13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции / Хабр
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Итак у нас есть цепь из 7 квинт. За тонику можно принять любой из 7 звуков.
Получаем 7 натуральных семизвучных ладов (если в звукоряде выбрать тонику — получим лад). Даю их в порядке убывания мажорности(от лидийского).
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажорC фригийскийТут есть интересная особенность. Лады обычно строят по схемам их гаммы для удобства транспонирования на любую тонику. Возьмём мажор. Формула его построения вверх 2тона полутон 3тона полутон(рисунки выше). Если построить его вниз получим одноименный фригийский который можно считать его антиподом. Только дорийский равен самому себе при этой операции — он симметричен. Для чистоты сравнивать рекомендую именно лады на одной тонике(внизу на гифке что над рисунком «хроматическая гамма»).
Звукоряд пентатоникиСуществуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладовНа квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепиВ нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:
Ещё 3 новых интервалаРазберемся как образуются названия нот и интервалов.
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Но 7 звуков на отрезке из 6 квинт для музыки мало. Надо как то обозначать и другие звуки.
И на помощь приходят бемоли и диезы. Знак диез обозначает, что берётся звук на 7 квинт выше изначального, бемоль — ниже изначального. Хотим продлить цепь вниз — добавляем бемоль к си потом ми, ля и т.д по квинтам. Хотим выше — ставим диез. Так можно получить сколь угодно много звуков:
…Fb-Cb-Gb-Db-Ab-Eb-Bb – F-C-G-D-A-E-B – F#-C#-G#-D#-A#-E#-B#…
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Гамма — это схема для музыкального инструмента с делениями, позволяющая получить последовательность звуков определенной частоты. Гаммы используют как для построения звукорядов ладов так и для околомузыкальных целей(музыканты «гоняют» разнообразные гаммы на инструментах для тренировки мышечной памяти и мышц рук). Ступень гаммы — порядковый номер звука(обозначают римскими). Схема отражает последовательность интервалов гаммы от предыдущей ступени до следующей. Основной интервал гаммы — тон, на инструменте с двенадцатиступенным делением октавы занимает 2 полутона.
Так выглядит мажорная гамма на фортепиано:
Один интервал гаммы, как соотношение частот акустических звуков, может иметь разный смысл то есть может быть разным музыкальным интервалом в зависимости от того, какие звуки квинтовой цепи, музыкальные звуки, он соединяет. Например интервалом гаммы 1,5 тона в гарм миноре ля может быть как малой терцией А-С так и увеличенной секундой F-G#.
Пониженные и повышенные ступени гаммы(встречные знаки) называют низкая и высокая. Пишут как IIIн так и IIIb.
Гамма будучи приложенной к инструменту образует акустический звукоряд который может стать музыкальным если будет соответствующим образом, музыкально, осмыслен. К примеру человек не владеющий инструментом может и не извлечь музыку из гаммы. Также и человек владеющий им но использующий гамму в целях тренировки как сказано выше. Но каким образом должны быть воспроизведены звуки чтобы они стали для мозга музыкальными и собственно музыкой? Это обширная тема для отдельной статьи. Положения для неё будут выявляться по ходу повествования.
Акустический звукоряд гаммы может отличатся от муз звукоряда(пифагорейского строя), например отклонение звуков ртс в центах вычисляется по формуле 2*квинтовых шагов(если вниз-знак минус). Перенастройка даст слышимое акустическое различие между напряженными интервалами и их энгармонизмами но большинству практикующим музыкантам не рекомендую лезть в строи так как это займет много времени и не сильно изменит вашу музыку.
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажорИнтервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Прима
Секунда
Терция
Кварта. Дальше — их обращения и производные от них
Квинта
Секста
Септима
Октава
Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста
Любой интервал от D(будь то Db или D#) до G будет квартой — считаем ре-ми-фа-соль — 4 ноты. От F до A будет терцией — 3 ноты. Но какой из всех видов терций? Единственный способ достоверно узнать — посчитать шаги между нотами на квинтовой цепи: F-C-G-D-A — 4 шага, значит большая терция.
Полная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):
Таблица интерваловМалые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.
Подобно тому как мы прибавляли диезы и бемоли к отдельным звукам тут прибавление увеличенной примы меняет качество интервала. Прибавляем бемоль к верхнему звуку большой F-A получаем малую терцию F-Ab, диез к нижнему(или бемоль к верхнему) получим уменьшенную F#-Ab(lin10)[0:19-0:27].
К Ab добавим диез что равно уберём бемоль, получим другую малую терцию F#-A. Ещё их отдалим. Добавляем бемоль к нижнему, F-A, большая терция, и ещё один — получаем увеличенную терцию Fb-A(lin11)[0:27-0:30].
C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.
На листе можно написать хоть дважды увеличенную приму C-C##(lin14) хоть уменьшенную секунду E-Fb(lin12). Но без должного контекста как не вслушивайся — большая секунда и унисон. А всё вот почему.
Звук C## находится на расстоянии 14 квинт от С. А звук на той же высоте — его энгармонизм D — всего двумя квинтами выше от С. И слух недолго думая выбирает второй вариант. Возьмём поближе. Есть к примеру малая терция C-Eb(lin3) и увеличенная секунда C-D#(lin9). Тут уже зависит от контекста. Если тоника C то выбор очевиден — м3. Если тоника E то это уже ув2:
Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:
Пары энгармонически равных интервалов и их обращенийКак видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:
Красная линия — граница цепи при тонике С(область влияния тоники)Найдём границы тоники. За тонику возьмём C и разберем как слух воспримет одинаковые по высоте и квинтовому расстоянию но разные по значению звуки F# Gb.
Если больше акцентировать минорные звуки — он воспримется минорным. Акцент на мажорные — мажорным[0:30-0:50].
Пойдем по квинтам дальше. Чем сильнее мы отдалимся от тоники, тем слабее связь с ней. В этот момент приходится выбирать — или удержать тонику или показать далекий звук позволив тонике переехать по квинтам. Временный переезд тоники называют отклонением. Постоянный — модуляцией. Без отклонения слух воспримет далекий звук, например 9 квинт вверх(F#), за его более близкий энгармонизм — 3 квинты вниз[0:51].
C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.
Почему при отклонении не сохраняются звуки предыдущей тоники(общие остаются) и отрезок квинтовой цепи съезжает?
По многочисленным исследованиям — кратковременная память способна держать во внимании 7 ± 2 объекта. У нас объект-квинтовые связи. Это позволяет нам предположить, что из бесконечной цепи квинт люди чаще используют отрезок из семи(7 звучные лады).
Теперь вернёмся к гамме.
Как выяснили гамма это абстрактное(схема неопределенного звукоряда), звукоряд — конкретное. Гамма в конкретном случае лада малоинформативна и не годится как удобная абстракция для всеобщего анализа. К примеру в звукоряде мажора III ступень гаммы даёт звук на б3 от тоники а в миноре — м3, и все такие случаи с остальными ступенями надо учесть. Гамму нужно дополнить, поместить в неё звуки всех 7 ладов одноименной тоники, и записать, с какими звуками квинтовой цепи связываются ступени полученной хроматической гаммы, что представляет все 7 ладов:
Хроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:
И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:
Делаем вывод. Слух найдя тонику отводит для неё 12 квинт 6 вверх 6 вниз что в сумме 13 звуков 2 из которых, энгармонизмы, одинаковы по высоте и потому контекстозависимы. Любой звук при одной тонике в первую очередь будет интерпретирован как один из этих ближайших 13ти. Крайние семизвучные лады цепи — локрийский и лидийский на одной тонике как раз очерчивают область её влияния.
О звуках за пределами области влияния тоникиВ мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.
Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).
О теориях базирующихся на натуральном звукорядеЕсть теоретики, акустики, упорно ищущие физического обоснования всем ладам. Они находят в натуральном звукоряде и терцию и септиму(тихие обертоны), пытаются построить на этом фундамент теории. Обосновать минор они не могут так как м3 они не нашли, а квинта вниз для них неестественно искусственна. В реальности, как показало исследование, физика кончается на квинте — дальше она становится психологическим явлением на котором и основывается вся дальнейшая логика музыкального мышления.
Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:
Окраска звуков относительно тоники по квинтам.
Вытекающая из этого окраска ладов.
Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.
Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).
Музыканты на инструментах с не фиксированным звукорядом(скрипки вокал) стараются брать диезные звуки(квинты вверх от Т) выше а бемольные — ниже их высоты в РТС для соответствия пифагорейскому строю.
Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:
0 помещаем на нужную тонику. Синие — минорные звуки, оранжевые — мажорные, цифра — их напряженность. Здесь можно посчитать количество квинтовых шагов между звуками следующим способом. Для звуков одинакового цвета(D-E слева на рисунке выше) от большего отнимает меньшее, для разных цветов просто складываем две цифры(F#-Ab справа). Скачать её можно там же(название файла «Подсказка для интервалов в линейном виде.pdf»). Также нашел удобные тоники.
Удобные тоники для освоения музыкальных звуковСтатья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:
Предыдущая статья: Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
Следующая статья: Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов
Современные интервалы в музыке. Как устроен звукоряд
Поиск оптимального музыкального звукоряда в чем-то схож с историей поиска идеального календаря. В обоих случаях человечеству приходилось искать компромисс между данностью природы и удобством использования. И ни одного шага на этом пути не было сделано напрасно.
Getty Images
В самом наглядном виде привычный нам звукоряд представлен в клавиатуре фортепиано. В каждой октаве семь белых клавиш и пять черных — всего 12 нот. А почему их именно 12, а не 13 или 6? И почему, если прислушаться, можно заметить, что квинты и кварты, взятые на рояле, звучат с явными биениями (пульсацией громкости), а терции и сексты — вообще диссонансно, неблагозвучно?
Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, придется обратиться для начала к самым азам восприятия звуков человеческим ухом. Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц. Музыкальные звуки, которые можно напеть, находятся в диапазоне 30 Гц — 5кГц. Вот этот-то непрерывный диапазон частот мы разбиваем, дробим на дискретные интервалы, создаем ноты. А может быть, и вообще не нужно никак разбивать, просто брать любые звуки в диапазоне 30−5000 Гц — вот тебе и музыка? И такой подход очень даже правомочен, он применяется музыкантами и композиторами, особенно современными.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако уже тысячи лет назад выяснили, что есть благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков: это является свойством нашей слуховой системы. Если нам нравятся какие-то сочетания двух звуков, интервалы, то мы можем придумать и зафиксировать много звуков, сочетания которых будет нам нравиться, то есть создать звукоряд, музыкальный строй. Забегая вперед, можно сказать, что музыкальных строев было создано немало, но древним первопроходцам теории музыки, не знавшим еще ни физики, ни математики, для построения первого звукоряда потребовалась самая что ни на есть зримая, природная основа.
Голоса струны
Такую природную основу дали первые музыкальные инструменты: примитивные флейты, сделанные из тростника, и натянутая струна, которая, возможно, была изначально тетивой лука. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой, знает, что колеблющаяся струна совершает также так называемые гармонические колебания — самостоятельные колебания равных долей струны. При этом она издает не только свой основной тон, но и так называемые обертоны. Половина струны колеблется с вдвое более высокой частотой (и, значит, издает звук в два раза выше основного тона). Колебания одной трети струны имеют частоту в три раза больше основной, одной четвертой — в четыре и т. д.
Начиная с Иоганна Себастьяна Баха с его «Хорошо темперированным клавиром» полифония и современная музыкальная гармония завоевала весь современный музыкальный мир.
В 12-нотном равномерно темперированном строе написаны великие произведения Шопена, Шуберта, Шенберга, Шостаковича, Шнитке и других. Это замечательная музыка. Нужно лишь всегда помнить, что есть и другая, не менее замечательная музыка, например раги Рави Шанкара, познакомившего Запад с индийской музыкой, горловое и обертонное пение тибетских монахов, византийская музыка монахов из Афона, японская музыка Гагаку, арабская традиционная музыка, современная микротоновая музыка, блюз и много, много других видов музыки. Во всех этих музыкальных традициях присутствует свой особый строй. Существуют также специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами хроматического (12-нотного звукоряда). Это и клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка. Ее специфика не имеет прямого отношения к музыкальным строям. Просто в ней не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты» – основы современной музыкальной гармонии.
Звуки всех устойчивых обертонов, гармоник свободно звучащей струны — в прямом и переносном смысле — гармонично сочетаются. Гармоники струны образуют самые совершенные консонансы, самые благозвучно сочетающиеся пары звуков, музыкальные интервалы. Вторая и первая гармоника (колебания целой струны и ее половины) относятся друг к другу по частоте как 2/1, что соответствует музыкальному интервалу «октава». Эти звуки настолько хорошо сочетаются друг с другом, что в европейской практике им дали даже одинаковые названия, например «До первой октавы» — «До второй октавы». Но мы помним: это разные звуки с разной частотой. Следующим консонансным интервалом будет тот, что образуется между третьей и второй гармониками, которые имеют отношение частот 3/2. Это квинта, основа основ музыки — в современном европейском звукоряде это интервал, скажем, между «до» и «соль». Следующий интервал — кварта, сочетание четвертой и третьей гармоник, отношение частот 4/3. Это соответствует примерно интервалу «до-фа». И т. д.
Звукоряд, который построен только на интервалах, основанных на отношениях частот гармоник, называется «натуральным», и в чистом виде он не используется в наше время нигде. В древние времена не было учения о гармонических колебаниях. Но интуитивно, эмпирически в античные времена и Средние века музыкальные математики для создания строев использовали младшие, а потом и старшие гармоники струны.
22 ноты и бамбуковые флейты
Вероятно, самым древним из известных нам сейчас звукорядов является индийский. Время его создания теряется где-то в тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о традиционных индийских музыкальных инструментах «вина» встречаются еще в «Рамаяне» и «Махабхарате». Индийцы на основе первых семи нечетных гармоник свободно звучащей струны получили основу своего звукоряда, строй нот Свара. Каким бы экзотичным нам ни представлялось сейчас звучание индийской музыки, она абсолютно идеально сконструирована с точки зрения математики и акустики. Правда, эти рассуждения относятся лишь к самому древнему из дошедших до нас способов настройки индийских инструментов, гандхара-грама (реконструкция В.Е. Еремеева). Существуют и другие способы, например шадджа- и мадхьяма-грама. Но и эти настройки включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3.
Вообще в индийской гамме 22 ноты — 7 нот Свара и 15 дополнительных нот Шрути (не 12 и не 7!). Это удивительное звучание! Тонкое, с потрясающей мелодикой исполнение традиционных индийских раг основано на идеальном с точки зрения математики и психоакустики звукоряде. Послушайте, пожалуйста, эту музыку «вживую», вы получите несравненное удовольствие!
В основе принципов создания китайского звукоряда Люй-Люй (как, впрочем, и древнеиндийского) лежат космологические теории. Принципы построения китайского звукоряда основываются на взаимодействии Ян и Инь, мужского и женского начала, Неба и Земли.
Согласно преданию, император Хуан-ди (III тысячелетие до н.э.) приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы — фениксы, самка и самец, которые спели по шесть нот — шесть «иньских» и шесть «янских», взаимодействовавших определенным образом. Постигнув устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы.
Китайцы выяснили, что с помощью интервалов «квинта» и «октава», соотношений 2/1 и 3/2, можно настроить любой инструмент (12-нотный музыкальный строй назвали Люй-Люй). Современные настройщики данный способ настройки называют «октаво-квинтовым кругом» (откладываем квинты вверх, а затем понижаем найденные ноты октавами, чтобы не было большого разброса звукоряда по высоте).
И вот именно здесь у нас впервые появилось число 12: количество нот в одной октаве. Какой в этом физический смысл? Да никакого! Просто 12 квинт примерно равно семи октавам, и это соотношение оказалось зафиксированным в истории.
Для традиционной китайской музыки особое значение имеет пентатоника, пять нот. Это многим кажется странным: зачем брать всего пять нот, когда есть двенадцать? Тут, во-первых, необходимо помнить о мистической роли числа 5 в древнекитайской философии. Ну а во-вторых, строй Люй-Люй получился нетемперированным, то есть соседние ноты не имеют меж собой равных частотных интервалов (как на рояле или современной гитаре).
Это особенность всех систем, основанных на чистых, натуральных интервалах, которые построены на гармониках струны. Имея 12 нот Люй-Люй, от каждой из которых может быть отложена любая ступень пентатоники, мы получаем 60 (12х5) ладотональностей с различными окрасками и множеством звуковых нюансов. Это очень, очень богатая основа для создания музыки. Гораздо шире, чем применяется сейчас.
Удивительным представляется тот факт, что китайский звукоряд Люй-Люй совпадает с точностью до мелочей со звукорядом Пифагора, основателя европейской математической и музыкально-философской школы, который жил в VI веке до н.э. Пифагор был первым человеком в Европе, кто провел настоящие научные эксперименты со струнами, выявляя математико-акустические закономерности с помощью специального приспособления — монохорда.
В результате этих экспериментов Пифагор выделил идеально гармоничную, с его точки зрения, четверку чисел: 12, 9, 8 и 6. Здесь 9 и 8 — это, соответственно, среднее арифметическое и среднее гармоническое между числами 12 и 6 (интервальный коэффициент октавы 2/1). Числа 9 и 8 соответствуют абсолютно консонансным интервалам квинта и кварта.
От чистоты к уравниловке
Долгое время, вплоть до Средних веков, европейцев вполне удовлетворял пифагорейский музыкальный строй. Однако, когда развитие музыки привело к созданию таких инструментов, как орган, клавикорд и др. , возникли проблемы с их настройкой. Как уже говорилось, что индийский, что китайский Люй-Люй, что пифагорейский — строи нетемперированные. То есть расстояние между двумя соседними нотами разное. Казалось бы — ну и что?
А то, что почему-то именно в Европе сильно проявилось желание не просто петь и играть на музыкальных инструментах одноголосные мелодии, но брать сложные аккорды: трезвучия, септаккорды и проч. Почти все такие аккорды во всех нетемперированных строях звучат неблагозвучно.
Но первое слово опять за китайцами. Изобретателем современного равномерно темперированного 12-нотного строя считают музыканта и математика, принца династии Мин Чжу Цзай Юя (р. 1536). В XVI—XVII вв.еках темперированный строй исследуют в Европе. В 1722 году публикуется эпохальная работа И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». «Хорошая темперация» не была еще равномерной темперацией в современном понимании, но уже позволяла более-менее успешно играть в любой из тональностей.
Высота n-ной ноты в современном 12-нотном равномерно темперированном строе вычисляется по формуле: Fn = F0•12/2n. Таким образом, во-первых, расстояние между каждыми двумя соседними нотами одинаково, а во-вторых, для любой ноты, кроме двенадцатой (октава), интервальный коэффициент (отношение частот) — иррациональное число и не может быть выражен в виде отношения целых чисел. Значит, нет и «чистых» интервалов.
Теперь нестыковки между ними как бы размазаны по звукоряду. Темперированные квинта и кварта еще более-менее похожи на «чистые» 3/2 и 4/3, но вот терции и сексты в таком строе звучат с явно слышимыми биениями. Детский слух эти биения хорошо слышит, взрослый, «развитый», уже часто нет. Если же мы хотим, чтобы и терции, и сексты звучали «чисто», нам нужно сделать другую разбивку октавы. Почти идеальным для полифонии считается 53-нотный равномерно темперированный строй. Но сделать рояль или орган с такой настройкой технически трудно, а играть на нем будет тяжеловато.
— это музыкальная линия или мелодия
музыкальная линия — это мелодический контур песни или музыкального произведения. Это последовательность звуков, которые могут быть диатоническими, хроматическими или их комбинацией, которые составляют мелодию. Этот термин также может относиться к общей мелодической дуге песни или произведения. В джазе музыкальная линия часто импровизируется.
Мелодия или последовательность звуков — это музыкальное качество ; это мелодия стиха, узор. Музыка – это ритмически организованная последовательность отдельных звуков, связанных друг с другом для образования фразы или понятия. Мелодия — это название, данное среднеанглийской мелодии, которая возникла на старофранцузском языке, и позднелатинской мелодии, которая возникла на греческом языке и происходит от слова mel*di*, что означает «хоровая песня». Collins Thesaurus of the English Language 2nd Edition, Complete HarperCollins Publishers впервые опубликовали статью в 1995. Сочетание приятного потока музыкальных тонов и краткого эстетического знака. Мелодия — это то, о чем я говорю. Это первая часть гармонизированного произведения. Он мелодичен во многих отношениях.
Нотоносец (США и Великобритания) или нотоносец (Великобритания) (множественное число: посохи или нотоносцы) представляет собой набор из пяти горизонтальных линий и четырех пробелов, которые обозначают различную музыкальную высоту или, в случае перкуссионного нотоносца , различные ударные инструменты.
Музыкальные строки мелодические высказывания , составляющие основу композиции. Можно использовать вокальную линию или голос, а также инструментальную линию. Строка или фраза, или завершенная мысль — это музыкальная фраза или мысль, которую обычно называют строкой.
Краткое описание мелодических линий. Каждая нота в последовательности имеет свой характерный звук. В этом контексте можно встретить воздух, линию, мелодическую фразу , мелодию, напряжение, мелодию и другие синонимы.
Мелодия Мелодия является ключом к музыке, поскольку она является частью памяти слушателя и напевается. Музыка, сочиненная в гармонии и тональности, отличается своей мелодичностью. Когда инструмент имеет отчетливый тембр или цвет тона, вы можете услышать основная мелодия .
Какова основная музыкальная идея или мелодия?
Авторы и права: pinimgМелодия — это музыкальное произведение, широко известное как «мелодрама». (Несмотря на то, что оно также может относиться к ритму или последовательности аккордов, чаще всего оно ассоциируется со словом.) Мотив — это короткая музыкальная идея, похожая на фразу, но более короткая по длине. Короткая мелодическая идея также может называться мотивом, мотивом, клеткой или фигурой.
Отличие музыки от шума
Музыка определяется как сочетание вокальных или инструментальных звуков для создания ощущения формы или эмоций. Это основано на стандартах ритма, мелодии и гармонии. Простая народная песня и сложная электронная композиция подпадают под категорию музыки.
Музыкальные термины
Авторы и права: takelessonsТермин — это слово или фраза, используемые для описания концепции. В музыке термины используются для описания различных аспектов музыки, таких как мелодия, гармония, ритм и так далее. Понимая и используя эти термины, музыканты могут более эффективно общаться друг с другом.
Хорошее понимание языка инструмента поможет музыкантам улучшить свое исполнение. В этой статье Одри Хант рассматривает некоторые из наиболее часто используемых терминов и определений в музыкальной индустрии. Это музыкальная гамма , в которой играется каждый полутон, восходящий и нисходящий. Дирижер, также известный как «Отец музыкального выражения», дает указание своему оркестру играть в гармонии. Чтобы вдохнуть жизнь в произведение, музыканты вводят мельчайшие отклонения в ритме и громкости. Это название области, в которой расположены строки и пробелы в нотоносце (или нотоносце). Ниже приводится список ключей, используемых в современной музыке.
Ключ G также известен как скрипичный ключ из-за того, что он часто пересекает линию G. Художник несет ответственность за интерпретацию и создание, а это значит, что он может воплотить музыку в жизнь. Музыка аморальна, потому что служит нравственной цели. Мирозданию дана душа, разуму даны крылья, воображению дан полет, всему дано очарование и веселье. Плавный стиль представлен эффектным кантабильным цветом. Гамма состоит из ряда целых и полушагов, расположенных в алфавитном порядке. Композиция Decet — это композиция, для исполнения которой требуется десять музыкантов.
Темп или скорость, с которой музыка воспроизводится или поется, называется анданте. Название статьи «Одри Хант (автор)», которая была опубликована 7 января 2019 года. Спасибо, что нашли время оставить комментарий на моем хабе; Я очень ценю это. Эта статья была написана, чтобы помочь другим лучше понять музыкальных термина . Было подтверждено, что я достиг своей цели. 16 февраля 2011 года женщина по имени Одри Хант из Парампа, штат Невада, произнесла речь. Я полагаю, что мои глаза были отвлечены слезой или двумя во время рассматриваемых слов.
В результате я полностью осознаю, что вы имеете в виду каждое слово, которое пишете. Большое спасибо, что нашли время присоединиться к нам в HP. 13 февраля 2011 года в Pahrump Nevada вышла новая работа Одри Хант. Вы поверите, что я тоже слушаю ту же «Рапсодию в стиле блюз», когда сижу здесь и печатаю? Реджи, большое спасибо, что прочитали и прокомментировали мой центр. Мы с нетерпением ждем сегодня прекрасного дня.
Все, что вам нужно знать
Вы пытаетесь разгадать тайну инструментальных и вокальных мелодий? Мелодия — один из самых важных и основных элементов музыки, поэтому понимание того, как работают мелодии, является абсолютной необходимостью для любого музыканта.
В этой статье мы ответим на все ваши острые вопросы, такие как «Что такое мелодия в музыке?», «Как работают музыкальные мелодии?», и поможем вам определить ключевые мелодии на протяжении всей истории, от классической музыки до поп-музыки. . Давайте погрузимся в это!
Что такое мелодия?
В своей простейшей форме определение мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, играемых в определенном порядке, называемом музыкальной фразой или мелодической фразой. Все, что создает отчетливые музыкальные ноты, может создать мелодию. Мелодии могут состоять из одной и той же ноты, сыгранной несколько раз, или из нескольких нот, обычно в пределах какой-то гаммы, как описано ниже.
Например, когда вы поете или играете «С днем рождения», это все та же мелодия. То, как поются основные фразы в «С днем рождения», остается прежним, поскольку мелодическая линия передается от одного человека к другому.
В нотной записи мелодии — это просто строки из нескольких нот, обычно окончание в баре или в конце определенного такта. В музыкальной композиции мелодии могут быть сложными или невероятно простыми, но большинство из них предназначены для того, чтобы запоминаться.
Когда вы «не можете выкинуть песню из головы», вы, скорее всего, имеете в виду основную мелодическую линию.
Вокальные мелодии, особенно в поп-музыке, должны быть липкими, что делает их такими важными. Мелодии — огромная часть того, что делает музыку запоминающейся. Несмотря на то, что одна мелодия состоит из нескольких элементов, хорошо продуманная мелодическая музыкальная фраза должна звучать непринужденно.Мелодии обычно выделяются на фоне остальной части произведения тем, что вносят в музыкальную композицию новые идеи. Например, когда группа исполняет песню, партии ударных, баса и аккомпанирующего фортепиано будут более или менее продолжать играть одинаковые партии на протяжении всей песни. в соответствии с последовательностью аккордов . Вокалист, с другой стороны, берет на себя ответственность за мелодию.
Вокалист может использовать одни и те же ноты из последовательности аккордов, но их часть, естественно, выделяется среди остальной инструментальной поддержки, поскольку мелодия их вокальной музыки постоянно вводит новые мелодичные фразы в музыкальное произведение. Слушатель воспринимает мелодию легче, поскольку она выделяется среди остальных аккордов и инструментов, играемых в любой момент времени.
Элементы мелодии
Итак, из чего состоит мелодия? В музыкальных произведениях к центральным компонентам мелодической фразы можно отнести следующие:
Шаг
Мелодия состоит из множества звуковых нот. Можно иметь мелодию всего с несколькими нотами, которая все еще «работает». Хороший пример — «One Note Samba»:
.Чаще всего мелодии используют несколько тонов, чтобы добавить интереса и создать больше мелодической дуги в музыкальном произведении. Тем не менее, есть много способов успешно написать мелодию , так что не пытайтесь зацикливаться на одном элементе отдельно.
Контур
Контур или форма мелодии говорят сами за себя. В буквальном смысле это форма последовательности нот или мелодии в музыкальном произведении. Вы можете видеть определенные дуги, когда пишете мелодические фразы на нотах.
Некоторые мелодии будут делать большие скачки от одной ноты к другой, в то время как другие будут двигаться по нотному листу ступенчато. Композиторы намеренно думают о форме своих мелодических фраз, чтобы создать разные чувства и наполнить энергией всю песню.
Диапазон
Мелодический диапазон относится к расстоянию между самым низким и самым высоким тоном в мелодии. Диапазон ограничивает музыкантов, которые могут петь или иногда играть определенную мелодию. Узкий диапазон легче исполнить, в то время как более широкий диапазон может быть более сложным, но потенциально более интересным для слушателя как более сложная мелодия.
Интервалы
Интервалы относятся к расстоянию между определенными типами высоты тона или нотами в музыкальной гамме. Вообще говоря, интервал классифицируется по отношению ноты к первой ноте в определенной тональности, в противном случае — к тонике. Это расстояние обычно измеряется в полутонах. Вот некоторые из наиболее распространенных интервалов:
Унисон
Это ноты, играемые на одной высоте без расстояния друг от друга.
Малый 2-й
Эта нота на 1 полутон выше тоники (или первой ноты) гаммы.
2-й майор
Эта нота на 2 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Незначительная 3-я
Эта нота на 3 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Майор 3-й
Эта нота на 4 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Идеальный 4-й
Эта нота на 5 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Расширенный 4-й или уменьшенный 5-й
Эта нота на 6 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Идеальный 5-й
Эта нота на 7 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Малый 6-й
Эта нота на 8 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Майор 6-й
Это заметка 9полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Минорный 7-й
Эта нота на 10 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
7-й майор
Эта нота на 11 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.
Октава
Эта нота на 12 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы. Это та же нота, что и тоника, сыгранная выше или ниже эталонной ноты.
Когда написание мелодии , может быть полезно помнить об интервалах, чтобы вы могли найти проверенные способы перехода между нотами.
Структура
Это относится к тому, как строится мелодия. Если это лирическая мелодия, мелодическая линия может быть построена вокруг лирический или фраза. Другие мелодии могут быть построены вокруг определенного ритма или паттерна в музыкальном произведении.
Весы
Гамма — это набор нот в определенном порядке в тональности или семействе нот в музыке. Вы можете использовать разные лады для обозначения разных ощущений и звуков в мелодиях. Мелодии часто строятся вокруг определенной гаммы. Даже если у вас нет обширных знаний в области теории музыки, вы, вероятно, интуитивно используете мелодические гаммы.
Мотив
Мотив — это просто часть или часть мелодии, повторяющаяся на протяжении всего произведения. Например, припев песни вероятно, имеет много мелодических мотивов, которые снова и снова появляются на протяжении всего музыкального произведения.
В мире подсчета очков можно использовать мотив, чтобы объявить о появлении или повторном появлении определенного персонажа. Например, всякий раз, когда Дарт Вейдер появлялся на сцене в Звездные войны , этот мотив можно было услышать:
В то время как мотивы обычно представляют собой небольшие наборы повторяющихся нот, более крупная повторяющаяся часть или мелодическая идея могут считаться музыкальной темой.
Фраза
Фразы или фразы в песне могут ощущаться как музыкальное предложение. Не поймите меня неправильно, это не означает, что фраза должна быть законченным предложением, но музыкальная фраза говорит о том, как мелодия распределена по музыкальной строке. Хороший пример — «С Днем Рождения». Мы поем «С днем рождения тебя» и делаем паузу, прежде чем петь следующий набор слов.
Следовательно, фазирование говорит о количестве слов и нот в мелодии. Нередко четыре фразы составляют припев в популярной музыке или фразы завершаются в конце такта. Фразы помогают популярной музыке держать ритм . Группа фраз часто содержит или повторяет одни и те же или похожие мелодии.
Ритм
Ритм говорит о том, как вы выражаете конкретную мелодию. Есть много разных способов артикулировать один и тот же набор нот. Ритм может сказать вам, на какой ноте играется ваша мелодия и как она звучит между нотами в вашей мелодии.
Мелодия Против. Гармония: в чем разница?
Мелодии и гармонии часто путают друг с другом, хотя на самом деле это совершенно разные вещи. Самая большая разница в том, что мелодии стоят сами по себе. Гармонии исполняются по отношению к определенной мелодии, обычно с определенным рисунком интервалов, чтобы создать приятную для звучания комбинацию нот.
Гармонию также можно назвать встречной мелодией. Как правило, гармонии поддерживают оригинальную мелодию не отвлекая слишком много внимания от основной мелодической фразы. Гармония может быть выше или ниже по высоте, чем мелодия.
Вы часто обнаружите, что гармонии поются бэк-вокалистами, а мелодию поет главный вокалист. Что касается вокальных партий, певцы-альты чаще поют гармонии, в то время как певцы-сопрано, как известно, в большинстве случаев берут на себя мелодию.
Типы мелодий
Когда дело доходит до современной и классической музыки, большинство мелодий классифицируются по тому, как высота тона соотносится друг с другом по направлению. Вы можете описать движение мелодий с помощью восходящих и нисходящих терминов.
По возрастанию
Восходящая мелодия относится к разделу звуков, в котором каждый шаг повышается по тону и частоте.
По убыванию
Нисходящая мелодия понижает высоту звука на протяжении всей мелодической фразы.
Мелодическое движение
мелодичное движение говорит о том, как последовательность нот или мелодий перемещается по определенной фразе. Перетекает ли одна высота в соседнюю ноту? Или инструменталист перескакивает с одного большого интервала на другой? Эти два типа движения называются конъюнктивным и дизъюнктивным мелодическим движением.
Соединение
Конъюнктивная мелодия — это когда мелодическая фраза повышается и понижается по высоте, как правило, ступенчато. Совместное движение может быть таким же простым, как движение вверх и вниз по шкале, написанной как фоновая мелодия композиции. Отличный пример совместного движения можно найти в «Оде к радости». Обратите внимание, как ноты мелодии плавно переходят от одной ноты к другой, создавая центральные мелодии всей композиции.
Раздельное
Дизъюнктное движение характеризуется большими пропусками по всей мелодии, часто с большими интервалами, пропускающими соседние ноты. Прекрасные примеры дизъюнктивного движения можно найти в исполнениях «Звездно-полосатого знамени», которые начинающим музыкантам и вокалистам бывает сложно петь из-за большого количества мелодических пропусков.
youtube.com/embed/N_lCmBvYMRs»>Микс
Смешанное движение представляет собой нечто среднее между дизъюнктивным и конъюнктивным движением. Переключение между двумя типами мелодического движения может помочь создать контраст и интерес во всей музыкальной композиции.
В дополнение к этим более общим типам вы также найдете более конкретные формы мелодического движения, когда две мелодии проигрываются одновременно:
Параллельный
Параллельное движение — это когда две мелодии движутся вместе по восходящей или нисходящей, сохраняя одинаковые интервалы между фразами.
Аналог
Подобное движение в точности похоже на параллельное движение, за исключением того, что обе мелодии должны быть восходящими или нисходящими. То же направление и то же время в мелодии.
Вопреки
Противоположный ход — это когда одна мелодия опускается, а другая восходит, и наоборот. Когда это происходит с одинаковыми интервалами, это называется строго противоположным движением.
Косой
Наклонное движение — это когда одна мелодия остается на одной и той же ноте, а другая движется любым образом, создавая контраст между двумя мелодическими фразами.
История мелодий в музыке
Музыка у нас в крови. История музыки насчитывает не менее 35 000 лет, но некоторые эксперты считают, что мы поем столько же, сколько можем говорить. Неудивительно, что мелодии передавались из поколения в поколение задолго до того, как они были задокументированы.
Тем не менее, одна из старейших задокументированных мелодий известна как Hurrian Hymn #6, которая звучит так:
.Мелодия была найдена на глиняных фрагментах, написанных где-то в 14 веке до нашей эры. Эта мелодия, скорее всего, исполнялась на лире и арфе.
Очевидно, что в нашей мелодической истории много пробелов, но мы можем увидеть истоки другого мелодического стиля в греческой пьесе под названием Seikilos Epitaph, которая, скорее всего, исполнялась на лире:
youtube.com/embed/mGfOHoun0OQ»>Когда начинается классическая музыка, мы начинаем видеть больше вариаций, особенно с точки зрения песен, которые более оптимистичны с введением клавесина. Мы можем начать видеть мелодические вариации, при этом мелодия все больше отклоняется от инструментальной поддержки с введением произведений классической музыки в исполнении таких композиторов, как Моцарт:
Со временем музыка превратилась в множество жанров, включая блюграсс, джаз, рок, диско, R&B, хип-хоп, фолк, ду-воп, и этот список продолжает развиваться и сегодня. Мелодии в определенных жанрах могут иметь определенную структуру масштаба больше, чем другие, но нет никаких ограничений для построения мелодий.
Мелодия в музыке сегодня
Сегодня есть бесконечные возможности для мелодий, какими мы их знаем. Если вы посмотрите на популярные чарты, вы найдете разреженные ноты, упрощенные мелодии и столь же сложные мелодии с широким диапазоном, любимые одними и теми же людьми.