминанта как бы сообщает слушателю, что вдали от тоники тоже существуют спокойствие и статика, но они не столь совершенны, как сама тоника. Классическая последовательность в европейской музыке — уход из тоники в субдоминанту (как символ поиска альтернативы, других путей), переход в доминанту и возврат в тонику (отвержение альтернатив, возвращение к истокам). Можно заметить, что субдоминанта находится в таком же отношении к тонике, как тоника к доминанте. Действительно, например, если принять трезвучие F за тонику, то трезвучие C будет к нему доминантой.
Как мы видим, виды (наклонения) основных трезвучий зависят не только от наклонения тональности, но и от конкретного вида лада (натуральный, гармонический или мелодический). Поэтому, прежде чем перейти к выписыванию основных аккордов для конкретных тональностей сделаем небольшое отступление и определимся, какие лады предоставляют для нас наибольший интерес.
Прежде всего отметим, что песни (а именно они интересуют нас в первую очередь) содержат две составляющие: мелодию и аккомпанемент. Аккомпанемент музыкального произведения называют также гармонией. Для мажорных мелодий лады, в порядке убывания употребимости, расположены так: натуральный мажор встречается чаще всего, реже употребляется мелодический мажор, и гармонический мажор наиболее редок. Для минорных мелодий последовательность будет такой: натуральный и мелодический миноры практически равноупотребимы, а гармонический встречается значительно реже.
Но нас сейчас более интересует не мелодия, а аккорды, то есть гармония. И в гармонической составляющей частота употребления мажорных ладов будет такой, от частого к редкому: натуральный, гармонический, мелодический. Минорные же лады в гармонии по тому же критерию выстраиваются так: гармонический, натуральный, мелодический.
Т.е. два наиболее употребительных лада в гармонии — это натуральный мажор и гармонический минор. Строить конкретные аккорды мы будем в первую очередь на ступенях именно этих ладов.
Менее употребительных гармонического мажора и натурального минора мы также будем касаться в отдельных моментах. Мелодические же мажор и минор, как реже всего встречающиеся в гармонии, мы почти не будем затрагивать.
Итак, построим три главных трезвучия для двух самых важных ладов: натурального мажора и гармонического минора. Для конкретности возьмем тональности до мажор и ля минор. Получаем, для до мажора, тоника — C, доминанта — G, субдоминанта — F. Попробуйте сыграть последовательность аккордов C → F → G → C (то есть тоника → субдоминанта → доминанта → тоника).
Теперь для ля минора: тоника — Am, доминанта — E, субдоминанта — Dm. Знакомый набор, не правда ли? Конечно же, это знаменитые «три блатных», под которыми и понимают тонику, субдоминанту и доминанту гармонического минора. На последовательности Am → Dm → E → Am основан аккомпанемент многих «дворовых» песен.
А как насчет гармонического мажора и натурального минора?
В гармоническом мажоре тоника и доминанта останутся теми же, а субдоминанта станет минорной. Попробуйте сыграть C → Fm → G → C, почувствуйте отличие от канонической мажорной последовательности. Гармонический мажор, по сравнению с торжественным и пафосным натуральным, содержит некоторую «грустинку», «перчинку», которую привносит минорная субдоминанта. В авторской песне минорную субдоминанту в мажоре можно встретить у таких музыкально развитых авторов как, например, Юлий Ким, Виктор Берковский, Александр Суханов и Алексей Иващенко. Встречается она и у Визбора. Часто минорная субдоминанта соседствует с мажорной, характерна такая последовательность: C → F → Fm → G → C. Она начинается в натуральном мажоре, а на судбоминанте резко переходит в гармонический мажор. Подобные сопоставления ладов разного вида встречаются нередко.
В натуральном миноре изменит свое наклонение доминанта, она станет минорной. Таким образом, в натуральном миноре все три основных аккорда являются минорными. Классическая аккордовая последовательность, соответственно, будет выглядеть так: Am → Dm → Em → Am. Натуральный минор мрачнее гармонического, и ассоциируется со средневековой музыкой (собственно, исторически он возник раньше гармонического). В авторской песне натуральный минор широко использует, к примеру, Сергей Никитин.
И еще одно важное отступление. Выше было отмечено, что иногда вместо трезвучий в аккомпанементе используют септаккорды, построенные так же на ступенях лада. Теперь добавим, что среди всех аккордов лада есть один, который в виде септаккорда употребляется даже чаще, чем в виде трезвучия: это аккорд доминанты в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Если посмотреть, какой именно септаккорд получается в этих ладах на пятой ступени, то получим ответ: малый мажорный септаккорд, который, как мы помним, иначе называется доминантсептаккордом. Теперь мы знаем, откуда у него такое название. Используется он настолько часто, что вообще, когда говорят об аккорде доминанты, по умолчанию, как правило, имеют в виду именно септаккорд, а не трезвучие.
Приведем, наконец, таблицу главных трезвучий для различных тональностей.
Тональность | Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
---|---|---|---|
До мажор | C | F | G(7) |
До минор | Cm | Fm | G(7) |
Ре-бемоль мажор | D♭ | G♭ | A♭(7) |
До-диез минор | C♯m | F♯m | G♯(7) |
Ре мажор | D | G | A(7) |
Ре минор | Dm | Gm | A(7) |
Ми-бемоль мажор | E♭ | A♭ | B(7) |
Ре-диез минор | D♯m | G♯m | A♯(7) |
Ми мажор | E | A | H(7) |
Ми минор | Em | Am | H(7) |
Фа мажор | F | B | C(7) |
Фа минор | Fm | Bm | C(7) |
Фа-диез мажор | F♯ | H | C♯(7) |
Фа-диез минор | F♯m | Hm | C♯(7) |
Соль мажор | G | C | D(7) |
Соль минор | Gm | Cm | D(7) |
Ля-бемоль мажор | A♭ | D♭ | E♭(7) |
Соль-диез минор | G♯m | C♯m | D♯(7) |
Ля мажор | A | D | E(7) |
Ля минор | Am | Dm | E(7) |
Си-бемоль мажор | B | E♭ | F(7) |
Си-бемоль минор | Bm | Em♭ | F(7) |
Си мажор | H | E | F♯(7) |
Си минор | Hm | Em | F♯(7) |
В таблице приведены аккорды только для ладов натурального мажора и гармонического минора. Вы можете легко определить соответствующие трезвучия и для гармонического мажора и натурального минора, заменив, соответственно, мажорную субдоминанту на минорную или мажорную доминанту на минорную.
Обратите внимание, что в аккордах доминанты проставлена цифра семь в скобках — это служит напоминанием о том, что в данной функции употребительны как трезвучия, так и септаккорды.
В таблице приведены все 24 тональности, но у вас может возникнуть вопрос: почему некоторые тональности названы именно так, а не иначе, т.е., например, почему именно ми-бемоль мажор, а не ре-диез мажор? Ответ таков: в музыкальной нотации из двух энгармонически равных тональностей принято выбирать ту, у которой в натуральном ладу меньше альтерированных нот (т.е. нот с диезами или бемолями). Например, в тональности натуральный ми-бемоль мажор альтериртваны будут только три ноты: b, e♭, a♭. В тональности же натуральный ре-диез мажор альтерированными окажутся все семь нот, причем возникнут ноты с дубль-диезами. Именно поэтому о таких тональностях как ре-диез мажор говорят очень редко, а в нотной записи они практически не встречаются.
Тоники, доминантные и субдоминантные тона и аккорды [объяснение] — Dynamic Music Room
При поиске нот и аккордов для тональности важно знать, что означают различные термины.
Но если у вас нет хорошей системы отсчета, легко забеспокоиться.
Начнем с трех наиболее распространенных тонов и аккордов: тоника, доминанта и субдоминанта.
Тоника, субдоминанта и доминанта в музыке относятся к первой, четвертой и пятой ступеням звукоряда и аккордам в тональности соответственно. Тоника — это домашний аккорд или тон, и он кажется наиболее законченным. Субдоминанта подготавливает доминанту, которая затем резко возвращает нас к тонике.
Вся эта тема сложная, но не бойтесь! Мы углубимся в некоторые детали с примерами в оставшейся части статьи.
Содержание
Что такое тонический аккорд? Степень шкалы?
Когда мы говорим о разных ступенях звукоряда в музыке, мы говорим о том, как ноты и аккорды функционируют в тональности.
Думайте о тональности как о своего рода фоне для пьесы, и каждая нота, ступень гаммы и аккорд на этом фоне служат определенной цели.
Фон может меняться по ходу пьесы или песни, и если это так, ноты и аккорды меняют свое назначение.
Но давайте предположим, что наш ключ не меняется.
Что означает тоник?
Тоника относится к первой ступени тональности или аккорду, построенному на первой ступени гаммы.
Это проще всего понять; он получает то же имя, что и сам ключ.
Если вы играете в тональности до мажор, нота до и аккорд до являются тоникой.
Тоник — «дом» ключа.
Когда мелодия или последовательность аккордов попадает на тонику, кажется, что она закончена.
В музыке мы использовали слово , разрешенное , чтобы описать это чувство.
Градус тонической шкалы, или нота, относится к определенной высоте звука, которая является тоникой.
Тонический аккорд построен на первой ступени гаммы в терциях (трезвучие).
Другими словами, он пропускает каждую вторую ноту и обычно состоит из трех тонов.
В нашем примере остановимся на тональности до мажор.
Тоника — C, поэтому аккорд должен быть построен на нотах C-E-G.
Чтобы звучание было наиболее четким, самая низкая нота аккорда должна быть до. или строчная буква «i», если аккорд минорный.
Что такое субдоминантный аккорд? Степень шкалы?
Ступень субдоминантной гаммы относится к четвертой ноте в тональности.
Придерживаясь нашего простого примера, если мы посмотрим на до мажор, четвертая ступень гаммы или высота тона будет F.
C-D-E- F .
В мелодии субдоминанта демонстрирует две сильные тенденции:
- Разрешение вверх до 5-й ступени шкалы (доминанта).
- Разрешить вниз до 3-й ступени шкалы (медианы).
В качестве степени шкалы мы не часто попадаем на эту ноту.
Обычно используется в равных долях, проходя вверх или вниз по гамме по мере воспроизведения пьесы или песни.
Субдоминантный аккорд — это отдельная история.
Сначала поговорим о том, как его построить.
Как и в случае с тоническим аккордом, нам нужно начать с ноты как основы.
Мы уже решили, что это F в нашем обычном примере.
После этого нужно построить хорду по терциям.
В до мажоре мы начнем с фа, а затем добавим ля и до.
Субдоминантные аккорды редко возвращаются непосредственно к тоническому аккорду, и почти всегда они переходят к доминантному аккорду или чему-либо, выполняющему доминантную функцию.
Отсюда и название саб доминанта!
При анализе субдоминанта получает символ «IV».
Что такое доминантный аккорд? Степень шкалы?
Доминирующие тона и аккорды являются вторыми по распространенности типами аккордов и часто сочетаются с тоникой.
Доминанта в музыке основана на 5-й ступени звукоряда в тональности.
Если мы ищем доминирующую высоту звука в тональности до мажор, мы будем искать G.
C-D-E-F- G .
В качестве ноты в мелодии доминирующая высота звука может использоваться для обозначения тоники или доминирующего аккорда.
Помните, что тонический аккорд включает 5-ю ступень сверху!
Остальная часть гармонии и размещение в мелодии определяют, подходит ли тон к различным аккордам.
В качестве ноты мелодии высота тона используется по многим причинам, в том числе:
- Переход вверх или вниз по пути.
- Прыжки с 5 на 1 (доминанта на тонику).
- Холдинг для подчеркивания полузавершенного ощущения.
- Задержка перед тем, как двигаться дальше, чтобы создать напряжение и поддерживать движение фазы.
Еще не запутались?
Музыка сложна, и мы не можем определить назначение или ощущение одной ступени гаммы в вакууме, особенно такой универсальной, как доминирующий тон.
Но, глядя на доминантный аккорд, мы видим более «запертую» цель.
Доминантный аккорд строится на 5-й ступени звукоряда и может состоять из трех и даже четырех нот!
В до мажоре доминирующим аккордом является G-B-D или (для более мощного разрешения) G-B-D-F.
При использовании трех нот ей присваивается символ «V» в анализе римских цифр.
С добавлением четвертой ноты (субдоминантный тон) мы называем доминантную семерку или аккорд «V7».
В большинстве случаев доминантный аккорд с разрешением на тонический аккорд.
Иногда они пытаются обмануть вас и перейти к 6-аккорду или субмедианту.
В некоторых случаях они вообще избегают перехода к тонике и оставляют фразу незавершенной, чтобы подтолкнуть слушателя к следующей фразе.
Музыка безумная и сложная штука, верно?
Самая распространенная последовательность аккордов
Имея в виду все эти аккорды, мы можем говорить о наиболее распространенных последовательности аккордов.
Эти три аккорда будут выполнять основную часть работы для большинства песен (по крайней мере, если они в мажорной тональности).
Наиболее распространенная последовательность аккордов I-IV-V-I или тоника-субдоминанта-доминанта-тоника.
Песня начинается с чистого, устоявшегося звучания, тоники.
Помните, как тоник чувствует себя как дома? Сначала мы должны установить «дом».
Затем мы переходим к красиво звучащей, но ведущей субдоминанте.
Сам по себе субдоминант, кажется, никуда не ведет, но когда вы только что вышли из дома, такое ощущение, что вы увлеклись пробежкой и просто потеряли свой дом из виду.
Затем, после небольшого путешествия, мы подходим к доминантному аккорду.
Ощущение этого аккорда кричит о возвращении домой (если только мы не хотим продолжать).
Наши уши в западной музыке (Европа, США и Западная Азия) приучены слышать эти ноты как восходящие к тонике.
Когда мы, наконец, возвращаемся домой к тонике, с нашей песней и ушами все в порядке.
Мы могли бы тут же перестать слушать и почувствовать удовлетворение.
Все из трех простых нот и аккордов и как они работают вместе.
Знаете ли вы, что делать, если вы видите волнистую линию в музыке или с аккордом? Прочтите эту статью, чтобы узнать больше.
Пример тоники, субдоминанты и доминанты
Если мы посмотрим на эту простую мелодию из Jingle Bells, мы увидим эту последовательность и эти аккорды в действии.
Послушайте запись с простыми аккордами под ней.
Прохождение:
- Начнем, как и положено, с аккорда I или тоники.
- Затем мы переходим к субдоминанте и чувствуем себя так, как будто мы путешествовали из дома.
- Мы снова получаем краткий намек на тоник, но он настолько краток, что мы не чувствуем себя законченными.
- Вступает доминирующий аккорд, а не разрешается. Наши уши знают, что это еще не все (представьте, если бы это закончилось здесь!).
- Получаем почти то же, что и выше…
- …но теперь доминанта возвращается домой в конце к тонике. Это кажется таким полным!
Кстати, это хороший пример антецедентной и консеквентной фразы и в музыке.
12-тактный блюзовый аккорд, пример
Эти три аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта) также составляют большую часть блюзовой музыки!
Все, что вам нужно, чтобы сыграть блюзовую песню, — это три основных аккорда.
Основой этого стиля музыки является 12-тактовый блюз, и они идут в таком порядке.
Tonic | Tonic | Tonic | Tonic |
Subdominant | Subdominant | Tonic | Tonic |
Доминанта | Доминанта | Тоника | Тоника |
Вы заметили, что небольшой переход к тонике во второй строке выглядит почти так же, как в примере с Jingle Bells?
Вот еще один способ посмотреть на это в виде видео:
Названия ступеней гамм
Если вам нравится изучать теорию музыки или вы хотите выучить все гаммы, используйте эту таблицу, чтобы помочь вам запомнить.
Придерживаясь приведенного выше примера тональности, мы рассмотрим все названия ступеней гаммы в тональности до мажор.
Примечание: Чтобы сохранить идею вертикального движения и построить тонику, я поместил тонику внизу диаграммы.
Scale Degree Name | Number in a key | Letter in the key of C Major |
---|---|---|
Leading Tone | 7 | B |
Submediant | 6 | A |
Доминантный | 5 | G |
Субдоминантный | 4 | F |
Mediant | 3 | E |
Supertonic | 2 | D |
Tonic | 1 | C |
Please note, these are ноты диатонической гаммы, что означает, что они не используют измененные высоты тона стандартной гаммы.
Таким образом, все диатонические аккорды будут работать так же, как описано.
Как только вы начнете изменять высоту тона, все изменится.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли использовать субдоминанту с тоником?
Субдоминанта редко переходит в тонику в качестве разрешения. Слишком мало тонов, переходящих один в другой, чтобы создать достаточное напряжение, чтобы оно звучало законченно.
Но субдоминанта все время уходит в тоник, так как немного в сторону или вкус или какой тоник.
Большую часть времени эта тоника находится не в корневой позиции (где основной тон или строительный блок не находится внизу), поэтому она не такая сильная.
Тоника также быстро вернется к субдоминанте или доминанте, как это происходит в наших примерах выше.
Традиционная церковная музыка иногда использует добавленное субдоминантно-тоническое движение для создания приятного звука «Аминь» в конце Гимна.
Как определить, является ли аккорд доминирующим или тоникой?
Чтобы отличить доминантные аккорды от тонических, нужно посмотреть на все ноты, играемые в данный момент. Если ноты строятся от 1-3-5 в любом порядке, это тоника. Если вы видите больше 5-7-2 (иногда 4), то оно доминирует.
Помните, что тоника строится по первой ноте или ступени гаммы. Доминанта строится от 5-го числа.
Может ли доминант перейти к субдоминанту?
В то время как доминанта может переходить в субдоминанту, это случается редко, кроме как в качестве инструмента для продления фразы. При этом два аккорда обычно чередуются, пока фраза не будет готова закончиться четким доминантно-тоническим движением.
Что такое субдоминантная функция?
Субдоминанта функция – подготовка и передача гармонии в доминантную функцию в тональности. Субдоминантная функция вовсе не обязательно должна быть полным субдоминантным аккордом, если подразумевается чувство.
На самом деле, 2-я ступень звукоряда (супертоник) и его минорные аккорды часто заменяют сам субдоминантный аккорд, потому что супертонический аккорд имеет аналогичную субдоминантную функцию.
Функция аккорда не всегда соответствует своему месту в списке ступеней звукоряда.
Что такое субдоминантный и доминантный тональности?
В более сложных произведениях целые разделы полностью оставляют исходную тональную тональность и проводят время, используя тональности, построенные на субдоминантных и доминантных ступенях гаммы. В это время субдоминанта и доминанта становятся временной тоникой, пока пьеса находится в новой тональности.
Если это слишком сложно, не беспокойтесь об этом!
Придерживайтесь основ, которые мы рассмотрели, и, если вы хотите узнать больше, запишитесь на курсы в местном университете.
Тоника — Субдоминанта — Доминанта — Зачем это нужно знать
Тоника — Субдоминанта — Доминанта — Зачем вам это нужно знать
Если вы когда-нибудь открывали книгу по теории музыки, вы увидите «функции» аккордов в пределах шкалы. Их знаменитые названия:
«Функции»: Тоника, Субдоминанта, Доминанта
- Тоника (это аккорд, построенный на первой ступени )
- Субдоминанта (это аккорд, построенный на четвертой ступени ) и
- Доминанта (это аккорд, построенный на пятой ступени 90) .
Но почему, ну почему это так важно? А зачем тебе это знать как басисту?
Во-первых, потому что, если вы сочиняете мелодию и хотите гармонизировать ее, эти аккорды вам очень пригодятся. И в зависимости от того, какой аккорд вы выберете, вы придадите мелодии аромат и смысл своей истории.
Я люблю простоту, и это сокращение, пусть и очень упрощенное, подводит итог:
- ТОНИК = дом
- СУБДОМИНАНТ = я иду куда-то/выхожу из дома
- ДОМИНАНТ = напряжение! Я хочу домой!
Кроме того, послушайте это во многих песнях кантри и народных песнях
Также обратите внимание на это: IV – I – V (в таком порядке) – это фрагмент из цикла квинт. Квинты представляют собой очень сильный и приятно звучащий басовый скачок. Пища для размышлений.
А минорные аккорды?
Хорошо, до сих пор мы говорили о трех мажорных аккордах в мажорной гамме и их важных функциях. Эти звуки настолько сильны, что даже 3 минорных аккорда, которые я могу построить в мажорной гамме, зацепляются за них. Минорные аккорды и уменьшенный аккорд становятся подфункциями вышеперечисленного.
Вот как:
- Аккорды третьей ступени и шестой ступени делят две ноты с тоникой. Отсюда: ТОНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ для аккордов 6-й и 3-й ступеней шкалы.
- Аккорд на второй ступени звукоряда имеет две общие ноты с четвертой ступенью звукоряда: следовательно, ФУНКЦИЯ СУБДОМИНАНТНОЙ.
- Уменьшенный аккорд в седьмой ступени звукоряда делит две ноты с доминантным аккордом: отсюда ФУНКЦИЯ ДОМИНАНТА.
Эй, подождите, а разве третья ступень гаммы не делит две ноты с доминантой? Проницательно заметил, и да. Но оно просто не звучит напряжённо, потому что не содержит кварты, которая образует интервал тритона с септакрой, тоном, называемым 9.0463 вводный тон , потому что он с готовностью возвращает домой к тонике в сочетании с указанной четвертой ступенью шкалы. Таким образом, III минорный аккорд звучит ближе к вариации хоум, отсюда и тоническая функция. И посмотрите, как сильно доминирует эта 7-я ступень гаммы.
Что нужно знать:
- Вы можете строить аккорды из каждой ступени гаммы.
- Вы делаете это, используя формулу: « играть один » — пропустить один —» play one » — пропустить один — « play one » — брать только ноты из используемой вами гаммы.
Пример, соль мажор. Гамма G A B C D E F# G. Допустим, вы строите аккорд из первой ступени гаммы: G B D. Теперь вы пробуете вторую ступень гаммы (ответы внизу). - Если вы строите аккорды в различных ступенях гаммы, вы получите три мажорных аккорда, три минорных аккорда и один уменьшенный аккорд. Сделайте это в соль мажоре и найдите все семь аккордов. (Ответ внизу, но ты сначала попробуй).
- Посмотреть все аккорды:
- Мажорные аккорды находятся в первой, четвертой и пятой ступенях шкалы.
- Минорные аккорды находятся во второй, третьей и шестой ступенях шкалы.
- Седьмая ступень звукоряда имеет уменьшенное трезвучие.
- Вы можете добавить четвертую ноту, тогда вы получите септаккорды.
- Напряжение в доминирующем септаккорде проистекает из тритона между третьей и седьмой частями аккорда, которые представляют собой 7-ю и 4-ю ступени звукоряда соответственно – ступень звукоряда – высокое напряжение, которое хочет разрешиться! И что интересно, обе ноты предпочитают разрешаться, передвигаясь на полшага 9.0080
Что все это значит для басиста:
- Если вы когда-нибудь будете в состоянии написать или написать песню в соавторстве, зная об эффектах диатонических аккордов («дом/покидая дом/хочу домой») очень полезно, чтобы помочь рассказать историю.
- Вы можете заменить минорные аккорды, чтобы создать красочные вариации основных аккордов (однако в этом должны участвовать исполнители аккордовых инструментов). Вы можете экспериментировать с различными басовыми нотами, но я не говорю, что вы можете заменить любой I на VI минор или III минор. Это создает определенный эффект — поэкспериментируйте с ним и посмотрите, сможете ли вы услышать варианты «дома».
Часто люди начинают упоминать лады, когда говорят о ступенях гаммы и аккордах. И хотя это верно (и практично, тоже), я хочу подчеркнуть, что все вышесказанное относится к функциональной гармонии , что указывает на контекст, в котором напряжение и расслабление создаются с помощью функций – Дом/выход из дома/ Я хочу домой.
Это сильно отличается от модальной гармонии . Хотя мы используем лады соль мажор, скажем, импровизируя с последовательностью аккордов Amin – D7 – Gmaj7 (то есть II-V-I) – все лады соль мажор, очевидно, используют одни и те же 7 нот. Итак, ля-дорийский = ноты соль мажор. D mixolydian = ноты соль мажор. Соль мажор = ноты соль мажор. Я рекомендую думать «дуть соль мажор», помня при этом об этой важной первой ноте в такте, чтобы ваши строки звучали красиво над основным аккордом. Но, эй, тональный материал, лежащий в основе всего этого, — один гамма – соль мажор. Не четыре , добавляя адорийский, лидийский, димиксолидийский). Если вы предпочитаете думать о них таким образом, это не так уж и неправильно. Но поскольку мы находимся в стране функциональной гармонии, я не нахожу это особенно хорошим применением для размышлений о модусах. Режимы отлично подходят для модальной музыки. [исключение см. в примечании ниже]*
Модальная музыка создает сюжетную линию песни не с помощью напряжения/освобождения функционального контекста, а с помощью гамм и аккордов в качестве цветов. У лидийского есть определенный цвет, а у локрианского — совсем другой. Кроме того, в зависимости от вида модальной музыки, другие элементы повествования имеют большее значение, чем функциональные аккорды. Примерами могут служить мелодические линии, ритмическая плотность, гармонические цвета от темных до ярких. Это происходит вне контекста функциональной гармонии (и, следовательно, вы слышите лады гораздо отчетливее). Попробуйте импровизировать на дорийском языке над аккордом 6 минор изолированно или в контексте функционально несвязанного аккорда — дорийский характер сразу бросается в глаза. Если вы используете ля-дорийский в контексте II V–I, вы скорее услышите функциональный контекст соль мажор.
Как насчет визуальной мнемоники?
- Tony Tonic — это место, где можно выпить джин с тоником.
- Салли Субдоминант уходит.
- Доминик Доминант только что приземлился на крышу и хочет пройти в гостиную. V->I похож на гравитацию — тянет вниз к базовой линии.
А вот короткое видео о функциональной и модальной музыке:
Это отрывок из нашего курса
Сноска:
*Единственным исключением являются режимы, содержащие ноты, хроматические для тональности, которые используются для создания различных цветовых эффектов.